Петр I – великий реформатор в истории России

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Петр I – великий реформатор в истории России

Кочнева М.И. 1Сокол П.Д. 1
1МБОУ «СОШ № 2» г. Шумерля Чувашской Республики
Сивохина М.В. 1Гладкова О.Е. 1
1МБОУ «СОШ № 2» г. Шумерля Чувашской Республики
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В истории России было много разнообразных личностей: жестокие палачи, талантливые полководцы, тираны, реформаторы. Петровская эпоха - поистине один из важнейших периодов отечественной истории, дающих возможность найти ключ ко многим вопросам прошлого России. Каждый придерживается своего мнения насчет царя: некоторые считают его великим реформатором, положившим начало развитию Российского государства, другие же – плохого царя, заставившего Русь уподобиться Западным обычаям.

Петр I - одна из тех узловых исторических фигур, на которой сходится прошлое и будущее. Общественная жизнь царя-реформатора оставила неизгладимый след в судьбе России.

Цель нашего исследования: изучить значения реформ Петра I и их последствия.

Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить исторические материалы по теме и новые формы информационных технологий для приобретения опыта и применения их на практике.

2. Проанализировать многогранность личности Петра I в различных сферах деятельности.

3. Создать мультимедийные материалы (тест в Googleформе, кроссворд, викторину)для использования их на практике.

Методы исследования: изучение и обобщение, теоретический анализ источников, сравнение.

Новизна темы исследовательской работы заключается в практическом применении ИКТ школьниками на уроках истории.

Основная часть. Исторические условия и предпосылки Петровских реформ.

В конце XVII в когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям – ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Россия не имела и военного флота, который охранял бы ее рубежи. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые мануфактуры, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля.

XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историей народа, «требовались народом». Обновление России нельзя было предоставлять в виде постепенной работы. Изменения коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа путем преобразования и принятия: церковной реформы, военной, гражданской, реформы о положении сословий, крестьянской реформы, финансовой, а также реформы в образовании.

Церковная реформа. Можно утверждать, что церковная реформа началась сразу после смерти патриарха Адриана, поскольку Петр запретил избирать ему преемника, а выполнять функции патриарха он поручил одному из митрополитов. В 1721 году патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан «Святейший правительствующий Синод», который был подчинен Сенату. Это означало, что вся полнота власти переходила в состав чиновьиче-бюрократического аппарата абсолютического государства, во главе которого находился Петр I. Вместе с уничтожением автономности церкви, Петр использовал ее в своих целях и проведения с помощью институтов церкви полицейской политики. Поданные, под страхом крупных штрафов были обязаны ходить в церковь и исповедовать свои грехи. Священники, в свою очередь, должны были доносить услышанное властям, что противоречило первой «заповеди» священника о соблюдении тайны исповеди. В этом грехе было виновато не священство, а власти, во главе с Петром, вынуждавшие их это совершать. Отмена патриарха и последующее ослабление участия церкви в жизни страны привело, в конце концов, к крушению русской православной монархии.

Военная реформа.

- Создается регулярная армия;

- Ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско;

- Основу армии составляют регулярные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием;

- Было произведено соединение холодного и огнестрельного оружия – к ружью был примкнут штык, что усилило огневую и ударную мощь войска;

-Были созданы Балтийский и Донской военно-морские флоты.

Одной из положительных сторон этой реформы является «поднятие» и рост металлургической отрасли, которая была жизненно необходима для производства оружия. Вместе с тем, мягко говоря, настораживает тот факт, что «реформатор» не погнушался переплавления церковных куполов в пушки. Это характеризует его не только как человека сугубо страстного, но и как человека, для которого главным было достижения цели, несмотря ни на какие препятствия, даже и на хоть какие-то моральные ценности. В этом плане его можно отнести к такому типу людей, которые способны «шагать по трупам», лишь бы исполнить свое желание, цель… Недостатком явилось то, что Петровские реформы загоняли русскую армию в западные формы, не принимая во внимание их приемлемость для русских. Ведь, поскольку опыт создания армии перенимался от возможных военных оппонентов, например, Швеции, а армия необходима для защиты от таковых. Та же Швеция, воспользовавшись знанием недочетов в нашей обороне, могла одержать значительные победы над нами.

Гражданская реформа. Гражданская реформа заключалась в создании совершенно новой системы управления страной. Вместо Думы был устроен «Сенат»; вместо приказов – «Коллегии»; страна была разделена на 8 «Губерний». Все стало похожим на западный строй.

Реформа о положении сословий. Петр определил статус сословий. Между дворянством и боярством были трения, в результате которых оба класса получили и вотчины и поместья. Петр стремился сделать всех государственными служащими и для этого изменил порядок наследования. Он издал указ о единонаследии, то есть теперь наследовать землю мог только один сын (вместе с тем ограничивалось право продажи недвижимости и т.п.) и не получившим наследство ничего не оставалось, кроме как идти на государственную службу. Правда, в дальнейшем от единонаследия отказались уже в 30-ые годы. В 1722 году был выпущен табель о рангах, который определял порядок службы и вообще фактически иерархию общества в целом. В соответствии с таблицей, прилагаемой к табелю, было 12 рангов:  - от поручика – до генерал фельдмаршала (в армии); - от коллежского регистратора до канцлера (на гражданской службе);  - были свои чины и для придворных. Но значимость этого документа не только в этом, табель позволял людям из низших сословий выслужить дворянство (например, на военной службе, дослужившись даже до низшего чина офицера человек автоматически получал личное дворянство, правда, без земли, а дослужившись до 6 чина – потомственное, но также без наделения землей). В этот период разница между дворянством и боярством исчезает полностью, а в других сословиях изменения менее значительны. Духовенство становится частью государственного аппарата, становится подчиненным и подконтрольным его интересам. Петр I создает Великий Синод. Городское сословие тоже изменилось, но оно не было единым, а разделялось на гильдии. Были созданы ратуши и др. органы местного самоуправления. Большая часть крестьян стала зависимыми от дворян, а свободные теперь назывались государственными крестьянами, существовали и дворцовые крестьяне. С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему немало способствовала реформа Петра I от подушной подати, которая также не разграничивала их.

Крестьянская реформа. Крестьянская реформа привела к полному закрепощению русских крестьян. Сделал это Петр для удобства управления страной: вместо того, чтобы иметь дело с миллионами граждан, ему приходилось иметь дело с ограниченным числом помещиков, получивших полную власть над крестьянами. С ослаблением влияния церкви, обращение с крестьянами ухудшилось, и вскоре начались частые крестьянские восстания.

Финансовая реформа. Эта реформа была нужна для увеличения сборов на военные нужды и для того, чтобы заставить русских людей поскорее воспринимать западные обычаи. При Петре было введено множество налогов: на бани (на Западе в то время вообще не мылись), бороды (на Западе брились), мельницы, погреба, пчел, раскольников, извозчиков и пр. Сбор налогов велся строго, и казна при Петре постоянно пополнялась.

Реформа в образовании. Целью образования стало давать учащимся как можно больше научных и военных знаний, т.е. образование отходит от традиционной русской духовности, и начинается увеличение материалистичным гуманизмом. Все высшие школы устраивались на западный лад. При Петре также был введен новый, упрощенный гражданский шрифт для печатанья всех книг, кроме церковных. Это еще больше ускорило модное на Западе «отделение церкви от государства».

Значения реформ Петра и их последствия.

Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Вот что писал о значении реформ Петра современник Пушкина историк М. Н. Погодин в 1841 году, т.е. почти полтора столетия после великих реформ первой четверти XVIII века: «В руках (Петра) концы всех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, везде встречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длинную тень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая в настоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой, кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы в будущее».[4] Созданное в России Петром пережило и поколение Погодина, и следующие поколения. Например, последний рекрутский набор состоялся в 1874 году, спустя 170 лет после первого (1705).Сенат просуществовал с 1711 по декабрь 1917 г т.Е. 206 лет; синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г т. е. в течение 197 лет, система подушной подати была отменена лишь в 1887 г т. Е. 163 года спустя после ее введения в 1724 г.

Некоторые принципы политического сознания, выработанные или окончательно закрепленные при Петре, живучи до сих пор.

Изначально исследователи спорили о том, нужны или не нужны были реформы. Одним из наиболее спорных является вопрос об альтернативах петровским преобразованиям - возможен ли был иной, эволюционный путь реформ?

Мы обратились к мнению историка В.Д. Назарова, который 1 считает, что серьезной альтернативы модернизаторскому курсу в России не было: не будь Петра, Россия все равно осуществила бы реформаторские тенденции, олицетворяемые, в частности, царевной Софьей и ее фаворитом В.В. Голициным. Петр же до некоторой степени сорвал ситуацию, сменив плавный, западного типа, темп преобразований на бешеную гонку на пределе возможностей[3] . Известно, что Петр фактически осуществил индустриализацию страны. В крайне сжатые сроки была создана тяжелая промышленность, дававшая армии пушки, ядра, якоря. Десятки вновь созданных мануфактур обеспечивали полки сукном, обувью, порохом — всем необходимым.

За свое царствование Петр необыкновенно далеко продвинулся к созданию полицейского государства в России. Некоторые его меры были страшными. На руках всех рекрут стали делать наколки, чтобы не дать возможности укрыться от службы в армии. Все старообрядцы были обязаны носить на одеждах (на спине) красные ромбы— «козыри», по которым их сразу отличали в толпе. Женщинам из старообрядческих семей предписывалось носить позорную шапку с рогами. В стране была повсеместно введена система паспортов. Без паспорта человек не мог покинуть свой дом дальше, чем не 30 верст, а на 31-ой версте он уже считался беглым, подлежал насильственному возвращению домой и телесному наказанию. Из правовых норм прошлого было полностью изъято старинное юридическое понятие «вольный человек» как подданный, как субъект права. Так в допетровское время называли людей свободных от крепостной зависимости, от налогообложения и от государственной службы. Теперь, в петровское время, таких людей, попросту, не существовало: каждый был обязан либо служить, либо платить подушную подать, либо жить за владельцем-помещиком, всякое иное состояние рассматривалось как преступление.

Но посмотрим на ту цену, которую заплатило русское общество за эту, нужную стране, индустриализацию. Во-первых, была создана однобокая экономика: почти вся она работала только на нужды армии и флота и на вывоз из страны сырья: железа, чугуна, пеньки, селитры, леса. Все остальные предприятия, не работающие на армию и экспорт, не поддерживались государством, они влачили жалкое существование и конкурентоспособность их продукции была почти нулевой. Во-вторых, поддерживая предпринимателей, государство делало их своими рабами. Они не имели право изменять профиль производства, они не обладали и собственностью на построенные ими заводы. В любой момент, при нарушении договора с государством, их заводы конфисковали без всякой пощады. В-третьих, индустриализация привела к резкому изменению социальных отношений.

Практическая часть. Использование информационных технологий в изучении личности Петра

Мультимедийные технологии прочно вошли в нашу школьную жизнь. Изучение нового на уроках истории, невозможно представить без ИКТ технологий. Мультимедийное представление учебного материала помогает ученику осваивать исторические факты, события, документы, комментарии в интеграции. Работая над темой «Реформы Петра I», мы выделили преимущества использования мультимедийных средств обучения и представили мультимедийные продукты, которые позволят вызвать интерес у школьников при изучении истории нашего прошлого.

Мы создали интерактивный тест в Google форме (см. Приложение1). Отвечая на вопросы, теста ребята смогут сразу увидеть результат. Тест можно выполнять с любого носителя, имеющего выход в интернет. В тестепредставлены комментарии на некоторые вопросы, что позволит ребятам расширить свои знания.

Еще одним мультимедийным продуктом, созданным нами, стал интерактивный кроссворд «Реформы Петра I» (См. Приложение 2).

Применение мультимедийного оборудования на уроке помогает достигнуть глубокого усвоения исторического материала через образное восприятие, «погружая» ученика в изучаемую эпоху.

Заключение

Мы, люди XXI века, не можем в полной мере оценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди XIX века, воспринимали их острее, глубже.

Реформы Петра, его преобразования оказались долговечными не потому, что это был плод только одного насилия, по-видимому, многие начала петровских реформ лежали в основах русского общества, и он сумел их развить. И сейчас, когда люди вспоминают прошлое России, для них Петр остается непревзойденным образцом государственного деятеля, который жестокими, но правильными путями вел Россию в будущее.

Петр, несомненно, был человеком-легендой, вобравшим ее основные черты, и одновременно творцом эпохи новой, во многом определившим вехи дальнейшего пути страны. Это яркий исторический деятель.

Данная работа имеет практическую направленность. Материал, подготовленный по данной теме можно использовать на уроках истории и внеурочной деятельности.

Список использованной литературы

Анисимов Е.В. Петр Первый: рождение империи//История Отечества: люди, идеи, решения. –М 1991, 220с.

Буганов В.И. «Петр Великий и его время» Издательство Наука, 1989. - 232с.

Мухин О.Н. ПЕТР I: ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ [Электронный ресурс] //URL: http://ec-dejavu.ru/p/Peter_Great.html

Погодин М. П. [Электронный ресурс] Академик М. П. Погодин о значении деятельности Петра Великого и его реформах. //URL: https://uchebnikfree.com/russia-history/akademik-pogodin-znachenii-deyatelnosti-petra-33911.html (дата обращения: 28.10.2020).

П риложение 1.Тест в Google форме "Правление Петра I" Ссылка на тест

https://forms.gle/Ev8Q3mwNTeiiDs9a6

1.Какие реформы государственного управления были проведены в годы правления Петра I? Найдите в приведённом ниже списке две реформы и запишите цифры, под которыми они указаны. 

отмена местничества

создание коллегий

упразднение губерний

учреждение Сената

о тделение церкви от государства

2.На рисунке изображено светское мероприятие, появившееся в России. Определите время данного мероприятия.

во второй половине XVII в.

в первой четверти XVIII в.(Ассамблеи)

во второй половине XVIII в.

в первой четверти XIX в.

3. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) введения системы рекрутских наборов в первой половине XVIII в.?

Северная война

Ливонская война

Крымская война

учреждение Черноморского флота

4. Какие из перечисленных преобразований государственного аппарата произошли в годы правления Петра I? Найдите в приведённом ниже списке два преобразования.

учреждение министерств

созыв Государственной думы

упразднение приказов

учреждение Государственного совета

создание Сената

5. Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) Северной войны 1700-1721 гг.?

Великое посольство

Азовские походы

Люблинская уния

обязательства России по Священной Лиге

6 .Запишите слово, пропущенное в схеме

Полтава

Приложенпие2. Кроссворд «Реформы Петра I»

1 В.Д. Назаров - Владислав Дмитриевич Назаров. Ведущий научный сотрудник ИВИ РАН, специалист по истории России XIV–XVII веков.

Просмотров работы: 894