Введение
С самого раннего детства меня всегда увлекала тема космоса. Всегда нравилось смотреть в ночное небо. Но больше всего меня притягивал яркий светлый диск на небе — это Луна. А когда на день рождения мне подарили телескоп, я всерьёз заинтересовался её изучением. Мне захотелось узнать: «Как появилась Луна? Каково ее строение? Почему она не падает на Землю и не покидает ее орбиту? Почему на небе мы видим то месяц, то полную Луну? Какое влияние она оказывает на Землю и ее обитателей?». (Рис.1)
Общаясь со своими сверстниками, я понял, что эти вопросы интересуют не только меня. В этом заключается актуальность моего исследования под названием «Луна в моём телескопе».
Объект исследования: Луна
Предмет исследования: происхождение и влияние Луны на Землю и ее обитателей.
Цель работы: выяснить, что такое Луна, каковы ее свойства. Как она влияет на Землю и ее обитателей.
Задачи:
Изучить литературные источники о Луне и её влияние на Землю;
Провести серию опытов и наблюдений по изучению свойств Луны;
Провести анкетирование одноклассников, узнать, что они знают о луне;
Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Учитывая объект, предмет и задачи исследования мы выдвинули следующую гипотезу: предположим, что луна — это неотъемлемая часть жизни на земле.
Теоретический:
изучение научной литературы;
2) Интернет – источники.
Экспериментальный:
1) наблюдение;
2) опыт;
3) анкетирование.
I. Теоретическая часть
Что такое Луна?
Луна (означает - светлая) – это единственный естественный спутник Земли. Второй по яркости объект на земном небосводе после Солнца. По объёму Луна в 50 раз меньше планеты Земля. Диаметр ее в четыре раза меньше земного, а масса в 81 раз меньше массы нашей планеты. Луна светит не собственным, а отраженным солнечным светом. На Луне день длится 14 земных дней, а ночь 14 ночей. Атмосфера Луны разрежена, что практически не защищает её от жары и холода. Резко меняется температура днем плюс 150 градусов, а ночью минус 150 градусов.
Луна на самом деле не представляет собой идеальный шар. Она, скорее, яйцеобразная из-за воздействия гравитации Земли, которая смещает ее центр примерно на два километра в сторону.(Рис.1)
Среднее расстояние между центрами Земли и Луны — 384 467 км. Если бы мы хотели добраться до Луны на ракете, то это составило бы 2-3 дня; на самолете - 3 недели; на поезде или автомобиле более полугода, а пешком - 50 лет.
Происхождение Луны
Хозяйка ночного неба всегда привлекала к себе человеческое внимание. С ней связаны многочисленные приметы, ритуалы, верования людей. Примером этому может служить легенда о Хонсе, боге Луны, которому поклонялись египтяне. Персонаж китайской мифологии Ю-лао, предопределял браки людей. Говорят, что он связывал будущих супругов такой крепкой шелковой невидимой нитью, что ничего, кроме смерти, не могло разорвать ее. А вот жители Сибири каким-то образом увидели в Луне фигуру девочки, которая убегала от преследующего ее волка. Скандинавы видели в ней двоих детей, которые укрылись от злобного и вредного отца, заставляющего их весь день носить ведра с водой. (Рис.2)
В настоящее время существует множество гипотез возникновения Луны. Основной гипотезой принято считать выдвинутую теорию в 1984 году, которая утверждает, что Луна возникла 4,6 млрд лет назад после столкновения Земли с гипотетическим небесным телом, получившим название Тейа. Удар пришёлся не по центру, а под углом. В результате большая часть вещества ударившегося объекта и часть вещества земной мантии были выброшены на околоземную орбиту. Из этих обломков собралась прото - Луна и стала обращаться по орбите с радиусом около 60 000 км (сейчас ~ 384 тыс. км).. (Рис.3)
Строение Луны еще точно не изучено. Мы знаем, что Внешний слой – кора толщиной около 60 км. Кора сложена изверженными кристаллическими горными породами - базальтами. Под корой расположена верхняя и нижняя мантии, в центре ядро. (Рис.4)
На Луне нет атмосферы. Поверхность Луны покрыта реголитом — смесью тонкой пыли и скалистых обломков, образующихся в результате столкновений метеоритов с лунной поверхностью. Эта по сути «пемза», которая не лежит сплошным слоем: она разрушена до состояния песка метеоритами и резкими перепадами температур.
Лунный грунт темного, практически черного цвета. Если бы на Луне была светлая почва, то у нас на Земле в лунную ночь было бы светло как днем.
На Луне почти нет воды (совсем недавно на дне северных кратеров найдены ледяные глыбы). Поверхность ее практически полностью усеяна кратерами и Лунными морями метеоритного и вулканического происхождения размером от 1,5 -250 км. Морей насчитывается до 30. Лунные кратеры носят имена выдающихся ученых — Коперника, Галилея, Аристотеля, Тихо Браге.
Разумеется, большие впадины на поверхности Луны названы морями совершенно условно. Зато горы на Луне самые настоящие, их называют Лунными горами. Названия гор вполне Земные - Кавказ, Алтай, Карпаты, Альпы, Апенины, Перинеи, Тенерифе. Высота гор может доходить от 3-8 км. Кроме гор, на Луне множество острых скал и обломков камней. Сегодня кратеры и горы на Луне уже не образовываются. (Рис.5)
Поскольку на Луне нет воздуха, небо лунным днем остаётся чёрным и можно отлично рассмотреть звёзды.
Фазы Луны
Луна вращается вокруг нашей планеты за 27-28 дней. Примерно за это же время Луна полностью вращается вокруг своей оси, поэтому мы видим только одну сторону Луны (фотографии обратной её стороны сделаны только из космоса).
Если внимательно наблюдать за Луной в течение месяца, то можно заметить, что Луна всегда видна по-разному – то тоненький серп, то круглый блин. Иногда её концы направлены в одну сторону, а иногда в другую. Эти изменения называются фазами луны. Луна проходит следующие фазы освещения:
новолуние — состояние, когда Луна не видна (состояние 1 на рисунке);
неомения — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа;
первая четверть — состояние, когда освещена половина луны (состояние 3 на рисунке); полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком (состояние 5 на рисунке); последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны (состояние 7 на рисунке). (Рис.6)
Если лунный серп в небе северного полушария похож на букву «С», то это — луна «Стареющая», то есть это последняя четверть. Если же он повёрнут в обратную сторону, то, мысленно приставив к нему палочку, можно получить букву «Р» — луна «Растущая», то есть это первая четверть. Растущий месяц обычно наблюдается вечером, а стареющий –утром. Следует заметить, что вблизи экватора месяц всегда виден «лежа на боку», и данный способ не подходит для определения фазы, а в южном полушарии фазы луны проходят в обратном порядке.
Лунные затмения
Иногда мы можем наблюдать явление, которое называется лунное затмение. Оно происходит тогда, когда Солнце, Земля и Луна оказываются на одной прямой и Земля закрывает Луну от Солнца своей тенью. Затмение может быть не только полным, но и частичным. В этом случае тень Земли попадает не на всю Луну, а только на её кусочек. Лунное затмение может продолжаться до одного часа.(Рис.7)
В 2021 году было два лунных затмения. Первое состоялось 26 мая — оно было полным. Понаблюдать за явлением можно было в 17:14 в Австралии и Тихом океане, Восточной Азии, Северной и Южной Америке. Второе произошло 19 ноября, но было частичным. Увидеть его можно было в тех же районах, где и первое, — в Австралии и Тихом океане, Восточной Азии, Северной и Южной Америке. На территории России в обоих случаях затмение было в светлое время суток, то есть увидеть зрелище во всей красе не получится.
Приливы и отливы
Землю и Луну удерживают вместе силы гравитации на поверхности Земли, обращенной к Луне. Это не влияет на сушу, но воды океанов поднимаются с обеих сторон планеты. Изначально Луна была намного ближе к Земле и поднимала с океанов гигантские волны в несколько километров высотой. Но постепенно они отдалились друг от друга, в результате гигантские волны и приливы потихоньку утихли, и на нашей планете появилась жизнь. (Рис.8)
Из-за вращения земли волны перемещаются, и в день происходит по два прилива и отлива. Когда Солнце, Луна и Земля находятся на одной линии, их силы гравитации складываются. Так возникают самые сильные приливы. (Рис.9)
Влияние смены Лунных фаз на организм человека.
Можно утверждать точно – в зависимости от лунного цикла и лунной фазы может меняться наше самочувствие и даже состояния здоровья. Лунная гравитация вызывает подъем уровня Океана на 1,5 метра, а человеческий организм, состоит на 80% из жидкости, значит точно подвержен лунному влиянию. Кроме того, Луна оказывает воздействие и на магнитное поле Земли, а про опасность магнитных бурь мы все наслышаны.
На растущей луне человек чувствует прилив сил, оптимизм, готовность справиться с любой задачей. На убывающей, наоборот, упадок сил, слабость, желание все бросить. В это время наблюдается наибольшее число обращений людей в депрессивном состоянии.
В связи с этим на растущей луне следует начинать любые проекты, оздоровительные курсы, связанные с укреплением организма, подстригаться. А на убывающей – завершить проекты, избавиться от всего того, что уже не нужно, также благоприятна чистка кожи и пищеварительной системы.
Исследования показывают, что новолуние – самое спокойное время, а полнолуние – самое беспокойное.
Не рекомендуется во время полнолуния: читать книги про убийства и привидения, перед сном играть в шумные игры, смотреть боевики и страшилки, посещать шумные мероприятия, соревнования, вызывающие сильные волнения.
Рекомендуется больше гулять перед сном, проветривать комнату.
Человек на Луне
Люди давно мечтали побывать на Луне, но впервые смогли сделать это только 20 июля 1969 года. Первым человеком ступившим на поверхность Луны был американский астронавт Нил Армстронг (Рис. 10). Астронавты прилунились в Море Спокойствия, где установили разные приборы и взяли первые пробы грунта.
На Луне нет воздуха и поэтому астронавтам, высадившимся на поверхность, нужно было одевать специальные скафандры с запасом воздуха и аппаратом дыхания, на голову шлем с тёмным забралом для защиты глаз от солнечного света. На Луне нет такого притяжения как на Земле, и поэтому они одевали тяжёлые скафандры, в которых на Земле могли едва передвигаться.
В декабре 1972 года была запущена последняя лунная экспедиция-«Аполлон-17», с тех пор люди ни разу не были на Луне.
II. Практическая часть
Для того, чтобы выявить, что знают обучающиеся 4-х классов о Луне и о ее свойствах, я провел опрос (41 человек). Результат привожу ниже в виде опросного листа.
Вопрос |
Количество ответов |
1.Луна – это А) Естественный спутник Земли. Б) Искусственный спутник Земли. В) Чужеродный спутник Земли. |
А) 32 Б) 2 В) 7 |
2. Луна возникла в результате А) Столкновения инопланетян с Землей. Б) Столкновения Земли с другой планетой. В) Щучьего веления. |
А) 5 Б) 36 В) 0 |
3. Отгадай загадку: Висит Мандаринка. Через неделю – половинка. Через две – долька, А было столько! А) Солнце. Б) Луна. В) Звезда. |
А) 0 Б) 39 В) 2 |
4 . Почему нельзя развести костер на Луне? А) Потому что на Луне нет дров. Б) Потому что на Луне нет воздуха. В) Потому что у космонавтов нет спичек |
А) 35 Б) 7 В) 9 |
5. Лунное затмение – это А) Когда Бог закрывает Луну руками. Б) Когда Луна прячется от людей за Солнцем. В) Когда Луна попадает в тень Земли. |
А) 0 Б) 3 В) 38 |
Вывод: Многие ребята знают, что Луна – естественный спутник Земли. Историю возникновения Луны знают тоже практически все, а может быть догадались. Большинство отгадали загадку про Луну. Какие тайны скрывает в себе Луна, практически не знает никто. Мой проект является актуальным и востребованным, так как ребята познакомятся с историей возникновения Луны и смогут узнать загадки Луны.
Наблюдения в телескоп
В течении 2-х месяцев я наблюдал за восходом и заходом Луны. В результате я заметил, что Луна каждый день, восходит на востоке, двигается по небу в западном направлении и заходит на западе. Поверхностная яркость дневного полушария нашего спутника возрастает от новолуния к полнолунию, затем убывает к моменту очередного новолуния. При этом в полнолуние она в среднем в 6 раз больше, чем в первой и третьей четвертях. Вывод: Это происходит вследствие суточного вращения Земли. (Рис.11)
Опыта № 1 «Возникновение Луны» Оборудование: тарелка, вода, растительное масло, ложка Я наливаю в тарелку воду и добавляю растительное масло. После чего размешиваю ложкой масло и вынимаю ее. Результаты: в тарелке образовались пузырьки масла похожие на осколки Земли, которые затем соединились в одно целое. Так и образовалась Луна. (Рис. 12)
Опыта №2 «Возникновение кратеров на Луне» Оборудование: тарелка, песок, мячик. Насыпаю песок в тарелку, затем бросаю в него мячик с некоторой высоты. Результаты: наблюдаю углубления, которые остаются после падения шарика похожие на кратеры.(Рис.13)
Опыт №3 «Модель Земли и Луны» Земля (ученик)- Луна (ученик). Мы взялись за руки и начали кружиться как Луна вокруг Земли. Кружась, мы постоянно видели лицо друг друга, а затылка так и не увидели. Вывод: Луна вращаясь вокруг Земли, не показывает нам обратной стороны.(Рис.14)
Опыт №4 «Модель Лунные фазы» Оборудование: глобус, мячик на ниточке, фонарик. Небольшой мячик, подвешиваем его на ниточку и представляем, что это Луна. С помощью фонарика, который у нас играет роль Солнца, попытаемся увидеть все фазы луны поочередно. Результаты: с перемещением меняется освещенность поверхности мячика относительно глобуса. Так образуются фазы Луны. (Рис.15)
Опыт №5 «Посадка растения» Оборудование: две одинаковые ёмкости с равным количеством земли в них;семена фасоли, вода, журнал с фиксацией роста растений и временем полива. Старт первой части опыта начинаем 6 ноября 2021 года в 20-00, в фазу растущей Луны. Время опыта составило -.12дней. Закончен данный опыт 18 ноября в 20-00. Вторая часть начата 19 декабря в 22-00, в фазу убывающей Луны. Время и объём полива, полностью совпадают с первой частью. Закончен данный опыт 30 декабря в 22-00, и занял также 12 дней. Результат: растение, посаженное на растущую Луну, очень быстро взошло и выросло. Растение посаженное на убывающую луну всходило долго и дало только 2 листочка. Лунные фазы действительно влияют на всходы и рост растений. (Рис.16) Наблюдение за фазами луны в ноябре 2021 года
Дата |
Лунный день |
Фаза |
1.11.2021 |
26 лунные сутки |
убывающая |
2.11.2021 |
27 лунные сутки |
убывающая |
3.11.2021 |
28 лунные сутки |
убывающая |
4.11.2021 |
29 лунные сутки |
убывающая |
5.11.2021 |
2 лунные сутки |
новолуние |
6.11.2021 |
3 лунные сутки |
растущая |
7.11.2021 |
4 лунные сутки |
растущая |
8.11.2021 |
5 лунные сутки |
растущая |
9.11.2021 |
6 лунные сутки |
растущая |
10.11.2021 |
7 лунные сутки |
растущая |
11.11.2021 |
8 лунные сутки |
растущая |
12.11.2021 |
9 лунные сутки |
растущая |
13.11.2021 |
10 лунные сутки |
растущая |
14.11.2021 |
11 лунные сутки |
растущая |
15.11.2021 |
12 лунные сутки |
растущая |
16.11.2021 |
13 лунные сутки |
растущая |
17.11.2021 |
14 лунные сутки |
растущая |
18.11.2021 |
15 лунные сутки |
растущая |
19.11.2021 |
16 лунные сутки |
полнолуние |
20.11.2021 |
17 лунные сутки |
убывающая |
21.11.2021 |
18 лунные сутки |
убывающая |
22.11.2021 |
19 лунные сутки |
убывающая |
23.11.2021 |
20 лунные сутки |
убывающая |
24.11.2021 |
21 лунные сутки |
убывающая |
25.11.2021 |
22 лунные сутки |
убывающая |
26.11.2021 |
23 лунные сутки |
убывающая |
27.11.2021 |
24 лунные сутки |
убывающая |
28.11.2021 |
24 лунные сутки |
убывающая |
29.11.2021 |
25 лунные сутки |
убывающая |
30.11.2021 |
26 лунные сутки |
убывающая |
Мониторинг качества успеваемости учащихся 4 классов в соответствии с фазами Луны
класс |
8.11-12.11 (растущая) |
15.01-18.01 (растущая) |
19.11 (полнолуние) |
22.12-26.12 (убывающая) |
29.01-30.01 (убывающая) |
4 «А» |
75% |
73% |
63% |
65% |
68% |
4 «Б» |
73% |
70% |
63% |
63% |
65% |
4 «В» |
70% |
68% |
55% |
60% |
62% |
Вывод: В период убывающей луны и полнолуния обучающиеся получили наибольшее количество неудовлетворительных оценок (2 и 3). Значит ребята были эмоционально возбуждены и несобранны. Анализируя полученные результаты, мы убедились в том, что Лунные фазы оказывает влияние и на организм человека.
III. Заключение
Прочитав литературу, я узнал, что Луна – это не идеальный шар, в 50 раза меньше Земли. Ее масс в 81 раз меньше нашей планеты. На Луне день длится 14 земных дней, а ночь 14 земных ночей. Светит она не собственным, а отраженным солнечным светом. Атмосфера Луны разрежена, нет ветров и почти нет воды. Температура воздуха днем плюс 150 градусов, а ночью минус 150 градусов. Поверхность ее покрыта реголитом и практически полностью усеяна кратерами, горами и лунными морями. Луна и Земля притягиваются друг к другу и именно поэтому происходят приливы и отливы. А Лунные затмения и фазы своеобразно влияют на Землю и ее обитателей. Проделав ряд опытов и наблюдений, я узнал, как образовалась Луна и ее поверхность и почему мы не видим ее обратную сторону. Знания о Лунных фазах позволят мне и моим друзьям лучше учиться и начинать новые дела, а моей маме помогут в своевременной посадке растений на огороде. Жизнь в согласии с лунным циклом позволит сохранять стабильное здоровье, а при лечении болезней получить более эффективное и ускоренное выздоровление.
Посмотрите в ночное небо, вы увидите то маленький тоненький месяц, то яркий светящий диск - это Луна, которая притягивает нас к себе заставляя вглядываться в телескопы, бинокли и просто в небо.
IV. Список литературы
Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире звезд и планет – М.: Эксмо, 2007. –302 с.
Детская Энциклопедия «Астрономия и космос» - М.: Росмэн, 2008. – 95 с.
Янг Х., Окслейд К. Погода и небо –С-П.: Балтийская книжная компания, 2008. – 51с.
Хабер, Хайнц. Звезды- М.:ООО ТД Мир книги,2007.-48с.
Большая книга интересных фактов-М.:Росмэн,2006.- 240с.
365 научных экспериментов – 2010. – 367 с.
Приложение1
Рис.1 «Луна» Рис.2 «Хонсу» «Ю-лао»
Рис.3 «Происхождение Луны» Рис.4 «Строение Луны»
Рис.5 «Лунная поверхность»
Z — «лунный заяц», A — кратер Тихо, B — кратер Коперник, C — кратер Кеплер, 1 — Океан Бурь, 2 — Море Дождей, 3 — Море Спокойствия, 4 — Море Ясности, 5 — Море Облаков, 6 — Море Изобилия, 7 — Море Кризисов, 8 — Море Влажности
Рис.6 «Фазы Луны» Рис.7 «Лунные затмения»
Рис.8 «Силы Гравитации» Рис.9 «Приливы и отливы»
Рис.10 «Нил Армстронг» Рис.11 «Наблюдение в телескоп»
Рис.12 «Возникновение Луны»
Рис.14 «Модель Земли и Луны» Рис.13 «Возникновение кратеров на Луне»
Рис.15 « Модель Лунные фазы» Рис.16 «Посадка растения»