Введение
„Я никогда не думаю о будущем. Оно приходит само достаточно скоро.“
Альберт Эйнштейн
Территория Шунгенского сельского поселения занимает 36438 га, на которой расположены 18 населенных пунктов, 5 школ, из которых только наша, Шунгенская, включает в себя образование с 1-11 классы. Ребята из Яковлевской, Петриловской, Некрасовской начальных школ, Саметской основной продолжают обучение в школе в Шунге. Пятиклашки терялись среди большого количества кабинетов, чувствовали себя неуверенно после своей начальной маленькой школы. На наш взгляд создание виртуальной экскурсии поможет будущим учащимся нашей школы увереннее ориентироваться в здании школы, а также виртуальная экскурсия по школе приходит на помощь, когда родители не могут или не хотят приехать лично. В связи с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.11.2021 N 27 действие СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" продлены ограничительные мероприятия до 1 января 2024 года и виртуальная экскурсия поможет родителям в выборе нашей школы в качестве образовательной организации для своих детей, не посещая здание.
Секретарю школы, часто приходиться по телефону описывать интерьер и оснащение классов, залов и других помещений. Это долго, неудобно и не всегда понятно для родителей. Гораздо проще вместе с консультацией по телефону показывать виртуальную экскурсию. Отвечать на вопросы и сразу демонстрировать интерьеры.
История нашей школы идет с 1880 года, в 2020 году нашей школе исполниться 140 лет. В ней обучались родители и бабушки сегодняшних учеников. Моя бабушка, мама, отец, сестра – все они обучались здесь. Можно констатировать складывание не только школьных, но и семейных традиций обучения.
«Иногда бывают моменты, когда нахлынет на душу ностальгия о былых временах, о юношеских годах и детстве. И тогда…. Ах, как хочется вернуться в стены родной школы! Побродить по широким коридорам, как когда-то бродил по ним со своими школьными друзьями. Провести время в любимых классах, посидеть за школьной партой, вспоминая, как прятал под ней шпаргалки по истории. Вспомнить то время, когда, стоя у доски, краснел из-за того, что не знал, как решить пример по алгебре. Как на уроках литературы знакомился с великими поэтами. Словом, через много лет после того, как прозвенел последний звонок, хочется услышать его вновь. Чтобы он, как и в прежние времена, звал на уроки и возвещал об их окончании» - из воспоминаний выпускников. Нет, наверно, такого человека, который хотя бы на один день не захотел снова вернуться в родную школу. Чтобы пережить эти радостные моменты детства вновь. Как замечательно, что теперь у вас есть возможность посетить любимую школу, даже если вы в другом городе или другой стране.
Всё со временем меняется… Вот и наша школа за долгие годы своего существования успела сменить не только множество выпусков своих учеников, но и неоднократно поменять свой облик.
Основная часть
Моя работа называется «Назад в будущее. Применение технологии виртуальной реальности для создания экскурсии по школе». Приставку назад в будущее я добавил, потому что те, кто закончил нашу школу еще много-много лет назад могут вернуться в прошлое, которое стало школой будущего.
Задача образовательного учреждения показать себя во всей красе и как можно большему количеству людей. Виртуальную экскурсию посмотреть гораздо проще, чем ехать – это в разы увеличит охват потенциальных учеников и родителей.
Цель моей работы: создание виртуальной экскурсии по МБОУ «Шунгенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Гузанова», находящейся по адресу: Костромской район, село Шунга, улица Советская 18б для ознакомления родителей и учащихся со школой и выбора ее в качестве образовательной организации; а так же помощь в проведении мероприятия «Встреча выпускников».
Задачи проекта:
создать рабочую группу по созданию виртуальной экскурсии по школе и распределить обязанности;
изучить доступные виртуальные экскурсии известных культурных заведений (музеи, выставки), а так же школ России;
познакомиться с методами создания фотографий формата 360;
изучить программу Image Composite Editor и научиться обрабатывать фотографии в ней;
изучение сайта https://truevirtualtours.com ;
разработать дизайн и архитектуру экскурсии;
составить оптимальные шаблоны всех разделов, а также разработать и настроить интерактивные сервисы;
осуществить наполнение сайта текстовыми, графическими, мультимедийными материалами;
создать свою виртуальную экскурсию и разместить ее на официальном сайте школы www.schunga.ru ;
провести пропаганду и информирование о работе виртуальной экскурсии по школе с использованием информативно-коммуникационных технологий, социальных сетей, мессенджеров;
проанализировать популярность виртуальной экскурсии среди выпускников нашей школы;
организация мероприятий «Встреча выпускников онлайн»
Вопрос исследования: возможность повышения интереса всех участников проекта к МБОУ «Шунгенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Гузанова».
Гипотеза: я предположил, что с размещением виртуальной экскурсии по школе на официальном сайте учреждения повысится интерес со стороны будущих родителей учеников нашей школы, и в дальнейшем численность обучающихся школы.
В рамках исследования было проведено анкетирование выпускников школы, которое показало, что 100% опрошенных хотели бы прогуляться по современной школе.
Рис.1. Скриншот с официального паблика МБОУ «Шунгенская СОШ»
Объект исследования: экскурсии, с применением технологии виртуальной реальности.
Описание метода.
Виртуальные туры- являются уникальной возможностью посетить любое воссозданное в виде 3d панорамы пространство. Использование виртуального тура имеет ряд преимуществ: во-первых, эффект присутствия, посетитель может детально рассмотреть виртуальный объект, в котором он оказывается, используя оборудование VR. Т.к. оборудование отделяет человека от внешних раздражителей, ощущения от посещения любого vR пространства можно максимально приблизить к реальным. Виртуальный тур позволяет посетить объект в любое удобное время и лучше ознакомиться с теми местами и достопримечательностями, которые трудно посетить в реальной жизни. Следует отметить, что работа с 3D турами разделяется на две части: использование и создание . Сегодня уже существуют туры основой которого является 3д панорама, на уроках географии дети могут отправиться в обучаемую страну, а на уроках истории может быть предложено посещение различных музеев исторических реконструкций. предлагающая высококачественные видео уроки из разных уголков планеты. Многие образовательные учреждения сегодня предлагают посетить их здания, находясь дома. наша школа также приступила к разработке своей виртуальной экскурсии.
Планируемый конечный результат:
1. Информационная осведомленность участников проекта о МБОУ «Шунгенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Гузанова», находящейся по адресу: Костромской район, село Шунга, улица Советская 18б.
2. Реальная возможность всех участников проекта, находящихся за пределами здания школы увидеть территорию средствами виртуальной реальности.
3. Организация онлайн-встречи выпускников.
4. создан виртуальный тур по МБОУ «Шунгенская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.И.Гузанова, находящейся по адресу: Костромской р-он, Шунга, Советская 18б, для ознакомления родителей и учащихся со школой и выбора ее в качестве образовательной организации и размещение на сайте образовательной организации www.schunga.ru
Межпредметные связи: экология, краеведение, технология, экономика, социология, история, естествознание, культурология, география, прикладное искусство, информатика.
Методы проведения исследования: теоретический анализ литературы, сравнительный анализ, анализ архивных документов, содержания национальных проектов по экологии, облет территории школы квадрокоптером.
В настоящее время виртуальная реальность прочно входит в нашу жизнь, во всем мире разрабатывается большое количество приспособлений для имитации виртуальной реальности. Эти устройства давно появились на потребительском рынке нашей страны. Хотя они являются достаточно дорогими, почти каждый школьник мечтает об их приобретении, совершенно не задумываясь о влиянии данных устройств на мозг человека.
Человек всегда пытался моделировать реальность, но лишь после появления приемлемых программно-аппаратных средств, стало возможным моделирование, близкое к реальности. Так появились миры, искусственно созданные человеком, иначе говоря, мнимая, виртуальная реальность (хотя с английского слово "virtual" переводится как "действительное").
Технология виртуальной реальности (virtual reality, VR) – это комплексная технология, позволяющая погрузить человека в иммерсивный виртуальный мир при использовании специализированных устройств, шмлемов виртуальной реальности). Виртуальная реальность обеспечивает полное погружение в компьютерную среду, окружающую пользователя и реагирующую на его действия естественным образом.
Когда-то виртуальная реальность казалась чем-то невероятным из разряда фиктивных научно-фантастических концепций. С развитием технологий, активное создание виртуальной реальности перестало находиться в списке несбыточных фантазий. Уже в середине прошлого века ученые стали предпринимать первые попытки создания совершено нового, искусственного мира.
История возникновения технологии виртуальной реальности показывает, что, как и компьютер, самый первый рабочий агрегат, позволяющий испытать на себе виртуальную реальность, был довольно громоздким. Система виртуальной реальности представляла собой шкаф со встроенными линзами. Руки приходилось помещать в специальные пазы чтобы создать более достоверный эффект погружения за счет тактильных ощущений. Разработка проекта VR была полностью засекречена.
"Киберпространство" является еще одной специфической разновидностью виртуальной реальности. На сегодняшний день глобальным всемирным киберпространством стала сеть Интернет, давшая обширное поле для развития виртуальных технологий.
Для работы над проектом был разработан план, который охватывает период с сентября 2020 г по настоящее время (дорожная карта). Проект является открытым для внесения изменений и/или дополнений на любом этапе деятельности со стороны всех участников проекта. Пункт 4 и 8 постоянно обновляется .
Таблица 1
№п/п |
Мероприятие |
Сроки |
Отметка о выполнении |
1. |
Создание команды для работы над проектом, распределение обязанностей |
сентябрь 2020 года |
выполнено |
2. |
Анализ общедоступных виртуальных экскурсий в сети Интернет |
Сентябрь-октябрь 2020 |
выполнено |
3. |
Создание плана школы. Определение местоположения панорам 360 |
ноябрь 2020 |
выполнено |
4. |
Съемка помещений камерой 360 и квадрокоптером |
Ноябрь-декабрь 2020 |
Выполнено (постоянно обновляется) |
5. |
Изучение сайта https://truevirtualtours.com/ и обработка фотографий |
Январь 2021 |
выполнено |
6. |
Создание виртуальной экскурсии и размещение на официальном сайте школы www.schunga.ru |
Январь 2021-февраль 2021 |
выполнено |
7. |
Информирование о работе виртуальной экскурсии по школе с использованием информативно-коммуникационных технологий |
март 2021 |
|
8. |
Обновление фотографий, редактирование тура, представление на разных уровнях конференций, выставках и т.д. |
Постоянно обновляется |
После анализа общедоступных виртуальных экскурсий в сети Интернет составил план будущей экскурсии. В экскурсии демонстрируют не только классы, залы, столовую и прочие важные места, но и коридоры и лестницы в минимально необходимом объеме, что бы будущее VR путешествие получилось цельным.
Рис.2.План школы. Определение мест для панорам
В VR экскурсии обязательно предусматривают навигационные элементы. Посетитель попадёт в школу первый раз и, если при личном визите он спросит дорогу, то в виртуальном посещении спросить не у кого.
Проанализировал сайты-конструкторы, которые позволяют создавать виртуальные туры. В начале работы хотел использовать сервис google, но он перестал действовать через пару месяцев после начала проекта. После анализа доступных бесплатных платформ остановились на https://truevirtualtours.com. Сайт еще удобен тем, что имеет очень хорошие обучающие уроки, которыми я и воспользовался [1].
После того, как виртуальная экскурсия готова её нужно правильно использовать. Поместили ссылку на экскурсию на официальном сайте в разделе «Прием в школу», также разместили qr-код .
.
Рис.3. Скриншот с официального сайта учреждения www.schunga.ru
Заключение
Использование результатов
Если рассматривать виды затрат на создание виртуальной экскурсии по школе, оборудование для панорамной съемки – это самая ощутимая их часть. Я воспользовался панорамной камерой 360 (брали в кванториуме г. Кострома), которая сделает сферическую панораму в один клик, камеры Canon, Nikon, квадрокоптер Mavic Air (оборудование Точки Роста). Из всех этих технических устройств удобнее и качественнее получились панорамы с квадрокоптера – его и планирую использовать в дальнейших проектах.
Два года назад был начат проект – виртуальный тур по школьному музею «Поиск», в данный момент на стадии фотографирования экспонатов и подбор материала для исторической справки.
После создания виртуальной экскурсии и размещении ее на сайте образовательного учреждения мы заметили значительный рост численности учащихся нашей школы. Это наглядно видно на графике.
Рис.4. График количества учащихся с 2019-2022 уч.год
Можно предположить , что это связано и с размещением виртуальной экскурсии на официальном сайте образовательного учреждения www.schunga.ru и информировании родителей будущих наших учеников. Гипотеза подтвердилась.
В рамках муниципальной августовской педагогической конференции 25.08.2021 мы были участниками выставки. Используя очки виртуальной реальности для смартфонов (Приложение 1), и режима экскурсии для такого устройства мы предоставили возможность всем желающим виртуально посетить нашу школу.
Работа представлена на Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся "СТАРТ В НАУКЕ» https://school-science.ru/
Работая над проектом мы:
- получили практические навыки планирования работы;
- узнали справочные данные и интересные факты о творчестве Н.А.Некрасова, его созданных литературных произведениях;
- научились создавать книги с дополненной реальностью
- кодировать информации с помощью QR-кода.
Работа была выполнена в соответствии с планом, соблюдая календарные сроки.
Работая над проектом, мы видели большую заинтересованность и детей, и взрослых к информации, которую предлагаем в наших книгах.
Список использованной литературы
1. Зонтиков Н.А. Утраченная святыня: храм Преображения Господня из села Спас-Вёжи (Спас).-Кострома, 2003.-с.159.
2. Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы. Изд – во «Детская литература» - М., 1969.
– 20 с.: ил.
Интернет-ресурсы
https://live.kostromka.ru/authors/nekrasov/shule.php
Приложение 1
Обоснование символики герба Шунгенского сельского поселения. |
Символика герба Шунгенского сельского поселения многозначна и отражает природные, культурные, профессиональные и исторические особенности поселения. Современное Шунгенское сельское поселение состоит из 18 населенных пунктов: села Петрилово, Саметь, Спас, Шунга, Яковлевское деревни Аганино, Аферово, Захарово, Казанка, Колебино, Курочино, Малый Борок, Некрасово, Пасынково, Пустошка, Стрельниково, Тепра, Шемякино. Шунгенское сельское поселение имеет богатейшую историю - это бывший Мерский стан, а позже здесь была Шунгская волость, в которой стояли погосты Шунга, Самин, Вежи и Куниково. Шунга известна с XIII в., - здесь был погост, принадлежавший Владимирскому княжеству. Впервые погост Вёжи на речке Иледомке упоминается в 1581 г., когда царь Иван Грозный пожаловал погост московскому Чудову монастырю. Сейчас Малых Вёж нет. Всю низменную часть между рекой Костромой и Волгой в 1955 году затопило Горьковское водохранилище, образовавшееся в результате строительства Горьковской ГЭС. Жители деревни перебрались в соседнее село Спас. Здесь, у стен Преображенской церкви, погребен на кладбище житель Малых Вёж Иван Саввич Мазайхин - знаменитый некрасовский дед Мазай. Поэт, писатель и публицист, классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов очень любил Костромской край, его историю, природу, традиции и обычаи. На протяжении более десяти лет, начиная с конца 50-х годов XIX в., Н.А. Некрасов неоднократно в летние месяцы приезжал в Костромскую губернию на охоту. На костромском материале Некрасовым написано несколько наиболее известных его произведений: "Коробейники", "Крестьянские дети", в том числе и самое известное всем "Дедушка Мазай и зайцы". В августе, около Малых Вежей, С старым Мазаем я бил дупелей. Каждое лето, домой приезжая, Я по неделе гощу у него. Нравится мне деревенька его: Летом, её убирая красиво, Исстари хмель в ней родится на диво, Вся она тонет в зелёных садах, Домики в ней на высоких столбах, (Всю эту местность вода поднимает, Так что деревня весною всплывает, Словно Венеция). Старый Мазай Любит до страсти свой низменный край. |
Приложение 2
Приложение 3
Фотографии из школ по апробации: Кострома, Санкт-Петербург, Московская область