Воспитание детей на примере святых царственных мучеников.

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Воспитание детей на примере святых царственных мучеников.

Шишкова И.А. 1
1МАОУ СШ №2 г. Ворсма
Белова Е.Н. 1
1МАОУ СШ №2 г. Ворсма
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства.

Император Александр III — сыну Николаю

Введение.

Абсолютно все люди прежде, чем становятся самостоятельной личностью, проходят очень важный период в своей жизни – воспитание в семье. Самой важной основой для формирования качеств ребенка является именно этот период жизни, в процессе которого родители сталкиваются с множеством трудностей.

Семья необходима каждому человеку. Это — надёжная пристань, где человек учится любить, быть любимым и проявлять любовь сам, чувствует заботу и тепло; это место, где должны царить взаимовыручка, чуткость, безграничное терпение и самая искренняя нежность. В настоящее время произошли большие изменения в семейном воспитании. На первое место ставятся материальные блага, развлечения, собственное мнение и желания, амбиции. Такие ценности, как послушание, трудолюбие, терпение, аккуратность, любовь к ближним, уважение к взрослым постепенно вытесняются. Это одна из основных проблем современного общества.На фоне современного состояния российского общества, в большей своей части невоцерковленного, а также разлагающего влияния западной постхристианской культуры, в частности, особенного его влияния на институт семьи, а также продолжающейся поляризации общества, чрезвычайно актуально обращение к знаковым явлениям личностей и событий нашего недавнего прошлого. Среди них одно из первых мест занимает семья Царственных Страстотерпцев. Их духовное и педагогическое наследие может принести неоценимую практическую пользу в деле стабилизации и приобщения к традиционному Православию современного российского общества.

Цель данного исследования: проанализировать и раскрыть христианское воспитание в православной духовной традиции в семье Царственных Страстотерпцев как синтез воспитывающих душу и формирующих личность христианских взглядов, факторов, событий, единого духовного процесса воспитания и образования, основанных на святоотеческом наследии, как возможный путь к святости.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть духовные портреты Императора Николая II и его супруги Императрицы Александры Федоровны;

2. Рассмотреть духовное наследие Императрицы Александры Федоровны;

3. Рассмотреть христианское воспитание в православной традиции в семье Царственных Страстотерпцев.

Актуальность темы в том, что воспитание и духовно-нравственное развитие подрастающего поколения сегодня наиболее важны, ведь именно молодежь в современном обществе особенно подвержена влиянию всего негативного и отрицательного.

Гипотеза исследования.

Изучение личного духовного пути духовной жизни Императора Николая II и его супруги Императрицы Александры Федоровны, духовно-нравственных семейных ценностей воспитания в православных традициях Царской семьи, основанных на святоотеческом наследии, позволит выделить и сформулировать особенности христианского воспитания в православной духовной традиции в семье Царственных Страстотерпцев.

Объектом настоящего исследования является христианское воспитание в православной духовной традиции, основанное на святоотеческом наследии, в семье Царственных Страстотерпцев.

Предметом данной работы определим комплекс особенностей христианского воспитания в православной традиции в семье Царственных Страстотерпцев.

Методы исследования: чтение книг, личные размышления, поиск информации в Интернете, анализ литературных произведений, просмотр фильма, социальный опрос.

Степень изученности темы: источниковой базой настоящего исследования является наследие самих Царственных Страстотерпцев, их личные дневниковые записи, письма, телеграммы, духовные тетради. Также базу источников представляют отечественные и зарубежные авторы, в той или иной мере затрагивающие заданную тему. Это литературное наследие современников Царственных Мучеников, людей, знавших их лично, а также специальные работы, при написании которых бы использованы архивные и иные материалы, связанные с жизнью Царственных Мучеников.

Работая над темой «Воспитание детей на примере святых царственных мучеников» мной было проанализировано множество литературы.

Анализируя литературу по данной теме, можно выделить ряд работ.  

Марина Кравцова в книге «Воспитание детей на примере святых Царственных Мучеников» подробно останавливается на особенности жизни и принципах воспитания Царских детей, приводя много цитат современников того времени.

В книге «Дивный Свет» мы знакомимся с фрагментами писем   и отрывки из дневников императрицы Александры Федоровны. С помощью этих записей мы можем представить себе образ жизни и уклад Царской семьи.

Духовный дневник святой Царицы-Мученицы Александры « Сад сердца» — это сокровище, пребывавшее долгое время под спудом. Он раскроет перед читателями правду о светлой ее душе, он станет открытием не столько историческим, сколько религиозным.

Таким образом, анализируя литературу по теме исследования , можно найти много литературы, с помощью которой можно проследить особенности жизни, воспитания, отношения к ближним в последней Царской семье.

1. ДУХОВНЫЕ ПОРТРЕТЫ СТРАСТОТЕРПЦЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

1.1 Духовный портрет Императора Николая Александровича.

«Залогом христианского воспитания детей в семье является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они соучаствуют в меру своего возраста и в соответствии с особенностями характера».

Сохранившиеся письма Цесаревича Николая и Принцессы Аликс свидетельствуют о религиозном мировосприятии жизни, о нравственности помыслов и поступков будущих венценосцев, о глубоком благочестии. «Их редкая по силе и преданности взаимная любовь удивительным образом переплеталась с искренней любовью к Богу и твердой, непоколебимой верой».

Рассмотрим духовные портреты Царя Николая Александровича и Царицы Александры Федоровны, которые важны для понимания этого опыта.

С детских лет Цесаревич воспитывался в послушании, умеренности, простоте и воздержании: «Воспитание наследников, и позже и всех детей в царствующей династии Романовых происходило по программе, составленной еще Екатериной II, с акцентом на воздержание, умеренность во всем и просвещение». Николаю Александровичу было свойственно послушание родительской воле и покорность высшей Божьей воле. Это воспитание принесло свои плоды. Научившись послушанию родителям, став впоследствии Императором, он научался послушанию воле Божией, потому что отличался покорностью и смирением. Цесаревич Николай удивлял учителей памятью и способностями. ОЦесаревиче с ранних лет остались наблюдения о его, внутреннем изяществе, утонченности, деликатности, поэтичности, стремлении к прекрасному, любви к живому. Это был добрый, уступчивый, благородный от природы, щедрый и боголюбивый ребенок. О следующих важнейших чертах доброй души Цесаревича, а впоследствии Императора Николая II свидетельствуют многие его современники и исследователи: 

Простота. «Известно, что Николай предпочитал щи и кашу изысканным французским блюдам, а вместо дорогого вина мог выпить обычную русскую водку. Император запросто купался в озере вместе с другими мужчинами, не делая из своей особы и своего тела чего-то секретного».

Скромность. «Характерной черточкой к портрету Царя является его отношение к одежде, бережливость и скромность в быту. Носились жениховские костюмы… Платья его часто чинены… Уже после убийства в Екатеринбурге были найдены военные шаровары Царя, на них заплаты с пометкой - изготовлены 4 августа 1900 г, возобновлены 8 октября 1916 г.»

Сдержанность. «Правилом, привитым с детства, для Императора было быть всегда ровным, сдержанным, не проявляя своих чувств».

Смирение. «Я готов принять мою судьбу».

Доброта: «От природы он был добрейший человек».

Чистота сердца. «Он такой чистый, что не допускает мысли, что есть люди совершенно другого нрава.

Чувство долга. «Вера в Бога и в свой долг царского служения были основой всех взглядов Императора Николая II».

Любовь. «Стержень духовной жизни Царя…лучше всего характеризуется фразой Чарльза Сиднея Гиббса: «Сердце Его было жалостливо», а жалость - сердцевина любви. Или ее вершина».

Доверие воле Божьей. «Все в воле Божией, уповая на Его милосердие, я спокойно и покорно смотрю в будущее». Благодаря этому качеству, в нем чувствовалась духовная нравственная сила. «В нем не было ни честолюбия, ни тщеславия, а проявлялась огромная нравственная выдержка».

«Император Николай II - это признают и его враги - обладал совершенно исключительным личным обаянием. Его большие серые лучистые глаза дополняли речь, глядели прямо в душу. Эти природные данные еще более подчеркивались тщательным воспитанием».

Император был глубоко верующим человеком, истинно православным Царем. Каждый день его начинался и заканчивался молитвою.

 О дошедших до нас воспоминаниях о Царе можно прочесть, что он был прекрасным отцом. Пьер Жильяр отмечал, что «Император для детей был и отцом, и Государем, и товарищем».

1.2 Духовный портрет ИмператрицыАлександры Федоровны

«Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен».

Важнейший момент в становлении и формировании Аликс как личности - ее воспитание в Англии. Строгие этикеты британского Двора, аскетичность религиозного духа, высокоразвитое чувство собственного достоинства, знаменитый самоконтроль, понимание меры дозволенного, - вот атмосфера, в которой воспитывалась Аликс. Она воспитывалась в строгом стиле эпохи Королевы Виктории, ее бабушки: скромность в одежде и воздержанность в еде, походные солдатские кровати, холодный воздух в доме, прогулки на воздухе.

«Королеве Виктории удалось внушить своей внучке весь спектр обязанностей Hausfrau (домашней хозяйки, матери семейства). Неизменно придерживаясь раз и навсегда установленных канонов, государыня демонстрировала черты, присущие немцам и англичанам». Вся жизнь Императрицы была пронизана духовным смыслом. Под влиянием горячей веры и любви Цесаревича Николая, принцесса Аликс осознанно приняла православную веру и стала исповедницей Святого Православия. Александра Федоровна получила от Бога дар веры и приняла Православие всеми силами своей души, полюбила православные храмы, богослужения, иконы, литургическую, обрядовую жизнь Церкви, творения святых Отцов Церкви.

Чарльз Сидней Гиббс, учитель цесаревича Алексея писал об Императрице, что «для нее самое дорогое было - семья, а потом православная Церковь».Генерал М.К. Дитерихс писал о величественности Александры Федоровны как Царицы, о величественности ее чувств, взглядов, особенно в духовном и религиозном мироощущении, о ее искренней и глубокой вере в Бога, что она приняла православную веру всем сердцем, разумом, волей, что она всем сердцем верила в силу молитвы. Няня царских детей А.А. Теглева вспоминала об особенной религиозности Императрицы, о ее молитвенном настрое, что она «искренне верила, что молитвой можно достичь всего».

Рассмотрим духовные портреты детей Царя Николая Александровича и Царицы Александры Федоровны, которые важны для понимания этого опыта.

Ольга – первая дочь Александры Федоровны и Николая Александровича.

С детства росла доброй, отзывчивой. Больше всех остальных сестер любила читать, писала стихи. Единственная из четырёх сестёр решалась открыто возражать отцу и матери. С трудом покорялась родительской воле. Внешне Ольга была похожа на мать, от отца – унаследовала характер. У нее было врожденное чувство справедливости. Ольга не любила вранье.

Учитель французского языка и друг императорской семьи Пьер Жильяр отмечал, что Ольга лучше и быстрее сестёр усваивала материал уроков. Это давалось ей легко, поэтому она иногда ленилась.

«Великая Княжна Ольга Николаевна представляла собою типичную хорошую русскую девушку с большой душой. На окружающих она производила впечатление своей ласковостью, своим чарующим милым обращением со всеми. Она со всеми держала себя ровно, спокойно и поразительно просто и естественно. Она не любила хозяйства, но любила уединение и книги. Она была развитая и очень начитанная; имела способность к искусствам: играла на рояле, пела, хорошо рисовала. Она была очень скромной и не любила роскоши».

Татьяна была вторым ребенком в царской семье. В ее характере было развито чувство долга и склонность к порядку. Она любила заниматься домашним хозяйством, когда императрице нездоровилось.

Великая княжна любила заниматься рукоделием, играть в обруч, кататься на пони, собирать цветы и ягоды. Татьяна была самой близкой к матери, всегда старалась окружить императрицу заботой и покоем, выслушать и понять её.

Учитель Пьер Жильяр вспоминал: «Татьяна Николаевна от природы скорее сдержанная, обладала волей, но была менее откровенна и непосредственна, чем старшая сестра».

Мария, по воспоминаниям близких, была добрая, весёлая и приветливая девушка. Она умела и любила поговорить с каждым, особенно с простым человеком. За свою простоту она получила в семье кличку «Машка». Так звали её сёстры и брат Алексей.

Анастасия

Девочка отличалась лёгким и жизнерадостным характером, любила играть в лапту, в фанты, могла часами носиться по дворцу, играя в прятки.

Была очень близка со старшей сестрой Марией, обожала брата и часами развлекала его, когда тот заболевал. А это случалось довольно часто.

Алексей

30 июля 1904 года появился долгожданный сын цесаревич Алексей Николаевич. По словам близких к царской семье людей царь хотел нарушить традицию называть Александрами и Николаями. К тому же он хотел назвать сына в честь своего предка – Алексея Михайловича Романова.

Алексей рос веселым, жизнерадостным ребенком, пока не появилась генетическая болезнь – гемофилия.

Эта болезнь мешала ребенку жить, получать образование. Часто из-за болезни начинались тяжелые кровотечения, которые могли привести к летальному исходу. Возможно благодаря своим страданиям, у Алексея была огромная сила воли.

Глава 2. ДУХОВНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ.

Главное духовное наследие Императрицы - это ее личные дневниковые записи, которые являют нам внутреннюю жизнь, источники и высоту ее духовного вдохновения и устроения.

Кроме дневников сохранилась переписка Александры Федоровны с мужем и детьми, близкими людьми, которая дополняет нравственный облик Императрицы, ее любовь к мужу и детям, а также свидетельствуют о глубокой потребности в вере и руководстве ею в повседневной жизни.

Педагогический опыт Императрицы свидетельствует о непрестанном, тщательном, внимательном, деликатном и терпеливом попечении о детях. Многое и продолжительное повторение, и упражнение созидает привычку, которая постепенно превращается в свойство личности. Императрица не повышала голоса в общении с детьми, а действовала убеждением и логическими аргументами.

Когда у дочерей что-то не ладилось, она писала им нежные письма, вот одно из них:

«Моя милая, дорогая девочка… Я так много думала о тебе, моя бедняжка, хорошо зная по опыту, как неприятны бывают такие недоразумения. Чувствуешь себя такой несчастной, когда кто-то на тебя сердится. Мы все должны переносить испытания: и взрослые люди, и маленькие дети, – Бог преподаёт нам урок терпения. Я знаю, что для тебя это особенно трудно, так как ты очень глубоко всё переживаешь и у тебя горячий нрав. Но ты должна научиться обуздывать свой язык и, когда чувствуешь, что собираешься сказать что-то нехорошее или грубое, старайся от этого воздерживаться. Быстро помолись, чтобы Бог тебе помог. У меня было столько всяких историй с моей гувернанткой, и я всегда считала, что лучше всего извиниться, даже если я была права, только потому, что я младше и быстрее могла подавить свой гнев… Старайся всегда сочувствовать и не думай о себе. Тогда с Божией помощью тебе будет легче терпеть. Да благословит тебя Бог. Очень нежно тебя целую.

Твоя Мама́».

При этом внимание внутреннему миру детей для Императрицы было более значимым. Она лично преподавала детям этику хороших манер, учила иностранным языкам, вопросам поведения, опрятности, дисциплине, организованности.

Императрица сама его воспитывала и даже преподавала науки жизни, внушая правила любви к Богу и ближним», «Царица внушила своему сыну, что пред Богом все равны, и гордиться своим положением не должно… Так мать вкладывала в юное сердце сына религиозно-благородное чувство, любовь к Богу и людям…».

Постепенное и постоянное научение добродетелям имели свои плоды. В дневниковых записях Царицы присутствуют темы полезности для души человека воспитания многих добродетелей. Рассмотрим эти добродетели отдельно:

Вера и память о Боге, покорность и доверие Богу.

Доверие Богу, надежда на Бога, полное упование на Господа - это постоянное чувство Императрицы: «Настоящий секрет, как найти Бога, - это посвятить Ему всю свою жизнь», «Мы должны безоговорочно верить Богу».Это полное доверие и упование на благой Промысел Божий в жизни каждого человека Императрица смогла передать своим детям, что особенно явно видно в период ссылки и заточения.

Послушание.

Святые отцы связывают любовь и почтение к родителям с тем, что почитание родителей научает почитать Бога.

«Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», «ты должна стараться быть послушнее. Когда я тебе велю что-то делать, делай это сразу. Учись послушанию, пока ты еще мала, и ты приучишься слушаться Бога, когда станешь старше».

Про необходимость послушания Александра Федоровна писала она самой «непослушной» своей дочери, Ольге:«Послушай, дорогая, ты должна стараться быть послушнее. Когда я тебе велю что-то делать, делай это сразу, даже если другие заняты чем-то своим. Учись послушанию, пока ты еще мала, и ты приучишься слушаться Бога, когда станешь старше».

Простота.

Эта добродетель была религиозной составляющей мировоззрения Царской Четы, и проявлялась как непритязательность к быту, скромность одежды, любовь к труду. Они своим личным примером и отношением к жизни прививали эту добродетель своим детям. О царских детях сохранились воспоминания очевидцев, что, общаясь с ними никто не чувствовал стеснения и их простота передавалась всем вокруг и делала простыми, непринужденными и непосредственными, какими были царские дети Святые Страстотерпицы царевны мученицы Ольга, Татиана, Мария и Анастасия. «Удивительная эта естественность Царской семьи отражена в фотографиях. Не было ни у кого ничего актерского. Нет лукавства в лице, прямой взгляд,- потому эти лица отчасти иконописны, сами по себе».

Из письма матери к дочери Ольге: «Девочка моя, ты должна помнить, что одна из главных вещей — быть вежливой, а не грубой и в манерах, и в словах. Грубые слова в устах детей — это более чем некрасиво. Всегда обдумывай свое поведение, будь честной, слушай старших...»

Самоотречение.

В дневнике Царицы записано: «Дети должны учиться самоотречению, — говорила императрица. — Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль ненамеренно, а просто по небрежности. Для того чтобы проявить заботу, не так уж много нужно — слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

Малозначимость своего положения и ровное отношение ко всем людям.

Царские дети не гордились своим царственным положением, а также были воспитаны в уважении к любому человеку, посещали простых крестьян и бывали в семьях железнодорожных служащих, их можно было видеть окруженными детьми, которых они собирали по дороге и «закармливали дорогими конфетами» «Их Высочества любили своих горничных и часто помогали им убирать комнаты и стелить постели». Венценосные супруги, сами являясь добрыми примерами простоты, кротости и внимательности ко всем, и детей своих сумели воспитать такими же.

И будучи столь юны, они были свидетелями смерти. В одном из писем Анастасия писала: «Двое несчастных умерли, а ещё вчера мы сидели рядом с ними».

Цесаревич Алексей был очень привязан к своему «дядьке» матросу Деревенько. Он внимательно следил за жизнью простых людей. Цесаревич говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных! Я хочу, чтобы все были счастливы!»

«Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил Государь о воспитании детей, - такими должны быть и мои дети».

Трудолюбие и милосердие.

В деле спасения, по мнению Императрицы, очень важен постоянный созидательный труд. «Душевное здоровье не может создаться без помощи рукоделия».

Марии было 15, Анастасии – 13 лет. В их обязанности входило посещение раненых солдат в госпиталях. Они читали раненым вслух, писали под их диктовку письма домой, развлекали их, играя с ними в шашки, устраивая импровизированные концерты. Кроме того, девочки шили бельё для солдат и их семей, готовили перевязочные материалы.

Генерал А.А. Мосолов вспоминал:

«У всех четырёх (сестёр) было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Всё, что Они делали, было проникнуто основательностью в исполнении. Особенно это выражалось у двух Старших. Они не только несли в полном смысле слова обязанности заурядных сестёр милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях. Это много комментировалось в обществе и ставилось в вину Императрице. Я же нахожу, что при кристальной чистоте Царских Дочерей это, безусловно, не могло дурно повлиять на них, и было последовательным шагом Императрицы как воспитательницы».

Императрица и ее старшие дочери окончили курсы ухода за ранеными и помогали в госпитале на операциях и перевязках. «Сегодня утром мы присутствовали на нашей первой большой ампутации», «Ухаживать за ранеными - мое утешение».

Под ее покровительством были госпитали и лазареты. Главный врач хирург Вера Гедройц, скептически настроенная по отношению к Царской семье, признавала: «Мне часто приходилось…при всех осмотрах отмечать серьезное, вдумчивое отношение всех Трех к делу милосердия. Оно было именно глубокое. Они не играли в сестер, а именно были ими в лучшем значении этого слова».

Сохранились свидетельства милосердия, самопожертвования и любви Императрицы к ближним и дальним: «Императрица поместила во Дворце свою фрейлину Софию Орбелиани после того, как она серьезно заболела, и в течение 9 лет ухаживала за ней вместе с дочерьми и духовно утешала ее до самой кончины в 1915 г.»

Дружба.

Высоко ценила Императрица дружбу человеческую и, воспитывая детей, наполняла христианским смыслом отношение к ней как к святому чувству:

«Самое правильное понятие о дружбе - это, что она дает нам возможность служить, помогать, защищать другого. Момент, когда у нас появляется новый друг - это священный момент. Это еще одна жизнь, порученная нам, чтобы мы могли быть для нее благом, внести в нее красоту, быть ей убежищем и защитой.

Любовь к родине, России.

Письма Царственных Мучеников из ссылки и заточения - лучшее свидетельство того, что семья неизменно любила «предавшую их, несчастную, потрясенную Россию». Царица всею душою полюбила Россию и смогла вместе с венценосным супругом передать это святое духовное чувство детям, которые приняли эту любовь к ее традиционным духовным ценностям. «Дети Их Величеств были патриоты; они обожали Россию и все русское».

Про семейную жизнь императрица оставила немало важных строк, которые и сегодня будут актуальны парам, вступающим в брак. Искать спутника жизни с молитвой (очень хорошо бы именно к царственным мученикам), по склонности сердца, полагаясь на волю Божию и не унывая, если Господь не сразу дает просимое, — вот чего хотелось бы пожелать всем, кто мечтает создать крепкую семью, в которой царила бы любовь.

«Брак — это божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека, — читаем мы дневниковые записи государыни-мученицы Александры Феодоровны. — Это самая тесная и самая святая связь на земле… Без благословения Бога, без освящения Им брака все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно, жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни в любой момент могут быть разрушены».

«Еще один секрет счастья в семейной жизни — это внимание друг к другу, — здесь Александра Феодоровна пишет, несомненно, о собственном опыте. —Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий: от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб.

Еще один важный элемент в семейной жизни — это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затруднении, сомнении. Она захочет узнать, какое из его начинаний преуспело, а какое — нет, и быть в курсе всех его ежедневных дел. Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения. Вместо того чтобы сдержаться, произносится неумное, неосторожное слово — и вот между двумя сердцами, которые до этого были одним целым, появилась маленькая трещинка, она ширится и ширится до тех пор, пока они не оказываются навеки оторванными друг от друга. Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание? Неважно, чья это вина, не позволяйте ему ни на час оставаться между вами.

Удерживайтесь от ссоры. Не ложитесь спать, затаив в душе чувство гнева. В семейной жизни не должно быть места гордости. Никогда не нужно тешить свое чувство оскорбленной гордости и скрупулезно высчитывать, кто именно должен просить прощения. Истинно любящие такой казуистикой не занимаются. Они всегда готовы и уступить, и извиниться».

После прочтения записей этой удивительной, любящей супруги начинаешь понимать, что слов «Я тебя люблю» еще недостаточно для семейного счастья: нужна постоянная работа над собой, основанная прежде всего на христианском мировоззрении. Гармоничные, здоровые отношения между супругами могут послужить залогом нравственного воспитания детей.

Христианские принципы жизни царской четы становились принципами воспитания детей: «Любовь — это самое великое в мире. Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других... Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что было нам неприятно. Мы должны оказывать помощь не только когда нас об этом попросят, но сами искать случая помочь... Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас. Завтра может быть слишком поздно.

Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения... Всегда любить — это долг» (Александра Федоровна).

В продолжении..

 В Царской семье была атмосфера абсолютного доверия между родителями и детьми. О теплых, дружеских, полных доверия отношениях в Царской семье сохранились свидетельства современников:

«Вся семья жила в большой дружбе между собой и находила внутри себя любовь и твердость» 

Совместная жизнь и тесная дружба способствовала единению семьи не только в радости, но и в скорбях, когда в исповеднический период своей жизни святая Царская семья явила даже враждебно настроенным к ним людям образец христианской любви и единства перед смертельной опасностью.

«Находясь почти год под стражей, измотанная, в канун Рождества Александра Федоровна приготовила для своих тюремщиков елку, еду и, сидя под их охраной, подарила каждому по Евангелию с закладками, которые сама рисовала».

Царские дети выросли простыми, ласковыми, образованными людьми, не показывающими своего высокого положения в обращении с другими. Физически они были воспитаны на «английский манер»: спали в больших комнатах в походных кроватях, без подушек и едва покрытые, холодные ванны по утрам, умеренность и выдержка во всем. Царь Николай с детства был приучен к физической работе и приучал к ней с ранних лет и своих детей. Находясь в ссылке, царские дети с отцом сами заготавливали дрова на зиму, выращивали овощи на огороде, расчищали дорожки от снега и постоянно трудились, делая это с большим вдохновением и радостью.

Христианское отношение к жизни самой Царской Четы ставилось в основу воспитания детей. Приведем некоторые наставления Императрицы своим детям: «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием… Наполните любовью свои дни» .«Любовь - это самое великое в мире… все, что мы делаем, вся наша жизнь, чтобы были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить».

Во время своих многочисленных поездок Царская семья посещала храмы и монастыри, поклонялась чудотворным иконам и молилась у мощей святых, являлась подлинным образцом праведной и богоугодной семейной жизни.то паломничество к святым местам и угодникам Божиим свидетельствует о стремлении Царской семьи к духовной деланию, о смирении, о молитве, о желании преображения и благословения Божьего.

Очень важное воспоминание о духовном состоянии царской семьи оставил священник Афанасий Беляев, который исповедовал детей перед их отъездом в Тобольск: «Впечатление от исповеди получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего царя. Такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи – страстной и греховной – меня привели в изумление, и я решительно недоумевал: нужно ли напоминать мне как духовнику о грехах, может быть, им неведомых, и как расположить к раскаянию в известных мне грехах».

"Они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись. Они сделались идеальной силой. И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти".

(Воспитатель царевича Алексея - Пьер Жильяр)

Заключение

В царской семье было очень хорошее воспитание, которое позволило детям привить черты характера, которыми могут похвастаться в наше время далеко не в каждой семье. Через реальные дела прививались следующие нравственные качества:

-честность (каждый день дети перед сном рассказывали отцу обо всем, что происходило за день, в том числе и о плохих деяниях);

-простота, кротость, скромность (отсутствие подарков, роскоши в обыденной жизни, передача одежды и игрушек по наследству);

-экономность (выдавались небольшие карманные деньги, которые можно было потратить только на самое нужное)

-самостоятельность (дети всегда сами развлекали себя, когда было скучно, самостоятельно делали домашние дела и обслуживали себя);

-трудолюбие (выращивали овощи на огороде, расчищали дорожки от снега, занимались рукоделием);

-милосердие, сострадание (девочки помогали в больнице во время войны, делали подарки для малоимущих, участвовали в благотворительности; Царевич часто сопровождал отца на фронте, видя реальную жизнь, страдания войны);

-образованность (обучались таким предметам, как чтение, чистописание, арифметика, закон Божий, русский, английский, французский, немецкий языки, естественные науки и грамматика.

Список литературы:

Альфред Мирек «Император Николай II и судьба православной России».

- Духовное просвещение, 2011.- 408с.;

Венценосная семья. - М.: Ковчег, 2006. - 140 с.: иллюстрации;

Генерал Михаил Константинович Дитерихс «Убийство Царской Семьи и Членов Дома Романовых на Урале». – ООО «Издательский дом «Вече», 2007;

Жильяр П. Император-«Николай II и Его Семья». - Вена: Русь, 1921;

Кравцова М.В. Воспитание детей на примере Святых Царственных мучеников / М.В. Кравцова. М.: Благо, 2003. – 288 с.;

Кравцова М. «Воспитание детей на примере святых царственных мучеников», М., 2003;

Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II. Т. I / С.С.

Ольденбург. Белград: Издание Общества Распространения Русской

Национальной и Патриотической Литературы, 1939. – 384 с.;

Соколов Николай Алексеевич (следователь по особо важным делам Омского окружного суда) «Убийство царской семьи».- «Слово», 1925 год;

Царские дети: Сб. / Сост.: Н.К. Бонецкая. М.: Сретенский монастырь, 2005. – 448 с.;

Интернет- ресурсы:

http://pokrov.volkovichi.ru/content/svyatye-carstvennye-strastoterpcy

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ольга_Николаевна_(великая_княжна)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Татьяна_Николаевна_(великая_княжна)

http://tsarevich.cerkov.ru/carevich/

https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/39166.php

http://rearchildren.ru/stati/vospitanie-carskih-detej/

http://www.pravoslavie.ru/107061.html

https://happy-school.ru/ publ/mudrye _slova/dnevnikovye_ zapisi_i_izrechenija_ caricy_ aleksandry_chast_2_ja/108-1-0-6045

(дневниковые записи и изречения царицы Александры)

http://www.proza.ru/2015/06/14/1446 (переписка императрицы с дочерью Ольгой)

http://www.pravoslavie.ru/99556.html

http://www.pravoslavie.ru/95392.html

http://www.rosimperija.info/post/1927

https://azbyka.ru/fiction/sad-serdtsa-dukhovnyj-dnevnik

Просмотров работы: 74