Следственные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Становление и пути развития

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Следственные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Становление и пути развития

Соловьев Д.М. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Смирнова С.А. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Актуальность: История органов следствия является неотъемлемой частью как истории государства и права России, так и всей истории нашего Отечества. Поэтому в данной работе я хотел бы подчеркнуть, что во все времена отечественной истории борьба с преступностью была одной из главных функцией российского государства. Её формы и методы менялись в зависимости от исторической обстановки и общественного развития, а успехи достигались упорной профессиональной работой специальных органов, занятых расследованием преступлений. Так как я в будущем хочу связать свою профессию следователя, то считаю, что эта профессия необходима для того чтобы защищать права и интересы граждан. На сегодняшний день по данным МВД России, число зарегистрированных преступлений в России по итогам 2021 года сократилось на 2% по сравнению с 2020 годом.

Я решил провести исследование по истории образования МВД, так как мне эта тема близка: мой родной дядя Вячеслав Иванович долгие годы трудится в органах МВД в должности участкового, в звании майора полиции. Я им очень горжусь и поэтому мне захотелось изучить данную тему.

Проблема:на сегодняшний день в юридической литературе данная тема исследована недостаточно. Результаты исследований преимущественно отражены в научных статьях, либо изложены в научно-популярной литературе, в силу чего вопросы становления и функционирования МВД освещены не системно, отрывочно, неполно. 

Объектом моего исследования являются органы следственного аппарата системы МВД России.

Предмет исследования – это деятельность органов следствия, как в историческом, так и в современном аспектах

Цель исследования: изучить историю, пути развития Следственного аппарата и проведения предварительного следствия России.

Для достижения указанной цели сформулированы следующие задачи:

- Выяснить на основе изучения научных и нормативных источников, функции деятельности следственного аппарата;

Проследить историю развития следственного аппарата системы МВД России;

-Посетить музей милиции в г. Руза.

Методологической основой исследования являлись диалектический метод познания социально-правовых явлений, а также историко-правовой, системно-структурный, сравнительно-правовой и логико-теоритический частно-научные методы изучения в сочетании с системным подходом и анализом.

Практическая значимость работы: исследования данной работы могут использоваться в практической работе учителями на уроках обществознания и права.

Краткий анализ литературы и интернет источников: литературу, использованную в работе можно разделить на четыре группы. В первую группу входят литературные источники, которые указывают на историю возникновения сыскного дела и его развития. Во вторую группу сборники и научные исследования показывающие многочисленные изменения в истории следственного аппарата Советской России. В третью группу - материалы о современном формировании следственного комитета РФ до 2011 года. И в еще в работе были использованы интернет ресурсы, которые помогли дополнить исследовательскую работу важными архивными документами и подвести итог выполнения работы.

II. История возникновения и развития сыскного дела

2.1 Зарождение сыскного дела в древности и его развития

История сыскного дела своими корнями уходит в глубокую древность. Древние охотники накопили глубокий опыт работы со следами животных, который применялся и в тех случаях, когда необходимо было найти соплеменников, совершивших преступление [4, c.27]. Сыскное дело развивалось и после появления древних государств. Среди аппарата государственной власти были выделены специальные органы, исполнявшие функции, направленные на раскрытие и расследование преступлений. Так законодательство Древнего Востока, Египта, Вавилонии и Древней Греции и Древнего Рима касалось вопросов уголовного преследования, и раскрытия преступлений. Наиболее известны Законы Древнего Египта (305-30 г.г. до н.э.), Древнего Рима (450-448 г.г. до н.э.) и Законы Хаммурапи (1755-1752 г.г. до н. э.) [4, c.27].

В рабовладельческих государствах особой проблемой становился поиск беглых рабов, для этого была специально разработана розыскная таблица с перечислением внешних признаков человека. Со временем была создана целая научная система расследования преступлений, люди, занимающиеся этой деятельностью, должны были обладать знаниями распознавания различных ядов, сличением почерков и сведущих в медицине. Методику определения тяжести ран и установления, какие раны являются смертельными, разработал Гиппократ. Так же была разработана методика регистрации преступников, которая носила характер клеймения или членовредительства, такие как – преступникам выбивали зубы, отрезали нос, уши и пальцы [3, с. 511].

2.2 История зарождения сыскного дела на Руси

История правоохранительного аппарата Руси уходит корнями в Средневековья. До принятия системы законов все древнерусское судопроизводство основывалось на языческих традициях, обычаях и житейской морали. Но в период правления Ярослава Мудрого было создано первое законодательство в Киевской Руси.

Во времена правления Ивана IV(грозного) начали формироваться регулярные отряды стрельцов, занимавшихся в мирное время охраной общественного порядка и защитой царского двора. В этот же период созданы специальные ведомства - приказы, задача которых - это поимка преступников и суды над ними.

Виды приказов:разбойный (чиновники Разбойного приказа занимались составлением инструкций для губных старост, назначали сыщиков для рассмотрения дел, разбирали и выносили судебные решения, а также занимались управлением тюрьмами), стрелецкий (центральный орган военного управления стрелецким войском и городовыми казаками). Сыскной (расследовал административные дела), тайный приказ (рассматривал преступления против государства) [2, с 256].

Своды законов:с 1016 года начал действовать первый сборник правовых норм в Киевской Руси который в дальнейшем получил название Русская правда. Была написана на древнерусском языке. «Русская Правда» стала основой русского законодательства и сохраняла своё значение до XV-XVI веков.

 «Русская Правда» -важная часть истории права в России, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась. В дальнейшем она привела к созданию будущих новых законов, которые имели большое значение для нашего государства [12.3].

Так в 1497 г в России был создан новый свод законов, который назывался Судебник, состоящий из 68 статей. Важнейшим юридическим документом в 1649 г было Соборное уложение, принятое на Земском соборе, в котором, расписывались права и обязанности всех сословий. Одним из ключевых пунктов данного свода стало закрепощения крестьян и объявление о бессрочном сыске беглых. В новом кодексе были значительно расширены и дополнены нормы уголовного права.

2.3 Развитие дореволюционного следственного аппарата в России

XV-XVII вв. розыск правонарушителей, их арест и содержание под стражей, следственно-розыскные функции осуществляли недельщики, состоявшие при местных администраторах. Со временем компетенция московских объезжих расширялась. Они уже не просто могли задерживать нарушителей и доставлять их в Земский приказ, а проводили дознание, могли сами определить наказание.

В средине XVI в. формируется на базе Разбойной избы Боярской думы, Разбойный приказ, на который преимущественно возлагается организация борьбы с преступностью в стране.

В конце XVII-первой четверти XVIII вв. образуются новые органы политического сыска: Преображенский приказ и Тайная канцелярия, формируется система фискалата, направляются на места для производства расследования гвардейские офицеры с чрезвычайными полномочиями, создается прокуратура, делается попытка обособить от администрации и укрепить суд. Во второй половине 20-30 х гг. от многих петровских нововведений отказывались. Прекращает действовать, как единый централизованный орган, прокуратура. В 1726 г. была ликвидирована Тайная канцелярия, а в 1729 г. Преображенский приказ-политический сыск перешел непосредственно к Верховному тайному совету и Сенату. В 1731 г. была учреждена Канцелярия тайных розыскных дел, получившая исторически печальную память репрессиями по доносу с употреблением формулы «слово и дело государево».

В августе 1808 года Указом Александра I в Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (1810-1819 гг - Министерства полиции).

При производстве дознания в полиции производились следственные действия такие как: осмотр места происшествие и потерпевшего, изъятие орудия преступления, задержание подозреваемого. В положении о земской полиции 1837 г. ведя предварительное следствие по всем преступлениям, совершенным на территории уезда, земский суд имел право за «малые вины» применять исправительные наказания» [9].

В 1860 г. был создан институт судебных следователей, которым предавалось проведение предварительного следствия, осуществлявшегося ранее полицией. Положение указа от 8 июня 1860 г., передавшего предварительное следствие от полиции вновь учрежденным судебным следствиям, было подтверждено Судебными уставами 20 ноября 1864 г. На полицию возлагалось проведение дознания и выполнение законных требований судебных органов. В соответствии со ст. 254 Устава уголовного судопроизводства. С принятием Судебных уставов 1864 г. судебно-следственные функции были полностью изъяты из ведения полиции. Специальный раздел правил 19 мая 1871 г. определял порядок производства дознания по государственным преступлениям, в ходе которых жандармы имели право совершать ряд следственных действий - осмотры, освидетельствования, обыски и выемки.6 июля 1908 г. был принят закон об организации сыскной части, в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения. Сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, теперь проводят дознания по уголовным преступлениям, а также выполняют отдельные поручения прокуроров и судебных следователей [10].

В конце XIX в. русская сыскная полиция начинает применять «научные методы дознания, «под которыми понимались антропометрия, дактилоскопия и фотография.

2.4 Развитие следственных органов в Советской России в период с 1917 по 1922гг

15 марта 1917 г. войдя в состав Министерства юстиции, сыскные отделения получили название - Бюро уголовного розыска. НКВД РСФСР 5 октября 1918 г. издал Положение об организации отдела уголовного розыска, в соответствии с которым в городах с населением не менее 40-45 тыс. чел. при губернских и городских управлениях милиции создавались отделения уголовного розыска[6, с. 344-345].

В период 1919-1920 гг. органы уголовного розыска имели широкие полномочия. В апреле 1920 г. было проведено слияние органов уголовного розыска и органов следствия. Такое положение сохранялось до конца 1920 г., когда в системе Наркомата юстиции был создан институт народных следователей.

10 апреля 1922 г. приказом НКВД РСФСР Отдел уголовного розыска был выведен из общей милиции, а 2 мая 1922 г. получил статус Управления уголовного розыска НКВД РСФСР. В его структуре был создан научно-технический отдел и экспертный подотдел[4, c. 145-148].

2.5 Формирование системы органов предварительного следствия с 1922 г. по 1990 г

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 25 мая 1922 г. и Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик, принятые в 1924 г., возложили расследование преступлений на народных следователей, следователей, состоявших при ревтрибуналах, народных судах; военных следователей и следователей по важнейшим делам наркомата юстиции. Оперативное управление следствием возлагалось на органы прокуратуры, которая была учреждена после принятия Положения о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. Как специальный орган надзора за соблюдением революционной законности [5].

В порядке, установленном УПК РСФСР 1922 г., предварительное следствие осуществляли следователи, находившиеся в штате соответствующих судебных органов.

Следующим шагом развития следственных органов явилось утверждение Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г., по которому в губернских городах вместо двух ранее существующих судебных учреждений, организационно между собой не связанных: революционный трибунал и совета народных судей, стал действовать один - губернский суд. В центре Верховный Суд РСФСР заменил собой Верховный трибунал и Отдел высшего судебного контроля НКЮ РСФСР. Большинство уголовных дел расследовалось органами милиции. Следственные методы зачастую подменялись методами оперативно-розыскными, что не могло не сказаться не отрицательно на полноте и объективности доказательственной базы.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР» от 3 сентября 1928 г. передала следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР [6, с. 344-345]. Осенью 1929 г. прокурорам стало предоставляться право отдавать поручение милиции на расследование любого совершенного преступления. Чтобы обеспечить полноценное выполнение этих действий в 40-х гг. органы внутренних дел создали свои следственные подразделения, управлял которыми следственный отдел Главного управления милиции.

25 декабря 1958 г. Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик и УПК РСФСР 1960 г. давали право предварительного производства следствия исключительно следователям госбезопасности и прокуратуры [7, с. 96]. Милиция теперь могла выполнять лишь отдельные поручения следователей и не имела права вести следствие в полном объеме, а проводила только дознание.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. право производства предварительного следствия было предоставлено министерству охраны общественного порядка РСФСР, позднее переименованного в МВД СССР. В его компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одновременно милиция сохранила право производить дознание как форму предварительного расследования. Следственный аппарат в органах прокуратуры сохранился, и в его компетенцию входили уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, а также уголовные дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел и др. Введение в действие Указа положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. Поэтому именно 6 апреля раньше являлся профессиональным праздником работников следственных органов (День следователя), а сейчас это День сотрудника органов следствия и празднуется он 25 июля (официальный праздник с 2014 г.).

Настойчиво начал обсуждаться вопрос о создании единого органа предварительного расследования. Так, согласно п. 7 резолюции XIX всесоюзной партийной конференции от 1 июля 1988 г. «О правовой реформе», предлагалось вывести следственные подразделения из подчинения республиканским и местным органам внутренних дел и создать на их основе централизованный следственный аппарат, входивший в структуру МВД.К сентябрю 1990 г. рабочей группой в составе ряда известных ученых и практических работников был разработан пакет законопроектов: «О Следственном комитете РСФСР», «О статусе следователя», «О внесении изменений и дополнений в УПК РСФСР», «Об ответственности за неуважение к следователю и воспрепятствование его деятельности» [8].

III.  Современные тенденции развития органов следствия системы МВД России

3.1. Структурная перестройка следственного аппарата органов внутренних дел с 1990 г. по 2007 г.

В первом полугодии 1993 г. проект Закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного совета России, где и был принят перед летними каникулами в первом чтении. Однако события октября 1993 г., роспуск Верховного Совета пресекли реализацию данного проекта реформирования следственных органов [1, c. 70].

На протяжении 1990-x-первой половины 2000-x гг. российский следственный аппарат сохранил унаследованную от советского периода ведомственную разобщенность, обусловленную сложившимся в иных исторических условиях построением по административной и прокурорской моделям. 23 ноября 1998 года Президент Российской Федерации подписал указ № 1442 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации [12.4]. Этим же Указом утверждено «Положение об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Этим формальным актом только через 35 лет после создания следственного аппарата был восполнен пробел в правовом урегулировании системы и деятельности органов предварительного следствия в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации, сформирована федеральная вертикаль управления следственными подразделениями, которые возглавил Следственный комитет при МВД России.

Ситуация начала меняться в последние годы в связи с начатой реформой в 2007 г. предварительного следствия [8].

3.2. Современное формирование следственного комитета РФс 2007 г. по 2011 г.

В 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. №90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством.

Вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работниками Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации - прокурорскими работниками.

В соответствии с частью 3 статьи 20.1 Федерального закона «О прокуратуре» Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначался на должность и освобождался от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначались на должность и освобождались от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Остальные работники назначались на должность и освобождались от должности Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации утверждал структуру и штатное расписание ведомства, а также определял полномочия его подразделений.

Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.  

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.  

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. В развитие положений закона Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» были утверждены:   положение о Следственном комитете Российской Федерации; перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям; перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий; перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было раньше. Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти.

Сейчас Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. Реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей [12.1].

Также хочется отметить, что на данный момент сегодня следственный аппарат органов внутренних дел - крупнейший в правоохранительной системе Российской Федерации - обеспечивает расследование почти трех четвертей всех зарегистрированных преступлений и подавляющие большинство тех из них, предварительное следствие по которым является обязательным. Основные задачи предварительного следствия определены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, которым установлено, что в решении всех вопросов, за исключением требующих санкции прокурора или суда, следователь действует независимо от каких бы то ни было органов или должностных лиц и несет полную ответственность за законность и обоснованность своих решений.

IV. Появление и развитие следственной деятельности в родном крае.

4.1 История создания следственной части по расследованию организованной преступной деятельности главного следственного управления Гу МВД России по Московской области.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР «О предоставлении права предварительного следствия органам охраны общественного порядка» от 6 апреля 1963 года и приказа МООП РСФСР «Об учреждении и введении в действие Положения об организации и деятельности следственного аппарата в органах Министерства охраны общественного порядка» № 318 от 18 июня 1963 года, началось формирование новой самостоятельной службы в ведомстве (Следственного управления УООП исполнительного комитета Московского областного совета).

Структурно СУ Управления охраны общественного порядка исполкома Мособлсовета состояло из двух отделов, занимающихся расследованием уголовных дел.

В апреле 1978 года было создано Следственное управление ГУВД Мособлисполкома. В 1991 году была создана служба расследования преступлений СУ ГУВД Мособлисполкома. В марте 1993 года была создана Следственная часть по расследованию уголовных дел по организованной преступности СУ ГУВД администрации Московской области.

В мае 1999 года Следственное управление реорганизовано в Главное следственное управление ГУВД Московской области, в составе также осталась Следственная часть по расследованию уголовных дел по организованной преступности [11, c. 95-100].

4.2 Начало деятельности Следственного отдела ОМВД России по Рузскому городскому округу.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименовано в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. Не стал исключением и Рузский ОВД. Так, в 1963 году, в единой централизованной системе подразделении милиции Рузского района на одну ветвь стало больше - было образовано следственное отделение

Первым руководителем следственного органа стал Зуевский Василий Иванович, человек, который не побоялся взять на себя ответственность за покой и будущее граждан нашего района.

В наши дни эти обязанности исполняет Андрущушина Марина Александровна- майор юстиции, назначена она была Приказом начальника ГУ МВД России по Московской области от 12 декабря 2021 года на должность заместителя начальника ОМВД России по Рузскому городскому округу - начальника Следственного отдела и является им по сей день [12.2]. Коллектив, который возглавляет Мария Александровна, он состоит из 18 следователей, двух заместителей начальника следственного органа и двух помощников следователей. Одной из основополагающих функций деятельности Следственного отдела является обеспечение соблюдения конституционных прав граждан на восстановление нарушенных прав от преступных посягательств и доступ к правосудию в разумный срок путем качественного расследования уголовных дел и скорейшего направления их в суд. Нынешний коллектив проводит интенсивную работу и показывает достойные результаты. Так, за 10 месяцев следственным отделом ОМВД России по Рузскому городскому округу окончено производством 138 уголовных дел. Из них направленно в суд - 124 уголовных дела [11, c. 332-336].

V. Заключение

В заключении своего исследования можно сделать следующие выводы:

Главной задачей следственных органов являлось осуществление предварительного расследования, деятельности уполномоченных на те органы и должностных лиц по собиранию, проверке, оценке доказательств в целях раскрытия преступлений и привлечения лиц, их совершивших к ответственности.

Идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов власти, была впервые в России реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. В 1713 г. Были учреждены первые специализированные следственные органы России. Но после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной организации была надолго забыта.

Октябрьская социалистическая революция привела к самым радикальным переменам в построении правоохранительных органов. Согласно ст. 3 декрета СНК РСФСР «О суде» № 1 от 22 ноября 1917 г. - судебные следователи упразднялись. Предварительное расследование по уголовным делам возлагалось на местных (народных) судей. При советах создавались особые следственные комиссии для расследования политических преступлений, относившихся к ведению ревтрибуналов, подчиненные «по вертикали» Народному Комиссариату юстиции РСФСР.

21 октября 1920 г. декретов ВЦИК было утверждено новое Положение о народном суде РСФСР. Оно внесло некоторые изменения принципиального порядка, касавшиеся организации предварительного расследования. Вместо следственных комиссий учреждались должности народных следователей. Для расследования крупных дел учреждались должности следователей по важнейшим делам при губернских отделах и наркомате юстиции.

Таким образом, в порядке, установленном УПК РСФСР 1922 г., предварительное следствие осуществляли следователи, находившиеся в штате соответствующих судебных органов, что в целом позволяет говорить о сохранении некоторой обособленности следователя от обвинительной власти, которая была предоставлена прокурору.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. право производства предварительного следствия было предоставлено министерству охраны общественного порядка РСФСР, позднее переименованного в МВД СССР. Также выяснил, что на протяжении 1990-х– и первой половины 2000-х гг. российский следственный аппарат сохранил унаследованную от советского периода ведомственную разобщенность.

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Данный федеральный закон установил, что Следственный комитет возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Также Следственный комитет РФ определяется как федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Указанным федеральным законом устанавливается, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент РФ.

VI. Литература

1. Вахитов Ш.К. Место следственного аппарата в системе государственных органов // Советское государство и право. - 1988. - № 2. - С. 70.

2. Всемирная история полиции / авт. Текста А.Е. Матвиенко, П.В. Лурье. – В84 Москва : Издательство «Э», 2017. – 256 с. : ил. – (Подарочное издание. Право).ISBN 978-5-699-94011-0

3. Криминалистика. Учебник. Том I/ под общ.ред. А. И. Быстрикина. – М.: изд-во «Экзамен», 2014. – 511с.

4. На страже тишины и спокойствия: история органов правопорядка России IX -XXI вв.: словарь - справочник / сост. В. Ж. Дорохов. - М.: ДГСК МВД России, 2018. - 252 с.: ил. Страницы 145,146,147,148.

5. Рытькова В.Ю. Правовое регулирование процессуального статуса следователя в уголовном судопроизводстве России: Автореф. дисс…канд. юрид. Наук. - Калининград,2007.

6. Советская прокуратура в важнейших документах. / Сост.: Лебединский В.Г., Орлов Д.И. - М., 1956. - С. 344-345.

7. Сусло Д.С. Суд и правосудие в СССР/ Под редакцией проф. А.Т. Баженова и проф В.П. Малкова. - Казань, 1980.— 96 с.

8. Серов Д.В. Следственный аппарат в России: вехи исторического пути.

9. Сизиков М.И История полиции России (1718-1917 гг.): Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII века.- А.П.О., 1992. ISBN 5 - 85449 - 007 - 2

10. Сизиков М.И., Борисов А. В., Скрипелев А.Е. История полиции России (1718-1917 гг.) Вып. 2. - М.: А.П.О., 1992 ISBN 5 - 85449 - 008 - 0

11. Чузов В.А. Главное следственное управление ГУ МВД России по Московской области 55 лет история и современность.

12 Интернет ресурсы:

12.1История СК РФ [Электронный ресурс] URL: https://sledcom.ru/sk_russia/calendar(10.09.2020 )

12.2 Руководство ОМВД [Электронный ресурс] URL: https://xn--80an0am.50.xn--b1aew.xn--p1ai/. (10.03.2022)

12.3 Создание «Русской Правды» [Электронный ресурс] URL: https://historynotes.ru/russkaya-pravda-11-veka/ (29.10.2021 г.)

12.4 Указ Президента РФ от 23.11.1998 N 1422 (ред. от 01.06.2021) «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_21027/( 20.01.2022 г.)

Просмотров работы: 1051