Введение
Еще в древности люди наблюдали движение Солнца, Луны, планет, изменения вида звездного неба. Они заметили, что в разное время года небо выглядит по-разному, а движение светил подчиняется определенным законам. Изучая их, люди научились следить за временем, составили календари, которые были необходимы в ведении сельского хозяйства и в повседневной жизни. Так, благодаря земным потребностям, возникла АСТРОНОМИЯ – наука о законах, которым подчиняется движение и развитие небесных тел.
В древнейшие времена люди обратили внимание на усыпанное звездами небо, и уже тогда возникла попытка увидеть на нем какое-нибудь изображение того, с чем они встречались в повседневной жизни. Художественные таланты наших предков сомнений не вызывали, звездное небо было перед ними как холст, на котором они мысленно вырисовывали фигуры животных, предметы героев легенд. Таким образом, сегодня насчитывается 88 созвездий, которые у разных народов имеют свои названия, а значит свою историю появления.
Цель данной работы – изучение мифов и созвездий финно-угорского мира на примере удмуртского народа, создание астрономического атласа.
Для достижения цели намечены следующие задачи:
Изучить мифы и созвездия финно-угорских народов
Подобрать необходимую информацию
Оформить исследовательскую работу
Работа включает введение, III главы, заключение, список используемой литературы.
В первой главе дается описание сотворения мира. Во второй главе рассматриваем историю возникновения созвездий народов финно-угорской группы. В третьей главе проводим аналогию в названиях созвездий славянской и удмуртской мифологии.
I ГЛАВА. ИСТОРИЯ СОТВОРЕНИЯ МИРА В ФИННО-УГОРСКОМ ЭПОСЕ.
«Среди достаточно большого количества версий о сотворении мира, известных народам коми, доминировали дуалистические мифы о созидательной деятельности двух богов-демиугров – Ена и Омоля. Мир до его сотворения (первобытный хаос) наиболее часто представлен как безбрежная водная стихия, по поверхности которой плавают боги-творцы в орнитоморфном облике, Ен – лебедя или утки и Омоль (Куль) – гагары. Землю (песчинки или ил) со дна водной пучины достает гагара. В других вариациях со дна «моря-океана» достаются яйца, уроненные в воду матерью-уткой. Достают их высиженные ею под крыльями два брата-утенка, либо опять же гагра. Преобладает орнитоморфный облик демиугров и в тех мифах, где первичный хаос обозначен иначе. Так, согласно одному из них, первоначально в мире были только «мрак и туман», однажды там встретились два голубя, назвались товарищами и достали со дна мрака землю. По другой версии, мир некогда представлял собой огромное болото, из которого однажды вылезли две лягушки (Ен и Омоль), но землю добыли не они, а голубь Ена, которому мешал ворон – птица Омоля. В мифологии в ряде текстов хаос характеризуется как облако, или же просто указывается, что в мире не было ничего; демиург предстает в единственной ипостаси, а мир создается спонтанно, а не благодаря целеустремленной деятельности творца. В одном из космогонических мифов демиург отсутствует вообще – ветер принес откуда-то пыль и мусор, бросил в воду, и из них образовалась земля».
«Из яйца, из нижней части,
Вышла мать – земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Встал высокий свод небесный,
Из желтка, из верхней части,
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части,
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части,
Звезды сделали на небе;»
«Практически во всех космогонических версиях земля обладала способностью к самопроизвольному росту, в начале она разрасталась до размеров небольшого острова, а лишь затем, постепенно, приобретала свои истинные размеры. Демиурги в этом процессе не участвовали. Также без их участия земля само по себе покрывалась лесом и травой. Земной рельеф тоже создавался не по воле демиургов. Ен создал камни, но они обрели способность к росту и тянулись к небу ло тех пор, пока Ен не остановил их рост – так появились горы; реки возникли на месте троп, по которым ходил мамонт. Или же на плоскую еще землю пришел огромный медведь и всю ее расцарапал, после чего и появились болота и горы.»
После появления земли космогоническая деятельность демиугров заключалась в сотворении небесных светил: Ен создал солнце, а Омоль – луну. По одной версии светила были сотворены практически одновременно в самом начале акта творения, по другой, Омоль создал луну, когда на земле уже жили люди, у них стал вымерзать хлеб, и тогла Ен сотворил солнце. По третьей версии, в начале было создано солнце, а луна образовалась из его половинки, оторванной Омолем. Вначале светила находились рядом, в центре неба; затем они были без участия демиугров разведены в разные стороны, после чего установился их суточный ход по небосводу. В мифе это произошло после того, как солнце и луна, сестра и брат, играя в прядки, потеряли друг друга, и с тех пор безуспешно гоняются друг за другом. «Считалось, что это произошло по воле могучего земного колдуна, желающего разъединить помещенных им на светила влюбленных. Годовой ход солнца, по мифу, был установлен благодаря солнцеборческой деятельности земного богатыря-первочеловека Перы. Завершилось сотворение мира сооружением Еном неба, на которое он после победы над Омолем (Кулем) в борьбе за космический верх удалился жить, больше не вмешиваясь в земные дела. Омоль (Куль) удалился жить под землю, по одной версии добровольно, по другой, помещен туда Еном, заманившим его обманом в глиняный горшок. После чего создание трехмерной по вертикали: мир верхний, мир средний и мир нижний структуры космоса было завершено».
II ГЛАВА. ФИННО-УГОРСКИЙ ЭПОС.
У разных народов созвездия имеют свои названия, а значит и свою историю появления. Мы расскажем легенды и мифы финно-угров.
Финно-карельский.
Из произведения «Калевала» можно узнать не только историю появления созвездий, но и их интерпретацию.
Калевала – мифический первопредок. В соответствии с этим постулатом, главные герои эпоса являются потомками Калевалы.
«В народнопоэтической традиции Калева известен, главным образом, по мифологическим преданиям финнов, карелов, эстонцев как некогда живший персонаж, оставивший о себе память в виде различных необыкновенных или расположенных в необычных местах природных объектов. (Большие камни, скалы, углубления, обрывы, ямы; на небе сияет «звезда Калевы» (Сириус), «Меч Калевы» (созвездие Ориона), в конце лета на вечернем небе вспыхивают беззвучные молнии – зарницы – «Огни Калевы».
Основное значение слова kaleva – великан, громадный человек (существо), могучий, матерый, закоренелый. В сложных словах, означающих единое понятие kaleva выступает в функции определения: Kalevan kivi – Камень Калевы, Kalevan puu – дерево Калевы».
«Вяйнямейнен – главный герой «Калевалы». Наиболее популярный персонаж карельских и финских эпических рун. В «Калевале» Э. Леннрот вполне обоснованно сделал Вяйнемяйнена главным героем и своеобразным родоначальником народа Калевалы, наделив его всеми теми признаками эпического героя, которые принадлежат ему как персонажу эпических рун, и присовокупив к этому почерпнутые из мифологических преданий черты демиугра, создавшего не только культурные (рыболовная сеть, лодка, кантеле, внедрение земледелия и возделывание зерновых) ценности, но и участвовавшего в строительстве самого мироздания («я был третьим человеком, кто опоры неба ставил, радугу воздвиг на небе, небо звездами усеял», запись от А. Перттунена). Представления о Вяйнямейнене как создателе мироздания сохранились не только в рунах, но и в названиях различных природных явлений («След лодки Вяйнямейнена» - так называется блестящая полоса на воде, когда среди ряби появляются протянувшиеся в направлении ветра полосы, не тронутые рябью, на небе сияет «мея Вяйнямейнена» - созвездие Ориона)».
«Был один и Вяйнямейнен,
Вековечный песнопевец
Девой выношен прекрасной,
Он от ильматар родился».
«Считается, что имя Вяйнямейнен произошло от слова – широкий, спокойно текущий участок реки в устье. Т.о. происхождение самого Вяйнямейнен оказывается связанным с водной стихией, в которой он чувствует себя наиболее уверенно, он даже может жить в воде. Например, согласно приладожской версии сюжета о похищении сампо в Похьеле, Вяйнямейнен, спасаясь от погони, уходит «внутрь моря» и находится там три дня, пока опасность не минует. С одной стороны, Э. Леннрот сконцентрировал в образе главного эпического героя Вяйнямейнен все приписываемые ему положительные качества и шаманскую мощь, с другой, как бы передал частично его функцию Творца мироздания выдуманной самим автором матери воздуха и воды, которая и родила Вяйнямейнена. Ведь в народной традиции сотворение мира во время дрейфа по первоокеану связано с Вяйнямейненом, а не с его матерью».
Кюлликки – супруга Лемминкяйнена, на которой он женился, похитив ее в Саари (на Острове). К такой форме заключения брака герою пришлось прибегнуть потому, что разборчивая невеста не соглашалась выйти замуж даже за Солнце, Месяц, Звезду, тем паче – за легкомысленного Лемминкяйнена. Эти, как и другие мотивы (составные части сюжета), характеризующие Кюллики, взятые Леннротом из различных рун. Основная же коллизия – заключение брачного союза, клятва супругов в верности и нарушение условий клятвы условий клятвы – составляют ядро средневековой песни «Ахти и Кюлликки», пронизанной, как считают исследователи, воинственным духом викингов, жаждой приключений и боевой добычи.
«Это – Кюлликки-цветочек,
Всех на Саари дев прекрасней».
Кюлликки первая нарушила данную мужу клятву, побывав в отсутствие супруга на девичьих гуляньях, в деревне (в народных вариантах руны говорится о том, что ей захотелось общества другого мужчины).
Илмаринен – один из главных героев «Калевалы», верный и неизменный помощник и соратник Вяйнямейнена. Искусный кузнец, выковавший небосвод. Выковывает сампо для хозяйки Похьелы Ловхи, чтобы выкупить таким образом Вяйнямейнена из плена. Впоследствии это трудное задание засчитывается ему при сватовстве к дочери хозяйки Похьелы, и двушка выбирает именно его (а не подоспевшего первым Вяйнямейнена) в качестве претендента для выполнения положенных при сватовстве трудных заданий. В конечном счете именно Илмаринен получает себе в жены деву Похьелы. Э. Леннрот придал Илмаринену характер доверчивого, добродушного, хотя и немного простоватого человека.
«Имя Илмаринен происходит от общефинноугорского корня ilmilma («воздух»), входящего в состав названия божеств у различных народов этой языковой семьи. В народнопоэтической традиции карелов и финнов эпический ерой Илмаринен сохранил ряд присущих небесному божеству черт, в ряде случаев эти черты соотносимы с мифической фигурой «птицы воздуха» (ilman-lintu). В то же время Илмаринен как мифологический персонаж сопряжен с представителями о первом кузнеце, не только выковавшем небо и удерживающем его мировой столп, в котором иные исследователи просматривают образ загадочного сампо, но и о культурном ерое, создавшем различные рабочие инструменты (косы, серпы и т.п.), женские украшения и даже кантеле (в «Калевале» эта часть отдана Вяйнямейнену)».
Ику-Турсо – морское чудище, посланное хозяйкой Похьелы погубить похитивших у нее сампо калевальцев и уничтожить их корабль. Вяйнямейнен ловит это чудовище и обезвреживает своими заклинаниями магической силой, запрещая впредь появляться на пути мореходов и мешать проходу кораблей по морю. В народных рунах это чудовище пытается остановить корабль Иисуса и тот расправляется с этим поганым созданием.
Марийский эпос.
В марийском эпосе существуют созвездия, аналогичные созвездиям финно-карельской мифологии.
Юмын Йудыр – созвездие Девы. По преданию, Юмын Йудыр вращает Небесный столб, то есть Полярную Звезду, предстающую в виде веретена. Созвездия – это её прялки, серебряные нити и клубок. Когда видят падающую звезду, мнят, что покатился клубок небесной девы.
Юмо и Йын – созвездие Близнецов. Согласно этому мифу, утка прилетает на поверхность Мирового океана и сносит два яйца. Из них в облике селезней вылупляются два брата – Юмо и Йын. Селезни попеременно ныряют на дно океана и достают оттуда ил: так создается земля. На земле Юмо творит людей и животных, наделяя их судьбой, а Йын мешает творению. За это Юмо навсегда изгоняет брата под землю и запирает в преисподней.
Кече Ава Йудыр – Дочь богини солнца, имеющая медвежий облик. В настоящее время её мы можем увидеть на звездном небе как созвездие Большой Медведицы.
Удмуртский эпос.
В состав Солнечной системы входит Солнце, планеты со спутниками, малые планеты, астероиды, кометы, метеориты, межпланетная пыль и газ. Какое место эти объекты в преданиях и легендах древних удмуртов?
Болезни и несчастья были вечными «попутчиками» удмуртов. Поэтому вполне объяснимы предания о падающих звездах, кометах, северных сияниях, которые считались причинами несчастий разного рода.
«Кизили» (звезда). Если чья-то овца вдруг заболеет так, что с ней случится паралич, удмурты говорят, что на овцу «звезда упала». Под падающей звездой понимается летящий по небу метеорит.
Северное сияние по поверью вотяков, служит предзнаменованием кровопролитной войны.
«Быжо кизили» (комета). С появлением кометы мир должен ожидать какого-либо несчастья. Причем оно будет больше тем, куда обращен хвост кометы.
Затмения Солнца и Луны удмуртами объяснялось таким образом: на Солнце (или Луну) нападает Убир, который хочет съесть Солнце (Луну), но они поддаются. А по поводу полного солнечного затмения, которое произошло 6 августа 1887 года, Г. Верещагину удалось услышать рассуждение одного вотяка, связывающего это явление с тем, что «государь ездил куда-нибудь, и поэтому Солнце закатывалось».
На ночном звездном небе, кроме Луны и планет, называемых еще «блуждающими звездами», мерцает несколько тысяч звезд, по которым люди издавна научились определять время. Ученые подсчитали, что только в состав нашей звездной системы, нашей Галактики, входит около 250 миллиардов звезд, из которых только 6000 доступны невооруженному глазу.
Некоторые звезды и созвездия, представляющие собой характерные образования из звезд, получили в удмуртском языке свои названия.
Созвездие Большая Медведица. «Древние греки рассказывали о Большой и Малой медведицах забавные легенды. Вот одна из них. Когда-то в незапамятные времена у царя Ликаона, правившего страной Аркадией, была дочь по имени Каллисто. Красота ее была столь необыкновенной, что Каллисто рискнула соперничать с богиней, супругой всемогущего бога Завса. Ревнивая Гера в конце концов отомстила Каллисто: пользуясь своим сверхъестественным могуществом, она превратила ее в безобразную Медведицу. Когда сын Каллисто, юный Аркас, однажды, возвратившись с охоты, увидел у дверей своего дома дикого зверя, он, ничего не подозревая, хотел убить свою мать-Медведицу. Но Зевс, давно уже не равнодушный к Каллисто, помешал преступлению. В самый критический момент он удержал руку Аркаса, а Каллисто навсегда взял к себе на небо, превратив в красивое созвездие.
Заодно была превращена в Малую Медведицу и любимая собака Каллисто. Не остался на Земле и Аркас. Увлеченный «созвездиетворчеством», Зевс превратил егов в созвездие Волопаса, обреченного навеки сторожить в небесах свою мать. Именно поэтому главная звезда в созвездии Волопаса называется Арктуром, что по-гречески означает «страж» или «хранитель».
Созвездие Орион. Звезда Сириус. «На старинных звездных картах небесный охотник Орион несколькими животными. Справа и сверху на него мчится разъяренный бык, или Телец, один глаз которого отличен звездой Альдебаран. Ориону не страшен Телец, он встречает разъяренного быка высоко занесенной дубинкой, палицей. К тому же его охраняют две собаки Большой Пес и Малый Пес. Каждое из этих созвездий отмечено звездой первой величины: Большой Пес – Сириусом, ярчайшей звездой на всем звездном небе, Малый Пес – звездой Процион. Впрочем, Большого Пса отвлек Заяц, пустившийся наутек из-под ног Ориона.
III ГЛАВА. СРАВНЕНИЕ НАЗВАНИЙ СОЗВЕЗДИЙ ГРЕЧЕСКОЙ, СЛАВЯНСКОЙ И ФИННО-УГОРСКОЙ МИФОЛОГИИ.
«В переводе с греческого «Зодиак» обозначает «круг животных». Действительно, из 12 зодиакальных созвездий 7 носят название животных. Так как новый год у древних народов начинался весной, то самым главным созвездием был Телец. Считалось, что Солнце побеждает зиму и возвещает приход весны и лета, а телец (бык) был священным животным у многих древних народов. На Крите быка звали Минотавр».
«Почитаемо было и созвездие Овна. Верховный бог Египта Амон – Ра – изображался с бараньей головой, а дорога к храму представляла собой аллею из сфинксов с бараньими головами. Считалось, что созвездие получило свое название в честь Овна с золотым руном, за которым ездили аргонавты. В честь аргонавтов Кастора и Поллукса, сыновей Зевса и Леды, названо созвездие Близнецов. У славян это созвездие также названо в честь близнецов, но брата и сестры, детей бога огня Семаргла Сварожича и Ночи Купальницы».
Одно из самых малозаметных зодиакальных созвездий – созвездие Рака. Утверждалось, что египтяне поместили Рака на небо как символ разрушения и смерти, потому что он питается падалью. По греческой мифологии морской Рак напал на Геракла, когда он боролся с Лернейской Гидрой. Геракл раздавил Рака, но богиня Гера, ненавидящая героя, поместила Рака на небо. По славянской астрологии Рак – это солнечный бог Коляда, который спустился на Землю, чтобы сохранить законы и традиции. Созвездие Рака предвещало закат и ночь. Действительно день уменьшается после летнего солнцестояния.
Около 4,5 тысяч лет назад в созвездии Льва находилась точка летнего солнцестояния, и Солнце раскрывалось в этом созвездии в самое жаркое время года. Халдеи связывали свирепого льва с не менее свирепой жарой, которая стояла каждое лето. Они полагали, что Солнце получало дополнительную силу и теплоту, когда находится среди звезд Льва. По славянской мифологии созвездие Льва должно было напоминать о Перуне и Дажьбоге.
Созвездие девы, расположенное рядом с созвездием Льва, иногда кажется сказочным сфинксом. Часто в ранних мифах Деву отождествляли с Реей, матерью бога Зевса. Иногда в ней видели богиню правосудия Фемиду, которая держит в руках весы. Другие видели в ней Астрею, богиню справедливости, символ чистоты и невинности. Деву обычно изображали с железом и колосом. Это указывало на связь с сельскохозяйственной деятельностью человека.
В славянской мифологии созвездие Девы посвящено Майе Златогорке, которая родила Коляду. Он же дал славянам закон Прави. Звездный образ Майи – это крылатая девушка, которая держит в руке Колос. Поэтому ее почитали как покровительницу полей.
Появление на небе Весов служило знаком в средних широтах, что пришло время сева, а для египтян наступало время уборки первого урожая. У древних греков с помощью Весов богиня Астея взвешивала судьбы людей. Один из мифов объясняет, что с появлением Весов на небе, появилась необходимость строго соблюдать законы.
«В славянской астрологии слово «вес» происходит от имени бога Велес – бога богатства, торговли. Велес и сам торговал, и прокладывал торговые пути для других. Значит, созвездие Весов названо так в честь Велеса».
Поздней осенью Солнце вступало в ту область неба, кода вся природа как бы умирала, чтобы возродиться следующей весной. Солнце считалось «ужаленным» каким-то ядовитым существом, от этого болело всю зиму, оставаясь слабым и бледным. Согласно греческой мифологии это тот самый Скорпион, который ужалил великана Ориона и был спрятан богиней Герой. По мнению многих астрономов, знак Скорпионов самый зловещий – символ смерти. Особенно страшно, когда в этом созвездии оказывается планета Сатурн. Славянам звездные образы сектора Скорпиона напоминали о схватке громовержца Перуна со Скипером-зверем.
По древнегреческой мифологии мудрейший из кентавров Хирон создал первую модель небесной сферы. При этом одно место отвел для себя, но его опередил коварный кентавр Кротос, занявший обманом это место. Злобного Стрельца боится даже Скорпион, в которого тот целится из лука. Бог Зевс превратил Хирона после смерти в созвездие Кентавра. Теперь на небе два кентавра.
Мифическое существо Козерог с телом козла и хвостом рыбы напоминал древнегреческую легенду, в которой козлоногий бог Пан испугался стоглавого великана Тифона и в ужасе бросился в воду. С тех пор он стал водным богом и у него вырос рыбий хвост. Считалось, что он посылает на Землю обильные дожди. У славян созвездие Козерог являло образы бога Дыя и Дыевичей с полурыбьей-полукозлиной природой. Дый всегда враждовал с Сварожичами ради власти над миром.
С созвездием Водолея связан греческий миф о единственных людях, которые спаслись во время всемирного потопа. Возможно, что с этим созвездием связана легенда об одном из подвигов Геракла – очистка Авгиев конюшен.
В созвездие Рыб Солнце входило в период богатой рыбной ловли. По древнегреческой легенде в рыб превратились Афродита и ее сын Эрот.
Они ли по берегу реки, испугавшись Тифона, бросились в воду и спаслись, превратившись в рыб. Рыбы в «Ведах» являются символом Всевышнего. Образ двух связанных Рыб подразумевает разделение всего сущего на Явь и Навь, добро и зло.
Названия созвездий в современной астрономии взяты из греческой мифологии. Например, созвездие Большой и Малой Медведицы, Кассиопея, Орион. Изучив мифы финно-угров, мы узнали, что у данных народов сви названия созвездий и история их появления.
Сравнение названий созвездий греческой, славянской и финно-угорской мифологии.
Греческая мифология |
Славянская мифология |
Финно-Угорская мифология |
Большая Медведица |
Коромысло, Медведь |
Кече Ава Йудыр (мар.) Кузьбыжо Кизили (удм.) |
Малая Медведица |
Избушка, Коза |
Йыр Йыл Кизили |
Пояс Ориона |
Три Волхва |
Жок Кук Кизили |
Звезда Сириус |
Сестра Звезда, Стожар |
Зорынча Кизили |
Плеяды |
Девы-Купальницы |
Шерпуж Кизили |
Созвездие Близнецов |
Дети Бога Огня |
Вяйнямейнен Лемминкяйнен (ф.) Юмо и Йын (мар.) |
Созвездие Девы |
Царевна-невеста |
Юмын Йудыр (мар.) Кюллики (ф.) |
Заключение
Почти все астрономические понятия возникли в ходе трудовой деятельности разных народов и имеют на себе отпечаток быта и материальной среды, окружающей их.
В то же время и религия, особенно языческая, оказала заметное влияние на астрономические воззрения народов. Благодаря уникальным исследованиям разных ученых удалось выяснить, что у разных народов существует целый свод астрономических понятий, которые в совокупности дают целостную картину существующего мира.
В заключении мы отметим:
Изучая особенности эпоса финно-угорских народов, прослеживается сходность мифа о происхождении мира;
Некоторые звезды и созвездия, представляющие собой характерные образования из звезд, получили у разных народов свои названия;
В названии созвездий прослеживается большая наблюдательность разных народов, то есть видятся предметы обихода, которыми они пользуются в обыденной жизни;
Список источников и литературы
Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу /А.Н. Афанасьев. – Москва, 1994г. – 493с.
Зигель, Ф.Ю. Сокровища звездного неба /Ф.Ю. Зигель. – Москва: «Наука», 1980г. – 312с.
Кузнецова, В.С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции /В.С. Кузнецова. – Новосибирск, 1998г.
Щеглов, П.В. Отраженные в небе мифы Земли /П.В. Щеглов – Москва: «Наука», 1986г. – 110с.
Петрухин, В.Я. Сотворение мира (Словарь Дома Сварога. Славянская и Русская языческая мифология) [электр. ресурс]
http://www.pagan.ru/slowar/s/sotworeniemira8.php
Петрухин, В.Я., Хелимский, Е.А. Финно-угорская мифология [электр. ресурс]
http://www.afrodita-center.ru/fino.htm
Леннрот, Э. Калевала [электр. ресурс] http://lib.aldebaran.ru/