Влияние использования методов и приемов мнемотехники на качество изучения английского языка

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние использования методов и приемов мнемотехники на качество изучения английского языка

Арапова С.И. 1
1МБОУ "СОШ № 51" г.Чита
Ивасенко О.В. 1
1МБОУ "СОШ № 51" г.Чита
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы. Во все времена иностранный язык относился к числу предметов большого образовательного потенциала. Изучение иностранного языка даёт учащемуся возможность овладевать новыми средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях.

Актуальностьвыбранной темы состоит в том, что основное назначение дисциплины иностранный язык в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Но к сожалению, традиционная система образования даёт развитие только механической памяти, что приводит к формальному усвоению знаний, т.е. к “зазубриванию” материала, заучиванию без понимания, поэтому очень важно использовать иные методы обучения, чтобы развивать процессы памяти и мышления

Основной проблемой, возникающей при изучении английского языка являются трудности запоминания иностранных слов. Освоение новой лексики – это самый трудоемкий процесс при овладении иностранным языком.

Цель. Определить, какими способами обучающиеся запоминают английские слова и выяснить как влияет использование приемов мнемотехники на запоминание лексики.

Задачи:

Узнать, как происходит процесс запоминания слов.

Изучить феномен понятий Мнемотехника, методы и приемы мнемотехники.

Определить, какие способы и приёмы запоминания слов использовали мои одноклассники при изучении английского языка.

Провести эксперимент с использованием приемов мнемотехники.

Разработать памятку с подробным описанием существующих способов и приемов запоминания английских слов.

Гипотеза: в данном исследовании предполагается, что изучение английского языка будет более эффективным, если использовать различные методики и приемы мнемотехники.

Предмет исследования: эффективные способы запоминания английских слов.

Объект исследования:английская лексика.

Методы исследования:

теоретические – изучение литературных источников о птицах;

эмпирические: сбор информации по теме исследования, анализ информации, проведение эксперимента, создание памятки для учащихся;

количественные – статистическую обработка результатов эксперимента.

Теоретическая значимость моего исследования заключается  в том, что, используя приёмы мнемотехники, можно будет тренировать свою память, облегчить процесс запоминания английских слов, экономить время и улучшить качество знаний по предмету. 

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные знания могут использовать учащиеся при подготовке к урокам английского языка, а также все желающие при самостоятельном изучении английского языка

Сроки исследования: сентябрь – декабрь 2021г.

Место исследования: г. Чита. МБОУ «СОШ № 51», 5 А класс, 3А и 3Б класс

Данный вопрос достаточно изучен и опубликован в различных источниках.

Степень изученности проблемы

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет.

Термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд – Цицерон. Мнемотехнику изучали Аристотель, Македонскоий, Цезарь и Наполеон Бонапарт. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучали Аристотель ,Македонскоий, Цезарь и Наполеон Бонапарт.

Зяблицева М.А. описала приемы мнемотехники, давая подробную хпрактеристику и советы по работе с ними в своей книге «Моментальные приемы запоминания».

Зиганов М.А., Козаренко В.А., Семин А.Н. очень хорошо осветили проблему запоминания английских слов в своей книге «Техника запоминания иностранных слов».

Концептуальные основы методики обучения иностранному языку (полного физического реагирования - TPR) были разработаны в 70-е годы XX века известным психологом Джеймсом Ашером.

Основная часть

Теотерическая часть.

Слова чужой речи для нас поначалу — просто набор звуков. И удерживать их в памяти их очень сложно. Можно весь день просидеть над словарем, а через неделю обнаружить, что в памяти не осталось ровным счетом ничего. Для запоминания лексики придумано множество разных хитрых методик. И одна из них — мнемотехника. Мы точно сталкивались с ней раньше — когда в детском садике запоминали цвета радуги или в младших классах при изучении падежей.

Мнемотехника – это комплекс приёмов, улучшающих процесс запоминания, в основном путём использования зрительных образов и ассоциаций. Эта методика опирается на использование естественных возможностей человека: воображения, внимания, мышления. Это процесс – запоминание. Этот метод предполагает запоминание новых слов путем ассоциаций и творческого мышления, а также рассматривает процесс изучения языка в целом. Мнемоника или мнемотехника – система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.[8]

Суть метода заключается в том, чтобы подвести под информацию, которую трудно запомнить просто так, логическую «подпорку». Нужно найти какие-то ассоциации с незнакомым словом — настолько яркие, чтобы при мысли об ассоциации в памяти тут же всплывало и само слово, и его смысл.[1]

Применение мнемотехники при обучении английскому языку рассматривается как вспомогательное средство. Она развивает способность мыслить, свою креативность и желание кропотливо изучать материал. Основными принципами мнемотехники являются ассоциации и формирование образов. Образ – это всегда реакция мозга на слова, которые нужно понимать.

Когда мы смотрим на слово в словаре, мы видим только буквы — бессмысленную последовательность графических знаков. Запомнить их так же трудно, как случайную цепочку цифр. Но если привязать слово к визуальному или звуковому образу, оно перестанет быть шифром. Вспомнив картинку или звук, вы вспомните и само слово. Такие ассоциативные связи чрезвычайно прочны.[2]

Мнемоническое запоминание похоже на образное конспектирование: запоминается самое важное и в виде зрительных образов. Мнемоника вполне может заменить традиционные бумажные шпаргалки. Но в отличие от них, мнемонические «шпаргалки» — невидимые, и могут сохраняться в памяти и быть полезными пожизненно. Задолго до того как современная наука обнаружила необычайные возможности человеческого мозга, уже древние греки открыли для себя, что ментальные способности можно в значительной степени увеличить, если использовать специальные приемы, или образную память можно развить, это не врожденное, а приобретенное свойство человека. Греки разработали правила запоминания, назвав искусство запоминания «мнемоникой», по имени богини памяти – Мнемозины. Они обнаружили, что работа памяти во многом зависит от умения обнаружить и зафиксировать всевозможные связи между объектами. То, что прочно ассоциируется – запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей – забывается. И хотя мы не подозреваем об этом процессе, он продолжается без участия нашего сознания или желания. Греки поняли также, что, в дополнении к ассоциациям, объект, подлежащий запоминанию, должен быть воспринят по возможности всем набором чувств запоминающего лица, то есть как яркий и различными способами глубоко «прочувствованный» образ. Третьим столпом, на  котором зиждется память, является локализация (фиксация). Иными словами, для того чтобы ваш мозг запомнил что-либо, в памяти должно быть предоставлено место определенное (локализованное) относительно массы иных фрагментов информации, хранимых в памяти. Таким образом, мнемоническое запоминание состоит из следующих этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.[3]

Память – способность нервной системы воспринимать, хранить информацию и извлекать её для решения разнообразных задач и построения своего поведения. Она входит в структуру интеллекта. Память – это психический процесс, обуславливающий удержание в сознании прошлого опыта в результате запоминания, сохранения и воспроизведения информации человеком.[4]

Являясь одной из самых сложных психических функций человека, память имеет разные виды и формы. Прежде всего, можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизненная. По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произвольную.[4]

Непроизвольная память — это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание. Произвольная память — запоминание со специальной установкой запомнить и требующее определенных волевых усилий. Именно над произвольной памятью работают с помощью мнемотехники, благодаря которой процесс произвольного запоминания становится значительно легче.

По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания. Смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.

При обучении иностранным языкам детей школьного возраста использование мнемоники оправдано, поскольку в этом возрасте, в силу психологических особенностей, мышление еще сохраняет наглядный характер. Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом. В младшем школьном возрасте ведущим видом памяти является произвольная память. Но это период бурных переживаний, которые могут привести к рассеянности, забывчивости, непоследовательности и неумению рационально заучивать материал, что может вызвать проблему неуспеваемости, низкий уровень развития памяти. В связи с этим детей нужно обучать мнемотехническим методам, облегчающим запоминание учебного материала. Наиболее эффективны такие мнемотехнические приемы, которые позволяют увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей.[5]

Существует огромное количество мнемотечнических систем, используемых для быстрого и продуктивного запоминания.[6]

1. Структуирование информации: смысловое расчленение, выделение смысловых опорных пунктов, использование наглядных образов, соотнесение с уже известными знаниями.

2. Рациональное повторение - повторять необходимо через 15–20 мин. после изучения материала, через 8–9 часов, на второй день, на 7-й день, на 40-й день.

3. Использование семантических вставок - используется построение словесных мостов, создание слов и целых предложений из начальных букв

4. Целенаправленное воображение. Запечатление информации в ярких и живых зрительных картинах.

Все мнемотехнические системы опираются на использование зрительных образов и ассоциаций. Каждая из описанных выше систем имеет свои отдельные методы.[6]

Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив квартиру, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

Метод опорных пунктов (визуализация)

Метод полного физического реагирования (TPR) – восприятие через органы чувств

Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотреть на предмет или на пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закрыть глаза и представить мысленно этот предмет в деталях, задать себе вопросы по подробностям этого образа, потом открыть глаза на 1 секунду, дополнить образ, закрыть глаза и постараться добиться максимально яркого изображения предмета и так повторить несколько раз.

Метод группировки – метод тематичности.

Метод ментальных карт (майдмэппинг) – составление кластеров

Методы рифм и ритма. 

Метод акронимов – составление аббревиатуры из первых (или нескольких первых) букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет.

Цепной метод - элементы какого-то списка ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары ее звеньев.

Метод мест. Связывать предмет место и ассоциацию.

Метод фонетических ассоциаций.(МФА) У.Джемс считал, что каждый из элементов ассоциации есть крючок, на котором факт висит и с помощью которого его можно выудить.

Названные приемы позволяют значительно увеличить объем запоминаемого материала. Но как конкретно применять их на практике? Существуют различные приемы по запоминанию слов английского языка. Суть методов заключается в том, что запоминаемый материал определенным образом структурируется.

Практическая часть

Мы выстроили свое исследование в соответствии с задачами.

Исследовали литературные источники и изучили теорию по данному вопросу и представили результат в теоретической части.

Проанализировали процесс изучения языка с начальных классов и выяснили какие методы мнемотехники мы использовали:

Метод опорных пунктов (визуализация) (Приложение 1).

Поиск слова внутри слов. Разбив слово на части (Приложение 2)

Методы рифм и ритма. (Приложение 3)

Метод группировки. (Приложение 4)

Метод ментальных карт (майдмэппинг) (Приложение 5)

Метод фонетических ассоциаций. (Приложение 6)

Метод фонетических и последовательных ассоциаций (Приложение 7)

Метод полного физического реагирования (TPR) (Приложение 8)

Провели анкетирование учащихся 3а и 3б классов с целюопределения способов и приёмов запоминания слов, которые самостоятельно используют мои одноклассники при изучении английского языка. В анкетировании участвовало 50 обучающихся.

«Нравится ли тебе изучать английский язык?»

«Что для тебя является трудным при изучении английского языка?»

«Какими способами Вы запоминаете слова?»

«Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант?»

Мы зафиксировали и проанализировали ответы 50-и учащихся, которые отразили в таблице. (Приложение 9)

Провели исследования на базе двух групп учащихся 3а и 3б класса. Причем были выбраны среднестатистические ученики без одаренностей и особых умственных способностей, которые имеют оценку три за предыдущий год обучения по английскому языку. Одна группа была экспериментальная – 12 человек, где использовали приемы мнемотехники Вторая группа была контрольная – 12 человек, где приемы мнемотехники не применялись, дети могли воспользоваться только возможностями своей памяти.

Запоминание слов по теме глаголы (мои увлечения) и глаголы движения.

Запоминание слов по теме животные

После изучения слов по каждой теме мы провели контроль запоминания слов при помощи карточек. Ребята должны были соотнести картинку и написание слова и затем написать 10 слов по памяти.

Затем мы проводили контроль используя прежний прием через 3 дня, через 7 дней, через 30 дней. При этом детям были даны памятки по запоминанию слов

Результаты нас удивили. В контрольной группе, где использовались приемы мнемотехники, дети запоминали слова быстрее и они оставались в их памяти дольше. Причем с каждым контролем написание слов по памяти становилось все больше. (Приложение 10)

Заключение

Мы узналикак происходит процесс запоминания слов.Изучили феномен понятий мнемотехника, методы и приемы мнемотехники.

Определили, какие способы и приёмы запоминания слов использовали школьники при изучении английского языка.

Провели социологическое исследование.

Провели эксперимент с использованием приемов мнемотехники и выяснили, что изучение английского языка будет более эффективным, если использовать различные методики и приемы мнемотехники.

Разработали памятку с подробным описанием существующих способов и приемов запоминания английских слов. Практика использования методов мнемотехники доказала его эффективность. Использование методов мнемотехники способствуют качественному запоминанию лексики и развитию мышления и творческого воображения обучающихся. Мои наблюдения показали, что умения оперировать образами помогает решить проблемы, связанные с запоминанием.

Использование различных методов мнемотехники для совершенствования памяти повышает эффективность изучения не только английского языка, но и других наук, а также помогает в повседневной жизни. Эти приемы позволяют развить языковую и речевую компетенции, улучшить качество знаний, повысить мотивацию к изучению английского языка и развить познавательные интересы.

После проведения исследования наша гипотеза подтвердилась полностью.

Мы считаем, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены.

Список использованных источников и литературы:

Книга однотомная:

Моментальные приемы запоминания. Мнемотехника разведчиков./ М.А. Зяблицева. – Ростов н./Д.: Феникс», 2005.

Зиганов М.А., Козаренко В.А., Семин А.Н. Техника запоминания иностранных слов./ М.А Зиганов. – М.: Образование, 2002.

Курланд М., Ричард Лупоф Как улучшить память (практическое пособие). /Майкл Курланд. – М.: АСТ, Астрель, 2003.

Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - С.476-486

Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Г ез. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336

Электронные ресурсы:

Казаринов В Учебник мнемотехники. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bookscafe.net/book/kozarenko_vladimir-uchebnik_mnemotehniki-161621.html

http://ru.wikipedia.org

Шаталов В.Ю. Запоминание через опорные сигналы.[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.b17.ru/blog/37894/

Приложения.

Приложение 1

Метод опорных пунктов (визуализация) .

Рисунок 1. Изучение гласных букв алфавита

Рисунок 2. Изучение глаголов движения

Приложение 2

Поиск слова внутри слов. Разбив слово на части

Snowman, Snowball, Crossword, ep Football, ep Rainbow, Mickey ep Mouse, ep Basketball, epSkateboard

Приложение 3

Методы рифм и ритма.

Этоптица - It’s a bird.

Она зернышки клюет.

Вот свинья - It is a pig.

Не читает она книг.

Это конь? - Is it a horse?

Он тут кушает овес?

И съедает целый пуд.

Славныйконь! - The horse is good!

Умеешь плавать?

Can you swim?

Не могу без круга,

Толькосним.

I want to live.

Хочуяжить.

I want to be.

Хочуябыть.

I want to sleep.

Хочуяспать.

I want to play.

Хочуиграть.

My cat can jump.

My dog can run.

Гуляю с ним я по утрам.

I like ski! I like ski!

Лыжиэтодведоски

I like skate in Winter.

I like swim in Summer.

Иногда мы плаваем вместе с моей мамой.

I like ride in Spring

I like walk in Autumn.

Мы гуляем часто, когда не на работе.

Тишина стоит кругом.

Горит лампа над столом.

Мальчик с книгою сидит.

Читать он любит.

He likes to read.

Fly, little bird, fly!

Fly into the blue sky!

One, two, three,

You are free!

My cat

My cat is black,

My cat is fat,

I like my cat,

It is my pet.

Уобезьянкиа monkey

Была сестричка – a fox – лисичка,

Была подружка – a frog – лягушка.

Был еще – rabbit – крольчонок

И bear – медвежонок.

Жили они в лесу – a wood,

И были так хороши – very good!

Приложение 4

Метод группировки.

Игра «Четвертый лишний».

Цель: развитие умения классифицировать по определенному признаку.

Choose the card that couldn’t be used with the others. Explain, why.

Рисунок 3.

           
           
           

Игра «Назови одним словом»

Цель: Развитие умения обобщать по определенным признакам.

Name the group of objects in general.

Рисунок 4.

Результат: Учащиеся учатся объединять предметы по определенному признаку.

Приложение 5

Метод ментальных карт (майдмэппинг)

Рисунок 5. Животные

Р

Рисунок 6. Пища

Рисунок 7. Пища

Рисунок 8. Животные

Приложение 6

Метод фонетических ассоциаций.

fish ep fi ep ep РЫБА ep созвучно ep русское ep слово ep ФИШка. Ep

puddle -ЛУЖА Падать в лужу.

Run – БЕЖАТЬ бежать в школу с ранцем.

Sleep - СПАТЬ слипаются глаза, хочу спать

Приложение 7

Метод фонетических и последовательных ассоциаций (Цепной метод)

Рисунок 9. Игра « Логический поезд».

           
               

Цель: Развитие умения связывать слова в логическую цепочку по определенному признаку.

Перед вами изображен паровоз, но это не совсем обычный паровоз. Кто поедет в нем и в каком вагоне - решать вам. Чтобы выбрать пассажира, вы должны объяснить, как скрепляете вагончики, т.е. составить логическую цепочку. Признаки скрепления могут быть различны: цвет глаз, длина хвоста и т.д.

You should continue the passengers of the train and explain your choice. Youshoulduselogicalexplanation.

Результат: Учащиеся развивают память в процессе составления логической цепочки.

Приложение 8

Метод полного физического реагирования (TPR)

Включить музыку или мелодию песни, под которую можно двигаться и танцевать, выполнять определенные движения под музыку, соотносят звучащий текст со значением. Можно использовать это как физкультминутку

I wake up (тянемся)

I wash my face (моем лицо)

I comb my hair (расчесываемволосы)

I brush my teeth (чистимзубы)

I eat breakfast (кушаемзавтрак)

I go to school (идемвшколу)

I can run,

I can skip,

I can jump,

I like sleep.

I can dunce,

I can sing

I can paint,

I can swim.

I can play

I can fly

But I must sit

Read and Write

Приложение 9

Таблица 1. Результаты анкетирования В анкетировании участвовало 50 обучающихся.

   

Да

нет

Не очень

 
 

Нравится ли тебе изучать английский язык?

33

66%

7

14%

10

20%

   
   

лексика

чтение

письмо

говорение

 

Что для тебя является трудным при изучении английского языка?

28

56%

6

12%

2

4%

14

28%

   

зубрю

При помощи ассоциаций

повторяю

записываю

 

Какими способами Вы запоминаете слова?

16

32%

4

8%

13

26%

7

14%

   

«5»

«4»

«3»

«2»

 

Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант?

8

16%

16

32%

26

52%

0

0%

Нравится изучать английский язык 66% учащихся.

Самое трудное при изучении является лексика – 56% учащихся.

Большинство учащихся зубрят лексику – 32%

Большинство учащихся имеют оценку «3» - 52%

Вывод: Изучив литературу по теме и проведя анкетирование, мы решили помочь учащимся и научить их заучивать слова, чтобы у них повысилась успеваемость и не потерялся интерес к изучению языка в следствии хронических неудач при заучивании лексики.

Приложение 10.

Для занятий были отобраны 2 группы:

первая группа 12 человек – экспериментальная группа, с использованием приемов мнемотехники

вторая группа из 12 человек – контрольная, опора на возможности памяти ребенка

Проведение входного диктанта в обеих группах. Но так как дети учатся только в 3 классе, то такого навыка у них еще нет. Мы решили провести диктант с опорными пунктами – картинками и словами. Дети должны были соотнести картинку и слово. Было дано 10 слов по теме животные, 10 слов по теме глаголы движения и 10 глаголов по теме увлечения. Все слова для них были знакомыми, но не все часто употребляемые.

Таблица 2.Результат –

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

12

100

12

100

12

100

12

100

5

21%

5

21%

3

13%

4

16%

2

8%

2

8%

глаголы движения

12

100

2

8%

3

13%

6

25%

5

21%

4

16%

3

13%

1

4%

0

0

0

0

Увлечения

12

100

12

100

7

30%

4

16%

5

21%

2

8%

2

8%

2

8%

1

4%

1

4%

Проведение занятий:

Группам было дано для заучивания 10 слов по теме животные, 10 слов по теме глаголы движения и 10 глаголов по теме увлечения. До этого момента данные слова не вводились в лексику.

В экспериментальной группе проходили занятия с использованием методов и приемов мнемотехники, в контрольной группе дети заучивали слова при помощи записи с доски в словарь.

Всего занятий было по три в каждой группе.

10 слов по теме животные:

верблюд, ёж, белка, утка, осел, кит, акула, черепаха, корова, сова.

camel, hedgehog, squirrel, duck, donkey, whale, shark, turtle, cow, owl

10 слов по теме глаголы действия: смеяться, зевать, поднимать, смешивать, гулять, скользить, качаться на качеле, подметать, мыть

laugh, yawn, lift, mix, walk, slide, swing, sweep, wash

10 глаголов по теме увлечения: играть в шашки, смотреть телевизор, играть на пианино, шить, коллекционировать, вязать, играть в снежки, строить снеговика, нырять, собирать головоломки.

play checkers, watch TV, play the piano, sew, collect, knit, play snowballs, making a snowman, dive, collect puzzles.

Следующий этап – контроль запоминания

На каждом занятии давалась 1 тема и проводился текущий контроль в форме диктанта с опорой на картинку. Результат:

Таблица 3. Экспериментальная группа

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

4

33%

3

25%

3

25%

2

17%

глаголы движения

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

4

33%

3

25%

3

25%

2

17%

Увлечения

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

3

25%

3

25%

4

33%

2

17%

Таблица 4. Контрольная группа

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

12

100

3

25%

3

25%

2

17%

2

17%

1

8%

1

8%

0

 

0

 

0

 

глаголы движения

12

100

1

8%

3

25%

2

17%

2

17%

2

17%

1

8%

0

 

1

8%

0

 

Увлечения

12

100

4

33%

2

17%

1

8%

1

8%

1

8%

0

 

0

 

0

 

0

 

Сравнив результаты можно сделать вывод, что в экспериментальной группе качество знания выше на 56%

Следующий этап – диктант без опоры на картинку

Таблица 5. Экспериментальная группа

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

4

33%

4

33%

3

25%

1

8%

глаголы движения

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

5

42%

3

25%

2

17%

2

17%

Увлечения

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

3

25%

3

25%

4

33%

2

17%

Таблица 6. Контрольная группа

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

4

33%

3

25%

3

25%

1

8%

1

8%

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

глаголы движения

3

25%

3

25%

3

25%

2

17%

1

8%

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

Увлечения

5

42%

4

33%

2

17%

1

8%

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

Сравнив результаты можно сделать вывод, качество знаний в экспериментальной выше на 56%

Следующий этап – контроль лексики при помощи диктанта через 3 дня (без предупреждения)

Таблица 7. Экспериментальная группа с опорой на картинку

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

4

33%

3

25%

2

17%

3

25%

глаголы движения

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

4

33%

3

25%

3

25%

2

17%

Увлечения

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

3

25%

3

25%

5

42%

1

8%

Таблица 8. Контрольная группа с опорой на картинку

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

1

8%

3

25%

3

25%

2

17%

2

17%

1

8%

0

0

0

 

0

 

0

 

глаголы движения

12

100

1

8%

3

25%

2

17%

2

17%

2

17%

1

8%

0

 

1

8%

0

 

Увлечения

4

33%

4

33%

2

17%

1

8%

1

8%

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

В экспериментальной группе процент качества запоминания лексики остался тот же,

в контрольной группе - уменьшился на 3%

Сравнив результаты можно сделать вывод, что в экспериментальной группе качество знания выше на 59%

Таблица 9. Экспериментальная группа (без опоры на картинку)

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

4

33%

4

33%

3

25%

1

8%

глаголы движения

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

5

42%

3

25%

2

17%

2

17%

Увлечения

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

12

100

3

25%

3

25%

4

33%

2

17%

Таблица 10. Контрольная группа (без опоры на картинку)

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

4

33%

3

25%

3

25%

1

8%

1

8%

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

глаголы движения

4

33%

3

25%

3

25%

2

17%

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

Увлечения

5

42%

4

33%

2

17%

1

8%

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

В экспериментальной группе процент качества запоминания лексики остался тот же,

в контрольной группе - уменьшился на 4 %

Сравнив результаты можно сделать вывод, что в экспериментальной группе качество знания выше на 60%

Следующий этап – контроль лексики при помощи диктанта через 7 дней (без предупреждения)

Таблица 11. Экспериментальная группа (с опорой на картинку)

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

12

100

12

100

12

100

12

100

2

17%

0

 

4

33%

3

25%

2

17%

1

8%

глаголы движения

12

100

12

100

12

100

2

17%

0

0

0

 

4

33%

3

25%

1

8%

2

17%

Увлечения

12

100

12

100

12

100

12

100

1

8%

2

17%

3

25%

3

25%

2

17%

1

8%

Таблица 12. Контрольная группа (с опорой на картинку)

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

2

17%

3

25%

2

17%

3

17%

2

17%

0

0

0

0

0

 

0

 

0

 

глаголы движения

2

17%

2

17%

3

25%

2

17%

2

17%

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

Увлечения

5

42%

3

25%

2

17%

1

8%

1

8%

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

В экспериментальной группе процент качества запоминания лексики снизился на 10 %,

в контрольной группе - уменьшился на 1 %

Сравнив результаты можно сделать вывод, что в экспериментальной группе качество знания выше на 50%.

Таблица 13. Экспериментальная группа (без опоры на картинку)

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

12

100

12

100

12

100

12

100

0

 

1

8%

4

33%

4

33%

3

25%

0

0

глаголы движения

12

100

12

100

12

100

12

100

1

8%

1

8%

5

42%

3

25%

2

17%

0

0

Увлечения

12

100

12

100

12

100

1

8%

1

8%

2

17%

3

25%

3

25%

1

17%

1

8%

Таблица 14. Контрольная группа (без опоры на картинку)

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

4

33%

3

25%

3

25%

1

8%

1

8%

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

глаголы движения

4

33%

4

33%

3

25%

1

8%

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

Увлечения

5

42%

4

33%

2

17%

1

8%

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

В экспериментальной группе процент качества запоминания лексики уменьшилось на 8%,

в контрольной группе - 4

Сравнив результаты можно сделать вывод, что в экспериментальной группе качество знания выше на 56%

Следующий этап – контроль лексики при помощи диктанта через 30 дней (без предупреждения)

Таблица 15. Экспериментальная группа (с опорой на картинку)

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

12

100

12

100

1

8%

1

8%

2

17%

0

 

2

17%

3

25%

2

17%

1

8%

глаголы движения

12

100

12

100

2

17%

2

17%

2

0

1

8%

2

17%

2

17%

1

8%

0

0

Увлечения

12

100

12

100

0

 

1

8%

2

17%

1

8%

3

25%

2

17%

2

17%

0

0

Таблица 16. Контрольная группа (с опорой на картинку)

тема

0 слов

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

2

17%

2

17%

3

25%

2

17%

3

17%

1

8%

0

0

0

0

0

 

0

 

0

 

глаголы движения

2

17%

4

33%

1

8%

1

8%

2

17%

1

8%

1

8%

0

 

0

 

0

 

0

 

Увлечения

12

100

5

42%

3

25%

2

17%

1

8%

1

8%

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

В экспериментальной группе процент качества запоминания лексики снизился на 11 %,

в контрольной группе - уменьшился на 6 %

Сравнив результаты можно сделать вывод, что в экспериментальной группе качество знания выше на 45%.

Таблица 17. Экспирементальная группа (без опоры на картинку)

тема

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

12

100

12

100

1

8%

1

8%

2

17%

1

8%

4

33%

2

17%

1

8%

0

0

глаголы движения

12

100

12

100

12

100

1

8%

2

8%

1

8%

3

25%

3

25%

2

17%

0

0

Увлечения

12

100

12

100

1

8%

1

8%

1

8%

0

 

3

25%

3

25%

1

8%

1

8%

Таблица 18. Контрольная группа(без опоры на картинку)

тема

0 слов

1 слово

2 слова

3

слова

4 слова

5 слов

6 слов

7 слов

8 слов

9 слов

10 слов

Животные

3

33%

3

25%

3

25%

2

17%

1

8%

   

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

глаголы движения

2

17%

3

25%

3

25%

2

17%

2

17%

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

Увлечения

2

17%

3

25%

4

33%

2

17%

1

8%

0

0

0

 

0

 

0

 

0

 

0

 

В экспериментальной группе процент качества запоминания лексики уменьшилось на 6%,

в контрольной группе - меньше на 3%

Сравнив результаты можно сделать вывод, что в экспериментальной группе качество знания выше на 53%

Таблица 19. Сводная таблица процента качества усвоения лексики.

 

Контроль 1

Контроль 2

Контроль 3

Контроль 4

Процент остаточных знаний

 

С опорой

Без опоры

С опорой

Без опоры

С опорой

Без опоры

С опорой

Без опоры

С опорой

Без опоры

Экспериментальная группа

85

76

85

76

75

68

64

62

68

62

Контрольная группа

29

20

26

16

25

12

19

9

19

9

Разница в качестве усвоения лексики

56

56

59

60

50

56

45

53

11

3

Вывод.

Качество усвоения лексики в экспериментальной группе изначально было выше и составило 85% в экспериментальной и 29%, контрольной

На выходе оно уменьшилось и стало 68% и 9% соответственно, но осталось достаточно высоким по отношению к контрольной группе

Таким образом можно сделать вывод, что при использовании методов и приемов мнемотехники знания и лексика в частности, усваиваются качественнее и удерживаются в памяти на долго.

Просмотров работы: 192