О чем рассказал русский домотканый половик

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

О чем рассказал русский домотканый половик

Варакина А.А. 1
1МАОУ СОШ с. Бердюжье
Фадеева И.С. 1
1МАОУ СОШ с. Бердюжье
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

И когда стеклянной галереей
Ты идешь, улыбна и легка,
Зацветают, весело пестрея,
Под ногой цветы половика.

Игорь Северянин

Моя Родина – Россия. Однако у каждого человека есть ещё и своя малая Родина, край, где он появляется на свет, растёт, учится, встречается с друзьями. Бывает, что человек уезжает в другие города, области, страны. Он живёт там, работает, там рождаются и его дети. Но повсюду, куда бы ни забросила жизнь, везде и всегда мы помним родные места, где знаком каждый кустик, каждая тропинка. Через многие годы человек помнит вкус бабушкиных пирогов, запах родного дома.

Уникальны русские традиции, неподражаема русская глубинка. Наши традиции – наше богатство. Жаль только, что многое из этих традиций забыто, многое ушло в прошлое.

Очень часто, когда я приезжала в гости к бабушке, я заставала её за очень интересным, на мой взгляд, занятием – бабушка сидела среди больших клубков из широких полосок ткани, в руке у неё был большой железный крючок, и из-под её проворных рук появлялся разноцветный коврик. С каждым витком становясь всё шире и шире. Я подолгу сидела возле ног бабушки и заворожено смотрела на её рукоделие. Разноцветные коврики были повсюду: на стульях и на диване, на полу возле двери и возле кровати.

Со временем я стала задумываться о том, кто первый и когда придумал изготавливать такие половички, для чего они были нужны, и, наконец, как самой создать самой подобное чудо, чтобы моя комната стала непохожей на другие. 2022 год – году культурного наследия народов России, именно это событие подтолкнуло меня, изучить причины возникновения вязания половиков крючком и секреты их изготовления.

Актуальность работы состоит в социальной значимости проблемы. Знания о мастерстве изготовления и значении предметов быта народной старины – это приобщение к русской народной культуре.

История половика неразрывно связана с историей человечества в целом, и в частности – с историей развития Тюменской области и Бердюжского района. «Что такое «домотканый половик»? Как и когда появились половики? Для чего они были предназначены и как менялись?» - всё это стало предметом нашего исследования.

Гипотеза: домотканые половики – это наше наследие, которое мы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру.

Исходя из этого, целью работы будет являться изучение домотканых половиков для выяснения их истории, значения, технологии изготовления.

Задачи:

подобрать литературу по теме исследования.

дать развёрнутую характеристику понятия «половик».

выяснить историю возникновения и значения русских домотканых половиков.

познакомиться с традиционными приёмами изготовления половиков.

обобщить полученные результаты.

Объект исследования – домотканые половики.

Предмет исследования – литература об истории возникновения и значения половика, материал, из которого изготовлены половики, процесс изготовления половиков.

Практическая значимость данного исследования заключается в:

освоении двухнитевой техники ткачества с использованием деревянной рамы.

Основная часть

Глава I. Что такое половик

Половик— тряпка, используемая для вытирания обуви от дорожной пыли и грязи при входе в чистое помещение. Простой половик представляет собой кусок увлажнённой мешковины определённого размера, уложенный перед порогом квартиры или иного помещения. В последние годы промышленность выпускает специальные половики-коврики, половики-щётки, половики-решётки изготовляемые из дерева, пластмасс, и очень удобные в применении.

Половики изготавливались на ткацком стане или плелись крючком, в первом случае они были длинны и узки, во втором — обычно круглой формы. Материалом для половиков служили грубые, толстые нитки, веревки, полосы из старых тряпок, иногда — растения типа рогозы, а также мочало. На Севере в качестве половика иногда использовали старую рыболовную сеть. Появление половиков в традиционном жилище связано со стремлением к поддержанию чистоты в избе, однако художественное выполнение их говорит не только о практическом, но и эстетическом назначении.

1.1 Половик половику рознь. В «Современном толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой понятие «половик» имеет ряд синонимов: половичок, дорожка, ковёр, коврик, мат.

Проведём наблюдение:

Половик - плетёный, тканый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, расстилаемый на полу.

 

Половичок — половик, узкий половой коврик, плетёный или сшитый из разноцветных обрезков ткани.

Половик-кружок

Половичок-дорожка

Ковёр - толстая, тканая полсть, полстина: узорчатая, обычно шерстяная постилка. Ковры бывают гладкие и стриженые или рытые; есть и войлочные, набивные, полстяные.

Ковёр на полу

Ковёр на стене

Дорожка — узкий, длинный ковер, половик.

Ковровая дорожка

Коврик – ковёр, изделие (обычно многоцветное, узорчатое) из шерстяной, шёлковой пряжи, часто с ворсом, употребляется для покрытия пола, украшения стен.

Коврик-кружок

Коврик на полу

Мат - плетёная постилка или покрышка, из мочал, пеньки или веревки, суконных кромок и пр. циновка, рогожа, плетево. В домах для утирки ног.

   

Результаты наблюдения показали общее и различие в синонимичном ряде к понятию «половик»:

Общее: половик - узкий половой коврик ручной работы (половик-кружок, половик-дорожка).

Различие: половики в современной интерпретации – фабричные изделия, имеющие нестандартную ширину и длину (ковёр, ковровая дорожка, коврик, циновка, рогожа, плетево).

1.2 История половика. Плетение зародилось на заре человечества, свыше 25 000 лет назад. Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из поколения в поколение.

У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к респираторным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.

Тканые дорожки, круглые коврики традиционно выполнялись из вещей, которые отслужили свой век, это своеобразная техника переработки, и придание нового качества старым вещам. Домотканые дорожки стали популярны в XIX веке. В качестве материала также применяли отчёсы льна, коноплю, лыко, солому, то есть материалы, которые не могли использоваться для ткачества. Половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала.

Кроме домотканых половиков на Руси были популярны круглые коврики.

     

Круглый половик, связанный крючком

Круглый половик косичкой

Мы видим, что тканые половики имели прямоугольную форму, а коврики круглую. Ткали половики вручную на ткацких станах, а коврики вязали крючком. Применялись коврики и половики по всему жилищу в самых всевозможных местах.

1.3 Половик как оберег. Вход в жилище имеет определенный эклектический смысл. Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Половики были не только элементом внутреннего убранства жилища, но и служили своего рода оберегом:

Во-первых, половики-дорожки стелились они в русских избах всегда только вдоль половиц как символ пути, дороги. Этот символ заключен и в обычае расстилания ковровых дорожек на пути высокопоставленных государственных особ в знак особого почтения к ним.

Во-вторых, половой коврик, который стлался у порога, выступал как символ разделения сущности миров дома и улицы. Человек обладает двумя основными состояниями: дом – улица. При входе в дом происходит сдвиг, психологическая ломка, влияние каковой зависит от того, свой ли это дом. Переступающий порог делает конвульсивное движение ногами, как бы вытирая их, интуитивно ожидая под ногами коврик, – это внешнее проявление изменения внутреннего состояния. Вход и выход из жилища уже в древности имел сакральный характер, освещенный ритуальными действиями и словами. В повседневной жизни с порогом связывалось множество запретов:

не разрешалось садиться или наступать на порог;

здороваться или разговаривать через него;

передавать друг другу что-либо через порог, особенно детей;

по украинским приметам, нельзя есть на пороге, иначе люди будут сплетничать;

нельзя переливать через порог воду после стирки или помои, иначе нападет куриная слепота;

запрещалось мести хату от порога, иначе заметешь в хату «злыдней» и ее станут обходить стороной сваты;

нельзя выметать мусор через порог, особенно беременной, иначе у нее будут трудные роды, а у ребенка — частые рвоты;

если рубить что-нибудь на пороге или бить по нему, то тем самым пустишь в дом ведьму и жаб, а также отдашь себя во власть лихорадок, которые живут у порога;

нахождение на пороге связывалось со смертью, ср. в подблюдной песне: «На пороге сижу, за порог гляжу».

Порог как границу дома защищали с помощью оберегов. Половой коврик садились ткать с хвалебными песнями домовому:

Домовик-домовик,
Я плету половик –
Нити с севера на юг.
Не блуждай во тьме, мой друг.

В-третьих, считалось, что под половик дома, где живёте, нужно положить железный нож или в крайнем случае кусок железа от ведьмы.

В-четвёртых, в праздник домовых, на Кудесы (10 февраля), хозяйка оставляла домовому праздничный гостинец. В поминальные дни его приглашали в гости и ради него постилали чистый половик от порога к столу.

Глава II. Традиционные приёмы изготовления половиков

2.1 Половики-кружки. Как правило, в традиционной культуре круглые половики – «круги», «кружки» вязались крючком или сшивались из лоскутков:

     

Секреты изготовления половика-кружка мне рассказала моя мама, Титова Татьяна Дмитриевна:

Секрет первый - чем вязать?

Крючок подходящего размера или любая палочка, лучше с сучком, возле которого она слегка подстругивается ножом для придания ей формы крючка.

Секрет второй - из чего вязать?

Любые старые вещи, отслужившие свой век: полотно рвётся или разрезается вдоль длинной стороны на полоски шириной 1.5-2 см. Немного не дорезая до края полотна, поворачиваем и режем в другую сторону. Таким образом, всё полотно разрезается в одну длинную зигзагообразную нить.

Секрет третий - как вязать?

Вяжем столбиками без накида по кругу, исходя из народного правила «чтобы половик не скорчивался». Чтобы заменить «нить» на новую, накладываем друг на друга концы новой и старой полосок, складываем пополам и немного подкручиваем место соединения. При вязании этот стык получается незаметным.

     

Для плетения ковриков также использовалась более сложная техника плетения косичкой. Немного позже для упрощения использовались сплетенные косички, которые сшивались между собой.

2.2 Половики-дорожки. Самым распространенным материалом для создания половиков-дорожек, как и для половиков-кружков, были старые ткани. Изначально ткань резалась на длинные куски шириной 0,5-2 см, а после прокручивалась на веретене. Дальше их ткали обычным способом, используя в качестве основы нити из прочного материала — конопляные, льняные, хлопчатобумажные. Обычно метод ткачества половиков предполагал двухнитовую технику, но встречались также коврики тканые на трех- и четырех нитях. Для ткачества половиков использовались специальные берды с более крупными зубьями, они применялись для сбивания нитей в единое полотно.

Ткацкий станок в старинной России был почти в каждом доме, поэтому девочки учились ткать с детства. Приспособлением для домашнего ткачества служила простая
деревянная рама, которую укладывали на небольшие подпорки. На раму параллельно одной из её сторон натягивались нити - основа будущей ткани. Ткач или ткачиха протаскивали или пробирали вручную сквозь нити основы поперечную скрепляющую нить - уток. Уток подбирался под первую нить основы поверх второй, под третью - поверх четвертой, и так далее.        

Ткацкий станок

Ткацкий станок с тканью половика

На старинном ткацком станке крестьянка делает половик

Дорожки чаще ткали на двух нитях, но бытовали и трех-, и четырехнитевые варианты. В основу брали толстые прочные нити - хлопчатобумажные, льняные, конопляные. Для тканья половиков существовали специальные берда с крупными зубьями – «восьмерики», «девятерики». Нити основы в них распределялись с небольшой плотностью, так называемая «однозубица».

       

Как правило, не существовало какого-то специального эклектического смысла в рисунках и орнаментах дорожек как это свойственно другим техникам народного рукоделия. Декоративный эффект достигался за счет разного цвета нитей, больше всего встречаются «иррегулярные» дорожки без какого либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы. В качестве украшения половиков использовались различные техники, например, применялись «бантики» и «бабочки», которые делались из контрастных вставок с поднятым ворсом. Для сложных узоров использовались известные текстильные техники: оборачивания, закладного ткачества, ручных переборов. В качестве декора или границы рапорта делались «косички» — белая и красная или черная нити скручивались вместе и использовались для прокладывания полосы узора.

     

В настоящее время трудно обнаружить ткацкие станки, выполненные из дерева, и осталось мало жителей, которые могут ткать половики-дорожки вручную.

Практическая часть

Освоении двухнитевой техники ткачества с использованием деревянной рамы.

Изучив литературу по теме, просмотрев мастер – классы в сети Интернет, я решила попробовать себя в ткачестве.

Необходимые материалы: деревянная рамка с креплениями – гвоздями, плотная капроновая нить, нитки из старых тканей. Немного старания и терпения и половик готов.

Такие половики можно использовать и в наши дни. Можно проявить свою фантазию. Используя полученные мною навыки, я могу сделать подарок своими руками.

Заключение

В результате проделанной работы мы узнали, что искусство изготовления вязаных половиков, возникнув в глубокой древности, прошло многовековую историю и передаётся из поколения в поколение. Наряду с тем, что продолжают развиваться и совершенствоваться технологии изготовления половиков-кружков, уходят в прошлое традиции изготовления домотканых дорожек. Это связано, с одной стороны, с тем, что на смену длинным половикам пришли ковры, паласы и ковровые дорожки, с другой стороны, с тем, что вышли из употребления домашние ткацкие станки.

Мы выяснили, что домотканые половики:

Во-первых, это почти забытый вид рукоделия, изделия которого которое можно, пофантазировав применять и в быту, и в одежде. Например, из узких полосок ткани мы делаем чехлы для мобильных телефонов, косметички, а также оригинальные сумочки.

Во-вторых, использовать для ткачества можно шнурки, ленты и даже старые вещи, которые предварительно разрезаются на полоски. И если при шитье используется один тип ткани, в плетении и ткачестве можно комбинировать их как угодно.

В-третьих, - это интересно и с историко-энтографической точки, так как история древнего промысла связана и с историей моды, одежды, и с историей нашего края, моей малой Родины.

Таким образом, мы подтвердили выдвинутую гипотезу: домотканые половики – это наше наследие, которое мы должны знать и чтить, чтобы сохранить традиционную русскую культуру.

Список использованных источников

Как сделать домашний коврик // rmnt.ru

Там на неведомых дорожках… - половики и пороги //

6a6a yaga.livejournal.com794.html

Традиционныеприёмыизготовленияполовиков // knitter.spb.ruarticl/weaving/dorogi.php

Просмотров работы: 291