Введение
Эпоха Просвещения является одной из главных эпох в истории европейской культуры. В России же она занимает вторую половину 18 века. Это время неразрывно связано с правлением Екатерины Великой. Именно при ней Россия в культурном отношении вошла в число великих держав. Среди важнейших реформ Екатерины II следует выделить реформу образования. Императрица считала, что успех социальных изменений полностью зависит от уровня образования народа и его способности принимать новшества.
Именно в Екатерининскую эпоху в России сформировалась среда, в которой произошел подъем культуры 19 века. Санкт-Петербург приобрел державный вид, здесь открылись Эрмитаж и Публичная библиотека. В России уже творят художники, писатели,композиторы европейского масштаба.
Журналистика становится постоянным фактором российской жизни. Создаются литературные журналы, в которых обсуждаются жизненные проблемы,спорят друг с другом. Екатерина II в 1783 году провозглашает свободу книгоиздательства.
Господствующим стилем в искусстве становится классицизм,ориентированный на идеалы античной классики. Он проявляется в архитектуре, живописи, литературе.
Это значимый период в истории нашей страны. Очень важно повышать культурный уровень нашей молодежи. Это и определяет актуальность моей работы.
Цель моей работы- изучение культуры России в Екатерининскую эпоху.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить отличия культуры XVIII века от культуры IX-XVII века.
Изучить особенности культуры в различных сферах искусства.
Провести опрос и выяснить, насколько современная молодежь ознакомлена с культурой своей страны этого периода.
Достижение поставленной цели будет осуществляться методами анализа исторической литературы,синтеза полученных знаний и их обобщение.
1. Теоретическая часть
1.1. Отличие культуры XVIII века от культуры IX-XVII веков
В XVIII веке вместе с развитием экономики страны ускорились и темпы развития культуры. В искусстве начинается процесс «обмирщения», т.е. освобождения культуры от религиозного мышления- светское искусство. Знания, которые накапливались из поколения в поколение, начали превращаться в науку. Это накопление знаний позволило прийти к открытию законов развития окружающего мира.
Во второй половине XVIII начался новый этап в развитии освободительных идей в России. В конце этого столетия первый русский революционер А.Н. Радищев выступал за уничтожение рабства и самодержавия. Укрепилась связь русской культуры с зарубежной. Рос международный авторитет России, «прорубили окно в Европу» через Балтику, приобретение выхода к Черному морю- все это установило постоянные контакты с Европейскими державами.
Таким образом, зарождается «новая культура», заменившая средневековую, пронизанную религиозным мировоззрением культуру. Она отличается рационалистическим мировоззрением, светскостью, большим демократизмом и открытостью.
Культура XVIII считает главным идею главенства знания и культа разума в жизни людей, внимание к человеческой личности.
В искусстве первой половины и середины XVIII века господствовал стиль барокко, а во второй половине этого века- классицизм. В конце XVIII века появляется сентиментализм (культ чувств).
1.2. Архитектура
Вторая половина XVIII века- это время расцвета русской архитектуры. Основу культуры в Екатерининскую эпоху составляла философия просвещения. А на смену яркому и пышному барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для этого направления характерно ярко выраженное разграничение плохого и хорошего, возвышенного и низкого. Образцом являлась Античность , обращение к образам античного искусства. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки,выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий.
Главным центром классицизма являлся Петербург, который при Екатерине II приобрел свой державный вид. Во второй половине XVIII века архитектор И.Е. Старов построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры ( рис.1,2). В 1779 году Екатерина II назначила придворным архитектором Чарльза Камерона, приглашенного из Англии. Он построил в Царском селе Камеронову галерею в классицистическом стиле. В.И. Баженов построил Каменноостровский дворец (рис.4). Сложился неповторимывй образ Петербурга.
Классицизм ярко выражал идею государственной мощи. Это был официальный стиль дворянской империи, классицизм отвечал запросам передового дворянства, близкого к просветительству. Он был доступным для самых широких слоев общества.
В столичных монументальных зданиях и в небольших усадебных постройках преобладает строгая простота пространственных форм. Даже детали и декоративные элементы наружного облика здания подвергаются строгому отбору.
Русское дворянство стало строить свои дома в стиле классицизма. Дома могли оставаться деревянными, но снабжались античным портиком с колоннами.
В Москве тоже появляются архитектурные постройки: архитектор В.И. Баженов возводит дом Пашкова. А его ученик М.Ф. Казаков создал множество общественных зданий, которые по сей день украшают нашу столицу.
1.3. Скульптура
Во второй половине XVIII века в европейском искусстве быстро развивается искусство портрета. В русском искусстве скульптурного портрета процветает идея ценности духовного мира человека. Новым изобразительным средством становится мрамор,заменивший бронзу.
В это время творил знаменитый русский скульптор , представитель классицизма, Федот Иванович Шубин. Он создал известные портреты Григория Потемкина, Екатерины II, Павла I, М.В. Ломоносова, П.А. Румянцева. Для него характерна необычайная глубина подачи образов.
В конце XVIII века скульптуры в стиле барокко уступали место новому стилю- классицизму. Представители этого направления изображали естественную простоту античных образцов, обращаясь к искусству Древнего Рима.
Основные черты этого стиля — целостность и уверенная непринужденность силуэта,выразительность и завершенность форм .
М.И. Козловский стал известным благодаря памятнику А.В. Суворову, изображенному скульптором в аллегорическом образе бога войны Марса (рис.5).
Этьен Фальконе построил знаменитый памятник «Медный Всадник» (рис.3), расположенный на Сенатской площади и посвященный Петру I. Эта достопримечательность стала символом Петербурга, которую запечатлел в своей поэме «Медный всадник» А. С.Пушкин.
1.4. Живопись
В XVIII веке в русской живописи развивалось множество жанров. Ведущим была портретная живопись. Представителями этого жанра являются А. М. Матвеев и И. Н. Никитин. Главным было не только показать портретные черты человека, но и передать его внутренний мир, духовную индивидуальность.
В « Автопортрете с женой» (рис.6) А. Матвеев изображает себя и свою спутницу без прикрас. Пара наполнена жизненной силой, мы видим их одухотворенными. Влюбленные трепетно относятся друг к другу.
В портрете канцлера Г.И. Головкина И. (рис.7) Никитин сосредоточивает внимание на личности человека. Граф предстает перед нами , как человек преданный, умный, но жесткий , расчетливый. Умные спокойные глаза, ироничная улыбка, достоинство и самообладание — все говорит о личности государственного деятеля.
Именно способность передать богатство внутреннего мира человека, его индивидуальность позволила русскому портрету XVIII века стать достижением мирового искусства.
Также в XVIII веке развивались мозаика ( представитель- М.В. Ломоносов), пейзаж ( представитель -С.Ф. Щедрин), графика ( представитель — А.Ф.Зубов).
1.5. Литература
В русской литературе XVIII века активно развивается направление
классицизм. Это направление развивалось, опираясь на античную литературу, искусство эпохи Возрождения.
В эту эпоху творит русский писатель Денис Фонвизин. Его бессмертная комедия « Недоросль» стала символом русской литературы Екатерининской эпохи. Для классицизма характерно четкое разделение плохого и хорошего, такие произведения были нравоучительны. Так и в этой комедии разворачивается борьба «Правдиных» и «Стародумов».
Ломоносов положил начало новой русской литературы XVIII века. В его творениях звучит идея национального самосознания. Ломоносов всеми способами содействовал развитию русского Просвещения.
Гавриил Романович Державин продолжил это дело. В своих одах он воспевает успехи Екатерины Великой. Его оды имеют философский характер, поэт ищет смысл жизни, предназначение человека.
Также развивал и театр. Его главной функцией было донести до зрителя идеалы Просвещения, служение своей родине. Долг важнее внутренних чувств.
Классицизм- это культ разума, высокая гражданственность и просветительские идеи. Все это и продвигали в своих произведениях поэты XVIII века.
2. Практическая часть
2.1. Опрос.
Я провела опрос среди подростков ( 15-18 лет) , который определит уровень знаний молодежи в области культуры нашей страны. У меня было по три карточки наиболее известных творений русской культуры XVIII века в области литературы, скульптуры и архитектуры. Опрос проводился на улице. Опрашиваемые должны были назвать автора и его творение, также по возможности интересные факты об этих объектах и произведениях.
2.2. Описание принципа работы.
В опросе использовались следующие достижения русской культуры XVIII века:
Литература-
Отрывок из комедии Д.И. Фонвизина « Недоросль».
Отрывок из оды Г.Р. Державина «Пямятник».
Отрывок из оды М.В. Ломоносова « Ода на день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Скульптура-
Фотография памятника «Медный всадник», Этьен Морис Фальконе.
Фотография портрета Екатерины II, Федот Иванович Шубин.
Фотография памятника Суворову, М.И. Козловский
Архитектура-
Фотография Троицкого собора Александро-Невской лавры, И.Е. Старов.
Фотография Таврического дворца, И.Е. Старов.
Фотография Каменноостровского дворца, В.И. Баженов.
2.3. Анализ результатов
Результаты опроса показали, что уровень знаний молодежи в области культуры нашей страны составляет :
В области литературы — все три карточки смогли назвать практически 70% опрошенных, что говорит о достаточно высоком уровне знаний подростков в области литературы.
В области Архитектуры- примерно 20 % опрошенных смогли назвать только 2 карточки из 3, что говорит о среднем уровне знаний молодежи в области архитектуры.
В области скульптуры- примерно 10% процентов опрошенных смогли назвать всего 1 карточку из 3, что говорит о низком уровне знаний молодежи в области скульптуры.
Лишь пару человек смогли назвать несколько фактов об представленных объектах и произведениях. Некоторые не смогли назвать автора произведения. Большинство не знали архитектора строения.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования все задачи были решены, цель достигнута.
В процессе работы я изучила культуру России в Екатерининскую эпоху в области архитектуры, скульптуры, живописи и литературы. Определила особенности культуры этой эпохи. Провела опрос и определила уровень знаний молодежи в области культуры нашей страны.
Именно во время правления Екатерины Великой русская культура вступила в период своего расцвета. Философия Просвещения была основой высокой культуры. Главным направлением в искусстве был классицизм, который опирался на образцы Античности и возвышенность.
Культура XVIII века отличается своей самобытностью. Она освобождается от религиозного мышления, появляется термин «светсткое искусство». Главным становится культ разума, подчинение своих интересов интересам общества, своей страны.
Это время развития архитектуры, классицизма как главного направления в архитектуре этой эпохи. В Екатерининскую эпоху Петербург , культурная столица России, приобрел величественный державный вид.
Как в скульптуре, так и в живописи активно развивалось искусство портрета. Необходимо было передать каждую деталь человеческого лица, его взгляд, чтобы описать внутренний мир личности.
Литература XVIII века положила начало литературе XIX века. Она учила людей, наглядно показывая , что хорошо, а что плохо. В эту эпоху творили такие выдающиеся личности , как Д. Фонвизин, М. Ломоносов, Г. Державин, чьи произведения останутся в нашей памяти на века.
Опрос, проведенный мной , показывает, что наши подростки достаточно хорошо ознакомлены с культурой нашей страны. Их знания больше всего широки в области литературы.
В заключении необходимо сказать о том, что знать и чтить культуру своей страны необходимо как взрослым, так и детям. Она отражает в себе особенности своей эпохи, народа, нрава и быта определенного времени. Из произведений культуры какой-либо эпохи человек может усваивать уроки, учиться на ошибках своих предшественников.
Список используемой литературы
Всеобщая история искусств. 1.Том IV. Искусство 17-18 веков. Автор: И.М. Шмидт; под общей редакцией Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1963)
История России: учеб.- 2-е изд., перераб. и доп. / И90 А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-520с.
История русского искусства. В 13 т. Т.6: Искусство второй половины XVIII века: Архитектура. Скульптура. Изд-во Академии наук СССР, 1961.-494 с.
Русская литература XVIII века, Гуковский Г.А., 1999.
Русская живопись XVIII века, Елена Михайловна Кукина.
ПРИЛОЖЕНИЕ
рис.1
рис.2
рис.4
рис.3
рис.5
рис.6
рис.7