Введение
Во втором классе у меня стало портиться зрение, я стал щуриться и у меня от этого болела голова, я сказал родителям об этом и они отвели меня к офтальмологу. Проверив мое зрение, и прибор намерил -1,5. Мне выписали лечение, капли и очки. Очки не на постоянное ношение, а только, когда я в школе. Когда мы в следующий раз приехали к врачу, то прибор намерил -2,5, и врач выписал мне очки уже на постоянное ношение.
Придя в школу, я поделился своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Алена Николаевна сказала, что проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Я обратил внимание на то, что, действительно, многие дети ходят в очках. А в нашем классе и того их 12 человек, включая меня.
Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?
Мною была выдвинута гипотеза: если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.
Цель: изучить вопрос, как сохранить зрение, здоровье глаз.
Задачи:
Выяснить причины ухудшения зрения.
Познакомить с правилами бережного отношения к зрению.
Создать буклет «Береги зрение!»
Объект исследования: глаза как органы зрения.
Методы исследования:
1. Сбор информации из книг, Интернета, журналов.
2. Наблюдения.
3. Эксперимент.
4. Анализ.
5. Опрос.
6. Интервью с офтальмологом ГБУЗ Тазовская ЦРБ.
Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.
Теоретическая часть
2.1 Строение глаза
Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.
Я поподробнее познакомился с органами зрения.90% всей информации люди получают через глаз. Человеческий глаз – сложная оптическая система.
В есь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло роговица покрывает цветную часть глаза - радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребёнку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин».
В центре радужной оболочки находится чёрный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет плёнки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передаёт сигнал по особому (зрительному) нерву в специальный отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причём они могут это делать, только тогда, когда светло. Днём работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счёт того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому, для того чтобы мы видели свет и цветное изображение, необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.
Подбирая материал в Интернете, я нашел интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.
2.2 Причины ухудшения зрения
Каковы же причины ухудшения зрения и как его сохранить?
На этот вопрос я получил информацию у врача офтальмолога в ГБУЗ Тазовской ЦРБ Сираджетдиновой Ириной Сулеймановной.
- Меня зовут Гольцов Кирилл ученик 4 класса. Я пишу исследовательский проект на тему: «Берегите зрение смолоду» и хотел бы задать несколько вопросов, как высококвалифицированному специалисту. На ваш взгляд, почему людей с проблемным зрением становится больше?
Врач-офтальмолог:
- Выросла нагрузка на зрение в связи с информатизацией жизни, мы все больше времени проводим за различными гаджетами и все меньше двигаемся, что приводит к нагрузке глаз.
- При плохом зрении лучше носить линзы или очки, и с какого возраста можно носить линзы?
Врач-офтальмолог:
- Линзы или очки разницы нет, они имеют одинаковые оптические свойства.
- Действительно ли компьютер очень плохо влияет на глаза? Какие следует соблюдать правила при работе за компьютером?
Врач-офтальмолог:
- Да, компьютер плохо влияет на глаза, при неправильном с ним обращении.
- Какие советы будут полезны родителям и ученикам?
Врач-офтальмолог:
- Сохранить зрение несложно даже в условиях современной действительности. Нужно только соблюдать правила работы с гаджетами и беречь глаза от перенапряжения. Правильное питание, гимнастика глаз помогут избежать проблем. Рекомендуется также 1-2 раза в год посещать офтальмолога, который поможет вовремя обнаружить изменения в работе органа зрения.
После встречи с врачом-офтальмологом я решил встретиться со школьной медецинской сестрой и узнать как же обстоят дела со зрением в моей школе. И вот, что я узнал:
В 2021 году на медосмотре присутствовали следующие специалисты: отоларинголог, окулист, невропатолог, детский хирург, детский стоматолог, детский эндокринолог, травматолог-ортопед, детский психиатр, акушер-гинеколог, детский уролог и педиатр. В ходе медицинского осмотра выявляются различные заболевания. Дети берутся на консультативный и диспансерный учет, распределяются по группам здоровья и физкультурным группам, отклонения от норм определяются скрининг-тестом.
Распределение детей по группам здоровья
Учетные года |
Состоит детей на конец года |
1-я группа |
2-я группа |
3-я группа |
4-я группа |
5-я группа |
2020 |
1230/397 |
129/20 |
844/305 |
238/65 |
1/1 |
18/6 |
2021 |
1265/434 |
121/17 |
829/318 |
296/90 |
1/1 |
18/8 |
Диспансерная группа по нозологии
Болезни костно-мышечной системы |
Нарушения зрения |
Болезни ЛОР-органов |
Болезни органов пищеварения |
Болезни нервной системы |
Болезни эндокринной болезни |
Бронхиальной астмы |
Врожденные аномалии |
Заболевания кожи |
131/42 |
381/123 |
12/5 |
814/313 |
27/14 |
160/48 |
15/5 |
13/4 |
15/6 |
В 2021 году в медпункт школы за медицинской помощью обратились 1592/374 детей, в том числе с заболеваниями:
Заболеваемость учащихся школы:
№ п/п |
Наименование болезни |
Зарегистрировано всего |
|
2020 |
2021 |
||
1 |
Паразитарные болезни |
- |
- |
2 |
Педикулез |
2/1 |
- |
3 |
Чесотка |
- |
- |
4 |
Болезни эндокринной системы |
106/28 |
160/48 |
5 |
Болезни нервной системы |
38/10 |
27/14 |
6 |
Болезни глаза и придаточного аппарата |
343/102 |
381/123 |
7 |
Болезни уха и сосцевидного отростка |
3/0 |
2/0 |
8 |
ОРВИ |
817/221 |
1024/286 |
9 |
Болезни органов пищеварения |
453/170 |
814/31 |
10 |
Болезни кожи |
10/2 |
15/6 |
11 |
Ветряная оспа |
8/5 |
3/3 |
12 |
Травмы, отравления |
17/8 |
36/15 |
13 |
Врожденные аномалии |
32/8 |
13/4 |
По итогам медосмотра в 2021 году было выявлено увеличение количества детей с патологией зрения.
III. Практическая часть
3.1 Опыт №1
Я посадил на стул своего друга Антона, направил на него настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.
Вывод:
Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно, он автоматически расширяется, если света вполне достаточно, он сужается.
3.2 Опыт №2
Зашел в тёмную комнату, и попробовал увидеть любую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смог разглядеть нужную мне вещь.
Вывод:
Связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.
3.3 Опыт№3
Сделал трубочку из картона. Поднес её к левому глазу. Поднял правую руку и держал её перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрел одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.
Результат:
Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому получается обманчивая картина.
Вывод:
Глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.
3.4 Анкетирование « Как я забочусь о своих глазах»
Мы с Аленой Николаевной решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса и ребят нашей параллели. Анкету заполнили 47 учащихся 4 классов.
Результаты анкетирования учащихся
Вопросы |
Да, чел. |
Нет, чел. |
Всегда читаю сидя |
35 |
12 |
Делаю перерывы во время чтения |
38 |
9 |
Слежу за посадкой при письме |
40 |
7 |
Делаю уроки при хорошем освещении |
47 |
0 |
Делаю гимнастику для глаз |
22 |
25 |
Часто бываю на свежем воздухе |
40 |
7 |
Употребляю в пищу растительные продукты |
35 |
12 |
Ограничиваю время у компьютера и телевизора |
16 |
31 |
Каждый год проверяю свое зрение у врача |
16 |
29 |
И в ходе анкетирования я узнал, что больше половины детей не ограничивают себя время провождения за гаджетами, не делают гимнастику для глаз, не проверяют зрение у врача.
IV.Заключение
Проведя исследование, я выяснил причины ухудшения зрения, научился бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при утомлении.
Таким образом, выдвинутая мною гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить своё зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.
Мне очень хотелось бы, чтобы моё исследование помогло ребятам сохранить зрение, и укрепить своё зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.
V.Использованные источники литературы
Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144
Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232
http://www.alenushka-ds.ucoz.ru/
http://www.lekron.ru/
http://www.medpulse.ru/
http://www.sila-priroda.ru/
http://www.studm.md/
http://www.viki.rdf.ru/
http://www.zrenimed.com/
VI . Приложения
Приложение 1
Буклет
Упражнения для глаз
Упражнение «Бабочка»
Голова неподвижна, работаем только глазами. «Рисунок» должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием! Взгляд переводим в такой последовательности в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. И наоборот
Никогда не щурьтесь, никогда не открывайте глаза широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!
Упражнение «Восьмерка»
Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.
Сильно зажмурить глаза на счет 1-4, затем раскрыть глаза, посмотреть вдаль через окно.
Повторить 3 раза.
«Самомассаж»
Двумя пальцами с закрытыми глазами надавить на глазное яблоко (5 сек.), затем круговыми движениями помассировать веки. Повторить 2-3 раза. Помассировать, похлопать нижнее веко.
Закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив шею, посидеть 10-20 сек., затем открыть глаза и быстро поморгать.
Правила
Телевизор
Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1.5-3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана.
То есть для экрана с диагональю 72 см расстояние до телевизора должно составлять не менее 3.5 метров. Если комната не позволяет так далеко отодвинуться, нужен телевизор поменьше.
2 . Компьютер
Знакомство ребенка с компьютером начинается не ранее 7 лет.
Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.
Учебные нагрузки
Обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе.
В первом классе многократно возрастает зрительная нагрузка, ребенок испытывает постоянный пресс в условиях плохой освещенности и невозможности сменить позу на неудобной мебели.
3. Чтение
При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см.
Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают следующее: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе допускается 3.5 мм).
Богатое полезными веществами питание
Фаворит - морковь. Кроме морковки, рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.
Приложение 2
Правила бережного отношения к зрению
Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.
Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка.
При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге - помни о своей осанке.
Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение - это настольная лампа и общий свет. Включать общий свет нужно, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, чтобы глазам не приходилось приспосабливаться к различной степени освещенности.
Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются.
Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу богатую витаминами.
Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.
Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.
Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно на небо. Что мы и делаем на каждом уроке.
Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердила врач-офтальмолог, Ирина Сулеймановна.
Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз.