Китайская диаспора во Владивостоке в 1875-1938 годах: феномен китайского Чайна-тауна

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Китайская диаспора во Владивостоке в 1875-1938 годах: феномен китайского Чайна-тауна

Королева А.Р. 1Султанова А.Т. 1Кочегарова Н.А. 1Брильянтщикова Е.А. 1
1ГБОУ "ЦСиО "МЭШ" Москомспорта г. Москвы
Шутова М.В. 1
1ГБОУ "ЦСиО" МЭШ" Москомспорта г. Москвы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель исследования:проанализировать феномен китайского чайна-тауна на территории Владивостока в 1875 – 1938 годах, выявить влияние китайской диаспоры на экономическую и культурную жизнь Дальнего Востока

Задачи:

Изучить историю возникновения «Миллионки», характерные особенности этого «этнического поселения»

Проследить численность китайской диаспоры на территории Дальнего Востока и г. Владивостока в частности, выявить периоды роста и уменьшения численности китайцев

Выяснить причины роста или падения численности китайского населения

Отразить сферы, в которых китайская диаспора повлияла больше всего на жизнь местного населения

Обозначить направления дальнейшего исследования этой темы

Основная исследовательская часть данной работы заключалась в сборе и анализе информации о численности китайского населения на территории Приморья и города Владивостока, сопоставлении с численностью общего населения, анализе причин роста или падения китайского населения.

Трудности в ходе исследования: в изученных источниках существует большой разброс в цифрах, часто количество проживающих китайцев не выделено из общей массы “желтого населения” (китайцы, корейцы и японцы) или из общего числа иностранцев вообще. Причина: несовершенство статистики того времени, а также неучёт большого числа уклоняющихся от регистрации китайцев.

Актуальность исследования: до этого ни в одном исследовании не встречалось четкого исторически синхронизированного по годам анализа численности китайского населения на территории Владивостока с одновременным анализом причин роста и падения численности.

Для сбора информации авторами были изучены: путевые заметки путешественников (Арсеньева В.К., Пржевальского Н.М.), труды исследователей Дальнего Востока (Сухачевой Г.А., Анча Д.А., Мизь Н.Г.), официальные отчеты губернаторов областей и приамурских генерал-губернаторов (Надарова И.П., Граве В.В., Гродекова  Н.И.), исследования Комитета по заселению Дальнего Востока.

История возникновения «Миллионки», характерные особенности «этнического поселения» китайцев

Количество китайских подданных, проживавших в русских владениях на Дальнем Востоке, всегда значительно превышало число выходцев из Кореи, Японии и других стран. (Россия имела с Китаем самую длинную сухопутную границу, что облегчало ее переход).

Во Владивостоке китайцы появились одновременно с русскими как трудовые мигранты, в основном из ближайшей провинций Шаньдун и Маньчжурии, увидевшие в новом русском поселении источник заработков. В те же годы китайские «отходники» (собиратели таежных дикоросов, охотники, рыбаки) наводнили Уссурийскую тайгу, богатства которой были востребованы в традиционной китайской медицине.
Китайская диаспора во Владивостоке была самой многочисленной после русского населения. Китайский труд был широко востребован во Владивостоке в течение всего периода имперской власти и на начальном этапе советской, вплоть до массового выселения китайцев в 1938 г. От наличия китайских рабочих рук зачастую зависела реализация многих важнейших государственных проектов, укреплявших позиции России на ее восточной окраине и способных изменить геополитическую картину региона.

Стремление городских властей разграничить места проживания европейцев и азиатов привело к появлению этнических пространств. Во Владивостоке была обширная Корейская слобода и японская община. Был и свой «чайна-таун» - китайский квартал – «Миллионка». Название района восходит к названию «Миллионного рынка», где продавцами были исключительно китайцы. Возле рынка и возник «район компактного проживания лиц китайской национальности». Можно с полной уверенностью утверждать, что за всю историю России это был единственный такой китайский квартал. Миллионка начала формироваться с 1875 г. и существовала до 1938 г, когда этнический квартал был зачищен органами госбезопасности с последующей высылкой китайских граждан на родину.

Отметим лишь главные особенности поселения китайцев – почти все китайцы во Владивостоке работали сезонно. Они не перевозили сюда семьи, скопленные деньги отсылали на родину и жили в скученных «рабочих общежитиях». Их целью всегда было не переехать и развивать регион, а заработать капитал и отправить его себе на Родину. Городские власти постоянно пытались выселить азиатское население за пределы города, но китайцам не нужны были земля и огороды, а поэтому вместо компактного расселения в пригороде они предпочитали жить в трущобах в центре города и возвращались к привычному образу жизни после каждой кампании властей по их переселению. Неприхотливые китайские рабочие готовы были жить в очень скромных условиях – крайне скученно, по много человек на возвышающихся до самого потолка нарах. Поэтому нас не должно удивлять, что историческая Миллионка – это совсем небольшая территория, которую можно обойти за пять минут.

Численность китайской диаспоры на территории Владивостока в 1875 – 1938 годах, причины роста или падения численности китайского населения.

Основная исследовательская часть данной работы заключалась в сборе и анализе информации о численности китайского населения на территории Приморья и города Владивостока, сопоставлении с численностью общего населения, анализе причин роста или падения китайского населения.

Постоянное увеличение численности выходцев из Китая в г. Владивостоке можно проследить по сведениям полковника И.П. Надарова, специально занимавшегося изучением положения китайцев в Уссурийском крае по заданию приамурской администрации. С 1860 по 1870 гг. приток китайцев в город происходил в небольших размерах: в 1868 г. 18 чел., начиная же с 70-х гг. кол-во китайцев во Владивостоке увеличивается: в 1870 г. 43 чел., в 1871 г. - 50, в 1872 г. - 99. С 1873 г., когда порт был перенесен из Николаевска во Владивосток и потребность в рабочих руках стала ощущаться в большей мере, количество китайцев увеличивалось уже в пределах 110-205 чел. ежегодно. В результате в 1879 г. их численность во Владивостоке составила 1 196 человек, а в 1884 г. здесь проживало уже постоянно более 3 тысяч китайцев, в 1897 г. 5580 китайцев. Увеличение числа выходцев из Китая после 1893 г. объяснялось, прежде всего, строительством Уссурийской железной дороги.

В связи с многочисленностью китайских подданных, пребывавших в крае, в 1897 г. во Владивостоке было учреждено Китайское коммерческое агентство для осуществления консульских обязанностей; в 1907 г. оно стало Генеральным консульством.

В 1898 - 1901 гг. был спад численности до 200 чел. из-за восстания ихэтуаней и возвращения китайцев на Родину, следующий спад наблюдался во время русско-японской войны 1904-1905 гг, когда китайцев во Владивостоке вообще не осталось, остались только рабочие-корейцы. После войны с японцами был двухлетний запрет на въезд китайцев в Россию. В 1907 - 1910 г. наблюдается бурный рост численности китайских рабочих до 50 тыс., которые были задействованы в строительстве казарменных городков во Владивостокской крепости. После 1910 г. численность китайцев уменьшается, что было связано с принятием закона 21 июня 1910 г., запрещавшего труд иностранцев на казенных работах.

В ходе Гражданской войны 1917-1922гг. в России китайцы подверглись дискриминации и репрессиям со стороны всех участников войны и многие были вынуждены бежать в Китай.

После образования СССР в 1922 г. началась реализация так называемой новой экономической политики. Это вскоре привлекло китайских мигрантов обратно на советский Дальний Восток, где не хватало рабочих рук, растущее число китайцев оказало огромное влияние на местную экономику. К концу 1920-х годов китайцы контролировали более половины торговых точек и значительную часть торговли на Дальнем Востоке.

Но в 1926 году Народный комиссариат иностранных дел СССР принял решение использовать любые средства, чтобы остановить миграцию китайцев и корейцев на советскую территорию, поскольку они считались опасными для страны. С этого момента начинается снижение численности китайцев: если в 1926 г. насчитывалось 43,5 тыс. китайцев, то в 1929 г. - 32,6 тысяч, а в 1932 году — 16,6 тыс.

В 1937 г. начались более серьезные репрессии против китайцев, аресты, в 1938 г. была произведена конечная зачистка Дальнего Востока от китайских мигрантов силами НКВД, последняя часть была депортирована в Синьцзян.

Опираясь на все вышеперечисленные источники, авторы составили таблицу, куда внесли данные по разным годам, а также причины роста или падения численности китайского населения. Также был построен график, на котором более четко виден период роста и падения численности китайского населения на фоне постоянного роста общего населения.

Год

Общая численность населения

(в Приморском крае)

Численность населения китайской диаспоры

(во Владивостоке)

Причины роста и спада численности китайского населения

1873

22.000

205

Был перенесён порт из Николаевска во Владивосток, начался приток китайских торговцев и рабочих

1879

27.000

1.196

Численность возросла из-за

потребности в китайских рабочих на кирпичных заводах, лесозаготовках и других производствах. А также из-за образования «Миллионки» и постоянного притока китайских торговцев и прислуги в город.

1884

32.500

≈3.000

1897

190.012

5.580

Строительство Уссурийской железной дороги повлекло рост численности китайских рабочих.

1898

194.953

200

Из-за восстания Ихэтуаней китайцы вернулись к себе на Родину

1901

290.000

200

1905

329.600

0

Из-за Русско-Японской войны и запрета на приезд китайских иммигрантов

1910

523.631

50.000

С 1907 – 1910 год активный прирост китайского населения, строительство военного гарнизона Владивостокской крепости

1926

633.800

43.500

Спад численности ввиду принятия закона 1910 г.,который запрещал работать иностранцам на казённых работах и из-за принятия в 1922г. СССР решения использовать любые средства,чтобы остановить миграцию китайцев (поскольку они считались опасными для страны)

1929

723.900

32.600

Начались серьёзные репрессии против китайцев

 

1932

870.000

16.600

1938

906.000

0

Из-за конечной зачистки НКВД Дальнего востока от китайцев

Ключевое влияние китайской диаспоры на экономику региона и жизнь местного населения

Невозможно представить становление Дальнего Востока в целом и строительство Владивостока без китайских рабочих (или «кули»). Китайцы - отходники играли заметную роль в процессе хозяйственного освоения Дальнего Востока России. Подавляющее большинство из них занимались неквалифицированным физическим трудом на кирпичных заводах, строительных работах (с помощью китайцев во Владивостоке были построены такие объекты как здание Морского ведомства, Николаевские Триумфальные ворота, Приморская областная почтово-телеграфная контора, Владивостокская крепость – гарнизон, Покровская крепость, Железнодорожный вокзал и пр. важные объекты), добыче угля и золота, в парусном каботаже, на лесоразработках, в грузовых перевозках (весь ломовой городской транспорт был в их ведомстве).

Также большое число китайцев было задействовано в торговле (именно в районе «Миллионки»), ремесленном производстве и сфере обслуживания, они доставляли покупки на дом, могли продавать в долг. Они были водоносами, что было очень важно для Владивостока, где были проблемы с водоснабжением вплоть до строительства водохранилища в 1936 г.

В Приморской области на казённых работах в 1906 — 1910 гг. в среднем ежегодно трудилось 18,4 тыс. русских (19,3%) и 77,0 тыс. иностранных (80,7%), в подавляющем большинстве китайцев. На золотых приисках в 1910 г. доля китайских рабочих составляла 82%. Больше всего китайских рабочих нанимали казённые ведомства — военное строительное управление (19,7 тыс. чел.), Уссурийская железная дорога (2,3 тыс. чел.). Многие зажиточные крестьяне и казаки использовали китайских мигрантов на полевых работах и в хозяйстве; в семьи русских чиновников, коммерсантов и интеллигенции их нанимали в качестве прислуги — на неё был большой спрос ввиду дешевизны труда, аккуратности и умелого ведения домашних дел.

Численное превосходство китайских рабочих ставило экономическое развитие края в прямую зависимость от их притока в регион. Они довольствовались меньшей оплатой и самыми примитивными бытовыми условиями. Здесь была и теневая сторона: имелись негативные последствия хищнической эксплуатации ресурсов и вытеснение русских рабочих с рынка труда, предприниматели не были заинтересованы в переселении на Дальний Восток и найме более дорогих и высококвалифицированных русских рабочих.

Повышенное внимание к проблеме «жёлтого труда» определялось несколькими факторами. С одной стороны, рабочая сила была жизненно необходима для освоения слабозаселённого российского Дальнего Востока. Без её использования не могло быть и речи о создании экономической и военной инфраструктуры господства России в регионе. Китайская рабочая сила отличалась не только дешевизной, но и дисциплиной, умением быстро осваивать новые профессии и сферы деятельности. С другой стороны, привлечение неограниченного количества сверхдешёвого «жёлтого труда» препятствовало заселению региона русскими, вело к его окитаиванию, даже был страх поглощения Китаем этих территорий. Из минусов было еще и то, что за пределы края уходила значительная доля свободных денег — 30 — 35 млн. руб. ежегодно увозили «кули» в Китай.Китайские отходники жили по своим правилам, практически не подчиняясь местной администрации и законам, они подчинялись местным китайским чиновникам и «китайским подрядчикам». Китайцы не ассимилировались, были замкнутым сообществом, что при большом их количестве и организованности не могло не беспокоить принимающее общество. Отдельной угрозой были игорные дома, опиокурильни, проституция, постоянное нарушение закона именно на территории «Миллионки» во Владивостоке.

Заключение: выводы и перспективы дальнейшего исследования темы

Таким образом, китайская миграция на российском Дальнем Востоке — это сложный многоплановый процесс, который нельзя охарактеризовать однозначно. Китайские рабочие широко использовались в тех сферах экономики, где не требовалась высокая квалификация, прежде всего в добывающей промышленности, на стройках, ремонтных работах, на железнодорожном транспорте и т. д. В целом это способствовало хозяйственному освоению края, созданию инфраструктуры, однако ставило регион в прямую экономическую зависимость от внешнего фактора — китайской иммиграции. Расхищение природных ресурсов китайскими промысловиками, контрабанда причиняли существенный урон бюджету России, подрывая отечественное производство, сдерживая заселение Дальнего Востока российскими переселенцами из центральных регионов.

В перспективе авторы хотят продолжить исследование данной темы. Имея все данные по единственному в истории России «чайна-тауну» можно провести сравнительный анализ с «чайна-таунами» на территории других государств (например, Америки). Также зная о втором витке миграции китайских торговцев во Владивосток в 1992 – 2000 – ых годах (после распада СССР) можно проанализировать сходства и отличия китайских поселений в эти 2 исторических периода.

Список литературы:

Анча Д.А., Мизь Н.Г. Китайская Диаспора во Владивостоке. Страницы истории.

Арсеньев В.К. Указ. соч. С. 84-85.

Всеподданнейший отчет Приамурского генерал-губернатора генерала от инфантерии Н.И. Гродекова за 1901- 1902 гг. Хабаровск, 1902. С. 26. 

Всеподданнейший отчет Приамурского генерал- губернатора... за 1893, 1894 и 1895 гг. С. 93-94; Подсчитано по: Арсеньев В.К. Указ. соч. С. 117-118.

Всеподданнейший отчет приамурского генерал-губернатора генерал-лейтенанта Духовского. 1893, 1894 и 1895 годы. Спб., 1895. С. 3.

Граве В.В. Китайцы, корейцы и японцы в Приамурье // Труды Амурской экспедиции. Вып. XI. Спб., 1912. С. 6.

Записки Приамурского отдела Императорского общества востоковедения. Вып. III. 1915 г. Хабаровск., 1916. С. 186-187.

Надаров И.П. Второй Хабаровский съезд. 1886 г. Владивосток, 1996.

Пржевальский Н.М. Путешествие в Уссурийском крае. 1867-1869 гг. М., 1990. С. 117-118

Рабочие силы промышленных предприятий Приморской области. Статистическое исследование. Владивосток, 1904. С. 4.

Русская тихоокеанская эпопея. Хабаровск, 1979. С. 574.

Сухачева Г.А. Обитатели "миллионки" и другие // Россия и АТР. 1993. N 1. С. 65.

Просмотров работы: 291