Ёлочка живи

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ёлочка живи

Савватеева Д.А. 1
1МБОУ "СОШ № 51" г.Чита
Ивасенко О.В. 1
1МБОУ "СОШ № 51" г.Чита
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В России самый любимый праздник Новый год как у взрослых, так и у детворы. Этот праздник все ждут с нетерпением и тщательно к нему готовятся. Главным атрибутом Нового года является новогоднее дерево. И это дерево хвойной породы – это елка. (Приложение 1)

Понятие елка в обществе носит двойное значение. Так называют совокупность видов, объединенных в род «Picea». Люди, далекие от биологии, елками называют все хвойные деревья, которые используют на Новый год. В последнем случае в качестве елки используют ели, пихты, сосны. Все эти деревья принято называть новогодними елями.

Уже много лет на Новый год наша семья украшает искусственную ёлочку. И когда я спросила у родителей: «Почему?», то услышала такой ответ: «Жалко лесных красавиц». А когда, сразу после Нового года я увидела свалки не проданных сосен и елей, а чуть позже и горы выброшенных деревьев, то я согласилась со словами родителей. Действительно: « Жаль, что гибнет столько лесных красавиц».

Актуальность: Тема моей работы очень актуальна, особенно в последние годы: ухудшается экологическая обстановка в нашем городе, крае, да и во всем мире. Всё меньше и меньше остаётся хвойных лесных насаждений, потому что в Новый год вырубаются ёлки. Вместо пушистых красавиц остаются одни пеньки. Эта проблема будет всегда актуальной, пока будет спрос на новогодние ёлки и люди не осознают, что своими руками уничтожают будущее своих детей, внуков.

Я выдвинул гипотезу:  если мы будем проводить агитационную и информационную работу среди населения, то большая его часть со временем откажется от лесных красавиц – ёлочек и сосен, используя искусственные.

Цель: изучение необходимости бережного отношения к хвойным растениям и возможности уменьшения рисков их исчезновения.

Задачи:

выяснить, когда и откуда пришла в Россию традиция украшать ель на Новый год;

выяснить, почему в Забайкальском крае в качестве новогоднего атрибута используют в основном сосну;

описать деятельность учащихся по сохранению сосновых лесов в Забайкалье.

Методы исследования:

изучение литературы,

анализ источников,

исследование фактов,

описание деятельности.

В своей работе мы опирались на источники интернета и печатные издания.

Самую доступную информацию о лесах, разновидностях хвойных пород и традиции празднования нового года для детей моего возраста я нашел в детской энциклопедии. Так же много новой статистической информации я нашел на официальных сайтах лесоохранных служб.

Нами проведена большая работа по поиску и сбору материалов по теме: чтение литературы; подбор материалов в сети «Интернет»; беседы с учителем и родителями; проведение акций по информированию учащихся и их родителей. В этом и заключается практическая значимость моей работы.

Основная часть

1.1. Как хвойное дерево стало символом нового года?

Как же ель стала новогодним атрибутом?

История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена, хотя существует мнение, что этот обычай восходит к гораздо более древней традиции «майского дерева». Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии, где ель во времена язычества была особо почитаемой и отождествлялась с мировым деревом: «Царицей германских лесов была вечнозелёная ель». Именно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже — рождественским растительным символом. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды. Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажжённые свечки, на него вешали яблоки и сахарные изделия. Возникновению культа ели как символа неумирающей природы способствовал её вечнозелёный покров, позволявший использовать её во время зимнего праздничного сезона, что явилось трансформацией издавна известного обычая украшать дома вечнозелёными растениями.
После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл, и её стали употреблять в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в Сочельник (канун Рождества, 24 декабря), отчего она и получила название рождественского дерева. С этих пор в Сочельник праздничное настроение стало в Германии создаваться не только рождественскими песнопениями, но и ёлкой с горящими на ней свечами [1].
В России традиция ставить елки на Рождество появляется при Петре I. До этого символом Рождества был вертеп (Приложение 2), также пришедший из Европы. Среди указов, регламентирующих разные стороны жизни всех сословий,Петр I издал и указ ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых, на манер иноземных обычаев».Однако елка сначала никак не приживалась: еще в 30-е годы XIX века ее устанавливали только в домах петербуржских немцев и у самых знатных русских дворян, бедняки же и средний класс игнорировали нововведение. Лишь к концу XIX века рождественская елка вошла в дома всех слоев населения.Долгое время ель не украшали, только к середине XVIII века на нее стали вешать орехи, сладости и куриные разукрашенные яйца, а потом и игрушки из стекла. Первый стеклянный шарик-елочная игрушка был выдут в Тюрингии. После падения монархии в 1917 году на ель ополчилась советская власть, считавшая ее символом религиозной пропаганды. Елка (как символ и как мероприятие) оставалась запрещенной до 1935 года, когда было решено праздновать не Рождество, а Новый год. С возрождением церковной жизни в России ель вернула себе статус символа Рождества. [5].

1.2. Почему в Забайкальском крае в качестве новогоднего символа используют сосну?

В нашем регионе в качестве новогоднего дерева в основном используют сосну. Потому, что сосновые леса широко распространены в Забайкалье и занимают большие площади в отличие от еловых лесов. 68,3% территории Забайкальского края покрыто лесами (для справки: средняя лесистость России — 45,3%). Общая площадь лесов — 34,098 млн га. (Приложение 3) В основном, леса сосредоточены в северной и северо-восточной части региона. Основными лесообразующими хвойными породами являются лиственница Гмелина (Приложение 4) и сосна обыкновенная. (Приложение 5) Сибирская ель (Picea obovata) в Забайкалье немногочисленна - климат суховат. (Приложение 6)Ареал вида включает европейскую часть России, Сибирь, Дальний Восток и Северную Монголию. В Забайкалье Ель сибирская растет по падям и долинам рек в пределах юго-западного отрезка Яблонового хребта, а также иногда встречается в бассейне рек Онон, Аргунь, Шилка. Так же в Забайкалье очень редко встречается разновидность Ель сибирская голубая, отличающаяся от типичного вида голубым цветом хвои. Она включена в Красную книгу Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа[6]..

Самые же многочисленные сосновые леса образованы  сосной обыкновенной. Сосна очень неприхотлива. Сосна - вечнозеленое растение. Воздух напоен ароматным запахом смолы, которая крупными каплями выступает на стволах и ветвях.Смола сосны содержит много фитонцидов - летучих веществ, убивающих микробов. Не случайно в воздухе их гораздо меньше, чем в воздухе других типов леса. Целебную силу соснового леса используют для лечения больных, размещают в них различные лечебные учреждения[5].

1.3. Как сохранить хвойные леса Забайкальского края?

Лес – это сложная экосистема. Его состояние оказывает влияние на чистоту воздуха, питьевую воду и климатические условия. Когда-то на планете земля лесов было огромное количество. Они занимали огромные площади. Когда численность населения возросла, началось активное осваивание земель, развитие строительства, появилась промышленность, количество лесов стало постепенно уменьшаться. Люди вырубали леса для различных целей, часто без разрешения[2].

Сегодня обезлесивание превратилось в экологическую проблему планетарного масштаба. Деревья – это источник кислорода. Они поглощают многие ядовитые вещества и уничтожают микроорганизмы, которые провоцируют болезни.

Хоть деревья и являются ресурсами возобновляемыми, но проблема вырубки лесов является одной из самых серьезных в мире. Скорость их воспроизводства гораздо ниже, чем скорость уничтожения. Планете наносится огромный ущерб от вырубки леса. Все может закончиться экологической катастрофой[3].

Однако далеко не все понимают, к чему приводит вырубка лесов. Человечество еще не поняло, что деревья необходимо беречь. Ликвидация лесов приводит к нарушению кислородного цикла на планете. Это приведет к плохим урожаям, эпидемиям, увеличению количества людей, заболевших раком, к образованию озоновых дыр. Все может закончиться тем, что на некоторых территориях планеты просто невозможно будет жить – дышать будет нечем. (Приложение 7)

У человечества множество причин для вырубки лесов даже в 21 веке. И одной из таких причин является заготовка хвойного деревьев для новогодних праздников.Массовый спрос перед Новым годом на хвойные деревья порождает проблемы их незаконной вырубки и утилизации после праздников.

В России в предновогодние дни в конце 2019 года официально было продано около 364 тысяч хвойных деревьев, сообщили Минприроды РФ. При этом незаконно срублено почти 10 тыс. ёлок и деревьев хвойных пород. Поэтому государство старается жёстко регулировать вырубку деревьев к Новому году, а также принимают меры для защиты лесов:

В новогодние праздники организуются специальные ёлочные патрули, проверяющие у ввозящих в город ёлки наличие лицензии на вырубку.

Организация ёлочных лесопитомников, в которых выращиваются деревья специально для новогодних (рождественских) праздников;

Стимулирование продаж живых елей и пихт (в специальных ёмкостях — горшках, кадках) с организацией последующей сдачи их в лесопитомники для высаживания;

Так же предлагается стимулировать производство и продажи искусственных деревьев — в настоящее время предлагаются разборные искусственные ёлки весьма реалистичного вида. Их более высокая цена по сравнению с натуральными компенсируется многократным использованием. Чтобы воздействие на климат, потребуется использовать искусственные ёлки больше 10 лет,  среди прочих вариантов предлагает сделать ель из подручных материалов своими руками [3].

Огромную роль в сохранение сосновых лесов играет просветительская работа среди населения. Эта работа заключается в распространении листовок, производстве и установке баннеров с информацией о мерах по сохранению лесов, проведении акций следи молодежи и школьников, направленных на сохранение хвойного леса и многое другое.

1.4. Вклад школьников в природооханную деятельность по сохранению хвойных лесов края.

В нашей школе на протяжении нескольких лет ребята из отряда школьного лесничества проводят различные акции по природоохранной деятельности. Несколько из них направлены на сохранение хвойных лесов в Забайкалье и в частности на сохранение сосен, которые мы привыкли использовать в качестве новогоднего дерева.

Перед новым годом каждый год вся школа участвует в акциях «Елочка Живи» и «Сохраним лесную красавицу». К своей деятельности мы привлекаем учителей и наших родителей.

В чем же заключаются эти акции.

Каждый класс выпускает листовки, проводится конкурс, определяются лучшие и печатаются. С этими листовками ребята из школьного лесничества «Зеленый патруль» выходят к местам продажи сосновых деревьев для нового года и распространяют среди населения. Так же листовки распространяются среди родителей и учащихся. (Приложение 8)

Каждый класс выпускает информационные газеты и плакаты, которые информируют о необходимости сохранения хвойных лесов Забайкалья. (Приложение 9)

В классах проводятся игровые мероприятия и занятия, где ученики узнают информацию о хвойных лесах и необходимости их сохранения.

(Приложение 10)

Агитбригада школьного лесничества выступает перед классами с программой «Сохраним лесную красавицу». (Приложение 11)

В школе проходит выставка елочек, сделанных своими руками. С каждым годом в конкурсе принимает участие все больше и больше школьников. (2017г. – 23 чел., 2018г. – 44 чел., 2019г. – 57 чел., 2020г. - 74 чел.) Каждому хочется сделать самую необычную и самую красивую елочку. (Приложение 12)

Холл школы украшается новогодней инсталляцией с большой новогодней елкой, сделанной своими руками. Это пример того, что и дома мы можем сделать елку сами. (Приложение 13)

После нового года школьное лесничество участвует в акции по утилизации елок.

Ребята находят людей, которые содержат кроликов, коз и других животных, которые могут забрать ветки сосновых деревьев после новогодних праздников на корм животным.

Так же из стволов деревьев, которые ребята приносят в школу, они мастерят указки и различные поделки, которые могут послужить людям. (Приложение 14)

Мы изучали спрос на живые сосны на протяжении 3 лет среди родителей учащихся.

Если в первый год опроса живую красавицу предпочитали 82% опрошенных ( 100 опрошенных).

Во второй год живую сосну предпочли искусственной – 79%

В этом году это предпочтение заметно уменьшилось – 69%.

Для достоверности наших исследований мы опрашивали одних и тех же родителей. (Приложение 15)

Таким образом, мы можем сказать, что наша работа начала приносить свои результаты, и ее необходимо продолжать. Так мы стараемся помочь родной природе, сохранить природное достояние нашего края.

Заключение.

В результате исследования мы прочитали много литературных и интернет источников, изучили их, проанализировали, выбрали полезную для себя информацию.

Описали опыт своей работы по вопросу сохранения природного наследия Забайкалья. Сделали выводы о результатах своей деятельности.

Считаю, что гипотеза, которую я выдвинул в начале исследования подтвердилась, а цель достигнута. По результатам нашего опроса, количество семей учащихся, которые отказались от использования живых елей увеличилось. А значит, нас ждет здоровое будущее.

Список использованных источников и литературы:

Книга однотомная:

О.А.Бочурина, В.А. Коровкин, Н.Н.Михайлов. Энциклопедия для детей «Все обо всем». Компания «Клюс - С», Филологическое общество «Слово» ТКО АСТ, Москва, 1994г, с. 85

Поляков В.А. Соляник А.Г.. Практическая экология и экологизация деятельности человека.

Стадницкий Г.В, Родионов. Экология: учебное пособие.

Электронный ресурс:

https://ru.wikipedia.org/wiki

Энциклопедия Забайкальяhttp://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=626 

Приложения

Приложение 1

Фото1. Новогодняя елка.

Приложение 2

Фото 2. Рождественский вертеп.

Приложение 3

Фото 3. Карта лесов Забайкалья.

Приложение 4.

Фото 4. Лиственница

Приложение 5.

Фото 5. Сосна обыкновенная

Приложение 6.

Фото 6. Разновидности ели.

Приложение 7.

Фото 7. Съемка вырубки лесов в Забайкалье.

Приложение 8.

Фото 8. Листовки.

Приложение 9.

Фото 9. Газеты.

Приложение 10

Фото 10. Занятия и тренинги.

Приложение 11.

Фото 11. Выступление агитбригады, игровая программа

Приложение 12

Фото 12. Выставка «Елочка живи»

Диаграмма 1. Участие детей в акции «Елочка живи».

Приложение 13

Фото 13. Инсталляция.

Приложение 14

Фото 14. Поделки из сосны.

Приложение 15

Данные социологических опросов за три года 2018-2020гг.

100 опрошенных

Диаграмма 2. Результаты соц. опроса по использованию живых елок на Новый год

Просмотров работы: 70