Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд — словно высший суд
Для ребят, что сейчас растут,
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.
Евгений Агранович
(Песня из кинофильма «Офицеры»)
Каждый год мы отмечаем День Победе в Великой Отечественной войне. В средствах массовой информации этому празднику каждый год посвящено много репортажей, публикаций, телевизионных передач, концертов.
В августе я с семьей побывал в музейном комплексе «Дорога памяти»
в г. Кубинка Московской области, где вместе с родителями нашел информацию о своих прадедушках, которые принимали участие в событиях тех лет.
Данное обстоятельство подогрело мой интерес к изучению истории военных лет. Начать я решил с исследования роли моей семьи в основных событиях Великой Отечественной войны, ее вклада в Великую Победу.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Подбирая и изучая материал по заинтересовавшей меня теме, мы с мамой неоднократно обсуждали ее актуальность и пришли к выводу, что тема работы «Великая Отечественная война и моя семья» является актуальной по нескольким причинам.
Во-первых, каждый человек должен знать историю своей страны, историю своей семьи. Ведь история, с одной стороны, учит нас не повторять ошибки, которые были допущены нашими предками, с другой стороны, дает нам примеры должного поведения, примеры подражания в тех или иных ситуациях.
Во-вторых, сегодня, к сожалению, стремительно утрачиваются семейные ценности, теряется связь поколений. А изучение семейной истории, на мой взгляд, дает уверенность, что эти ценности не будут безвозвратно потеряны, напротив, будут передаваться от одного поколения другому, став связующей нитью между ними.
В третьих, в современном мире люди в целом мало общаются между собой, живое общение заменил интернет, немного общаются даже родственники. Изучение родословной будет способствовать более близкому общению членов семьи, ведь помощниками в моем исследовании будут родители, бабушки и дедушка. Подобные темы для общения сплачивают семью.
ГИПОТЕЗА:память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек на земле будет знать и помнить о войне, о вкладе его семьи в Великую Победу и передавать это знание своим детям и внукам.
ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Сохранить историческую память о героическом прошлом наших близких.
2. Получить опыт исследовательской работы.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Получить новые знания о Великой Отечественной войне в целом.
2. Найти и изучить фотографии моих родственников периода военных лет.
3. Изучить документы, хранящиеся в домашнем архиве.
4. Собрать материал о прадедушках по рассказам родственников.
5. Посетить музеи, в экспозициях которых есть информация о прадедушках.
6. Обобщить полученный материал и визуализировать его.
7. Изучить основы исследовательской деятельности.
ПЛАН РАБОТЫ:
1. Изучение основных событий Великой Отечественной войны.
2. Изучение фотографий и документов, хранящихся в семейном архиве.
3. Работа с источниками, поиск сведений в архивах, в интернет-ресурсах.
4. Посещение музея в школе № 16 г. Смоленска, музейного комплекса «Дорога памяти» в г. Кубинка Московской области.
5. Систематизация полученного материала, оформление исследования.
1. Основные события Великой Отечественной войны
22 июня 1941 года в 4 часа утра германская армия всей мощью обрушилась на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война – война советского народа с фашистскими оккупантами, продолжавшаяся 1418 дней и ночей.
За четыре года, прошедших между началом войны и подписанием акта о безоговорочной капитуляции нацистской Германии, было проведено огромное количество сражений. Каждое из них, безусловно, имело значение, но некоторые битвы навечно вошли в мировую военную историю как сражения, определившие исход Великой Отечественной войны.
Историки выделяют следующие основные сражения Великой Отечественной войны:
Московская битва (1941 - 1942 гг.);
Сталинградская битва (1942 - 1943 гг.);
Курская битва (1943 г.);
Белорусская операция (1944 г.);
Берлинская операция (1945 г.).
Отдельное место в летописи военных лет занимает блокада Ленинграда.
Не обошла стороной война и нашу семью. Мои прадедушки и по линии отца, и по линии матери принимали участие в боевых действиях. И, что особенно показалось мне интересным и важным, оба моих прадедушки были, так сказать, в самой гуще событий Великой Отечественной войны, внесли свою лепту в исход сражений, которые в первую очередь вспоминаются, как решающие, знаковые, переломные битвы того времени.
2. Роль представителей моей семьи в основных событиях Великой Отечественной войны
2.1. Мой прадедушка Лилин Анатолий Васильевич
Лилин Анатолий Васильевич, или прадедушка Толя (так называют его в нашей семье) родился 18 сентября 1922 года в городе Южа Ивановской области. В семье было девять детей, прадедушка был старшим из них. «В школе выделялся не только ростом, но и сообразительностью.»1
С ранних лет прадедушка начал трудиться, чтобы помочь родителям прокормить семью. При этом, как все мальчишки тех лет, мечтал стать летчиком и быть похожим на Валерия Чкалова. Поэтому после окончания школы, когда встал вопрос, куда пойти учиться дальше, ответ был давно готов. Конечно, летать и покорять небо! В 1939 году прадедушка поступил в Ленинградский авиационный институт.
Казалось, сбылась заветная мечта, но через полтора месяца он был мобилизован в армию и попал в город Краснодар, где служил красноармейцем артиллерийского полка.
Как вспоминал прадедушка в беседе с моим отцом, он был совершенно счастлив, когда в августе 1940 года из Краснодара его направили в Грозненскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров. Данную школу прадедушка окончил в числе лучших курсантов и был направлен в 58 Краснознаменный бомбардировочный полк, который базировался в городе Старая Русса под Ленинградом.
«День начала войны пришёлся на воскресенье. Мы были на стрельбище, которое находилось примерно километрах в двух-трёх от аэродрома. И вот, в разгар занятий смотрим: над аэродромом кружится наш самолёт. Удивляемся, что такое? Оказалось, он нас оповещал: сбор. Мы со стрельбища бегом в часть. Аккурат попали к двенадцати часам, то есть к выступлению Молотова. После этого и началась подготовка к боевым действиям», - так вспоминал прадедушка начало войны.
«За 1941-й год каждый из нас сделал не более десяти-пятнадцати вылетов. Но обстановка в воздухе была настолько напряжённой, что и после стольких вылетов к концу года в полку осталось буквально несколько самолётов. Мы их передали в соседний полк, а сами, согласно приказу, поехали в Энгельс. Там за месяц переучились на самолёты Пе-2», – рассказывал прадедушка отцу.
После переучивания 8 мая 1942 года он прибыл в полк старшим сержантом летной службы и был включен в экипаж Пе-2 в качестве штурмана.
«Аккуратность во всем, безукоризненная выправка, серьезность в работе с навигационным оборудованием и вооружением, все это выделяло его среди сверстников. Его поступки, действия четки, просты и искренни. Никогда не бахвалился сам, не любил этой черты характера и у других», - так о прадедушке вспоминал в своей книге сослуживец Н.Я. Рыбалко.2
Лилин Анатолий Васильевич, 1942 г.
С мая 1942 года по январь 1944 года в составе экипажа Пе-2 прадедушка совершал многочисленные вылеты с разными боевыми задачами, в том числе уничтожение зенитных батарей, танков, автомашин, боевых и транспортных самолетов противника, срыв автомобильных перевозок, уничтожение переправ и складов с боеприпасами. Решение каждой такой задачи было вкладом в достижение одной общей большой цели на Ленинградском направлении – снятие блокады Ленинграда.
Аэродром Смердовицы, лето 1943 г.
Штурман А.В. Лилин (слева)
14 января 1944 года началась операция по освобождению Ленинградской области.
«Вообще в начале 1944-го нелегко пришлось. Весь январь, особенно первую его половину, погода была очень сложная для полетов. Летали по два-три, максимум пять самолетов на выполнение той или иной задачи. Малейшее улучшение погоды старались использовать для нанесения удара по противнику» - так писал прадедушка в своих воспоминаниях.
Несмотря на погодные условия, вплоть до 27 января 1944 года прадедушка и другие летчики выполняли боевые задачи по разрушению обороны немцев в районе Красное Село и Ропша, бомбили врага в окрестностях городов Пушкин и Гатчина, уничтожали артиллерийско-минометные позиции на подступах к Ленинграду.
Благодаря слаженным действиям Красной армии, фронт все больше отдалялся от Ленинграда. 20 января 1944 года были освобождены Ропша и Красное Село, 24 января был взят Пушкин, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята.
Мой папа, разговаривая с прадедушкой о войне, часто спрашивал, доводилось ли ему прыгать с самолета, чтобы не погибнуть. В ответ на это прадедушка всегда рассказывал одну и ту же историю: «В марте 1944-го, выполняя задачу по разведке авиации противника на аэродромах Тапа, Тарту, наш Пе-2 был атакован немцами. Несмотря на то, что в этой битве нам удалось подбить два вражеских самолета, наш самолет-разведчик Пе-2 тоже был подбит, и нам пришлось прыгать с горящего самолета в районе города Новгород. Лишь через четверо суток нам удалось вернуться в расположение полка.»
А.В. Лилин (крайний справа) с сослуживцами, 1944 г.
В 1944 году Красная армия освободила Белоруссию, Прибалтику и вступила на территорию Восточной Пруссии. Прадедушка со своим экипажем также участвовал в этих военных событиях.
В течение 1944 года полк, в котором служил прадедушка, перебрасывали с одного аэродрома на другой в зависимости от тех задач, которые выполняли бомбардировщики.
До окончания войны последним местом дислокации 58 Краснознаменного бомбардировочного полка был аэродром Пряны под Каунасом. Именно с него совершались вылеты в Восточную Пруссию.
8 мая 1945 года прадедушка совершил два вылета в район окруженной группировки немецких войск у города Данцига.
«9 мая 1945-го наш полк встретил в ожидании вылета под Данциг для уничтожения оставшихся группировок противника. О Победе нам сообщили около полуночи», - вспоминал прадедушке в разговоре с моим отцом.
Авиаторы второй эскадрильи 58 Краснознаменного бомбардировочного
полка после объявления о Победе, май 1945 г.
Прадедушка совершил 198 боевых вылетов, 6 раз падал с подбитыми самолетами, седьмой раз прыгал с горящего Пе-2. Войну он закончил старшим лейтенантом.
Был награжден:
- тремя орденами Красного Знамени;
- орденом Красной Звезды;
- орденом Богдана Хмельницкого;
- орденом Александра Невского;
- орденами Отечественной войны I и II степени;
- медалью «За отвагу»;
- медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Наградные листы на Лилина А.В.
Был представлен к званию Героя Советского Союза, но представление потерялось, а прадедушка не счел возможным напоминать о себе и своих заслугах, считал, что вместо звания Героя Советского Союза ему дали третий орден Красного Знамени.
«Вспоминается ли мне война? Войну вспоминать неприятно из-за смертей, которые окружали нас тогда. Но воспоминания о ней мне дороги, ведь это моя молодость…», - так отвечал прадедушка Толя на вопрос «Как часто он вспоминает о войне?».
Прадедушка всегда с удовольствием ходил на парады, встречи ветеранов, ради которых практически каждый год в день снятия блокады ездил в Ленинград.
2.2. Мой прадедушка Семейченков Дмитрий Ефимович
Семейченков Дмитрий Ефимович (прадедушка Митя) родился 22 ноября 1922 года в деревне Большая Каменка Демидовского района Смоленской области. Прадедушка был младшим в семье. Когда ему было 6 года, умерли его родители, и прадедушку воспитывал брат, который был старше него чуть более чем на двадцать лет.
Прадедушка Митя окончил 4 класса школы. Семья жила тяжело, у старшего брата тоже были дети, поэтому учиться дальше возможности у прадедушки не было. После школы он работал в колхозе, помогал старшему брату поднимать большую семью.
Когда началась Великая Отечественная война, прадедушке было 18 лет. Его и таких же молодых ребят отправили через оккупированную территорию в город Гагарин Смоленской области. От Демидова до Гагарина около 300 километров. Прадедушка в беседе с мамой вспоминал, что шли они по ночам, а днем прятались в полях. В лесах прятаться было нельзя, их постоянно прочесывали немцы. В Гагарине из прибывших формировали батальоны и направляли на фронт.
Сначала прадедушка воевал под Москвой, участвовал в Московской битве. Затем был переброшен на Южный фронт. Практически всю войну выполнял важную роль – был связистом. Особенно отличился в Сталинградской битве, наладив связь во время решающего наступления советских войск. За это был награжден орденом Красной Звезды.
Также прадедушка принимал участие в битве на «Курской дуге», в Белорусской операции, взятии Варшавы.
В конце войны был переведен в минометное подразделение на «Катюши».
Не дошел до Берлина всего лишь 20 километров, так как был ранен и отправлен в госпиталь.
Прадедушка в звании рядового красноармейца пешком прошел всю войну от Москвы до Берлина, принимал участие во всех знаковых сражениях Великой Отечественной войны. Был дважды ранен, во время одного из ранений контужен.
Семейченков Дмитрий Ефимович, 1945 г.
Приказами Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза Сталина прадедушке неоднократно объявлялись благодарности.
Благодарности Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза Сталина
Был награжден:
- орденом Красного Знамени;
- орденом Красного Звезды;
- орденом Отечественной войны II степени;
- медалью «За отвагу»;
- медалью «За освобождение Варшавы»;
- медалью «За взятие Берлина»;
- медалью «За взятие Кенигсберга»;
- медалью «За оборону Москвы»;
- медалью «За оборону Кавказа»;
- медалью «За оборону Сталинграда»;
- медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Дедушка и мама рассказывали, что прадедушка Митя любил вспоминать о прошедших событиях, но, будучи человеком очень веселым и жизнерадостным, вспоминал всегда какие-то смешные и курьезные истории из своей военной жизни. Мама помнит, что даже спросила у него один раз: «Неужели вам было всегда так весело?» На что прадедушка единственный раз серьезно ответил, что было очень страшно, не всегда тепло и редко сыто, что больше всего он мечтает о том, чтобы войны в мире никогда больше не было, но, поскольку унывать и грустить он не умеет, то про войну он вспоминает хорошее: как дружили, любили, смеялись, радовались каждой победе, радовались, что живы.
Прадедушка с удовольствием ходил на встречи ветеранов, общался с однополчанами, а вот на параде не был ни разу. Сколько не приглашали, отказывался, очень стеснялся.
Заключение
В ходе исследования мною была изучена литература по теме «Великая Отечественная война», я узнал об основных военных сражениях, посетил музей в школе № 16 г. Смоленска и музейный комплекс «Дорога памяти» в г. Кубинка Московской области, ознакомился с документами, хранящимися в домашнем архиве, просмотрел фотографии тех лет.
Изучив материал о жизни и боевых заслугах моих прадедушек во время Великой Отечественной войны, я глубоко убежден, что они, рискуя своими жизнями, как и миллионы других граждан нашей страны внесли весомый вклад в Великую Победу – победу русского народа над фашистской Германией.
Доказывая выдвинутую в настоящей проектной работе гипотезу, я пришел к выводу, что сам факт того, что я выбрал данную тему для исследования, полностью подтверждает ее состоятельность. Ведь, собирая материал для исследования, я общался и обсуждал тему войны с родственниками, посещая музеи, дискутировал с работниками музеев. Получается, что в процессе моего исследования большое количество людей делилось своими знаниями и впечатлениями о военных событиях, а, значит, ЛЮДИ ПОМНЯТ!
Я горжусь своими прадедушками, каждый из которых, как поется в песне, которая всегда и везде звучит 9 мая, приближал День Победы, как мог. Я точно знаю, что день Великой Победы в нашей семье навсегда останется одним из самых любимых праздников, когда мы собираемся все вместе, смотрим парад по телевизору, участвуем в шествии «Бессмертного полка», а вечером за ужином вспоминаем наших героев.
Литература и иные источники
1. Н.Я. Рыбалко «Староруссцы». Киев, «Зовнiшторгвидав Украiни», 1994
2. В. Анисимов «Штурман пикирующего бомбардировщика». Гатчина, 2006
3. З. Давыдова «1418 Дней и ночей». Санкт-Петербург, 2005
4. https://primgazeta.ru/news/5-the-major-battles-of-the-great-patriotic-15-04-01
5. https://ria.ru/20110908/431315949.html
6. https://foto.pamyat-naroda.ru/
7.https://pamyat-naroda.su/awards/1561228801
8. https://iremember.ru/memoirs/letchiki-bombardirov/lilin-anatoliy-vasilevich/
9. https://www.pobediteli.ru/
10. Материалы семейного архива:
- автобиография Лилина Анатолия Васильевича;
- награды и наградные документы;
- фотографии.
1 Н.Я. Рыбалко «Староруссцы». Киев, «Зовнiшторгвидав Украiни», 1994
2Н.Я. Рыбалко «Староруссцы». Киев, «Зовнiшторгвидав Украiни», 1994