Эпоха Просвещения

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эпоха Просвещения

Глебова Е.Р. 1
1АНОО Ломоносовская школа-Зелёный мыс
Бородина В.В. 1
1АНОО Ломоносовская школа-Зелёный мыс
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Эпоха Просвещения– это интеллектуальное и духовное движение к концу XVII – началу XIX вв., направленной против феодализма и выступавшее за торжество разума, просвещения и науки. Термин «просвещение» впервые встречается у французских мыслителей (в частности у Вольтера), но окончательно утверждается после статьи великого немецкого философа Эммануила Канта «Что такое Просвещение». (1784 года). Эта эпоха в Западной Европе характеризуется верой во всесильность человеческого разума. Исторический прогресс - одна из идей века Просвещения1.

Характеристика Эпохи Просвещения:

Абсолютизация знаний и опыта.

Взаимодействие различных художественных направлений.

Падение авторитета и ценностей феодально-абсолютистской культы.

Особый интерес к воспитанию личности.

Обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

Что касается России, популярность приобрели другие «вольтерьянские» идеи: равенство всех перед законом; свобода человека; право собственности.

Мне стало интересно узнать, почему этот исторический период назван именно «Просвещение» и что повлияло на создание этой эпохи. Для учеников 7-8 класса это тема является одной из основных для обучения курса всеобщей истории. В книге АлександраПавловича Огурцовая познакомилась с философскими концепциями науки, которые были разработаны в эпоху Просвещения Руссо, Тюрго, Вольтером, энциклопедистами и другими, а также с историко-научными трудами просветителей.2В статье "Человек Просвещения" Джузеппе Рикуперати рассматривает понятия, сыгравшие огромное значение для человека эпохи Возрождения - "философ", "философский", "энциклопедический": раскрывает их значения на протяжении всего рассматриваемого периода, объясняет кто и как трактовал эти понятия.3 Об основных моментах жизни и творчества виднейшего представителя французского Просвещения Ф.М. Вольтера, автор Кузнецов Виталий Николаевич дает анализ философских воззрений мыслителя, показывая, почему для современников он был общепризнанным «королём философов».4 В монографии известного советского философа, академика Ивана Капитоновича Луппола «Дени Дидро», раскрываются не только система теоретических взглядов Дидро и вопросы, которые входили в круг его интересов, но и живой и обаятельный облик французского мыслителя5. Для меня было трудно запомнить имена Просветителей и их значимые открытие, главные мысли. Поэтому я захотела создать игру, которая будет помогать запомнить этот материал легко и интересно.

Почему именно игру? Потому что, на мой взгляд, игровые формы уроков намного познавательнее для учеников. Они приносят в занятие элемент неожиданности и творчества. Игровые технологии способствуют развитию активности на уроке. Этот вид деятельности помогает легче запомнить материал и развивать свои интеллектуальны способности.

Цель: Создание настольной игры на тему «Просветители целой эпохи».

Задачи:

познакомиться с историей эпохи Просвещения.

узнать великих Просветителей Европы и России.

изучить литературу по заданной теме.

разработать правила игры.

разработать игру.

апробировать игру на уроках истории.

Продукт: Настольная игра «Просветители целой эпохи».

Аудитория: 7-11 классы.

Методы: теоретический анализ литературы и других источников информации, изучение и обобщение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Великие просветители.

1.1. Английские просветители

Родина просвещения – это Англия. В ней прославились такие люди, как Томас Гоббс, Адам Смит, Джон Локк т.д.

Ещё в середине XVII в. Томас Гоббс (1588–1679) выпустил книгу «Левиафан». Так называлось библейское чудовище, рядом с которым человек казался ничтожным. Таким Левиафаном Гоббс считал государство, которому, по мысли философа, нужно было беспрекословно подчиняться. Если этого не делать, то общество вернётся в своё древнее состояние хаоса, «войны всех против всех».

Шотландца Адама Смита(1723–1790) больше интересовали вопросы экономики. Свои взгляды он изложил в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит считал естественным стремление каждого человека к личной выгоде, богатству. По его мнению, государство должно поддерживать это стремление, установив лишь определённые рамки — законы. Адам Смит был убеждён, что погоня предпринимателя за личной выгодой полезна для всего общества. «Невидимая рука» рынка, то есть стремление к прибыли, сама будет подталкивать людей к производству того, что необходимо остальным.6

Со многими взглядами Гоббса был не согласен Джон Локк (1632–1704). Вслед за Гоббсом он считал, что до образования государства было много насилия и несправедливости. Это и заставило людей заключить общественный договор и создать государство. Люди отказывались от части своих прав в пользу правителя или законодательного органа в обмен на защиту и безопасность. Локк также высказал мысль о разделении властей. Он считал необходимым разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную.

1.2 Французские просветители

Во Франции идеи Просвещения получили дальнейшее развитие. Нередко именно с этой страной и ассоциируется эпоха Просвещения в целом. Множество деятелей просвещение родились в этой стране: Вольтер,

Вольтер (1694–1778) — настоящее имя Франсуа Мари́ Аруэ — был, без сомнения, самым известным просветителем. Его произведения отличались едкой сатирой. Философ нещадно критиковал католическую религию, считал её обманом и даже призывал «раздавить гадину». Однако мыслитель признавал и пользу религии. Он считал, что религия помогает поддерживать порядок в обществе. Многие мысли он излагал в форме трагедий, комедий, философских романов, стихов, используя свой острый литературный слог. Тем не менее книги мыслителя читались в салонах знатных людей, его комедии и трагедии ставились в театрах.7

Жан-Жак Руссо(1712–1778) добавил к идее общественного договора мысль о народном суверенитете. Именно народ, по мысли философа, является носителем законодательной власти, и никто не может лишить его этой власти. Основная цель мыслителя – вернуть человеку свободу в новом мире, с новой моделью общества, которая основывается на осмысленном голосе социального человека, рассчитывающего на общую волю народа. Для этого необходимо построить такие учреждения, которые не будут оказывать негативное действие на развитие человека, а смогут сформировать свободные условия. Руссо предлагает воспитывать человека, полагаясь на запросы социального договора, требующего сил и мужества.

Шарль Монтескье. Его называют отцом социологии, известный барон и эрудит. Занимался правоведением, политикой. Путешественник и космополит, который распространял экспериментальные методы исследования общества и разработал принципы, для закономерного оформления разнообразных традиций и обычаев и т.д. Одно из его произведений “Персидские письма" посвящены анализу исторических и социальных фактов посредством методов естественных наук. Монтескье приходит к выводу, что общественная жизнь целиком подчинена естественным закономерностям8.

Анн Роберт Жак Тюрго, барон де л'Ольн (10 мая 1727 - 18 марта 1781), широко известный как Тюрго, был французским экономистом и государственным деятелем. Первоначально его считали физиократом, но сегодня его больше всего помнят как одного из первых защитников экономического либерализма. Главными достижениями Тюрго-министра в период реформ явились: введение свободной торговли зерном и мукой внутри страны; свободный ввоз и беспошлинный вывоз зерна из королевства; замена натуральной дорожной повинности денежной поземельной податью; упразднение ремесленных цехов и гильдий, тормозивших рост предпринимательства в промышленной сфере, и др.

Благодаря кружку Гольбаха и сочинениям "Разговор Д'Аламбера с Дидро" и "Философские принципы относительно материи и движения", Дени Дидро сформировался как просветитель, деист и материалист. Опираясь на исследования Ньютона, философ смог рассмотреть в Боге механическую машину. Однако его воззрения были весьма неоднозначны, потому как сначала он отрицает все религиозные нормы, а после говорит о том, что Бог – это кладезь добра.

1.3. Немецкие просветители

Иоганн Вольфганг фонГёте немецкий просветитель (1749-1832). Её мировоззрение основывалось на разуме, познании мира, любви к человечеству и единению с ним. В своём ключевом произведении "Фауст" Гёте выразил основную мысль в поиске смысла жизни. Активная деятельность, не сбалансированная чуткой совестью, может впоследствии оказать отрицательное влияние на человека.

Одним из наиболее ярких представителей немецкого Просвещения является Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). В своих исследованиях Гердер полагается на разум, который нельзя анализировать от ощущений, представлений и воображения, а также без морального оценивания. Он не принимает мнение о том, что абстрактные рассуждения могут привести к определённой цели, по его мнению, это лишь плавание по воздуху без опоры. Без опытных исследований невозможно ни к чему прийти. В такой интерпретации Гердер становится противником Канта, и отрицает его "чистый разум".9

Немецкий композитор, пианист и дирижёр, последний представитель «венской классической школы». Людвиг ван Бетховен - ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Цитата: Тем, кем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существует, и будет существовать тысячи, Бетховен же только один.

1.4. Просветители России

Главной чертой Просвещения стало «вольтерьянство», т. е. опора на труды французского философа Вольтер. Но в России приобрели популярность другие «вольтерьянские» идеи:

равенство всех перед законом;

свобода человека;

право собственности10.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский ученый-энциклопедист, который получил признание на мировом уровне. Прославился во многих областях. Сделал ряд важных открытий в химии и физике, составил «Российскую грамматику» - одну из первых грамматик русского языка, основал Московский университет. Также имел достижения во многих других областях – географии, астрономии, геологии, металлургии, приборостроение, истории, живописи. Науку в стране Ломоносов поднял на новый уровень.

Николай Иванович Новиков (1744-1818) – журналист и общественный деятель. Приобрел популярность, издавая журналы «Трутень» и «Живописец». Журналы отличались тем, что в них высмеивались пороки общества того времени. В главными общественными пороками, по мнению Новикова, было крепостничество и паразитическая жизнь многих дворян.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский поэт. Приобрел широкую известность после издания произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Помимо работы в гуманитарной сфере возглавлял Петербургскую таможню. Открыто выражал свое мнение о необходимости ограничения самодержавия, за что был отправлен Екатериной II в десятилетнюю ссылку в Сибирь.

Дмитрий Сергеевич Аничков занимался развитием гносеологического направления философской антропологии. В рамках этой темы он разрабатывал вопросы соотношения души и тела, не проводя проекции с богословием и его концепциями греха и благодати. Кроме того, отождествлял душу с познавательными способностями человека. Он говорил, что познание – это то же самое, что и установление причин бытия вещей. В качестве движущей силы познания он признаёт страсть, а рефлексия – это проявление душевной жизни, иным словами способность человека понять самого себя и свои желания, и даже более того, внешний мир11.

Как же повлияла эпоха «Просвещения» на духовное развитие человечества»?

Данный период развития был решающей ролью всесилия человеческого разума и науки. Под влиянием этих идей создавались реформы, которые должны были коренным образом изменить общественную жизнь. Большинство идей данной эпохи стали во главе политических свобод и демократии как основной ценности современного общества, основой многих законов и Конституций и т.д.             

Узнав ключевые факты о эпохе «Просвещения» мы можем создать игру на эту тему.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Правила и описание игры.

Эпоха Просвещения– это интеллектуальное и духовное движение к концу XVII – началу XIX в.в., направленной против феодализма и выступавшее за торжество разума, просвещения и науки. Термин «просвещение» впервые встречается у французских мыслителей (в частности, у Вольтера), но окончательно утверждается после статьи великого немецкого философа Эммануила Канта «Что такое Просвещение». (1784 года). Эта эпоха в Западной Европе характеризуется верой во всесильность человеческого разума. Исторический прогресс - одна из идей века Просвещения12.

Правила игры.

1 вариант игры: Игроки по очереди переворачивают по две карточки13 таким образом, чтобы все могли видеть изображенные на них картинки. Если картинки на карточках одинаковые, то игрок забирает их. Он может продолжать игру до тех пор, пока он находит карточки с одинаковыми картинками. Если картинки на карточках не совпадают, то игрок кладёт карточки обратно картинками вниз, и ход переходит к следующему игроку, сидящему слева.

Выигрывает тот игрок, который к концу игры наберет наибольшее количество парных карточек.

2 вариант игры: требуется ведущий (знаток с буклетом). Задача игроков соотнести биографию и портрет Просветителя. На столе лежат портреты, игроки по очереди вытаскивают биографию и соотносят с портретом.

Выигрывает тот игрок, который к концу игры соотнесет больше всего биографий и портретов.

В комплекте 45 ламинированных карточек 30 из которых портреты просветителей и 15 карточек с биографией деятелей эпохи и буклет с описанием деятельности каждого просветителя, изображенных на карточках.

2.2. Разработка игры.

Для создания карточек необходимы портреты просветителей, которые я нашла в интернет-ресурсах14. Далее распечатала 30 картинок размером 93*65 мм.

Для составления буклета мне понадобилась информация о каждом просветителе и их портреты в электронном виде15. Далее мы отредактировали текст, вставили картинки, просчитали стоимость нашей игры.

Для создания игры нам понадобились:

Распечатки (14 листов цветные карточки и буклет) – 770 руб;

Распечатки (3 листа черно-белые карточки с биографией) – 42 руб.

Скобы (1 шт) – 12 руб;

Коробка для игры- 23 руб.16

Итого: 847 рублей.

В результате у нас получилась игра на тему «Просветители целой эпохи». С помощью которой дети смогут быстрее и эффективнее запоминать имена просветителей, которые сделали важные исторические открытия и сформировали основные мысли эпохи Просвещения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально-политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

Великие просветители Европы и России оказали огромное влияние на ход истории. Мы поделились только частью ярких представителей эпохи Просвещения, рассказали о людях, которые своей общественной, литературной и философской деятельностью сумели изменить весь мир! Создали яркую, интересную настольную игру «Просветители целой эпохи».

Эту игру мы апробировали дома в семейном кругу. В планах провести настольную игру в классных коллективах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Источники:

https://zaochnik.com/spravochnik/filosofija/sotsialnaja-filosofija/filosofija-epohi-prosveschenija/

https://foxford.ru/wiki/istoriya/anglijskoe-prosveshchenie

https://zaochnik.com/spravochnik/filosofija/istorija-filosofii/nemetskoe-prosveschenie/

https://foxford.ru/wiki/istoriya/francuzskoe-prosveshchenie

https://ru.wikipedia.org/wiki/Российское_Просвещение

https://faktrus.ru/7-великих-просветителей-европы/

Литература:

Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. — М.: Институт философии РАН, 1993. — 213 с.

Кузнецов В. Н. Француа Мари Вольтер. М., 1978.

Луппол И., "Дени Дидро", Москва, 1944.

Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII.в. - М, 1983.

Рикуперати Д. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003, с. 15-29.

Приложение 1.

Буклет.

Карточки.

1 Маркова А.Н. История мировой культуры. / -М.: ЮНИТИ, 1998 , с.384.

2 Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. — М.: Институт философии РАН, 1993. — 213 с.

3 Рикуперати Д. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003, с. 15-29.

4 Кузнецов В. Н. Француа Мари Вольтер. М., 1978

5 Луппол И., "Дени Дидро", Москва, 1944.

6 https://foxford.ru/wiki/istoriya/anglijskoe-prosveshchenie

7 Кузнецов В. Н. Француа Мари Вольтер. М., 1978

8 https://foxford.ru/wiki/istoriya/francuzskoe-prosveshchenie

9 https://zaochnik.com/spravochnik/filosofija/istorija-filosofii/nemetskoe-prosveschenie/

10 https://ru.wikipedia.org/wiki/Российское_Просвещение

11 https://zaochnik.com/spravochnik/filosofija/sotsialnaja-filosofija/filosofija-epohi-prosveschenija/

12 Рикуперати Д. Человек Просвещения // Мир Просвещения. Исторический словарь. М., 2003, с. 15-29

13 Приложение 1. Карточки.

14 https://faktrus.ru/7-великих-просветителей-европы/

15 Приложение 1.Буклет.

16 https://kopirka.ru/uslugi/kopirovanie-dokumentov/

Просмотров работы: 37