Человек - есть мера всего

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Человек - есть мера всего

Добрынин В.А. 1
1МБОУ СОШ «Горки-Х» (школьное отделение Назарьевская школа)
Качурина В.Е. 1
1МБОУ СОШ «Горки-Х» (школьное отделение Назарьевская школа)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Наука начинается с тех пор,

как начинают измерять. 

Точная   наука  немыслима без меры».

Д. И. Менделеев

         В одной из книг, мне на глаза попалась интересная статья об измерении длины Гарвардского моста. В 1958 году американские студенты решили измерить длину Гарвардского моста с помощью одного из своей компании студента по имени Оливер Смут, которого в лежачем положении перемещали дальше и дальше, делая краской отметки. Общая длина моста составила «364,4 смута и еще одно ухо», а сама единица смут равна примерно 170 сантиметрам. После реконструкции моста в 1988 году городские власти стёрли все отметки, которые студенты постоянно обновляли. Однако вмешались полицейские, которым было удобно сообщать о происшествиях на мосту, ориентируюсь по смутам, и линии восстановили. Сам Оливер Смут в ходе карьерного роста возглавил Международную организацию стандартов ISО. После прочтения этой забавной истории, мне захотелось узнать больше о старинных мерах длины и как используются меры длины в современности. Проанализировав другие литературные источники, я выяснил, что многие меры длины мне не известны. В школьных учебниках, литературных произведениях часто встречаются слова, обозначающие единицы измерения длины, но мы не знаем значения этих слов, поэтому не всегда правильно понимаем смысл прочитанного. Так же мне захотелось рассказать своим одноклассникам обо всём, что мне стало известно. Измерения человека связаны с живописью, архитектурой. По окончании 11 класса я собираюсь поступать в архитектурный институт и мне было очень интересно изучать работы великих архитекторов. Так и появилась моя работа.

Объект исследования:

Человек.

Предмет исследования:

Пропорции человека.

Цель исследования:

Узнать как пропорции человека применяются в архитектуре, живописи.

Задачи исследования:

1.Изучить понятие «человек – главное связующее звено между всеми элементами жизни»;

2.Проанализировать, что человек, как мера всех вещей, к каждому явлению прикладывает себя как шаблон для сравнения;

3.Дать характеристику деятельности проекта «Человек есть мера».

Методы исследования:

1.Изучение литературы.

2.Наблюдение.

3.Эксперимент.

Глава 1. Человек – есть мера всего

Человек – есть мера всего. Золотые слова философа Протагора легли в основу многих  достижений науки, искусства и философии. «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.»

Сотни лет человек пытается понять как устроен мир и как устроен сам человек. Ведь человек – главное связующее звено между всеми элементами жизни. Мы измеряем окружающий мир по себе, и примеряем его на себя.

Много, мало, широко, узко – любая характеристика величины выражается относительно чего-то.  Представь: ты стоишь в пустом поле, перед глазами дом. Он один, рядом нет других домов. Ты можешь сравнить этот дом только с собой. По отношению к тебе этот дом будет большим, огромным или каким-то иным. А вот как только появляются другие дома – ты сможешь сравнить уже их друг с другом.

Поэтому испокон веков все измерения шли от физического тела человека. Человек – стал эталоном жизни. Человек, как мера всех вещей, к каждому явлению прикладывает себя как шаблон для сравнения.

Линия - очень маленькая старинная единица длины, равная 2,54 мм или ширине пшеничного зерна.

Перст - старинное название указательного пальца руки, ширина которого равна приблизительно 2 см.

Вершок - старинная русская мера длины, равной ширине 2 пальцев руки (указательного и среднего). Длина вершка составляет примерно 4,4 см.

Ладонь - ширина кисти руки, равная четырём пальцам.

Пядь - одна из самых старинных мер длины: от древнерусского слова пясть - кулак или пять - кисть руки.

Не просто так появился локоть как стандарт измерительной системы.

Локтем принято считать расстояние от сустава до конца среднего пальца. И у всех народов эта мера была всегда разной:

В Древнем востоке – 45 см

Германии 19 в – 66 см

А в России – 47,4 см

Русский локоть известен с «Русской Правды» Ярослава Мудрого 11 века. Мера имела большое значение в строительстве и продаже тканей. «Ивановский локоть»-известная мера в оптовой торговле тканями примерно 50 см.

А вот АРШИН произошел от персидского «арш» = локоть.

Аршин = 72 см. Одна из важнейших систем измерения на Руси. В торговле известен был обман- продавец маленького роста и с маленькой рукой дурил народ. Отсюда и поговорка «мерить на свой аршин». Теперь ты знаешь какой рост был у младенца: «Сына бог им дал в аршин» (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

Шаг - расстояние между пятками и носками шагающего человека. Средняя длина шага равна 71 см.

Сажень – размах рук

Метр – самая молодая единица измерения относительно ладони или пальца человека. А в России метру исполнилось всего 103 года.

В 1795 году в Париже принята система МЕТРА - «Решение о «метре подлинном и окончательном». В 1799 изготовлен платиновый эталон метра. 1 метр = 1/40 млн часть Парижского меридиана. 20 мая 1875 года была подписана Метрическая конвенция. И 4 июня 1899 года в России была разрешена к использованию метрическая система. А в 1917 году стала обязательной для России.

Глава 2. Измерительные системы и труды известных философов, художников, архитекторов и ученых.

Сотни лет люди измеряли себя, чтобы сделать стул, стол и машину. И до сих пор это одно из самых важных направлений эргономики: сделать связь человека и его окружающий мир комфортными друг другу.

Самые известные философы, художники, архитекторы и ученые, их измерительные системы и труды, посвященные пропорциям человека и эргономики, которые надо знать.

2.1. Леонардо да Винчи и система пропорций человека - Витрувий

Витрувий – его система пропорций человека стала известна благодаря Леонардо да Винчи.

Витрувианский человек — рисунок, сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.

Свой рисунок Леонардо сделал в Милане, когда художник, сблизившись с математиком Лукой Пачоли, начал работу над трактатом «Божественная пропорция» (лат. Divina Proportione), отсюда другая датировка рисунка: 1496 год). Похожий рисунок Леонардо сделал с изображением обнажённой фигуры со спины. Основной текст и математические выкладки, а также издание книги, осуществил Л. Пачоли в Венеции в 1509 году. Поэтому существует версия, что и концептуальным автором «Витрувианского человека» мог быть математик Пачоли.

На рисунке изображена обнажённая мужская фигура в двух совмещённых проекциях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными ногами, вписанная в квадрат.

Многие похожие рисунки в истории искусства, начиная с задачи Платона по удвоению площади квадрата, объединяют термином «Квадратные фигуры» и включают в комплекс антропометрических задач пропорционирования по «закону квадратов».

Рисунок Леонардо да Винчи и пояснения к нему также относят к теме пропорционального канона.

Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью серебряного штифта, размеры рисунка 24,5 × 34,3 сантиметра. В настоящее время рисунок находится в собрании Галереи Академии в Венеции.

Какие есть интересные моменты в этом…

Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат («Квадрат Древних»). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.

«Vetruvio architetto mette nelle sue opera d’architettura che le misure dell’omo…» «Архитектор Витрувий заложил в своей архитектуре измерения человека…» Далее идет описание соотношений между различными частями человеческого тела.

В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле:

«Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:

Длина четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя — рост человека. Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.

Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.

Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.

Длина вытянутых рук будет равна росту.

Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.

Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.

Расстояние же от верхней части груди до корней волос — 1/7.

Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.

Наибольшая ширина плеч — восьмая часть роста.

Расстояние от локтя до кончиков пальцев — 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки — 1/8.

Длина всей руки — это 1/10 роста.

Начало гениталий находится как раз посредине тела.

Стопа — 1/7 часть роста.

Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста. Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.»

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела.

Искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Мы находим их в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы. Одна из пропорций чаще всех встречается в искусстве. Она получила название «золотое сечение». Золотое сечение было известно ещё в древности. Так в книге II „Начал” Евклида оно применяется при построении пяти- и десятиугольников.

Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи. Если человеческую фигуру — самое совершенное творение вселенной — перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величин будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней… Действительно в природе и человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, которое Леонардо да Винчи назвал золотым сечением. Хотя и не воплощающих его точно. Кстати, золотое сечение, предпочтительное во многих случаях, не единственное отношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К их числу относятся такие отношения, как 1:2, 1:3. Они близки к золотому сечению. В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу. В частности, наиболее распространено отношение на основе золотого сечения при возведении памятников.

А можно ли говорить о золотом сечении в музыке? Можно, если «измерять» музыкальное произведение по времени его исполнения. В музыке золотое сечение отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка золотого сечения служит ориентиром формообразования (особенно в небольших сочинениях), часто на неё приходится кульминация. Это может быть также самый яркий момент или самый тихий, самое плотное по фактуре место или самое звуковысотное. Но случается и так, что в точке золотого сечения появляется новая музыкальная тема.

Леонардо никогда не собирался выставлять своего «Витрувианского человека» напоказ. Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня «Витрувианский человек» является одной из самых известных работ художника, наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой».

2.2. Модулор знаменитый архитектор-модернист Ле Корбюзье

Такая двойственная мера отношений размеров мужской фигуры принята в антропометрии при работе и обучении архитекторов и дизайнеров в наше время. По схожей методике парных мер разрабатывал свою систему пропорционирования — Модулор знаменитый архитектор-модернист Ле Корбюзье.

Известный французский архитектор Ле Корбюзье оставил миру не только 17 работ, которые вошли  в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но собственную систему пропорций человека Модулор, по которой предложил строить дома и создавать все жизненные пространства для человека.

Ле Корбюзье активно применял пропорции Модулора в работе и рекомендовал их свои друзьям, соратникам и ученикам. Самая известная его работа по пропорциям и модулям «Марсельская единица» заслуживает отдельного, очень интересного разговора.

2.3. Альбрехт Дюрер

Первая половина 19 века было временем великих открытий, люди познавали мир, познавали себя, строили гипотезы о происхождении человека и его месте в мире, мерили линейкой и циркулем все подряд и искали закономерности, объяснения законам природы.
Естественно, первое что стали мерить и сопоставлять результаты измерений, это был сам человек, его тело! Вот тут то Альбрехт Дюрер отметился по полной!

Альбрехт Дюрер – посвятил всю свою жизнь изучению строения человека.

Система пропорций, разработанная Дюрером, получила всеобщее признание. За ее основу Дюрер принял рост человека (h), подразделив его на следующие элементы:

l/2h —  верхняя половина тела от тазобедренного сустава до темени; 

l/4h — длина ноги от лодыжки до колена и расстояние от подбородка до пупка;

1/6h — длина стопы; 

1/8h — размер головы от макушки до низа подбородка, расстояние между сосками;

1/10h — размер лица по высоте и по ширине (включая уши), длина кисти руки от запястья;

1/12h — ширина лица (на уровне кончика носа), толщина ноги (по лодыжке) и т.д.

Членение доведено до 1/40 роста человека.

Дюрер доказал – рост человека делится в золотых пропорциях. В 1855 г. немецкий профессор Цейзинг продолжил его труд и опубликовал «Эстетические исследования». Он измерил около 2000 человеческих тел и пришел к выводу универсальности золотого сечения.

Труды всей жизни Дюрера:

«Учение о пропорциях человека» 1528 г – книга посвящена человеку и его строению

«Наставления в измерении циркулем и линей­кой» – первая книга о правилах построения перспективы.

«Нет людей больших. Нет людей маленьких. Нет людей полных. Нет людей худых. Есть люди пропорциональные и непропорциональные. В этом все дело!» (Альбрехт Дюрер. «Четыре книги о пропорциях»)

2.4. Эрнст Нойферт

Правильное понимание об истинных размерах предмета, будь то в натуре или на рисунке, мы получаем только тогда, когда рядом с ним видим человека. (Эрнст Нойферт)

Отношения между человеческим телом и архитектурой всегда были ключевым элементом в архитектурной практике, однако, связь между ними не была задокументирована или даже принята до появления эргономики. 

В настоящее время вопрос заключается в том, как тело воспринимается? Как это восприятие влияет на то, как мы проектируем здания и пространства, в которых мы живем? Слишком часто эргономика рассматривается как дисциплина, которая подчеркивает разделение между телом и объектом; тем не менее, это не только связь между ними, это также заранее установленный план, который максимизирует и синхронизирует их производительность. На самом базовом уровне это технический дискурс о все более механизированном человеческом жилище. 

Эргономика — это наука о том, как мы относимся к объектам, что делает ее фундаментальным элементом промышленного дизайна и, следовательно, архитектуры. Бесспорными прародителями этого не столь старого способа восприятия мира являются: немецкий архитектор Эрнст Нойферт и промышленный дизайнер Генри Дрейфусс, которые известны во всем мире своими знаменитыми «данными архитектора», впервые опубликованными в 1936 году, в настоящее время отредактировано более 39 раз на немецком и 16 на испанском, был переведен на 18 языков, и на сегодняшний день было продано более 1 миллиона копий.

Однако Нойферт формулирует человека как «цель» гораздо сложнее. На поверхности материи (а эргономика касается поверхностей) цель, на которую ссылается Нойферт, является универсально применимым средним и идеалом: нормой. Как хорошо известно, нормативность не ограничивается графиками или простым усреднением средних значений; как показал медицинский философ Джордж Кангилхем в своей новаторской работе «Нормальное и патологическое»" нормальное ... увеличивает правило в то же время, когда оно указывает на него. Оно запрашивает все, что находится вне, рядом и против него, которое все еще избегает его. Норма извлекает смысл, функцию и ценность из факта существование вне себя того, что не соответствует требованию, которому оно служит. Нормой является не статичная или мирная, а динамическая и полемическая концепция.

Глава 3. Эксперимент

Измерения родственников:

Моя пядь = 17 см.

Имя

Рост в см.

Рост в пядях

Ольга(мама)

159 см

9 пядей

153 см

Алексей (папа)

180см

11 пядей

187 см

Я проводил опрос среди одноклассников, их было 6.

Были следующие вопросы:

1. Знаете ли вы древние меры длины?

2.Напишите их.

3.Пользуетесь ли вы ими в жизненной ситуации?

4.Если да, то где?

5.Хотите узнать новые, или какие вам не известны?

6. Как вы понимаете понятие: «Человек есть мера?»

На первый вопрос ответили «нет «- 2 чел., «да»- 4 чел;

На второй вопрос ответили «нет «- 2 чел., «да»- 4 чел;

На третий вопрос ответили «нет «- 4 чел., «да»- 2 чел;

На четвертый вопрос ответили «нет «- 4 чел., «да»- 2 чел;

На пятый вопрос ответили «нет «-4 чел., «да»- 2 чел;

На шестой вопрос ответили следующим образом:

-Человек есть мера-это означает, что каждый человек отличается друг от друга, как и мера. Мера бывает разная.

-Меры тут нет. Разум и потребности человека безграничны.

-Человек измеряет какой-либо предмет или ситуацию по-своему, видит какие-то плюсы и минусы. Нет человека- некому измерять.

-Как говорил Протагор: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.»

-А старину измеряли локтями, пядями. Конечно это есть мера.

-Человек подобен дроби: в знаменателе -то, что он сам о себе думает, а в числителе-то, что есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. (Л.Н. Толстой).

В ходе эксперимента я сделал следующие выводы:

1)Измерения родственников: измерения древними мерами не точны.

2) Опрос в классе: большинство одноклассников не знают древние меры длины.

3) Я узнал много интересного изучая литературу. Эта тема связана с архитектурой, а я буду поступать в архитектурный ВУЗ.

4) Чтобы люди не забывали старинные меры длины и понимали, что человек есть мера, продуктом моей работы будет футболка, на которой нанесены изображения мер длины. Поэтому испокон веков все измерения шли от физического тела человека. Человек – стал эталоном жизни. Человек, как мера всех вещей, к каждому явлению прикладывает себя как шаблон для сравнения.

Заключение

Изучив литературу и проведя исследования, я доказал, что старинная система мер не действует в наше время, хотя очень часто встречается в художественной литературе, пословицах и поговорках.

В результате проделанной работы, я понял значение слов, связанных со старинными мерами длины. Научился правильно понимать смысл прочитанного. Понял, как нелегко приходилось людям, в прошлые века производить измерения чего – либо, и почему возникла необходимость перехода от старинных мер, к единой метрической системе. При выполнении практической работы у меня получились результаты менее точные, чем в современных единицах измерения.

Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Ткани мерили локтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
Люди – мерою вещей!

Я пришел к выводу, что старинные меры нужны нам для того, чтобы знать и осмысленно понимать историю развития своего народа.

История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства. А в конечном итоге – это часть истории человечества.

Подводя итог работы, я считаю, что данная тема актуальна. Как появились меры, как изменялись, что несли народам и как влияли на их жизнь.

Выполнив эту работу, я расширил свой кругозор и взглянул на окружающий меня мир глазами исследователя. Я увидел связь метрологии с жизнью и понял её значимость для человека.

Интернет ресурсы

1.Человек- мера всех вещей.

http://philosophystorm.org/node/1155

2. «Витруанский человек»-рисунок Леонардо да Винчи https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/vitruvianskij-chelovek-risunok-leonardo-da-vinchi

3. Ле Корбюзье, кто он такой…

https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/le-korbyuze-biografiya-le-korbyuze

4. Альбрехт Дюрер: учение о пропорциях.

https://bio.wikireading.ru/23185

5. Эрнст Нойферт. Пропорции человека.

http://neufert.totalarch.com:81/measurement_system/2

Просмотров работы: 264