ВВЕДЕНИЕ
Говорят, «по одежке встречают». Оценивая человека, мы отмечаем, насколько одежда соответствует возрасту, социальному статусу, моде. У одних есть желание быть похожим в одежде на тех, кто значим, другие используют одежду как способ выделиться. Первое впечатление от одежды, снабженной разного рода модными сейчас надписями вызывает сначала интерес, но не все знают значения всех надписей. Надписи на одежде в основном написаны на иностранном языке.
Английские надписи играют огромную роль в молодежных субкультурах и прочно вошли в повседневную жизнь любого человека, участвующего в процессе купли – продажи.
В настоящее время в гардеробе любого подростка имеется одежда с украшениями в виде надписей. Данный стиль, давно завладевший Европой и Америкой, завоевывает все большую популярность и среди российской молодежи. Эти надписи могут сказать нам многое: о сфере интересов своего владельца, об уровне владения английским языком и об уровне культуры. Однако учитывают ли владельцы вещей смысловую нагрузку надписей на одежде, аксессуарах, особенно, если они написаны на иностранном, чаще всего английском языке? Можно ли не обращать внимания на надписи на одежде или стоит быть разборчивыми в выборе таких вещей?
Данная работа позволит нам в этом разобраться.
Объектом изучения является надписи на английском языке на одежде, аксессуарах;
Предметом исследования является смысл надписей на одежде, аксессуарах;
Гипотеза: одежда с англоязычными надписями стала столь популярна в современном мире, потому что надписи несут в себе определенную смысловую нагрузку;
Цель: изучение смыслового значения англоязычных надписей на одежде и аксессуарах и выявление знаний людей об их содержании.
Актуальность темы состоит в самовыражении себя через англоязычные надписи на одежде, аксессуарах.
Для достижения нашей цели нам следует решить ряд задач в нашем исследовании:
- изучить историю происхождения надписей на одежде в информационных ресурсах, специальную литературу по интересующей нас теме и определить пути и методы исследования надписей;
- опросить людей и узнать их отношение к данной проблеме;
Итогом, а также продуктом данного исследования будет являться шоппер с надписями, которые являются популярными среди молодежи.
ГЛАВА 1. Исторические сведения
История возникновения надписей на одежде, аксессуарах.
Надписи на одежде берут свое начало из Древней Греции, где были вышивки на поясах с именами их владельцев. На итальянских и немецких портретах конца XV и XVI веков мы видим надписи, которые вплетены в орнамент мужских рубашек, в корсажи женских платьев, где обычно написаны на латыни или девизы знатного рода, или имена владельцев этих портретов или нарядов. Очень часто в моде были надписи, которые представляли собой часть орнамента. Например, в начале второго тысячелетия в вышивке использовались готические шрифты. Очень известны пелерины короля Отто, которые находятся в музее Бол Берга в Германии. Там в хранилище старины собора есть удивительные вещи с готическими или романскими буквами – как часть орнамента этих старинных вышивок. Они датируются X-XI веками нашей эры.
Массу орнаментов мы можем найти и в ювелирных украшениях, где буквы и фразы вплетены в рисунок. Мы можем найти это у кельтов, где буквы играют огромную роль, мы можем найти это и в древних славянских украшениях, где слова тоже являются частью ювелирной вязи.
Что же касается современных надписей, то сначала они украшали только форму рабочих, указывая на их статус, потом они стали показывать какого дизайнера или фирмы эта вещь, а позднее стали появляться надписи, несущие определенный смысл.
Первые надписи на майках появляются ещё в годы Второй мировой войны в американской армии, тогда на них солдаты писали номера военных частей, названия подразделений и моделей оружия. Такие майки были похожи на букву «Т», в связи с чем их и прозвали «T-shirt», что в дословном переводе означает «Т-образная рубашка». Все они были белого цвета. Затем такая Т-образная рубашка приходит в СССР, становится элементом одежды футболистов и получает уже привычное для нас название «футболка». Со временем футболка вышла из рамок формы и стала одеждой повседневной и широко распространенной. Той самой, которую носят все люди мира.
Самовыражение при помощи надписей.
При помощи одежды с надписями человеку предоставляется возможность выразить свое «я», показать миру свое мировоззрение, либо просто поднять настроение себе и окружающим. Хорошее настроение – это то, чего порой катастрофически не хватает современным людям. И порой именно прикольные футболки могут быть причиной тому, чтобы поднять настроение всем, кто их увидит. И в этом нет ничего плохого – напротив, это сближает людей, делает их добрее и веселее.
Решив продемонстрировать миру свое чувство юмора, вполне можно приобрести прикольную футболку или аксессуар с надписями или рисунками. Это понравилось всем окружающимся.
В России «тематическая» одежда пока менее популярна. Объяснить это можно тем, что все-таки большая категория молодых россиян не очень хорошо знает иностранный (в частности – английский язык), поэтому казусы с надписями на одежде встречаются у нас постоянно. В основном, молодежь выбирает футболки с такими надписями, смысл которых могут понять только посвященные, те, кто действительно хорошо знает английский.
Надписи бывают очень разные. Они могут сказать нам многое о человеке, в частности и о том, что этот человек не понимает то, что написано на его одежде. Когда человек надевает одежду с какой-либо надписью, что он хочет этим сказать? «Да это просто забавно!» - ответят на этот вопрос многие, но не все. Сейчас в моду мощной струей «влилась» волна 80-90-х. Как известно, культовая вещь того времени – футболка, сумка где написано все, что ты хочешь сказать этому миру. Вообще такой предмет одежды, как футболка, например, с момента своего появления считался вещью «говорящей». Имеются даже культурологические изыскания на тему того, что футболка – это «чистая доска» для лозунгов и заявлений, а также место для демонстрации своего жизненного кредо. И, как можно заметить, общество с успехом пользуется этой привилегией.
Ярким примером тому является та одежда, которую предпочитают представители различных групп людей. Они стремятся подчеркнуть принадлежность к той или иной группе или субкультуре и приобретают одежду с соответствующими надписями. У русских греков популярны кофты с принтами «Греция», «Я грек». Рокеры носят одежду с названиями любимых рок-групп и надписью «I love Rock!». Несомненно, выбор надписи влияет и на поведение человека. Он становится более уверенным в себе, когда приобретает вещь с модной, популярной надписью.
Часто молодые люди, выбирая футболки с надписями, не отдают себе отчета в том, что надписи прочтут не только сверстники, но и люди старшего поколения. Надпись на одежде транслирует информацию о человеке, который эту одежду носит, о его интересах, взглядах на мир, о характере, ценностях, принадлежности к тем или иным социальным, этническим группам, субкультурам. «Говорящая» одежда несет в себе определенный «месседж», послание, которое считывается окружающими и создает первичное мнение о человеке еще до того, как он сам получил возможность рассказать о себе. Если это послание негативное, оскорбительное, шанса исправить мнение, сложившееся у окружающих под воздействием надписи на футболке, может не представиться.
ГЛАВА 2. Практические исследования
2.1. Смысловая классификация надписей на одежде.
Надписи меняются с возрастом человека. У ребенка это просто какие-то словосочетания или веселенькие фразы, у подростка – это надписи, содержащие всевозможные фразы, начиная с того, какой это человек, и заканчивая названием любимой команды или модным брендом. Взрослые же люди, понимая, что на одежде может быть написано что-то не для их возраста или что-то неприличное, стараются выбирать одежду без надписей.
Все надписи на одежде и аксессуарах мы попытались условно разделить на несколько смысловых групп:
Название бренда, фирмы производителя. Среди молодежи и более старшего поколения популярны такая символика спортивной одежды, как «Nike», «Adidas», «Puma», «Reebok». Одежда с надписями брендов популярны и от того, что по ним окружающие могут судить о материальном благосостоянии человека.
Названия городов, стран, горных вершин. «England», «London», «Saint-Petersburg», «Elbrus». Чаще всего, одежду или аксессуары с подобными надписями покупают в качестве сувенира или подарка.
Названия музыкальных групп или игр. «Metallica», «Linkin Park», «Gotcharocka», «Mortal Kombat», «The Last Of Us». Увидев человека с такой надписью на одежде, сразу можно сделать вывод о том, что он фанат той или иной группы или игры, то есть мы получаем часть информации о нем, о его вкусах и предпочтениях. Это один из самых лёгких способов встретить единомышленников, или наоборот, людей, имеющих противоположные взгляды.
Шуточные слова или фразы. Люди с юмором останавливают свой выбор на забавных фразах, например: «I've shopped all my life and still have nothing to wear» («Я хожу по магазинам всю свою жизнь, но мне до сих пор нечего носить»), «Space for free advertisement» («Место для бесплатной рекламы»). Такой человек кажется нам позитивным и общительным, мы интуитивно тянемся к людям с юмором. В данном случае надпись на одежде - это способ поднять настроение себе и окружающим.
Призыв, выражение личного отношения к политике, окружающему миру, экологии. Люди, стремящиеся выразить свое мнение об окружающей их действительности, предпочитают футболки с призывами: «#LIVE on planet Earth» («Жизнь на планете Земля»), «Live your dream» («Живи своей мечтой»), «Peace and love» («Мира и любви»), «Do it now» («Сделай это сейчас»).
Негативные, оскорбительные. Это ещё одно из доказательств того, что надпись на одежде - это способ выражения своего мнения и отношения к окружающим, в данном случае – отрицательного, возможность, не произнося вслух слова, выразить своё недовольство, презрение, агрессию. Например: «Don’t copy me!» («Не копируй меня!»), «Hate people» («Ненавижу людей»).
Любовь, романтические отношения, дружба. «Call me!» («Позвони мне!»), «I love you» («Я люблю тебя»), «Listen to your heart» («Слушай свое сердце»).
Нейтральное значение надписи, не несущее никакой конкретной информации. «Sunday» (Воскресенье), «Space» (Космос), «Summer time» (Летнее время), «Butterfly» (Бабочка).
Характеристика человека. Например: «Forever Young» («Вечно молодой»), «Legendary» (Легендарный), «Black is my happy colour» (Черный – мой счастливый цвет).
Любимые герои, Древнегреческиебоги. «Mickey Mouse», «The Simpsons», «Spiderman», «Naik».
Надписи с ошибками или бессмысленные. «I can to fly», «Follou your dreams».
Как видно из приведенной классификации, смысловая нагрузка надписей на одежде разнообразна. Они имеют очень мощный коммуникативный потенциал, ведь окружающие воспринимают их зачастую как слова, произнесенные хозяином одежды вслух. И это естественно, иначе правомерен вопрос – если ты не поддерживаешь написанные слова, то зачем надел эту вещь.
Таким образом, можно утверждать, что мы отвечаем за ту информацию, которую несем на себе.
2.2. Методика проведения исследования.
Далее мы решили выяснить, какие категории надписей являются наиболее популярными среди разных категорий населения. Свое исследование мы проводили следующим образом:
1. мы просили сфотографировать надписи на одежде и аксессуарах знакомых, друзей и учащихся школы МБОУ «СОШ им. Ярослава Василенко»;
2. далее переводили и анализировали надписи, их смысл и задавали вопросы следующего характера: возраст носителя; знает ли он смысл написанного; причина, по которой приобретена эта вещь;
3. данные заносили в таблицу и в диаграмму.
2.3. Результаты опроса учащихся.
Мы проанализировали 53 надписи на одежде и аксессуарах, которые можно отразить графически в следующей таблице (приложение 1).
2.4. Выводы. Анализ собранного материала.
По данным нашего исследования, у большинства людей есть одежда и аксессуары, содержащие надписи.
Из 53 опрошенных, только 38 человек знают перевод той надписи, которая есть у них на одежде, аксессуарах; 12 признались, что не знают перевода, а остальные 3 – знают лишь примерный перевод.
Большая часть опрошенных в качестве главной причины покупки одежды с надписями называет «хорошее качество ткани» и «соотношение цены и качества». Изучив причины покупки вещи, мы получили следующие результаты:
- 12 человек купили из-за интересной надписи, т.е. они понимали смысл и им понравился перевод;
- 19 человек приобрели вещь, т.к. она показалась им очень удобной, также они отметили приятную цену и хорошее качество;
- 7 опрошенных назвали свой предмет гардероба «стильным», «ярким» и «модным»;
- 7 человек приобрели вещь в качестве подарка или сувенира;
- 8 человек сказали, что им просто понравилась вещь.
Графически это можно изобразить следующим образом:
Также исследование показало, что чем старше участники опроса, тем больше внимания они обращают не на смысл надписей, а на качество изделия, хотя многие не берут подобные вещи лишь потому, что не знают точный перевод.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы мы успешно решили поставленные нами задачи исследования:
изучили научную и популярную литературу по теме;
провели опрос среди жителей города Губкинский;
собрали примеры надписей на одежде, для выявления наиболее многочисленной тематики.
Исследуемая одежда позволяет сфокусировать мечты людей на конкретных изделиях. Глядя на эти надписи, человек может узнать больше о вас. О ваших интересах, мнениях и пристрастиях. При помощи одежды с надписями людям предоставляется возможность выразить свое «я», показать миру свое мировоззрение, либо просто поднять настроение себе и окружающим.
Можно с уверенностью сказать, что большинство людей не придают особого значения надписям на их одежде, хотя знают или догадываются об их значении, в которые в свою очередь могут содержать непристойный и обидный смысл, грамматические и орфографические ошибки. Однако нашему исследованию удалось вынести на поверхность данную проблему и предложить задуматься, прежде чем купить очередную модную вещь с непонятным текстом.
Самыми популярными надписями оказались те, которые не несут в себе никакой конкретной информации. Можно предположить, что люди покупают такую одежду и аксессуары для разнообразия их гардероба.
Популярность исследуемой одежды обусловлена рядом причин, по мнению жителей города Губкинский: в первую очередь, люди смотрят на качество и удобство одежды и аксессуаров. Следующим пунктом идет смысл надписей. Также, есть люди, которым просто понравилась та или иная вещь, а некоторые покупают их в качестве сувенира или на подарок.
Бесспорно, личное дело каждого человека, что ему носить. Однако то, что подавляющее большинство людей, предпочитающих надписи на одежде, не подозревают, с какими текстами они выходят в свет, кажется ненормальным.
В наше время английский язык встречается повсюду: на товарах и вывесках магазинов, на электротехнике, одежде, в интернете. Его изучают в школах, университетах. Надписи на английском языке могут стать тем самым экспресс способом, который поможет быстро, дешево и эффективно пополнить свой словарный запас.
Чрезвычайно актуальным и важным является и тот факт, что мы отвечаем за информацию, которую несем на себе. Мы, в каком-то смысле с ней, становимся ее носителями в массы, и крайне неосмотрительно надеяться на то, что все вокруг не знают иностранного языка и не понимают, что написано на одежде.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Электронные источники:
1. http://ru.i-docx.ru/30istoriya/106776-1-oglavlenie-vvedenie-glava-teoreticheskie-issledovaniya-istoriya-vozniknoveniya-nadpisey-odezhde-mnenie-sovremenn.php
2. https://videouroki.net/razrabotki/anghliiskiie-nadpisi-na-odiezhdie-kak-faktor-vliiaiushchii-na-kul-turu-shkol-nik.html
3. https://znanio.ru/media/issledovatelskaya_rabota__anglijskie_nadpisi_na_odezhde-76444-1
4. https://infourok.ru/nauchnoe-issledovanie-na-temu-angliyskie-nadpisi-na-odezhde-285984.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Возрастная категория |
|||||
Количество человек |
10-17 |
18-30 |
31-55 |
Знание перевода (%) |
|
Название бренда, фирмы производителя |
|||||
8 |
1 |
3 |
4 |
75 (6 человек) |
|
Названия городов, стран, горных вершин |
|||||
8 |
1 |
0 |
7 |
62,5 (5 человек) |
|
Названия музыкальных групп или игр |
|||||
3 |
2 |
1 |
0 |
33,3 (1 человек) |
|
Шуточные слова или фразы |
|||||
4 |
1 |
1 |
2 |
75 (3 человека) |
|
Призыв, выражение личного отношения к политике, окружающему миру, экологии |
|||||
6 |
0 |
1 |
5 |
66,67 (4 человека) |
|
Негативные, оскорбительные |
|||||
1 |
1 |
0 |
0 |
100 (1 человек) |
|
Любовь, романтические отношения, дружба |
|||||
4 |
1 |
1 |
2 |
50 (2 человека) |
|
Нейтральные значения надписей, не несущие никакой конкретной информации |
|||||
11 |
3 |
3 |
5 |
90,91 (10 человек) |
|
Характеристика человека |
|||||
3 |
1 |
0 |
2 |
66,67 (2 человека) |
|
Любимые герои, Древнегреческие боги |
|||||
1 |
0 |
0 |
1 |
100 (1 человек) |
|
Надписи с ошибками или бессмысленные |
|||||
4 |
1 |
1 |
2 |
75 (3 человека) |
Приложение 2 (Продукт)