Краски своими руками

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Краски своими руками

Ханявина К.А. 1
1МБОУ Пильнинская средняя школа №2 им. А.С.Пушкина
Сулиманова К.Я. 1
1МБОУ Пильнинская средняя школа №2 им.А.С.Пушкина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я учусь в 3 классе. Уже несколько лет занимаюсь в кружке «Художественная лепка из глины» и очень люблю рисовать и хожу в школу искусств на кружок «Изобразительное искусство».

В кружке лепка мы красим глиняные поделки гуашью, а в художественной школе мы используем различные краски: гуашь, акварель, пастель, акриловые краски и масляные. В настоящее время разнообразие красок очень велико. Это очень увлекательно: превратить альбомный лист в невероятной красоты произведение искусства. Однажды, я увидела, как мама красит пасхальное яйцо в луковой шелухе и оно окрасилось в красивый коричневый цвет. Я решила выяснить, есть ли краски в овощах, травах и ягодах. Меня заинтересовал вопрос как появились краски? И можно ли в домашних условиях получить краски и нарисовать ими рисунок и окрашивать предметы.

Актуальность

В нашей жизни краски занимают большое место. Мир красок делает окружающий мир красочным и прекрасным. Рисуя красками, мы и не задумываемся о том, из чего они изготовлены и как влияют на наше здоровье. Использование недорогих, экологически чистых красителей, доступных в домашних условиях, которые не оказывают вредного влияния на здоровье школьников – это актуально.

Цель:

Получить самостоятельно натуральные краски из ягод, овощей и других натуральных веществ, как экологически чистого материала в домашних условиях и выяснить все их достоинства и недостатки.

Задачи исследования:

● Ознакомиться с научной литературой по теме исследования

● Изучить свойстваи разновидности природных красителей

● Изготовить натуральные краски в домашних условиях самостоятельно

● Попробовать красками, полученными в домашних условиях выполнить рисунки, окрашивать яйца и ткань

● Провести для одноклассников мастер-класс по рисованию натуральными красками

● Провести среди учеников 4 «Б» класса и 3 «Г» класса опрос и проанализировать результат.

Гипотеза

Я считаю, из доступных природных материалов цветов, ягод, овощей, растущих рядом и других натуральных веществ можно получить красители для окраски без вреда для здоровья, но они будут отличаться от искусственных красителей.

Объект исследования: природные краски

Предмет исследования: способы получения природных красок и красителей

Методы исследования:

● Сбор информации

● Наблюдение

● Экспериментальное исследование

● Анкетирование учащихся

● Анализ результатов

Глава 1. Основная часть. История появления красок.

Мир красок удивителен. Он похож на цветной луг, который наполнен множеством оттенков и цветов. Мир цветов и предметы были бы скучными и унылыми без ярких сочных красок. Человек всегда старался подражать природе, создавая сочные, чистые и яркие краски. Из литературы я узнала, что история красок началась вместе с появлением человека. Люди, которые жили в пещерах, рисовали на камнях охотников и бегущих животных. Краски были сочные, яркие. А где же пещерные люди брали краски? Краской до девятнадцатого века с древнейших времен было то, что дарил мир природы - плоды растений, земли, насекомые и животные. Самой первой краской была глина. Тонко растерев красную и желтую глину, древние люди получали красный и желтый краситель или пигмент, как говорят художники. Чтобы лучше эти краски держались на камне, первобытные люди замешивали краски на животном жире. Черный пигмент получали из угля и сажи, белый получали из мела. Проходило время. Людям понадобились другие краски, более яркие и стойкие. Краски, которыми можно было бы разрисовать выделанные кожи, первые ткани, головные уборы. Со временем человек научился получать желтую краску из коры барбариса, малочая и ольхи. А из оболочки грецких орехов, из отвара луковой шелухи, коры дуба получали коричневую краску. Краску красного цвета получали из разных ягод и овощей: смородины, свеклы.

Изучая литературу, я узнала, что каждая краска, которыми я сегодня пользуюсь, имеет удивительную и длинную историю. Во время средневековья художники открыли нам масляные краски. Они имели свои преимущества: надежность, стойкость и быстро высыхали. Для масляных красок основой служили растительные масла: льняные, маковые и ореховые. Были художники средневековой живописи, которые создавали свои краски другим способом. Они замешивали красящие вещества на яичном белке и на казеине, который получали из молока.

А у нас в России интересную историю красок изучают по иконам. В рукописном и иконописном деле в XI - XIII веках наиболее ранними красками считались голубая лазурь и киноварь, различные охры и сажи, зеленые ари, которые получали из белила, меди, свинца. Краски, полученные из природных ферментов отличались своей удивительной прочностью и разнообразием оттенков цветов. В музее до наших дней сохранилась икона Дмитрия Салунского. Иконе более 600 лет, но она и в настоящее время в хорошем состоянии. Древнейший мастер из Пскова сам получал эти краски.

1.2. Виды красок

Натуральные и синтетические краски. Исследуя разные краски, я заинтересовалась, чем отличаются природные пищевые красители от синтетических и искусственных. Считается, что природные красители самые безопасные и безвредные для человека. Но есть и минусы природных красителей, они не подлежат длительному хранению и труднодоступны. Именно поэтому многие производители красок добавляет свою продукцию вещества синтетического происхождения. Читая научную литературу, я узнала, что из природных источников можно получить натуральные красители. Природные красители можно изготовить из фруктовой кожуры, различных плодов, ягод, трав, листьев, овощей, семян, коры растений и других натуральных веществ.

Из-за своего естественного природного происхождения им свойственны менее яркие цвета и они мало устойчивы к внешним воздействиям, чем синтетические красители. Интересно то, что природные красители можно получить из живых существ. Например, я узнала, из тел щитовиток, которые питаются листьями кактуса, получают красные красители. Их специально собирают в Африке, Центральной Америке и в Испании. Изучая литературу, я пришла к выводу, что добыча натуральных пищевых добавок, довольно длительный и трудоемкий процесс, который требует много времени и сил, а также финансовых затрат.

Виды красок для рисования

Рисование – это моё любимое занятие. Чтобы рисовать рисунок или картину, необходимо уметь рисовать и сочетать цвета. Этому меня учила моя мама, учитель в школе на уроках изобразительного искусства и преподаватель в художественной школе. Рисуя, я должна передать на бумаге свое настроение, идеи и мысли, а также при этом использовать различные стили живописи и широкую палитру красок. Краски бывают разных составов, видов и предназначений.

Детские краски.

К детским краскам относится акварель. Они предназначены, чтобы рисовать на бумаге. Акварельные краски - прозрачные и легкие, обладают широким спектром и они экологически чистые. Акварелью я пользуюсь с раннего детства и мне вполне нравится ими пользоваться. А на кружке я часто пользуюсь гуашью. Эти краски похожи на акварельные. Ими легко пользоваться, можно исправить ошибки на рисунке и создавать объемные образы. Добиться ровного фона бывает иногда сложно.

Профессиональные краски.

Когда я рисую картины на выставки, я использую разные художественные материалы: акриловые краски, гуашь, масляные краски, пастель.

Акриловые краски - это яркие цвета, которые не выгорают на солнце, не тускнеют, им свойственна водостойкость и после высыхания они не образуют трещин.

Гуашь - вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель. В гуашевых красках присутствуют белила. Благодаря этому рисунок гуашью получает некоторую приглушённость цветов. Также рисунки после высыхания становятся более светлыми — выбеливаются (поэтому от художника требуется некоторый опыт в работе) и приобретают нежную бархатистость и матовость.

Пастель - цветные мягкие, сухие мелки или карандаши без какой либо оправы, сделанные из стертых в пудру и спрессованных красочных порошков (пигментов). Чтобы пигменты имели форму, обычно это бруски с квадратным или круглым сечением, в них добавляют клейкий сок из коры некоторых пород деревьев. Этот сок называется камедь. Но если пастель другой разновидности, то в ее составе будут воск, минеральные масла и прочие связующие вещества. Иногда в пастель добавляют гипс, мел или молоко.

Масляные краски - прочные краски, ложатся на бумагу жирными мазками, выпускается в тюбиках, имеет густую консистенцию. Эти краски при работе требуют определенных навыков и времени, поэтому они предназначены для художников с опытом.

Существуют темперные краски - темперные краски один из древнейших живописных техник. Они долговечны, не смываются водой после высыхания, но есть недостаток, они могут терять со временем цвет. Их называют еще «яичные краски», так как эти краски замешаны на яйце.

Состав красок.

Изучая литературу, я узнала, что в состав красок входят связующее вещество и пигмент. Связующее вещество вязкое, которое делает цветной порошок более жидким, удобным для рисования на бумаге, холсте и на другой поверхности. Пигмент - это сухой краситель, это цветной мелкий порошок, его изготавливают из яркого песка, цветных камней и глины. На листе бумаги сухой краситель не может держаться, поэтому следует применить связующее вещество, которое связывает и склеивает частички сухого красителя в единую цветную массу. Это яйцо, масло, мед - связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

2. Практическая часть

Я очень люблю рисовать, мне интересны уроки изобразительного искусства. Уроки изобразительного искусства проходят в нашем классе очень интересно и познавательно. Меня заинтересовал вопрос как ученики других классов относятся к урокам изобразительного искусства. С этой целью я провела анкетирование в 4 «Б» классе и 3 «Г» классе. Всего 40 человек. Ученикам были предложены следующие вопросы:

Любишь ли ты рисовать?

Какие виды красок ты знаешь?

Знаешь ли ты, что краски можно делать в домашних условиях?

Пробовал ли ты получить краски самостоятельно? (Приложение 12)

Многие ученики на первый вопрос, а это 36 человек из 40 ответили да, а 4 нет. На второй вопрос анкеты результаты были следующие: акварельные краски 26, гуашь 4, масляные краски 5, пастель 3 и 1 человек ответил темперные краски. На третий вопрос ответы были: да 10, нет 30. А на четвертый вопрос, пробовали ли получить краски в домашних условиях, ответы были таковы: да 36, нет 4 человека. (Приложение 12)

Изучив научную литературу о красках и о процессе изготовления красок, я решила получить в домашних условиях экологически чистые краски. Я решила создать альбом с рисунками, нарисованными с применением мною полученных красок и мне захотелось вовлечь одноклассников в эту интересную работу. Следовательно, поэтому мне было необходимо получить краски разных цветов.

2.1. Эксперименты.

Для проведения экспериментов я приготовила заранее растительное сырье: луковая шелуха, ягоды жимолости, черной смородины и вишни, вареную свеклу, морковь, петрушку, натуральные вещества, активированный уголь, мел, растительное масло, мёд. Оборудование: кастрюля, стаканы, стеклянные бутылочки, плита.

Эксперимент 1.

Получение коричневой краски из луковой шелухи. (Приложение 1)

1. Начистила луковую шелуху, залила 1 л. воды, поставила на газ, положила куриные яйца, довела до кипения и кипятила 30 минут. Получились красивые куриные яйца коричневого цвета.

Эксперимент 2.

Приготовление красной краски. (Приложение 2)

Сварила свеклу, остудила, почистила и натерла на тёрке. Переложила полученную массу в марлю и в тарелку, небольшими усилиями отжала сок, процедила. Для предания связующих свойств я добавила несколько капель масла, а для загустения при помощи муки, смешала до пластичной однородной массы.

Эксперимент 3.

Получение оранжевого цвета из моркови. (Приложение 3)

Морковь почистила, натерла на терке. Полученную массу переложила в марлю и отжала сок в тарелку. У меня получился красивый оранжевый краситель для моих экспериментов для рисования.

Эксперимент 4.

Получение черной краски. (Приложение 4)

Для получения черной краски я взяла активированный очищенный уголь, измельчила пестиком в ступке. А потом просеяла и смешала порошок с клеем ПВА. Получился черный ровный цвет, он хорошо ложился на бумагу. Далее я попробовала порошок из угля смешать с медом. Вывод: цвет получился серый, но рисунок долго высыхал.

Эксперимент 5.

Получение темперной краски. (Приложение 5)

Из научной литературы я узнала, что темперная живопись берет начало в глубокой древности. Эту технику использовали для создания икон. Это удивительно прочная и долговечная краска, так как в качестве связующего звена использовали обычное куриное яйцо. Такая краска на стене и на холсте может держаться много сотен лет, но в баночке она портилась быстро и ввиду этого готовить ее приходилось ежедневно.

Я в порошок измельчила мел и смешала с яйцом. Получилась однородная масса, так как яйцо и мел хорошо смешались.

Вывод: рисунок при высыхании оказался самым прочным не обсыпался и растрескался.

Эксперимент 6.

Получение желтой краски. (Приложение 6)

Для получения желтой краски, я взяла порошок куркумы и смешала с яичным желтком до получения однородной массы. В однородную массу добавила несколько капель масла для придания связующих свойств.

Эксперимент 7.

Получение зеленой краски. (Приложение 7)

Для приготовления зеленой краски я измельчила пучок петрушки и приготовила отвар. Смешала отвар с мукой и получила однородную массу.

Эксперимент 8.

Получение ярких красок. (Приложение 8)

Для этого я взяла различные ягоды: жимолость, смородину, вишню. Сок выдавила в разные посуды. Попробовала смешать сок с медом. Получила нежные красивые цвета. Вывод: стала рисовать, краска хорошо ложилась на бумагу, но цвета получились чуть тусклыми по сравнению с акварельными красками.

Эксперимент 9. (Приложение 9)

Целью последнего эксперимента было узнать, как полученными соками окрасят ткань. Я взяла сок свеклы. Приготовленную белую салфетку я опустила в натуральный краситель на три часа, вынула и высушила. Ткань салфетки окрасилась в цвета сока свеклы. Можно сделать вывод: Ткань можно окрашивать соками и отварами из разных натуральных продуктов без вреда для себя и ткани.

Результаты экспериментов.

В результате экспериментов, проведенных мною я получила краски разных цветов и консистенции. Яркие и насыщенные цвета получились из куркумы и сока свеклы. Краски, которые я приготовила из разных соков, получились приятной однородной консистенции. А краски, которые я получила из органических веществ из порошка специи и органических веществ уголь, мел имели неоднородный состав. Вещество, которое я применяла в качестве пигмента полностью не растворилось.

Натуральные краски, которые я получила в результате экспериментов отнесла на урок изобразительного искусства. Я провела для одноклассников мастер-класс. Мне хотелось вовлечь в эту интересную деятельность всех учеников. Они с удовольствием рисовали моими красками, полученными в домашних условиях. Получились замечательные рисунки. Мы организовали выставку и назвали её «Чудесный мир натуральных красок». Потом мы сравнили рисунки, они получились менее яркие, чем рисунки, нарисованные гуашью. При этом краски экологически чистые и безопасны для здоровья. (Приложение 10) Из рисунков учеников я составила альбом и назвала его «В мире натуральных красок».

Заключение.

Проводя итог моей исследовательской работы нужно отметить, что мне как человеку творческому было интересно экспериментировать, получая краски в домашних условиях. Я узнала познавательную историю возникновения красок. Интересно было узнавать о составе красок. Проведя эксперименты, я получила разные краски. Эти краски мы применили на уроках изобразительного искусства и окраски ткани. Получились замечательные рисунки. В процессе работы убедилась, эти краски экологически чистые, безопасные и имеют естественные цвета.

Таким образом, в результате проведенной мной работы были достигнуты цель и задачи исследования. Моя гипотеза подтвердилась, что природные красители можно получить в домашних условиях. Они довольно сравнительно стойкие, но не такие яркие, как искусственные. Практическая значимость моей работы состоит в том, что она может применена на уроках изобразительного искусства, окружающего мира и во внеклассной и внеурочной работе, например, на занятиях кружка «Исследователи».

Выводы

Изучив и проанализировав источники литературы по теме исследования и проведя эксперименты я пришла к выводам:

● История красок началась с появления человека

● Краски для рисования состоят из пигмента и связующего вещества

● В ходе экспериментов были получены краски разных цветов и оттенков

● Природные красители можно получить в домашних условиях

● Краски, полученные в ходе экспериментов имеют свои преимущества и недостатки

● Природные красители можно использовать для раскрашивания рисунков и окраски тканей

● Природные красители являются экологически чистыми, так как для их получения используют безопасный для здоровья материал.

Список используемой литературы:

1.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 1998.

2.Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? - Минск: «БЭСТ», 2008.

3. Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. - Москва: «Белый город», 2002.

4.Тайны живой природы. Перевод с англ. А.М. Голова - Москва: "Росмэн", 1997.

5. Кабанова Л. «Краски радуги», Издательство: Стрекоза, Год издания: 2016 V

6. «Книга сказок В. Сутеева», Издательство: АСТ, Год издания: 2017, Кол-во страниц: 282

7. Стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар земной»

8. Дубровина Э. «Краски рождаются…», М., 1973 г.

9. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века./В.Н.Лазарев

10. www.vrn-histpag.ru

11. daksnike.narod.ru

12. ru.wikipedia.org

Приложение 1

Эксперимент №1. Получение коричневой краски из луковой шелухи.

1. Почистила лук, залила водой и положила куриные яйца.

2. После закипания варила 30 минут.

3. Получись окрашенные яйца в коричневый цвет.

Приложение 2

Эксперимент №2. Получение красного цвета из вареной свеклы.

1. Приготовила свеклу и натерла на терке

2. Переложила массу в марлю и отжала

3. Добавила несколько капель растительного масла, получился красивый бордовый цвет

Приложение 3

Эксперимент №3. Получение оранжевого цвета из моркови.

1. Приготовила морковь 2. Натерла на терке

3. Переложила массу в марлю

4. Получился красивый оранжевый краситель

Приложение 4

Эксперимент № 4. Получение черной краски

1. Взяла активированный уголь и измельчила в ступке

2. Смешала порошок с клеем ПВА

3. Получился темно-серый цвет

Приложение 5

Эксперимент №5. Получение темперной краски

1. Взяла мел и растолкла в ступке

2. Смешала с яичным белком

3. Получилась белая однородная масса

Приложение 6

Эксперимент № 6. Получение желтой краски из куркумы.

1. Я взяла порошок куркумы и смешала с

куриным желтком.

2. Добавила немного растительного масла

3. Получился ярко-желтый цвет

Приложение 7

Эксперимент 7. Получение зеленой краски

1. Я взяла петрушку и ее нарезала

2. Положила в марлю и отжала сок

3. Смешала с мукой, получился нежно-зелёный цвет

Приложение 8

Эксперимент №8. Получение ярких красок

1. Взяла ягоды жимолости, вишни и смородины

2. Через марлю отжала сок

3. Смешала с медом, получился яркий краситель

Приложение 9

Эксперимент №9. Окрашивание ткани

1. Взяла сок свеклы и опустила салфетку в натуральный краситель на 3 часа

2. Ткань окрасилась в бордовый цвет

Приложение 10

Урок изобразительного искусства.

Мой мастер-класс по рисованию натуральными красками.

Ученики с удовольствием Получились замечательные рисунки

рисовали моими красками,

полученными в домашних

условиях

Приложение 11

Выставка рисунков, нарисованных красками

полученными в домашних условиях.

Рисунки получились менее яркие, чем рисунки, нарисованные гуашью. При этом краски экологически чистые и безопасны для здоровья.

Выставка рисунков, нарисованных гуашью.

Рисунки получились яркие, цвета насыщенные.

Приложение 12

Результаты анкетирования.

Вопросы анкеты.

1. Любишь ли ты рисовать?

2. Какие виды красок ты знаешь?

Результаты анкетирования.

Вопросы анкеты.

3. Знаешь ли ты, что краски можно делать в домашних условиях?

4. Пробовал ли ты получить краски самостоятельно?

Приложение 13

Анкетирование учеников 4 «Б» и 3 «Г» класса нашей школы.

В опросы анкеты:

1. Любишь ли ты рисовать?

2. Какие виды красок ты знаешь?

3. Знаешь ли ты, что краски можно получить в домашних условиях?

4. Пробовал ли ты получить краски самостоятельно?

Просмотров работы: 380