История моего рода в истории страны

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История моего рода в истории страны

Шроо К.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана «Средняя общеобразовательная школа №24»
Танбаева И.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Абакана «Средняя общеобразовательная школа №24»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ведение

Знание истории своего рода, родословной всегда ценилось в народе. Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена, а у хакасов издавна действует закон семи колен, когда каждый человек должен знать и помнить семь поколений своих предков, как со стороны отца, так и со стороны матери. При этом некоторые знают свою родословную даже до двенадцатого колена. Семь поколений (семь колен) – это семь ступеней в глубину (в среднем – два века). Рано или поздно каждый из нас станет одной из таких ступеней, войдёт в историю своего рода и народа. Это значит, тебя, твоё имя родственники, как минимум, будут помнить 200 ближайших лет.

Особым почтением и уважением у хакасов, как и у всех народов, пользуются предки. Задача потомков – не только сохранить наследие предков, но и приумножить его ценность [6].

Каждый человек, где бы он ни родился и не жил, может узнать много нового о своих родственниках, если займется изучением своей родословной. А узнав историю своей семьи, своего рода, будешь лучше знать и историю своей страны.

Актуальность темы заключается в воспитании уважения к своим предкам, чувства гордости за них, сохранения традиций и обычаев своего рода, семьи. Изучение родословной помогает укреплению родственных связей в семье, а также изучению истории страны.

Цель: изучить свою родословную, сохранить ценный материал об истории своего рода, семьи для последующих поколений.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

изучить историю моего рода, моей семьи;

составить генеалогическое древо рода Кышпанаковых;

3) выяснить происхождение имен и фамилий моих предков;

4) узнать интересные факты из биографии моих предков, моей прабабушки;

5) провести анкетирование среди учащихся;

6) провести анализ данных, полученных в результате анкетирования;

7) обобщить полученные данные, оформить результаты.

Объектом исследования является родословная.

Предметом – родословная рода Кышпанаковых, история моей прабабушки, происхождение имен и фамилий моих предков.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что я стану хранителем истории своего рода и своим потомкам смогу рассказать о наших предках, о прабабушке, с которой нужно брать пример, на кого нужно равняться. Думаю, что моя работа послужит мотивирующим фактором для других учащихся в познании своей родословной, а значит и истории страны. Будешь знать историю своей семьи, будешь знать и историю своей страны.

Научная новизнаисследования заключается в эффективности использования информации о своих предках, передаче ее следующему поколению, сохранении важных фактов, в анализе данных проведенного анкетирования.

Гипотеза: считаю что, если я буду изучать историю своего рода, своей семьи, то у меня установятся тесные контакты с родственниками, я узнаю больше о моих предках, а также об истории страны.

Изучение родословной помогает укреплению родственных связей в семье. В настоящее время современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

Родословная – это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, но, к сожалению, не каждый их знает. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням.

Мне кажется, что каждому человеку интересно узнать, откуда он, кем были его предки, где его малая Родина.

База исследования: документы, книги, фотографии, рассказы и воспоминания родственников, статьи, интернет и другие источники информации.

Методы исследования: это беседы, опросы родственников, изучение семейных архивов, документов, фотографий, интересных эпизодов из жизни прабабушки и других родственников, анкетирование среди учащихся, анализ полученных результатов и полученной информации.

Структура работы: работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.

Основная часть

Что такое род, родословная, генеалогия

Слова « Родина», « родители», « род» – слова одного корня.

Слово «род» в словаре русского языка означает ряд поколений, происходящий от одного предка. Родословная– это перечень поколений одного рода.

Существует особая наука, генеалогия, которая изучает происхождение, историю, родственные связи семьи. Генеалогия – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением родословных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родословных связей, составлением генеалогических древ. В более широком смысле, генеалогия– наука о родственных связях вообще.

Генеалогическое древо – схематичное представление родственных связей в виде символического «дерева».

Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье. В нашей семье генеалогическое древо начинала составлять моя тетя по рассказам своей бабушки – моей прабабушки Кышпанаковой Екатерины Семеновны, когда еще была ребенком, но оно осталось незаконченным, нарисованным на бумаге. Я решила продолжить составление древа рода Кышпанаковых, оно представлено в приложении.

История возникновения рода Кышпанаковых

Очень давно, когда территория Хакасии была гораздо больше, чем сейчас, в районе города Красноярска, где до сих пор протекает река Кача, жили три брата: Болган, Кышпан и Колачеб. Задолго до присоединения Хакасии к России у хакасов бытовала принадлежность к различным сеокам (сӧӧкам). Сеоки (сӧӧк – кость) вели свою генеалогию по мужской линии и обычно отождествлялись с кровнородственным родом. В настоящее время существует четыре группы хакасов – качинцы, сагайцы, койбалы и кызыльцы. Качинцы на хакасском языке называют себя «хаасами». Братья были качинцами. Но еще раньше сӧӧков было гораздо больше и Кышпанаковы относили себя к сӧӧку пÿрÿт. Позднее братья передвинулись жить вверх по рекам Июс и Енисею и их потомки, в том числе моя прабабушка, проживали у реки Абакан, на территории нынешнего Бейского района Республики Хакасия в родовом селе Кышпан аалы.

Со второй половины XVIII века среди хакасов были введены фамилии. Для понятия фамилии в хакасском языке нет специального термина. У хакасов фамилии произошли от имен глав семейств, имевших самостоятельное хозяйство. От имени Болган произошла фамилия Болганов, от Колачеб – Колачёв, а от имени Кышпан – Кышпанаков. Девичья фамилия моей прабабушки Кышпанакова.

В связи с распространением фамилий среди хакасов утвердились фамильные тамги – знаки собственности на скот и на имущество. Тамги хакасов в своей основе представляли собой простые фигуры – крест, круг, дуга, квадрат, развилка, прямые линии, точки и т.п. Раньше подобные изображения заменяли подпись на документе. Вместо подписи человек ставил свой знак, подобно оттиску личной печати. При этом обязательно учитывалось, из какой семьи происходил тог или иной крупный скотовод, какого он «рода-племени». Каждый такой знак до определенной степени олицетворял своего владельца. Им метился его скот и другое имущество, обозначались границы земельных владений, покосов и охотничьих угодий [6]. У прабабушки была тамга в виде дуги, она ставила ее на ушах коров и овец.

В нашей семье, как и у всех хакасов, у каждого было по два имени – хакасское и русское. Прабабушку звали Екатерина, ее хакасское имя – Керетин. Хакасское имя часто давали по особым отличительным признакам, например, двоюродного брата прабабушки звали Чола – родился в дороге (чол – дорога). Часто новорождённым давали неблагозвучные имена, как защиту от нечистых сил.

В 1920 годы в трех километрах от аала Чаптыков Аскизского района Хакасского уезда (ныне Бейского района Республики Хакасия) находился аал, основанный родом Кышпанаковых, в котором жили братья: Николай, Семён, Федор и Максим. Сейчас этого аала уже нет. Братья жили одной семьёй, вели совместное хозяйство, занимались скотоводством, заготовкой рыбы и др., были крестьянами-середняками, имели лошадей, коров, овец, излишки продуктов труда возили на базар в г. Минусинск. Во времена создания колхозов братья были раскулачены, хотя таковыми не являлись, так как не имели батраков. Они были сосланы в ссылку, но через несколько лет вернулись. А в 1938 году братья были репрессированы и расстреляны, их фамилии и имена внесены на стелу Мемориального комплекса в г. Абакане, посвященного памяти жертв политических репрессий. Братья реабилитированы посмертно.

В Книге памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия есть запись: Кышпанаков Семен Кузьмич 1886 г.р., Чаптыковский с/с, хакас, м/г, работал в колхозе «Хакас ханы» Аскизского р-на. Арест. 3.05.1938. Приговорен 27.05.1938 «тройкой» УНКВД, расстрел; обв.: участие в КРО, АСА. Пост. прокурора Кр. края от 20.09.1989 реабилитирован [2].

Семен Кузьмич был отцом моей прабабушки, то есть моим прапрадедушкой.

История моей прабабушки – Кышпанаковой Екатерины Семеновны

Прабабушка родилась в семье Семена Кузьмича Кышпанакова и Марии Дмитриевны Чаптыковой. Когда точно родилась прабабушка неизвестно, так как у нее рано умерла мать, и она осталась сиротой. Какое-то время она жила у дяди Федора (брата Семена Кузьмича), затем отец снова женился и забрал ее к себе. Мачеха не разрешала ей учиться, считая, что девочкам учиться не обязательно, тем не менее, прабабушка по ночам пыталась самостоятельно учиться по учебникам братьев, но так и осталась неграмотной.

Прабабушка была тружеником тыла в годы Великой Отечественной войны. Кем бы она тогда не работала, а она была и звеньевой бригады, и поваром, и сапожником, и подпаском, и чабаном в колхозе, она всегда была в передовиках. Прабабушка была стахановкой, то есть последователем А. Г. Стаханова, новатора социалистического производства, который многократно превышал установленные нормы производства. И прабабушка в социалистическом соревновании добивалась больших успехов. Во время соревнований по пахоте плугом, она оставила далеко позади себя шестерых мужчин. Умудрялась вспахать плугом территорию поля больше, чем вспахивали мужчины трактором. За хорошую работу прабабушку премировали велосипедом, швейной машинкой и прокатили на самолете (это тоже считалось наградой). О ней были опубликованы статьи в газете.

Прабабушка работала подпаском у знаменитого чабана Чертыгашева Федора (Хохи), в честь которого названа одна из центральных улиц города Абакана – столицы Республики Хакасия. За ударную работу она была включена в состав делегации в Москву на выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ).

Екатерина Семеновна была большой рукодельницей, хорошо вышивала нитками и бисером, прекрасно шила национальную хакасскую одежду (кип-азах). Она умела выделывать шкуры, шить сапоги из кожи (тууп маймах), меховые шапки (пöрiк) и рукавицы (мелей), хакасские платья (кöгенек), могла за одну ночь сшить шубу (тон). Причём, могла вырезать хакасский орнамент из бумаги без предварительного нанесения рисунка. Ее изделия находятся в музее г. Санкт-Петербурга и в музее народов Сибири г. Новосибирска.

Прабабушка была разносторонне талантливой, обладала музыкальным слухом и голосом, хорошо пела и сочиняла тахпахи (стихи). Обладая уникальной памятью, она могла рассказать, кто и когда что сказал или спел, ведь раньше произведения устного народного творчества передавались из уст в уста.

Песня прабабушки, спетая после гибели мужа Кокова Якова Яковлевича в Великой Отечественной войне в 1942 году:

Пуста салған пуғдаим,

Чабал саасхан чiп салған.

Яковты немецтер одiр салғаннар.

Краткий перевод:

Пшеницу на льду склевала противная сорока,

Якова немцы убили.

Прабабушка прожила тяжелую жизнь, рано потеряла мать, отца репрессировали и расстреляли, была вдовой погибшего в Великую Отечественную войну мужа – Кокова Якова Яковлевича, который погиб в 1942 году и похоронен в с. Щучье Воронежской области, женой моего прадедушки – Кыжинаева Иосифа Ионовича, инвалида войны I группы, который дошел до Берлина и умер в 1959 году от полученных на войне ран и контузий. Прабабушка была матерью-героиней, осталась одна с пятью маленькими детьми, работала на нескольких работах без выходных и отпусков, держала большое хозяйство, чтобы дать своим детям высшее образование. Она смогла, работая одна, дать образование своим детям, обеспечивая их материально, в вузах Москвы, Новосибирска и Улан-Удэ. После войны, кем бы и где она не работала, ее всегда награждали Почетными грамотами, Благодарственными письмами и ценными подарками.

Братья прабабушки – ветераны Великой Отечественной войны

9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это самый главный праздник для каждого из нас. Наш народ совершил героический подвиг. Нет ни одной семьи в нашей стране, которой бы не коснулась война. Из Хакасии ушло на войну 75 500 человек, а не вернулись около 40 000 [6].

Кышпанаков Алексей Семенович. Родной брат прабабушки Алексей героически сражался на фронте с самого начала Великой Отечественной войны. С 1939 Алексей Семенович проходил службу в армии на Дальнем Востоке в кавалерийских частях. Затем его направили на курсы младших командиров в Смоленском военном округе, после окончания которых, он учился в Подольском артиллерийском училище. В звании лейтенанта Алексей Семенович в числе других курсантов был отправлен на передовую. В годы Великой Отечественной войны он проявил себя отважным и грамотным офицером. Уже за первый бой под Смоленском молодого командира наградили медалью «За отвагу» [3]. В одном из боев брат прабабушки был тяжело ранен, затем вернулся в строй. Воевал под командованием маршала Г. К. Жукова. Войну закончил в Германии. А после войны Алексей Семенович работал учителем географии, потом и военного дела (получил воинское звание «майор») в Хакасской областной национальной средней школе (теперь это Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова). В музее гимназии хранятся личные вещи Кышпанакова А. С., офицера-артиллериста: шинель, фуражка, планшет, переданные им в музей в 2008 году. Всю свою жизнь он посвятил педагогике. Алексей Семенович был ветераном труда, отличником народного просвещения.

Кышпанаков Герасим Федорович, двоюродный брат прабабушки, родился 03.02.1924 года. Участник Великой Отечественной войны, награжден боевым орденом Отечественной войны II степени, медалями «20, 30, 40, 50 лет Победы в ВОВ 1941-1945гг.» [3].

Ветеран труда, заслуженный учитель РСФСР, отличник народного просвещения. Награжден медалью «За доблестный труд», орденом «Дружбы народов». Работал учителем, заведующим Чаптыковской начальной школы, директором Чаптыковской, Куйбышевской средней школы, инспектором ОблОНО.

За многолетний, добросовестный труд, личный вклад в воспитание молодого поколения, подготовку педагогических кадров и общественно-нравственную работу в районе Герасим Федорович Кышпанаков удостоен звания «Почетный гражданин Бейского района»

Кышпанаков Федор Семенович, родной брат прабабушки являлся участником Великой Отечественной войны. Вернулся живым, но трагически погиб в мирное время.

Анкетирование среди учащихся “Знаешь ли ты свою родословную?”

Социологическое исследование. Изучив родословную своей семьи и составив генеалогическое древо, я решила поинтересоваться у учащихся, что они знают о своих родственниках. В анкетировании приняли участие 50 учащихся 3-го и 4-го классов средней общеобразовательной школы № 24 г. Абакана.

Вопросы анкеты:

1. Знаешь ли ты, что такое родословная? Ответы: да, нет.

2. Есть ли генеалогическое (родословное) древо у вашего рода? Ответы: да, нет, не знаю.

3. Считается, что каждый человек должен знать и помнить семь поколений своих предков. Сколько поколений своих предков знаешь ты? Ответы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, больше 7.

4. Многих ли своих родственников без помощи родителей ты можешь назвать самостоятельно (бабушек и дедушек и др.)? Ответы: да, нет.

5. Как ты считаешь, каждому человеку нужно знать историю своей семьи? Ответы: да, нет, не знаю.

6. Хотел (а) ли бы ты узнать больше об истории своей семьи? Ответы: да, нет.

7. Знаешь ли ты родственников, которые участвовали в Великой Отечественной войне? Ответы: да, нет.

8. Знаешь ли ты знаменитых людей вашего рода, которыми гордятся твои родственники? Ответы: да, нет.

9. Согласен ли ты с правилом Кодекса чести хакасов «Задача потомков – не только сохранить наследие предков, но и приумножить его ценность». Ответы: да, нет.

Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде диаграмм в приложении.

Сделав анализ диаграмм, можно прийти к выводу, что 40% учащихся 3-го и 4-го классов не знают что такое родословная и генеалогическое древо, 50% учащихся не могут назвать своих бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек, но 90% учащихся хотели бы их знать и составить генеалогическое древо своего рода.

Среди учащихся 3-го и 4-го классов наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории своего рода, стремление к получению информации о своей семье, интерес к дальнейшей работе в этой области.

Заключение

Работая над этой работой, я выполнила все поставленные задачи и достигла заданной цели: изучила историю рода Кышпанаковых, мою родословную, составила генеалогическое древо рода, изучила происхождение имен и фамилий моего рода, узнала много о жизни моей прабабушки, других родственников. Я поняла, что изучив историю своего рода, составив генеалогическое древо, ты будешь знать своё происхождение, лучше узнаешь историю страны. Я много узнала о своих корнях, почти всё для меня было ново. И теперь понимаю, что я обязательно должна сохранить и преумножить заслуги моего рода, моей прабабушки, равняться на неё. Пока живѐт память о них, живы и они. Я уверена, что каждый человек должен чтить своих предков.

Я познакомилась с новыми понятиями, научилась искать информацию в интернете, составлять графическое изображение генеалогического древа, работать с документами.

В роду Кышпанаковых много знаменитых людей: два доктора наук, четыре кандидата наук, заслуженные учителя РСФСР, отличники народного просвещения, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный работник высшего образования Республики Хакасия, экономисты, финансисты, юристы, банкиры, менеджеры, врачи, журналисты, учителя, профессор и преподаватели вузов, программисты, филологи, инженеры, партийные работники в годы советской власти, члены органов государственной власти Республики Хакасия и обладатели многих других профессий. Все Кышпанаковы – великие тружениками. Но особая гордость нашего рода и образец для подражания – моя прабабушка, Кышпанакова Екатерина Семёновна, которая достойно прожила трудную жизнь, дочь репрессированного, а затем реабилитированного, стахановка, труженик тыла в годы Великой Отечественной войны, вдова погибшего и участника войны, мать-героиня, награжденная медалью «Материнская слава», вырастившая пятерых детей.

Гипотеза данного исследования подтвердилась: при изучении родословной своей семьи у меня установились более тесные контакты с родственниками, я лучше узнала историю моего рода и историю моей страны.

В «Кодексе чести хакасов» приводятся правила и ориентиры, используемые старшим поколением хакасов для воспитания потомков, где сказано, что главный смысл человеческой жизни – полезность. Бессмертными могут быть только дела и имя человека. Работай на благо людей, и твоё имя может стать бессмертным [6].

С древнейших времён хакасы учат и напутствуют своих потомков: делай добро, помни добро, на добро отвечай добром, причём многократно.

Кышпанаковы жили согласно Кодексу чести хакасов, всю жизнь они работали на благо людей и страны. Я горжусь родом Кышпанаковых.

Список литературы

Василевская В. С. Моя родословная: Для учащихся начальной школы. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2008. – 380 с.

Книга памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия. [Электронный ресурс]. URL: https://memorial.krsk.ru/Articles/XKP/1/K.htm

Портал «Память народа» Министерства обороны Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http//www. pamyat-naroda.ru.

Проект «ОБД Мемориал» Министерства обороны Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http//www. obd-memorial.ru.

Торосов В. М. Кодекс чести хакасов. На русском и хакасском языках. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2013. – 176 с.

Энциклопедия Республики Хакасия : [в 2 т.] / Правительство Респ. Хакасия; [науч.-ред. совет.: В. А. Кузьмин (пред.) и др.]. – Красноярск: Поликор, 2008. – 320 с.

Приложение

Анкетирование среди учащихся 3-го и 4-го классов

Знаешь ли ты, что такое родословная?

А) да – 30

Б) нет – 20

Рис. 1. Круговая диаграмма, демонстрирующая знание родословной

Многих ли своих родственников без помощи родителей ты можешь назвать самостоятельно (бабушек и дедушек и др.)?

А) да – 25

Б) нет – 25

Рис. 2. Круговая диаграмма, демонстрирующая знание родственников

Хотел (а) ли бы ты узнать больше об истории своей семьи?

А) да – 45

Б) нет – 5

Рис. 3. Круговая диаграмма, демонстрирующая интерес к истории своей семьи

Генеалогическое древо рода Кышпанаковых

Рис. 4. Генеалогическое древо рода Кышпанаковых

Укрупненный фрагмент генеалогического древа рода Кышпанаковых

Рис. 5. Укрупненный фрагмент генеалогического древа рода Кышпанаковых

Просмотров работы: 158