Введение
Изучение иностранных языков на сегодняшний день является неотъемлемой составляющей в системе школьного образования. Поэтому перед школой стоит задача, которая направлена на достижение наиболее высокого уровня владения иностранным языком. Следовательно, достижение успеха в обучении иностранному языку зависит не только от методики работы учителя иностранного языка, но и от умения пользоваться различными информационно-цифровыми ресурсами, как со стороны учителя, так и со стороны ученика, создавать свои собственные дидактические разработки, адаптировать уже существующий учебный материал и многое другое.
В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем в общеобразовательных учреждениях становится обучение связной иноязычной речи. Одной из целей которой является формирование умения общаться на иностранном языке, а в контексте обсуждаемого вопроса общаться не только лично, но и посредством возможных цифровых сервисов и служб сети Интернет. В настоящей работе мы рассмотрели возможность организации процесса обучения с использованием платформы Веб 2.0, которая позволяет не только пользоваться информацией, но и быть её создателем.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что технологии Веб 2.0 целесообразно использовать в образовательном процессе, поскольку они дают большую свободу, как учащимся, так и учителям, позволяя первым значительно расширить возможности самостоятельной работы, а вторым – применить более творческие подходы к обучению.
В соответствие с выбранной темой определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: обучение иностранным языкам (далее ИЯ).
Предмет исследования: обучение связной речи на уроке ИЯ.
Цель данной работы: определить степень эффективности использования интерактивной платформы Voicethread при обучении связной иноязычной речи.
Задачи исследования:
Раскрыть сущность понятия «связная речь» и рассмотреть её формы.
Проанализировать специфические ошибки развития связной иноязычной речи у школьников в средней общеобразовательной школе.
Рассмотреть традиционные методы обучения.
Составить алгоритм использования цифрового сервиса Voicethread при обучении связной иноязычной речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование платформы Voicethread на уроке иностранного языка повышает эффективность обучения связной речи.
Практическая значимость: данную платформу можно использовать на уроке иностранного языка при создании проектов онлайн, в качестве творческого домашнего задания, для контроля произносительных навыков, а именно для записи и прослушивания чтения текстов на иностранном языке.
Глава 1. Теоретические основы обучения связной иноязычной речи
1.1. Понятие «связная речь» и её формы
Эффективное обучение в общеобразовательном учреждении во многом зависит от овладения обучающимися связной речью. Сюда относятся: воспроизведение и восприятие текстов, предусмотренные школьной программой, умение делать развёрнутые высказывания на поставленные вопросы, способность правильно излагать свои суждения. На это всё нужно большое количество времени и достаточный уровень формирования связной диалогической и монологической речи.
Так В.Л. Скалкин1, под связной речью понимает такую речь, которая может быть понята на основе её собственного предметного содержания. Он считает, что самое главное – обучающийся идёт от части к целому: от слова к соединению двух или трёх слов, далее – к простой фразе, ещё позже – к сложным предложениям. Последним этапом является связная речь, которая состоит из многих развернутых предложений [2].
Связная речь – сложная форма речевой деятельности. Такая речь носит систематический характер связного развёрнутого изложения. От неё зависит не только полнота познания окружающего мира, но и успешность обучения в школе и развитие личности в целом [2].
Главная функция связной речи – это коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе [4].
Данные две формы речи отличаются их мотивами. Так, например, монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, её содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Что же касается диалогической речи, она в свою очередь, стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (например, ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Отсюда следует, что монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания [4].
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Первая из которых связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учёте той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной её содержание понятно из самого контекста. Сложность такой речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учёта конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Обучение связной речи можно рассматривать как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи.
Таким образом, мы приходим к выводу, что связная речь – сложная форма речевой деятельности, которая выполняет важнейшие социальные функции: помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является основополагающим условием для развития его личности.
Развитие связной монологической речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей любого возраста – необходимо научить каждого обучающегося содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи.
1.2. Специфические ошибки развития связной иноязычной речи у школьников
Не для кого ни секрет, что в основе культуры речи лежит некое представление о речевом образце, на основе которого мы можем строить правильную речь. Однако, что же такое «правильная речь»? В российской лингвистике данным вопросом занимались такие учёные как, С.Л. Рубинштейн, С.Г. Щабельникова и другие. По их мнению, хорошей речью считается та речь, которая является правильной. Так же речь считается правильной, если она соответствует всем языковым нормам. На сегодняшний день, одной из важных задач при обучении иностранному языку обучающихся общеобразовательных школ является ознакомление их с речевыми нормами и воспитание у школьников речевых навыков. Правильность речи – это неотъемлемый показатель её культуры.
С.Л. Рубинштейн2 выделяет несколько видов основных ошибок у обучающихся. Сюда относятся недопонимание, грамматические ошибки, фонологические ошибки, лексические ошибки, ошибки, связанные с культурными особенностями страны, изучаемого языка [1].
Все перечисленные ошибки могут затруднить понимание речи у собеседника, исказить смысл того, что хотел сказать говорящий и т.д., но в итоге, как правило, собеседник в случае недопонимания старается сформулировать свои наводящие вопросы, одновременно он может привлечь к этому мимику, различные жесты для того, чтобы понять какое-либо высказывание говорящего, при этом собеседник не будет даже акцентировать своё внимания на речевых ошибках [3].
На сегодняшний день существует много причин, когда обучающиеся допускают в своей речи такие ошибки и их высказывание теряет свой смысл. Одной из главных причин возникновения этих ошибок может выступать недостаточная сформированность у обучающихся речевых навыков и умений, отсутствие всякого своего рода языковой догадки.
Все виды ошибок можно так же классифицировать, в зависимости от того, с каким видом речевой деятельности они связанны.
Различают ошибки понимания и ошибки говорения. Так, например, ошибки говорения у обучающихся наиболее очевидны. Это всё потому, что их можно непосредственно наблюдать и фиксировать. Что же касается ошибок понимания, то их выявить намного труднее, потому что требуется много времени на проведение таких экспериментов [2].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что обучение иностранным языкам обучающимися общеобразовательных учреждений является очень специфическим процессом. «Правильная» иноязычная речь предполагает, прежде всего, отсутствие различных речевых ошибок.
Глава 2. Распространение своего опыта обучения связной иноязычной речи в цифровой среде
2.1. Традиционные методы обучения связной иноязычной речи
На сегодняшний день преподавание иностранных языков является составной частью общей системы образования, которое подчиняется основным тенденциям развития данной системы. Наиболее очевидно это выражается в методах обучения иностранному языку. Различают два основных подхода к изучению иностранных языков: традиционный и нетрадиционный. Очень часто традиционную методику изучения иностранного языка называют грамматико-переводной. Такая методика заключается в системном изучении фонетики, грамматического материала, формирует определённые навыки чтения и перевода. Обучающиеся учат слова по темам, пересказывают различные тексты, заучивают диалоги и выполняют письменные грамматические упражнения. Главными чертами такого подхода являются: заучивание материала и основательность. Особенность традиционной методики заключается в том, что в процессе работы ученики должны освоить в определённом объёме все виды речевой деятельности [2].
Основной недостаток традиционного метода в том, что он создаёт идеальные условия для возникновения языкового барьера, так как человек практически не говорит, он просто комбинирует слова, применяя при этом, ранее изученные грамматические правила.
Нами был проведён небольшой анализ учебно-методической литературы (учебников, учебных материалов) для среднего звена в обучении немецкому языку. В ходе анализа, мы пришли к выводу, что сложившаяся система обучения иностранным языкам в российских школах имеет следующие особенности:
а) в школьных учебниках преобладают зрительные и письменные способы изучения материала над устными;
б) время самостоятельной работы обучающихся с учебными печатными материалами намного превышает время работы с аудиовизуальными и аудитивными материалами, при этом главное внимание уделяется усвоению знаний, а не речевой практике;
в) объем учебного печатного материала, намного превосходит объем аудитивного и аудиовизуального материалов.
Таким образом, мы делаем вывод, что традиционные методы обучения связной иноязычной речи являются недостаточно эффективными. На сегодняшний день, известно, как трудно вызвать и затем поддерживать интерес к изучению немецкого языка, которому в последние годы конкуренцию составляет английский язык, чья востребованность неоспорима. Необходимо постоянно искать новые современные подходы в преподавании, которые активизировали бы мыслительную деятельность обучающихся, позволили бы сделать учебный процесс качественным, эффективным и привлекательным.
2.2. Цифровой ресурс для обучения связной иноязычной речи на уроке немецкого языка
В последние годы вопрос о применении новых информационных технологий становится все более актуальным. Под применением новых информационных технологий в обучении иностранным языкам понимают не только применение современных технических средств, но и использование новых форм и методов преподавания иностранного языка и новый подход к процессу обучения в целом.
В настоящее время поиск эффективных средств обучения является наиболее актуальной проблемой при обучении иностранным языкам. В рамках настоящей работы научный интерес представляет цифровой интерактивный контент VoiceThread3– онлайн-сервис платформы Веб 2.0, предназначенный для синхронного и асинхронного создания мультимедийных контентов.
Популярность сервиса, на наш взгляд, связана с его возможностью сделать интерактивным любой контент, будь то видео, документ, картинка.
Создание интерактивного контента включает в себя четыре этапа.
Первый этап – регистрация. На втором этапе загружается требующийся файл (документ, аудиофайл, презентация) с компьютера или с телефона, через ссылку в Интернете либо через запись с веб-камеры. Третий этап представляет собой комментирование, то есть наложение интерактива. В многостраничном документе представляется возможным создать отдельный слайд для каждой страницы. Комментирование накладывается в виде аудиофрагмента, набранной текстовой заметки или графического рисунка. На завершающем этапе определяется допуск к созданному контенту. Я составила лист с пошаговом алгоритмом по работе с сайтом и с заданием на немецком языке, который можно предложить моим одноклассникам. /Приложение 1/. Ученики должны выбрать, например, любую знаменитую личность и составить викторину по биографии данной личности, которая будет состоять из 3-5 слайдов в Voicethred. Соответственно необходимо подобрать 3-5 изображений и составить небольшие тексты для аудиозаписи или в виде текстовой заметки. Обучающиеся должны обратить внимание на то, что необходимо представлять личность, не называя ее имени. Чтобы выполнить это задание учащимся необходимо следовать пошаговой инструкции. /Приложение 2/.
В связи с возможностью использования различной визуальной наглядности, а также необходимостью записи своего высказывания VoiceThread особенно удобен как средство обучения связному монологическому высказыванию на уроке иностранного языка, так как условия обучения, созданные при помощи контента, заставляют учащихся задумываться о структуре, логичности, построенности и продолжительности своего высказывания.
Также у учащихся воспитывается потребность выстраивать свое высказывание в соответствии с правилами создания устного монологического дискурса.
Несомненно, что данная технология Web 2.0 способствует развитию самостоятельности учащихся. Разработанный нами алгоритм по работе с данным сервисом представляет ученикам свободу в творчестве.
Таким образом, представленный нами сервис платформы Веб 2.0 можно использовать для презентации итогов проектной деятельности и для выполнения творческих домашних заданий. Они эффективны для развития и контроля всех видов речевой деятельности. /Приложение 3/. Для эффективного использования технологий Веб 2.0 при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной необходимо составить алгоритм работы с сервисом, дать образец выполнения, снять трудности, поощрять самостоятельность, поиск дополнительной информации и по возможности организовать коллективную работу.
Заключение
В ходе нашей работы было выявлено, что эффективное обучение в средней общеобразовательной школе во многом зависит от овладения обучающимися связной речью. Сюда относятся: воспроизведение и восприятие текстов, предусмотренные школьной программой, умение делать развёрнутые высказывания на поставленные вопросы, способность правильно излагать свои суждения.
В ходе изучения педагогической и методической литературы, мы пришли к выводу, что связная речь – сложная форма речевой деятельности, которая носит характер связного развёрнутого изложения. Такая речь может быть как ситуативной, так и контекстной. В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь – монолога.
Использование современных средств таких, как социальный сервис платформы Веб 2.0, Voicethread повышает эффективность обучения связной речи на уроке иностранного языка.
В ходе работы мы подробно рассмотрели социальный сервис Voicethread, который может быть внедрен в процесс обучения иностранным языкам, в том числе и немецкому языку. Данный сервис обладает большим потенциалом, так как позволяет обучающимся организовывать свой учебный процесс в соответствии со своими личностными способностями.
Ценность данного инструмента Web 2.0 заключается в его способности улучшить учебный процесс учащегося и позволяет учителям вдохновлять, развивать обучение целенаправленным и динамичным способом.
Однако для эффективного использования сервиса Voicethread на уроке иностранного языка необходимо составить алгоритм по работе с ним.
В ходе работы цель была достигнута, а задачи по раскрытии сущности данной проблемы и перспектив её развития решены.
Использование данного сервиса в процессе обучения подтвердило свою эффективность.
Список использованных источников и литературы
1. Рубенштейн С.Л. Возможности создания образовательной системы на основе технологий Web 2.0 с единой авторизацией. М.: 2013.
2. Скалкин В.Л. Основы обучения связной иноязычной устной речи. М., 2000.
3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе. 2008. № 6. С.13-19.
4. Ульянова Е.С. Использование информационных технологий в обучении иностранному языку. // Иностранные языки в школе. 2014. №6. С. 23-29.
5. Электронный ресурс- https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/tsifrovaya-gramotnost-rossiyskikh-pedagogov/ .
7. Электронный ресурс- https://voicethread.com/ .
Приложение
Приложение 1
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Буклет.
1 В. Л. Скалкин – выдающийся лингвист, английский филолог и педагог, доктор педагогических наук.
2 Серге́й Леони́дович Рубинште́йн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР.
3https://voicethread.com/ [6].