Введение.
Решение алгебраических уравнений в целых числах представляет собой одну из труднейших и древнейших математических задач и не достаточно глубоко представлено в школьном курсе математики. Однако такие задания, как правило, представлены в олимпиадах различных уровней, в вариантах вступительных работ в математические классы. Что и обуславливает актуальность темы исследования. В своей работе мы рассмотрели различные виды уравнений с целыми коэффициентами и с более чем одним неизвестным, классифицировали их по способам решений, описали алгоритмы их решения, и привели практические примеры применения каждого способа для решения уравнений в целых числах.
Объектом исследования являются уравнения в целых числах.
Предметом исследования– различные способы решения этих уравнений
Цель работы – познакомиться со способами решения уравнений в целых числах и классифицировать уравнения по способам их решения.
Задачи:
Изучить учебную и справочную литературу по теме исследования;
Собрать теоретический материал по способам решения уравнений;
Разобрать алгоритмы решения уравнений данного вида;
Описать способы решения;
Рассмотреть примеры решения уравнений с применением данных способов.
Гипотеза: анализ методов решения уравнений в целых числах и их классификация способствуют конструктивному подходу к решению уравнений данного вида и не только.
Методы исследования
Теоретический анализ и обобщение сведений научной литературы об уравнениях в целых числах.
Классификация уравнений в целых числах по методам их решения.
Анализ и обобщение методов решения уравнений в целых числах.
1. История уравнений в целых числах
Диофант – ученый – алгебраист Древней Греции, по некоторым данным он жил до 364 года н. э. Диофант специализировался на решении задач в целых числах. Отсюда и пошло название Диофантовы уравнения. Наиболее известной, решенной Диофантом, является задача «о разложении на два квадрата». Жизнь и деятельность Диофанта протекала в Александрии, он собирал и решал известные и придумывал новые задачи. Позднее он объединил их в большом труде под названием «Арифметика». Из тринадцати книг, входивших в состав «Арифметики», только шесть сохранились до Средних веков и стали источником вдохновения для математиков эпохи Возрождения. «Арифметика» Диофанта — это сборник задач, каждая включает в себя решение и необходимое пояснение. В собрание входят разнообразные задачи, а их решение часто в высшей степени остроумно. Диофанта интересуют только положительные целые и рациональные решения. Иррациональные решения он называет «невозможными» и тщательно подбирает коэффициенты так, чтобы получились искомые положительные, рациональные решения.
2. Линейные уравнения в целых числах с двумя переменными
Уравнения вида где – некоторые числа, а – переменные, - называется линейным уравнением с двумя переменными.
2.1. Метод перебора.
Пример 1. Найти множество всех пар натуральных чисел, которые являются решением уравнения49x+69y=602
Решение: выразим
Полный перебор вариантов показывает, что натуральными решениями уравнения являются
Ответ:
Пример 2. Решить уравнение 170х+190у=3000 в натуральных числах.
Решение: после сокращения на 10 уравнение выглядит так,
Полный перебор вариантов показывает, что натуральными решениями уравнения являются
Ответ:
Очевидно, метод перебора становится неэффективным при большом количестве вариантов и невозможным, в случае, когда количество корней не ограничивается конечным числом вариантов.
2.2. Метод спуска.
Пример 3. Решить уравнение в целых числах 2x-7y=3
Решение: выразим из данного уравнения
Пусть тогда
Ответ:
Данный метод решения уравнения называется методом спуска.
Пример 5. Решить уравнение в целых числах 4x+3y=13
Решение: выразим из данного уравнения
Пусть тогда
Ответ:
3. Нелинейные уравнения с двумя переменными
3.1. Метод перебора.
Пример 1.(Задача из материалов вступительных экзаменов в 8 математический класс). Сколько пар целых положительных решений имеет уравнение . Перечислить эти пары.
Решение: перепишем уравнение в виде
Раскладывая на множители число 500, и учитывая, что один из множителей является точным квадратом, находим подходящие пары:
Имеем 4 пары решений в целых положительных числах .
Ответ:
3.2. Метод разложения на множители
Метод разложения на множители очень интересный прием и встречается он, как в элементарной математике, так и в высшей. Напомним, что разложить на множители – значит представить это выражение в виде произведения более простых множителей. Рассмотрим примеры применения данного метода.
Пример 1. Решить уравнение х – у = ху в целых числах:
Решение: запишем уравнение в виде
Разложим левую часть уравнения на множители, получим
Произведение двух целых чисел может равняться 1 только в двух случаях: если оба они равны 1 или -1. Получим две системы:
или
Первая система имеет решение , а вторая система имеет решение .
Ответ:
Можно привести целый ряд таких уравнений, решение которых основывается на разложении на множители.
Пример 2. Решить уравнения в целых числах
Решение: разложим левую часть уравнения на множители, получим
Произведение двух целых чисел равно 1 только в двух случаях: если оба они равны 1 или -1. Получим две системы:
или
Первая система имеет решение , а вторая система имеет решение .
Ответ:
Пример 3. Найдите все пары целых чисел x и y, удовлетворяющих уравнению x2 – 6xy + 5y2=11
Решение: разложим левую часть уравнения на множители, получим
Уравнение имеет целые решения, если множители целые, 11 можно двумя способами разложить на целые множители .
Получим четыре системы уравнений:
Системы не имеют решений в целых числах.
Ответ: решений в целых числах уравнение не имеет.
Пример 4. Найти все пары натуральных чисел, удовлетворяющих уравнению х2 – у2= 69
Решение: разложим левую часть уравнения на множители:
.
Т.к. корни уравнения – натуральные числа, то тогда , при этом сумма корней больше их разности. Число 69 можно получить двумя способами: 69=1·69 и 69=3·23. Получим совокупность двух систем уравнений, решив которые мы сможем найти искомые числа:
Выразив одну переменную и подставив ее во второе уравнение, находим корни уравнений. Первая система имеет решение , а вторая система имеет решение .
Ответ:
Пример 5. Решить уравнение в целых числах y3 – x3 = 91.
Решение: используя формулы сокращенного умножения, разложим левую часть уравнения на множители:
Выпишем все делители числа
Для любых целых x и y выражение . Докажем это. Умножим на 2 левую и правую часть неравенства и преобразуем его левую часть
(неравенство носит название – неравенство трех квадратов). Следовательно, оба множителя в левой части уравнения должны быть положительными. Тогда исходное уравнение равносильно совокупности систем уравнений:
Решив системы, отбираем те корни, которые являются целыми числами.
Получаем решения исходного уравнения:
Ответ:
Пример 6. Доказать, что уравнение (x – y)3 + (y – z)3 + (z – x)3 = 30 не имеет решений в целых числах.
Доказательство:
Разложим левую часть уравнения на множители и обе части уравнения разделим на 3, в результате получим уравнение:
Делителями 10 являются числа Заметим также, что сумма сомножителей левой части уравнения равна 0. Нетрудно проверить, что сумма любых трех чисел из множества делителей числа 10, дающих в произведении 10, не будет равняться 0. Следовательно, исходное уравнение не имеет решений в целых числах.
Доказано.
3.3. Выделение полных квадратов
Пример 1.Решить в целых числах уравнение 5х2+5у2 + 8ху+2у-2х +2=0
Решение: Данное уравнение можно решить методом разложения на множители, однако этот способ применительно к данному уравнению достаточно трудоёмкий. Рассмотрим более рациональный способ.
Выделим полные квадраты двучленов
Сумма квадратов равна нулю тогда и только тогда, когда каждое слагаемое равно 0, значит единственная пара решений
Ответ:
3.4. Свойства делимости
Пример 1. Решить уравнение в натуральных числах: mn +25 = 4m.
Решение: выразим переменную через
Поскольку натуральное число, то является натуральным делителем числа . Натуральные делители числа
Если
если (посторонние корни),
если (посторонние корни).
Ответ:
Пример 2. Решить уравнение 2х2 -2ху+9х+у=2 в целых числах:
Решение: выразим из уравнения ту переменную, которая входит в него только в первой степени, то есть переменную у:
, откуда
Выделим целую часть дроби
Получим:
Поскольку – целые, то 3 нацело делится на выражение , т.е. – делитель числа 3, значит, может принимать только значения
Выполняем проверку получившихся значений и получаем решения:
Ответ: .
Помимо задания решить уравнение в целых числах, встречаются задания на доказательство того факта, что уравнение не имеет целых корней.
При решении таких задач, необходимо помнить следующие свойства делимости:
1)
2)
3)
4)
6)
7)
3.5. Метод остатков
Основная задача метода – находить остаток от деления обоих частей уравнения на целое число, на основе полученных результатов делать выводы. Часто полученная информация уменьшает возможности множеств решений уравнения. Рассмотрим примеры:
Пример 1. Решите уравнение в натуральных числах:
Решение: перенесем вправо, разложим на множители и рассмотрим делимость на 2 и 3.
Левая часть уравнения делится на 2, значит и правая часть делится на 2. 3 на 2 не делится, значит , значит при этом , значит , тогда
Ответ: .
Пример 2. Доказать, что уравнение 2x+6y=23 не имеет решений в целых числах
Доказательство: покажем, что левая часть уравнения делится на 2, а правая – не делится.
выражение делится на 2, так как один из множителей делится на 2. А 23 не делится на 2, значит, уравнение не имеет решений в целых числах.
Пример 3. Доказать, что уравнение x2 = 3y + 2 не имеет решений в целых числах.
Доказательство:
Рассмотрим случай, когда . Рассмотрим остатки от деления каждой части уравнения на 3.
Правая часть уравнения дает остаток 2 при делении на 3 при любом значении
Левая часть, которая является квадратом натурального числа, при делении на 3 всегда дает остаток 0 или 1. Докажем это.
Все числа можно объединить в три группы по остаткам при делении на 3:
при делении на 3 дает остаток 0,
при делении на 3 дают остатки 1.
Исходя из этого, получаем, что решения данного уравнения в натуральных числах нет.
Рассмотрим случай, когда одно из чисел равно 0. Тогда очевидно, решений в целых числах нет.
Случай, когда y – целое отрицательное не имеет решений, т.к. правая часть будет отрицательна, а левая – положительна.
Случай, когда x – целое отрицательное, также не имеет решений, т.к. попадает под один из рассмотренных ранее случаев ввиду того, что
Получается, что указанное уравнение не имеет решений в целых числах.
Доказано.
Пример 4. Доказать, что уравнение x2– 3у = 17 не имеет целых решений.
Доказательство:
Рассмотрим остатки от деления на 3 каждой части уравнения. В предыдущем примере мы уже доказали, что квадрат целого числа при делении на 3 дает остатки только 0 или 1, 3у кратно 3, значит, левая часть при делении на 3 дает остатки 0 или 1, а правая при делении на 3 дает остаток 2. Значит, уравнение не имеет решений в целых числах.
Доказано.
Пример 5. Может ли сумма кубов трех последовательных целых чисел быть равной сумме квадратов двух последовательных целых чисел.
Решение: Запишем данное утверждение в виде уравнения:
Раскроем скобки, упростим выражение и рассмотрим делимость на 3 левой и правой части уравнения:
Левая часть уравнения делится на 3, рассмотрим правую часть:
Если дает остаток 1 при делении на 3;
Если
дает остаток 2 при делении на 3;
Если
дает остаток 1 при делении на 3;
Значит, правая часть уравнения, не делится на 3 ни при каком значении .
Уравнение не имеет решений в целых числах.
Ответ: сумма кубов трех последовательных целых чисел не может быть равной сумме квадратов двух последовательных целых чисел.
4. Задачи для самостоятельного решения
Определите количество натуральных решений уравнения:
Решите уравнение в целых числах:
Решите уравнение в натуральных числах:
.
Решите уравнение в целых числах, разложив на множители:
Решите уравнение в целых числах, выполнив оценку:
Используя разложение на множители и метод остатков, докажите, что уравнение не имеет решений:
Заключение:
В результате исследования подтвердилась гипотеза о том, что анализ методов решения уравнений в целых числах и их классификация способствуют конструктивному подходу к решению уравнений данного вида и не только. Определены дальнейшие задачи – возможность использования данных методов для доказательства утверждений. Собран материал для самостоятельного решения уравнений.
Результаты наших исследований могут быть полезны всем ученикам, интересующимся математикой.
Литература
Галицкий М.Л. , Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре, уч пособие для 8-9 классов с углубленным изучением математики, Просвещение – 2015г.
Довбыш Р.И., Потемкина Л.Л., Потемкин В.Л., Сборник олимпиадных задач по математике 6-8 класс- Донецк: Каштан, 2005.-205с.
История Диофантовых уравнений http://dok.opredelim.com/docs/index-1732.html
История Диофанта http://www.studfiles.ru/preview/4518769/ http://pandia.ru/text/78/004/3180.php