1. Введение.
Актуальность: как-то на кружке «Любители древности» учитель показала нам различные старинные вещицы и предложила предположить время, когда эта вещь применялась, а также кто ей мог пользоваться. Среди нескольких я обратил внимание на перстень.
Он сделан из металла, с темно розовым камнем, похожим на рубин. Металл потемнел от времени или имеет чернение. Первый вопрос, который мне пришел в голову, а настоящий ли это камень и из какого металла это кольцо? Кто и когда мог носить такое кольцо? Так родилась гипотеза моего исследования.
Гипотеза: этот перстень из серебра, а камень скорее всего недрагоценный. Скорее всего его носили в 19 веке, это был не очень состоятельный человек.
Объект исследования: производство колец
Предмет исследования: кольцо
Цель исследования: выявление материала, принадлежности и даты использования данного кольца.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
проанализировать внешние признаки кольца;
провести исследование надписи;
по возможности определить временной промежуток существования кольца;
определить кому могло принадлежать данное кольцо;
по возможности определить где была произведено данное кольцо;
В ходе работы были изучены следующие источники:
http://www.mintorgmuseum.ru/vocabulary/809/ На этом сайте я нашел информацию о пробирных клеймах СССР.
https://sunmag.me/tsennosti/12-09-2019-back-to-ussr-tak-li-horoshi-byli-sovetskie-yuvelirnye-ukrasheniya.html Здесь я увидел одну интересную мысль, о том что советская ювелирная промышленность была не бизнесом, а именно всенародной промышленностью и работала на всех парах
Подробнее: https://sunmag.me/tsennosti/12-09-2019-back-to-ussr-tak-li-horoshi-byli-sovetskie-yuvelirnye-ukrasheniya.html
https://uvelir.info/articles/pravda-li-chto-sovetskie-yuvelirnyie-ukrasheniya-kachestvennee-sovremennyih/
Во время работы я использовал следующие методы: изучение и анализ литературы, сравнение, опыт.
2. Основная часть.
2.1 Исследование надписи.
На кольце есть надпись, изучив ее под лупой я разглядел, что это изображение серпа и молота. Точнее это рамка в виде прямоугольника с выпуклыми длинными сторонами, внутри на фоне пятиконечной звезды изображение серпа и молота, а рядом надпись 875. Помимо этого, присутствуем буква М. Я обратился за помощью к родителям, и они подсказали, что такое клеймо ставили на советских ювелирных изделиях. Я решил разобраться почему именно эти символы и цифры. Вот что мне удалось узнать.
Клейма проставлялись на ювелирных изделиях, отвечавших одно из указанных в СССР проб. Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц лигатурного сплава, из которого изготовлено данное изделие. С 1927 года начала действовать метрическая система. Что это значит? Эта система позволяет определять долю благородного металла в сплаве, пробу. На изделие обязательно ставилось обозначение конкретной инспекции пробирного надзора, а также установленная трехзначная проба. В СССР были установлены следующие пробы:
Для платинового ювелирного изделия 950
для палладиевых ювелирных изделий 500° и 850°;
для золотых ювелирных изделий 375°, 500°, 583°, 750° и 958°;
для серебряных ювелирных изделий 750°, 800°, 875°, 916° и 960°.
Для клеймения ювелирных изделий применялись основные (А, Б, В) и дополнительные (Д, Е, 3) клейма установленного образца. Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение.
Основное пробирное клеймо литер А является знаком удостоверения, содержит эмблему — серп и молот на фоне пятиконечной звезды, заключенной в окружность. Знак удостоверения ставился на всех изделиях из драгоценных металлов в сочетании с клеймом, определяющим пробу. Основное клеймо литер Б применялось для клеймения золотых и платиновых новых и реставрированных изделий отечественного и зарубежного производства. Имеет форму лопатки. Состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (375, 500, 583, 750 и 958) для золота или для платины (950).
Основное клеймо литер Б для клеймения изделий из серебра состоит из знака удостоверения и одной из установленных для серебра проб (750, 800, 875, 916, 960), имеет бочковидную форму.
Основное клеймо литер В для клеймения палладиевых изделий состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (500 и 850), имеет подковообразную конфигурацию.
Наличие основного клейма свидетельствовало о том, что данное изделие удовлетворяло требованиям Положения о пробирном надзоре. Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имели и при клеймении ювелирных изделий применялись только в сочетании с одним из основных пробирных клейм. Некоторые ювелирные изделия не подлежали обязательному клеймению в инспекциях пробирного надзора.
Это — изделия, имевшие историческое или археологическое значение, большую художественную ценность, или такие изделия, в которых драгоценные металлы играют лишь декоративную роль в виде насечки, позолоты или серебрения.
До 1958 года такая форма использовалась для клеймения заграничных изделий на таможнях.
Также появляется дополнительное клеймо в виде буквы «Р», которое ставилось на изделиях, подвергшихся реставрации.
Следующее кардинальное изменение советское клеймо претерпело в 1958 году. Теперь на нем изображались серп и молот внутри пятиконечной звезды. Примечательно, что изначально звезда имела выпуклую форму.
Помимо звезды, серпа и молота на изделие обязательно ставилось обозначение конкретной инспекции пробирного надзора, а также установленная трехзначная проба.
В 1965 году звезда приобрела плоскую форму. Именно такой вариант пробирного клейма сохранялся вплоть до 1994 года, когда при новой смене власти было принято решение изменить клеймо, вернув профиль девушки в кокошнике. (Л.1)
Вывод: Таким образом, сопоставив клеймо на моем кольце с основными пробирными клеймами СССР делаю вывод о том, что мое кольцо сделано из серебра 875 пробы. Первая часть моей гипотезы подтвердилась. При этом мое предположение о дате 18 век не подтвердилось, и клеймо серп и молот в звезде свидетельствуют о том, что перстень произведен после 1958 года.
2.2 Химическое исследование.
Так как цвет перстня не светлый, а с черным налетом, я все же продолжал сомневаться в том, что он из серебра поэтому решил сделать химическое исследование. Серебро – химически малоактивно, поэтому его относят к семейству благородных металлов. В воздухе серебро (как химическое вещество) практически не окисляется, с водой не взаимодействует, является инертным металлом. Серебро в обычных условиях слабо взаимодействует с различными кислотами. Объясняется это тем фактом, что в электрохимическом ряду оно стоит после водорода. Серебро не вступает в химическую реакцию с соляной и разбавленной серной кислотой. Поэтому был проведен опыт. Кольцо (а точнее его часть, которая отломилась в процессе изучения) я поместил в разбавленную серную кислоту и стал наблюдать. Реакции не было, это говорит о том, что материал из которого изготовлено кольцо драгоценный металл.
Вывод: таким образом, я еще раз подтвердил свой вывод о том, что кольцо сделано из серебра, а также понял, что из-за слабого взаимодействия серебра с кислотами его активно используется при производстве не только серебряных ювелирных изделий, как в моем случае, но и серебряной посуды, серебряных ложек и вилок, серебряных монет, наград и значков.
2.3 Исследование камня.
Далее я решил разобраться какую ценность имеет камень в моем кольце.
Натуральные рубины ювелирного качества, прозрачные, чистые, без трещин и включений, довольно редки и стоят очень дорого, порой – дороже бриллиантов того же размера.
Спрос на такие камни всегда превышал предложение, не случайно химики очень давно пытались создать искусственные корунды. Еще в 1830-е годы у исследователей получалось «спекать» мелкие рубинчики в один красивый камень. А с 70-х годов позапрошлого века ученые получили технологию синтеза корундов самого нужного, пурпурно-красного цвета.
Такие камни размером в 1 и 2 карата, появившиеся на рынке в 1880-х годах называли «женевскими рубинами», правда, технология их производства была сложной и относительно дорогой. Но на рубеже 19 и 20 веков французский химик Огюст Вернейль разработал очень дешевый и надежный способ выращивания синтетических камней с помощью специальной печи, так началась эра промышленного производства камней, химическими и физическими свойствами полностью соответствующих натуральным. Так вот, еще до революции синтетические рубины получили большое распространение и популярность, поэтому, к удивлению владельцев антикварных украшений, прабабушкины брошки часто оказываются с синтетическими камнями.
А в Советском союзе абсолютно все производимые украшения с красными камнями были синтетические, и этому было две причины.
Во-первых, на территории СССР нет месторождений рубинов, пригодных для ювелирных целей. Корунды добывают в небольшом количестве на Урале и Кольском полуострове, но для огранки эти камни практически непригодны из-за многочисленных включений и трещин, да и цвет нехорош. А ввозить из зарубежья рубины и сапфиры, тратя на это драгоценную валюту, советское правительство не собиралось.
Во-вторых, в СССР производство синтетических корундов по методу Вернейля и другим схожим методам было поставлено просто замечательно, т.к. корунды были необходимы для производства часов, а после – лазеров.
Поэтому все рубины, турмалины, сапфиры, голубые шпинели и александриты, продаваемые в СССР в послевоенное время (а до войны ювелирное производство было небольшим и артельным, в основном) – это синтетические камни.
Но это совершенно не означает, что старые советские украшения не имеют никакой ценности. Во-первых, советские синтетические камни имеют высочайшее качество и очень красивы. Во-вторых, в Союзе высокие требования предъявлялись к надежности украшений – поэтому все камни очень надежно и вручную закреплены, а застежки изделий, как правило, почти не ломаются.
В-третьих – это просто семейная память и ностальгия по временам, когда покупка «кольца с рубином» была целым событием. Не раз замечала, как молодые девушки носят явно советские кольца, вероятно, в память о бабушках или мамины подарки.
Советские украшения - это целая эпоха жизни винтажных изделий. Сегодня многие ругают советские украшения за их дизайн, однобокость или безвкусицу. Но, для каждого периода жизни украшения отображают не только умение и мастерство ювелиров, работу ювелирпрома, но и настроение людей, их эмоции, чувства и стремление к прекрасному. (Л.2)
Вывод: таким образом делаю вывод о том, что вторая часть моей гипотезы о ценности камня относительно подтвердилась: большой материальной ценности камень не имеет (камень предположительно синтетический).
2.4 Определение принадлежности кольца.
Далее я решил выявить где было произведено кольцо. Вот, что мне удалось выяснить.
Почти каждый крупный город Советского Союза имел свой ювелирный завод, и каждое изделие, которое сходило с конвейера, непременно имело знак ГОСТа – знак качества СССР. Наиболее известными считались заводы, расположенные в Москве, Ленинграде, Свердловске, Харькове, Киеве, Риге, Таллине, Ереване, Калининграде и городах Поволжья (Углич, Кострома, Ярославль). Все они имели специализацию, однако производство стандартных, классических вещей было нормой. После Великой Отечественной войны, в период хрущевской оттепели власти, стали обращать внимание на народные промыслы. Так, в Ростове Великом возобновили выпуск ювелирных украшений со сканью и финифтью. В Дагестане, в небольшом городке Кубачи, заново «открыли» красоту замечательного кубачинского серебра. В крохотном Великом Устюге развернули производство драгоценностей из черненого серебра с позолотой, а в морозном Архангельске – холмогорскую резьбу по кости. Промыслы дожили и до наших дней: достаточно зайти на сайты тематических фабрик и сделать там заказ (причем его будут доставлять не из магазина в Москве, а непосредственно из «недр» выбранной вами фабрики).
Советская ювелирная промышленность имела свои хиты, и за ними сегодня охотятся коллекционеры. Это серьги-самовары, серьги-калачи, серьги-малинки, кольцо-корзинка (с синтетическим корундом) и кольцо-роза (с бриллиантом в огранке «роза»), хит Московского ювелирного завода (МЮЗ), который сегодня принадлежит израильскому миллионеру Льву Левиеву.
Кто же мог позволить себе такое кольцо?
Экономика вопроса фантастическая, себестоимость камня 5 советских рублей, золота 10 рублей, работа ювелира пусть 5 рублей, а цена готового изделия в магазине 250-300 рублей, то есть почти 1000% прибыли! То есть в СССР кольцо с корундом стоило как две зарплаты инженера.
Вывод: мой перстень это и есть кольцо корзинка.
Точно определить где был произведен перстень невозможно, а если говорить о том, кому он мог принадлежать, то практически любому человеку в СССР.
III. Заключение.
Таким образом в ходе исследования мне удалось достичь всех поставленных целей. Обратившись за помощью к родителям, я узнал, что такое клеймо ставили на советских ювелирных изделиях. Поработав различными сайтами, я выяснил, что в СССР были установлены пробы для ювелирных изделий из разных типов драгоценных металлов. Помимо пробы, на каждом изделии обязательно было клеймо. В течение времени ка советское клеймо претерпело изменения, так в 1958 году на нем стали изображать серп и молот внутри пятиконечной звезды. Сопоставив клеймо на моем кольце с основными пробирными клеймами СССР, я сделал вывод о том, что мое кольцо сделано из серебра 875 пробы. При этом мое предположение о дате 18 век не подтвердилось, и клеймо серп и молот в звезде свидетельствуют о том, что перстень произведен после 1958 года. Эти знания помогут мне в дальнейшей жизни ориентироваться, когда речь зайдет покупке драгоценных изделий.
После проведения химического опыта я получил некоторые знания о химических свойствах серебра. Оно – химически малоактивно, поэтому его относят к семейству благородных металлов. В воздухе серебро (как химическое вещество) практически не окисляется, с водой не взаимодействует, является инертным металлом. Серебро в обычных условиях слабо взаимодействует с различными кислотами. Я пришел к пониманию, что из-за слабого взаимодействия серебра с кислотами его активно используется при производстве не только серебряных ювелирных изделий, как в моем случае, но и серебряной посуды, серебряных ложек и вилок, серебряных монет, наград и значков.
Интересно было узнать, что мой перстень это и есть кольцо- корзинка.
Конечно точно определить где был произведен перстень невозможно, а если говорить о том, кому он мог принадлежать, то практически любому человеку в СССР. Но проанализировав информацию об использовании драгоценных камней в ювелирном производстве СССР, я узнал, о том, что все рубины, турмалины, сапфиры, голубые шпинели и александриты, продаваемые в СССР в послевоенное время (а до войны ювелирное производство было небольшим и артельным, в основном) – это синтетические камни. Было интересно понять, что несмотря на то, что старые советские украшения не имеют никакой ценности они, во-первых, советские синтетические камни имеют высочайшее качество и очень красивы. Во-вторых, в Союзе высокие требования предъявлялись к надежности украшений – поэтому все камни очень надежно и вручную закреплены, а застежки изделий, как правило, почти не ломаются.
В-третьих – это просто семейная память и ностальгия по временам, когда покупка «кольца с рубином» была целым событием. Не раз замечала, как молодые девушки носят явно советские кольца, вероятно, в память о бабушках или мамины подарки. Также я с удивлением узнал, какая примерно была зарплата у инженера в СССР. Эти и другие сведения позволили мне чуть-чуть лучше узнать советский период в истории моей страны.
Список литературы.
Товарный словарь. {Электронный ресурс} URL: http://www.mintorgmuseum.ru/vocabulary/809/
Sunmag {Электронный ресурс} URL: https://sunmag.me/tsennosti/12-09-2019-back-to-ussr-tak-li-horoshi-byli-sovetskie-yuvelirnye-ukrasheniya.html
UVELIR.info {Электронный ресурс} URL: https://uvelir.info/articles/pravda-li-chto-sovetskie-yuvelirnyie-ukrasheniya-kachestvennee-sovremennyih/