Правила этикета для работы в компьютерных сетях

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Правила этикета для работы в компьютерных сетях

Манаев Я.Г. 1Бойко Д.С. 1
1ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ им. В.Я. Горина»
Мухина Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Белгородский ГАУ им. В.Я. Горина»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В настоящее время все большее количество компьютеров по всему миру объединяется в компьютерную сеть. Поэтому понятно, что в ней должны существовать определенные правила поведения в компьютерной сети. Эти правила зависят от типа сети и определяются общепринятыми нормами человеческого общения.

В современном мире Интернет играет весомую роль и в итоге возникает вопросы о сетевом этикете: «Что такое сетевой интернет?», «Что он в себя включает?» и «Как он отличается от обычного?».

Актуальность данной темы заключается в том, что знание правил сетевого этикета и умение их применять, обеспечивает приятное общения между виртуальными собеседниками, а также учит быть более бдительным и внимательным, что в свою очередь ведет к повышению безопасности пользователя и компьютера.

Предмет исследования: Компьютерная сеть.

Объекты исследования: Сетевой этикет, правила общения и поведения в интернет-пространстве.

Цель работы: изучить методы работы в сети и описать понятие сетевого этикета.

Задачи работы:

1) Дать понятие сетевого этикета.

2) Изучить главные правила Интернет – безопасности.

3) Понять, какие публикации в интернете являются неприемлемыми.

1. Компьютерные сети

Компьютеры в сети отличаются по функциям, которые они выполняют. Компьютер, который предоставляет ресурсы в сеть, называют сервером, компьютер, эти ресурсы использует, — клиентом (или рабочей станцией). Наибольшей глобальной компьютерной сетью является Интернет. Она предоставляет пользователям всего мира возможности общения, поиска и просмотра информационных материалов на своих ресурсах.

Компьютеры в сети могут соединяться между собой по-разному, в зависимости от типа компьютеров, расстояния, на котором они находятся, и функций, которые на них возлагаются. Поэтому различают следующие виды сетей:

. Локальные компьютерные сети (англ. Local Area Networks — LAN) - Сосредоточенные на территории радиусом не более 1-2 км, локальные компьютерные сети построены с использованием дорогих высококачественных линий связи, позволяющих достигать высоких скоростей обмена данными порядка 10000 Мбит/с, данные передаются в цифровом формате, то есть в форме, в которой они хранятся и обрабатываются в компьютере.

. Глобальные компьютерные сети (англ. Wide Area Networks — WAN) - Объединяют компьютеры, рассредоточенные на расстоянии сотен и тысяч километров. Более низкие, чем в локальных сетях, скорости передачи данных (единицы и десятки мегабит в секунду). Форма передачи данных по глобальным сетям не совпадает с формой их представления в памяти компьютера. Поэтому для подключения компьютера к глобальной сети необходимо иметь устройство, например оптический модем, который осуществляет преобразование данных на входе и выходе компьютера. Для устойчивой передачи дискретных данных применяются более сложные методы и оборудование, чем в локальных сетях.

1.3. Беспроводные локальные компьютерные сети (англ. Wireless Local Area Network — WLAN) - Локальные сети на основе технологии беспроводной связи Wi-Fi, основанной на стандартах IEEE 802.11. Такая сеть связывает два или более устройств с помощью беспроводной связи для формирования локальной сети (LAN) в пределах ограниченной области, например дома, в школе, в компьютерной лаборатории, учебном заведении, офисном или общественном здание и т.д. Это дает пользователям возможность передвигаться по территории сохраняя подключение к сети. Через шлюз WLAN также может обеспечить подключение сети Интернет.

Региональные компьютерные сети (англ. Metropolitan Area Networks — MAN) - Занимают промежуточное положение между локальными и глобальными сетями. При достаточно больших расстояниях между узлами (десятки километров) они качественные линии связи и достигают высоких скоростей обмена, иногда даже более высоких, чем в классических локальных сетях. Как и в случае локальных сетей, при построении сети уже имеющиеся линии связи не используются, а прокладываются заново.

Персональные компьютерные сети (англ. Personal Area Network — PAN) - Объединяет персональное электронное оборудование пользователя (телефоны, карманные персональные компьютеры, ноутбуки, гарнитуры и т.д.) преимущественно через беспроводную связь Bluetooth или Wi-Fi, предусматривает ограниченное количество абонентов (до 8 участников) и небольшой радиус действия (до 30 м )

Нательная компьютерная сеть (Body Area Network — BAN) - Объединяет надеваемые или имплантированные компьютерные устройства, такие как умные часы, мониторы пульса и давления, умные кардиостимуляторы и т.п. Особое внимание уделяется надежности и бесперебойности связи медицинских приборов.

2. Сетевой этикет

С етевой этикет — правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство. Это понятие появилось в середине 80-х годов XX века в эхоконференциях сети FIDO.Сетевой этикет — это несложные правила, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через интернет. Он нужен для того, чтобы всем — и опытным пользователям, и новичкам было в равной мере комфортно общаться между собой. Большинство правил не носит никакого специального характера, а просто представляет собой повторение правил хорошего тона, принятых в обществе в целом.

Правила этикета не являются всеобщими и жестко установленными.  В разных сообществах они могут значительно различаться. Так как основная цель этикета состоит в том, чтобы не затруднять общение в сообществе, правила могут устанавливаться исходя из целей сообщества, принятого стиля общения, технических ограничений, и т. д.. Некоторые правила записаны, и даже оформляются в виде формального устава, а иногда и просто в виде списка, другие правила нигде не записаны, но известны большинству членов сообщества и соблюдаются ими.

Чаще всего под явным нарушением этикета понимают оскорбления и переход на личности, злонамеренный отход от темы (оффтопик), рекламу и в не предназначенных для этого местах. Также вполне вероятно нарушением этикета могут оказаться клевета и иная злонамеренная дезинформация (обман) или плагиат.

В целом положения этикета можно разделить на три категории:

Психологические (эмоциональные)— обращаться на «ты» или на «вы», использовать ли смайлики в определенном количестве, указывать ли код города в телефонах, поддерживать новичков или игнорировать их вопросы, или посылать их сразу в (ЧаВо), поиск и т. д.

Технические (оформительские) — использование строк определённой длины, использование транслита, ограничения на размер сообщения или подписи, допустимость расширенного форматирования (выделение жирным, курсивом, цветом, фоном, рамками), допустимость написания сообщений с заглавными буквами.

Административные — правила именования (заголовки) тем, правила цитирования, допустимость рекламы, допустимость флейма(спора), собственно необходимость придерживаться тематики сообщества.

Люди, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого. Поэтому практически во всех интернет-сообществах требуют ознакомиться с правилами и выразить своё формальное согласие их соблюдения.

Рис.1. Компьютерная сеть.

3. Основные термины в интернет- пространстве

Флейм (от англ. Flame«пламя») — это неожиданно возникшее бурное обсуждение, в развитие которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться. Шаблонно флеймы возникают спонтанно, развиваются очень быстро и заканчиваются лишь при вмешательстве модератора или, когда все участники окончательно устанут. Это тот самый вид спора, в котором истина не рождается — по окончании флейма все спорщики чувствуют себя неудобно и никакого конструктивного результата флейм не дает.

Флуд (от англ. Flood— наводнение, читается «флад», однако в русскоязычном сегменте Интернета устоялось произношение «флуд») — это сообщения в интернет-форумахи чатах , не несущие никакой полезной информации. Флуд распространяется как от нечего делать, так и с целью троллинга, например, из желания кому-то досадить.

Технический флуд представляет собой хакерскую атаку с большим количеством запросов, приводящую к отказу в обслуживании (DdoS-атака).

Троллинг — форма социальной провокацииили издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации.

Спам (от англ. Spam) — сообщения, присылаемые вам от неизвестных людей или организаций, которым вы не давали на это разрешения. Наиболее часто термин «спам» употребляется в смысле «почтовый спам» — рассылка электронных писем, содержащих рекламу. Спам в различных сообществах можно рассматривать как разновидность оффтопика, содержащего сообщения рекламного характера. К спамерам часто применяются более жёсткие меры, чем к пишущим оффтопик. Рассылаться спам может как вручную, так и с помощью ботов.

Оффтоп (иначе оффтоп или просто офф ; от англ. off topic, букв. «вне темы», в англоязычном интернете словосочетание off topic иногда сокращается как OT.) — сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения. Например, запись на веб-форуме, не соответствующая либо общему направлению форума, либо той теме, в рамках которой запись оставлена.

Оффтоп рассматривается как нарушение сетевого этикета, поскольку размывает заранее объявленное ограничение темы общения, что затрудняет поиск информации пользователями форума.

Модератор (от лат. moderor — умеряю, сдерживаю) - пользователь на общественных сетевых ресурсах, обладающий меньшими правами нежели администратор, который следит за соблюдением правил ресурса в конкретных темах или разделах сетевого ресурса.

Админ (лат. administrator — управитель) — администратор сайта, человек следящий за работой сайта.

Хотлинк (англ. hotlink) — включение в веб-страницу файлов-изображений или других ресурсов с чужого сервера.

Бан (от англ. ban — запрещать) — один из принятых в интернете способов контроля за действиями пользователей. Как правило, бан заключается в лишении или ограничении каких-либо прав пользователя (обычно запрет на комментирование и возможность входа в свой аккаунт). Возможность введена в целях оградить интернет-сайт от троллей, спамеров, вандалов и прочих лиц, чьи сообщения вредят продуктивной работе ресурса. Иногда в бан могут попадать и сайты: попасть в бан поисковой системы — значит выпасть из ее поисковой базы.

Аккаунт — персональная страница пользователя, защищённая паролем.

Репост — это распространение информации.

4. Основные правила сетевого этикета

Как и обычный этикет «сетикет» также имеет свой набор правил и рекомендаций, которые позволяют улучшить умение вести беседу и диалог в компьютерных сетях. Изучив некоторые статьи, я могу перечислить следующие правила:

1. Люди в интернете и Люди в реальной жизни. Следует помнить, что общаясь в интернете, нужно помнить о главном принципе сетевого этикета: всюду в Сети находятся реальные люди. Всегда ставьте себя на место человека, с которым говорите и следуйте золотому правилу — «Не делай другим то, что не хочешь получить от них сам».

Отстаивая свою точку зрения, не оскорбляйте окружающих. При интернет-общении вы имеете дело лишь с экраном компьютера. Вы не можете жестикулировать, изменять тон, и выражение Вашего лица не играет никакой роли. Слова — это все, что видит Ваш собеседник и Вы. Поэтому очень легко можно ошибиться в толковании слов Вашего собеседника. И, к сожалению, забыть о том, что Ваш адресат тоже человек со своими чувствами и привычками. Перед тем как что-то написать стоит несколько раз подумать, что вы хотите сказать человеку и как он может отреагировать на сказанное вами.

Рис.2. В сети добра.

2. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. В реальной жизни большинство из нас подчиняется законам, иногда из-за ограничений, иногда из-за опасений быть пойманным. В виртуальном пространстве шансы быть пойманным — сравнительно невелики. Люди иногда забывают о том, что «за экраном» находится живой человек, и думают, что в Сети правила поведения не так строги, как в обычной жизни.

Это заблуждение объяснимо, но все равно — это заблуждение. Стандарты поведения могут отличаться в разных точках виртуального пространства, однако, они не более мягкие, чем в реальной жизни.

Соблюдайте этику общения. Не верьте тому, кто говорит: «Вся этика здесь заключается в том, что Вы сами для себя установите». Если вы встречаетесь с проблемой этического характера в киберпространстве, подумайте, как бы Вы поступили в реальной жизни. Скорее всего, Вы быстро найдете решение.

3. «Не делай из мухи слона». Флеймы (flames) — это эмоциональные замечания, часто высказанные без учета мнения других участников разговора. Это сообщения, где такт – не самое главное, а цель — вызвать реакцию пользователей: «Ну, давай, скажи, что ты на самом деле думаешь об этом?»

Запрещает ли сетевой этикет флеймы? Не совсем. Флеймы — старая традиция Сети. Флеймы могут доставлять удовольствие, как сочинителям, так и читателям. А получатели флеймов часто заслуживают их.

Но сетевой этикет против флеймов, перерастающих в войны — серии злобных посланий, которыми обмениваются, как правило, два или три участника дискуссии. Такие войны могут буквально захватить конференцию и разрушить дружескую обстановку. Это несправедливо по отношению к другим читателям конференции. И очень скоро люди, не участвующие в дискуссии, устают от конфликтов. Фактически происходит недопустимая монополизация ресурсов.

4. Учитесь прощать другим их ошибки. Каждый когда-то был новичком. Поэтому когда кто-то допускает ошибку — будь это опечатка в слове, неосторожный флейм, глупый вопрос или неоправданно длинный ответ — будьте к этому снисходительны. Даже если руки чешутся ответить, подумайте дважды. Если Вы обладаете хорошими манерами, это еще не значит, что Вы имеете лицензию на преподавание этих манер всем остальным. Если же Вы решили обратить внимание пользователя на его/ее ошибку, сделайте это корректно и лучше не в конференции, а в частном письме. Дайте людям возможность посомневаться. И не будьте высокомерным и надменным. Как известно, исправления в тексте часто тоже содержат грамматические ошибки.

Помните, что Сеть — публичное место, и старайтесь вести себя в Сети так, как бы вы вели себя в реальной жизни. Ответственность за слова и поступки в интернете может быть меньшей, но это совсем не значит, что вы сможете совершать правонарушения и раздражать своими действиями других пользователей совершенно безнаказанно.

По возможности, следуйте вышеприведенным рекомендациям, но не забывайте, что каждое из сетевых объединений, каждый специализированный сайт может трактовать приведенные выше нормы сетикета по-своему, а то и вовсе игнорировать их.

5. Репосты

Как и в жизни, в интернете есть запрещенные публикации, недопустимое и неадекватное поведение, которые, впоследствии, блокируются.

Нам посчастливилось жить в век интернета — вместе с этим термином в нашем распоряжении появились терабайты информации. Но, к сожалению, доступные знания не всегда оказываются законными. Ситуацию усугубляет ещё и момент малой юридической грамотности пользователей всемирной паутины.

В последнее время правительство России активно взялось за интернет с целью создания законов, ограничивающих распространение некоторых сведений. Самое опасное в том, что незнание не освобождает от наказаний, поэтому в наше время вполне реально получить штрафные санкции или даже тюремный срок за какой-то репост в социальной сети. Давайте же разберёмся в вещах, за которые сейчас можно попасть в тюрьму на пару лет.

Репост — это действие, совершаемое сознательно, поэтому оно так серьёзно оценивается. Даже отсутствие комментария к таким сведениям спокойно может оцениваться, как нарушение законодательства.

Интересно, что на данный момент не заведено ни одного уголовного дела, в котором автор репоста чётко прописал бы в комментарии своё несогласие с информацией в статье.

Чаще всего отсутствие таких пояснений связывают с тем, что люди не до конца оценили значение прописывания своей позиции — подписчики, как правило, понимают вкусы автора, поэтому комментарии бывают излишни. Если вы всё-таки решили репостнуть что-то «опасное», то пропишите своё отношение к данной теме, так вас невозможно будет привлечь к статье (если вы, конечно, не отозвались положительно о чём-то незаконном).

6. Какие действия признаны незаконными?

Во-первых, стоит отметить, что подать иск на пользователя интернета может кто угодно — будь это ваш сосед Петя или же всемирно известная компания — тут ограничений нет. Зачастую полицейские сами «исследуют» социальные сети в поисках информации, нарушающей закон.

Во-вторых, количество дел не планирует уменьшаться — количество уголовных дел по данной тематике растёт в геометрической прогрессии. Поэтому вам стоит быть аккуратней во всемирной паутине — следите за тем, что «распространяете» путём репостов.

А теперь давайте конкретней — вот список статей, использованных при заведении уголовных дел:

1. Распространение экстремистской информации

Под это понятия попадает всё, признанное судом экстремистским. Перечень запрещённых материалов вы сможете найти в интернете. Наказания:

Штрафные санкции — до 3.000;
— Арест — до 15 дней (ст.20.29 КоАП РФ);
— Тюремное заключение — до 4 лет (ст.280 УК РФ).

2. Прямые призывы к экстремизму

Всё, что призывает к этому, начиная от баннеров и заканчивая видеозаписями, подходит под этот пункт. За это вас ждёт:

Штрафные санкции — до 300.000 или в размере суммы, заработанной за 1-2 года;
— Работы на определённых государством местах — до 3 лет;
— Реальный срок — до 4 лет (ст.280 УК РФ).

3. Призывы к терроризму или его оправдание

По сути это продолжение предыдущего пункта с расширением области противозаконных материалов. Наказания:

Штрафные санкции — до 500.000 или в размере суммы, заработанной за 3 года;
— Работы на определённых государством местах — до 4 лет;
— Тюремное заключение — до 5 лет (ст.205.2 УК РФ).

4. «Распускание» ложных слухов

Это распространение любой ложной информации. Но не пугайтесь раньше времени — получить уголовное наказание за такой поступок можно только, если доказан злой умысел ваших действий. Если вы были введены в заблуждение и поделились ложными сведениями, то вам ничего не грозит. Наказания:

Штрафные санкции — до 500.000 или в размере суммы заработка за 6 месяцев;
— До 160 часов обязательных работ.

5. Распространение личных тайн

Запрещается собирать, хранить или распространять любую информацию, являющуюся личной или семейной тайной человека. За данный поступок предусмотрены следующие наказания:

Штрафные санкции — до 200.000 или в размере суммы, заработанной за 1,5 года;
— Работы на определённых государством местах — до 2 лет;
— Тюремное заключение — до 2 лет (ст.137 УК РФ).

6. Оправдание нацизма

Сюда входит распространение информации, унижающей память героев войн, а также любые ложные факты о действиях СССР во время Второй мировой войны и т. п. Наказания:

Штрафные санкции суммой до 300.000 ;
— Общественные исправительные работы (разумеется, обязательные) — до 3 лет;
— Тюремное заключение — до 3 лет (ст.354.1 УК РФ).

7. Призывы к массовым беспорядкам

Распространение информации о событиях, целью которых является нарушение общественного порядка, может караться так:

Работы на определённых государством местах или тюремное заключение — до 2 лет (ст.212 УК РФ).

8. Распространение символических знаков нацистов или экстремистских организаций

Даже фотографии таких изображений расцениваются как запрещённые. В данной ситуации предусмотрены следующие карательные меры:

Штрафные санкции — до 2.000 ;
— Арест сроком до 15 дней (ст. 20.3 КоАП РФ).

9. Любые призывы к разрушению единства территории России

Возможные наказания:

Штрафные санкции до 300.000 или в количестве денег, заработанных за 1-2 года;
— Работы на указанных государством местах — до 3 лет;
— Тюремное заключение — до 4 лет (ст. 280.1 УК РФ).

10. Распространение или сохранение порнографических материалов

Такой контент с детьми строго запрещён и может караться тюремным заключением — до 10 лет. Порнографические материалы с людьми старше 18 лет допускается хранить исключительно для личного просмотра, а любое распространение такого контента карается штрафными санкциями — до 300.000 или же тюремным заключением — до 5 лет.

11. Пропаганда наркотических веществ

Штрафные санкции от 4.000 и до 1 миллиона.

12. Пропаганда суицида

Запрещается распространять сведенья о способах самоубийств. Размещение информации о причинах суицида, а также подстрекательство к этому действию также караются тюремным заключением до 4х лет.

7. Как избежать наказания за нарушение правил работы в Интернете

Если преступление совершено, то вам уже не поможет никто, кроме хорошего адвоката. Но есть возможность предотвратить совершение преступления по незнанию — вам просто нужно быть в курсе всех нововведений в законах.

Вся информация об изменениях публикуется в официальных источниках, поэтому, периодически заглядывая на такие ресурсы, вы сможете сэкономить несколько сотен тыс. рублей или даже пару лет жизни.

Следует быть аккуратным и следить за своими действиями в интернете, и чтобы не оказаться под карой закона.

Рис.3. Памятка поведения в сети Интернет.

Заключение

Интернет развивается и расширяется, все больше людей работают с ним. И, начиная общаться в Интернете друг с другом, они допускают множество незаметных на первый взгляд ошибок. Эти ошибки, порожденные незнанием этикета, могут доставить неприятности вам и вашим собеседникам.

В данной работе подробно рассмотрены особенности этикета в компьютерных сетях, а именно правила этикета в Интернете и локальной сети. Эти правила поведения учат вежливости при переписке, что немало важно для людей в виртуальном общении. Гораздо приятнее общаться с вежливым человеком, нежели с грубияном, который не знает элементарных правил этикета. Человека, который грамотно может вести переписку, всегда оценивают более высоко, потому что такой человек подходит ко всему с уважением и нужной серьезностью.

Сейчас существует множество интереснейших книг, посвященных правилам этикета в разных местах. Но, к сожалению, не все люди соблюдают эти правила, а есть такие, которые и вовсе не знают их. Говоря о конкретных правила этикета, нужно сказать, что нужно быть более терпимым к собеседнику, вежливым и уважать его точку зрения и не пытаться навязать свою. Подобные разговоры портят не только настроение, но и сами отношения. Общаясь в сети нельзя забывать о главном принципе этикета: всюду в сети находятся реальные люди. Сказали бы Вы это ему в лицо? Таким образом, знание этикета способствует комфортному общению в компьютерных сетях.

Список использованных источников

1. Н.М.Милеева, О. В. Угарова. Особенности современного компьютерного сленга // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. — Иваново, 2007. —В. 2. — С. 148

2. Ф.О.Смирнов Искусство общения в Интернет. Краткое руководство. — Вильямс, 2006. — С. 110-112. — 240 с. — ISBN 5-8459-1004-8

3. https://101poisk.ru/slovar-internet-i-seo-terminov-dlya-chajnikov.html

Просмотров работы: 2926