Введение.
«Ни один государственный вопрос не требует такого мудрого и благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть следует брать у подданных и какую часть оставлять им»
Шарль Луи Монтескье в своем сочинении «О духе законов» (1748 г.)
В истории российской деревни XX века нет таких периодов, которые были бы неактуальны или несущественны.
Первые послевоенные годы– один из наиболее тяжелых, сложных, противоречивых периодов в жизни многострадальной советской деревни. Правительство страны осуществляло восстановление народного хозяйства (прежде всего промышленности), в том числе за счет деревни, по сути, за счет ее ограбления.Мирная жизнь не принесла крестьянам реального улучшения положения. Большинство, как и в годы войны, жили не просто бедно, а нищенски, буквально выживали. И так в течение многих лет. Это не подвиг деревни, а ее трагедия.
А как выживали крестьяне Батмановского сельского совета в этот период времени?
Этому вопросу я и посвящаю свое исследование.
Тема работ «Повинности советских крестьян в 1950-60 годы"
Целью данной работы является изучение системы крестьянских повинностей в 1950 - 1960-х гг., количественных и качественных характеристик, методов привлечения к их исполнению на примере советских крестьян Батмановского сельского совета.
Обозначенная цель обусловила постановку следующих задач:
1)изучить доступные источники о повинностях советских крестьян в 50-60 годы 20 века и проанализировать их;
2) провести интервьюирование старожилов - жителей Батмановского сельского поселения;
3) систематизировать и обобщить собранный материал, изложить в исследовательской работе, создать экспозицию в школьном краеведческом музее;
4) представить работу перед учащимися школы и жителями села.
В ходе исследования использовала следующие методы и приемы:
1.Анализ литературы по теме исследования.
2.Интервьюирование старожилов - жителей Батмановского сельского поселения.
3.Работа с архивными материалами колхоза им.21 Партсъезда.
4.Работа с архивными материалами МУ Кинешемского городского архива.
5.Работа с материалами школьного краеведческого музея.
6.Работа с интернет- ресурсами.
Таким образом, источниками исследования стали разнообразные материалы, всестороннее изучение которых позволяет раскрыть данную тему.
Гипотеза: если изучать исторические процессы через судьбы конкретных людей, то более полно можно понять прошлое.
Объектом исследования являются жители (крестьяне-колхозники) Батмановского сельского совета.
Предметом исследования являются повинности советских крестьян 50-60-х годов XX века.
Актуальность работы заключается в значимости изучения прошлого России не только через специальную литературу, но и через непосредственное общение с людьми, хранящих память о тех событиях и желающих оставить в истории достоверные факты.
Практическая значимость заключается в том, что я смогла больше узнать о тяжелой жизни моих односельчан . Исследование по теме передано в школьный музей, школьную библиотеку.
Новизна работы заключается в том, что изучение повинностей крестьян осуществляется не только с помощью учебных пособий и литературы, но и также живой беседы с участниками этих событий, работа с архивными данными, наличием фотоснимков и исторических документов.
Временные рамки 50-60е годы выбраны потому, что военный и послевоенный периоды наглядно продемонстрировали те принципы аграрной политики, которые были характерны для общей линии, проводимой советским государством в отношении деревни.
Использовала литературу:
1.Бензин М. Димони Т.М. Изюмова Л.В. и др.«Повинности Российскогокрестьянства в 1930-1960-Х годах»
Книга посвящена исследованию повинностей российских колхозников в 1930-1960-х гг. В ней рассмотрены отработочная, натурально-продуктовая и денежная повинности крестьянства.
2.Монография И.В. Караваевой и И.В. Архипкина «Налоговая политика России в ХХ в».
В монографии дается характеристика основных видов налогов, пошлин и других налоговых платежей в различные периоды развития российской экономики. Мероприятия в налоговой сфере рассматриваются во взаимосвязи с изменениями государственного устройства, форм собственности и систем управления.
Основная часть
В истории человечества не было более произвольного, жесткого и тяжкого бремени, чем то, которое легло на советское крестьянство в 50 - 60 гг. XX века. Восстановление страны требовала огромных денежных накоплений, которые могло дать сельское хозяйство.
Советское крестьянство фактически жило в условиях государственного феодализма, отдавая оброк — госпоставки (отменены лишь в 1958 году), отрабатывая барщину (регулируемый минимум отработки), который исчез лишь к концу 60-х годов, и выплачивая денежные налоги.1
Почему в деревне — истинной кормилице государства российского — царили нищета и бесхозяйственность? Почему крестьянин-хлебороб, кормящий страну, сам остается без хлеба и молока?
В данном исследовании буду искать ответ на данный вопрос.
Во-первых я выяснила из источников Интернета, что такое повинности (подати)?
«Повинность-это обязанность, которую должны исполнять граждане для удовлетворения государственных или местных общественных нужд.» (Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков)
Русский финансист Ф. Б. Мильгаузен писал: «Податями и налогами в тесном смысле слова называются те пожертвования, которые подданные дают государству»2
Поборы с сельского населения имели широкие пределы и зависели от идеологической составляющей.
Остановлюсь на общей характеристике системы крестьянских повинностей тех лет.
Система сверх-эксплуатации советского крестьянства условно делилась на три части:
— отработочная повинность;
— натурально-продуктовая повинность;
— денежная повинность.3
Отработки «РАБОТА ЗА ПАЛОЧКИ»
Каждый советский крестьянин был обязан отработать определенный минимум «трудодней» как в колхозе, так и на общественных работах. В трудовую повинность также включались вполне себе средневековые «обязательства» по гужевым, строительным отработкам, работе на лесоповале, ремонте дорог и так далее. (Приложение 1)
В Советском Союзе до 2-й половины шестидесятых годов прошлого столетия колхозники не получали зарплату. Для работы в колхозе была введена система оплаты труда – трудодни. Она подразумевала не денежную оплату труда, а расчет с крестьянами продуктами: зерно, хлеб, картофель. (Приложение 2)
Система трудодней прижилась почти на 36 лет, ее отменили только в 1966 году.
Тяжелое материальное положение колхозов в 50-х гг. XX в. приводило к тому, что распределять по трудодням было нечего и колхозникам зачастую приходилось работать бесплатно.4
Что же это была за система такая и почему от нее со временем отказались?
«С горечью мама вспоминала прожитые годы, радости было немного. 30 с лишним лет тяжелого труда бесплатно, за трудодни. По словам моей мамы, Марии Александровны, они просто задыхались от трудностей, от невыносимых условий. В колхозе работали с раннего утра до темноты. Летом посадки, уход, сенокос, осенью-уборка. Зимой возили навоз с частных дворов на поля на санях. Лошади были заморенные, часто приходилось женщинам самим помогать сани сдвинуть с места. Родители работали без выходных, об отпуске даже речи не было, о них даже не знали -не положено.»5
Нормы были установлены для каждого крестьянина.
Система начисления «палочек» за трудодни в колхозе была запутанной, трудно контролируемой. Один рабочий день не был равен «трудодню», важно было собрать определенное количество килограмм зерна, заготовить определенное количество дров и т.п.6 (Приложение 3)
Чтобы хоть как-то содержать семьи и не умирать от голода, крестьяне брали на работу детей. Дети помогали в поле, отрабатывая по возможности часть своей нормы, остальное за них выполняли родители.
"Мне было меньше пятнадцати, а я ходила полоть траву, вязать снопы. Знаешь, как работали? От зари до зари! Рано утром все были уже в поле - и ребятишки, и взрослые. Кто пашет, кто силос закладывает - у всех работа была. Хорошо работали, не то, что сейчас (тяжело вздыхает). Уставали, правда, сильно!.»7
В «Книге расчетов с членами колхоза «Ударник» бригады №2 с.Батманы за 1948гзаписано, что количество, выработанных трудодней разный, как у женщин, так и у мужчин. Например: Рыбин Дмитрий Федорович выработал 710 трудодней, а Смирнов А.Ф.-375. Смирнова З.Ф.-595, а Субботина С.И.-155 трудодней.8(Приложение 4)
Это зависело от определенного вида работы, которую выполнял колхозник, каждая имела определенную оплату. Кроме того, могла быть прибавка к трудодням за хорошую работу, и вычет за плохую работу.
Если колхозник не вырабатывал положенные по норме количество трудодней, то по решению правления колхоза ему начислялся штраф, в размере 50% к выработанным трудодням.9По числу трудодней каждому выдавалась его доля урожая.
«При хорошем урожае давали зерна побольше, а если нет — на трудодень 200–300 граммов. Вот и считайте: заработал 320 трудодней — получил 96 кг зерна. Да ведь надо заплатить еще налог и страховку.»10
В годы неурожая, весь колхозный урожай забирало государство и колхозникам не оставалось ничего. Поэтому они окрестили этот порядок «работой за палочки».
Окончательно такая система принудительных отработок исчезла лишь в 1969 году, когда колхозникам была гарантирована зарплата не реже 1 раза в месяц.
Натуральный оброк
Из такого положения крестьяне-колхозники выходили, работая на небольшом личном подсобном хозяйстве, доходы с которого также облагались сельскохозяйственным налогом.
В колхозную эпоху приусадебные крестьянские хозяйства являлись практически основным источником продуктов для деревенской семьи. Поэтому представляется интересным рассмотреть, как проявлялись взаимоотношения между государством и крестьянством в области производства и распределения продукции личных хозяйств.
Самым «древним» в СССР был сельскохозяйственный налог, введенный еще в 1923 году. Декретом ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. "Об едином натуральном налоге на продукты сельского хозяйства на 1922/23 гг." вводится единый натуральный налог вместо прежних отдельных натуральных налогов..11(Приложение 5)
Советские колхозники получили «обязательства» по государственным поставкам. Как правило, это был перечень видов сельскохозяйственной продукции, которые производили личные подворья крестьян: картофель, молоко, шерсть, яйца.
Уровень оброка в СССР в ходе его истории неуклонно повышался.
«Да такой натуральный налог в сельской местности был. Помню, как мой дед резал теленка или козу и часть мяса надо было сдать государству по установленной норме, себе могло и не остаться, а с бабушкой мы носили собранные в курятнике яйца в сельский магазин, оттуда их отправляли в район на яйцесклад, где сортировали и отправляли в город, надо было кормить горожан.»12
«Тяжело мы жили. Скотину держали, чтобы налоги заплатить. А еще молоко сдавали, носили на приемный пункт в д.Вахутки, помню в четвертях носили (это стеклянная бутыль), она у меня до сих пор сохранилась. Молока нужно было сдать за год 300 литров, старались выносить летом, когда корова побольше доит. Жирность должна быть больше 3,7% жирности. А откуда жирность будет такой? 2,8 или еще меньше. Так вот из-за низкой жирности нужно было сдать 500 литров молока. А с приемного пункта в этих четвертях домой приносили обрат, скотине давали.»13(Приложение 6)
Исключений при уплате налогов часто не делали ни для кого. Между тем неполных семей, сиротских было немало. С них требовали то же самое, что и со всех остальных. А выжить им было трудно, хотя мир не без добрых людей.
«Ой, худо мы жили. В семье нас было семеро детей-сирот, мама умерла очень рано, а папу репрессировали. Огород ведь у нас еще был, картошку мы там садили. Да малы были, ничего не понимали — чего уж, семь круглых сирот. Садить-то садили, а на следующий день копали — есть-то надо, хочется ведь. Налоги с нас, как и со всех других брали. А чем мы заплатим? За налог нам крышу сняли, тес забрали, мамину машинку унесли. Ваня, самый старший, потом соломы из колхоза привез, ею крышу и закрыли. Так вот мы и жили.»14
Грабительскими поборами облагалось буквально всё, даже растущие на приусадебной территории плодовые деревья – поштучно.
Чтобы уплатить налоги, колхознику ничего не оставалось, как продавать на рынке почти всё произведённое в своём хозяйстве.
Окончательно натуральный налог у советских крестьян был отменен в 1958 году. Поэтому жизнь крестьян в послевоенное время была на уровне нищеты.
Денежная повинность
Денежные повинности делились на государственные, местные налоги, «добровольно-принудительные» сборы и займы. Помимо уплаты сельхозналога, советское государство обязывало крестьян уплачивать обязательные страховые взносы, а также приобретать облигации различных займов. (Приложение 7)
Всего заставляли сдавать-платить тринадцать видов налогов.
Тринадцать налогов! Как же справлялась с таким бременем крестьянская семья?!
«Жилось не просто. Больно уж налоги-то были велики. Подоходный налог — 600 рублей. страховка — 700 рублей. На уме днем и ночью было одно: как рассчитаться с государством. А мы ведь ни копейки не получали. Вот и продавали все. В долгу не оставались. Уполномоченные говорили нам, что трудности временные, что дальше будет лучше. Мы верили, надеялись.»15(Приложение 8)
Чтобы продекларировать заботу о тружениках села, государство иногда шло на некоторые меры по облегчению налогового бремени, но эти послабления сопровождались издевательскими условиями. К примеру, престарелые и нетрудоспособные мужчины старше 60 лет (женщины - 55 лет) получали 50% скидку на сельхозналог. Но только в том случае, если трудоспособные члены семей не помогали им в хозяйстве. То есть, если сын помог нетрудоспособной матери вскопать грядку, наколоть дров и принести воды, то она по доносу или заявлению учетчиков лишалась «льготы».
«А как нас налоги давили? Просто ужас! Шерсть отдай, мясо, яйца, молоко - всё отдай. И ничего нам за это не платили. Держали живность в хозяйстве потому что, где какой носок свяжешь, где валенки скатаешь… Выкручивались. Своё имеешь, а пользоваться не смей! От налогов и от колхозов убежать было нельзя.»16(Приложение 9)
А что же удерживало? Отсутствие паспорта не позволяло крестьянину покинуть место жительства. Выехать из своей деревни крестьянин мог только с письменного разрешения председателя колхоза или председателя сельского совета.
Если крестьянин осмеливался покинуть свой населенный пункт без такой справки, он автоматически становился преступником, и подлежал уголовному наказанию: статья 192а УК, введенная 1.06.1934, предусматривала за данное нарушение лишение свободы на 2 года.
Возникает резонный вопрос: почему Советское государство так ущемляло права большей части населения? Почему не выдавали паспорта аж до 1974 года? Да все просто: боялись, что крестьяне разбегутся из колхозов – в города.
А от чего они должны были разбежаться? Ведь у них были дома, приусадебные участки, а в городах люди ютились в бараках и коммуналках - в некоторых регионах до самого развала Советского Союза.
В таком "крепостном" положении, прикрепленными к колхозной земле в качестве безропотной и безотказной рабсилы, колхозные крестьяне находились до 1974 года! Только 28 августа 1974 года постановление Совета Министров № 677 приняло положение об обязательной выдаче паспорта всем гражданам, проживающим на территории СССР по достижению шестнадцатилетнего возраста. Впервые были включены все жители сельской местности!
Пенсии колхозникам стали выплачивать только после 1964 года, после принятия соответствующего закона. И первоначальный размер этих пенсий был смехотворным - в среднем 12 рублей в месяц! (Приложение №10)
«У нас в семье было 7 детей, и маме пенсия была положена в 50 лет. Но ей об этом никто не сказал, а сама она тем более не знала, и ушла на заслуженный отдых в 55 лет, но все равно продолжала работать в колхозе бесплатно. Пенсию ей назначили 8 рублей, потом 12, затем 20 рублей и такая пенсия была долгие годы»17
Ощущение постоянной вины, вечного долга перед государством, стремление выполнить невыполнимые налоговые задания изнуряли, изматывали людей. Не было покоя измученной душе человека ни днем, ни ночью.
Как только советские крестьяне получили паспорта, случилось то, что и должно было произойти: колхозники рванули в города. Деревни стали пустеть и вымирать.
И нельзя никого обвинять, можно было только плакать. И горько плакали люди, уезжая из родных мест. Оставляли свои дома, опустели целые деревни. Многие деревни теперь уже перепаханы и следов от них нет».
В Батмановском сельском совете в 1980 году насчитывалось 47 деревень.
В 2021 году-9!!!
с.Батманы (10) Колхоз имени XXIпартсъезда : осталось 4 деревни!
Антипино, Линды, Крутицы 1.Денисово 2.Казаково 3.Мартыново 4.Недорезы
5.Пальбищи 6.Сидоровская
д.Вахутки (7) Колхоз «Активист» (Совхоз имени Маршала А.М.Василевского») -1!
1. д.Бордуки 2. Добрыниха 3. Кобылино4. Макарово 5. Рогуши 6. Семенково
д.Закусихино (15) Колхоз имени М.И.Калинина: Ногинская, Зуиха:осталось -3!
1. д.Абрамово 2. Аристово 3. Воронино 4. Гари 5.Горбово 6.Замостная 7.Красники
8.Подкурново 9.Пырьево 10.Тимониха 11.Филенская 12.Шилово
д.Лагуниха (13) Колхоз «Дружба» Кислячиха –осталось 2 деревни!
1.Бородино 2.Варашино 3.Гришинская 4. Забелиха 5.Кочи. 6. Кузнечиха 7. Наумиха
8. Тереньково 9. Пятериково 10.Оферы 11.Калиниха.18
Вывод.
Работая над темой исследования, я больше узнала о своих земляках. Как они жили, как перенесли все невзгоды, выпавшие на их долю.
Выполнив исследовательскую работу, мы доказали правоту поставленной гипотезы, что если изучать исторические процессы через судьбы конкретных людей, то более полно можно понять прошлое.
К какому итогу привела политика государства относительно крестьян:
1.Большое число людей покинуло сельскую местность и переехало в города, создавая дефицит рабочей силы на селе.
2.Произошло отчуждение крестьян от собственности и результатов труда, ликвидация экономических стимулов развития сельского производства.
3.Система налогообложения привела российскую деревню к полной деградации и краху – прежде всего, в моральном плане у крестьян, которых десятилетия принуждали к бесплатному, рабскому труду.
Бывшие колхозники вспоминают то время с болью в сердце: «Работали от зари до зари, но за свою работу ничего не получали…»
И это отсутствие материальных стимулов постепенно подрывало их привычное трудолюбие. А «выкручивание рук» в виде непомерных налогов, в полной зависимости от воли начальства, невозможность покинуть место своего проживания, и т.д., подорвало не только физическое, но и духовное здоровье нашего народа.
И современное поколение не должно забывать об этом, чтобы не повторять ошибок прошлых поколений.
К сожалению, это аукается нашей стране до сих пор. Деревня умирает. Сельское хозяйство в упадке. Печально.
Как живет деревня сегодня?
В последние годы в деревнях появилось много заброшенных и полуразрушенных домов. Старики, их владельцы, покинули этот мир, а молодёжь уезжает: работы в деревне нет, домашний скот держать невыгодно. Детей в школу городскую пристроить — всё лучше, чем вставать 6 утра и спешить на школьный автобус, который каждый день возит их за средним образованием на центральную усадьбу. С каждым годом в окрестных сельских школах всё меньше и меньше учеников. Хотя нет, приезжают в последнее время люди в деревню, покупают дома, но работают в столицах, лишь дети их и жёны здесь живут. Но в эти дни всё же появился осторожный шанс возродить нашу глубинку. Сейчас тот момент, когда жить в обезлюдевших деревнях выходит безопаснее, чем в перенаселённых городах. Ходить в деревне некуда, а ездить по «заграницам» не на что. А здесь из профилактики коронавируса — домашние настойки из лечебных трав и ягод, из культурной программы — чистый воздух.
Список литературы
1 . Безнин М.А Крестьянский двор российского Нечерноземья в 1950-1965 годах //Отеч. история. 1992. № 3. С. 17.
2.Безнин М.А. и др. «Повинности Российского крестьянства в 1930-1960-х годах».
3. Волков И.М. Трудовой подвиг советского крестьянства в послевоенные годы. М., 1972. С. 26.
4. Монография И.В. Караваевой и И.В. Архипкина «Налоговая политика России в ХХ в».
5. Попов В.П. Российская деревня после войны (июнь 1945 - март 1953): Сб. док. М., 199.
6. .Петухова Н.Е. История налогообложения в России IX - XX вв.: Учебное пособие. - М.: Вузовский учебник, 2008. -416 с.
7.Интерьюирование старожилов с.Батманы (бывших членов колхоза имени 21 Партсъезда):
-Околотина Тамара Павловна
-Петрикова Тамара Петровна
-Синицин Владимир Петрович
-Логинова Екатерина Семеновна
-Устинова Екатерина Артемьевна
-Устинова Валентина Александровна
8.Работа с архивными документами в школьном краеведческом музее.
9.Работа с архивными документами МУ Кинешемского городского архива.
10.Работа с архивными документами колхоза имени 21 Партсъезда.
11.Работа с архивными документами Администрации Батмановского сельского поселения.
12.Работа с интернет-ресурсами.
Приложение №1
Из общего количества трудодней вычитается работа по ДРУГИМ ТРУДОВЫМ ПОВИННОСТЯМ, КРОМЕ РАБОТЫ В КОЛХОЗЕ.
Приложение №2
Трудовая книжка Петриковой Анны Ивановны
Приложение №3
Начисление трудодней, в зависимости от выполняемой работы.
Приложение № 4
Книга расчетов с членами колхоза за 1948г
Приложение №5
Расчетная книжка для колхозных дворов и единоличных хозяйств по обязательной поставке молока в 1949г.
Приложение №6
Выписка из «Книги расчетов» с Яровкиной Анной Егорьевной по заработанным трудодням натуральным продуктом по итогам года.
Выписка из «Книги расчетов» с Варгановым Иваном Николаевичем по заработанным трудодням натуральным продуктом по итогам года.
1Бензин М. Димони Т.М. Изюмова Л.В. и др. «Повинности Российского крестьянства в 1930-1960-Х годах»
2https://novate.ru/blogs/260321/58320/
3Бензин М. Димони Т.М. Изюмова Л.В. и др. «Повинности Российского крестьянства в 1930-1960-Х годах»
4сайт: https://yulianovozhilova.ru/trudodni
5Записано со слов Устиновой В.А.-жительницы с.Батманы
6Архив колхоза имени «XXI партсъезда», протокол Правления колхоза
7Записано со словОколотиной Т.П. – жителя с. Батманы Кинешемского района
8МУ Кинешемский архив.Фонд 23.оп.2.ед1
9Архив к-за им.XXI партсъездаПротокол № 4 от 10.01.1952правления колхоза
10Записано со словОколотиной Т.П. – жителя с. Батманы Кинешемского района
11сайт: https://yulianovozhilova.ru/trudodni
12Записано со слов Синицына В.П. – жителя деревни Головинская Кинешемского района
13Записано со слов Петриковой Т.П. – жительницы деревни Головинская Кинешемского района
14Из рассказа Устиновой Е.Н.Из архива школьного музея
15Записано со слов Логиновой Е.И. – жительницы деревни Головинская Кинешемского района
16Записано со слов Устиновой Е.А. – жительницы деревни Косикино Кинешемского района
17Записано со слов Устиновой В.А.-жительницы с.Батманы
18Архив Администрации Батмановского сельского поселения