Памятники детям войны как форма сохранения памяти

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Памятники детям войны как форма сохранения памяти

Московая М.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №17»
Петрачкова Т.Г. 1
1МБОУ "Лицей №17"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: В благодарность за военный подвиг люди воздвигали и воздвигают памятники участникам Великой Отечественной войны, взрослым и детям, участникам сражений и работникам тыла. Это малая дань, которую можно принести человечество всем, кто дал нам возможность жить и, кто погиб безвинно. Более бесчеловечно то, что война несёт смерть и разрушение не только взрослым, но и детям. Человечество обязано хранить память об этом, чтобы не повторялись трагические события для всех людей мира. Актуальность исследования заключается в специфике предмета исследования – формирование памяти о детях войны. Тема исследования является общемировой, так как значительная часть стран на карте мира имеет опыт ведения войн с последующей гибелью, как взрослого населения, так и детей, чего в природе не должно быть по определению.

Объект исследования: памятники детям Второй мировой войны.

Предмет исследования: памятники детям войны как форма сохранения памяти.

Цель: показать, что памятники детям войны являются уникальной формой сохранения памяти.

Задачи: 1)определить понятие памятник и его виды с использованием специальной литературы и источников; 2) систематизировать информацию о памятниках детям Второй мировой войны с последующим оформлением каждого памятника как отдельного объекта. 3) создать Базу данных в форме каталога «Памятники детям войны» 4) создать виртуальную карту памяти «Памятники детям войны».

Методы исследования: 1)поисковый метод 2) типологизация 3) классификационный метод

Гипотезой исследования является предположение, что памятники детям войны являются уникальной формой сохранения памяти о детях войны. Социальное общество сохраняет память об участии детей в войне посредством сооружения памятников. Распространение информации, в том числе и через создание Каталога, способствует формированию и сохранению памяти о детях войны.

Хронологические рамки исследования: нижняя граница датируется 1951 годом – год установления первого памятника, посвященного детям войны; верхняя граница датируется 2020 годом – дата создания последнего памятника, который освещен в Каталоге.

Новизна исследования: Мы сделали попытку создать исторический источник – каталог, где систематизировали информацию о памятниках детям войны, выделили каждый памятник как отдельный объект. Каталога памятников детям войны во время исследования темы нами обнаружено не было. Предполагаем, что такого каталога не существует.

Степень изученности: при изучении теоретического материала использовалась Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, где дано определение понятия памятник истории. Бобров К.М. в своей работе рассматривает способы сохранения памяти о событиях Великой Отечественной войны. При помощи различных способов сохранения памяти событиям Великой Отечественной войны существует реальная возможность популяризовать изучение и обучение истории. Попов С. А., Герасимова К. М. В работе «Сохранение памяти

в ономастическом пространстве России» приходят к выводу, что достоверная информация об одном из самых сложных периодов отечественной истории будет надёжно передаваться из поколения в поколение через ономастическое пространство России. В работе «Краткое описание недвижимого памятника культуры: информационно-лингвистическое обеспечение» основной целью авторского коллектива Е.А. Шорбан, В.И. Колесникова, В.И. Плужников было создание рабочей версии стандарта краткого описания (этикетки) недвижимого памятника культур. При этом учитывалось требование ориентации «краткого описания» на самый широкий круг потребителей. Работа «Определение формата культурного ландшафта (как составная часть работы по формированию Российской сети культурного наследия)» Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова, И.П. Чалая дает представление о сохранении памятников истории в контексте ландшафта.

Практическое применения результатов исследования: данные материалы могут использоваться в учебных курсах по истории, МХК, географии, при разработке тематических экскурсий и туристско - экскурсионных мероприятий. Каталог передан в Краеведческий музей, библиотеки г. Славгорода, а также выложен в Интернет для открытого доступа всем желающим. Созданный Каталог является источником популяризации знаний о синтезе материальной и духовной культуре, выраженной в памятниках детям войны.

Памятники детям войны как форма сохранения памяти

Памятники – это один из видов объектов культурного наследия народов РФ [1]. Памятник – это сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов [2]. Памятники истории и культуры – сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Памятники подразделяются на [3]:

памятники археологии, памятники истории, памятники архитектуры, памятники монументального искусства.

Памятники детям войны относятся к памятникам истории. Это форма сохранения памяти о страшных событиях, которые не должны случаться с детьми всех времён и народов [4]. Поэтому памятники детям войны отличаются от любых других памятников по самому определению. Дети являются наиболее пострадавшими от любой войны [5]. Герои памятников детям войны являются дети в возрасте от самого рождения до совершеннолетия: дети – узники концлагерей, дети – участники военных событий, дети – доноры, дети – невинные жертвы военных операций, дети – труженики тыла.

Проанализировав время, когда были установлены памятники, мы пришли к выводу, что большую часть памятников установили в разные периоды жизни нашей страны и за рубежом. Это говорит о том, что люди помнят и чтят память прошедших событий, чувствуют ответственность и вину за, что было совершено. По результатам нашего исследования ранее 1951 года памятников обнаружено не было. Однако это не говорит о том, что памятники не устанавливались. Эта тема требует дальнейшего изучения. Первый памятник в России был установлен в Керчи в 1951 году пионеру-герою Володе Дубинину, который наравне со взрослыми воевал против фашистов. В дальнем зарубежье первый памятник был установлен в Японии в 1958 году. Это памятник с названием «Детский памятник мира – жертвам взрыва атомной бомбы». Степень сохранности памятников удовлетворительная. За памятниками детям войны ухаживают поисковые отряды, члены советов местных музеев, волонтеры. Достаточное внимание оказывают местные власти.

Изучив места, где были сооружены памятники детям войны, мы подразделили их по территориальному признаку (географии) на Памятники России, Памятники ближнего зарубежья и Памятники дальнего зарубежья (Приложение). Памятники детям в России находятся в населённых пунктах по всей стране [6]. В бывших союзных республиках (ныне ближнее зарубежье) были обнаружены памятники детям второй мировой войны только в Белоруссии, Украине и Армении. Одиннадцать стран дальнего зарубежья установили памятники детям, пострадавшим от войны. Это Бельгия, Венгрия, Испания, Польша, США. Япония, Финляндия, Чехия, Нидерланды, Британия, Германия.

Далее памятники были разделены по тематике на две группы: именные памятники и общие памятники [7]. К первой группе памятников в России мы отнесли памятники пионерам-героям. У нас в стране они установлены на Родине, где проходили бои, и где погибли юные герои. К этой же группе относятся именные памятники Тане Савичевой, которая пережила блокаду, потеряла семью и умерла от последствий пережитых событий. В дальнем зарубежье – это памятник японской девочке, погибшей от взрыва атомной бомбы.

Вторая группа памятников, общие памятники, в свою очередь подразделяются на памятники с необычной историей, памятники Блокады Ленинграда, памятники малолетним узникам концлагерей, уникальные памятники, памятники – символы. В категории памятники с необычной военной историей каждый памятник напоминает о трагических событиях, произошедших с детьми военных лет. Например, памятник в п.Макеевка Донецкой области в нашей стране установлен детям-донорам, чью кровь выкачивали у детей в возрасте от полугода до совершеннолетия для солдат Германии. В городе Попасная установлен памятник 230 детям, которые погибли, когда их погнали на минные поля, чтобы проверить безопасность прохождения для немецких солдат. В городе Воронеже сотни детей погибли в городском парке от немецкой бомбы во время городского праздника для детей. В посёлке Лычково Новгородской были разбомблены поезда с эвакуированными детьми из Ленинграда. В Варшаве (Польша) во время восстания против захватчиков погибли вместе со взрослыми и дети, которые вышли защищать свой город.

Памятники детям блокады города-героя установлены не только в Ленинграде (Санкт-Петербург), но и городах Ярославль и Красноярск уже в последние десятилетия. Памятники малолетним узникам концлагерей установлены в 14 городах – г.Обнинск, г.Самара, Мосальск, Омск и другие (Россия) и Беларуси (д.Красный Берег). Это отдельная печальная история, которая коснулась многих стран. В группу уникальные памятники выделены памятники необычные по своему содержанию, теме или дизайну. Приводим примеры таких памятников в России, ближнем зарубежье и дальнем зарубежье: Беларусь, п.Красный берег, мемориал детям войны отличается по теме и содержанию. Он расположен в яблоневом саду деревни, в которой находился один из крупнейших детских донорских концлагерей. Мемориал открывает скульптура одиноко стоящей девочки. Центром композиции уникального памятника-ансамбля является «Площадь Солнца». По высаженному яблоневому саду расходятся «лучи» (аллеи) солнца. Один из них черного цвета – «Луч Памяти» является главным входом в комплекс и следует через «мертвый класс» из белых парт и школьной доски, где располагаются витражи с рисунками, выполненными детьми в концлагерях. На доске изображено предсмертное письмо отцу от идущей на смерть 15-летней девочки. Посередине доски «Белый парусник» – мечта детства. Три ряда парт – три года оккупации Рогачева, 7 парт в каждом – 7 тысяч школ было разрушено в Беларуси в годы войны. Украина, Бабий Яр, Киев, где за две ночи и два дня (29-30 сентября 1941г.) в Бабьем Яру (Киев) фашисты уничтожили десятки тысяч человек – стариков, мужчин и женщин, детей. Они были расстреляны только по одной причине – за то, что были евреями. В марте 2000 года в северной части Бабьего Яра открыта станция метро Дорогожичи. 30 сентября 2001 года у входа в метрополитен был установлен Памятник расстрелянным детям. Памятник потерянным детям в войну в Бельгии, г.Мелехен, уникален по теме. Он посвящен детям, которые никогда не смогли вернуться к своим родителям, а матери и отцы вернуть детей, потерянных за годы лихолетья. Корявые руки войны тянутся к хрупкому деревцу, а на постаменте маленькие ступни и ладошки.

Памятники-символы несут свою смысловую нагрузку. Россия, г.Смоленск, необычный цветок – двухметровый тюльпан с поникшим нераспустившимся бутоном. Наперекор всему, тюльпан из железа и бетона расцветает пышными, яркими букетами цветов в торжественные, праздничные дни. Россия, г.Самара, на постаменте мальчик и девочка. Словно в перерыве они сидят у заводского цеха и держатся за руки. Эта молодая влюбленная пара символизирует те вечные ценности и чувства, которые неподвластны ни времени, ни разрушительным войнам. Все военные годы они трудились наравне со взрослыми у станков. Памятник установлен в память о детях, кто трудился наравне со взрослыми и внес значимый вклад в победу. Россия, г.Симферополь: скульптурная и идейная суть памятника несёт глубокий символический смысл. Это колокол набатом напоминает всем, что фашизм больше никогда не должен прийти на нашу землю.

Памятники детям войны различаются по дизайну. Например, г.Будапешт, Венгрия, «Древо жизни». Памятник в виде металлической плакучей ивы, на многочисленных листьях которой написаны имена жертв, в том числе и детей. Когда дует ветер, шевелящиеся листья тихо позванивают, как бы напоминая о трагическом периоде истории человечества. Смысловую нагрузку несёт статуя Маленького повстанца в Варшава, дальнее зарубежье. Большая каска, не по размеру сапоги подчёркивают непомерную, недетскую ношу, которую взвалили на себя дети, чтобы защитить свою Отчизну в одном строю со взрослыми. Ближнее зарубежье, Украина, Бабий Яр, Киев. На постаменте хрупкий ребёнок со сломанными игрушками у ног – символ боли, отчаяния. Проект архитектора Игоря Морозова и скульптора Владимира Слободчикова, Беларусь, Могилёв, называется «Последняя зарубка детства». В объемно-пространственной композиции из бронзы авторы представили образ девочки, которая стоит на крыльце сгоревшего дома, прижимая к себе маленького брата. Посредством образа девочки, ставшей для своего брата олицетворением материнской заботы, авторы показали трагедию детей, оставшихся без матерей в самом начале Великой Отечественной войны. Брат с сестрой стоят у сохранившегося косяка родного дома, на котором ежегодно в день рождения детей зарубками отмечался их рост. Последняя зарубка датирована 1941 годом, вернувшимся с войны. Изваяния детей установлены на крыльце из пяти ступеней красного гранита, символизирующих пять лет войны. В основание композиции заложено послание детей войны будущим поколениям детей мира. Символизм чисел также представлен в скульптуре. 1941 – последняя зарубка на косяке двери, зафиксировавшая прежний рост девочки, сейчас она много выше. 1418 – брусчаток на поляне, а также, суровых военных дней. Цифра 5 – военные годы или же ступени гранитного крыльца. Россия, г.Смоленск. Это памятник детям – узникам фашистских концентрационных лагерей. Он представляет собой одуванчик, составленный из хрупких детских тел, слившихся в один шар. Шар держится на тоненьком стебле, таком же нежном и хрупком, как детская жизнь. В городе Красноярске установлен памятник детям блокады Ленинграда. Девочка – подросток держит в руке кусочек хлеба. Это суточный паёк блокадников. Рядом малыш с бидончиком. С такими бидонами блокадники ходили на Неву за водой. Позади детей саночки для перевоза погибших к братским могилам. Композиции памятников, фигуры детей – яркий пример беззащитности, страданий, безмерного горя. Это укор всему человечеству, напоминание недопустимости содеянного руками человека.

В Алтайском крае установлено 4 памятника детям войны. Они имеют свои истории. Памятник детям блокадного Ленинграда, с. Боровлянка. Открыт 23 октября 2012 года. В 1942 году в село Боровлянка эвакуировали 140 детей в возрасте от полутора до шести лет из детских домов Ленинграда. Всего в Алтайском крае оказалось более 5000 ленинградских малышей, оставшихся без родителей. Не все ребятишки смогли перенести тяготы военного лихолетья. Под сенью боровлянских берёз нашли успокоение 88 детей, им и поставлен памятник. На установку памятника в Боровлянке собирались деньги не только жителями Троицкого района, но и всего Алтайского края. Памятник «Дети-войны» в городе Бийск расположен на территории храма «Покрова Пресвятой Богородицы» у крестильного дома. Он всем своим видом показывает, что вера в светлое, доброе, чистое поможет перетерпеть все беды и невзгоды, даже маленьким неразумным детям, не говоря уже о взрослых. Памятники в Алтайском крае установлены в г.Рубцовске, и с.Карамышево Змеиногорского района. Каждый памятник имеет свою историю, которую невозможно забыть. В городах края дети, как и по всех стране, стояли во время войны за станками. Подвиг детей, нынешних пенсионеров, достоин памяти потомков. Жители посёлка Среднесибирский в Тальменском районе Алтайского края приняли решение увековечить память о детях войны, которые работали и выживали в тылу, в то время как их деды, отцы и братья воевали на фронте. Создан пока макет памятника. Они видят решение памятника как композицию пяти фигур: ушедшего на фронт солдата, его жены, мальчика и девочки 12 лет, которые пойдут работать вместо мужчины в поле и их двухлетнего брата, который хоть и мал, но будет оказывать посильную помощь семье. Это говорит о том, что память продолжает жить в сердцах людей.

После разграничения памятников по категориям, каждому объекту был присвоен личный номер, который состоит из серии (по территориальному признаку), где буквы Р обозначают «Россия», БЗУ «Ближнее зарубежье, Украина», БЗБ «Ближнее зарубежье, Беларусь» и ДЗ «Дальнее зарубежье» и номеру по порядку (населённый пункт по алфавиту). Каждый объект имеет этикетку [8]. Далее в базе данных в форме каталога указана категория памятника. Каталог завершается сводной таблицей памятников по разделам: Памятники России, Памятники Ближнего зарубежья, Памятники Дальнего Зарубежья. Объекты в таблице расположены в алфавитном порядке. Структура базы данных в форме печатного каталога: титульный лист, вступление 1 страница, оглавление 2 страница, содержание 3-38 страницы, приложение (сводная таблица памятников) 38-43 страницы, источники 44-45 страницы. Каталог открытый: отсутствуют некоторые данные о памятниках (автор, год установления, неполная информация об истории памятников). Работа в этом направлении продолжается.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования мы выяснили, что памятники детям войны, которые повествуют о трагических судьбах детей войны, относятся к памятникам истории. Мы обнаружили всего 82 памятника детям войны во всём мире. Было определено, что памятники установлены не только в местах сражений, но и во многих населённых пунктах в знак светлой памяти, благодарности за военный и трудовой подвиг детей, а также в знак скорби о безвинно погибших детях. Первый памятник в России установлен в 1951 году, в дальнем зарубежья в 1958 году в Японии. В каталоге отмечено, что последний памятник установлен в России в 2020 году. 17 памятников установлено в последнее десятилетие. Это говорит о тенденции возрастания внимания к проблеме, осознания недопустимости страданий и гибели детей – будущего любой страны. Памятники детям войны являются культурологическим феноменом, так как это особый вид памятников, установленный невинным жертвам войны – детям, и каждый из них имеет свою историю, не совместимую с понятиями общечеловеческих ценностей. Нам удалось создать исторический источник – каталог «Памятники детям войны», классифицировав объекты по территориальному и тематическому признаку. Разработана этикетка для каждого объекта. Каждый объект имеет номер. В каталоге представлена история, по причине которой, сооружен памятник. В конце каталога размещена сводная таблица памятников, в которой содержится информация о времени установления, авторах памятников» указывается место расположения, номер в каталоге. Каталог имеет право на существование и должен быть продолжен. Каталог имеет печатное издание. Создана виртуальная карта памяти «Дети войны» и продолжается работа над электронным ресурсом Базой данных о памятниках детям войны.

Список используемых источников и литературы:

1. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М,2007. — VI, 858 с.

2.Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/brok.html

3.Бобров К.М. Сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-pamyati-sobytiy-velikoy-otechestvennoy-voyny

4. Еремеева А. Н., Коваленко Т. В. Сохранение памяти о Великой
Отечественной войне: региональные практики (1941–1945) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2021. Т. 23, No 1.
С. 25–39. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.15826/izv2.2021.23.1.002

5. Е.А. Колосова «Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sohraneniya-i-aktualizatsii-pamyati-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-u-sovremennyh-detey-i-podrostkov

6.Определение формата культурного ландшафта (как составная часть работы по формированию Российской сети культурного наследия) // Ю.А.Веденин, М.Е.Кулешова, И.П.Чалая, И.Г.Иванова, О.Е.Штеле, А.Н.Давыдов, Л.Е.Востряков, А.В.Еремеев, С.А.Пчелкин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/future/part03/030203.htm

7.Попов С. А., Герасимова К. М. Сохранение памяти о Великой Отечественной войне
в ономастическом пространстве России // Верхневолжский филологический вестник. 2020. No 4 (23). С. 89–98.

8. Краткое описание недвижимого памятника культуры: информационно-лингвистическое обеспечение // Е.А.Шорбан, В.И.Колесникова, В.И.Плужников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.museum.ru/future/part03/030201.htm

Приложение 1

Виртуальная карта памяти «Памятники детям войны»

https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3Af539b555f67b83f9120b4ed7454235da5a5bc1222f2bf132c9d4f87956110815&source=constructorLink

Приложение 2: Страницы из печатного издания каталога «Памятники детям войны» (Стр. 9, 16, 21 – раздел «Памятники России»; Стр. 22, 24 – раздел «Памятники Ближнего зарубежья»; Стр.34, 35 – раздел «Памятники Дальнего зарубежья»).

ПАМЯТНИКИ ДЕТЯМ ВОЙНЫ

______________________________________________________________________________

 

Номер объекта: Р 009

Населенный пункт: Посёлок Лычково Демянского района Волгоградской области

Тип объекта: Мемориал

Название памятника:«Детям, погибшим в годы Великой отечественной войны 1941—1945»

Время установления памятника: 2005 год

Состояние памятника: приемлемое

Комментарии по местоположению: п.Лычково

Авторы памятника: скульптор, народный художник России, Герой Социалистического труда В.Фетисов

http://i022.radikal.ru/0912/86/31026505a773.jpg

история памятника

Мемориальный комплекс представляет собой глыбу красного гранита весом в 13 тонн, высотой 3,5 метра. В нее вмонтирована бронзовая фигура девочки, левой рукой держащейся за сердце. Кроме этого, в комплекс входит черный гранитный куб, на котором выбита надпись «Детям, погибшим в годы Великой отечественной войны 1941—1945». Основание мемориала выполнено из черного полированного гранита, ступени и площадка вокруг него облицованы мрамором. В 1941 году гитлеровцы разбомбили и уничтожили эшелон с эвакуированными из Ленинграда детьми.

П АМЯТНИКИ ДЕТЯМ ВОЙНЫ

_____________________________________________________________________________________

 

Номер объекта: Р 016

Населенный пункт: г. Смоленск

Тип объекта: Памятник

Название памятника: «Опаленный цветок»

Время установления памятника: 2004 год

Состояние памятника: приемлемое

Комментарии по местоположению памятника: Памятник установлен у входа в Парк пионеров со стороны площади Смирнова.

Автор: не установлен

http://img-fotki.yandex.ru/get/2/sent-olga.1/0_166e_2be84a71_XL

история памятника

Памятник «Опаленный цветок» находится в Смоленске в Парке Пионеров рядом с крепостной стеной при пересечении улицы Большая Советская и улицы Глинки. Это памятник детям – узникам фашистских концентрационных лагерей. Он представляет собой одуванчик, составленный из хрупких детских тел, слившихся вместе в шар. Шар держится на тоненьком стебле, таком же нежном и хрупком, как детская жизнь. Два листочка цветка – это списки тех концлагерей, где в огромных количествах гибли дети.

ПАМЯТНИКИ ДЕТЯМ ВОЙНЫ

_____________________________________________________________________________________

 

Номер объекта: Р 021

Населенный пункт: г.Ярославль

Тип объекта: Стела с барельефом

Название памятника: Памятник детям блокадного Ленинграда

Время установления памятника: 1998 год

Состояние памятника: приемлемое

Комментарии по местоположению: Тверицкое кладбище

Авторы памятника: скульптор Роза Сафаргалеева, член Союза художников, художник-дизайнер Лев Кожевников

Letopisi.Ru

история памятника

Памятник маленьким блокадникам был создан детьми, учениками средней ярославской школы. Из десятков детских эскизов и макетов выбрали один: ангел с гирляндой цветов, оплакивающий всех невинно погибших. Четыре земляных холмика окружены невысокой металлической оградой. Светлая стела с барельефом: нежный улетающий в небо ангел печально опускает на землю гирлянду роз. И табличка со словами:

«Здесь покоятся дети блокадного Ленинграда, похороненные в декабре 1942 года. Имена неизвестны,
но люди помнят о них, безвинных жертвах войны.
Мемориал возведен на пожертвования ярославцев, июнь, 1998 г.»

ПАМЯТНИКИ ДЕТЯМ ВОЙНЫ

__________________________________________________________________________________

 

Номер объекта: БЗБ 001

Населенный пункт: деревня Красный Берег Жлобинского района Гомельской области

Тип объекта: Мемориальный комплекс

Название памятника: Памятник-мемориал «Красный берег»

Время установления памятника: 2008 год

Состояние памятника: приемлемое

Комментарии по местоположению: деревня Красный берег

Авторы памятника: заслуженный архитектора Республики Беларусь, лауреат Ленинской премии Леонид Левин

http://pics.livejournal.com/serzhantik/pic/00009w56/s320x240

история памятника

Памятник расположен в яблоневом саду деревни, в которой находился один из крупнейших детских донорских концлагерей. Мемориал открывает скульптура одиноко стоящей девочки. Центром композиции уникального памятника-ансамбля является «Площадь Солнца». По высаженному яблоневому саду расходятся «лучи» (аллеи) солнца. Один из них черного цвета – «Луч Памяти» является главным входом в комплекс и следует через "мертвый класс" из белых парт и школьной доски, где располагаются витражи с рисунками, выполненными детьми в концлагерях. На доске — предсмертное письмо отцу от идущей на смерть 15-летней девочки. Посередине доски «Белый парусник» – мечта детства. Три ряда парт – три года оккупации Рогачева, 7 парт в каждом – 7 тысяч школ было разрушено в Беларуси в годы войны.

ПАМЯТНИКИ ДЕТЯМ ВОЙНЫ

 

Номер объекта: БЗБ 003

Населенный пункт: г.Могилёв

Тип объекта: Монумент

Название памятника: Памятник «Детям войны»

Время установления памятника: 2009 год

Состояние памятника: приемлемое

Комментарии по местоположению: центр Могилёва

Авторы памятника: архитектор Игорь Морозов и скульптор Владимир Слободчиков

_____________________________________________________________________________________

http://region.mogilev.by/files/images/Detivoyni5.thumbnail.jpg

история памятника

Проект Морозова и Слободчикова называется «Последняя зарубка детства». В объемно-пространственной композиции из бронзы авторы представили образ девочки, которая стоит на крыльце сгоревшего дома, прижимая к себе маленького брата.
Брат с сестрой стоят у сохранившегося косяка родного дома, на котором ежегодно в день рождения детей зарубками отмечался их рост. Последняя зарубка датирована 1941 годом, вернувшимся с войны. Изваяния детей установлены на крыльце из пяти ступеней красного гранита, символизирующих пять лет войны. В основание композиции заложено послание детей войны будущим поколениям детей мира. Символизм чисел также представлен в скульптуре. 1941 – последняя зарубка на косяке двери, зафиксировавшая прежний рост девочки, сейчас она много выше. 1418 – брусчаток на поляне, а также, суровых военных дней. 5 – военные годы или же ступени гранитного крыльца.

ПАМЯТНИКИ ДЕТЯМ ВОЙНЫ

____________________________________________________________________________________

 

Номер объекта: ДЗ 002

Населенный пункт: г.Будапешт

Тип объекта: Памятник

Название памятника: Дерево жизни

Время установления памятника: 1991 год

Состояние памятника: приемлемое

Комментарии по местоположению: Парк Рауля Валленберга

Автор памятника: скульптор Имре Варга

http://content.foto.mail.ru/mail/cvetok29/_answers/i-828.jpg

история памятника

В 1991 году был открыт парк Рауля Валленберга с памятником холокосту. Скульптор Имре Варга сотворил этот памятник в виде металлической плакучей ивы, на многочисленных листьях которой написаны имена жертв, в том числе и детей. Когда дует ветер, шевелящиеся листья тихо позванивают, как бы напоминая о трагическом периоде истории человечества.

ПАМЯТНИКИ ДЕТЯМ ВОЙНЫ

____________________________________________________________________________________

 

Номер объекта: ДЗ 003

Населенный пункт: г. Варшава

Тип объекта: Памятник

Название памятника:Статуя Маленький повстанец

Время установления памятника: 1983 год

Состояние памятника: приемлемое

Комментарии по местоположению: памятник установлен у подножия стены Старого Города

Авторы памятника: не установлен

http://img-fotki.yandex.ru/get/23/chiwawa-list.0/0_a397_6812b6b9

история памятника

У городских стен Варшавы стоит бронзовая фигура мальчика-солдата. Это памятник всем детям, которые сражались во время восстания вместе с взрослыми. На ней изображен мальчик в шлеме, который слишком велик для него. Он держит в руках автомат. Когда Варшава была захвачена немецкими войсками, польские дети, в возрасте от 8 до 16 лет, встали на защиту города вместе со взрослыми и подняли восстание в 1944 году. Трогательная статуя «Мальчик-солдат» находится у оборонительной башни, у подножия стены Старого Города. Памятник был создан в 1946 году, но установлен только в 1983 году.

Просмотров работы: 722