ВВЕДЕНИЕ
«Сирия - одна из ведущих стран региона не только с точки зрения своего экономического и людского потенциала, но и той политической роли, которую она играет на Ближнем Востоке. К голосу Дамаска прислушиваются в арабском и во всем мусульманском мире. Бесспорен и тот факт, что Сирия является ключевой страной в деле всеобъемлющего ближневосточного урегулирования. Российско-сирийские отношения имеют длительную, насыщенную важными событиями историю. На протяжении десятилетий они отличаются дружественным характером, высокой степенью взаимопонимания, обоюдным уважением интересов. Между странами регулярно поддерживаются политические контакты на всех уровнях. Плодотворными были и остаются торгово-экономические связи», - так характеризовал современную Сирию бывший официальный представитель МИД РФ, ректор Дипломатической академии МИД России А.В. Яковенко.
По мнению многих российских политиков на Ближнем Востоке у России осталось два надежных союзника – Сирия и Иран. Действительно, отношения между нашими народами имеют давнюю, почти четырехвековую традицию, выходящую далеко за исторические рамки официальных межгосударственных отношений, установленных, как известно, в июле 1944 г.
Интерес жителей древней Руси к Сирии, так исторически назывались территории современных Сирии, Ливана и Палестины, был связан с тем, что для них это – святая земля, земля, где зародилось христианство. Первые знания о Сирии приходили на Русь благодаря церковным связям с православными Антиохийским и Иерусалимским патриархатами, а также рассказам паломников. Самым древним из дошедших до нас письменных памятников, рассказывающих о Сирии и ее народе, было знаменитое «Хождение Даниила, игумена Русской земли», совершенное в Палестину в 1106–1107 годах (Приложение 1).
Российско-сирийские связи не ограничивались культурой и религией. Уже в середине XIX века. Россия занимала четвертое место после Англии, Франции и Египта в общем объеме товаров, ввозимых в Сирию. Из России привозились пшеница, кукуруза, а также железо. На данный момент эти связи только окрепли. Важным фактором, определяющим значение Сирии в современной внешнеполитической деятельности России, является ее роль в качестве партнера России.
Лишившись, в лице России, своего самого надежного партнера в регионе, Сирия может превратиться в очаг поддержки исламистов радикального толка, поэтому для дальнейшего развития двусторонних отношений очень важно сохранение нынешнего режима в Сирии. Есть вероятность того, что тесные отношения России с Сирией охладят отношения России с Соединенными Штатами и Израилем.
Сирийский вопрос уже несколько лет является одним из главных на мировой международной арене. Это внесло свои коррективы в ход нашего исследования.
Цель: определить роль и значение международных связей России и Сирии для внешней политики обоих государств.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать основную литературу и интернет источники по вопросу международных отношений России и Сирии в XX-начале XXI веков.
Исследовать характер исторической эволюции отношений России и Сирии.
Проанализировать сущность перемен в культурных и экономических связях России и Сирии, составляющих материальную и духовную базу отношений между обеими странами.
Дать периодизацию и оценку развития двусторонних отношений Сирии и России исследуемой эпохи.
Охарактеризовать историографию по теме международных отношений России и Сирии XX – начало XXI веков.
Провести экспресс-опрос по данной теме у респондентов МАОУ СОШ №266.
Выводы: Подводя итоги развития российско-сирийских отношений за XX век, следует обратить внимание на устойчивую тенденцию к плодотворности и взаимовыгодности связей России и Сирии, к их объективному союзу.
Работа основана на изучении, анализе исторической и публицистической литературы, раскрывающей основные аспекты российско-сирийский внешнеполитических отношений. Рассматривались материалы печатных и интерактивных СМИ.
Гипотеза: мы предположили, что авторы, исследующие тему международных отношений России и Сирии, высоко оценивают взаимодействие обоих государств во внешней политике.
Актуальность: место России в современном мироустройстве и восприятие Россией нового мирового порядка имеют важное значение для формирования ее стратегии в ближневосточном регионе и в отношении Сирии, в частности. Лишившись, в лице России, своего самого надежного партнера в регионе, Сирия может превратиться в очаг поддержки исламистов радикального толка, поэтому для дальнейшего развития двусторонних отношений очень важно сохранение нынешнего режима в Сирии.
Методы исследования: сравнительно-исторический метод позволил сопоставить идеологический и практический аспекты исследуемой проблемы. Статистический метод; метод системного подхода; программно-целевой подход; метод сравнительного анализа, интерпретационные методы, метод теоретического контент-анализа первоисточников, историографический анализ, сравнительный анализ, анализ печатных и интерактивных СМИ, анкетирование респондентов, обработка полученных статистических данных.
Объект исследования: международные отношения России и Сирии в XX- начало XXI веков.
Предмет исследования: основную литературу и интернет источники по вопросу международных отношений России и Сирии.
Социальным объектом исследования являются учащиеся 11 классов, учителя и работники МАОУ СОШ № 266 ЗАТО Александровск.
Сроки проведения исследования – октябрь 2021– январь 2022 г.
Практическая значимость: Предлагаемое исследование поможет в деле осмысления эволюции международных отношений России и Сирии XX –начало XXI веков.
В работе были выявлены особенности внешнеполитического курса обоих государств, в зависимости от внутриполитической обстановки этих стран. Оценки, выводы и предложения, изложенные в работе, могут использоваться на уроках истории регионального компонента и факультативных занятиях.
Возможно, результаты нашего исследования будут интересны преподавателям истории и обществознания.
Теоретическая значимость исследования заключается в сборе и анализе материала о роли и значение международных связей России и Сирии.
Перспектива исследования: на основе полученных данных в ходе исследования мы планируем продолжить работу по изучению внешней политики России на Ближнем Востоке. В связи с предложение Президента Российской Федерации В.В. Путина антиигиловской международной коалиции, тема Сирии будет значима и интересна еще н протяжении долгого времени.
Состояние научной разработанности темы: теоретические основ и факторы, определяющие политику Сирии в отношении к России, изложены как в трудах российских политологов, так и в работах ученых разных стран мира - Турции, США, Великобритании, Израиля. Близкие к представленной работе исследования можно систематизировать по тематическим группам. Политическое устройство Сирии: А.И. Aлександров, В.М. Ахмедов, И.Г. Косач, А.О. Филоник, В.Ф. Шенников. Особенно полезными в рамках нашего исследования оказались работы М. Каца, Р. Фридмана, В.М. Ахмедова, З. Эяла, Г. Гамбила, О. Ойтуна. Так, статья М. Каца непосредственно связана с темой взаимоотношений России и Сирии, рассматривает период президентства В. Путина, однако основные акценты в ней смещены в сторону политики России в отношении Сирии, а не наоборот. Р. Фридман анализирует в своих работах политику России на Ближнем Востоке, позиции России на международной арене, влияние экономического положения России на ее внешнюю политику, в том числе и в эпоху СССР. Ученый делает акцент на возобновлении активной позиции России во внешней политике в период президентства В. Путина.
Российский востоковед В.М. Ахмедов, предлагая в своих трудах анализ внутренней политики Сирии, отмечает разделение населения Сирии на шиитов и суннитов как фактор, представляющий угрозу для внутренней безопасности страны. Акцентируя особое внимание на политической элите, В.М. Ахмедов подчеркивает, что она держит в своих руках не только управление, но и контроль над армией, силами безопасности и самыми прибыльными секторами финансовой деятельности в стране. Работы В.М. Ахмедова отличаются достоверностью, доказательностью и глубиной исследования. Так, изучив персональный состав представителей бюрократии в структуре управления Сирией вплоть до их происхождения, он установил, какое отношение они имеют к семье Б. Асада, какие министерства и посты отданы суннитам, а какие органы управления имеют непосредственное отношение к семье президента. Государственную структуру Сирии исследовал также и другой востоковед, З. Эял, отмечавший, что органы безопасности и управления находятся в руках семьи Б. Асада и что суннитам в этой сфере невозможно занять руководящие посты. Особый акцент ученый делает на том, что поскольку решения государственного уровня принимаются узким кругом лиц, имеющих отношение к Б. Асаду, они отличаются гибкостью и быстротой принятия. З. Эял затрагивает в своих работах и особенности внешней политики в период президентства Б. Асада. Специалист по вопросам безопасности Г. Гамбил, акцентируя внимание на связях Сирии со странами региона, дает обстоятельный анализ политики Сирии в Ливане. Автор отмечает, что в период правления Б. Асада Сирия, выведя свои войска из Ливана, лишилась широкой возможности решать в этом регионе вопросы своей безопасности.
Турецкий востоковед О. Ойтун, анализирующий в ряде своих публикаций взаимоотношения Сирии и США, считает, что они во многом определяются отношениями с Израилем, проблемами Ирака и Ливана, а также вопросами вооружения Сирии. Исследователь, касаясь проблем атомной энергии и деятельности политических движений в регионе, приходит к выводу, что Сирия и Иран настолько консолидировались в своей политике, направленной против США, что тем самым вызывают раздражение Америки. И в то же время О. Ойтун отмечает, что Сирия ведет более осторожную политику с целью предотвращения в свой адрес нарастания критики со стороны США и международного сообщества. Следует отметить, что внешнеполитическая тематика остается на сегодняшний день наименее разработанным направлением исследования отношений Сирии и России. Более того, научных работ, носящих комплексный, системный характер, непосредственно касающихся проблематики проведенного автором исследования, нет ни в зарубежной, ни в отечественной политологии, что и послужило поводом к написанию данной работы.
Также большое количество информации мы получили благодаря официальному сайту Президента Российской Федерации В.В. Путина и официальному сайту Министерства иностранных дел России.
Эмпирической основой работы явились статистически материалы, справочная литература, результаты исторических и политических исследований различных авторов.
ГЛАВА 1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И СИРИИ
В своих трудах Ахмедов В.М. «Сирия на рубеже столетий. Власть и политика» указывает на большое значение, которое придавала Россия отношениям с Сирией. Это подтверждает тот факт, что до 1914 годов она имела там 7 консульских представительств: в Бейруте, Алеппо, Дамаске, Сайде, Хаме, Триполи и Латакии. С началом Первой мировой войны связи между Россией и Сирией надолго прерываются. После окончания первой мировой войны и краха Османской империи страна на четверть века попала под режим мандатного управления Франции. После революции в октябре 1917 года круто изменилась и судьба России, когда превратилась после 4 лет гражданской войны в новую страну - Советский Союз. Россия и Сирия и политически, и идеологически, и юридически оказались надолго изолированы друг от друга. Официальных отношений между ними не было до 1944 года. Но культурное и духовное общение фактически продолжалось, тем более что СССР не признавал систему мандатов Лиги наций. Жившие в СССР арабы поддерживали связи с родиной. Ведущие советские ученые 20-40-х годов уделяли большое внимание истории, литературе, культуре Сирии. В эти же годы изучением природы, географии и агробиологии Сирии занимался посетивший ее великий русский ботаник и генетик Николай Вавилов.
Сирия получила независимость 27 сентября 1941, но Франция оставила свои войска на её территории до окончания Второй мировой войны. Советско-сирийские отношения были установлены в январе 1944 года практически одновременно с провозглашением Сирией независимости. В связи с установлением дипломатических отношений между Сирийской Республикой и СССР дамасская газета писала: «Мы с большим удовлетворением принимаем установление дружественных отношений с Советским Союзом, который несет на себе тяжелое бремя нынешней войны и принес самые большие жертвы». Газета «Аль-Ислах», издававшаяся в Алеппо, в номере за это же число в статье под заголовком «Мы с радостью принимаем это событие и хотели бы высказать нашу признательность Советскому Союзу» писала: «Мы благодарим Советский Союз за его позицию, которая доказывает искренность его принципов и добрые чувства...».
На имя наркома иностранных дел СССР Молотова В.М. 21 июля 1944 года пришло послание министра иностранных дел Сирийской Республики Джамиля Мардам Бея, в котором говорилось: «Сирия, движимая своим восхищением перед советским народом, усилия и успехи которого в великой борьбе демократии против духа завоеваний и господства дают основу для законных надежд на будущую свободу и равенство для всех больших и малых наций..., была бы счастлива установить и поддерживать с Советским Союзом дружественные дипломатические отношения».
После этого письма Москва стала оказывать Дамаску дипломатическую, военную и экономическую помощь, в которой он остро нуждался в связи с углублением сирийско-израильских противоречий. Насколько известно, Франция отказывалась выводить свои войска из Сирии и требовала для себя особых привилегий на территории этой страны. Самолеты Франции подвергли бомбардировке Дамаск и другие города Сирии. Советский Союз отреагировал быстро и решительно. И 2 июня 1945 года в газете «Правда» и других советских СМИ опубликовали сообщение Информбюро Наркоминдел СССР о том, что правительство СССР обратилось с особым заявлением к правительству Франции, а также к правительствам США и Китая. В нем отмечалось, что события в Сирии и Ливане не соответствуют духу решений, принятых в Думбартон Оксе, и целям происходящей в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций. Следовательно, Советское правительство считает, что должны быть приняты срочные меры по прекращению военных действий в Сирии и Ливане и необходимо уладить возникший конфликт мирным путем.
В марте 1946 года Англия и Франция были вынуждены согласиться на вывод своих войск с территорий обеих стран.
Ежегодно в Сирии 17 апреля 1946 года отмечается День национальной независимости – это день, когда последний чужеземный солдат покинул территорию Сирии. Многие востоковеды, такие как М. Кац, Р. Фридман, считают, что именно поддержка СССР на международной арене помогла Сирии обрести независимость.
ГЛАВА 2. СИРИЯ И СССР
ГромоваЕ. в своей книге «Сирия - Россия: дружба навсегда» дает характеристику внешнеполитическим связям. В Сирии в 1945 г. почувствовали дружескую поддержку СССР, осудившего в ООН попытку Франции военными средствами сохранить свое присутствие в Сирии. В 50-е годы в Советском Союзе началось изучение Сирийского государства, общества и народного хозяйства. а в 1956 г. началось экономическое, культурное и техническое сотрудничество СССР и Сирии. В СССР возникло новое поколение знатоков Сирии, участились контакты между народами обеих стран, улучшилась взаимная информация путем обмена делегациями, выставками, фильмами, художественными коллективами, особенно - после образования в 1967 г. Общества арабской сирийско-советской дружбы в Дамаске и Общества дружбы «СССР-Сирия» в Москве. Учеба сирийских студентов и аспирантов в СССР становилась повседневной практикой а также подготовка в самой Сирии с помощью советских специалистов квалифицированных рабочих, мастеров и техников из числа сирийцев. Немало важным каналом сближения стала деятельность Советского культурного центра в Дамаске, курсов русского языка при нем. Э также этому способствовали, начиная с 60-х годов, многочисленные переводы художественной, политической и научной литературы с русского на арабский и с арабского на русский.
Советско-сирийские экономические отношения наладились с ноября 1955 г. Постепенно нарастал торговый оборот, но его обгонял гораздо быстрее увеличивавшийся с 1957 г. объем всестороннего сотрудничества в различных сферах хозяйства, технологии, подготовки кадров. В обороте внешней торговли Сирии доля СССР выросла с 4,1% в 1961 году, до 8,1% в 1970 году, а доля всех государств СРВ - с 17,7$ до 27,2. Это было ударом по стремлению Запада монополизировать внешнеэкономические связи Сирии и позволило Сирии проводить более взвешенную политику, заняв более прочные позиции на мировой арене. Только экспорт советского оборудования в Сирию в 1960-1970 гг. возрос более чем в 10 раз. До 1970 г. СССР успел также помочь составить геологическую карту Сирии, открыть ряд ценных залежей полезных ископаемых, в том числе - нефти и металлических руд, начать строительство многих предприятий, дорог, плотин, электростанций, агроцентров, а также изучить потенциал водных ресурсов Сирии и их рационального использования.
По мнению ГромоваЕ., новый этап в отношениях Сирии и СССР наступил одновременно с началом Исправительного движения в ноябре 1970 г. Это движение и лично Хафиз аль-Асад в соответствии с национальными интересами Сирии превратили дружбу с СССР в устойчивую стратегическую линию внешней политики страны. Договор 1980 г. о дружбе и сотрудничестве предусматривал тесное взаимодействие с СССР в течение 20 лет в сферах политики, экономики, культуры, науки, технологии, оборони на основе равенства и взаимной выгоды. Практически все наиболее важные для жизнеобеспечения отрасли народного хозяйства Сирии успешно развивались в 60-80-х годах с помощью СССР - сельское хозяйство, нефтяная и нефтехимическая промышленность, энергетика, особенно после возведения гидрокомплекса на Евфрате, доля которого в выработке электроэнергии страны составила к середине 80-х годов 55%, железные дороги, система орошения. Товарооборот с СССР вырос в 4 раза в 1971-1980 гг. и в 3,3 раза - в 1980-1985 гг. Также с помощью СССР были подготовлены десятки тысяч сирийских специалистов высокой квалификации.
В средиземноморском порту Тартус в 1971 году была основана материально-техническая часть ВМФ СССР (Приложение 2). В Сирию поставлялись советское огнестрельное оружие, автомобили, танки, самолеты, ракеты. Таким образом, Сирия стала наиболее лояльным Советскому Союзу государством на Ближнем востоке. Исправительное движение повысило также статус Общества сирийско-советской дружбы, обеспечив поддержку ПАСВ всем его мероприятиям, участие в них профсоюзов и других организаций. Новый подъем интереса к Сирии в самых разных общественных кругах СССР отмечается после 1970 г., который выразился в появлении новых, более многочисленных и глубоких работ о Сирии. Сами советско-сирийские отношения стали объектом научного изучения после 1970 г., причем авторами работ на эту тему обычно выступали сирийцы, учившиеся или работавшие в СССР.
ГЛАВА 3.СИРИЯ И РОССИЯ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР
Между СССР и Сирией в октябре 1980 года был заключен Договор, одним из пунктов которого гласил: «Если третья сторона произведет вторжение на территорию Сирии, то Советский Союз будет вовлечен в события». Это отражает доверительный характер отношений СССР и Сирии в те времена, и от Советского Союза всегда ожидали прямого военного вмешательства. Переломным пунктом в советско-сирийских отношениях стал апрель 1987 года, когда в Москву прибыл президент Башар Асад. На встрече с ним Горбачёв дал понять о своих дальнейших намерениях, т.е. Асаду было сказано, что отсутствие каких-либо отношений Израиля с Советским Союзом не является нормальным, «даже несмотря на неспровоцированную агрессию Израиля против арабов».
Отношения между Сирией и Россией стали испытывать определенные трудности на рубеже 80-90-х годов. Сократился внешнеторговый оборот, что объяснялось нарастанием внутриполитического кризиса и стагнации в экономике СССР, но во многом - его неспособностью удовлетворить возросшие потребности новой промышленности Сирии. Переориентация внешней торговли СССР на Запад коснулась Сирии в первую очередь, так как она занимала 2-е место в советско-арабском торговом обороте. Кризис в СССР достиг апогея в 1991 г. и привел к его распаду, что создало совершенно новое соотношение сил в мире, в том числе - на Ближнем Востоке. Объем сотрудничества основной правопреемницы СССР - России - с Сирией сократился в-1090-1903 гг. почти в 14 раз! В то же время руководство постсоветской России в 1992-1993 гг. наладило контакты с богатыми странами Залива, ранее считавшимися в СССР «консервативными».
Изученная литература позволяет нам говорить о том, что при наличии финансовых, организационных и даже технических причин сокращения объема сотрудничества с Сирией, все же главными были причины политические и идеологические. Стремление сблизиться с Западом и, особенно, с США, заимствование именно оттуда моделей либеральной экономики, частной собственности, индивидуальных свобод и рынка не могли не сказаться на ближневосточной политике России. Отход от прежних приоритетов был вызван также и финансово-экономической нестабильностью России, невозможностью для нее быть "донором" ранее союзных с ней арабских стран. В этой связи поднимался вопрос и о сирийских долгах (особенно - связанных с оплатой советских поставок оружия). И даже о том, что Ближний Восток якобы вообще не имеет значения для национальной безопасности России.
Сирия не имела возможности расплачиваться с Советским Союзом за поставляемое оружие, поэтому к 1992 году её долг перед Россией превысил 13 миллиардов долларов. Поставки российского вооружения в Сирию осложнялись непростыми отношениями этой страны с США и Израилем. Израиль неоднократно высказывал протест против поставок в Сирию противоракетного комплекса С-300 и перехватчиков МиГ-31(Приложение 2). К середине 90-х годов Россия не может быть безразлична к событиям на Ближнем Востоке, так как успех или неудача в любом регионе неизбежно сказываются на престиже России, ее экономических, геополитических и прочих позициях.
Межправительственное соглашение между Россией и Сирией в 1993 г. было подписано, в рамках Договора 1980 г. о дружбе и сотрудничестве, которое, по мнению таких политологов как Ахмедов В.М. и ГромоваЕ., означало отход от негативной тенденции 1990-1993 годов.
В 1994 г. был подписан Протокол о развитии торгово-экономического и технического сотрудничества, в соответствии с которым была создана постоянная российско-сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Первое заседание Комиссии состоялось в феврале 1998 г. в Дамаске, на котором были определены основные направления сотрудничества - энергетика, транспорт, нефть и газ, ирригация, мирное использование атомной энергии.
ГЛАВА 4. СИРИЯ И «МОЛОДАЯ» РОССИЯ
При исследовании были изучены труды: М. Каца, Р. Фридмана, В.М. Ахмедова, З. Эяла, Г. Гамбила, О. Ойтуна. Например, в статье М. Каца о взаимоотношениях России и Сирии рассматривает период президентства В. Путина, основные акценты в ней смещены в сторону политики России в отношении Сирии.
В мае 2001 г. в Москве во время Второго заседания Межправительственной комиссии стороны согласовали совместные действия по развитию сотрудничества в традиционных областях, в сфере промышленности, геологии и природных ресурсов, использования атомной энергии в мирных целях, научно-технического сотрудничества, здравоохранения, межбанковских отношений. С 2005 г. Президент Сирийской Арабской Республики (САР) Башар Асад трижды посещал Россию (Приложение 3).
Связи с Сирией были разорваны после развала СССР. «Яблоком раздора» между Россией и Сирией был большой долг, оставшийся ещё со времени поставок советских систем вооружения, который сирийцы отказывались признавать. Старт новых российско-сирийских отношений был дан в 2005 году, когда Кремль простил 73 % от суммы старых долгов (на конец апреля 1987 года эта сумма составляла около 15 млрд дол.).
Чем крепче становились отношения СССР и Сирии, тем четче формулировались основные направления военного сотрудничества, которые отражены в Совместной Декларации о дальнейшем углублении отношений Дружбы и Сотрудничества между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой от 25 января 2005 года:
1. Поставки оружия и военной техники;
2. Командирование военных советников и специалистов для оказания помощи в подготовке штабов, войск, освоении, эксплуатации и ремонте поставляемого вооружения и техники;
3. Оказание помощи в подготовке военных кадров в советских военно-учебных заведениях и учебных центрах (всего около 9 тыс. человек), а также в сирийских военно-учебных заведениях;
4. Оказание помощи в создании различных объектов военного назначения;
5. Организация в Сирии лицензионного производства оружия и военной техники;
6. Ремонт сирийской военной техники в СССР и помощь в создании ремонтной базы Вооружённых сил Сирии.
Россия постепенно стала возвращаться к ближневосточному курсу СССР. В прессе отмечали рост числа российских военных консультантов (советников) на Ближнем Востоке, в том числе в Сирии, и их роли в техобслуживании, подготовке войск, и обучению сирийцев методам ведения партизанских военных действий. На Западе сообщали, что к июню 2008 года в Сирии находилось большое количество российских военнослужащих, советников и специалистов по эксплуатации и ремонту. Москва нарастила свои возможности в Сирии и вернула статус-кво, существовавший при СССР.
В мае 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений визит Президента Российской Федерации в Дамаск.
Российские компании и организации стали проявлять интерес к сотрудничеству с Сирией преимущественно в нефтегазовой сфере. В сентябре 2004 в Дамаске под эгидой российско-арабского делового Совета был создан двусторонний российско-сирийский деловой Совет (РСДС). В 2005 г. в Дамаске по итогам Третьего заседания Межправительственной комиссии был согласован протокол, в котором, наряду с намерением сторон по углублению сотрудничества, был обозначен ряд проектов, представляющих приоритетный интерес для российских субъектов внешнеэкономической деятельности (Приложение 3).
На Четвертом заседании Межправительственной комиссии, в марте 2006 года, в Москве стороны дали позитивную оценку достигнутым между руководством двух стран договоренностям и подписанному Межправительственному соглашению об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам, что послужило основанием для новых благоприятных возможностей развития сотрудничества. Участники Пятого заседания МПК в Дамаске в апреле 2007 г., отметили, что российско-сирийские отношения переживают этап уверенного позитивного развития. В мае 2012 года министр финансов Сирии Мухаммед аль Джлейлати подтвердил намерение Сирии продолжать договоры о создании зоны свободной торговли с Белоруссией, Казахстаном и Россией.
Политическое взаимодействие последнего времени сконцентрировано исключительно на вопросах обсуждения ситуации внутри Сирии и вокруг нее, и ограничено проблематикой внутрисирийского урегулирования. В своей работе «Исторические традиции Российско-Сирийских отношений» Донцов В.Е. отмечает, что только Россия могла бы стать внешнеполитическим союзником Сирии, помочь ей решить существующие проблемы и ослабить на нее американское давление. Начавшийся на волне «арабской весны» в марте 2011 г. Внутриполитический кризис в Сирии перешел в стадию вооруженного противостояния армии и спецслужб с боевиками, в числе которых немало граждан и поданных третьих государств. По мере углубления кризиса он все отчетливее приобретает этноконфессиональный характер.
ГЛАВА 5. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ
Авторы анализируемых работ подчеркивают, что современный мир динамически меняется, и в мировом порядке идеология начинает уступать место экономической составляющей, что ориентирует современную Россию определять свои цели и стратегии в соответствии с этими факторами. Россия, которая, как и другие ведущие страны, желает использовать мировой порядок в своих интересах, является постоянным членом Совета безопасности ООН, обладает большим потенциалом во всех направлениях и прилагает большие усилия для активизации своей роли в процессе построения нового мирового порядка, который должен сформироваться в виде механизмов коллективного решения основных проблем XXI века.
Сирия, несомненно, входит в зону интересов России. Развивая отношения с Дамаском, она хочет, прежде всего, укрепить свое влияние в регионе, используя авторитет Сирии в арабском мире для участия в урегулировании проблем на Ближнем Востоке. В июле 2019 года исполнилось 75 лет со дня установления дипломатических связей между Россией и Сирией. Сейчас на первый план выступают политическое урегулирование, восстановление страны и возвращение беженцев.
Россия как никогда поддерживает Сирию на политическом поприще и помогает ей бороться с множеством проблем, одной из которых является борьба с ИГИЛ –запрещенной на территории РФ группировки (Приложение 4).
О том, какое участие в этом процессе принимает Россия и как развиваются отношения между странами, в интервью ТАСС рассказал чрезвычайный и полномочный посол РФ в Сирии Александр Ефимов. Он подчёркивает, что Сирия традиционно выступала в качестве одного из приоритетных партнеров нашей страны на Ближнем Востоке. Россия неизменно поддерживала сирийцев в наиболее трудные моменты их истории. Хорошо известно, что СССР сыграл важнейшую роль в укреплении обороноспособности этого арабского государства, развитии его экономического и научно-технического потенциала. В наше время именно решительная поддержка со стороны России — в наиболее острый и опасный для государственности САР момент — позволила сирийцам добиться коренного перелома в борьбе с международным терроризмом и обеспечить возвращение под контроль законных властей САР большей части территории страны. Сегодня Москву и Дамаск связывают отношения дружбы и многопланового сотрудничества. Поддерживается активная внешнеполитическая координация, в том числе на многосторонних площадках, где наши страны выступают со схожих, а зачастую — и совпадающих позиций по широкому спектру вопросов международной и региональной повестки дня. Сирийцы, в частности, энергично поддерживают нас в противодействии нападкам по крымской тематике, другим антироссийским заходам Украины, Грузии и их единомышленников.
Анализируя современные печатные издания и интернет ресурсы, можно выделить важнейшие направления и факты взаимоотношений России и Сирии за последние годы.
В течение последних лет президент Сирии Башар Асад несколько раз посещал Россию с рабочим визитом – в октябре 2015 года и ноябре 2017 года, сентябре 2021.
11 декабря 2017 года Сирию посетил президент России Владимир Путин. На авиабазе Хмеймим Владимир Путин и президент Сирии Башар Асад встретились с российскими и сирийскими военными, принимавшими участие в антитеррористической операции в САР.
Верховный Главнокомандующий приказал министру обороны и начальнику генерального штаба приступить к выводу российской группировки войск из Сирии в пункты постоянной дислокации.
(Приложение 5).
В 2020 году, в ходе визита Путин провел переговоры со своим сирийским коллегой Башаром Асадом, а также посетил Мечеть Омейядов (Большая мечеть Дамаска) и Кафедральный собор Девы Марии, который является старейшим в Дамаске.
В последние годы политическое взаимодействие России и Сирии сконцентрировано исключительно на вопросах внутрисирийского урегулирования. С самого начала сирийского кризиса Россия настаивала на урегулировании ситуации мирными средствами через широкий межсирийский диалог.
По данным ФТС РФ товарооборот России и Сирии за период июль, 2020 - апрель, 2021 составил $241 миллионов.
В структуре российского экспорта продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (34,76% от всего объема экспорта), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (15,59%), продукция химической промышленности (10,46%), машины, оборудование и транспортные средства (5,01%).
Импорт представлен продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем (95,43% от всего объема импорта), древесиной и целлюлозно-бумажными изделиями (2,51%), продукцией химической промышленности (1,00%).
И Сирия, и Россия заинтересованы в том, чтобы не просто выйти на довоенный уровень материальных связей, но и скорее двигаться дальше, задействовать весь имеющийся потенциал и искать новые точки роста. Сегодня приоритет отдается сотрудничеству в таких областях, как инфраструктурное развитие, энергетика, перерабатывающая промышленность, транспорт, сельское хозяйство.
Основным механизмом взаимодействия с сирийцами в данной сфере выступает Постоянная российско-сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которую возглавляют заместитель председателя правительства России Юрий Борисов и вице-премьер, министр иностранных дел САР Валид Муаллем. Ее очередное заседание состоялось в Дамаске в декабре 2018 года и завершилось заключением ряда значимых отраслевых договоренностей.
Российская сторона оказывает активное содействие процессу послевоенного восстановления САР. Считаем совершенно недопустимым подход некоторых партнеров, особенно западных, стремящихся обставить работу по возвращению САР к мирной жизни многочисленными политическими требованиями и условиями. Наоборот, мы призываем всех потенциальных участников гуманитарной деятельности активнее следовать нашему примеру.
Из относительно недавних мер, в частности, важно упомянуть российский вклад в объеме $1 миллион в бюджет Службы ООН по разминированию и ее миссии в САР. В мае 2018 года был запущен проект Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН по восстановлению сельского хозяйства в провинции Алеппо, на что Россией было выделено $3 миллиона. Он рассчитан на два года и охватывает порядка шестидесяти тысяч фермерских семей.
Отдельно прорабатывается прямая поставка правительству САР 100 тыс. тонн пшеницы в качества безвозмездного дара от России
Не менее важное значение для будущего сирийской экономики и наших двусторонних связей, играет договоренность о передаче в оперативное управление на 49 лет российской компании гражданской части сирийского порта Тартус. Российские инвестиции позволят произвести реконструкцию и модернизацию его терминалов с практически десятикратным увеличением грузооборота — до 38 миллионов тонн в год.
В числе других совместных проектов — модернизация завода по производству минеральных удобрений в Хомсе, восстановление ряда нефтегазовых месторождений, отдельных промышленных предприятий. Все эти усилия в совокупности видятся нам как мощный стимул для развития всего сирийского национального хозяйства, обеспечения социально-экономической устойчивости и самодостаточности САР.
Российское руководство исходим при этом из того, что вложения в сирийскую экономику — это не только коммерческая прибыль для деловых кругов наших стран, но, по сути, в долгосрочной перспективе это еще и составляющая часть нашей совместной борьбы с терроризмом. Стабильность и благополучие в САР — это гарантия того, что это зло больше не получит ни единого шанса вновь поднять голову на сирийской земле. Важно, чтобы это понимали и западные страны.
Быстрыми темпами развиваемся культурное сотрудничество России и Сирии. Возобновил свою работу Российского культурного центра (РКЦ) в Дамаске, который многие годы играл видную роль в столичной культурной жизни.
Хорошим стимулом для юных сирийцев, желающих изучать русский язык, становятся поездки в российские летние лагеря. Например, Министерство просвещения России уже четвертый год подряд выделяет 25 мест в лагере «Артек» для победителей олимпиады по русскому языку, которая проводится Министерством просвещения САР совместно с Русским центром Университета Дамаска. В том числе при содействии этого центра программы о России показывают по сирийскому телевидению.
Мало кто знает, что в Дамаске есть монумент, посвящённый двум солдатам советской и сирийской армий — Алексею Теричеву и Арслану Назле, которые 5 октября 1981 года ценой собственных жизней предотвратили нападение террористов на начиненном взрывчаткой грузовике на советский военный городок. Они не позволили автомобилю прорваться на территорию — к штабу и жилому корпусу и таким образом спасли десятки людей — в том числе женщин и детей из числа членов семей советских специалистов. Как потом было установлено, в кузове машины находилось около 250 кг взрывчатки.
В 2001 году в их честь был открыт монумент недалеко от того места, где они совершили свой подвиг. Недавно совместными силами российских и сирийских военнослужащих там были проведены восстановительные работы.
На встрече осенью 2021 года в Москве с Башаром Асадом, президент России подчеркнул важнейший тезис: «Надеюсь, что совместными усилиями удастся помочь сирийскому народу встать на ноги во всех смыслах этого слова, помочь восстановить экономику, социальную сферу, сферу здравоохранения прежде всего на сегодняшний день», — заметил он.
Глава 6. Анализ экспресс - опроса
Хотя наша работа историографическая, мы провели в октябре краткий опрос учащихся старших классов и педагогов нашей школы по теме «Россия и Сирия сегодня». В вопросе участвовали 52 респондента (11 классы), 19 учителей и работников школы. По вопросу «Интересуют ли Вас современные события, происходящие в мире»-92% отвели «Да» и 8 %-«Время от времени», а вот «Нет»-0 % (Приложение 6). Это говорит о высоком уровне политизации учащихся старших классов и, конечное, учителей. На второй вопрос «Правильной ли считаете политику России в направлении Сирии» 79% ответили положиткльно,18%-«нет»,3%-«не знаю» (Приложение 7). А вот по вопросу о начале авиаударов наших ВВС в районы нахождения боевиков так называемого Исламского государства (запрещенная на территории РФ группировка) мнения разделились.54% респондентов согласны с политикой нашего правительства в этом вопросе,36% считают эту меру неправильной,10%-сомневаются» (Приложение 8). Это и понятно, мы понимаем, что Сирия остается одной из горячих точек современного мира. «Активная фаза российской военной операции в Сирии длилась 804 дня, с 30 сентября 2015 года по 11 декабря 2017-го» - рассказывал в прошлом году министр обороны Сергей Шойгу. По его словам, в результате ударов ВКС России было уничтожено более 133 тыс. объектов террористов, в том числе заводы по незаконной переработке нефти, ликвидированы 865 главарей бандформирований и более 133 тыс. боевиков (4,5 тыс. из них — из России и стран СНГ). В декабре 2017 года президент Владимир Путин во время посещения авиабазы Хмеймим отдал приказ о выводе большей части российских войск из страны. Данный экспресс-опрос показал, насколько тема Сирии актуальна на международной арене сегодня.
Заключение
Таким образом, в результате проделанного исследования, были проанализированы отношения России и Сирии на протяжении почти 100 лет. Так же, как и взаимоотношения с другими странами, у России и Сирии были взлеты и падения. Партнерство то угасало, то возрождалось вновь. Но за все это время, страны показали друг другу свое доверие, и не раз оказывали помощь друг другу.
Пик взаимоотношений приходится на данный момент. Сейчас Россия поддерживает Сирию во всех направлениях. Наша страна борется за признание Башара Асада и его правительство законным и лучшим вариантом для Сирии сейчас. Но главная наша помощь состоит из борьбы с террористической организацией ИГИЛ (запрещенная на территории РФ группировка). В первую очередь, мы, конечно же, хотим добиться уничтожения этой незаконной группировки, так как ее действия угрожают не только Сирии, где она и была организована, но и всему миру. Именно поэтому, несмотря на небольшие разногласия и недочеты между Россией и Сирией за все время существования партнерства, отношения этих двух стран можно назвать стабильными и доверительными. Обшей чертой всех перечисленных выше источников, литературы, специальных исследований и прессы является то, что ни один из этих материалов не охватывает полностью анализируемого в нашей работе хронологического периода и содержит сведения лишь по какому-то фрагменту, аспекту или отдельной проблеме интересующей нас тем. Изучение всех привлеченных материалов явилось для нас дополнительным аргументом для окончательного выбора нашей как никогда актуальной темы. Анализ исторической эволюции отношений России и Сирии в ХХ и в начале XXI веков доказывает, что они опирались на идущие из глубины веков корни общения обоих народов. Вместе с тем лишь после обретения Сирией независимости и после преодоления многих политико-идеологических препятствий экономические и культурные отношения между двумя странами получили полноценное развитие, стимулируя, со своей стороны, все прочие аспекты двустороннего сближения.
Подводя итоги развития российско-сирийских отношений за последний век и первые два десятилетия XXI века, следует обратить внимание на устойчивую тенденцию к плодотворности и взаимовыгодности связей России и Сирии, к их объективному союзу.
Список используемой литературы
Ахмедов В.М. "Сирия на рубеже столетий. Власть и политика" М.2003
Александров А.И. Политика Сирии: долговременная стабильность или затянувшаяся неопределенность? М.: 1996.
ГромоваЕ. Сирия - Россия: дружба навсегда. 2014
Газета «Аль-Инша», М. 1944
Гамбил Г. Под давлением. Сирия выводит войска из Бейрута. М. 2001
Договор о дружбе и согласии между Союзом Социалистических Республик и Сирийской Арабской Республикой. М. 1980
Донцов В.Е. «Исторические традиции Российско-Сирийских отношений». М. 2006
Донцов В.Е Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск двадцать восьмой). М. 2006
Информационный материал официального сайта МИД РФ. Российско-сирийские отношения.2014
Интервью В.В.Путина Сирийская альтернатива. 2013
Кац М. Российская политика на Большом Ближнем Востоке или искусство дружить со всеми. М.2006
Кац М. Внешняя политика Путина в отношении Сирии. М. 2006
Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М 1955.
Лукьянов Ф.А. Стратегия — XXI: версия для обсуждения. Глава 10. Россия: внешняя политика в мире будущего. М.2015
"Новейшая история арабских стран" (М., 1967) и сборники, изданные в 1994-1996 гг. в Санкт-Петербурге.
Нуайме М. Мои семьдесят лет. М.1980
Ойтун О. Опреция Ирака в Сирии. М. 2003
Ойтун О. США и Сирия. 2006
Политическое устройство Сирии (А.И. Aлександров, В.М. Ахмедов, И.Г. Косач, А.О. Филоник, В.Ф. Шенников).
Филоник А.О. Россия-Сирия: новые реалии экономического сотрудничества. Ближний Восток и современность. Вып. 28. - М., 2006.
Фридман Р. Политика России на Ближнем Востоке при Путине.
Шенников В.Ф. Место Сирии в арабском мире после падения режима Саддама Хусейна // Ближний Восток и современность М. 2003.
Эял З. Внешний вид и реальность: структура принятия сирийских решений. М. 1998.
Список используемых интернет источников
http://kremlin.ru/
http://www.mid.ru/
https://vladimirkrym.livejournal.com/6264051.html?ysclid=l0y2m9eumm
https://www.rbc.ru/politics/15/03/2021/604753db9a794749c12f6ebe
Евсеев В. В. Состояние и перспективы ракетного распространения на Ближнем и Среднем Востоке.
Латышев Александр. Владимир Путин назвал "союзниками и партнерами" трех арабских монархов. http://www.izvestia.ru/politic. (19.02.07)
Макиенко Константин. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами. 19.02.07. http://www.roe.ru/roeru/news (19.02.07)
КОНЦЕПЦИЯ УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОДЕЙСТВИИ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ. Утверждена Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г. http://www.rcicd.org/pub/entity/RC. ./Presentationlegalinstruments
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики о международном автомобильном сообщении. Ратифицировано Россией 28.03.2005 г., Сирией 06.04.2005 г. http://www.sudden-strike.ru/news/index.
СООБЩЕНИЕ для СМИ к 65-летию дипломатических отношений между Россией и Сирией, 1156-21-07-2009. URL: http://www.gov.cap.ru/news.asp
Тренин Дмитрий. Москва готовится вернуться на Ближний Восток. 27.07.06. http://www.polit.ru/analytics/2006/07/27/ (20.02.07).
Приложение 1
«Хождение Даниила, игумена Русской земли», совершенное в Палестину в 1106–1107гг
Приложение 2
Российская база в городе Тартус, Сирия
П
ротиворакетный комплекс С-300
МИГ-31
П
риложение 3
Заседание Межправительственной комиссии, Башар Асад и Владимир Путин
Заседание Межправительственной комиссии, Башар Асад и Владимир Путин
П
риложение 4
Террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ-запрещенная на территории РФ группировка)
Террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ – запрещенная на территории РФ группировка)
П
риложение 5
Российская военная авиация наносит удары по ИГИЛ (запрещенной на территории РФ группировки)
Российская военная авиация наносит удары по ИГИЛ (запрещенной на территории РФ группировки)
П риложение 6
Приложение 7
П риложение 8