«School of my dreams» (голографический подход к созданию образа “Школы моей мечты” на материале учебных пособий по английскому языку)

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«School of my dreams» (голографический подход к созданию образа “Школы моей мечты” на материале учебных пособий по английскому языку)

Ярославцев В.А. 1
1МОБУ СОШ №21
Ищенко А.М. 1
1IU.RU
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Изучение иностранных языков сегодня – очень приоритетное направление в любой сфере деятельности. Возможность путешествовать, принимать участие в программах ученических и профессиональных обменов, получать высшее образование в зарубежных ВУЗах, становятся более доступными как для школьников, студентов, так и для специалистов различных областей знаний. Эти возможности повышают интерес одного народа к особенностям образа жизни другого. Одним из способов его удовлетворения является познание жизни людей другого государства через его язык, культуру, традиции. Процесс подготовки и выполнения индивидуальных проектов предоставляет широкий спектр возможностей изучения особенностей иноязычных стран и создания собственного представления о том или ином факте, событии или нормах жизни.

Современный мир без получения образования представить просто невозможно. Мы привыкли, что школа — это именно то место, где подрастающее поколение получает свое первое образование. При этом чаще всего мы рассматриваем три основных типа образовательных учреждений: начальную, основную и старшую школы. Что же таится за стенами аналогичных образовательных учреждений в странах изучаемого языка? Как устроены классные комнаты? Какие предметы изучают наши сверстники с удовольствием? Нравится ли им посещать кружки, секции и внеурочные занятия? Нравится ли им та школа,которую они посещают и о каких школах мечтают? Поиск ответов на эти вопросы стал основой нашего исследования, касающегося создания образа “школы мечты”, что и объясняет актуальность нашей работы.

Гипотеза исследования: предположим, что любая из существующих школ мира - чья-то “школа мечты”.

Цель исследования: проверить, поможет ли голографический подход расширить как наши знания и кругозор в области типов школ как в Великобритании и других англоязычных стран, так и в Российской Федерации создать образ “школы моей мечты”.

Задачи:

1. Провести исследование знаний наших одноклассников по теме данной работы.

2. Рассмотреть лингвострановедческий материал по данному вопросу.

3. Изучить типы школ и особенности школьной жизни англоязычных стран и России.

4. Представить образ “школы моей мечты”

Объект исследования: система образования англоязычных стран и России.

Предмет исследования: типы школ и особенности школьной жизни

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

поиск информации о системах образования России, Великобритании и других англоязычных стран;

изучение типов школ и школьной жизни в них;

обработка полученной информации на основании голографического подхода (многогранное изучение объекта);

изучение литературных источников;

анкетирование обучающихся.

Анализ результатов анкетированияобусловил проблему исследования, которая заключается в том, что не все сверстники имеют представление о школах за рубежом, не знают особенностей школьной жизни в своей стране,что негативно сказывается на результате работы над проектом “Школа моей мечты” на уроках английского языка.

Научная новизна состоит в том, что контент-анализ собранной нами информации позволит составить наиболее точный образ “школы мечты”. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты нашего исследования можно использовать на уроках английского и страноведения в школе.

Планируемый результат:

1. Учащиеся познакомятся с информацией о типах школ и сформируют представление о школьной жизни в современном мире.

2. Ученики более осознанно будут подходить к выполнению проектов на уроках английского языка.

Глава 1. Система образования в современном мире

Систему образования принято рассматривать как совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, которые определяют ее функционирование. Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. В данной главе мы рассмотрим особенности систем образования Англии, США и Австралии и России для формирования более широкого представления общих и отличительных черт и характеристик [6].

Образование в англоязычных странах (типы школ, особенности получения школьного образования)

Дошкольное образование в Англии начинается в возрасте 3-4 лет. Около половины детей этого возраста посещают детские сады или игровые группы, в основном организованные родителями. Маленьким детям нужна забота, а также образование. Вот почему дети много играют, учатся слушать внимательно и вести себя нормально.

Дети начинают свою школьную карьеру в детском саду, там их учат чтению, письму, арифметике. Когда детям наступает 7 лет, ученики переходят в младшую школу, которая длится до 11 лет. Там они изучают английский язык, географию, технологию, историю и естествознание. Большинство детей ходят в государственные школы, где образование бесплатное. Лишь небольшая часть посещает приватные учебные заведения

Молодые люди получают высшее образование в университетах. Не каждый может позволить себе это, потому что это не бесплатно. Есть около 50 университетов и 350 колледжей высшего образования в Великобритании. Самые старые и самые известные Oxford, Cambridge основаны в 12 и 13 веках. Дипломы Оксфорда и Кембриджа сопровождаются всевозможными привилегиями. И не случайно Оксфорд и Кембридж известны как Оксбридж. Этот термин считается в Британии суммой всего лучшего, что есть в университете.

Система образования в Австралии по своей структуре типична для большинства развитых стран. Принцип организации образовательного курса зависит от штата или территории. В каждом из них правительство обеспечивает финансирование и регулирует государственные и частные школы. Австралийские университеты поддерживаются на федеральном уровне. Начальное и среднее образование в Австралии является обязательным для детей в возрасте от 5 до 16 (или 17, в зависимости от штата или территории) лет. Дальнейшее образование регулируется австралийскими квалификационными рамками.

В начальных и средних школах, а также в колледжах учебный год обычно начинается в конце января — начале февраля и заканчивается в середине декабря. В университетах учебный год длится с конца февраля до начала сентября. Праздничные дни и каникулы регулируются каждым учебным заведением индивидуально. Длительность обучения составляет 13 лет. Ребёнок впервые идёт в школу в 5—6 лет, переходит из начальной школы в среднюю в 13—15 лет (в зависимости от даты рождения и штата или территории).

В государственных школах обучается примерно 65 % школьников, 34 % обучаются в католических и независимых (частных) школах. В сельских районах существует форма обучения на дому. Она юридически закреплена, однако число обучающихся на дому учеников невелико и составляет примерно 1 %.

Обучение в государственных школах является бесплатным для всех граждан и постоянных жителей Австралии. В католических и независимых (частных) школах за обучение взимается ежемесячная плата. Учебники, школьная форма, канцтовары, летние лагеря и другие расходы государством не покрываются.

Образование в США состоит из отдельных этапов обучения — дошкольное, начальное, среднее и высшее. Контролируется и финансируется на трёх уровнях: федеральными властями, властями штатов и местными властями. Во всех штатах США действует закон об обязательном образовании для детей с пяти-восьми лет до шестнадцати-восемнадцати лет, в зависимости от штата. Программа образования может отличаться в различных штатах и школьных округах, но все штаты по закону обязаны проверять учащихся государственных школ, чтобы убедиться, что они достигают желаемого уровня минимального образования.

Бесплатные государственные школы управляются главным образом демократически избранными школьными советами, каждый из которых имеет юрисдикцию над школьным округом, чьи границы часто (но не всегда) совпадают с границами округа или города, и которые содержат одну или несколько школ каждого уровня. Школьные советы устанавливают школьные программы, нанимают учителей и определяют финансирование программ. Штаты регулируют образование в своих границах, устанавливая стандарты и экзамены школьников. Финансирование школ штатами часто определяется тем, насколько повысилась успеваемость их учеников на экзаменах. Деньги на школы берутся в основном из местных (городских) налогов на недвижимость.

Образование в России (типы школ, особенности получения школьного образования)

Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам. Российская система образования - включает четыре сотрудничающие структуры, а именно:

Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. К основным общеобразовательным программам относят дошкольные, начальные, основные и средние (полные). Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения: в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная); семейное; самообразование; экстернат. Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

Учреждения образования бываютгосударственными (регионального и федерального подчинения), муниципальными, негосударственными, то есть частными.Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, - это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая.

Российское образование делится на несколько ступеней:

Дошкольное образование

Общее образование

Профессиональное образование

Высшее образование

Дошкольное образование

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, которую предоставляют ясли и детские сады, реже — другие образовательные организации, которые присматривают за детьми и проводят обучение по дошкольной программе. Каждый родитель имеет возможность отдать ребенка туда, куда посчитает нужным. В ясли детей можно отдавать с 1 года, там они находятся до 3 лет и далее идут в детский сад. В детском саду малыши заканчивают свое обучение в 6-7 лет. В России дошкольное образование является необязательным, поэтому родители сами решают отдавать своих детей в ясли и детский сад или нет.

Общее образование

В соответствии с законами Российской Федерации общее образование включает в себя:

Начальное общее образование (от 6 до 10 лет, 1-4 класс)

Основное общее образование (от 10 до 15 лет, 5-9 класс)

Полное общее образование (от 15 до 17 лет, 10-11 класс)

Достигнув возраста шести лет, ребенок получает начальное образование. Родители могут отдать ребенка в школу, гимназию или лицей. Гимназия и лицей от школы отличаются тем, что там происходит более углубленное изучение предметов, либо вводят дополнительные предметы, которые пригодятся учащимся, поступающим в высшие учебные заведения.

После окончания начального образования, дети в возрасте 10 лет проходят основное общее образование. Обучение длится 5 лет. По окончании 9 класса ученику выдается аттестат о среднем образовании, с которым он может продолжить обучение в 10 классе школы, гимназии или лицея.

Полное общее образование — это последняя ступень общего образования, которая продолжается в течение 2 лет. Затем в 11 классе ученики сдают экзамены и получают аттестаты о полном среднем образовании.

После школы у российских детей есть большой выбор образовательных учреждений, где они могут получить профессиональное образование, которое направлено на подготовку квалифицированных рабочих.

Высшее образование

В России высшее образование делится на 3 уровня:

На бакалавриат (4 года) могут поступать те, кто окончил 11 классов, либо те, кто получил профессиональное образование. По окончанию бакалавра выпускникам выдается лишь диплом с квалификацией.

В отличии от бакалавриата, по окончании специалитета (5 лет) выпускник получает звание дипломированного специалиста.

Магистратура (6 лет)— это второй уровень высшего образования. В магистратуре могут продолжать учится те, кто закончил бакалавр и специалитет. В магистратуре можно углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

Выводы к главе 1

Резюмируя сказанное, следует отметить основные общие черты, характерные для систем образования независимо от государственной принадлежности:

наличие дошкольного, начального, основного, среднего и высшего уровня образования;

наличие и успешное сосуществование государственных и частных образовательных учреждений различного уровня;

наличие обязательной программы обучения, которую должны освоить все обучающиеся, достигнув соответствующего возраста;

контроль качества образования (усвоения образовательных программ) как со стороны администрации учреждения, так и со стороны государства.

Глава 2. Голографический подход к созданию образа “школы моей мечты” на материале учебных пособий по английскому языку

2.1 Алгоритм создания образа “школы моей мечты” на основе учебных текстов

Работа над проектом способствовала разработке и апробации алгоритма (рис.1) создания образа “школы моей мечты” и проверить его эффективность на практике.

Рисунок 1. Алгоритм создания образа “школы моей мечты”

На вершине нашего алгоритма - образ “школы мечты”, созданию которого предшествовали три этапа работы над проектом, а именно:

Изучение систем образования англоязычных стран и Российской Федерации.

Изучение различных школ и поиски модели, отвечающей как собственным представлениям о “школе мечты”, так и запросам респондентов.

Разработка, организация и проведение анкетирования сверстников из разных школ Ростовской области по теме исследования. Обработка результатов анкетирования.

Изучение систем образования англоязычных стран позволило нам создать собственное представление о школах мира, а знакомство с описанием различных школ в учебных пособиях по английскому языку способствовало не только расширению словарного запаса (Приложение 5) по теме исследования, но и созданию собственного образа школы мечты. Представленные в данном параграфе школы, привлекли наше внимание наиболее остро, так как в школьной жизни нами были выделены ключевые моменты, которые хотели бы видеть в своих школах респонденты, принявшие участие в нашем опросе. Итак, рассмотрим особенности следующих учебных заведений:

John Mason School in Abingdon near Oxford [2].

Это школа Джона Мейсона в Абингдоне недалеко от Оксфорда. Учащиеся ходят в школу с понедельника по пятницу, а занятия начинаются в девять часов. Большинство школ смешанные – для мальчиков и девочек. Во многих средних школах ученики носят школьную форму. В одном классе средней школы учится около двадцати двух учеников, а в классе начальной школы — около двадцати семи человек. Британские ученики имеют широкий выбор школьных предметов, например, информационные технологии, история, география, английская литература и религия, рисование, урок пищевых технологий, на котором ученики узнают о еде и кулинарии. Многие британские школьники изучают иностранный язык только в возрасте одиннадцати лет. Большинство учеников изучают французский язык. Другими популярными языками являются испанский и итальянский. Для учеников проводятся уроки утром, а затем часовой перерыв на обед. Некоторые школьники ходят обедать к себе домой, кто-то приносит еду в школу. Школа заканчивается в 4 часа. После школы некоторые ученики занимаются другими видами деятельности, такими как спорт. Футбол очень популярен, как и другие игры, например регби и бадминтон. А некоторые ученики учатся музыке.

Ravenscourt Theatre School [1].

Театральная школа Равенскорт - известная школа искусств в Лондоне. Эту школу закончили много знаменитых певцов и актёров. Рабочая неделя в школе Равенскорт отличается от режима работы обычных школ. По утрам у них обычные уроки по типу истории, математики, химии и английского языка. По вечерам дети поют и играют в театре:

Занятия в этой школе начинаются в 8:30. Все школьники носят обязательную школьную форму золотисто-зеленого цвета. до перерыва на обед и после обеда здесь ученики получают академические знания по основным общеобразовательным предметам. а вот после основных уроков у ребят начинается “творческая жизнь”: одни играют на сцене спектакли, другие поют, третьи танцуют… К 16.00 все занятия завершаются и ученики с чувством выполненного долга возвращаются домой.

МОБУ СОШ №21 г. Таганрога Ростовской области [5].

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №21 г.Таганрога начала свою образовательную деятельность в 1936 году. Сегодня в ней учатся примерно 800 ребят. Главной отличительной чертой нашей школы считается профильное образование по направлению “фармация”. Раньше в школе были профильные классы, сегодня данный профиль реализуется через систему урочных и внеурочных занятий.

Поступить в школу можно с 1 класса и провести интересную, насыщенную мероприятиями, соревнованиями и праздниками, школьную жизнь. На наш взгляд, в школе №21 гармонично объединены уроки и внеурочные занятия, педагоги - профессионалы своего дела, не оставят без внимания ни одного школьника с его заботами и проблемами и с удовольствием разделят радость ученика от достигнутых результатов и побед. Занятия спортом, творчеством, науками - всему есть место в учебном плане нашей школы. так чего же еще желать или зачем же еще о чем-то мечтать? Ведь самое лучшее - рядом! Это не только наше мнение. Вот как говорят ученики школы:

“В нашей школе есть раздевалки и спортивная площадка и уютный спортивный зал”;

“Это обычная школа, в которой ученики изучают обычные предметы. Также ученики могут посетить столовую, в которой они могут покушать или купить чай и сок”;

“А если вы любите читать, то вы можете посетить школьную библиотеку, где находится огромное количество книг на любой вкус”

“В нашей школе работают замечательные учителя”.

2.2 Результаты анкетирования по теме проекта - основа образа “школы моей мечты”

Начало работы над проектом способствовало разработке и проведению онлайн-анкетирования сверстников по теме исследования. Представилось необходимым узнать мнение школьников не только из разных школ города Таганрога Ростовской области, но и других образовательных учреждений области. Так в опросе приняли участие респонденты из МОБУ СОШ №6, 21 и 39 нашего города, учащиеся 9 класса Ленинской средней школы Белокалитвинского района Ростовской области и обучающиеся МБОУ ООШ №54 с. Новый Егорлык имени Е. И. Игнатенко Ростовской области. Возраст участников анкетирования - 14-17 лет. По гендерному признаку участники анкетирования разделились на 62,5% девушек, 37,5% - юноши. Общее число респондентов - 25.

Нами был разработан ряд вопросов, ответы на которые (приложение 4) помогут нам в результате работ создать универсальный образ “школы мечты” (приложение 3).

Резюмируя вышесказанное мечты наших сверстников можно условно разделить на:

мечты о просторном и комфортабельном здании с современным оборудованием;

мечты о свободном расписании уроков с возможностью выбора школьных предметов;

мечты о широком спектре внеурочных занятий, кружков и секций;

мечты об отсутствии домашних заданий, контрольных работ и экзаменов;

мечты о добрых, понимающих учителях, преподающих на высоком уровне;

мечты о школьной форме, но более комфортной и стильной;

мечты о современной школьной столовой и большим выборов блюд (от “вредного” фаст-фуда до здоровой и полезной пищи).

Как было нами уже подмечено, то условные мечты, выделенные нами выше полностью соответствуют желаниям изменить то или иное направление в своей школе, чтобы она стала “школой мечты”. Таким образом, проделанная нами работа, основанная на разработанном нами алгоритме, позволяет составить образ “школы мечты” на английском языке, что и является результатом нашей работы (Приложение 2).

Выводы к главе 2

Таким образом, проведенный опрос позволяет наметить общие тенденции в мечтах и представлениях школьников о “школе мечты”, изучение особенностей различных образовательных учреждений дает возможность составить полноценную картину о том, что школа, о которой кто-то мечтает, уже существует и, возможно, находится совсем рядом. Нужно лишь задуматься об этом, осмотреться и убедиться в этом самому.

Заключение

Резюмируя сказанное, следует отметить, что система образования призвана управлять и организовывать образовательный процесс в учебных учреждениях во всем мире. Знакомство с рядом зарубежных школ, детальное рассмотрение системы образования в России, анализ собственной школьной жизни позволил нам выстроить алгоритм нашей работы, разработать интерактивную анкету для сверстников. Анализ ответов способствовал созданию нашего “образа школы мечты”, подборка лексики по теме стала неотъемлемой частью работы - облегчила чтение и понимание аутентичных текстов о системах образования в Англии, США и Австралии, а также учебных текстов о школах.

Анализ результатов анкетирования и сравнение с полученной информацией из учебных пособий подтверждает нашу гипотезу исследования: т.к. это действительно так, что любая из существующих школ мира - чья-то “школа мечты”.

Построение образа “школы мечты” на основе созданного нами алгоритма позволяет утверждать, что цель работы достигнута: в рамках расширения знаний и кругозора в области типов школ как в Великобритании и других англоязычных стран, так и в Российской Федерации нами представлен краткий обзор полученной информации. Что также способствовало решению проблемы исследования. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты нашего исследования можно использовать на уроках английского и страноведения в школе, а также работа была представлена на XV Юбилейном международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся "Старт в науке 2022 года.

Таким образом, и планируемый нами результат достигнут, так как представленные работы на конкурс “Старт в науке” публикуются в сборнике материалов конференции.

Список литературы

Elsworth, Steve, Energy 2. Longman. - p. 128

Window on Britain. School in Britain. Video. Режим доступа

URL:https://yandex.ru/video/preview/?text=window%20on%20Britain%20school&path=wizard&parent-reqid=1643484118695828-1677267312191907790-vla1-5781-vla-l7-balancer-8080-BAL-1488&wiz_type=v4thumbs&filmId=14712851920679404045

Белкин А.С. Теория и практика витагенного обучения. голографический подход // Образование и наука. 1999, №2 (2) - стр. 34-44

Кузовлев В.П., Лапа Н.М. , Перегудова Э.Ш. Английский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2017. - 262 с.

Публичный доклад директора МОБУ СОШ №21. Режим доступа: URL: http://tagsch21.ru/wp-content/uploads/2021/07/%D0%9F%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-21.pdf Дата 17.02.2022г., 14:43

Шереметьева А.В. Страноведческий справочник. - 2 изд., испр. и доп. - Саратов: Лицей, 2010. - 208 с.

Просмотров работы: 156