Каша из топора

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Каша из топора

Козлова П.А. 1
1МОУ ИРМО "Марковская СОШ"
Киркина Ю.И. 1
1МОУ ИРМО "Марковская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность проекта: Тема моего исследования посвящена кашам. Казалось бы, ничего нет проще каши и всё о них уже известно, добавить нечего. Но, во втором классе я открыла для себя новые знания.

На уроке родного (русского) языка «Каша – кормилица наша» я узнала из какого зерна получаются разные крупы, и какие из них можно приготовить каши. Немного позднее на уроке литературного чтения в разделе «Устное народное творчество» мы познакомились с русской народной сказкой «Каша из топора». Мне стало интересно, как и из чего была сварена сказочная каша.

Проблема проекта: В сказке подробно рассказывается как солдат варил кашу. Не рассказывается только, какую крупу «принесла из чулана старуха». Интересно, из какой крупы получилась каша?

Гипотеза: Предполагаю, что смогу узнать состав каши.

Цель проекта: определить из какой крупы сварил «кашу из топора» солдат.

Задачи проекта:

1. Узнать, какие каши варили в старину на Руси.

2. Изучить предполагаемые виды круп, из которых могла быть приготовлена «солдатская» каша.

3. Сварить кашу по рецепту из сказки, снять видеоролик.

4. Узнать о влиянии каши как продукта для человека.

5. Провести анализ, сделать выводы.

6. Рассказать о своём проекте, продемонстрировать видеофильм.

Краткий обзор используемой литературы и источников: Сначала я прочиталаучебники, затем ознакомилась с информацией в детской энциклопедии. Книг о том, как жили на Руси много, но, почти во всех, рассказывается только о важных событиях и героях. Чем питались и что сеяли на поля мало где рассказывается. О том, как жили простые люди я узнала из электронных ресурсов интернета.

Ресурсы проекта:

Информационные: литература, электронные ресурсы сети интернет.

Материальные: различные виды круп.

Трудовые: помощь родителей в организации съёмки и монтажа видеофильма.

Сроки разработки и реализации проекта:

Первый этап –ноябрь 2021 года. Уточнение проекта, составление плана.

Второй этап –декабрь 2021 года. Изучение теоретического материала.

Третий этап –январь 2022 года. Практический этап.

Четвертый этап – февраль-март 2022 года. Подведение итогов.

Степень изученности данной темы: Проектов с названием «Каша из топора» в интернете встречается очень много. Есть даже выпуск «Галилео» на эту тему. Но, я решила пойти своим путём. Мне пришло в голову, что можно сопоставить текст сказки с историческими событиями и решить проблему.

Объект исследования: информация о различных видах круп, используемых в разное время на Руси.

Предмет исследования: определение крупы из которой можно сварить «кашу из топора».

Методы исследования:

1.Изучение литературных источников, электронных ресурсов интернета.

2.Анализ и обобщение информации из истории «кашеварения» на Руси.

3.Исторический метод экспериментально-теоретического уровня (видеосъемка в условиях, приближенных к проблеме проекта).

Структура работы: Проект состоит из двух частей: теоретической и практической. Теория знакомит нас с общим определением «каши», рассказывает о значимости этого кушанья в рационе русского народа. Проект знакомит нас с историей «кашеварения» на Руси, рассказывает о пользе злаков для организма человека.

В практической части проводится исследование с опорой на текст сказки. Путём анализа текста, сопоставления разных исторических событий проводится соответствие по времени популярности разных круп и возможности их использования солдатом в сказке «Каша из топора». Даётся описание видеофильма – продукта данного проекта.

Теоретическая значимость: изучение своего исторического наследия.

Практическая значимость: с помощью видеофильма познакомить окружающих с историей своей Родины; научиться варить кашу.

Характеристика личного вклада: Я изучила информацию о истории земледелия в России, прочитала сказку, задумалась о том, когда могли произойти события. Предположила, что события могли произойти в середине 17 века.

Основная часть

Теоретическая часть

Что такое каша?

Если заглянуть в словарь Ожегова, то можно узнать, что каша – это кушанье из сваренной и запаренной крупы. [5]. В Википедии сказано, что каша это одно из основных блюд русской кухни, уступает по распространенности только щам. [6]. Русская народная пословица гласит «Щи да каша - пища наша».

«Каша – матушка наша»

С древних времён на Руси крестьяне занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо. Каша – питательный, полезный и недорогой продукт. Именно поэтому на Руси к блюдам из круп относились с большим уважением. Её готовили каждый день в бедных крестьянских семьях, лакомились ею богачи, даже царский стол без каши не обходился. Свадьба на Руси называлась кашею, потому что жених с невестой варили кашу [4]. Даже появилась поговорка: «Заварил кашу – расхлебывай!».

Вот интересный факт из истории. Дмитрий Донской решил жениться, и по обычаю должен был ехать на кашу к отцу суженой. Но посчитал это ниже своего достоинства и пригласил тестя к себе. Отец невесты тоже отказался. Закончилось всё тем, что свадьбу справляли (кашу сварили) не в Москве и не в Новгороде, а в Коломне.

Кашу варили и при заключении мира после войны: противники собираясь помириться, садились за один стол «есть кашу». Про неуступчивого врага говорили: «С ним каши не сваришь!». До сих пор в нашей речи используется эта поговорка.

Слово «каша» использовалось на Руси во время коллективных работ, например, при жатве. В это время надо было убрать урожай быстро, сообща, или «артелью». Артель называли "кашей". "Мы с ним в одной каше", - обозначало, что мы вместе работаем. По окончании работы устраивали празднество и угощались кашей.

Нанимаясь на работу в страду, работник часто в качестве оплаты выторговывал себе на обед кашу. Кашу варили в общем котле, и часто хозяева смотрели, у кого из работников какой аппетит. Если «за ушами не трещит» - работник плохой. Про таких говорили: «Мало каши ел».

Без каши на Руси не обходились рождественские праздники, дни рождения, крестины, похороны.

В крестины отец с матерью варили ячневую, или пшенную кашу. Женщина, принимавшая ребенка, ходила с этой кашей по гостям. Гости выкупали кашу по ложечке. Верили, если денежку дадут- крестник жить будет.

На Васильев день, перед Новым годом варили кашу «засветло». Если каша получалась «добрая» - быть семье здоровой и богатой в Новом году. Ели кутью (православное блюдо) на поминках, оно символизировало веру в воскрешение.

1.3. История «кашеварения» на Руси

С древних времён люди занимались земледелием, выращивали злаковые культуры. В V—IX веках в Древнерусском государстве выращивали пшеницу, ячмень, просо. (Приложение 1), [6].

Из пшеницы начали изготавливать манную крупу только в XIII веке и стоила она очень дорого. Широкое распространение манка получила в Советском Союзе, и она стала доступна всем. Манная каша очень полезна для детей. Она быстро насыщает и легко усваивается организмом.

Из зёрен ячменя изготавливают перловую и ячневую крупы. Перловая крупа, одна из самых древних, получается из очищенных круглых зёрен ячменя, похожих на «перлы» (жемчужины). Ячневую крупу получают из дроблённого ячменя. В древней Руси очень любили эту кашу, называли её «житной», по-другому «жито». Интересный факт: Пётр 1 признавал «самую спорою и вкусною» именно ячневую кашу и очень любил её.

Из проса готовили и сейчас готовят пшённую кашу.

К XV веку на Руси распространяются посевы овса. Из зёрен овса готовили «толокняху» кашу из муки овса. Эта каша была очень любима в народе.

На Руси была очень популярна полбенная каша. Полба – полудикий вид пшеницы, она росла повсеместно, была неприхотлива. Была грубой, но очень полезной и питательной. Эта каша упоминается в «Сказке о попе и работнике его, Балде» А.С. Пушкина:

«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».

Именно благодаря полбе Балда мог «есть за четверых, работать за семерых».

Гречневая каша появилась в России только в ХV веке, и так полюбилась россиянам, что уже через сто лет считалась национальным русским кушаньем. Историки утверждают, что гречка свое название получила во времена Киевской Руси, когда разведением гречихи занимались греческие монахи. Славянам очень понравилась сытная и вкусная каша, сваренная из зерен гречки, которую раньше назвали греческая пшеница. В народе говорили: «Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной».

Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно, неохотно и называлась каша из «сорочинского» пшена. В современном мире рис — одна из самых популярных круп у народов мира. Особенно ценится рис в азиатских странах.

1.4. О пользе злаков

Каша, пожалуй, самый полезный продукт. Она может быстро насытить человека и стоит дёшево. Злаки концентрируют солнечную энергию. В их составе находится всё, что нужно для деятельности человеческого организма [7].Крупы являются основным источником углеводов – основного источника энергии.Кроме углеводов, они содержат огромное количество растительного белка, им можно заменить мясо. В злаках содержатся:

- протеины, необходимые для укрепления и восстановления тканей;

- витамины А, В и Е, отвечающие за регенерацию клеток и продление молодости организма;

- кальций, цинк, железо, марганец и еще десяток других полезных веществ.

Гречневая каша поддержит иммунитет организма, наполнит энергией, придаст силы.

Овсянка – улучшит обмен веществ, очистит организм.

Ячневая каша – содержит много белков, быстро насытит и имеет низкую калорийность.

Перловая каша – придаст организму сил и энергии, содержит много клетчатки.

Пшённая каша – ускорит обменные процессы организма, даст длительное чувство насыщения.

Кукурузная каша – богата полезными веществами, витаминами.

Рисовая каша - в составе много углеводов, клетчатки и жиров, минералов и витаминов.

Манная каша – богата углеводами, рекомендуется для восстановления сил и набора веса.

Вывод: Каша – важная часть питания для человека, и особенно для растущего организма. Лучше всего использовать кашу для завтрака или в первой половине дня, потому что она насыщает нас полезными веществами и легко усваивается, что очень важно утром, когда наш организм «просыпается». На ужин каши можно использовать тем, кто хочет поправиться. Важно использовать в пищу разные виды каш, так как все они имеют разный состав.

1.5 Суворовская каша

Говорят, в 1799 году при переходе русской армии через Альпы сложилась сложная ситуация: провиант почти закончился, и солдаты буквально умирали от холода и голода. Полководец Александр Суворов приказал сварить вместе все крупы и накормить войска. Так великий полководец спас своих людей, а заодно придумал новое блюдо, которое солдаты оценили по достоинству [8].

Рецепт приготовления суворовской каши:

1 луковица, 1 морковь, 2 ст. ложки пшена, 2 ст. ложка перловки, 2 ст. л гречки, 2 ст. ложки гороха.

Крупы и горох замочить вместе на 1 час в холодной воде. Воду слить, залить кипятком, посолить и варить, помешивая, чтоб не пригорела, 20-30 мин. Если понадобится - подливать воду. Овощи потушить отдельно на растительном масле, перемешать с готовой кашей и дать ей потомиться в тепле.

1.6 Гурьевская каша

Название этой каши связывают с именем министра финансов России графа Д. Гурьева. Однажды графа пригласили на обед, на десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав её, граф был приятно поражён и велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр ещё никогда не ел, хотя его называли гурманом. Закончилось всё тем, что граф выкупил этого крепостного повара. Граф Гурьев всех угощал своей бесподобной кашей, и до сих пор используя рецепт можно отведать эту знаменитую кашу. [9].

Рецепт. Надо взять: Крупу манную – ½ стакана, молоко (жирность не менее 5%) – 1,2 литра, мёд – 1 стакан, различные орехи – 1 стакан, груши, яблоки – по 60 грамм, малину и ежевику – все вместе 70 грамм, бруснику – 30 грамм, сахар – 1 чайную ложку, ванилин – 1 чайную ложку

Молоко томить, собирая пенки. Затем сварить в нём манную кашу. Фрукты и орехи проварить в мёде. Слоями выложить кашу, пенки и фрукты, выпекать до корочки в духовке.

Практическая часть.

2.1. Как, и из какой крупы сварить сказочную кашу из топора?

Я решила сварить кашу по рецепту солдата из сказки. (Приложение 3)

В сказке [3] рецепт каши даётся подробно. «Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочет. Постучался в старухину избу: «Пустите отдохнуть». Старуха: «Заходи служивый». Солдат: «А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?». Старуха скупа была: «Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела, нечего». Солдат: «Ну, нет так нет». Тут приметил топор без топорища: «Коли нет ничего, так и из топора можно кашу сварить». Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Раньше, на Руси готовили еду в русской печке. Она долго сохраняла тепло и как нельзя лучше подходила для приготовления каши. Старухин «котёл» - это скорее всего, был чугунок, его с помощью ухвата помещали в «горнило» печки. (Приложение 4)

Солдат достал ложку, помешал, попробовал. «Ну как? – спрашивает старуха. «Скоро будет готово, жаль только соли нет» - говорит солдат. Старуха дала ему соли, потом горсточку крупы. Но какой? Узнав в какое время происходили события в сказке можно провести соответствие и узнать, какая каша была популярна в России в то время. В начале сказки сказано, что солдат шёл на побывку. Я изучила информацию и узнала, что само слово солдат появилось в России в 1630 году [10]. Произошло оно от итальянского слова «сольдо» (мелкая разменная монета). Значит, события в сказке могли происходить с середины 17 века.

В это время на Руси были популярны: ячневая, перловая, гречневая, пшённая, овсяная каши [2].

Интересно, а какая крупа понадобилась бы солдату чтобы сварить «кашу из топора» с современном мире?

Манная? Её изготавливают из твёрдых сортов пшеницы. До XIX века эти сорта были редкие и стоили дорого. Вряд ли жадная старуха ею поделилась.

Овсянка? На Руси готовили «толокняху» - овсяные хлопья из муки овса. Она была популярна и любима в народе. Но, в сказке «старуха принесла из чулана мешочек с крупой». Не подходит.

Перловая? Перловую и ячневую изготавливают из зёрен ячменя. Ячмень - самая древняя зерновая культура. Перловая крупа требует длительного приготовления, её предварительно вымачивают. А в сказке солдат был голоден, вряд ли он стал долго ждать.

Ячневая крупа? На Руси называли её «жито». Использовали ячневую крупу для приготовления сладких молочных каш. Нам она не подходит, в рецепте молоко не использовалось.

Рис? Рисовая крупа появилась в России только в конце ХVIII века. Называлась она «сорочинское» пшено, стоил рис дорого и использовали его чаще в качестве начинок для блюд и пирогов.

Гречка? Гречневая крупа появилась в России в ХV веке. Рассыпчатая вкусная каша может получиться из ядрицы — крупы из гречишных зёрен. Гречневая каша варится на воде или на молоке и может использоваться как самостоятельное блюдо. Эта крупа подходит по всем параметрам. Думаю, что солдат варил кашу, именно из гречневой крупы!

Вывод: Гречневая каша является вторым по значимости русским национальным продуктом. В русских пословицах, поговорках, сказках, былинах слово «каша» обозначает именно гречневую, а не какую-нибудь другую кашу [1]. Гречневая крупа подходит для того, чтобы стать символом русской кухни. Она проста в приготовлении, доступна всем, недорогая, очень вкусная и полезная. Недаром, говорят, «Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец наш родной».

Я взяла чугунок, вымыла топорище, положила внутрь, налила 2 стакана воды и поставила на огонь. По современному рецепту взяла стакан крупы. Думаю, это соответствует «солдатской горсточке» из сказки. Солдат в сказке кашу варил, варил, помешивая.

Я сделала также, варила 15 минут. В конце сказки солдат говорит: «Ох, и хороша каша! Сюда бы чуточку масла – было бы и вовсе объеденье! И я «сдобрила» свою кашу сливочным маслом. Получилась вкусная каша!

2.2. Проведение опросов «Что кушают мои одноклассники на завтрак?» и «Какие каши любят ребята?»

Я решила узнать, что у моих одноклассников на завтрак? Мне стало интересно, едят ли они каши дома? И каким кашам отдают предпочтение?

Я провела опрос и выяснила, что большинство ребят на завтрак кушают каши. (Приложение 6, таблица 1). Я решила выяснить какая каша самая любимая среди моих одноклассников. Самая любимая оказалась манная каша, на втором месте гречневая, затем рисовая и затем пшённая. (Приложение 6, таблица 2)

Вывод: Многие мои одноклассники любят каши и едят их на завтрак.

2.3. Описание видеофильма

Снимать видеоролик и монтировать файлы, мне помогла моя мама. Местом для съёмок мы выбрали Тальцы. (Приложение 7) Это этнографический музей деревянного зодчества, музей под открытым небом, находится недалеко от Иркутска. В этом комплексе находятся старинные дома (крестьянские избы, купеческие дома, острог). Внутри домов вся обстановка показывает, как жили люди в старину. Нам разрешили съёмку внутри избы, постройки 17 века. Внутри вся обстановка соответствовала сказочному сюжету: была русская печка, рукомойник, старинные предметы мебели, посуда на столе и самовар. Чтобы проникнуться духом времени сказки «Каша из топора» я переоделась в соответствующие костюмы. Было очень интересно и весело.

Во второй части видеофильма я рассуждаю о своём исследовании, доказываю, что солдатская каша была сварена из гречневой крупы.

Ссылка на видеофильм: [11].

Вывод: Моё практическое исследование далось мне нелегко. Сначала я решила просто «поиграть в сказку». Представляя себя в роли героев сказки «Каша из топора», я начала задумываться, как жили люди в старину на Руси. Визит в этнографический комплекс «Тальцы» мне в этом очень помог. В Тальцах находятся улицы с крестьянскими избами, а внутреннее убранство домов наглядно и подробно показало, как жили герои моей сказки.

Работая по теме проекта, я пыталась определить время (в каком веке?), в которое происходили события сказки. Пришлось много читать. Но, я обнаружила, что в книгах информации о том, как жили простые люди, чем они питались очень мало. В основном рассказывается о больших событиях, войнах, великих князьях. Пришлось собирать информацию по крупицам.

Заключение

В результате работы над проектом я узнала много нового из истории возникновения каш на Руси, о русских народных традициях, связанных с кашами. Я научилась определять из какого зерна приготовлена та или иная каша. Я узнала, что каша, пожалуй, самый полезный продукт для человеческого организма и особенно полезна для детей. Я сама научилась варить гречневую кашу, и она мне очень понравилась, ведь то, что сварил сам, хочется самому съесть.

Вы меня спросите, как старуха из сказки: «Что же делать с топором?». Пока я не могу ответить на этот вопрос. Планирую изучить в будущем то, как продукты и то в чём их готовят влияют на организм человека.

Считаю, что цель проекта достигнута, моя гипотеза подтвердилась. Я определила, что солдат из сказки мог сварить только гречневую кашу и сама опытным путём приготовила её. Я рассказала о своём проекте одноклассникам, показала свой видеофильм. Ребятам всё очень понравилось. В конце выступления меня наградили аплодисментами. Несколько человек сразу же изъявили желание съездить в Тальцы, чтобы всё увидеть своими глазами.

Список использованной литературы.

1. История важнейших пищевых продуктов/ В.В. Похлёбкин; - Москва: «Центрполиграф», - 1996. – 467-475с.

2. История России «От древних славян до Петра Великого» Часть 1/ С.Т Исмаилова: серия Энциклопедия для детей Том 5; - Москва: «Аванта+», - 1995. – 114, 172с.

3. Литературное чтение : учебник 2 класс, 1 часть/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; серия «Школа России». – Москва: «Просвещение», - 2013. – 45с.

4. Русскийродной язык: учебник 2 класс / [О. М. Александрова и др.]. — Москва: «Просвещение», «Учебная литература», - 2020. – 26-33 с.

Электронные ресурсы.

5. academic.ru : сайт. – 2000-2022. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/81718 (дата обращения 13.03.2022).

6. Википедия : сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Каша (дата обращения 13.03.2022).

7. Будь в форме, Интернет-журнал о здоровом образе жизни : сайт. – 2022. – URL: https://bud-v-forme.ru/nutrition/polza-zlakov/ (дата обращения 10.02.2022).

8. Аргументы и факты : сайт. – 2000-2022. – URL: https://aif.ru/food/world/36992 (дата обращения 17.02.2022).

9. Сетевое издание «Электронный научно-исторический журнал «Родина» : сайт. – 2015-2022. – URL: https://rg.ru/2015/07/15/rodina-kasha.html (дата обращения 22.02.2022).

10. Википедия : сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Солдат (дата обращения 05.01.2022).

11. Ссылка на видеофильм: https://cloud.mail.ru/public/BddN/W8aXUYL5w или: https://youtu.be/7QnaZOW23XQ

Приложение 1 Виды круп и каши из них

Приложение 2 Чем полезны каши

Приложение 3 Я решила сварить кашу из топора

Приложение 4 Так ставили чугунок в горнило русской печки

Приложение 5 Ух и вкусная каша!

Приложение 6

Таблица 1

Вопрос

бутерброд

каша

хлопья

По-разному

Что у тебя обычно на завтрак?

5 человек

11 человек

3 человек

8 человек

Таблица 2

Вопрос

манная

гречневая

рисовая

пшённая

Какую кашу любишь кушать?

15 человек

11 человек

9 человек

7 человек

Приложение 7 Этнографический комплекс «Тальцы»

Просмотров работы: 68