Очень часто современные блага цивилизации, кроме удобств для человечества, наносят непоправимый вред окружающей среде. За последнее десятилетие в мире было произведено больше пластиковых изделий, чем за предыдущее столетие. Одноразовая посуда, пакеты, пленки, бутылки, одноразовые бытовые изделия, отходы фармацевтического производства, а также общественного производства – самые распространенные виды пластикового мусора, который мы «производим» каждый день. Только малая часть его объема подвергается переработке и используется повторно в быту и в жизни. По данным экологов Организации Объединенных Наций, каждый год в океан попадает около 13 миллионов тонн пластиковых отходов. Попытки остановить катастрофическую ситуацию загрязнения Мирового океана велись еще с середины двадцатого столетия. Уже тогда экологи били тревогу и заявляли о растущем «Большом мусорном пятне», которое в настоящее время по разным оценкам покрывает до одного процента Тихого океана. По прогнозам британского фонда Эллен Макартур, к 2025 году на каждые три килограмма рыбы в мировом океане будет приходиться по одному килограмму мусора, а к 2050 году масса отходов будет выше, чем совокупный вес всей рыбы на планете [5,6].
Актуальность темы исследования обусловлена высоким содержанием пластиковых отходов в водах Мирового океана, которые в большинстве своем не разлагаются, соответственно, мусор – огромная проблема для экологии океанов.
Проблему пластикового мусора в океанах можно решать разными способами, например, повышать культуру населения, вводя сортировку мусора в местах его возникновения; минимизировать перенос мусора реками в океаны. Но задача очистки океанов от существующего мусора является актуальной.
Имеющиеся решения данной проблемы предлагают использовать плавающие собирающие устройства понтонного принципа; использовать плавающие мусорные баки; в местах впадения рек в океаны ставить перехватчики мусора и так далее [3, 10, 12].
Практическая значимость заключается в разработке аппарата, который при обнаружении какого-либо плавающего объекта, будет включать собирающие лопасти, транспортировочную ленту и после этого, если цвет найденного объекта не зеленый (водоросли), то объект будет отправляться в специальный мусороприемный отсек.
Данный аппарат может быть применен для очистки рек, озер и берегов морей недалеко от мест обитания или проживания человека.
Ещё одной интересной областью применения прототипа аппарат может быть очистка фонтанов и бассейнов от плавающего мусора (листвы).
Целью нашего исследования является изучение проблемы загрязнения отходами антропогенного происхождения вод Мирового океана и предложение способа ее частичного решения в виде разработки прототипа автоматизированного устройства сбора плавающих пластиковых отходов.
Объект исследования: загрязнение плавающими отходами антропогенного происхождения вод Мирового океана.
Предмет исследования: разработка модели аппарата сбора плавающих отходов.
Гипотеза исследования: если использовать трехмерное моделирование и печать, аппаратно-программные средства Arduino, то можно экономически эффективно реализовать аппарат сбора плавающих отходов.
Методы исследования: изучение литературных источников, обобщение, разработка эскизов, трехмерное моделирование и печать, прототипирование, построение алгоритмической модели работы аппарат, моделирование и программирование с помощью аппаратно-программных средств Arduino.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования:
Проанализировать проблемы, возникшие из-за нахождения пластиковых отходов в водах Мирового океана;
Проанализировать существующие системы сбора мусора с поверхности;
Проанализировать существующие способы передвижения по воде;
Выбрать подходящий для нас способ передвижения по воде и реализовать его;
Выбрать подлежащий реализации механизм сбора пластиковых отходов с поверхности Мирового океана и реализовать его;
Выбрать подлежащий реализации механизм транспортировки пластиковых отходов от механизма сбора до сортировочного механизма и реализовать его;
Подобрать и разместить необходимое для корректной работы прототипа оборудование, стандартные детали и узлы и разместить их на модели;
Разработать алгоритм движения прототипа нашего устройства и запрограммировать его;
Сформулировать выводы по результатам работы.
Таким образом, целью работы стало создание прототипа уникального устройства, собирающего мусор с поверхности воды. Очистка поверхности воды от мусора благоприятно влияет не только на экологию замкнутых экологических систем, но и на весь Мировой океан в целом.
Ежегодно в мире производится примерно 380 миллионов тонн пластика, но перерабатывается всего лишь 9%, 12% – уничтожается, а остальное становится мусором, который в естественных условиях не разлагается веками [8].
Пластик, находящийся на поверхности Мирового океана, является колоссальной опасностью для морских обитателей. Птицы, черепахи, дельфины и морские котики застревают в пластиковых пакетах или упаковках из-под бутылочных напитков или могут принять мусор за еду [9]. Например, черепахи легко путают полиэтиленовые пакеты с медузами, которыми обычно питаются, – от пластика в организме животные умирают.
С течением времени изменяется и структура пластиковых отходов. Изменение плотности, размера и других свойств пластиковых частиц определяет процессы их переноса и накопления в океане. Однако распределение пластикового мусора плохо поддается описанию и до сих пор не нанесено на карту.
Большинство отходов, попадающих в океан с суши, вообще не учитывается, а понимание процессов перемещения пластика имеет решающее значение для изменения экологической политики государств [9]. Также стоит отметить, что, путешествуя по Мировому океану, можно наткнуться на целые острова пластикового мусора (см. рис. 1).
Рис. 1. – Острова из мусора
Проблема сбора мусора, как правило, решается в местах обитания человека (города и села) посредством ручного или машинного труда.
При ручном способе сбора мусора очистка может выполняться сотрудниками коммунальных служб, специальными отрядами по поиску и уборке мусора – «экозащитниками». При машинном способе сбора мусора используются, например, коммунальные подметальные машины, подметально-уборочные агрегаты (см . рис. 2).
Рис. 2. – Сбор мусора с поверхности
Проблема сбора мусора актуальна и для водоемов, там, в основном, уборка мусора происходит механизированным путем и разделяется на уборку дна и поверхности. Выделяют следующие способы очистки водоемов: механический, химический, биологический. В нашей работе мы будем реализовывать механический способ очистки поверхности воды.
Примером устройства для уборки дна водоема может являться плавающий мини-экскаватор с понтоном, состоящий из трех секций с установленным на него кузовом (см. рис. 3).
Рис. 3. – Плавающий мини-экскаватор FED25
Известны несколько проектов по уборке поверхности воды при помощи механизмов:
SeaClear от компании SubSeaTech (см. рис. 4) [2];
The Ocean Cleanup (см. рис. 5) [10];
Робот FRED от компании Clear Blue Sea (см. рис. 6) [13].
Рис. 4. – Комплекс для автономной очистки акватории от мусора SeaClear
Рис. 5. – Система очистки океана The Ocean Cleanup
Рис. 6. – Робот FRED
Мы создадим прототип такого устройства, который будет при обнаружении какого-то объекта включать собирающие лопасти, транспортировочную ленту и после этого, если цвет найденного объекта будет не зеленым (чтобы не собирать морские растения), то объект будет отправляться в специальный отсек.
Выделяют несколько видов передвижения судов: парус, лопастной двигатель, нелопастной двигатель, суда с динамическими принципами поддержания, водоизмещающие суда, подводные суда.
Из предложенных вариантов мы выбрали лопастные двигатели. Из всех лопастных двигателей нам больше всего подходит гребное колесо.
Преимущества гребного колеса:
Кормовое гребное колесо в условиях ограниченной осадки судна создает упор, намного превышающий упор гребного винта.
Бортовые гребные колеса позволяют разворачиваться почти на месте.
Гребные колеса обеспечивают большую силу тяги с места, что удобно для буксиров, а также позволяет им иметь меньшую осадку [1].
Недостатки гребного колеса:
Больший вес, чем у винта и, следовательно, – большее водоизмещение судна и расход топлива.
Низкий коэффициент полезного действия – около 30%.
Основная проблема при использовании гребного колеса – при сильной бортовой качке правое и левое гребное колесо поочередно полностью выходят из воды и, соответственно, погружаются в воду слишком глубоко; судно рыскает, делая нормальное движение невозможным. Также при сильном волнении колёса подвергаются большим динамическим нагрузкам, выводящим их из строя [1].
Различают две разных формы гребных колёс [1]:
Кормовые – расположенные за кормой судна. Может представлять собой как одно широкое колесо, так и два независимых.
Бортовые – попарно размещающиеся с бортов корабля.
Наша модель будет иметь острый нос для минимального сопротивления с водой. Для лучшей обтекаемости само судно условно похоже на каплю воды. Линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна называется ватерлинией. Действующая ватерлиния определяется формой судна, его средней плотностью, а также степенью волнения воды в данном бассейне. Площадь ватерлинии используется для вычисления коэффициента полноты корпуса. Форма площади ватерлинии, точнее, ее момент инерции, является фактором, определяющим устойчивость формы. Очевидно, в зависимости от условий нагрузки, крена и дифферента форма площади ватерлинии, а с ней и устойчивость, могут меняться.
Также нам необходимо обеспечить маневренность – качества судна, которые определяют его способность безопасно совершать плавание при любом состоянии моря и любой погоде, а также сохраняя живучесть в случае повреждения. Мореходные качества являются предметом изучения науки под названием «теория устройства судна». Мы попробуем обеспечить данный параметр, копируя уже работающие аналоги.
Для доставки мусора с поверхности воды до механизма сортировки мы будем использовать конвейер. Конвейер – это непрерывно работающая машина для перемещения груза на своей рабочей поверхности из точки «А» в точку «Б».
Конвейер состоит из двух частей:
первая – движущая часть конвейера (привод конвейера и корпус или каркас, обеспечивающий корректную работу рабочей поверхности);
вторая – рабочая поверхность (та самая часть, которая перемещает грузы) [7].
Первая часть у всех конвейеров схожая, а вот вторая отличается.
В настоящее время существуют следующие виды конвейеров:
ленточный конвейер;
пластинчатый конвейер;
цепной конвейер;
скребковый конвейер;
подвесной конвейер;
рольганг;
винтовой (шнековый).
Несомненно, самым популярным и часто используемым из них можно назвать ленточный конвейер. Он состоит из 2-х вращающихся барабанов и длинной резиновой ленты.
Но мы будем использовать пластинчатый конвейер из-за его несложной реализации и наличии у нас всех необходимых ресурсов. Как правило, пластинчатый конвейер состоит из двух вращающихся валов и звеньев одной цепи.
На следующем этапе нам предстоит создать трехмерные модели всех механизмов и распечатать их на принтере.
Мы последовательно решали следующие задачи:
Разработка эскизов.
Разработка трехмерных моделей.
Редактирование трехмерных моделей.
Сборка всех трехмерных моделей в одну.
Печать прототипа.
Прежде чем создать трехмерные модели, необходимо представить, как будет выглядеть наш механизм. Для этого были выполнены наброски модели и механизмов. На основе эскизов в системе трехмерного моделирования Компас-3D [4] мы разработали модели, которые в дальнейшем были распечатаны на принтере (см. рис. 7).
Рис. 7. – Этапы работы над проектом
Для обеспечения работы всех механизмом необходимо подобрать соответствующее оборудование. «Мозгом» устройства будет являться микроконтроллер Arduino. Arduino – торговая марка аппаратно-программных средств, для построения простых систем автоматики и робототехники, ориентированная на начинающих пользователей. Программная часть состоит из бесплатной программной оболочки для написания программ, их компиляции и программирования аппаратуры [11].
Для реализации «глаз» аппарата был использован ультразвуковой датчик расстояния, который является прибором бесконтактного типа и обеспечивает высокоточное измерение и стабильность. Диапазон дальности его измерения составляет от 2 до 400 см.
Если в устройство попадают водоросли, то их необходимо вернуть обратно в воду, поэтому сортировка будет выполняться с помощью датчика определения цвета. Датчик цвета имеет два основных компонента – трехцветный светодиод, который излучает красный, синий и зеленый свет, а также светочувствительный датчик (фоторезистор), который определяет интенсивность падающего на него света.
Устройство приводят в движение шаговые двигатели, которыми управляют специальные драйверы, с их помощью можно задавать количество шагов и тем самым контролировать движение аппарата.
Мы предлагаем следующий алгоритм движения устройства: делается определенное количество шагов в одну сторону; затем разворот на 180 градусов (например, влево); затем снова движение на определенное количество шагов, но уже в другую сторону, и снова разворот на 180 градусов (но уже вправо). С помощью такого алгоритма устройство сможет полностью пройти всю акваторию. Если на пути следования будет встречаться мусор (обнаружение выполняется с помощью ультразвукового датчика расстояния), то аппарат будет включать механизм сбора, транспортировки и сортировки мусора.
В результате проделанной работы мы получили работающий прототип автоматизированного устройства сбора пластиковых отходов с поверхности воды (см. рис. 8).
Рис. 8. – Прототип аппарат
Расходы на создание прототипа аппарата составили 6750 руб. и представлены в таблице 1.
Таблица 1. Экономическая оценка проекта
№ п/п |
Наименование |
Цена (руб) |
Плата Arduino Nano |
400 |
|
Шаговые двигатели NEMA 17(2 штуки) |
1500 |
|
Ультразвуковой датчик |
100 |
|
Драйвера двигателя (2 штуки) |
250 |
|
Датчик цвета |
500 |
|
Сервопривод |
200 |
|
Аккумулятор |
2500 |
|
Понижающий преобразователь напряжения |
400 |
|
Расходные материалы |
400 |
|
Пластик |
500 |
|
Итого |
6750 |
Достоинством нашего устройства является механизм сбора, транспортировки и сортировки мусора, которые включаются в работу только при обнаружении мусора, тем самым снижая энергопотребление.
В ходе реальных испытаний были выявлены проблемы, связанные с устойчивостью устройства (она изменяется за счет сбора мусора), следовательно, необходимо более тщательно проработать компоновку судна. Одним из способов решения данной проблемы может быть перенос отсека для мусора с судна на вспомогательное судно – баржу.
В дальнейшем результаты работы можно перенести на полноразмерный реальный аппарат.
Так как проект решает важную экологическую проблему, то для финансирования проекта целесообразно привлечение денежных средств из различных экологических фондов.
В ходе работы были решены все поставленные задачи. Анализ проблемы, связанной с нахождением пластиковых отходов в водах Мирового океана, показал, что пластик наносит огромной вред морским обитателям. Сбор мусора с поверхности осуществляется ручным и машинным способом. Наиболее перспективным является использование автоматизированных устройств для сбора мусора машинным способом. Для построения устройства вначале были созданы трехмерные модели всех механизмов, которые в дальнейшем были распечатаны на 3D-принтере. В качестве движителя было выбрано гребное колесо, которое имеет важные для нас преимущества. Сбор мусора с поверхности воды осуществлен с помощью захватывающих элементов и пластиночного конвейера. Для исключения попадания водорослей использовалось цветовое разделение. Управление работой всех механизмов выполнено с помощью программно-аппаратных средств Arduino.
Дальнейшим развитием проекта будет являться изменение компоновки судна для повышения устойчивости, использование солнечных батарей для автономной работы, а также применение измельчителей мусора.
Гребное колесо [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.freejournal.org/2074924/1/grebnoe-koleso.html
Григорьев, Г.В. Беспилотная техника для целей лесного комплекса и мониторинга состояния водных объектов / Г.В. Григорьев, И.Н. Дмитриева, О.А. Куницкая // Ремонт. Восстановление. Модернизация. – 2021. – № 10. – С. 3-10.
Иванова, П.В. Способы очистки мирового океана от пластиковых отходов / П.В. Иванова, А.А. Натальина, Ю.А. Нифонтов // Материалы конференции «Неделя науки Санкт-Петербургского государственного морского технического университета». – 2020. – Т. 2. – № 4. – С. 73.
КОМПАС-3D. Официальный сайт САПР КОМПАС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kompas.ru/
Огаркова, И.Н., Большое Тихоокеанское мусорное пятно / И.Н. Огаркова, В.Г. Шведов / /Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2017. – №3 (28). – 67-70 с.
Пластиковое загрязнение планеты. Есть ли жизнь без пластика - РИА Новости, 10.11.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20171110/1508554568.html Ученые выяснили, сколько пластика было произведено за последние полвека - Газета.Ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/science/2017/07/20_a_10795406.shtml
Типы конвейеров, устройство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spctex.ru/tipy-konvejerov-i-ix-ustrojstvo/
Ученые выяснили, как пластиковый мусор скапливается в Мировом океане - Газета.Ru _ Новости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/science/news/2020/03/11/n_14145115.shtml
Ученые выяснили, сколько пластика было произведено за последние полвека - Газета.Ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/science/2017/07/20_a_10795406.shtml
Шаталова, А.О. Автоматизация сбора мусора в мировом океане с помощью SYSTEM 001 / А.О. Шаталова, Е.М. Ханина // Инновации, технологии и бизнес. – 2020. – № 2 (8). – С. 88-94.
Arduino Uno Аппаратная платформа Arduino [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://arduino.ru/Hardware/ArduinoBoardUno
Iminova, A.S. New technologies for ocean cleaning / A.S. Iminova, E.G. Ivanova // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Recent Achievements and Prospects of Innovations and Technologies». – 2018. – С. 335-340.
Meet Fred – Clear Blue Sea [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.clearbluesea.org/meet-fred/
16