Введение
2019 год в Российской Федерации был объявлен Годом Театра!
Все мои знакомые знают, что такое театр и все были не один раз на спектаклях. Сейчас сложно представить, что когда-то театра просто не было. Как известно, мировой театр родился ещё в 534 году до нашей эры в Греции, совершенствовался и активно развивался по всему миру, а в России всего 300 лет назад ещё не строили театральные здания и не создавали постоянные труппы. Сегодня в стране более 600 театров – исторических и экспериментальных, традиционных и современных, музыкальных и драматических, детских и эстрадных. Мне стало интересно, как рождался театр в России, кто смог зажечь эту искру интереса к театру, какой он был Первый Русский Театр?
Актуальность работы
Знаменитый артист 19 века Михаил Семенович Щепкин, будучи в Ярославле через 100 лет после учреждения Российского театра, произнес: «А кому всем этим обязаны? Кто, где, когда, впервые привил к нашей жизни новое искусство? Он, незабвенный наш Фёдор Григорьевич Волков, здесь, в Ярославле, сто лет тому назад… Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны…». [6].
История профессионального русского театра, по преданию, восходит к кожевенному амбару, в котором два с половиной века назад в 1750 году молодой купеческий сын Федор Волков с братьями и друзьями устраивал первые представления своей труппы. Потом Федор выстроил для театра специальное здание, изготовил костюмы, декорации. С тех пор ярославская «театральная хоромина» на берегу Волги считается корнем, из которого вырос русский профессиональный театр. Слух о молодых ярославцах тогда дошел до императрицы Елизаветы, которая вызвала их в Петербург… В царствование Елизаветы Петровны день 30 августа 1756 года вошёл в русскую историю как положивший начало структуре Императорских театров России: состоялся указ об учреждении русского театра в Петербурге. «В состав труппы вступили ярославцы — двое Волковы, Дмитревский и Попов».
Цель работы
Узнать как можно больше о Фёдоре Григорьевиче Волкове, о его жизни и понять, как личные качества первого русского актера повлияли на дело его жизни – создание Русского театра.
Задачи работы
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Из литературных источников узнать о личности Фёдора Волкова, об особенностях его характера, воспитания, о его видении и процессе создания Русского театра.
Посетить места, связанные с детством и юностью Фёдора Волкова в г. Кострома, г. Ярославль, г. Москва.
Пройтись по следам Фёдора Волкова в Санкт-Петербурге, где зарождался Первый русский театр во главе с Первым русским актером, посетить театральный музей, Русский музей.
Посещение театральной библиотеки, работа с рукописями, по которым ставили спектакли в то время. История одной рукописи…
Предметом исследования стала история создания профессионального театра в России в 18 веке.
Объект исследования - Фёдор Григорьевич Волков (9.02.1729—4.04.1763) - выдающийся русский актер, театральный деятель, основатель русского национального театра.
Методы исследования
Чтение учебной, научно-популярной, справочной и художественной литературы по проблеме исследования, просмотр видео о Фёдоре Волкове, анализ, синтез, моделирование, обобщение. Поездка на Родину в г. Кострома, в г.Ярославль, и г. Москва, где происходило становление «первого русского актера» Фёдора Волков. Посещение мест, связанных с его биографией в г.Санкт-Петербург. Научно-поисковая работа с рукописями в театральной библиотеке. Посещение Русского музея, где находится единственный портрет Фёдора Волкова.
Гипотеза исследования
Если у человека есть цель, не личная, не корыстная, а благородная – Просвещение своего народа, то даже короткая жизнь, всего 34 года, проведенная в учебе, получении полезных знаний, в добродетели и аскетизме, трудах на благо Отечества и его народа оставляет значимый след в истории.
Исследовательская работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения с фотографиями.
Основная часть
Глава 1 - Теоретическая часть
По данным литературы я узнала, что 9 февраля по старому стилю (или 20 февраля по новому стилю) 1729 года в Костроме в купеческой семье родился Фёдор Волков. Отец его, костромской купец, умер во время его малолетства, а мать вышла замуж вторично за ярославского купца Полушкина . [12]. Первые уроки грамотности мальчик получил от пастора, состоявшего при герцоге Бироне, сосланном в Ярославль; затем был отправлен в Москву в Заиконоспасский монастырь, где открылась первая высшая школа России – Славяно-греко-латинская академия. [12]. Это та самая академия, куда десятью годами раньше с таким трудом пробивался, шагая вслед за рыбным обозом, Михайло Ломоносов. Также там учились поэт Василий Тредиаковский, святитель Иннокентий Иркутский, Антиох Кантемир, издатель первого русского учебника арифметики Леонтий Магницкий, архитектор Василий Баженов, первые профессора Московского университета Н.Н. Поповский и А.А. Барсов, путешественник С.П. Крашенинников, первый переводчик «Илиады» Е.И. Костров. Фёдор пробыл там несколько лет, не терял даром ни часа, учился прилежно, накапливал знания. За это время он серьезно занялся и музыкой, к которой у него рано обнаружились большие способности – он хорошо играл на гуслях и на скрипке, пел по нотам и все более увлекался делами комедианскими. Оставаясь студентом академии, стал вместе с младшими братьями товарищами отчима купца-заводчика его промышленных и торговых предприятий. [3].
В 1746 г. молодой купец Фёдор Волков прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1747 году Фёдору Волкову пришлось возвратиться в Ярославль – умер отчим, пора было принимать под свой надзор заводское дело и торговлю. Здесь он организовал труппу и начал давать представления в каменном амбаре. Первый спектакль состоялся 29 июня 1750 г.; была дана драма "Эсфирь" и пастораль "Эвмон и Берфа". Ближайшими соучастниками были два брата В., Григорий и Гаврило, Дьяконов (впоследствии Дмитревский), Чулков, Попов и др. Представления имели успех, и вскоре был выстроен на средства самого Фёдора Волкова с братьями, да на пожертвования настоящий деревянный театр. [6].
Содержатель театра в Ярославле — это профессия, а содержание театра — собственное «дело», а не забава, не прихоть. Не разовые — от случая к случаю — постановки, а обширный, пополняющийся репертуар был в Ярославском театре. Настоящий творческий и финансовый лидер — Федор Волков, обладающий многосторонними дарованиями. Постоянный состав труппы. Сенатский экзекутор Игнатьев, приехавший в Ярославль по делам, застает регулярно действующий публичный театр, чем он был немало поражен. Он докладывает о «таком невиданном доселе нигде» феномене в Петербург. Отзыв высокопоставленного сенатского чиновника возбудил интерес в столице и вот уже Высочайший именной Указ, написанный 3 января 1752 года вызывает ярославских комедиантов в Санкт-Петербург. Срок на сборы — 24 часа и вот отъезд… Одиннадцать актеров-ярославцев, двенадцатый — Дашков (подпоручик, которому было поручено привезти Ярославский театр), девятнадцать подвод, нагруженных театральным скарбом, шестеры сани-болковни — теплые кибитки для актеров, в лютую январскую стужу в долгий путь снаряженных…[7]. Это был настоящий санный поезд. Театр уезжал не на временные гастроли, отныне он менял место своего пребывания.
Фёдор Волков не смотрел на искусство театра как на забаву, чем славились иноземные театральные труппы с их зрелищностью, пышностью. Заинтересовали малоискусные, но такие вдохновенные постановки ярославских актеров-самоучек императрицу Елизавету Петровну. Повелела императрица обучать ярославцев в Придворном Шляхетном кадетском корпусе - привилегированном высшем учебном заведении того времени. Из 11 актеров волковской труппы к обучению определили четверых — Федора и Григория Волковых, Ивана Дмитревского и Алексея Попова. [7].
С 1756 года театр был официально признан государственным учреждением. Дирекция поручена была А.П.Сумарокову. Ф.Г. Волков был назначен премьером этой первой труппы русского казенного театра. Федор Григорьевич Волков был сподвижником Сумарокова в руководстве вновь созданным театром (а в 1761 году сам стал директором). Он пришел на петербургскую сцену уже сформировавшимся мастером: играл естественно и пылко героев с «бешеным» темпераментом, патетические тирады которых содержали положительную Просветительскую программу. Его персонажи — патриоты, тираноборцы, воины, совершавшие ратные подвиги во имя Отечества.
«Жития был трезвого, - говорил о Волкове его биограф Новиков, - и строгой добродетели». Он был лидером, непререкаемым авторитетом в своей труппе – самый талантливый, умный, образованный, трудолюбивый. Сдержанный, не терпящий пустословия в обычной жизни, на сцене он давал волю своему темпераменту – «показал свои дарования в полном уже сиянии и тогда-то увидели в нем великого актера». Славу ему принесли трагические роли, да и русский театр тех лет вошел в историю прежде всего как театр трагический, театр благородных гражданских чувств и высоких патриотический идей. Все свои сбережения, Фёдор Волков тратил на книги - постоянно учился и развивался. [6].
28 июня 1762 года в Петербурге произошёл дворцовый переворот - на престол взошла Екатерина Великая. С суете не успели подготовить Манифест для прочтения перед присягой и по одной версии в этот момент вышел человек, вынул из кармана… абсолютно чисто-белый лист бумаги… и начал экспромтом читать манифест, точно заранее изготовленный. Пафосно и высокопарно, как и положено в таких случаях. Екатерина и все остальные слушатели были в полнейшем восхищении от этого чтения. Так вот, тем красноречивым чтецом в синем сюртуке был Фёдор Волков. Позже Екатерина II пожаловала ему дворянство и должность кабинет-министра, но Ф.Волков отказался от этого и остался актером. [8].
На масляную неделю 1763 г. в честь коронации императрицы Екатерины II в Москве был устроен многодневный «большой маскарад, называемый «Торжествующая Минерва», в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели». [6]. Этот Маскарад стал последним гениальным творением Фёдора Григорьевича Волкова. Во время маскарада он простудился и 4 апреля (15 апреля по новому стилю) 1763 года умер. Ему было 34 года. Свой последний спектакль он сыграл 29 января, выступив в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира». [3].
Глава 2 - Практическая часть
Чтобы лучше понять, как формировалась личность Фёдора Волкова, я поехала по местам, связанных с жизнью Первого русского Актера.
Фёдор Волков родился в Костроме и жил там до 7 лет. К началу XVIII века Кострома по количеству населения была пятым городом в России. В Костроме я видела единственный в России музей театрального костюма - он открылся в 2010 году в доме, где Волков провел свое детство (Приложение 1, фото 1). Этот дом находится на улице Симановского – недалеко от центральной площади Костромы, там же Торговые ряды, куда в детстве ходил Волков, где смотрел «кумедь» и как и мы по Молочной горе спускался к красавице Волге (Приложение 1, фото 2). На другом берегу горели купола и звенели колокола Ипатьевского Монастыря – «колыбели династии Романовых», куда я тоже ходила.
С 1736 года Ф. Волков переезжает в Ярославль. На карте 18 века план части Ярославля, в которой жил Ф. Г. Волков. [13]. Снят к концу XIX века.
1 — Пристань, 2 — бульвар, 3 — городской театр (теперь Госуд. театр им. Ф. Г. Волкова), 4— набережная, 5 — река Которость, 6 — лицей, 7 — собор, 8 — памятник Демидову, 9— Ильинская церковь, 10 — Пробойная или Ильинская улица, 11 — губернские учреждения, 12 — дом Волкова, 13 — церковь, 14 — дом Майковых, 15 — усадьба Пастуховых, 16 — место кожевенного амбара, в котором был организован первый театр Ф. Г. Волкова, 17 — усадьба, 18 — Николо-Надеенская церковь, 19 — городское училище, построенное на месте дома ссыльного Бирона, пастор которого занимался с Федором Волковым.
Я прошлась по улицам, где ходил более 2,5 веков назад «первый русский актер». Мне рассказали, что тот знаменитый кожевенный Амбар, в котором в 1750 г. Волков дал своё первое публичное представление располагался на месте музея «Музыка и Время», который я посетила.
Рядом находится церковь Николы Надеина - это первый посадский храм Ярославля, с него началась история знаменитого «золотого» века Ярославля (Приложение 1, фото 3,4). Федор Волков был прихожанином этой церкви. Кроме грамоты и знания заводского дела славился Фёдор Волков умением вырезать по дереву. Деревянные фигурки на царских вратах Николо-Надеинской церкви, по преданию, были созданы его руками, а иконостас сооружен по нарисованному им рисунку в 1751 г. (Приложение 1, фото 5) [6]. Особенно впечатляют царские врата, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря» и оформленные в виде театральной сцены в обрамлении драпировок.[14].
Федор выстроил на свои средства и на пожертвования горожан специальное здание театра, которое сейчас не сохранилось, но навсегда в памяти людей останется Первым профессиональным театром России. Со времен Волкова театр в Ярославле пережил немало, сменил несколько зданий и владельцев. К концу XIX века ярославский театр был знаменит на всю Россию не только как старейший, но и как один из лучших. В 1911 году по проекту архитектора Спирина было построено здание, в котором Волковский театр находится по сей день (Приложение 1, фото 6). Я была на экскурсии в Российском государственном академическом театре драмы имени Федора Волкова – это первый русский профессиональный театр, основанный в 1750 году. Отсчёт возраста театра идёт от представления в заброшенном амбаре, который Фёдор Волков с единомышленниками превратил в настоящий Театр с занавесом, декорациями, которые даже двигались, с зрительным залом и актерами из числа мелких служащих Ярославля. Я стояла на сцене этого театра, сидела в уютном зрительном зале, побывала в закулисье с интересными мастерскими и гримерными и, конечно же, в музее театра (Приложение 1, фото 7).
В г. Москва я побывала в Заиконоспасском монастыре, где Фёдор Волков получал образование в Славяно-Греко-Латинской академии и принимал деятельное участие в драматических развлечениях студентов (Приложение 1, фото 8).
Здание первого государственного публичного профессионального театра в России (Головкинский дом) располагалось на 3 Линии В.О. (сейчас на этом месте стоит Академия художеств) рядом с Шляхетским корпусом, где обучались первые актеры этого театра (Приложение 1, фото 9).
Сидя напротив, я представляла, как трудно было без моста добираться горожанам на Васильевкий остров в театр – зимой, конечно, можно было перейти по льду, а летом нужны были лодки – сложно… поэтому в театре было мало зрителей, денег актерам и Фёдору Волкову не хватало (Приложение 1, фото 10). Да и ещё крысы напали на старое здание, отданное под театр. Небывалый указ за монаршей подписью тогда взволновал империю: «Отпустить на нужды первого российского театра, что в Головкинском доме, триста котов и кошек, искусных в ловле крыс…»
В одном из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, созданном гениальным Карлом Росси специально для Дирекции императорских театров расположен Театральный музей (Приложение 1, фото 11). Он является одним из крупнейших театральных музеев мира. В этом музее хранится подлинник того самого Указа о создании «Русского для представления трагедий театра» 30 августа 1756 года (Приложение 1, фото 12). Я дважды была в этом музее и много интересного узнала об истории театра, о разных видах театра, об особенностях русского театра.
В Русском музее в 9 зале я смотрела портрет Фёдора Волкова, который был написан Антоном Павловичем Лосенко в 1763 году в Москве. (Приложение 1, фото 13, 14). Это единственное живописное изображение знаменитого актера. Художник близко знал Волкова с 1759 г. [6]. Запечатленный художником Ф. Волков предстает в образе романтически вдохновенного сценой героя. Волков изображен в театральном костюме – мантия, золотая диадема, кинжал и маска в его руках – атрибуты Мельпомены, музы трагедии. Лицо привлекает прямотой, интеллектом и активностью. Его поза кажется минутной остановкой во время игры.
Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека — одно из старейших книгохранилищ России. Датой ее основания считается 30 августа 1756 года: именно в этот день был издан Указ Императрицы Елизаветы Петровны об учреждении первого профессионального русского театра. А рукописи пьес труппы Фёдора Волкова стали основой собрания Театральной библиотеки. В зале драмы библиотеки я смогла познакомиться с рукописями того времени, когда Фёдор Волков играл на сцене Петербурга. Я листала страницы рукописей, которые в 18 веке держал в руках, возможно, сам Фёдор Волков – это удивительное чувство прикасания к истории (Приложение 1, фото 15). Ф. Волков интересен для нас и как переводчик с немецкого, с итальянского, с французского языков. В библиотеке я познакомилась с рукописью перевода комедии Ж.Б. Мольера «Любовь доктора» (Приложение 1, фото 16). Мне стало интересно, что это за рукопись, что за пьеса? В списке произведений Мольера, в несохранившихся пьесах значится фарс «Влюбленный доктор» и возможно это одно и тоже произведение с «Любовь доктора» в моих руках – особенности перевода? Скорее всего перевод Ф.Волкова. Я в интернете нашла информацию, что в далеком 1658 году в Париже дебютировала труппа Мольера в Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. Показывали фарс «Влюблённый доктор», который имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр. Потом рукопись утратилась к всеобщему сожалению. Но в 1845 году, почти через 200 лет, в Париже «случайно нашлась» рукопись «Влюбленного доктора», что стало сенсацией. Весь театральный Париж устремился в театр «Одеон» на премьеру «Влюбленного доктора». В фойе театра на всеобщее обозрение была выставлена драгоценная рукопись Мольера. Успех спектакля был полным. Но та рукопись была подделкой… Разразился неожиданно скандал, в самый разгар триумфа «Влюбленного доктора». И снова произведение стали считать утраченным. Мы сообщили в театральную библиотеку о том, что рукопись «Любовь доктора» возможно перевод утраченного «Влюбленного доктора» Мольера. Там заинтересовались этой информацией и начали работу по установлению исторической ценности данной рукописи – нас поблагодарили за нашу исследовательскую работу.
Фёдора Волкова увековечили в памяти и в памятнике (1862 год) 1000-летию России – группа «писатели и художники». В г. Великий Новгород я нашла на памятнике великого человека, на которого хочется быть похожим.
Заключение
Мне было очень интересно узнать о личности Фёдора Григорьевича Волкова, я полюбила этого неутомимого талантливого человека, который все свои силы и способности направил на просвещение народа, на воспитание самых лучших качеств в людях!
По разносторонности театральных интересов, по глубочайшей преданности делу, которому он посвятил всю свою жизнь, по универсальности практической работы в театре Фёдор Волков может быть назван нашим театральным Ломоносовым. Неслучайно один и тот же, важный в истории нашей культуры, год – 1755-1756 отмечен основанием первого русского университета в Москве и учреждением первого русского театра в Петербурге. Жизненная мечта Ломоносова и Волкова исполнилась в одно и то же время.
Он прожил короткую, но очень достойную и нужную потомкам жизнь. Мне кажется, что такие люди, как Фёдор Волков могут быть примером для нас своей жаждой знаний, целеустремленностью, трудолюбием, самоотдачей делу жизни, и патриотизмом.
Список используемых источников и литературы
Алмазов Б.А. Театральный букварь / Б.А. Алмазов. – СПб.: ГБУК «Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства», 2013. – 48 с.: ил.
Википедия: Мольер - Несохранившиеся пьесы https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%80
Евграфов К.В. Федор Волков. – М.: Мол. Гвардия, 1989. – 286 с., ил. – (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр. Вып. 5 (695)
Евреинов Н. Что такое театр? М.: Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина, изд. «NAVONA», 2017, 48 с.: ил.
История русского театра.- Москва: Эксмо, 2019. – 480 с.: ил. – (Подарочные издания. Российская императорская библиотека).
Куликова К. Кинжал Мельпомены. Рассказ о жизни Федора Волкова. Изд. «Искусство» - М.-Л., 1963. – 172 с., с ил.
Любомудров М.Н. Федор Волков: Биографическая повесть/Оформл.-В.Бабанова. – Л.: Дет.лит., 1983. – 191 с., с ил.
Подозревается Фёдор Волков: о причастности к перевороту Екатерины II - http://www.sevkray.ru/news/5/60697/
Русская историческая библиотека: Волков, Федор Григорьевич – краткая биография - http://rushist.com/index.php/russia/5431-volkov-fedor-grigorevich-kratkaya-biografiya
Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека, 1756-2016:[буклет / С._Петерб.гос.Театр.б-ка]. – Санкт-Петербург : Чистый лист, 2016. – 35 с.: ил., цв. Ил. К 260-летию СПбГТБ http://lib.sptl.spb.ru/ru/nodes/1152-buklet-sankt-peterburgskaya-gosudarstvennaya-teatralnaya-biblioteka-1756-2016
Театральные байки: «Влюбленный доктор» Мольера https://theater-tales.livejournal.com/36849.html
Ф.Г.Волков и русский театр его времени. Сб. материалов. М., 1953.
Фёдор Волков. Иллюстрации https://sv-scena.ru/Buki/Fyedor-Volkov-1.31.html
Федор Волков. Сын Мельпомены https://regnum.ru/news/2577151.html
Фильм о Федоре Волкове https://youtu.be/q--cwjKZ7tU
Приложение 1
Фотографии мест, связанных с Фёдором Волковым, которые я посетила
Фото 1 - Музей театрального костюма в г. Кострома, в доме, где Волков провел свое детство
Фото 2 – На центральной площади г. Кострома
Фото 3 – Церковь Николы Надеина. г.Ярославль
Фото 4 – Церковь Николы Надеина, памятная доска. г.Ярославль
Фото 5 – Резной иконостас Церкви Николы Надеина, автор рисунка и части вырезанных фигур Фёдор Волков. г.Ярославль
Фото 6 – Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова. г.Ярославль
Фото 7 – На экскурсии в театре драмы имени Федора Волкова. г.Ярославль
Фото 8 – В Заиконоспасском монастыре, где располагалась Славяно-греко-латинская академия. г. Москва
Фото 9 – Головкинский дом г.Санкт-Петербург
Фото 10 – Напротив Академии Художеств. г.Санкт-Петербург
Фото 11 – В Театральном музее г.Санкт-Петербург
Фото 12 – Указ о создании «Русского для представления трагедий театра»
Фото 13 – Портрет актера Ф.Г.Волкова 1763г, холст, масло 67.2х54.3 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, зал 9
Фото 14 – В Русском музее у портрета Фёдора Волкова
Фото 15 – Санкт-Петербургская государственная Театральная библиотека
Фото 16 – Работа с рукописями в Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеке
Фото 17 – Рукопись перевода комедии Ж.Б. Мольера «Любовь доктора»
Фото 18 – Памятник 1000-летию России в г.Великий Новгород