Династия мурз Мамлеевых

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Династия мурз Мамлеевых

Мамлеев Д.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Спиридонова Е.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человек рождаеся на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» И, рассматривая фотографии в старом семейном альбоме, обращает внимание на выцветшие черно-белые фотографии незнакомых людей. Очень хорошо, если многие из нас задумываются о том, кто эти люди, которые занимают достойноре место на первых страницах «верного хранителя семейных тайн». Но многие из моих ровесников чаще всего могут просто безразлично перевернуть на следующую страницу, не вникая в важную память своей семьи. А ведь это наши предки, их кровь течет в наших жилах, и многие из них были славными людьми.

Мы стали рассматривать семейный архив. С фотографий на меня смотрели незнакомые люди. События, которые заставили затронуть меня эту тему, связаны с рассказом моего папы, о том, что наша фамилия Мамлеевы принадлежит к княжескому роду. Рассказав мне об этом, я задумался: «Кто я? Откуда мои корни? Кто мои предки?»

Так и началось изучение истории моей семьи, а, как и оказалось потом – истории страны.

Актуальность исследования очевидна, т.к. исторические события совершаются людьми, а становление личности происходит в семье. Ведь именно семья является частичкой общества, частью целого народа, частью страны. И, возможно узнав историю своей семьи, я буду лучше понимать историю своей страны.

Цель исследования: изучить и составить родословную семьи Мамлеевых, на основе исторических данных.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

Найти и изучить историю происхождения фамилии Мамлеев;

Выявить историческое развитие семьи Мамлеевых;

Найти след моих предков в исторических событиях страны;

Составить родословную на основе семейного архива и Уфимского научного центра Российской академии наук и ООО «Деловая династия»;

Доказать, что мои предки достойны внимания;

Провести классный час и анкетирование среди 5 классов.

Объект исследования: родословная семьи Мамлеевых.

Предмет исследования: исторические события страны в истории моих предков.

Гипотеза: Предполагаем, что изучение исторического происхождения и развития семьи Мамлеевых позволит составить подробную родословную семьи и узнать тайны моих предков.

Методы исследования: интервью, беседа, работа с архивными материалами, работа с семейным архивом, анализ научно-исторической литературы.

База исследования: архивы музея и семейный архив.

Теоретическая значимость состоит в следующем: собраны и систематизированы сведения о генеалогическом древе рода Мамлеевых, составлена родословная.

Практическая значимость заключается в возможности использования сведений на уроках истории и внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитанию.

I История страны в истории моих предков

I.1 История происхождения фамилии Мамлеевых

Мамлеевы - татарский княжеский род, происходящий от мурзы Мамлея, жившего в первой половине XVI в. Род князей Малеевых внесен в V часть родословной книги Пензенской губернии.

Фамилия Мамлеев ведет свое начало от мусульманского мужского имени Мамли (Мамлей), которое в переводе с персидского означает «полный, переполненный радостью», «абсолютно счастливый».

Начало этого древнего татарского рода теряется где-то в седой степи Дешт-и-Кипчака, а на русской службе предки Мамлеевых упоминаются уже в первой четверти XVII в.

В боярских книгах Мамлеевы именуются князьями. Этот титул сохранила семья Мамлеевых, принявшая православие. Из них новокрещены Алексей и Василий Никитичи Мамлеевы в жалованной грамоте царя Петра Алексеевича названы князьями. Их потомки признаны в российском княжеском достоинстве в родословной книге Пензенской губернии. Мусульманская ветвь этого рода, носившая титул мурз, продолжалась и в Уфимской губернии. Внук Чекаша Мамлеева - Аюкай принял православие в начале 17 века. Дети Аюкая именовались уже князьями на русской службе и создали православную ветвь. Другой сын Аюкая - Кодряк создал мусульманскую ветвь, как тогда называлась магометанская.

Существуют три архивных дела мурз Мамлеевых, одно – в Уфимском губернского архиве и два – в петербургском архиве Департамента Герольдии. Во всех трех делах Мамлеевы названы мурзами, а также в указе Императора Павла 1 мусульманская ветвь восстановлена в дворянское достоинство.

История татарских родов, утверждённых в княжеском достоинстве, рассматривается в III томе генеалогического издания «Дворянские роды Российской империи» под ред. С.В. Думина.

I.2 Историческое развитие семьи Мамлеевых

 Золотая Орда была, как и Россия, государством многоконфессиональным. Ислам сохранял сильные позиции в завоеванной монголами Средней Азии, в Поволжье (на территории разгромленного ордынцами Булгарского государства). Но создатели Золотой Орды, первые Чингизиды, были язычниками, почитателями монгольских родовых богов; и самому их роду традиция приписывала божественное происхождение. Были среди монголо-татар, в том числе и высшей знати, христиане-несториане, последователи одной из неканонических ветвей христианства, распространившейся в Азии. К моменту монгольского нашествия христиане встречались и среди половцев (православным был половецкий хан Юрий, один из участников битвы при Калке в 1223 г.). Эту же религию исповедовали и некоторые члены правящей ордынской династии, и даже правители Золотой Орды, например, хан Сартак, сын Батыя. Его преемник Берке (1255-1266) был первым ханом-мусульманином, но лишь через несколько десятилетий, в правление хана Узбека (1313-1342) ислам был объявлен господствующей религией и стал активно насаждаться среди подвластных народов. Процесс насильственной исламизации встретил довольно сильное противодействие, в том числе и среди татарской аристократии; но хан Узбек, жестоко подавив заговор золотоордынских эмиров, сумел утвердить свою волю. Именно нежеланием многих представителей старой татарской знати принять ислам часто объясняют массовый выезд ордынских мурз в XIVв. на службу к русским князьям, - в Москву, Рязань, Тверь.

 Одним из районов с развитым татарским землевладением был Темниковский уезд. Здесь в 1678 г. упоминается 294 татарских князей и 239 мурз.

Татарский княжеский род. Одна из ветвей рода к концу XVII в. исповедывала православие. Из них известны Александр Аюкаевич, Алексей и Василий Никитичи Мамлеевы, из которых первый именовался мурзой, а двое последних - князьями. Родоначальник рода Чекаш мурза Мамлеев. В начале XVII в. поместье Чекаша мурзы находилось в д. Ефаево Темниковского уезда. Позднее земельные владения мурз Мамлеевых находились также в деревнях Ирсит и Торопово того же уезда. К 1713 г. у Битея Умирова и Ислана Утекеева детей Мамлеевых в деревнях Старое Княжево и Старое Юнеево Саранского уезда (ныне Республика Мордовия) имелись три крестьянских двора. В XVIII в. весь многочисленный род Мамлеевых проживал в д. Енаково (Тарханское) Краснослободского уезда Пензенской губернии (ныне Республика Мордовия), где они и были положены в подушный оклад после указа Петра I о крещении помещиков - магометан. В конце XVIII в. большая часть рода мурз Мамлеевых переселилась в Оренбургскую губернию, где они обосновались в деревнях Буздяк (по договорам от 13 января 1805 и 30 июля 1820 гг.), Шланлыкулево (ныне Буздякский район Республики Башкортостан), Каргалы (ныне Благоварский район РБ), Бакаево (поселились по договору с башкирами от 10 июля 1825 г.), Мавлютово (ныне Кушнаренковский район РБ), Новая Муртаза (ныне Чекмагушевский район РБ). В дворянстве Мамлеевы-мусульмане утверждены по указу Сената от 19 ноября 1797 г. и внесены в дворянские родословные книги Оренбургской губернии. В Краснослободском уезде Пензенской губернии мурзы Мамлеевы (Ханбек Надыршин, князь Абубакир Абдуллин, Рамазан Сеитов) были внесены во II, V, VI части дворянской родословной книги Пензенской губернии. Одна из православных ветвей рода определениями Правительствующего Сената от 24 августа 1839 г. и 22 февраля 1855 г. внесена в V часть дворянской родословной книги и признана в княжеском достоинстве.

Из рода Мамлеевых наиболее известны: Сюнчалей, помещик Темниковского и Кадомского уездов (крестьян и бобылей 16 душ); Енбай, помещик Темниковского уезда, поместный оклад 400 четвертей; Кодряк, на службе с 1662 г., помещик Темниковского, Касимовского и Саранского уездов (10 дворов крестьян и бобылей); Ибрагим (ок. 1668-?). За некрещение по указу за 1713 г. у него были отписаны шесть душ крестьян из с. Вервели Темниковского уезда; Иванаш за некрещение по указу за 1713 г. у него были отписаны 11 душ крестьян из с. Дмитриевское Верхне-Ломовского уезда.

Мамлей - это имя мурзы, перешедшего на российскую службу из Золотой Орды. Сын мурзы Мамлея - Енак, в свое время был одним из военачальников темниковских мурз, имел крупные земельные владения и многочисленные дворы русских крепостных крестьян. Он основал деревню Енаково, или Тарханское, за которой осталось его имя. Находится она в бывшей Пензенской губернии.

Сын мурзы Енака Мамлеева - Аюкай служил на службах в разных городах, в Мензелинском полку боярина и воеводы князя Ф.Ф. Волконского; в Шешенском полку стольника и воеводы Матвея Пушкина; в Казани в полку боярина и воеводы князя С. Куракина; под Симбирском в полку боярина и воеводы князя Ю.Н. Барятинского да в Нижнем Ломове в полку стольника и воеводы П. Сомова; на Дону в полку стольника и воеводы князя П.И. Хованского.

Земли, принадлежавшие Енаку мурзе Мамлееву, были разделенные в 1627 г. между его четырьмя сыновьями - Сюнгалей, Сюмбай, Ембай и Аюкай мурзы. (Приложение 1)

По этому разделу только одному брату Сюнгалею достались крепостные дворы в Темниковском уезде в д. Наеве и в д. Ирсите; в Кадомском уезде в одном селе Торопове всего крестьян и бобылей мужского полу 16 душ, с их семействами. Исходя из этого, мы видим, что у Енак мурзы Мамлеева было 64 мужские души русских крепостных с их семействами, по тем временам, если учесть, что в начале XVII в. вообще населения в тех краях было мало, такое владение являлось, на мой взгляд, довольно значительным. Земли, принадлежавшие Енак мурзе Мамлееву и разделенные между его четырьмя сыновьями, составляли 692 четверти в разных деревнях и урочищах. Это крупное земельное владение, и можно утверждать, что среди татарских мурз Мамлеевы были весьма владетельными дворянами и влиятельными людьми, потому что величина земельных владений и влиятельность рода в ту далекую эпоху были взаимно связанными.

В дальнейшем род Мамлеевых быстро разрастался, и поместья их делились и мельчали. Поэтому к владениям, полученным в наследство от Енака мурзы Мамлеева, в придачу к измельчавшим поместьям они получали и дополнительные царские пожалования земель и крепостных.

Таким образом, можно утверждать, что мурзы Мамлеевы по сравнению с другими татарскими князьями и мурзами были довольно состоятельны, их земли были обширны.

Помимо привлечения на свою сторону магометанского духовенства, одним из шагов по привлечению мусульманской элиты на сторону властей стал указ правительства Екатерины II от 22 февраля 1784 г. «О позволении князьям и мурзам татарским пользоваться всеми преимуществами российского дворянства». В преамбуле документа отмечается, что среди князей и мурз, оставшихся «в магометанском законе, находятся такие, коих предки за их верную Всероссийскому престолу службу получили от высоких предков наших жалованные грамоты и поместные дачи и другие неоспоримые доказательства, что служба и состояние их были равными с прочими благородными». При этом правительство, следуя букве законодательных актов XVII — начала XVTII вв., направленных против помещиков «басурманской веры», оговаривает запрещение дворянам-мусульманам «покупать и приобретать крепостных или подданных христианского исповедания коими никто в империи нашей не будучи в христианском законе пользоваться не может». Значимым событием для татарской элиты стал и указ от 1 ноября 1783 г., по которому разрешался прием на военную службу и награждение офицерским званием татарских мурз и «чиновных людей». В этом указе, впрочем первоначально, также было оговорено ограничение - выше звания премьер-майора мусульманин подняться тогда не мог. С этого времени начинается новая история татарского привелигированного сословия.

I.3. Участие моих предков в военных событиях прошлых лет

Исторические события последних трех столетий остро коснулись нашего рода и семьи. Основной обязанностью служилых татар была военная служба. Служилые татары, так же как и дворяне и дети боярские, входили в состав поместных войск. Ведя хозяйство на территории своего поместья или вотчины, они в случае военной опасности или же восстаний должны были являться на службу вместе со своими слугами, количество которых зависело от величины поместных земель.

В войне 1812 года также участвовало много представителей нашей фамилии. Прапорщик Мингрельского пехотного полка Абляс Мамлеев, именуемый в военных сводках Мамлеев 2. Штабс-капитан 18 Егерского полка Хамидулла Мамлеев, названный в военных сводках Мамлеев 5-й. В бою под Магдебургом отличился краснослободский штабс-капитан Мансур Мамлеев. За храбрость он был награжден орденом Св. Анны 2 степени.

В Крымской войне 1853 -1856 гг. среди участников обороны Севастополя были прапорщик князь Мамлеев 1-й и поручик князь Мамлеев 2-й.

Князья Мамлеевы всегда были видными представителями татарской интеллигенции. В конце XIX в. Салих мурза Ханмурзин сын Мамлеев был ответственным секретарем Духовного собрания мусульман Европейской части России, в сущности – вторым человеком после председателя – муфтия.

Но привратности нашей отечественной истории не обошли стороной и нашу семью, как и многих представителей нашей Родины. Вот уже прошла Первая Мировая война, свершилась Революция и встал вопрос перед многими представителями интеллигенции офицерства, мещан, о выборе той или иной стороны в той страшной Гражданской войне. И вот среди Колчаковских офицеров вынужден эмигрировать за границу мой двоюродный прапрадед поручик артиллерии Мамлеев Ибрагим Фазлы Ахметович, но и там он преданно и беззаветно любит свою Отчизну. Он избирался председателем общины тюрко-татар г. Шанхая, несколько раз был служащим русскоязычной газеты «Слово», основал первую татарскую широковещательную ассоциацию.

Согласно архивным данным вековые деяния рода Мамлееых проявляются на службе Российского Государства.

II Моя семья достойна внимания

II.1 Родословная мурз Мамлеевых

Для того чтобы составить генеалогическое древо моей семьи, я поговорил с родственниками по отцовской линии. Вместе мы смогли составить родословную до 2 колена (Приложение 2).

Последним кого я мог знать на тот момент - это был мой дедушка и его братья. Дедушка рассказывал, что в семейном архиве было свидетельство о дворянском достоинстве. Но со временем оно затерялось. Нами был сделан запрос в Татарское Дворянское собрание, в Российский государственный исторический архив, архив древних актов, комиссию Герольдии меджлиса татарских муз на получение свидетельства о дворянском достоинстве. (Приложение 3)

В своем обращении мы объяснили, что пишем научно-исследовательскую работу «Династия мурз Мамлеевых». В рамках данной работы, попросили помочь восстановить и подтвердить, если это возможно, какие-нибудь сведения или документы (свидетельство, родословная потомков, дело мурз Мамлеевых) о принадлежности к дворянскому сословию. Прочтя книгу Максата Мамлеева, Рашита Мамлеева Каргалинские корни там говорилось о представителе фамилии мурз Мамлеевых – Мамлеева Талгата Абдулхаировича (наш отец, дед). Со слов моего деда - Мамлеева Талгата Абдулхаировича к нему приходили письма от Татарского дворянского собрания, но они, к сожалению не сохранились.

К нам пришел ответ от Герольдии Татарского дворянского собрания, что родословная Мамлеевых есть,  приезжайте, посмотрите, есть ли Ваша ветвь. Как правило, каждый род сам создает таковую по архивным данным. (Приложение 3). Для начала мы, по их совету, посетили по интернету электронный архив материалов нашей республики на базе Госархива РБ. Там отражены Ревизские сказки. Поискали свои корни, кроме деда. И увидели, что продлена ветвь по мужской линии от основоположникадо сегодняшнего дня. (Приложение 4)

Далее мы обратились к своему старейшине Мамлееву Рашиту Фаритовичу, это автор кн. "Каргалинские корни" и старейшине второй автор-Мамлеев М.Ш. Нам была назначена встреча. 26 января 2016 наша семья была приглашена в секретариат Герольдии Татарского дворянского собрания, который расположился по адресу: г. Уфа, ул. Ленина,58.

После этого мы с семьей отправились в Уфу в архив. Мы оставли заявку на составление генеалогического древа моей семьи и на восстановление Свидетельства о достоверности родословной мурз Мамлеевых. Нам позвонили и пригласили с семьей в Госархив Республики Башкортостан. В официальной и торжестенной обстановке нашей семье было вручено Свидетельство о достоверности родословной мурз Мамлеевых (шежере Мамлеева Абдулхаира Баяновича) из д. Зиреклибаш (Каргалы) Благоварского района Республики Башкортостан (Приложение 5), Родословная (шежере) (Приложение 6).

Родословная Мамлеева Абдулхаира Баяновича составлена на основе архивных материалов и научных источников сотрудниками Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук и ООО «Деловая династия». Достоверность сведений, указанных в нашей родословной, архивными материалами подтверждается. (Приложение 7,8,9,10,11,12)

Хочется немного рассказать о гербе семьи Мамлеевых.

В одной из поездок моего отца в город Санкт-Петербург он случайно в музее увидел герб семьи Мамлеевых. (Приложение 13).

На родовом гербе князей Мамлеевых изображен щит, покрытый княжеской мантией. На щите в центре герба изображена золотая тамга. Сложная перекладина с кречетом-тамга принадлежала Менгу-Тимуру, внуку Чингисхана, чья ставка когда-то располагалась в Темниковских лесах. Именно Менгу-Тимур впервые дал младшему сыну Александра Невского Даниилу ярлык (разрешение) на правление Московским посадом и повелел, чтобы изловили беглых финно-угорских крестьян в окрестных подмосковных лесах да насильно поселили в том посаде на житие. На золотой тамге изображен белый кречет, символ чистоты и верности. Слева от тамги серебряный полумесяц. Тамга Менгу хана изображена у трех родов: Чингисовых, выходцев из Казахстана, польских князей Глинских, и Мамлеевых. Следует предположить, что они имеют общие корни и были на государевой службе по охране и пополнению казны.

Почему на гербе князей Мамлеевых и у Менгу-Тимура одинаковая тамга? На этот вопрос потомкам татарских князей еще предстоит найти ответ.

II.2 Корни отцовского рода Мамлеевых

Мои корни по отцовской линии очень представительны.

Мой родной дедушка Мамлеев Талгат Абдулхаирович - заслуженный учитель Башкирской АССР. После окончания Московской Сельскохозяйственной Академии им. Тимирязева был распределен и направлен в Кушнаренковский сельскохозяйственный техникум, где проработал заместителем директора, а в дальнейшем директором с 1962 по 2001 год. Свою вторую половину мой дедушка встретил во время учебы в городе Москва. Моя бабушка Александра Яковлевна, урожденная Герасеменок, родом с западной Белоруссии.

За время работы моего дедушки и его сослуживцев учебное заведение превратилось в одно из крупнейших и престижных в Республике Башкортостан. Материальная база отличалась и отличается не только современными учебными кабинетами, но и жилищно-спортивным комплексом. Был возведен новый комплекс техникума, учебный корпус на 900 учащихся, актовый зал на 450 мест, спортивный зал 30х16 метров, два типовых общежития на 500 мест, столовая на 200 мест, баня, центральная котельная, очистные сооружения, два 16-квартирных дома.

Кроме того, за эти годы и в последующие хозяйственным способом построено 30 благоустроенных квартир, детский сад-ясли на 100 мест, гараж на 20 автомашин, лаборатория по тракторам и сельхозмашинам в производственных условиях. Также была построена газовая котельная, газопровод протяженностью 4 км 200 м и газифицированы дома преподавателей и сотрудников. В этом году мы отпраздновали юбилей 85 лет со дня рождения моего дедушки. (Приложение 14).

Где бы не проходили службу, представители рода Мамлеевых везде и всегда они зарекомендовали себя как благородные и честные воины.

Родной брат моего дедушки Мамлеев Мидхат Абдулхаирович - летчик – истребитель. Он прошел Великую Отечественную войну с 1941 по 1945 гг. летчиком-инструктором и принимал участие в воспитании многих Советских летчиков асов. После войны дедушка Мидхат служил летчиком-испытателем и 1949 году, к сожалению, погиб при испытании самолета. Похоронен в городе Клин Московской области. (Приложение 15)

Младший брат дедушки Мамлеев Марат Абдулхаирович пошел по стопам старшего брата. В 50-е годы ХХ века он был призван на срочную службу, где пролетал стрелком-радистом в Морской Авиации 4 года. Дедушка Марат всю свою жизнь прослужил в гражданской авиации борт-инженером, а при выходе на пенсию проработал в известном аэропорту Кольцово города Екатеринбург (Свердловск). Он учавствовал во многих мероприятиях и операциях воздушного флота СССР. (Приложение 16)

Мой родной дядя Мамлеев Игорь Талгатович полковник таможенной службы. После окончания Башкирского Государственного Университета, проработал 1,5 года учителем в школе. После чего был направлен для прохождения службы в Государственный Таможенный Комитет. После окончания курсов на Российско-Финской границе г. Выборг был направлен в Республику Башкортостан, для создания регионального подразделения таможни в городе Туймазы. Был создан Туймазинский таможенный пост, которому в этом году исполнилось 25 лет. За время службы в таможенных органах было много сделано славных дел по обеспечению экономической безопасности нашего государства моим дядей и его сослуживцами. (Приложение 17)

Мой папа Вадим Талгатович Мамлеев призван в Вооруженные Силы Советского Союза «Морские части погранвойск КГБ СССР». Служил на «Сторожевом корабле» 205 «Проекта», минер–торпедист 1 класса. 24 октября 1991 года на основании приказа КГБ СССР уволен в запас. А в дальнейшем поступил на службу в «Государственный таможенный комитет», где дослужился до звания капитан таможенной службы. И по сей день, мой папа продолжает работать в околотаможенной сфере. (Приложение 18).

Изучая свой род с древних времен до нашего времени, представители рода Мамлеевых несли военную службу.

Военный должен быть статным, высокого роста, представительный. И на вопрос, который я задавал порой себе в кого я такой высокий я нашел ответ. Теперь я знаю о своих корнях, все для меня было ново. И я теперь понимаю, что мой род зарекомендовал себя только с хорошей стороны. Были в моем роду богатыри как я. Вот что значит порода. Может и я буду в будущем военным. Я обязательно должен сохранить и преумножить заслуги моего рода.

II.3 Классный час и анкетирование в 10 А классе на тему: «Знаю ли я родословную своей семьи?»

Изучив историю нашего рода, мы решили провести анкетирование, для выявления знаний у моих одноклассников о родословной своей семьи (Приложение 19). В анкетировании «Знаю ли я родословную своей семьи?» приняли участие 25 человек из 4»А» класса школы №4 г. Туймазы.

100% учащихся считают, что каждому человеку следует знать историю семьи и хотели бы больше узнать об истории своей семьи.

Все 25 человек знакомы с понятиями «родословная» и «семейное древо», 24 ученика составляли свое семейное древо. Но не все дети могут назвать самостоятельно своих родственников, только 14 человек владеют полной информацией о родственниках.

Полученные результаты были проанализированы и представлены в виде диаграмм (Приложение 20).

Мы провели классный час на тему: «Герб моей семьи» (Приложение 21) На классном часе дети составляли и рисовали герб своей семьи (Приложение 22). Цель классного часа – вызвать интерес к истории своего рода.

На классном часе ребятам была предложена памятка по составлению родословного древа своей семьи (Приложение 23).

Заключение

В истории каждой семьи, как в капле воды, отражается вся история Отечества. Вот и в истории моей семьи вы увидели глобальные исторические процессы: Золотая Орда, времена Петра I, Отечественная война1812 года, Крымская война, Первая мировая война, Гражданская война, Великая Отечественная война, советский период, становление таможенного дела в Туймазах. Это отражение индивидуально, уникально и должно быть сохранено. Поэтому так необходимо знать и интересоваться своей историей, своим прошлым, чтобы не прерывалась та важная жизненная нить, которая связывает поколения.

Моя работа состояла из нескольких этапов.

Вначале, я самостоятельно собрал и систематизировал седения о себе и ныне живущих родственниках. Потом начались поиски о своих предках в архивах.

В ходе моего исследования были получены следующие теоретические результаты: новые знания следующего характера:

Мамлеевы - татарский княжеский род, происходящий от мурзы Мамлея, жившего в первой половине XVI в. Род князей Малеевых внесен в V часть родословной книги Пензенской губернии. Родоначальник рода (наша ветвь) Чекаш мурза Мамлеев. В начале XVII в. поместье Чекаша мурзы находилось в д. Ефаево Темниковского уезда.

Таким образом, можно утверждать, что мурзы Мамлеевы по сравнению с другими татарскими князьями и мурзами были довольно состоятельны, их земли были обширны.

Далее была работа с архивными документами.

В ходе исследования были получены практические результаты:

Родословная мурз Мамлеевых по мужской линии от основоположника (Чекаш Мамлеев) до сегодняшнего дня составлена. Достоверность сведений, указанных в нашей родословной, архивными материалами подтверждается

Я определил новую задачу в процессе исследования:

Почему на гербе князей Мамлеевых и у Менгу-Тимура одинаковая тамга? На этот вопрос потомкам татарских князей еще предстоит найти ответ.

Таким образом, на основании проведенного исследования и полученных результатов были сделаны следующие выводы:

- Цель и задачи достигнуты.

- Гипотезапредположение, что изучение исторического происхождения и развития семьи Мамлеевых позволит составить подробную родословную семьи и узнать тайны моих предков - подтвердилась.

- Составлена подробная родословная мурз Мамлеевых по мужской линии от основоположника (Чекаш Мамлеев) до сегодняшнего дня.

Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:

- возможность использования сведений на уроках истории, внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитанию современной молодежи;

- пропаганда такого нового направления исторических исследований, как историческая антропология.

Куда бы не забрасывала судьба моих предков и родственников, хочется сказать главное - во все времена для них были самыми главными ценностями: порядочность, богатство, честность и любовь к Родине. Я очень горжусь своими родными и предками. Мы как маленькие листочки разбросаны по всей Земле, но каждый из нас собирается в огромную ветвь. Ветвь - это семья, и чем больше ветвей, тем сильней крона дерева, ведь древо в каждом из нас - это наш род.

У меня есть братья и сестры Максим, Эмма, Яна, Денис, Марк. Наше дерево будет пополняться новыми листочками, я верю, мы все будем гордиться нашими предками. Чем больше крепких деревьев среди народов, национальностей, тем крепче наша Родина.

Тезаурус

Генеалогия (греч.genealogia – родословная) – историческая дисциплина, занимающаяся изучением родословных и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц и выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц.

Генеалогическая информация – сведения о родственных связях жизни и деятельности родственников.

Генеалогический источник – исторический источник, где имеется информация о родственных связях, жизни и деятельности близких и дальних родственников. Генеалогические источники бывают устные, письменные и вещественные.

Генеалогическая легенда – это сказочные, приукрашенные, вымышленные или исторические рассказы, предания, обычно о родоначальнике или о далеких предках.

Поколение – это совокупность родственников одной степени родства по отношению к общему предку.

Род – это ряд поколений, круг семей, происходящих от одного предка, родоначальника.

Родоначальник – предок, с которого ведет свое начало род.

Родословие – история рода, генеалогия.

Родословная – перечень поколений одного рода, содержащий указания на происхождение и степень родства.

Родословное дерево – генеалогическая таблица, изображающая разветвления рода в форме дерева.

Родословный счет – средняя разница в возрасте между поколениями.

Восходящая генеалогическая таблица – генеалогическая таблица, объектом исследования которой является то лицо, о предках которого собираются сведения, с него начинают, а затем уже идут по восходящим ступеням и коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д.

Нисходящая генеалогическая таблица – таблица, которая начинается с родоначальника и доводится до современности.

Поколенная роспись - это родословная, систематический перечень поколений одного рода.

Метрические свидетельства – документы о рождении, браке, смерти.

Официальный документ – правительственный или должностной документ, исходящий из органов власти, должностных лиц.

Воспоминание – воспроизведение в памяти предшествующих событий.

Шежере – родословная, генеалогия.

Список использованной литературы

Максат Мамлеев, Рашит Мамлеев Каргалинские корни – Уфа, 2003-429с.

Мартышин, В.С. Твоя родословная: Учебное пособие. – М.: Школьная пресса, 2010

Онучин, А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. - Пермь: Изд. Ассоциации генеалогов-любителей, 2012

Серков, В.Т. В потоке времени. – Курган, 2005

Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. М., 2014

Моя родословная. Учебное пособие для начальной школы. Автор – составитель В.С. Василевская. М.: Вита-Пресс, 2009

Новый энциклопедический словарь т.25. Луб - Мах, с. 579

Габдуллин И.Р. От служилых татар к татарскому дворянству 2006 г., Издательство: ВИНИТИ ISBN

Подшивка газет Дворянский вестник (Морзалар хэбэрчесе) – татарское дворянское собрание г. Уфа

Хранители державной тамги: - Уфа: Август, 2009-104с.

Бычкова, М.Е. «Что значит именно родные…». М., 2010

Бычкова, М.Е. Родословные книги XVI-XVII вв. как исторический

источник. М., 2005

Интернет-ресурсы:

http://ufagen.ru/books/gabdullin/lastnames/mamleev

http://gruzdoff.ru/wiki/Мамлеевы

https://ru.wikisource.org/wiki/НЭС/Мамлеевы

http://ru.rodovid.org/wk/Запись:646269

Приложение 1

Ближайшие предки и потомки рода Мамлеевых

Дети Внуки

 

Мамлей

Енак Мамлеев

Аюкай Мамлеев

Ембай Мамлеев

Сюмбай Мамлеев

Сюнгалей Мамлеев

Приложение 2

Корни отцовского рода Мамлеевых

 

Мамлеев Талгат Абдулхаирович

(мой дедушка)

Мамлеев Мидхат Абдулхаирович

(брат дедушки)

Мамлеев Вадим Талгатович

(мой папа)

 

Мамлеев Марат Абдулхаирович

(братишкадедушки)

 

Мамлеев Игорь Талгатович

(брат моего папы,

мой дядя)

 

Мамлеева Яна Игоревна

(дочь дяди,

моя двоюродная сестра)

Мамлеев Денис Игоревич

(сын дяди,

мой двоюродный брат)

Мамлеев Марк Игоревич

(сын дяди,

мой двоюродный братишка)

Мамлеев Данил Вадимович

Мамлеева Эмма Вадимовна

моя сестренка

Мамлеев Максим Вадимович

мой братишка

Приложение 3

ЗАПРОС

Уважаемый Ирик Масгутович!

К Вам обращается семья Мамлеевых. Наши дети в школе пишут научно-исследовательскую работу «История семьи в истории страны». В рамках данной работы, просим Вас помочь восстановить и подтвердить, если это возможно, какие-нибудь сведения или документы (свидетельство, родословная потомков, дело мурз Мамлеевых) о принадлежности к дворянскому сословию. В Книге Максата Мамлеева, Рашита Мамлеева Каргалинские корни – Уфа, 2003-429с. говорится о представителе фамилии мурз Мамлеевых – Мамлеева Талгата Абдулхаировича (наш отец, дед). Со слов Мамлеева Талгата Абдулхаировича к нему приходили письма от Татарского дворянского собрания, но они, к сожалению не сохранились.

С уважением Мамлеев Вадим Талгатович

Тел. 8-9177855175 электронный адрес: avtotranzitt@mail.ru

 

Уважаемый Вадим Мамлеев!

Родословная Мамлеевых есть,  придите, посмотрите, есть ли Ваша ветвь. Как правило, каждый род сам создает таковую по архивным данным. В настоящее время вы можете посетить по интернету электронный архив материалов нашей республики на базе Госархива РБ. Там отражены Ревизские сказки. Поищите своих, кроме деда. И продлите ветвь по мужской линии от основоположникадо сегодняшнего дня.

Если есть желание посетить офис, обратитесь предварительно к своему старейшине Мамлееву Рашиту Фаритовичу, это автор кн. "Каргалинские корни" и старейшина рода (тел. 8917 7759 332). Второй автор-Мамлеев М.Ш. тел.8987 01 77 041и назначьте встречу лично сами. Обычно приемный день вторник с 11 до 15ч. Но повторяю, сначала созвонитесь с вышеуказанными лицами.

Секретарь Герольдии ТДС кн. Кудашева В.М.

Приложение 4

Родословная рода Мамлеевых

I поколение: 1. Чекаш Мамлеев

II поколение: 2/1. Токаш 3/1. Шамай (Ишмай) 4/1. Енак
III поколение: 5/2. Бегиш 6/3. Емай 7/4. Сюнчалей 8/4.Беркай 9/4. Сюнбай 10/4.Аюкай 11/4.Енбай

IV поколение:12/5. Ишмамет 13/5. Будалей (ок. 1695-?) 14/5. Тимралей 15/6. Досай (ок. 1672-?) 16/7. Мамадалей 17/7. Умряк 18/10. Кодряк 19/10. Айдар 20/10. Ибрагим (ок. 1668-?) 21/10. Умряк 22/11. Сафар 23/11. Иванаш 24/11. Мустай

V поколение:25/13. Курамша (1722-?) 26/15. Биктемир 27/16. Утямыш 28/17. Биктемир (Битей) 29/18. Миряс 30/21. Касбулат (ок.1693-?) 31/21. Резяп 32/22. Бегай (ок.1693-?) 33/22. Ждан (ок. 1695-?) 34/23. Смайл (ок. 1715-?) 35/24. Курмаш (ок. 1665-?)

VI поколение:36/25. Рамазан (1748-?) 37/25. Якуп (1758-?) 38/26. Абдрахман (1744-?) 39/27. Ислам 40/29. Ибрагим (ок. 1651-?) 41/29. Ромай 42/30. Сеит (1735-?) 43/30. Уразай 44/30. Уразмамет (1743-?) 45/30. Ногайбек (1744-?) 46/31. Алей (1730-?) 47/32. Алей (1725-?) 48/32. Якуп (1723-?) 49/33. Шабан (1710-?) 50/33. Семеней (1714-?) 51/34. Сеит 52/34. Арслан (1739-?) 53/34. Мурсалим (1759-?) 54/35. Адильша (ок.1680-?)

VII поколение: 55/36. Ханбек (1734-?) 56/38. Ханмурза (1768-?) 57/39. Бекмамет 58/39. Мухай 59/39. Илюк 60/39. Ханей 61/40. Юнус (ок. 1708-?) 62/40. Ханей 63/42. Рамазан (1757-?) 64/42. Батырша (1757-?) 65/44. Адикай (1773-?) 66/44. Аюкай (1775-?) 67/44. Бекмурза (1777-?) 68/44. Хантей (1779-?) 69/46. Мангут (1764-?) 70/46. Мукмен(1768-?) 71/46. Бурхан (1777-?) 72/46. Максют (1782-?) 73/48. Аюп (1745-?) 74/48. Аит (1753-?) 75/49. Мамай 76/49. Курамша (1740-?) 77/50. Мурсалим (1742-?) 78/50. Асей (1743-?) 79/50. Абдрахман (1754-?) 80/50. Абдулкарим 81/51. Шариф (1761-?) 82/51. Курмай (1770-?) 83/52. Надырша (1758-?) 84/52. Асян (1761-?) 85/54. Байбек (1710-?)

VIII поколение: 86/57. Бекберя (1737-?) 87/58 Ногай (1741-?) 88/59. Алмай (1741-?) 89/60. Тимербулат (1749-?) 90/60. Абдул (1757-?) 91/61. Якуп (1727-?) 92/61. Юсуп 93/62. Аит (1741-?) 94/62. Усеин (1745-?) 95/62. Бадамша (1749-?) 96/62. Мусал (1753-?) 97/62. Мустафа (1759-?) 98/63. Халиль (1774-?) 99/63. Ханбек (1778-?) 100/63. Еналей 101/70. Муслим (1799-?) 102/70. Абдрахман (1817-?) 103/70. Фаткулла (1817-?) 104/70. Азамат (1818-?) 105/75. Юмагул (1750-?) 106/75. Аблай (1764-?) 107/76. Башир (1756-?) 108/76. Абдулсалям (1768-?) 109/77. Якуп (1758-?) 110/77. Надырша (1762-?) 111/77. Сулейман (1767-?) 112/78. Абузяр (1778-?) 113/78. Шайхатар 114/80.Шангарей 115/80. Миннибай 116/80. Габдулсаттар 117/80. Габдулгафар 118/80. Рамазан 119/81. Хамит 120/83. Валиша (1777-?) 121/83. Ханбек (1782-?) 122/83. Ахмер 123/85. Хансвер (1735-?) 124/85. Махмут (1741-?) 125/85. Мамадали (1742-?)

IX поколение: 126/87. Салей (1772-?) 127/87. Ханислам (1774-?) 128/87. Мансур (1776-?) 129/88. Яхья (1768-?) 130/89. Муртаза (1770-?) 131/91. Бахти (1748-?) 132/91. Мусай 133/91. Ахмет (1760-?) 134/92. Абдюк (1742-?) 135/92. Усеин (1746-?) 136/92. Юмакул 137/92. Асеин (1748-?) 138/92. Мамет (1751-?) 139/93. Адильша (1765-?) 140/93. Абдулша (1771-?) 141/93. Усман 142/94. Мухамет (1780-?) 143/95. Сеитяфар 144/95. Абдулкарим (1776-?) 145/95. Арслангарей (1814-?) 146/99. Мамет 147/99. Хайбулла 148/99. Абляз 149/99. Абдрахим 150/101. Ибрагим 151/105. Абдулхаир (1770-?) 152/105. Ягуда (1772-?) 153/105. Ибрагим 154/109. Ибрагим (1780-?) 155/112. Бекбулат 156/115. Зигангир 157/116. Мухамет 158/116. Идрис 159/116. Ахмет 160/117. Сеитгарей 161/117. Иблиамин 162/117. Салимгарей 163/118. Гизатулла 164/118. Исмагил 165/118. Фаррах 166/118. Самигулла 167/118. Юнус 168/118. Ризван 169/119. Абдулхалим 170/119. Абдрафик 171/120. Габейдулла 172/120. Хисматулла 173/120. Назмутдин 174/122. Фаткулла 175/123. Ногай (1772-?) 176/123. Аббас (1772-?) 177/124. Янмурза (1774-?) 178/125. Ягуда (1778-?)

Х поколение:179/127. Сеит (1806-?) 180/127. Ефар (1815-?) 181/129. Нуркай (1794-?) 182/131. Мангут (1770-?) 183/131. Сайфора (1780-?) 184/133. Ибрагим 185/133. Абдулла (1803-?) 186/133. Асадулла (1806-?) 187/134. Мухай (1766-?) 188/135. Ефар (1774-?) 189/135. Илюш (1778-?) 190/135. Улубек (1780-?) 191/137. Азамат. (1786-?) 192/138. Абдращит (1797-?) 193/138. Наврузгали (1806-?) 194/139. Савандер 195/140. Асадулла (1814-?) 196/141. Абдрезяк (1792-?) 197/144. Курамша (1789-?) 198/144. Низамутдин (1801-?) 199/144. Бухаретдин. (1805-?) 200/144. Сейфутдин (1809-?) 201/144. Шамсутдин (1811-?) 202/151. Рахматулла 203/153. Рахим 204/153. Абдулкарим 205/153. Абдулгалим 206/155. Ибрагим 207/163. Хабибулла 208/168. Сиразетдин 209/168. Гильван 210/168. Гилязетдин 211/171. Калимулла 212/171. Валиулла 213/171. Файзулла 214/171. Хайрулла 215/171. Хабибулла 216/172. Габдулхалик 217/172. Ибатулла 218/172. Хабибулла 219/172. Назмутдин 220/174. Ибрагим
 XI поколение:221/179. Сабит 222/179. Абсалих 223/181. Сейфутдин 224/181. Фаткулабрар (1818-?) 225/181. Салих (1826-?) 226/186. Иигматулла 227/186. Тухватулла 228/187. Вайет (1786-?) 229/187. Субханкул (1799-?) 230/189. Резяп (1807-?) 231/189. Сафаргили 232/191. Хисматулла (1809-?) 233/192. Мигран 234/192. Масалим 235/193. Нурмухамет 236/193. Шагиахмет (1835-1945) 237/196. Амирхан (1811-?) 238/197. Мухаметзян 239/197. Бадретдин (1812-?) 240/197. Ахметзян 241/198. Салимгарей 242/198. Мухаметгарей 243/198. Сеитгарей 244/199. Асфандияр 245/199. Зейнур 246/199. Зинатулла 247/201. Нигматулла 248/201. Шагимардан 249/201. Шагибек 250/201. Сейфутдин 251/212. Идиятулла 252/213. Калимулла 253/214. Набиулла 254/216. Асфандияр 255/216. Сулейман

XII поколение:256/228. Мухаметсадык 257/229. Ханбек 258/233. Лаян 259/234. Мамалим 260/236. Мухаметша (1876-?) 261/236. Хазиахмет (1884-1960) 262/236. Камалетдин (1893-1978) 263/236. Шарафутдин (1895-1944) 264/236. Гизетдин (1900-1982) 265/238. Сафиулла 266/238. Халиулла 267/239. Юнус 268/239. Юсуп 269/240. Габдулла 270/240. Исмагил 271/240. Ахметша 272/240. Калимулла 273/241. Батыргарей 274/242. Давлетгарей 275/243. Хусейн 276/244. Науширван 277/244. Ризван 278/244. Салигаскар 279/244. Шагибек 280/246. Рахматулла 281/246. Нигматулла 282/246. Гизатулла
 XIII поколение:283/256. Сабит 284/257. Шайхелислам 285/257. Шагибек 286/257. Шагикасим 287/260. Хасан (1905-1945) 288/260. Хусаин (1908-1983) 289/260. Гумер (1916-1939) 290/261. Асхат (1922-1945) 291/263. Талгат (1923-1942) 292/263. Рифгат (1925-1986) 293/263. Рафик (1929-1983) 294/263. Максат (1933) 295/263. Назиб (род. 1936) 296/263. Раиль (род. 1940. 297/264. Нур (род. 1925) 298/264. Дан (род. 1930)

Приложение 5

Приложение 6

Г енеалогическое древо моей семьи

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение10

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Мамлеев Талгат Абдулхаирович

(мой дедушка)

Приложение 15

Мамлеев Мидхат Абдулхаирович

(брат дедушки)

Приложение 16

Мамлеев Марат Абдулхаирович

(братишкадедушки)

Приложение 17

Мамлеев Игорь Талгатович

(мой дядя, брат моего папы)

Приложение 18

Мамлеев Вадим Талгатович

( мой папа)

Приложение 19

Анкета

участника исследования

«Знаю ли я родословную своей семьи?»

Как ты считаешь, каждому человеку следует знать историю своей семьи?

Да

Нет

Не знаю

Многих ли своих родственников ты можешь назвать самостоятельно, без помощи родителей, бабушек и дедушек?

Всех

Мало

Ни одного

Знаешь ли ты, что такое родословная?

Да

Нет

Что такое семейное древо?

не знаю

знаю, но я не составлял(а) его

знаю и я составлял(а) его

Хотел(а) ли бы ты больше узнать об истории своей семьи?

Да

Нет

Приложение 20

Результаты исследования

Приложение 22

Рисунки детей «Герб семьи»

Приложение 23

Памятка

по составлению родословного древа своей семьи

Просмотров работы: 119