"Don't forget that all the great magicians in history were just like us-schoolboys.
If they succeeded, then we will succeed, " - Harry Potter.
Прошлым летом я прочитала серию романов о Гарри Поттере (англ. Series of seven Harry Potter novels) известной британской писательницы Джоан Кэтлин Роулинг (англ. JoanneKathleenRowling). «Гарри Поттер» вызвал немало споров и разногласий между литературными критиками, но тем не менее, вошел в список мировых бестселлеров. История повествует о жизни десятилетнего мальчика Гарри Поттера, его взрослении, победе над злом как в себе, так и в мире. Во все времена людей притягивало все необычное и мистическое, и нас серия этих романов не оставила равнодушными.
То, что это произведение вызвало такой отклик в обществе, стало для нас стимулом для поиска ответов на интересующие нас вопросы.
Каждый, кто читал «Гарри Поттера», согласится, что романы эти не просто о волшебстве. Как для молодого поколения, тема современного образования представляет для нас особый интерес. Эта история заставила нас задуматься, как много схожего в образовательном процессе в Школе Чародейства и Волшебства Хогвартс (англ. Hogwarts School of Witchcraft and Wizardry)ивпривычнойнамшколе.
Актуальность
Серия книг о Гарри Поттере – это история взросления, становления личности и, главное, обучения в школе. А школа, как мы знаем, занимает ключевое место в жизни каждого ребенка.
Цель проекта – сопоставить систему образования школы Хогвартс с образованием в современной общеобразовательной школе России и выявить в них сходства.
Задачи:
Ознакомиться с системой образования и школьными предметами в Хогвартс и в обычной общеобразовательной школе России;
Выявить предметную составляющую дисциплин, изучаемых в Хогвартс;
Сопоставить систему образования в школе Хогвартс и в реальной школе;
Систематизировать полученную информацию и провести сравнительный анализ;
Сделать вывод.
Методы исследования: сбор информации, сравнение, анализ.
Гипотеза – мы предполагаем, чтосистема образования ишкольные предметы в школе Хогвартс имеют явные сходства с современной школьной образовательной структурой в реальном мире.
Предмет исследования: Серия романов о Гарри Поттере.
Объект исследования: система образования и школьные предметы в Хогвартс и в современной общеобразовательной школе России.
Жизнь десятилетнего Гарри Поттера нельзя назвать сладкой: его родители умерли, едва ему исполнился год, а от дяди и тёти, взявших сироту на воспитание, достаются лишь тычки да подзатыльники. Но в одиннадцатый день рождения Гарри всё меняется. Странный гость, неожиданно появившийся на пороге, приносит письмо, из которого мальчик узнаёт, что на самом деле он чистокровный волшебник и принят в Хогвартс — школу магии, где и происходило большинство событий.
Хогвартс - это учебное заведение для волшебников, достигших одиннадцати лет. Как только ребёнок начинает проявлять магические силы, его имя сразу вписывается Пером приема в специальную Книгу доступа, затем, когда магу исполняется одиннадцать, ему приходит письмо о зачислении в Хогвартс со списком необходимых к покупке предметов. Обучение длится 7 лет.
Руководит школой Хогвартс директор (иногда его называют ректор) (англ. Headmaster), Альбус Персиваль Вульфрик Брайан Дамблдор (англ. Albus Percival Wulfric Brian Dumbledore) и его заместитель (англ. Deputy Headmistress) - Минерва Макгонагалл (англ. Minerva McGonagall).
В Хогвартсе преподают различные предметы, знание которых необходимо будущим волшебникам.
На первых двух курсах преподаются только обязательные предметы:
Астрономия;
Заклинания;
Защита от Темных искусств;
Зельеварение;
История магии;
Травология;
Трансфигурация;
Полеты на метлах.
В конце второго года обучения студенты обязаны выбрать как минимум два новых предмета, которые они хотят изучать начиная с третьего курса. Это:
Изучение Древних рун;
Магловедение;
Нумерология;
Прорицания;
Уход за магическими существами.
Примечательно то, что для каждого предмета отведены специально оборудованные помещения и даже лаборатории.
Преподают предметы педагоги-волшебники, имеющие профильную квалификацию в области одного преподаваемого предмета.
В конце каждого года сдаются экзамены, но особенно важны для будущих волшебников экзамены в конце пятого года обучения - экзамены СОВ (Стандарты обучения волшебству) и седьмого года обучения – экзамены ЖАБА (Жутко Академическая Блестящая Аттестация).
Стандарты Обучения Волшебству (СОВ) (англ. OWLs — Ordinary Wizarding Levels ) — экзамен, который в обязательном порядке сдают все учащиеся в конце 5 курса по всем изучаемым предметам.
Особого внимания заслуживает система оценивания на экзамене.
На экзаменах применяются следующие оценки:
Положительные оценки:
O = Outstanding (П — Превосходно)
E = Exceeds Expectations (В — ВышеОжидаемого)
A = Acceptable (У — Удовлетворительно)
Отрицательные оценки
P = Poor (С — Слабо)
D = Dreadful (О — Отвратительно)
T = Troll (Т — Тролль)
Примечательно, но в английском варианте положительные оценки обозначены гласными, а отрицательные — согласными буквами.
Для продолжения занятий по определённому предмету необходимо получить за экзамен оценку не ниже «У».
Жутко Академическая Блестящая Аттестация (ЖАБА) (англ. NEWT — Nastily Exhausting Wizarding Tests) — тип экзамена в Хогвартсе, проводящийся на 7 курсе, это итог по всему пройденному, и значит, что вы стали дипломированным волшебником.
Современная общеобразовательная школа - это учебное заведение для получения основного общего и полного общего образования, которое обязаны посещать все дети, начиная с семи лет. Полное обучение в школе длится 11 лет.
Уровни образования:
1 уровень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года), 1-4 класс.
2 уровень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет) 5-9 класс.
3 уровень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок обучения 2 года) 10-11 класс.
По окончанию 2 уровня обучения в современной школе обязательно сдается экзамен – ОГЭ (Основной государственный экзамен) по двум обязательным предметам и двум предметам по выбору. Только при успешной сдаче экзаменов ОГЭ обучающиеся могут продолжить обучение в 10 и 11 классе. По окончанию 3 уровня, сдается еще один экзамен – ЕГЭ (Единый государственный экзамен) включающий также 2 обязательных предмета и 2 предмета по выбору. Выбор дополнительных предметов обусловлен профильной необходимостью для поступления в ВУЗ.
Оценка знаний обучающихся осуществляется по 5 балльной шкале:
Отлично – «5»
Хорошо – «4»
Удовлетворительно – «3»
Неудовлетворительно – «2»
Руководство школой осуществляется директором в содружестве с несколькими завучами по учебной воспитательной работе.
В современной школе изучают много различных предметов. Основные из них:
Иностранный язык;
Биология;
Химия;
Физика;
География;
Изобразительное искусство;
История;
Литература;
Математика;
Музыка;
Обществознание;
Родной язык;
Технология;
Физическая культура.
Для изучения каждой дисциплины отводятся специализированные кабинеты и лаборатории. Учителя в общеобразовательной школе имеют образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» в области преподаваемого предмета.
Особого внимания для нас заслуживает рассмотрение каждого предмета, изучающегося в Школе Хогвартс.
Зельеварение (англ. Potions (class)— учебная дисциплина, изучающая различные зелья, настои, сыворотки и другие жидкие магические субстанции. Здесь изучаются свойства этих жидкостей, способы их приготовлений и различные особенности входящих в них ингредиентов. Сложности предмета состоят в тонкостях способов приготовления зелья.
Травология (англ. Herbolog)– это наука о волшебных растениях и грибах. Предмет учит как ухаживать за магическими растениями и грибами и для чего они используются. Травология – это одна из основных дисциплин в Хогвартсе. Магу и колдуну необходимо разбираться в травах, используемых в различных колдовских снадобьях, обладающих целительными и, наоборот, ядовитыми свойствами.
Магловедение (англ. Muggle Studies) — это дисциплина, изучающая поведение и быт маглов с точки зрения волшебников. Как мы знаем из книг о Гарри Поттере, маглы — это обычные люди, которые лишены магических способностей и они не были рождены в семье волшебников. На магловедении изучаются вопросы по типу «научно-технический прогресс у маглов» и т.п. Этот предмет полезен для тех, кто вырос в магических семьях и плохо знает мир обычных людей.
Нумерология (англ. Arithmancy)— в реальной жизни это одна из гадательных наук, утверждающая, что каждой букве соответствует своя цифра и сумма цифр в каждом слове имеет собственное значение. Это основное положение. На самом деле постулаты нумерологии намного шире, корни этой науки уходят в глубокую древность, многие древние учения использовали так называемую «магию чисел».
Полёты на мётлах (англ. Flying (class))— это краткий курс для первокурсников в школе магии и волшебства Хогвартс, длящийся один-два урока. Считается, что более старшие ученики умеют летать на метле.
Такой курс совершенно необходим, ведь в школе учатся как волшебники, так и маглы. Тренер научит управлению метлой, правильной посадке на нее, подскажет, как взлетать и безопасно садиться. Также, немаловажен тот факт, что свою метлу в Хогвартс иметь нельзя, а можно пользоваться только выданным школьным инструментом.
С этой дисциплиной связана знаменитая в волшебном мире спортивная игра-квиддич (англ. Quidditch).
Квиддич представляет собой магическую игру, в которой на поле сражаются две команды по 7 человек в каждой. Команды летают на мётлах над овальным полем. В концах поля стоят по трое ворот в виде колец. Каждый гол в любое кольцо команды-соперницы приносит 10 очков. Цель игры — набрать как можно больше очков до окончания игры. Игра заканчивается с поимкой ловцом одной из команд снитча, поэтому может длиться сколько угодно. Поимка снитча к тому же приносит команде ещё 150 очков и, как правило, победу, хотя и не всегда.
Трансфигурация (англ. Transfiguration; буквально — «видоизменение», «преображение») — дисциплина, изучающая магические способы превращения одних предметов в другие, неживых предметов в живые и наоборот, а также одни живые объекты в другие. В трансфигурации создаются предметы из ничего или исчезают вовсе. Предмет крайне сложный и требующий строгой концентрации и определённых магических сил. Для трансфигурации требуется волшебная палочка и знание соответствующей формулы. Трансфигурация подчиняется своим магическим законам.
Заклинания (англ. Charms) — предмет, изучающий движения палочкой, с одновременным произнесением одного или нескольких слов. Ученик должен произносить заклинания правильно, иначе результат может быть непредсказуемым. Заклинания условно можно подразделить на две группы: заклинания, в которых использованы латинские слова и заклинания, в которых использован родной язык волшебника (для героев «Гарри Поттера» это, естественно, английский, все встречающиеся «остолбеней», «обезъяз», «оглохни» — не что иное, как перевод). Заклинания произносят вслух и про себя («невербальные заклинания»). Для некоторых заклинаний невербальное произношение является обязательным условием.
Прорицания (англ. Divination) — предмет, изучающий различные виды гаданий, предсказаний и способы их толкований.
Разделами Прорицания являются:
гадание на кофейной гуще
гадание по чаинкам
хиромантия (гадание по руке)
гадание по хрустальному шару
гадание по картам Таро
гадание по внутренностям птиц и некоторых животных
астрология (гадание по движению небесных светил)
Прорицания сдают экзаменом на СОВ.
История магии (англ. History of Magic) — дисциплина, изучающая ту часть человеческой истории, которая связана с магическим миром. «Магловская» история на этом предмете не рассматривается вообще. Здесь рассказывают о восстаниях гоблинов, всеевропейских Хартиях волшебников и прочей истории магического мира.
Уход за магическими существами (англ. Care of Magical Creatures) — дисциплина, изучающая волшебных животных, птиц, насекомых, их особенности поведения, кормления и ухода за ними. Предмет вводится с третьего курса и он необязателен, хотя входит в список экзаменов на СОВ.
Древние руны (англ. Study of Ancient Runes) — курс предполагает изучение рун, их толкование, умение работать со словарем. Это один из предметов школы магов, который не является обязательным и может быть выбран для изучения, начиная с третьего курса.
Так, книга сказок барда Бидля была написана именно рунами. Дамблдор надеялся, что самой блестящей ученице в этой области, Гермионе, в конце концов удастся ее прочитать, ведь руны – достаточно сложная письменность.
Астрономия (англ. Astronomy) — это обязательный предмет в школе Хогвартс, изучающий звезды и движение планет. Ученики Хогвартса занимаются зарисовками карт звёздного неба и наблюдениями за небесными телами.
Как мы видим, в представленной выше информации есть много сходств с привычными нам предметами.
Для проведения сопоставительного анализа образовательного процесса в школе Хогвартс и в современной школе, нами были выделены следующие аспекты:
- Уровни образования;
- Руководство школой;
- Педагогический состав;
- Школьные предметы;
- Итоговые экзамены;
- Оценочная система.
В школе чародейства и волшебства первый этап обучения длительностью 5 лет начинают в возрасте 11 лет, что полностью соответствует нашему основному общему образованию. В 18 лет волшебники оканчивают свое обучение в школе, также как и в нашей реальной школе.
Стоит заметить, что руководство школами, волшебной и современной, осуществляется директором и его заместителями.
Педагогический состав в обеих школах имеет профильное образование в области преподаваемых предметов.
При детальном изучении предметов школы Хогвартс стало абсолютно понятно, что они имеют много общего с предметами нашей школы. Так, на предмете Зельеварение (англ. Potions (class), как и на нашем предмете Химия ребята изучают вещества и превращение (видоизменение) этих веществ согласно определенным формулам. На Магловедении (англ. Muggle Studies) - изучают человека и общество, а это уже Обществознание. Трансфигурация (англ.Transfiguration) позволяет познать законы движения с использованием определенных формул, то есть Физика в чистом виде. Каждый предмет, изучаемый в школе Хогвартс имеет полное, или частичное сходство с нашими современными предметами.
По окончании каждого этапа обучения, и волшебники и обычные ученики сдают итоговые экзамены. В школе Хогвартс – это экзамены Стандарты Обучения Волшебству (СОВ) (англ. OWLs — Ordinary Wizarding Levels ) и Жутко Академическая Блестящая Аттестация (ЖАБА) (англ. NEWT — Nastily Exhausting Wizarding Tests). В наших школах обучающиеся сдают ОГЭ (Основной государственный экзамен) и ЕГЭ (Единый государственный экзамен). В обеих школах экзамены сдают по основным предметам и предметам по выбору.
Оценочная система также имеет много схожих черт. Если бы в современной школе за экзамены ставили еще «5-», «4-», то соответствие было бы полным.
Таким образом, мы делаем вывод, сходства в системах образования магического и реального мира очевидны.
С детальным сопоставительным анализом можно ознакомиться в Приложении 1.
Человека всегда притягивало все необычное и мистическое. Даже самый убежденный скептик в глубине души рад поверить в чудеса. Особенно, когда эти чудеса происходят в школе, в процессе обучения.
В реальном мире, помимо знаний, школа дает нам навык общения, навык преодоление сложных и стрессовых ситуаций, расширяет наше мировоззрение. Школа расширяет наш кругозор, формирует умение общаться и бороться со стрессом. Школа – это некая «армия» для детей, где они осваивают основные жизненные навыки.
То же самое мы увидели и в школе Хогвартс, благодаря заманчивой, затягивающей объемности и целостности описываемого волшебного мира.
Безусловно, мир волшебников и людей совершенно разный, но мы видим, как много общего в образовательной среде этих двух миров. Чтобы стать настоящим волшебником, нужно тоже учиться, как и обычному человеку. Было бы желание, а школа в этом непременно поможет.
Читая книгу о Гарри Поттере, я сделала вывод, что в школе чародейства и волшебства Хогвартс очень много общего с нашей общеобразовательной школой. Многие дисциплины, которые изучаются в школе магов, основаны на школьных предметах из нашей жизни. Считаем, что вышеизложенным мы подтвердили гипотезу нашего проекта.
Работать с этой темой оказалось очень интересно. Вселенная Гарри Поттера это тот мир, который я хотела бы порекомендовать всем для ознакомления.
1. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень». – М.: Росмэн-Пресс, 2005.
2. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и тайная комната». – М.: Росмэн-Пресс, 2005.
3. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и узник Азкабана». – М.: Росмэн-Пресс, 2006.
4. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Кубок огня». –М.: Росмэн-Пресс, 2006.
5. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Орден Феникса». – М.: Росмэн-Пресс, 2006.
6. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Принц-полукровка». – М.: Росмэн-Пресс, 2006.
7. Дж. К. Ролинг «Гарри Поттер и Дары Смерти». – М.: Росмэн-Пресс, 2007.
8. Фильм «Гарри Поттер и узник Азкабана». - 2004.
Иные электронные ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Роулинг,_Джоан
https://harrypotter.fandom.com/wiki/Main_Page
https://www.grandexam.ru/content/news/kombinacii-ege-kak-vuzy-vybirayut-predmety-dlya-postupleniya/
Школа Чародейства и Волшебства Хогвартс (англ. Hogwarts School of Witchcraft and Wizardry) |
Современная общеобразовательная школа России |
||
1 Уровни образования |
|||
С 1 по 5 курс (возраст обучающихся 11-15 лет) 1.2 С 6 по 7 курс (возраст обучающихся 16-18 лет) |
1 уровень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года), 1-4 класс. 2 уровень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет) 5-9 класс. 3 уровень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок обучения 2 года) 10-11 класс. |
||
Полное соответствие по 2 и 3 уровням обучения |
|||
2 Руководство школой |
|||
2.1. Директор (англ. Headmaster) и его заместитель (англ. Deputy Headmistress) |
Директор и заместители директора по учебной и воспитательной работе |
||
Полное соответствие с разницей в количестве заместителей |
|||
3 Педагогический состав |
|||
3.1.Педагоги-волшебники (профессора), имеющие профильную квалификацию в области одного преподаваемого предмета. |
Учителя в имеют высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» в области преподаваемого предмета. |
||
Полное соответствие в кадровой составляющей образовательного процесса |
|||
4 Школьные предметы |
|||
4.1. Зельеварение (англ. Potions (class) |
Химия |
||
Изучают вещества и превращение/видоизменение этих веществ согласно определенным формулам |
|||
4.2. Травология (англ. Herbolog) |
Биология |
||
Изучают строение растений, их свойства и эволюцию |
|||
4.3. Магловедение (англ. Muggle Studies) |
Обществознание |
||
Изучают человека и общество |
|||
4.4. Нумерология (англ. Arithmancy) |
Математика |
||
Изучают числа. Имеет сходство с нашей арифметикой. |
|||
4.5. Полёты на мётлах (англ. Flying (class) |
Физкультура |
||
Учатся правильному выполнению упражнений, развивают волю и целеустремленность |
|||
4.6. Трансфигурация (англ.Transfiguration) |
Физика |
||
Изучают законы движения с использованием определенных формул |
|||
4.7. Заклинания (англ. Charms) |
Родной язык |
||
Изучают речь как на родном языке, так и на иностранном |
|||
4.8. Прорицания (англ. Divination) |
Литература |
||
Занимаются чтением и толкованием прочитанного |
|||
4.9. История магии (англ. History of Magic) |
История |
||
Изучают ту, или иную часть (эпоху) истории |
|||
4.10. Уход за магическими существами (англ. Care of Magical Creatures) |
Зоология (раздел биологии о животных) |
||
Изучают животных, их поведение, развитие, происхождение и эволюцию, а также их значение в природе и жизни человека. |
|||
4.11. Древниеруны (англ. Study of Ancient Runes) |
Иностранный язык |
||
Изучают иноязычную письменность, значение символов, практикуют работу со словарем |
|||
4.12. Астрономия (англ. Astronomy) |
Раздел географии |
||
Занимаются изучением небесных объектов и Вселенной в целом. |
|||
5 Итоговые экзамены |
|||
5.1. Стандарты Обучения Волшебству (СОВ) (англ. OWLs — Ordinary Wizarding Levels ) – по окончании 5 года обучения |
ОГЭ (Основной государственный экзамен) – по окончании 2 ступени обучения |
||
5.2. Жутко Академическая Блестящая Аттестация (ЖАБА) (англ. NEWT — Nastily Exhausting Wizarding Tests) – по окончании 7 года обучения |
ЕГЭ (Единый государственный экзамен) – по окончании 3 ступени обучения |
||
Сдача первого итогового экзамена проходит по основным предметам и предметам по выбору в возрасте 15 лет. Сдача второго итогового экзамена проходит по основным предметам и предметам по выбору в возрасте 18 лет. |
|||
6 Оценочная система |
|||
6.1. Положительные оценки: O = Outstanding (П — Превосходно) E = Exceeds Expectations (В — ВышеОжидаемого) A = Acceptable (У — удовлетворительно) Отрицательные оценки: P = Poor (С — Слабо) D = Dreadful (О — Отвратительно) T = Troll (Т — Тролль) |
Отлично – «5» Хорошо – «4» Удовлетворительно – «3» Неудовлетворительно – «2» Неудовлетворительно – «1» |
||
Если бы в современной школе за экзамены ставили еще «5-», «4-» и т.д, то соответствие было бы полным |