Дигорцы: народ с непростой судьбой

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дигорцы: народ с непростой судьбой

Фомина А.О. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 11 г.Тореза»
Цымбалист Т.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 11 г.Тореза»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На территории Российской Федерации проживает более 190 народов. Среди них отмечают и малые национальные народности. Одной из таких народностей являются дигорцы, проживающие на территории Осетии. Их количество постоянно уменьшается и народ уже относят к редким. Проблему информированности о дигорцах я и постараюсь решить в своей работе.

Актуальность темы обусловлена тем, что из-за многочисленности этносов в стране население не обладает полной и достоверной информацией о тех, кто проживает в её разных частях. Представленные материалы позволяют расширить наше представление о судьбах людей, которые своим трудом создавали культуру и духовные ценности народа. Данная тема исследования не является распространённой, большая часть жителей как Донецкой Народной Республики, так и в целом России практически ничего не знают о существовании народа, именуемого дигорцами. Их история, культура и язык не должны быть забыты. Мы должны помнить о самоотверженных людях, которые создавали народность с самого начала. Благодаря осмыслению и анализу имеющейся информации, мы можем найти связь между нашим народом и народом Дигории, оглянуться вокруг себя, сформировать мнение об окружающих нас людях. Так же данный материал поможет в межличностной сфере, ведь зная историю и культуру народа, мы можем найти индивидуальный подход к этому человеку.

Целью исследования является облегчение взаимопонимания между народами как Донецкой Народной Республики, так и Российской Федерации в целом, с одной стороны, и Северной Осетии с другой стороны, создание объективного представления о дигорцах, налаживание крепких взаимовыгодных связей, повышение уровня толерантности в обществе.

Задачи исследования: изучить и проанализировать имеющиеся материалы, познакомить соотечественников с историей дигорцев, их традициями, обрядами, достопримечательностями и известными людьми.

Используемые мною при изучении темы литература и источники раскрывают историю и происхождение народа (Челахсаев, Р.А. «К вопросу о происхождении этнонима «дигора»»; «История аланов: Википедия. Свободная энциклопедия»; Сланов А.А. «Военное дело алан I-XV вв.:/ Под ред. докт.ист. наук Р.С. Бзарова»; «Путешествие в горную Дигорию»; Манорский В.Ф. «История Ширвана и Дербенда X-XI веков»; Бернанд С. Бахрах. «Аланы на Западе (от первого их упоминания в источников до периода раннего средневековья)»; «Осетины - Ирæттæ/ Дигорæнттæ: НАЦИО»), его правовые нормы и социальный состав (Гутнов Ф.Х. «Нормы обычного права осетин. Часть II. Адаты обществ Западной Осетии» и «Древние обряды дигорского общества. 1844»), его обряды и традиции («Дигорцы — народ с непростой судьбой»: TRAVEL.ASK , электронные ресурсы).

По истории и традициям дигорцев существует достаточное количество источников (как монографий, так и интернет-ресурсов), раскрывающих её, но до сих пор исследователи спорят насчет его происхождения (что не является темой моей работы). Я же хотела несколько систематизировать имеющиеся сведения и познакомить с ними как можно большее количество жителей нашей страны.

История и происхождение дигорцев

На территории Российской Федерации проживает более 190 народов. Среди них отмечают и малые национальные народности. Одна из таких народностей - дигорцы.

Дигория – живописная территория Северной Осетии. В этой области размещается национальный парк «Алания», который был создан 18 февраля 1998 года с целью сохранения индивидуальной фауны и флоры. Климат в этой местности - горного типа, с продолжительной зимой и прохладным летом.

Именно в этой зоне располагаются поселения дигорцев (осет. дигора/дыгур).

Согласно Всероссийской переписи населения России 2010 года, всего 223 человека относят себя к этому народу [1] и численность их сокращается с каждым годом. Как и любой другой народ, они уникальны. Несмотря на свою малочисленность, дигорцы смогли сохранить быт, культуру и уклад общества.

Впервые термин «дигорцы» встречается в Армянской географии VI века в форме «тикор» и «астикор». По мнению Руслана Челахсаева – учёного исследователя этнической культуры субэтносов осетин – этноним «дигор» производен от слова тигр и составлен из двух слов: тог – кровь и ар – искать, т.е. ищущий хищник, алчущий крови, что соответствует натуре тигра [9; с.10-11].

Считается, что свою историю дигорцы ведут от алан – одного из сарматских племен, кочевавших в V- IV вв. до н.э. на территории от Южного Приуралья до Кавказских гор. В последние века до н.э. они являлись настоящей угрозой как для соседей, так и для отдалённых территорий (Крыма, Малой Азии, Закавказья и Мидии), но уже в IV в. н.э. они терпят поражение от гуннов и расселяются (часть – в Северную Африку, часть – на Кавказ), переходя к оседлому образу жизни). Несмотря на поражение, именно аланы-сарматы «научили» германские племена искусству конного боя, а сама сармато-аланская военная культура послужила прототипом средневекового рыцарства (в т.ч. вооружение, военная техника, нравственный кодекс и идеология военной элиты) [8; с. 10-40; 2], но это не помогло им создать свое государство и сохранить свою идентичность.

Те аланы, которые решились оставить воинственный образ жизни, стали жить на территории Дигории. Здесь быстро вырастает население и налаживается сельскохозяйственная деятельность, т.к., в отличие от дальних ущелий, здесь очень мягкий климат и более плодородная земля. Позднее выделяются 2 этнокультуры: западная – протодигорцы (Асдигор) и восточная – протоиронцы (Ирхан). Благодаря тесным связям с Византией аланы принимают христианство, что не мешает существованию язычества.

Во время феодальной эпохи аланам удаётся развить города и поселения, скоро здесь появляются элементы государственного устройства. В это время они устанавливают культурные и политические связи с многими странами, в их числе оказываются Византийская империя, Грузия, Русь, Хазарский каганат, появляется и своя столица – Магас (сведения о нем малочисленны, а его положение неизвестно до сих пор). В период своего расцвета население города составляло больше 15 тысяч человек, здесь развивались искусство, ремёсла, письменность и религиозное просвещение. По территории Аланского государства проходил Великий Шёлковый путь - повозки с драгоценными товарами шли через трудные горные маршруты к Чёрному морю, откуда отправлялись в Византию и Египет.

К началу XIII в. аланы находились в союзе с половцами. Совместные выступления против монголов не принесли победы. Монголы, пообещав награду и ссылаясь на кровное родство между народами, уговорили половцев на предательство алан. После разгрома алан состоялась битва на реке Калке в 1223 году, где было разбито и объединенное русско-половецкое войско.

Новая встреча с монголами состоялась в 1238-1239 году, когда раздираемая междоусобицей Алания не смогла оказать организованного сопротивления, произошло падение столицы, а Алания стала вассалом Монгольской империи.

Следующим серьёзным испытанием для народа, проживавшего на этой территории, стали эпидемия Черной смерти (она унесла тысячи человеческих жизней) и поход Тамерлана, уничтожившего на своем пути огромное количество населения. Часть выживших ушла в горы Кавказа, где смешалась с коренным населением, другие же были вынуждены прятаться в местных горах, надеясь на счастливое будущее.

При Екатерине Великой в 1781 году Дигория присоединяется к территории Российской империи [7]. А к XIX веку здесь выделяется 2 главных религии: христианство и мусульманство.

История дигорцев продолжается и до сих пор, минуя исторические препятствия, сохраняя оригинальные традиции, верования.

Традиции и обряды дигорцев

Гостеприимство у дигорцев - важнейшая народная традиция. Считается, что отказ от приёма гостя означает навлечь на себя Божий гнев, позор на своих родственников и однофамильцев. Раньше, если в дом приходил заклятый враг, хозяин должен был забыть свои старые обиды и достойно принять гостя, как только же «гость» уходил, хозяин мог мстить дальше. Не пользовались уважением семьи, чей порог редко переступали гости. Это считалось дурным предзнаменованием. Дигорцы жестко придерживались этой традиции, твёрдо убежденные в том, что все потраченное на гостя вернётся с многократной силой. Это подтверждалось легендой «О святом Георгии и трёх братьях». Предание рассказывает нам о святом Георгии, который решил под видом нищего старика посмотреть, как живут обычные люди. На дороге он повстречал трёх братьев, которые пригласили его в гости. Братья жили очень бедно, но приняли гостя с достоинством и радушием. Благодарный им, святой Георгий решил исполнить их заветные желания: старшему брату он подарил плодородный участок земли, среднему – табун лошадей и рогатого скота, младшему же – хорошую жену. Братья зажили счастливо. На следующий год святой Георгий решил навестить братьев ещё раз. Старшие братья зазнались и решили не принимать в гости нищего старика. Младшего брата не было дома, зато там присутствовала его жена. Она приняла гостя, зарезала крупную индюшку, как можно лучше встретила гостя. Так же, чтобы не огорчать гостя, она скрыла недавно умершего младенца. Святой Георгий был тронут этим приёмом, поэтому воскресил младенца и послал благополучия и изобилия этой семье. Старших братьев он покарал, отобрал подарки и проклял их.

Вообще святой Георгий является частым героем легенд и преданий, его изображение можно увидеть в Дигории повсюду. Каждого путника, собирающегося в горы, благословляют и просят святого, чтобы он помог ему отыскать путь на туманных вершинах горы. В начале Дигорского ущелья находится монумент Уастырджи (именно так зовут Святого Георгия здесь) (автор – В.Соскиев). Он расположен на высокой скале в самом узком месте реки Урух. Весит монумент 13 тонн, а высота составляет 6 метров. Недалеко от памятника находится святилище.[10]

Очень интересны и красивы обряды дигорцев. Свадьба должна была проводиться в два дня, субботу и воскресенье. В это время новобрачные не видят друг друга; жених прячется у друзей, к этому времени невесту приводят домой к нему. В воскресенье проведать невесту на новом месте приходят друзья; родителей невесты приглашают позже. Вскоре наступает день торжества. Утром родственники невесты украшают дом, на кухне готовят угощения. К 2 часам дня приходят гости, причём располагают они с определенной стороны. Слева – девушки, справа – мужчины. В это время невеста ещё не в своём свадебном платье, в своей светёлке невеста принимает гостей женского пола, с ней по очереди «прощаются» женщины. Невеста обязательна должна взять в свою новую семью подарки для старейшин, этим она «задобрит» новую семью. Позже здесь слышны крики радости – это прибыли послы жениха за невестой. Их принимают с гостеприимностью, к столу подают горячие осетинские пироги. Невесту начинают наряжать в свадебное платье.

К довеску к приданному добавляют золотые украшения на руки невесты – чем больше, тем лучше. Переодевшуюся новобрачную до нового дома будет сопровождать лучшая подруга и помощница. Говорить невесте до следующего дня не разрешено. Перед тем как покинуть отчий дом, ей следует получить благословение старейшин. Первой в новом доме увидит невесту бабушка жениха, затем с ней познакомится его мать, для которой она станет новой дочкой. Праздник продолжается в обеих семьях, а невеста должна остаться в покоях новобрачных, стоя там в углу до следующего утра. После этого начинаются национальные танцы. Танец – связующее звено между полами, возрастами и родами, глаза в глаза, вольность в каждом жесте. Танцуют здесь все, причем с самого рождения, танцуешь - значит живешь. [11]

В Дигории также существуют и национальные праздники. Среди них особенно выделяется один – день Алаурди. Ещё с древних времён дигорцы воспринимают подверженность детей к различным болезням, как испытания и наказания богов. В этом им представлялось проявление гнева бога Алаурди. Если ребёнок в семье заболел, то надежды на выздоровление было очень мало, поэтому осетины пытались задобрить главного покровителя заболевания – Алаурди. Праздник Алаурди справляется дважды в год (поздней весной и ранней осенью), у него нет постоянной даты, но он всегда выпадает на понедельник. Во славу Алаурди резали ягнят, чтобы удостоится его милости и благосклонности. Дигорцы в своих песнях молились покровителю болезней, чтобы он не трогал их детей. В этот день поднимают стаканы с молоком и произносят тост. Ребёнку нужно испить молока и откусить праздничный ритуальный пирог, также положено принести в жертву животное. Перед тем, как преподнести его в жертву, требуется прижечь шерсть на лбу животного, чтобы этот священный дым дошёл до Алаурди. К концу дня женщины и дети отправляются в священную рощу, где ходят вокруг берёз с угощениями для богов. Кроме этого, на эти деревья подвешивают ленточки. Празднование длится до конца дня.

Не менее важна традиция почитания Святой Наны. Легенда гласит, что войска Тамерлана, вторгшегося на территорию Северной Осетии встретили дигорские девушки, исполнявшие народные песни и танцы. Воины решили взять их в плен, но им было оказано жестокое сопротивление. У каждой из девиц в волосах находились лук и стрелы, они убили нападавших. Узнав об этом, Тамерлан рассердился и приказал своим подчинённым уничтожить всех алан. Это событие привело почти к полному уничтожению аланского народа. Великая Нана (по-дигорски – мать) собрала и приютила всех выживших в пещере. В Дигории действительно сохранилась пещера, где расположены черепа баранов и скелеты животных, так же обнаружены самодельные скамейки и предметы жилища.[6] В селении Задалески находится музей Наны, созданный жителями. Сюда поклониться великой Матери приходят тысячи женщин. Праздник, посвященный ей, отмечают в третью субботу июля.

Дигорское общество

Ещё с древних времён дигорское общество было разделено на несколько сословий и территориальных округов. Первый округ – Дигор, второй же Усть- Дигор (дальняя Дигория).

Население Дигории было разделено на несколько сословий.

Каждое из сословий имело права и обязанности по отношению друг к другу. Так, баделаты получали от каждого адамихата дань каждый год, в виде одного стога сена, одной лошади, одного тулука пшеницы; летом же к подати добавлялся один баран. Свободное сословие обязывалось везде ездить вместе с алдатами по доброй воле. Наиболее значительную группу крестьян со­ставляли адамихаты («подобие людей»), которые несли натуральную, а в предгорьях также и отработочную повинность своему господину. Ада­михаты не были крепостными: они пользовались правом перехода от одного феодала к другому. Уходя из Дигории, адамихаты оставляли владельцу свое имущество. В случае смерти адамихата, не имевшего наследников мужского пола, феодалу доставалось не только его имущество, но в услужение к нему переходили жена и дочери крестьянина. Хехезы – это пришлые из других регионов Осетии и Кавказа в целом. По своему социальному статусу они сближались с безземельными адамихатами, но из-за того, что не имели корней в Дигории и фактически были зависимы от владельцев аулов, они были более удобным объектом эксплуатации, чем адамихаты.

Если старшина приказывал кнекам убить человека, они обязывались сделать это; за убийство, совершенным данным способом, отвечал их господин. Хечар-косеки покупались, им не разрешалось самовольно вступать в брак, их судьбой распоряжался господин, который мог временно отдать их в жены любому холостому. Рождённые от них дети становились либо слугами, либо поварами; эти дети были обязаны служить господину всю свою жизнь; он же мог продавать или дарить их [4, с. 68].

Право дигорцев было сходно с правом других кавказских народов. Например, за ранение старшины виновник отдаёт баделату мальчика или девочку, а за его убийство каждый виновный платил 5 людьми, 5 землями и 5 лошадьми или железными вещами так, чтобы каждый предмет оценивался, как 15 крестьянских душ. Кто воровал из владения алдата и был пойман на этом, был обязан оплатить мальчиком или девочкой и в честь старшины варить и готовить угощения. Убийство адамихата или тумака оплачивалось 24 штуками рогатого скота. После уплаты кровью обе стороны конфликта должны были примириться. Убийца варил и готовил угощения, а родственники погибшего должны были явиться к нему домой со свитою из 100 человек; виновный поил и угощал пострадавших целые сутки. Если же этого не делалось, одна из сторон, не выполнившая обещания, платила другой 7 штук рогатого скота. Если адамихат ранил другого свободного человека, то в уплату за честь варил пивные напитки и отдавал лошадь либо скотину.

Как и у других народов Кавказа, у дигорцев невест выкупали за калым. За дочь старшины платили 60 штук рогатого скота, а за дочь адамихата - 10 штук.

Кто получал калым за дочь в первый раз, имел право на пару отличных быков или на 2 пары посредственных. Старшины и адамихаты после смерти или пропажи брата женились на их вдовах, причем никто согласия женщины не спрашивал. Каждый дигорец был вправе завести до 3 жён; любую из них он мог выгнать, если она его перестала устраивать.

Дети должны были быть покорны и послушны своим родителям; а сопротивление их воле было равно великому греху. Что интересно, старшины и адамихаты не воспитывали детей при себе, а отдавали их на воспитание к аталыке (мальчиков) или кормилице (девочек) до совершеннолетия. После его наступления они возвращались к родителям, а воспитатели получали большие дары за это, например, 100 баранов, несколько штук рогатого скота или же служанок. [3]

Современная Дигория

Сейчас территория Дигории является муниципальным районом Северной Осетии. Площадь Дигории составляет 640 км². Разговаривают дигорцы на дигорском диалекте осетинского языка (другие жители Осетии говорят на иронском диалекте, достаточно сильно отличающемся от дигорского), который сохраняет черты праязыка – аланского. К сожалению, в 1937 году он был объявлен «контрреволюционным», и интеллигенция, знавшая этот язык, была подвергнута репрессиям. В наше время дигорский язык не является распространённым и мало кому известен.

Население Дигории составляет всего 18341 человек, 55,43% из которых проживают в городских условиях. Основным занятием населения является сельское хозяйство. В районе есть 2 ассоциации крестьянских хозяйств, 2 колхоза, 2 совхоза и 36 КФХ. Так же на территории расположены животноводческие фермы СФКХ «Дур-Дур», АКФХ «Урсдон», совхоз им. Цаголова и КП «Дигорский». Основная промышленность: производство картонной тары, спецодежды, переработка сельскохозяйственного сырья и др. Среди жителей Дигории немало людей внесли свой вклад в историю человечества - это учёные, скульпторы, спортсмены, военные и писатели.

Акоев Артур Владимирович (род. 02.01.1966) - советский, российский тяжелоатлет, чемпион мира и Европы, серебряный призер Олимпийских игр в Барселоне.

Он родился в селении Дигора в 1966 году. С раннего детства Артур приучался к тяжёлым тренировкам, отец брал его в зал, где юный спортсмен носил диски и гантели. Позже у него появился интерес к штанге, которой он начал заниматься ежедневно. В 1983 г. на первенстве РСФСР в Грозном Артур Акоев занял первое место и выполнил норму мастера спорта СССР. С этого момента начинается профессиональная деятельность тяжелоатлета. За всю свою карьеру он завоевал много золотых и серебряных медалей. Артур Акоев стал серебряным призёром Олимпийских игр в Барселоне (1992), чемпионом мира и Европы в 1991году, чемпионом СНГ (1992), чемпионом РСФСР 1983 г., чемпионом СССР среди юношей (1985), чемпионом мира и Европы среди юниоров (1986).

Туганов Игнатий (Асланбек) Михайлович (1804-1875) - генерал майор, первый генерал из Осетии.

Родился в 1804 году в семье баделатов. Известно, что он был православным. Воспитывался в частном учебном заведении, поступил на службу рядовым в Кабардинский пехотный полк, затем продвинулся по службе и получил звание унтер-офицера генерал-федьмаршала князя Барятинского полка. Награждён бриллиантовым перстнем, а так же получил Монаршее Благоволение.

Сосланбек Дафаевич Тавасиев (25.12.1894-10.04.1974) - скульптор, лауреат Государственной премии СССР (1970), народный художник Северо-Осетинской АССР (1955) и Башкирской АССР (1967).

Он родился в горном селении Фаснал (в Дигорском ущелье) Северной Осетии. Получил прекрасное образование в школе, продолжил своё обучение в Высшем художественно-техническом институте. С отличием закончил обучение на факультете скульптуры. Большую часть своей жизни Сосланбек Тавасиев прожил в Москве.

Среди работ Тавасиева особенно выделяется памятник Салавату Юлаеву в Уфе, ставший символом города и частью герба Башкорстана. Работа над памятником длилась 25 лет. Мастеру пришлось придумывать механические конструкции для человека и лошади, создавать станок с электрическим управлением [5].

Заключение

Эта работа помогла мне изучить, открыть для себя новые представления о Северной Осетии, Дигории и её населении, осознать, что мы должны сохранять и обсуждать традиции и историю нашего прошлого, ведь как говорил Алексей Максимович Пешков (Максим Горький): «Не зная прошлого, невозможно понять смысл настоящего и цели будущего». История дигорцев полна тайн и утерянных фактов, а их быт и культура обладают таинственным очарованием. Узнавая и рассказывая истории разных народов, мы не позволяем им забыться никогда.

Список использованной литературы и источников

https://gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.

http://biblio.darial-online.ru/text/Bahrah/index_rus.shtml (Бернард С. Бахрах. Аланы на Западе (от первого их упоминания в источниках до периода раннего средневековья)/ Перевод с анг. И.Б.Санакоева под редакцией академика М.И.Исаева)

http://izvestia-soigsi.ru/en/archive-of-issues/iss-948-2013/200-gutnovdrev (Ф. Х. Гутнов. ДРЕВНИЕ ОБРЯДЫ ДИГОРСКОГО ОБЩЕСТВА. 1844 г.)

Гутнов Ф.Х. Нормы обычного права осетин. Часть II. Адаты обществ Западной Осетии: монография [Текст] / Ф.Х. Гутнов – Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2015. – 322 с.

Дигорцы: Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://web.archive.org/web/20140802005314/http://ru.wikipedia.org/wiki/Дигорцы (дата обращения: 02.03.2022).

Дигорцы — народ с непростой судьбой: TRAVEL.ASK. - URL:https://travelask.ru/articles/digortsy-narod-s-neprostoy-sudboy (дата обращения 02.03.2022).

Осетины - Ирæттæ/ Дигорæнттæ [Электронный ресурс]: НАЦИО. - URL:

https://nacio.at.ua/publ/nacionalnosti/osetiny_ir_tt_digor_ntt/2-1-0-68(дата обращения 02.03.2022)

Сланов А.А. Военное дело алан I-XV вв.: Монография/ Под ред. докт. ист. Наук Р.С. Бзарова. Сев.-Осет. ин-т гум. и соц. исслед. им. В.И. Абаева. Владикавказ, 2007. 400 с.

Челахсаев, Р.А. К вопросу о происхождении этнонима «дигора» [Текст] / ДАРЬЯЛ – литературно-художественный и общественно-политической журнал. – 2009. - № 2. – 40 с.

10. https://kozandrevna.livejournal.com/76098.html

11. https://maxialla.livejournal.com/92864.html

Просмотров работы: 72