Литература сквозь призму математики

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Литература сквозь призму математики

Таланова Д.В. 1
1Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Велижанская средняя общеобразовательная школа» - «Средняя общеобразовательная школа деревни Веселая Грива имени заслуженного врача РСФСР Е.Я.Яковлева»
Лебедева С.Г. 1
1Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Велижанская средняя общеобразовательная школа» - «Средняя общеобразовательная школа деревни Веселая Грива имени заслуженного врача РСФСР Е.Я.Яковлева»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Во многих вещах мы пытаемся разобраться, прибегая к различным наукам и видам искусств. Так, например, чтобы лучше понять литературные произведения, нам приходится обращаться к знаниям из области истории, географии, физики, астрономии, математики и другим школьным дисциплинам. Возникает вопрос: как филология связана с точными науками, в частности, с математикой.

Для решения данного вопроса была сформулирована тема исследования: «Литература сквозь призму математики».

Цель работы состоит в математическом объяснении сюжетов, встречающихся в литературных произведениях.

Чтобы приступить к исследованию, мной были поставлены следующие задачи:

- подобрать материал по данной теме,

- объяснить значение чисел и выявить математические соотношения в пословицах и поговорках,

- решить задачи в художественных произведениях,

- установить математические закономерности в стихосложении русских поэтов,

- составить и провести игру «Литература без математики, как птица без крыльев» для учащихся школы.

В ходе работы были использованы такие методы исследования как теоретический анализ, изучение и обобщение литературы.

На первом этапе исследования мне пришлость обратиться к источникам Интернета, чтобы узнать: какие произведения уже подвергались рассмотрению с точки зрения математики. Оказывается, что на сайтах можно встретить уже решенные задачи, взятые из рассказов Григория Остера, «Записки Шерлока Холмса» Конана Дойля, «Витя Малеев в школе и дома» Николая Носова, «Арифметика» Льва Толстого. Есть работы учащихся, в которых говорится о литературном творчестве великих математиков: Омара Хайяма, Софье Ковалевской, Михаиле Ломоносове и других.

Мы с большим интересом увлеклись чтению энциклопедии символов, из которой взяли сакральное значение чисел. Изучая пословицы и поговорки, мною были установлены функциональные зависимости в их толковании, а также построены графики функций.

Чтобы не повторяться в решении задач юных исследователей, мы обратились к творчеству советских писателей: В. Шукшина, В. Липатова, П.Иншакова, в произведениях которых имеется математическое содержание.

Особое внимание уделили фигурным формам стихотворений Андрея Вознесенского, Василия Кандинского, Гавриила Державина.

На примере романа «Евгений Онегин» рассмотрели периодичность рифм в пушкинских строфах.

При написании данной работы были использованы следующие источники: приложение «Математика» газеты для учителей «Первое сентября», художественные произведения, энциклопедия символов.

§1. Сакральное значение чисел, встречающихся в пословицах и поговорках

Все располагается согласно числам.

Пифагор

П.1. Число 1

Наше знакомство с числами началось с детского возраста. Мы используем числа не только при изучении математики, но при чтении фольклорных произведений. Пословицы и поговорки люди употребляют еще и в повседневной жизни. Рассмотрим некоторые из них.

Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного.

От любви до ненависти один шаг.

Трус умирает сто раз, а герой – один раз.

Одна пчела немного меду натаскает.

В литературе число один понимают как нечто малое, незначительное, или, наоборот, существенное, важное.

В «Энциклопедии символов» единица трактуется как число цели. Она символизирует мудрое начало. Число «один» означает принцип, который позволяет развиваться качеству и, таким образом, приводит к множественности, то есть основа всех чисел и жизни [5].

П.2. Число 2

Как две капли воды.

Между двух огней.

Два сапога – пара.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Двойка символизирует двойственность, чередование, различие, зависимость, вследствие чего возникает равновесие, отражение, противоположные полюса, двойственная природа человека [5].

П.3. Число 3

Заблудиться в трех соснах.

С три короба.

Обещанного три года ждут.

За двоих попотеешь – за троих поешь.

Согнуться в три погибели.

Пифагор считал тройку символом гармонии, а Аристотель – законченности: «Триада есть число целого, ибо содержит начало, середину и конец». Пифагорейцы различали три мира как вместилища принципов, разума и количеств. «Сила трех» - олицетворение неба, земли и воды; рождения, жизни и смерти; прошлого, настоящего и будущего [5].

П.4.Число 4

На все четыре стороны.

Жить в четырех стенах. 

Как дважды два – четыре.

Без четырёх углов изба не рубится.

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

Четыре – четное, иньское число, символизирующее целостность, совокупность, полноту, солидарность, землю, порядок, рациональное, меру, относительность, справедливость, устойчивость [5].

П.5.Число 5

На пятак дружбы не купишь.

Как свои пять пальцев

Пятое колесо в телеге.

Сметлив и хитер — пятерым нос утер.

Дерево погубить в пять минут, а вырастить его - года пройдут.

Число пять – символ человека, макрокосм; графически изображается фигурой человека, чья голова, разведенные в стороны руки и широко раставленные ноги образует пятиконечную звезду, или пентаграмму (правильным пятиугольником) [5].

П.6. Число 6

Предателю – шесть ударов палками.

Пять раз прощают, а шестой бьют.

Вшестером пойдем – далеко уйдем.

Три коровушки есть, отелятся — будет шесть.

Один друг шестерых родственников заменит.

Шесть означает гармонию, совершенное число в пределах десятки: 1 + 2 + 3 = 6. Шестерка – любовь, здоровье, красота, случай, удача. Графическое выражение – шестиконечная звезда (Звезда Давида). Она символизирует совершенное равновесие, иногда считается символом человеческой души [5].

П.7. Число 7

За семь вёрст киселя хлебать.

Семь бед – один ответ.

Семи пядей во лбу.

Семь верст до небес.

За семью печатями.

Число семь – число таинств, относящихся к духовной стороне вещей, божественная сила в природе.

Семь – мистическая природа человека, семь дверей: два глаза, два уха, две ноздри и рот.

Это число Вселенной, макрокосмоса, означает полноту и совокупность.

Число семь – совершенство, уверенность, безопасность, покой, обилие, восстановление целостности мира [5].

П.8. Число 10

Лучше десять виновных простить, чем одного невинного наказать.

Трое осудят, десятеро рассудят.

Одно дерево срубишь - десять посади.

Десять знающих не стоят одного, который дело делает.

Не трусливого десятка. 

Число десять можно толковать следующим образом: 1 – это Бог; 0 – бесконечность.

Качества цифры 1 даруют честь, веру, уверенность в себе, имя и славу; 0 подталкивает к духовной борьбе, которая приводит человека к пониманию своего предназначения в этой жизни.

Десятка содержит все числа, означает нечто всеобъемлющее, закон, порядок, власть.

Число десять символизирует общую идею изобилия, неограниченного количества, законченности [5].

§2. Функциональная зависимость в пословицах и поговорках

В §2 мы рассмотрим взаимосвязь литературы с математикой. На примерах пословиц устного народного творчества объясним функциональную зависимость двух понятий.

Функции — это математические соотношения, изучаемые человеком. Чтобы проиллюстрировать характерные свойства функций, мы обратились к пословицам. Именно пословицы есть отражение устойчивых закономерностей, познаваемых многовековым опытом народа.

«Выше меры конь не скачет». Представим траекторию скачущего коня как график некоторой функции. Высота скачков в полном соответствии с пословицей будет ограничена сверху некоторой «мерой». Графиком данной функции является синусоида (рис. 1).

Рис. 1

«Что посеешь, то и пожнешь». Данную пословицу можно представить в виде графика как функцию пути. Согласно изречению функция монотонно возрастает (рис. 2). Чем больше посеешь, тем больше будет урожай.

Рис. 2

«Каши маслом не испортишь».  Качество каши можно рассматривать как функцию количества масла в ней. В сооствествие пословице эта функция не уменьшается с добавкой масла. Она увеличивается, но может оставаться и на прежнем уровне. Подобного рода функция называется монотонно неубывающей (рис. 3). 

Рис. 3

«Слушай больше, а говори меньше». По смыслу пословицы узнаем обратную пропорциональность. Горизонтальная ось – количество болтовни. По вертикали будем откладывать количество услышанного. Согласно пословице эта функция монотонно убывает (рис. 4).

Рис. 4

§3.Математические задачи в содержании художественных произведений

Читая художественную литературу, мы сталкиваемся с сюжетами, содержащими математические задачи. Авторы включают их в произведения как эпизоды своего повествования. Иногда писатель ставит вопрос: разрешима задача или нет? А в некоторых повестях есть само решение, что является редким исключением.

Например, в рассказе Василия Шукшина «Беседы при ясной луне» «редкого ума человека» Баев объясняет собеседнице Марье свою идею выполнения плана молокопоставок за счет колхозников:

«Допустим, ты должна сдать на молоканку пятьсот литров. – Баев откинул воображаемых пять кругляшек на воображаемый счетах, посмотрел терпеливо и снисходительно на Марью.- Так? Это из расчета, что процент жирности молока у твоей коровы такой-то. ─ Баев еще несколько кругляшек воображаемых отбросил, чуть выше прежних. – Но вот выясняется, что у твоей коровы жирность не такая, какая тянула на пятьсот литров, а ниже. Понимаешь? Тогда тебе пятьсот литров надо отнести, а пятьсот семьдес пять, допустим. Сообразила?

Марья не сообразила пока.

─ … Снимайте, говорю, один процент жирности у всех─ будет дополнительное молоко…

Марья все никак не могла уразуметь…» [7].

Вопрос: Удачно ли подобрал числовые данные «башковитый» Баев для объяснения?

Решение.Пусть базисная жирность молока в данной местности р% . Баев говорит, что 500 л молока жирности p% будут приравнены 575 л молока жирности (p-1)%. Тогда будет справедливо соотношение

5p=5,75 (p-1)

5р = 5,75р – 5,75

- 0,75р = - 5, 75

р = - 5,75 : (- 0,75)

р = 7,(6)

Из уравнения следует, что базисная жирность молока превышает 7% , что невозможно.

В повести В. Липатова «Житие Ванюшки Мурзина…» описывается колхозное собрание, на котором молодой тракторист Иван Мурзин разоблачает махинации «передовика» Головченко:

─ Разрешите! ─ выкрикнул Иван, по-школьному поднимая руку, но уже шагая к столу президиума… .

─ Все знают, что на Варькиной верете двести восемь гектаров, а сколько напластал Головченко, которому подарок транзистор? Яков Михайлович, сколько на Варькиной верете у Головченко записано гектаров?..

Яков Михайлович медленно достает блокнот, но открывать не торопится: всего три дня назад на колхозной конторе висел лозунг, написанный метровыми буквами: «Слава Григорию Головченко! 330 гектаров – позади! Равняйтесь на лучших!»…

─ Наведу сейчас ясность! – грозно, но печально сказал Ванюшка. - … Минуточку.

Иван прошел на сцену, побыл там недолго и вернулся с двумя саженями ─ огромными деревянными конструкциями, похожими на жестяные ученические циркули. Расстояние между ножками – два метра, вверху ручка, держась за которую тихая по характеру учетчица Вера… измеряла обработанные механизаторами гектары – для оплаты и трудовой славы.

─ Сто шесдесят сантиметров вместо двух метров! – зеленея от злости, сказал Иван, показывая вторую сажень [3].

Продолжая начатое Иваном следствие, докажите, что Варькина вереть не является прямоугольником.

Решение. Допустим, что поле имеет форму прямоугольника и длина его х, а ширина ─ у укороченных саженей. Тогда, по Головченко, площадь поля 2х · 2у (м²), а на самом деле 1,6х · 1,6у. Получаем два уравнения:

2х · 2у = 3300000

1,6х · 1,6у = 2080000

Поделив второе уравнение на первое, получаем:

64 = 63 ─ противоречие.

В романе Павла Иншакова «Весна» рассказывается об имевшемся в недавнем прошлом кое-где увлечении к показному рекорду. В приведенном ниже отрывке упоминаются председатель колхоза Михайло Остапович, бригадир Гойда и председатель соседнего колхоза Кабаков:

«Вызвал Михайло Остапович к себе Гойду и говорит ему: «Мы с тобой, голубь, должны побить все кабаковские рекорды. Вырастишь со ста га по триста пудов озимой пшеницы?» Тот, не моргнув глазом, отвечает: «Для вас и тысячи пудов не пожалею!» - «Ну, если так, пиши обязательно на триста двадцать пудов с га».

… И началась возня вокруг рекорда. На него работал без мала весь колхоз… Гойда собрал с каждого гектара по пятьдесят пять центнеров пшеницы. Слава о нем облетела весь край…» [2].

Вопрос: На сколько процентов выполнил «герой» принятые обязательства?

Решение. Так как 1 пуд равен 16,3805 кг, то принимались обязательства получить урожай 320 · 16,3805 5242 кг/га, а получили 55 ц = 5500 кг/га.

5242 кг ─ 100 %

5500 кг ─ х %

х = = 104,9 105 %

Ответ: обязательства выполнены на 105 %.

§4. Математические закономероности в стихосложении

В «Словаре литературоведческих терминов» читаем: «Фигурные формы – стихотворения, составленные из строк разного размера, таким образом, чтобы их контуры изображали какую-либо фигуру: треугольник, крест, звезду, сердце и т.п.» [6].

В середине XX века стихи – архитектурные композиции начал создавать Андрей Вознесенский. Яркий пример – фигурное стихотворение о сносе Сухаревой башни [1] (см. Приложение 1).

Предвосхищая эпоху визуальной поэзии Василий Кандинский в своем стихотворении «Соловей» акцентировал внимание на словесном и зрительном восприятии сюжета [1] (см. Приложение 1).

В лирике Г.Р.Державина можно встретить уникальное стихотворение «Пирамида» [1] (см. Приложение 1).

Такие стихи хорошо не только читать, а еще рассматривать и оценивать как архитектурную конструкцию.

Особенно хотелось бы отметить «онегинскую строфу» Александра Сергеевича Пушкина.

«Евгений Онегин» написан строфами. Это значит, что стихи в нем идут не сплошным, непрерывным потоком, с остановками только в зависимости от смысла и от синтаксиса, а объединяются в небольшие, отделенные друг от друга группы с одинаковым количеством строк, и одинаковым чередованием рифм.

«Онегинская строфа» состоит из четырнадцати стихов (строк) четырехстопного ямба. Эти четырнадцать стихов делятся на четыре группы: три четверостишия и одно двустишие (заключительное).

В «онегинской строфе» Пушкин использовал следующее стихосложение: первое четверостишие написано с перекрестными рифмами, второе – со смежными и третье – с опоясывающими; заканчивается строфа парой рифмующих строк [3] (см. Приложение 2).

Такая математическая закономерность – периодичность прослеживается с первых и до последних строк в романе «Евгений Онегин».

Легкость, непринужденность, построение данной формы и разнообразные способы ее смыслового и поэтического использования показывают, каким великим мастером стиха был Александр Пушкин.

Социологический опрос

1) Можно ли утверждать, что литература как форма искусства опирается на фундаментальную науку – математика?

2) В каких литературных источниках вы встречали математические понятия и закономерности?

3) Считаете ли вы, что литература может обойтись без математики?

Вывод: Проведя социологический опрос, мы выяснили: большинство человек считает, что литература опирается на математические основы и без фундаментальной науки ей не обойтись. Кроме того, в повседневной жизни и при чтении художественных произведений школьники сталкиваются с числовыми данными, единицами измерения, зависимостями, что дает полное представление об окружающей действительности.

Заключение

Изучая тему «Литература сквозь призму математики», мы убедились, что математические понятия и законы позволяют лучше понять смысл художественного текста.

Так, например, числа, встречающиеся в устном народном творчестве, имеют сакральные значения. Наряду с этим, в некоторых пословицах и поговорках просматриваются функциональные зависимости между словами.

На страницах книг можно найти задачи, содержащие числовые данные, решения которых не оставляют читателя равнодушными.

Гармония слов и периодичность построения рифм стихотворений предоставляют возможность насладиться поэзией ее любителям.

Благодаря красоте математической мысли происходит раскрытие глубины жизненных знаний, необходимых в профессиональной и повседневной деятельности.

Список использованных источников и литературы

1. Беляева, Н. Геометрия в поэзии [Текст]/ Н.Беляева// Математика. – 2011. - №10. – С.7-12.

2. Иншаков, П.К. Весна [Текст]: Роман/ П.К.Иншаков. – М.: Советская Россия, 1960. – 277 с.

3. Липатов, В.В. Повести [Текст]/ В.В. Липатов. – М.: Художественная литература, 1985. – 56 с.

4. Пушкин, А.С. Евгений Онегин: роман в стихах [Текст]/ А.С.Пушкин. – М.: Дет. лит., 1985. – 304 с.

5. Рошаль, В.М. Энциклопедия символов [Текст]/ В.М.Рошаль. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. – 1007 с.

6. Словарь литературоведческих терминов [Текст]/ ред. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1974. – 509 с.

7.Шукшин, В.М. Беседы при ясной луне [Текст]/ В.М. Шукшин. – М.: Эксмо, 2010. - 14 с.

Приложение 1 «Стихотворения русских поэтов»

Андрей Вознесенский

***

Я

башня

Сухарева

боярышня

суриковская

несссучившаяся

текитеки сукровица

убиенная мазуриками

с ромбами и кубиками

На Сухаревой башенке

Иван Великий женится

В Москве землетрясение

как брачная кровать

сдайте яйца сооружению

на белке хоромам

сто лет стоять

Иван Великий женится

на Сухаревой башенке

я ее строитель Чеглоков

красный дороженьки застелить велите!

почему ж повалены миллионы толп?

Василий Кандинский, «Соловей»

И моя небесная свирель

Лучистая,

Чистая,

Истая,

Стая,

Тая,

А я –

я.

Г.Р. Державин, «Пирамида»

Зрю

Зарю,

Лучами,

Как свещами,

Во мраке блестящу,

В восторг все души приводящу.

Но что? – от солнца ль в ней толь милое блистанье?

Нет! – Пирамида – дела благих воспоминанье.

Приложение 2 «Онегинские строфы»

Перекрестные рифмы:

Любви все возрасты покорны; а
Но юным, девственным сердцам б
Её порывы благотворны, а
Как бури вешние полям: б

Смежные рифмы:
В дожде страстей они свежеют, в
И обновляются, и зреют — в
И жизнь могущая дает г
И пышный цвет и сладкий плод. г

Опоясывающие рифмы:
Но возраст поздний и бесплодный, д
На повороте наших лет, е
Печален страсти мертвой след: е
Так бури осени холодной д

Заключительное двустишие:
В болото обращают луг ж
И обнажают лес вокруг. ж

Просмотров работы: 158