Береги зрение смолоду!

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Береги зрение смолоду!

Гольцов К.А. 1
1МБОУ ТСОШ
Лубяная А.Н. 1
1МБОУ ТСОШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Во втором классе у меня стало портиться зрение, я стал щуриться и у меня от этого болела голова, я сказал родителям об этом и они отвели меня к офтальмологу. Проверив мое зрение, и прибор намерил -1,5. Мне выписали лечение, капли и очки. Очки не на постоянное ношение, а только, когда я в школе. Когда мы в следующий раз приехали к врачу, то прибор намерил -2,5, и врач выписал мне очки уже на постоянное ношение.

Придя в школу, я поделился своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Алена Николаевна сказала, что проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Я обратил внимание на то, что, действительно, многие дети ходят в очках. А в нашем классе и того их 12 человек, включая меня.

Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?

Мною была выдвинута гипотеза: если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

Цель: изучить вопрос, как сохранить зрение, здоровье глаз.

Задачи:

Выяснить причины ухудшения зрения.

Познакомить с правилами бережного отношения к зрению.

Создать буклет «Береги зрение!»

Объект исследования: глаза как органы зрения.

Методы исследования:

1. Сбор информации из книг, Интернета, журналов.

2. Наблюдения.

3. Эксперимент.

4. Анализ.

5. Опрос.

6. Интервью с офтальмологом ГБУЗ Тазовская ЦРБ.

Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.

Теоретическая часть

2.1 Строение глаза

Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

Я поподробнее познакомился с органами зрения.90% всей информации люди получают через глаз. Человеческий глаз – сложная оптическая система.

В есь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло роговица покрывает цветную часть глаза - радужную оболочку. Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребёнку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин».

В центре радужной оболочки находится чёрный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет плёнки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передаёт сигнал по особому (зрительному) нерву в специальный отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причём они могут это делать, только тогда, когда светло. Днём работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счёт того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому, для того чтобы мы видели свет и цветное изображение, необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

Подбирая материал в Интернете, я нашел интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.

2.2 Причины ухудшения зрения

Каковы же причины ухудшения зрения и как его сохранить?

На этот вопрос я получил информацию у врача офтальмолога в ГБУЗ Тазовской ЦРБ Сираджетдиновой Ириной Сулеймановной.

- Меня зовут Гольцов Кирилл ученик 4 класса. Я пишу исследовательский проект на тему: «Берегите зрение смолоду» и хотел бы задать несколько вопросов, как высококвалифицированному специалисту. На ваш взгляд, почему людей с проблемным зрением становится больше?

Врач-офтальмолог:

- Выросла нагрузка на зрение в связи с информатизацией жизни, мы все больше времени проводим за различными гаджетами и все меньше двигаемся, что приводит к нагрузке глаз.

- При плохом зрении лучше носить линзы или очки, и с какого возраста можно носить линзы?

Врач-офтальмолог:

- Линзы или очки разницы нет, они имеют одинаковые оптические свойства.

- Действительно ли компьютер очень плохо влияет на глаза? Какие следует соблюдать правила при работе за компьютером?

Врач-офтальмолог:

- Да, компьютер плохо влияет на глаза, при неправильном с ним обращении.

- Какие советы будут полезны родителям и ученикам?

Врач-офтальмолог:

- Сохранить зрение несложно даже в условиях современной действительности. Нужно только соблюдать правила работы с гаджетами и беречь глаза от перенапряжения. Правильное питание, гимнастика глаз помогут избежать проблем. Рекомендуется также 1-2 раза в год посещать офтальмолога, который поможет вовремя обнаружить изменения в работе органа зрения.

 

После встречи с врачом-офтальмологом я решил встретиться со школьной медецинской сестрой и узнать как же обстоят дела со зрением в моей школе. И вот, что я узнал:

В 2021 году на медосмотре присутствовали следующие специалисты: отоларинголог, окулист, невропатолог, детский хирург, детский стоматолог, детский эндокринолог, травматолог-ортопед, детский психиатр, акушер-гинеколог, детский уролог и педиатр. В ходе медицинского осмотра выявляются различные заболевания. Дети берутся на консультативный и диспансерный учет, распределяются по группам здоровья и физкультурным группам, отклонения от норм определяются скрининг-тестом.

Распределение детей по группам здоровья

Учетные года

Состоит детей на конец года

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

5-я группа

2020

1230/397

129/20

844/305

238/65

1/1

18/6

2021

1265/434

121/17

829/318

296/90

1/1

18/8

Диспансерная группа по нозологии

Болезни костно-мышечной системы

Нарушения зрения

Болезни ЛОР-органов

Болезни органов пищеварения

Болезни нервной системы

Болезни эндокринной болезни

Бронхиальной астмы

Врожденные аномалии

Заболевания кожи

131/42

381/123

12/5

814/313

27/14

160/48

15/5

13/4

15/6

В 2021 году в медпункт школы за медицинской помощью обратились 1592/374 детей, в том числе с заболеваниями:

Заболеваемость учащихся школы:

№ п/п

Наименование болезни

Зарегистрировано всего

2020

2021

1

Паразитарные болезни

-

-

2

Педикулез

2/1

-

3

Чесотка

-

-

4

Болезни эндокринной системы

106/28

160/48

5

Болезни нервной системы

38/10

27/14

6

Болезни глаза и придаточного аппарата

343/102

381/123

7

Болезни уха и сосцевидного отростка

3/0

2/0

8

ОРВИ

817/221

1024/286

9

Болезни органов пищеварения

453/170

814/31

10

Болезни кожи

10/2

15/6

11

Ветряная оспа

8/5

3/3

12

Травмы, отравления

17/8

36/15

13

Врожденные аномалии

32/8

13/4

По итогам медосмотра в 2021 году было выявлено увеличение количества детей с патологией зрения.

III. Практическая часть

3.1 Опыт №1

Я посадил на стул своего друга Антона, направил на него настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.

Вывод:

Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно, он автоматически расширяется, если света вполне достаточно, он сужается.

3.2 Опыт №2

Зашел в тёмную комнату, и попробовал увидеть любую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смог разглядеть нужную мне вещь.

Вывод:

Связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.

3.3 Опыт№3

Сделал трубочку из картона. Поднес её к левому глазу. Поднял правую руку и держал её перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрел одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.

Результат:

Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому получается обманчивая картина.

Вывод:

Глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

3.4 Анкетирование « Как я забочусь о своих глазах»

Мы с Аленой Николаевной решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса и ребят нашей параллели. Анкету заполнили 47 учащихся 4 классов.

Результаты анкетирования учащихся

Вопросы

Да, чел.

Нет, чел.

Всегда читаю сидя

35

12

Делаю перерывы во время чтения

38

9

Слежу за посадкой при письме

40

7

Делаю уроки при хорошем освещении

47

0

Делаю гимнастику для глаз

22

25

Часто бываю на свежем воздухе

40

7

Употребляю в пищу растительные продукты

35

12

Ограничиваю время у компьютера и телевизора

16

31

Каждый год проверяю свое зрение у врача

16

29

И в ходе анкетирования я узнал, что больше половины детей не ограничивают себя время провождения за гаджетами, не делают гимнастику для глаз, не проверяют зрение у врача.

IV.Заключение

Проведя исследование, я выяснил причины ухудшения зрения, научился бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при утомлении.

Таким образом, выдвинутая мною гипотеза о том, что если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, полностью подтвердилась. Если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить своё зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Мне очень хотелось бы, чтобы моё исследование помогло ребятам сохранить зрение, и укрепить своё зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.

V.Использованные источники литературы

Большая Детская Энциклопедия. - АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144

Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232

http://www.alenushka-ds.ucoz.ru/

http://www.lekron.ru/

http://www.medpulse.ru/

http://www.sila-priroda.ru/

http://www.studm.md/

http://www.viki.rdf.ru/

http://www.zrenimed.com/

VI . Приложения

Приложение 1

Буклет

Упражнения для глаз

Упражнение «Бабочка»

Голова неподвижна, работаем только глазами. «Рисунок» должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием! Взгляд переводим в такой последовательности в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. И наоборот

Никогда не щурьтесь, никогда не открывайте глаза широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!

Упражнение «Восьмерка»

Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.

Сильно зажмурить глаза на счет 1-4, затем раскрыть глаза, посмотреть вдаль через окно.

Повторить 3 раза.

«Самомассаж»

Двумя пальцами с закрытыми глазами надавить на глазное яблоко (5 сек.), затем круговыми движениями помассировать веки. Повторить 2-3 раза. Помассировать, похлопать нижнее веко.

Закрыть глаза, прикрыть их руками и, расслабив шею, посидеть 10-20 сек., затем открыть глаза и быстро поморгать.

Правила

Телевизор

Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизора не должна превышать 30-40 минут в день. В старшем возрасте - до 1.5-3 часов. Расстояние до телевизора должно составлять 5 диагоналей экрана. 

То есть для экрана с диагональю 72 см расстояние до телевизора должно составлять не менее 3.5 метров. Если комната не позволяет так далеко отодвинуться, нужен телевизор поменьше. 

2 . Компьютер

Знакомство ребенка с компьютером начинается не ранее 7 лет.

Если известно, что в семье есть отягощенная наследственность, то следует проявлять твердость. Если с этим все спокойно, то рекомендуемое офтальмологами время за компьютером для детей 7-9 лет - около 15 минут в день. Для детей старше 10 лет это время доводят постепенно до 1.5 часов в день с обязательными перерывами. В перерывах необходимо делать упражнения для глаз.

Учебные нагрузки

Обучение чтению, рисованию и занятие другими малоподвижными видами деятельности должно обязательно сменяться активными мигательными упражнениями на свежем воздухе.

В первом классе многократно возрастает зрительная нагрузка, ребенок испытывает постоянный пресс в условиях плохой освещенности и невозможности сменить позу на неудобной мебели.

3. Чтение

При чтении расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30-33 см. 

Страницы книги должны быть хорошо освещены сверху и слева. Чем младше ребенок, тем более строгими должны быть полиграфические требования к книгам, которые включают следующее: неяркий фон, буквы не должны быть белыми на черном или цветном фоне, шрифт только с засечками, большие поля, прописные буквы не менее 4 мм (в 3-4 классе допускается 3.5 мм).


Богатое полезными веществами питание

Фаворит - морковь. Кроме морковки, рекомендуют чернику, хурму, курагу, помидоры, облепиху, рябину.

Приложение 2

Правила бережного отношения к зрению

Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда?!! Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.

Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка.

При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге - помни о своей осанке.

Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение - это настольная лампа и общий свет. Включать общий свет нужно, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, чтобы глазам не приходилось приспосабливаться к различной степени освещенности.

Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются.

Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу богатую витаминами.

Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.

Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.

Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно на небо. Что мы и делаем на каждом уроке.

Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердила врач-офтальмолог, Ирина Сулеймановна.

Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз.

Просмотров работы: 102