ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта |
Пособие по решению уравнений и неравенств различного вида для подготовки к ОГЭ |
Образовательное учреждение |
МБОУ Одинцовская СОШ №17 с УИОП |
Авторы проекта |
Акишина Светлана Андреевна |
Научный руководитель |
Лашина Татьяна Сергеевна, Трифоненкова Ирина Васильевна |
Цель |
Создать пособие по решению уравнений и неравенств различного вида, встречающихся в ОГЭ |
Задачи |
Изучить теоретический материал по решению уравнений и неравенств Подобрать уравнения и неравенства, встречающиеся в ОГЭ Решить их Собрать уравнения, неравенства и их решения в сборник |
Результат (Продукт) |
Пособие по решению уравнений и неравенств различного вида для подготовки к ОГЭ |
Этапы работы: |
Первый этап – исследовательский. (октябрь-декабрь 2020 г) Результатом этого этапа является сбор, анализ и обобщение теоретического материала по решению уравнений и неравенств Второй этап – практический (ноябрь 2020-июнь 2021 гг) Результатом этого этапа является поиск уравнений и неравенств, встречающихся в ОГЭ, и их решение. Третий этап – организационный (июль 2021 г) Результатом этого этапа является составление сборника по решению уравнений и неравенств, встречающихся в ОГЭ. Четвёртый этап – подведение итогов (август 2021 г) Результатом этого этапа является создание письменной работы и презентация проекта. |
Материально-техническое обеспечение: |
Различные пособия по решению уравнений, пособия для ОГЭ, сборники задач ОГЭ; принтер; компьютер с выходом в Интернет; ручка; карандаш; тетрадь; черновик |
Цель: создать пособие по решению уравнений и неравенств различного вида, встречающихся в ОГЭ.
Задачи: 1) изучить теоретический материал по решению уравнений и неравенств;
2) подобрать уравнения и неравенства, встречающиеся в ОГЭ;
3) решить их;
4) собрать уравнения, неравенства и их решения в сборник.
Актуальность: Экзамен по математике является обязательным при прохождении государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования, а в текстах ОГЭ в заданиях 1-ой и 2-ой частей присутствуют уравнения и неравенства различных степеней.
Проблема: решение уравнений и неравенств не всем даётся легко, но для написания ОГЭ оно обязательно.
Методы: анализ, сравнение.
Разработанность проблемы: проблема разработана в сборнике по подготовке к ОГЭ по математике Ф.Ф. Лысенко. Мой сборник будет отличаться, тем, что, во-первых, имеет более узкую направленность, а во-вторых, в нём описаны нестандартные способы решения уравнений и неравенств, которые не встречаются в школьной программе, но значительно упрощают работу над некоторыми выражениями.
Этапы работы:
Первый этап – исследовательский. (октябрь-декабрь 2020 г)
Результатом этого этапа является сбор, анализ и обобщение теоретического материала по решению уравнений и неравенств
Второй этап – практический (декабрь 2020-июнь 2021 гг)
Результатом этого этапа является поиск уравнений и неравенств, встречающихся в ОГЭ, и их решение.
Третий этап – организационный (июль 2021 г)
Результатом этого этапа является составление сборника по решению уравнений и неравенств, встречающихся в ОГЭ.
Четвёртый этап – подведение итогов (август 2021 г)
Результатом этого этапа является создание письменной работы и презентация проекта.
Рассмотрим некоторые наиболее часто встречаемые виды и способы решения уравнений.
Со стандартными способами решения уравнений многие из нас знакомы. Главный их принцип – это перенос слагаемых с переменной в одну часть уравнения, без переменной – в другую (прим.: для уравнений первой степени); или разложение уравнения на множители (прим.: уравнения степени больше 1).
Пример №1. Решим уравнение:
3-x=4x+1
Перед нами уравнение первой степени, отсюда следует, что надо произвести некоторого рода сортировку: перенести переменные в левую часть, а оставшиеся выражения в правую:
-x-4x=-3+1
Далее приводим подобные слагаемые:
-5x=-2
Части выражения получились с отрицательным знаком, поэтому уравнение можно домножить на (-1):
-5x=-2 |*(-1)
5x=2
Теперь нам остаётся только посчитать x (разделить произведение выражения на известный множитель, в данном случае):
x=
Ответ: x=0,4.
Пример №2. Решим уравнение:
+3 =
Данное уравнение имеет 2-е дроби, что даёт нам выбор – либо привести обе дроби к общему знаменателю и отбросить его, так как он заведомо положительный, не содержит переменную, а, следовательно, не влияет на ответ; либо сразу домножить всё выражение на этот общий знаменатель:
Способ первый:
= 0
= 0
x+20=0 (*)4>0
x=-20
Ответ: -20
Способ второй:
+3 - = 0 |*4
10x+8+12-9x=0
x+20=0
x=-20
Ответ: -20.
Пример №3 Решим уравнение:
(x2-36)+(x2-2x-24)=0
Данное уравнение имеет вторую степень – значит, нам следует разложить его на множители. Для начала рассмотрим первое слагаемое x2-36. Его можно разложить по формуле разности квадратов на два множителя:
(x-6)(x+6)+(x2-2x-24)=0
Далее рассмотрим второе слагаемое x2-2x-24. Чтобы разложить его на множители (прим.: по формуле разложения на множители квадратного трёхчлена: a(x-x01)(x-x02)…(x-xn)) надо найти корни данного выражения, что можно легко сделать по теореме Виета:
x2-2x-24=0
x01=6 x02=-4
Подставляем в уравнение слагаемое x2-2x-24 в разложенном виде:
(x-6)(x+6)+(x-6)(x+4)=0
Из преобразованного выражения мы видим, что у обоих слагаемых есть общий множитель x-6. Получается, его можно вынести за скобки:
(x-6)(x+6+x+4)=0
Приводим подобные слагаемые во втором множителе, получившегося выражения:
(x-6)(2x+10)=0
Учитывая, что произведение двух множителей равно нулю, нужно каждый из множителей привести к нулю и решить полученные уравнения отдельно:
x-6=0 или 2x+10=0
Для быстроты решения можно обе части второго уравнения разделить на 2:
x1=6 2x+10=0 |:2
x+5=0
x2=-5
Ответ: x=-5;6
Пример №4. Решим уравнение:
(-5x+3)(-x+6)=0
В этом можем также приравнять оба множителя к нулю и найти корни:
-5x+3=0 -x+6=0
x1=0,6 x2=6
Ответ: 0,6; 6.
Пример №5. Решим уравнение:
x2+3x=4
Данное квадратное уравнение является полным, т.е. соответствует виду ax2+bx+c=0. Далее мы можем решить его по св-ву коэффициентов (если a+b+c=0, то x1=1, x2=; если a-b+c=0, то x1=-1, x2= ):
1+3-4=0
x1=1 x2=-4
Ответ: -4; 1.
Пример №6. Решим уравнение:
=x2
Поскольку перед нами дробно-рациональное уравнение, мы должны найти корни, которые будут обращать знаменатель в ноль, чтобы позже исключить их (т.к. на 0 делить нельзя):
x-2 0
x2
Далее приступаем непосредственно к решению уравнения.
Домножим обе части уравнения на x-2*, чтобы получить целое выражение.
*Так как мы обозначили в условии, что переменная x не должна равняться 2, то такое действие допускается.
2x2-3x-2=x3-2x2
Обе части уравнения можем разложить на множители:
(2x+1)(x-2)=x2(x-2)
Далее перенесём всё в левую часть и вынесем общий множитель x-2:
(x-2)(2x+1-x2)=0
Решим отдельно обе части уравнения, так как хотя бы один из множителей равен нулю:
x-2=0 2x+1-x2=0 |*(-1)
x1=2 x2-2x-1=0
x1=2 x2=
По условию, x не должен быть равен 2. Значит, у нас всего два корня: 1+ ; 1- .
Ответ: 1 .
Пример №7. Решим уравнение:
x3 + =3 (x + )
Так как переменная x находится в знаменателе, мы должны указать, что она не равняется 0.
x0
Для решения данного уравнения нам понадобится ввести дополнительную переменную y=x + , или, другими словами, прибегнуть к способу замены переменной (выражения с переменной).
Далее выразим x3 + через y.
x3 + =(x + )(x2 + - 1)
Из равенства y=x + находим, что y2=x2 + +2), значит x2 + =y2-2.
Получаем выражение:
y(y2-2-1)=3y
y(y2-3)=3y
Выносим общий множитель y за скобки:
y(y2 - 6 )=0
Получается, что
y=0 или y2=6
y=
Возвращаемся к замене:
Так как выражение x2+1 заведомо положительно (к выражению, вовзедённому в квадрат прибавляется положительное число), то первое уравнение корней не имеет. Остаётся:
Отсюда корни уравнения x= ; .
Ответ: -2; ; ; 2.
Пример №8. Решим уравнение:
Чтобы избавиться от переменной y мы можем сложить эти два уравнения, так как тогда y взаимоуничтожится:
3x2+y+4x2-y=6+1
Приводим подобные слагаемые:
7x2=7
Находим отсюда x:
x=1
Далее нам нужно найти значение y, что мы можем сделать, выразив его через x:
y=6-3x2=3 (из первого уравнения в системе)
Запишем каждую пару значений отдельно друг от друга в круглых скобках:
Ответ: (1; 3); (-1; 3).
Пример №9. Решим систему уравнений:
.
Данную систему легче всего решать методом подстановки: выразить из наиболее простого уравнения одну из переменных и подставить в другое уравнение. Выразим из 2-ого уравнения переменную x:
x=
Подставим в 1-ое уравнение:
- y2 – –y=0.
Для удобства можем домножить всё выражение на 4:
(1-3y)2-4y2-2+6y-4y=0.
Далее раскрываем скобки и приводим подобные слагаемые:
1-6y+9y2-4y2+6y-2-4y=0
5y2-4y-1=0.
Применим св-во коэффициентов, чтобы найти корни уравнения:
y1=1 y2=-0,2
Найдём значения переменной x, подставив полученные корни в формулу, по которой мы выразил переменную x:
x1= = =-1
x2= = =0,8
Ответ: (-1; 1); (0,8; -0,2).
Пример №10. Решим систему уравнений:
.
Для начала, так как обе переменных системы находятся в знаменателях дробей 1-ого уравнения, поставим ограничения:
.
Далее приведём 1-ое уравнение к общему знаменателю:
=0.
Знаменатель мы можем отбросить, так как указали все ограничения, а число 8 априори больше нуля. Получаем такую систему:
.
Её также следует решать методом подстановки. Выразим переменную y из 2-ого уравнения:
y=12-x.
Подставим в 1-ое уравнение:
8x-3x(12-x)+8(12-x)=0
8x-36x+3x2+96-8x=0
3x2-36x+96=0 |: 3
x2-12x+32=0
Найдём корни полученного выражения через формулу дискриминанта, делённого на 4 (эта формула применяется как альтернатива обычного дискриминанта только в том случае, если коэффициент b является чётным числом):
= -ac=36-32=4
x1= =6+2=8
x2= =6-2=4
Найдём значения переменной y, подставив полученные значения переменной x в формулу, через которые мы выражали y:
y1=12-x1=12-8=4
y2=12-x2=12-4=8.
Ответ: (8; 4); (4; 8).
Решение неравенства в своём начальном виде мало чем отличается от решения уравнения. Для решения неравенства первой степени нам нужно найти минимальное/максимальное значение x, а для решения неравенства со степенью больше 1 следует разложить его на множители. Далее надо отметить полученные точки на числовой прямой и определить знаки выражений в полученных интервалах, учитывая знак неравенства.
Рассмотрим всё это на примерах.
Пример №11. Решим неравенство первой степени:
3-x4x+1
Перенесём слагаемые с переменной в левую часть, а всё остальное – в правую:
-5x-2
Чтобы избавиться от минуса, домножим обе части неравенства на (-1):
5x2
Далее найдём граничную точку:
x
Ответ: ( ; ].
Пример №12. Решим неравенство:
2(0,2x+2)<9+0,5x
Сначала, как и в предыдущем примере, раскроем скобки и приведём подобные слагаемые:
0,4x+4-9-0,5x<0
-0,1x-5<0
Можно для удобства домножить всё выражение на 10:
-x-50<0
-x<50
x>-50
Ответ: (-50; + ).
Для решения неравенств со степенью больше 1 применяется метод интервалов. Метод интервалов заключается в том, чтобы прировнять неравенство к нулю, найти корни этого выражения, разложить многочлен на множители, отметить их на числовой прямой, выяснить, какие знаки имеет многочлен в полученных интервалах и далее соотнести их со знаком самого неравенства.
Пример №13. Решим неравенство:
x2-15x+56 0
Для решения неравенства применим метод интервалов.
Разложим выражение на множители. Для этого приравняем его к нулю и найдём корни.
x2-15x+56=0
x1=7 x2=8
Затем разложим его в соответствии с формулой разложения на множители квадратного трёхчлена:
(x-7)(x-8) 0
Далее чертим числовую прямую и отмечаем на ней граничные токи. В данном случае, у нас всего 3 интервала: (- ; 7], [7; 8] и [7; + ). Чтобы понять, какой(ие) из них нам подходят надо узнать на каком промежутке, какой знак будет принимать переменная x. Для этого можно воспользоваться правилом:
Если в разложенном на множители выражении переменная стоит на 1-ом месте с положительным коэффициентом (знаком), то крайний правый интервал имеет значение «+».
Если выражение в разложении на множители не имеет чётных показателей степени, то знак в интервалах чередуется.
В соответствии с этим расставляем знаки в интервалах:
+ _ +
7 8
Далее смотрим на знак самого неравенства и выбираем промежутки, соответствующие ему по знаку.
Ответ: (- ; 7]; [8; + ).
Пример №14. Решите неравенство:
(2x-3)2(3x-2)2
Перенесём второе слагаемое из правой части в левую:
(2x-3)2 - (3x-2)20
Разложим выражение по формуле разности квадратов:
(2x-3-3x+2)(2x-3+3x-2) 0
Приведём подобные слагаемые и раскроем скобки:
-5x2+5 0
У обоих слагаемых полученного неравенства есть общий множитель 5. К тому же коэффициент у переменной отрицательный, что нам не совсем удобно. Поэтому разделим выражение на -1:
x2-1 0
Теперь нам нужно разложить выражение на множители. Нетрудно заметить, что на данный момент левая часть неравенства представляет из себя разность квадратов, что помогает нам разложить выражение на 2 множителя:
(x-1)(x+1) 0
Приступаем к методу интервалов. Для этого нам надо приравнять неравенство к нулю и найти корни полученного уравнения:
(x-1)(x+1)=0
x-1=0 или x+1=0
x= 1
Затем чертим числовую прямую и отмечаем на ней корни, нужный интервал:
+ - +
-1 1
Ответ: [-1;1].
Пример №15. Решим неравенство:
(x+11)2< (x+11)
Данное неравенство удобнее всего решить методом замены переменной.
Пусть x+11=t
t2<t
t2-t<0
После проделанных преобразований можно легко разложить полученное выражение на множители:
t(t- )<0
Приравняем выражение к нулю и найдём корни «уравнения»:
t(t- )=0
t=0 или t=
Воспользуемся методом интервалов, чтобы найти нужное решение:
+ - +
0
Получается что x-11 принадлежит промежутку (0; ). Отсюда находим x с помощью системы неравенств:
Снова чертим числовую прямую, чтобы понять, какой интервал является решением неравенства (им будет пересечение решений обоих неравенств системы):
-11 -11+
Ответ: (-11; -11+ ).
Пример №16. Решите неравенство:
0.
Далее нам нужно отдельно поработать с числителем и отдельно со знаменателем. Для этого приравняем оба выражения к нулю и решим полученные уравнения:
Найдём нули числителя:
-12+x=0
x=-12
Нули знаменателя:
(x-1)2-2 0
(x-1+ )(x-1- ) 0
x1
Затем нам нужно отметить корни на числовой прямой и обозначить знак интервалов и отобрать среди них, нужные нам:
- + - +
1- 1+ 12
Ответ: (1- ; 1+ ); [12;+ ).
Пример №17. Решим неравенство:
+ .
Чтобы решить данное уравнение нам надо привести всё к общему знаменателю. В данном случае, он виден сразу: (x+1)(x-3)2:
0
Далее поработаем с ограничениями, т.е. со знаменателем:
(x+1)(x-3)20
x-1; 3
Эти точки, когда мы будем чертить числовую прямую, изобразим выколотыми. Приравняем запись к нулю, чтобы найти нули числителя:
0
Дробь равна нуля, когда числитель равен нулю с учётом отличного от нуля знаменателя:
x(x-3)+4(x+1)+3x=0
x2-3x+4x+4+3x=0
x2+4x+4=0
Полученное выражение можно свернуть по формуле квадрата суммы и таким образом быстрее получить x:
(x+2)2=0
(точка x=-2 будет невыколотой)
В итоге мы получаем такое неравенство:
0
Чертим числовую прямую и отмечаем на ней найденные точки, чтобы узнать решение. Не забываем про то, что два множителя находятся во второй степени– это означает, что знаки в интервалах при переходе через корни этих выражений не меняются:
- - + +
-2 -1 3
Также в ответ войдёт точка 2, так как она «закрашена» и подходит по условию – если подставить это число в неравенство, то его значение получится равным нулю.
Ответ: (-1; 3); (3; + ); {-2}.
Пример №18. Решим неравенство:
- >1
Начнём с точек в знаменателе:
x2-x+2 0
D 1-8, <0
Так как дискриминант получился меньше нуля, а коэффициент при x2 неотрицательный, то это выражение является положительным
x2-x-6 0
Далее рассмотрим интересную особенность этого неравенства: в каждом слагаемом с переменной и в числителе, и в знаменателе повторяется одно и то же выражение (x2-x). Поэтому нетрудно догадаться, что далее мы будем работать с заменой:
Пусть x2-x=t
- <1
Также надо высчитать точки знаменателя для t: они будут равны -2 и 6. Теперь приводим всё к общему знаменателю и приравняем выражение к нулю:
=0
Отбросим знаменатель и найдём точки числителя:
t(t-6)-(t+6)(t+2)-(t-6)(t+2)=0
t2-6t-t2-8t-12-t2+4t+12=0
-t2-10t=0
t2+10t=0
t(t+10)=0
Мы получили такое неравенство:
<0
Д алее чертим числовую прямую и отмечаем на ней все найденные для t точки:
+ - + - +
-10 -2 0 6
Таким образом, получаем совокупность 2-х систем неравенств:
Или возвращаясь к замене:
Многочлены первых двух неравенств системы имеют отрицательный дискриминант, причём решением 1-ого является множество действительных чисел, а у 2-ого решения нет (так как у 1-ого парабола находится над осью OX и знак неравенства положительный, а у 2-ого парабола также выше OX, но знак неравенства отрицательный).
Остаётся:
Точки второго неравенства системы совпадают с точками знаменателя изначального неравенства, к тому же, у системы строгий знак, поэтому мы просто отмечаем решение системы на числовой прямой:
-2 0 1 3
Ответ: (-2; 0); (1; 3).
Пример №19. Решите систему неравенств:
Перенесём слагаемые без переменных в обоих неравенствах в правую часть и приведём подобные слагаемые:
Далее домножим второе неравенство на -1 и найдём граничные точки у обоих выражений:
Начертим числовую прямую, на которой укажем решения для обоих неравенств. Тот интервал, в котором будет пересечение – нужный нам интервал.
3 7
Ответ: (3;7).
Пример №20. Решим систему неравенств:
В данной системе два неравенств: одно - дробно-рациональное, другое - линейное. Решим каждое по отдельности и затем на общей числовой прямой найдём ответ.
Рассмотрим первое неравенство:
0
Так как знаменатель является заведомо положительным (выражение 3-x, так как возведено во вторую степень всегда больше нуля, также к нему прибавляется положительное число), то рассмотрим числитель. Обратим внимание на то, что знак останется меньше либо равно нуля:
x-9 0
Отсюда следует, что решением первого неравенства системы будет промежуток: (- ; 9].
Рассмотрим второе неравенство системы:
Оно линейное, поэтому всё, что требуется – это перенести всё в левую часть и привести подобные слагаемые:
-10x-30 0
-10x30
x-3
Таким образом, решением этого уравнения будет интервал (- ; -3].
Чертим числовую прямую, на которой отмечаем решения обоих неравенств и ищем пересечения:
-3 9
Ответ: (- ; -3].
Пример №21. Решим систему неравенств:
Для начала по отдельности решим отдельно каждое неравенство:
Для удобства домножим на общий знаменатель 42:
54x+48-98x-42-42<0
Приведём общие слагаемые:
-44x-36<0
44x>-36
x>
Таким образом, решение данного неравенства принадлежит промежутку ( ; + ).
Домножим неравенство на 2:
6-20x+4>0
-20x>-10
2x<1
x<0,5
Из 2-х полученных интервалов (( ; + ) и (- ; 0,5)) можно сразу понять, что пересечений у неравенств данной системы нет, а значит, у самой системы нет и решений.
Ответ: нет решений.
Следует заметить, что при решении уравнений и неравенств чаще всего применяют способы разложения на множители, особенно, если уравнение или неравенство содержат высокую степень. Напомним, какие способы разложения на множители применяют:
Вынесение общего множителя за скобки
Способ группировки
Формулы сокращённого умножения
Разложение на множители квадратного трёхчлена
Нестандартные же способы решения уравнений и неравенств, хотя и обычно связаны с разложением на множители, редко проходятся в школе на базовом уровне, их можно встретить лишь в углублённом изучении алгебры, и то не всегда. Но надо сказать, что они облегчают решение уравнений. Приведём несколько таких способов.
Данная теорема звучит так:
Если число α* является корнем многочлена P(x), имеющего степень n, то этот многочлен можно представить в виде:
P(x)=(x-α)*Q(x),
где Q(x) – многочлен степени n-1, получающийся при делении P(x) на (x-α).
*Важно отметить, что число α должно принадлежать множеству натуральных чисел.
Чтобы разобраться в данной теореме, следует рассмотреть один пример.
Пример №22. Разложим выражение на множители
3x5-2x3-7x+6=0
Проверим, является ли одним из корней выражения число 1. Проверим это с помощью свойства коэффициентов для квадратного трёхчлена ax2+bx+c=0 (Если a+b+c=0, то x1=1, x2= ; если a - b+c=0, то x1=-1, x2= ).
3-2-7+6=0
Убедившись в истинности своего предположения, попробуем представить уравнение в соответствии с теоремой Безу. Для этого поделим 3x5-2x3-7x+6 на x-1:
3x5+0x4-2x3+0x2-7x+6|x-1
- 3x5+3x4 |3x4+3x3+x2+x-6
3x4-2x3
-3x4+3x3
x3+0x2
-x3-x2
-x2+7x
-x2-x
6x+6
-6x-6
0
Теперь наше первоначальное уравнение приняло вид (x-1)(3x4+3x3+x2+x-6). Нетрудно догадаться, что далее мы можем продолжить подобного рода разложение с частью 3x4+3x3+x2+x-6 и таким образом найти оставшиеся корни.
Также есть вторая часть Теоремы Безу, которая звучит так:
Если число α является корнем уравнения, содержащего многочлен, то α – делитель свободного члена.
Или:
Если дробь является корнем уравнения, содержащего многочлен, то p – делитель свободного члена, а q – делитель старшего коэффициента.
Пример №23. Найдём корни уравнения:
7x3-11x2-19x+26=0
Методом подбора можно найти один из множителей (2):
7*8-11*4-19*2+26=0
Теперь воспользуемся теоремой Безу и разделим уравнение на выражение x-2:
7x3-11x2-19x+26|x-2
- 7x3+14x |7x2+3x-13
3x2-19x
-3x+6x
-13x+26
-13x-26
0
Мы получили выражение 7x2+3x-13, корни которого уже будет легче найти через дискриминант:
D=9+364=373
x=
Ответ: 2; .
Пример №24. Решим уравнение:
5x3-19x2+11x+3=0
По свойству коэффициентов мы можем найти первый корень: 1 (5-19+11+3=0). Исходя из этого воспользуемся теоремой Безу и поделим уравнение на выражение x-1:
5x3-19x2+11x+3|x-1
- 5x3+5x2 |5x2-14x-3
-14x2+11x
-14x2-14x
-3x+3
-3x-3
0
Найдём корни 5x2-14x-3=0 через дискриминант, делёный на 4:
D=49+15=64
x1= =3
x2= =-0,2
Ответ: -0,2; 1; 3.
Пример №25. Решим уравнение:
2x3-7x2+5x-1=0
Воспользуемся вторым частью теоремы Безу, тогда получим:
p= 1
q= 1; 2
Среди всех возможных нам подходит . Тогда разделим уравнение на выражение 2x-1:
2x3-7x2+5x-1|2x-1
- 2x3+x2 |x2-3x+1
-6x2+5x
-6x2-3x
2x-1
-2x+1
0
Найдём оставшиеся корни x2-3x+1=0 через дискриминант:
D=9-4=5
x=
Ответ: ; 0,5.
Для более простого перехода к нахождению корней уравнения можно воспользоваться схемой Горнера.
В её действии легче разобраться на примере, что сейчас мы и сделаем.
Пример №26. Разложим выражение на множители:
3x3-4x2-17x+6
По теореме Безу можно сделать вывод, что целые корни выражения находятся среди чисел -1;1;-2;2;-3;3;-6;6 (делители свободного члена). Числа 1 и (-1) можно проверить устно, подставив их в уравнение (по свойству коэффициентов):
3-4-17+6≠0 (подставили 1)
(-3)-4+17+6≠0 (подставили (-1))
Продолжаем проверять предполагаемые корни.
Вот тут себя и проявляет схема Горнера.
Этот вид решения уравнений и неравенств оформляется в виде таблицы, где в заглавиях столбцов находятся все коэффициенты выражения (вместе с их знаками!), а в заглавиях строк – предполагаемые корни:
3 |
-4 |
-17 |
6 |
|
-2 |
||||
Сделав все вышеобозначенные приготовления, можно начать проверку. Сначала во вторую строку второго столбца сносим старший коэффициент:
3 |
-4 |
-17 |
6 |
|
-2 |
3 |
|||
Далее мы перемножаем предполагаемый корень и старший коэффициент, а полученное число прибавляем к следующему в очереди коэффициенту выражения:
3 |
-4 |
-17 |
6 |
|
-2 |
3 |
(-2)*3-4=10 |
||
Проводим те же операции с получаемыми числами до конца строки. Если в конечной ячейке получился ноль – то проверяемое число является корнем уравнения. Вернёмся к нашей таблице:
3 |
-4 |
-17 |
6 |
|
-2 |
3 |
10 |
3 |
0 |
Как видите, число 2 – подходит нам. Можно продолжить проверять выведенные раньше числа (предполагаемые корни), а можно обратить внимание на другие числа, полученные в результате нашей проверки. Дело в том, что, если мы поделим уравнение 3x3-4x2-17x+6 на выражение x-2 (снова возвращаемся к теореме Безу), то получим такое выражение:
3x2+10x+3,
чьи коэффициенты соответствуют полученным в таблице числам. Исходя из этого, можно найти делители свободного члена нового выражения (1;-1;3;-3) и проверить их в качестве корней. Ранее мы выяснили, что числа 1 и (-1) не подходят, поэтому нам остаются только 3 и (-3). Проверим 3:
3 |
-4 |
-17 |
6 |
|
-2 |
3 |
10 |
3 |
0 |
3 |
3 |
-1 |
0 |
Число подошло, и мы получили выражение 3x-1, которое имеет первую степень, поэтому дальше разложения попросту не будет.
Ответ: 3x3-4x2-17x+6=(x+2)(x-3)(3x-1).
Пример №27. Решим уравнение:
6x4-7x3-6x2+2x+1=0
Найдём p и q (др. вариант второй части Теоремы Безу). p будет равно (-1) и 1; q – (-1); 1; (-2); 2; (-3); 3; (-6); 6.
Корни 1 и (-1) не подходят (по свойству коэффициентов).
Составим дроби из оставшегося набора чисел: ; ; ; ; ; .
Начнём проверять их с помощью схемы Горнера:
6 |
-7 |
-6 |
2 |
1 |
|
6 |
-4 |
-8 |
-2 |
0 |
|
Корень подошёл, значит, далее проверяем предполагаемые корни, подходящие к полученному нами выражению 6x3-4x2-8x-2:
6 |
-7 |
-6 |
2 |
1 |
|
6 |
-4 |
-8 |
-2 |
0 |
|
6 |
-6 |
-6 |
0 |
Получаем выражение (x - )(x + )(6x2-6x-6). Последний множитель выражения 6x2-6x-6 имеет корни ; (найдены с помощью дискриминанта). Тогда выражение будет иметь вид: (x - )(x + )(x - )(x - ).
Ответ: ; ; .
Пример №28. Решим уравнение:
x4+4x3-25x2-16x+84=0
По теореме Безу корнями нашего уравнения могут, например, оказаться: 2; -2; 3 и т.д., поскольку p= 1; 2; …, а q= 1
1 корень равен быть не может по свойству коэффициентов, поэтому продолжим искать среди других чисел.
Допустим, что один из искомых корней равен 2. Проверим это по схеме Горнера:
1 |
4 |
-25 |
-16 |
84 |
|
2 |
1 |
2*1+4=6 |
6*2-25= -13 |
-13*2-16= -42 |
0 |
Теперь проверим -2:
1 |
4 |
-25 |
-16 |
84 |
|
2 |
1 |
6 |
-13 |
-42 |
0 |
-2 |
1 |
4 |
-21 |
0 |
Проверим 3:
1 |
4 |
-25 |
-16 |
84 |
|
2 |
1 |
6 |
-13 |
-42 |
0 |
-2 |
1 |
4 |
-21 |
0 |
|
3 |
1 |
7 |
0 |
Таким образом мы получаем уравнение (x-2)(x+2)(x-3)(x+7)=0 и его корни 2; 3; -7.
Ответ: -7; 2; 3.
Пример №29. Решим уравнение:
x4-3x3-3x2+7x+6=0
По теореме Безу корнями уравнения могут являться 1; 2; 3; 6.
Проверим -1 с помощью схемы Горнера:
1 |
-3 |
-3 |
7 |
6 |
|
-1 |
1 |
-4 |
1 |
6 |
0 |
Теперь проверим 2:
1 |
-3 |
-3 |
7 |
6 |
|
-1 |
1 |
-4 |
1 |
6 |
0 |
2 |
1 |
-2 |
-3 |
0 |
На данный момент в нашем разложении мы получили такое уравнение: (x+1)(x-2)(x2-2x-3)=0. Последний множитель можно разложить с помощью теоремы Виета ещё на 2 множителя: (x+1)(x-3). Итак, мы получаем корни -1; 2; 3.
Ответ: -1; 2; 3.
Продуктом моего проекта стал сборник по решению уравнений и неравенств, встречающихся в ОГЭ. Его создание можно разделить на несколько различных этапов, в процессе которых я выяснила много нового и освежила старые знания на тему решения уравнений и неравенств.
Поиск материала
Материалом для моего проекта являются уравнения и неравенства, которые я находила в различных источниках.
Для начала я прорешала все задания на данную тему в сборнике «Математика. Подготовка к ОГЭ-2020» под редакцией Ф.Ф. Лысенко и С.О. Иванова. Этих заданий мне показалось недостаточно, тем более что данное пособие предназначено для подготовки к ОГЭ прошлого года, а данный экзамен, как и многие другие, каждый год даже пусть и незначительно, но меняет свою структуру.
Поэтому я зашла на два сайта – Решу ОГЭ и ФИПИ. На первом сайте (Решу ОГЭ) я открыла «Каталог заданий», нашла разделы, связанные с уравнениями и неравенствами и прорешала их. Также на данном сайте я просматривала сами варианты, чтобы выявить определённую динамику в заданиях – какие виды уравнений и неравенств действительно встречаются в ОГЭ. Благодаря последнему я поняла, что в ОГЭ 2021 встречаются такие задания, связанные с темой моего проекта:
Задание 9 (1-ая часть ОГЭ); в нём даются уравнения, причём таких видов: линейные, квадратные, дробно-рациональные и системы уравнений с 2-мя неизвестными;
Задание 13 (1-ая часть ОГЭ); в данном задании встречаются линейные, квадратные неравенства и системы неравенств с 1-ой переменной;
Задание 20 (2-ая часть ОГЭ); здесь даются системы уравнений с 2-мя неизвестными, уравнения со степенью больше 2-х, квадратные и дробно-рациональные неравенства и системы неравенств. Следует отметить, что уравнения и неравенства в данном задании сложнее, чем те, что даются в 9-ом и 13-ом номерах. Это объясняется просто: 2-ая часть ОГЭ всегда сложнее 1-ой.
На ФИПИ я открыла раздел «Банк заданий» и рассмотрела подраздел «Уравнения и неравенства». На этом сайте выбора было значительно больше, чем на Решу ОГЭ, поэтому достаточное количество примеров и заданий в моём сборнике основано на том, что я нашла на ФИПИ.
Также я искала различные уравнения и неравенства на других сайтах (см. Список литературы и интернет-ресурсов).
Виды и типы уравнений и неравенств, которые я включила в свой сборник и их решения.
Мой сборник разделён на 2 части: одна касается уравнений, а вторая – неравенств. В 1-ую часть включены такие виды уравнений:
Линейные уравнения;
Квадратные уравнения;
Дробно-рациональные уравнения;
Системы уравнений с 2-мя переменными;
Уравнения со степенью больше 2-х.
Во 2-ую часть входят такие виды неравенств, как:
Линейные неравенства;
Квадратные неравенства;
Дробно-рациональные неравенства;
Системы неравенств с 1-ой переменной.
Каждый из этих видов можно разделить на определённые типы, которые имеют различные способы решения. Чтобы понять, как я решала задания в моём сборнике, предлагаю разобрать эти типы уравнений и неравенств.
Линейные уравнения
Пример №1. Решим уравнение:
3-x=4x+1
Перед нами уравнение первой степени, отсюда следует, что надо произвести некоторого рода сортировку: перенести слагаемые с переменными в левую часть, а оставшиеся - в правую:
-x-4x=-3+1
Далее приведём подобные слагаемые:
-5x=-2
Для удобства можно домножить на (-1):
-5x=-2 |*(-1)
5x=2
Теперь нам остаётся только посчитать x (разделить произведение выражения на известный множитель, в данном случае):
x=
Ответ: x=0,4.
Пример №2. Решим уравнение:
-6(5-3x)=8x-7
Данный тип уравнений требует для своего решения раскрытия скобок. В остальном он ничем не отличается от простого линейного уравнения (Пример №1):
-30+18x=8x-7
18x-8x=30-7
10x=23
x=2,3
Ответ: 2,3.
Пример №3. Решим уравнение:
+3 =
Данное уравнение имеет 2-е дроби, что даёт нам выбор – либо привести обе дроби к общему знаменателю и отбросить его, так как он заведомо положительный, не имеет переменную, а, следовательно, не влияет на ответ; либо сразу домножить всё выражение на этот общий знаменатель:
Способ первый:
= 0
= 0
4>0, следовательно:
x+20=0
x=-20
Ответ: -20
Способ второй:
+3 - = 0 |*4
10x+8+12-9x=0
x+20=0
x=-20
Ответ: -20.
Квадратные уравнения
Пример №4. Решим уравнение:
x2+3x=4
Данное квадратное уравнение является полным, т.е. соответствует виду ax2+bx+c=0. Далее мы можем решить его по св-ву коэффициентов (если a+b+c=0, то x1=1, x2=; если a-b+c=0, то x1=-1, x2= ):
1+3-4=0
x1=1 x2=-4
Ответ: -4; 1.
Пример №5. Решим уравнение:
x2-64=0
Данное уравнение является неполным, так как в нём отсутствует слагаемое bx. Но его можно разложить на множители по формуле разности квадратов (a2-b2=(a-b)(a+b)):
(x-8)(x+8)=0
x=8
Ответ: 8.
Пример №6. Решим уравнение:
10x2=80x
Это уравнение также является неполным, но в нём уже отсутствует другое слагаемое – c. Для его решения нам достаточно вынести общий множитель (10x) за скобку:
10x(x-8)=0
x1=0 x2=8
Ответ: 0; 8.
Пример №7. Решим уравнение:
(-5x+3)(-x+6)=0
В этом можем также приравнять оба множителя к нулю и найти корни:
-5x+3=0 -x+6=0
x1=0,6 x2=6
Ответ: 0,6; 6.
Дробно-рациональные уравнения
Пример №8. Решим уравнение:
=x2
Поскольку перед нами дробно-рациональное уравнение, мы должны найти корни, которые будут обращать знаменатель в ноль, чтобы позже исключить их (т.к. на 0 делить нельзя):
x-2 0
x2
Далее приступаем непосредственно к решению уравнения.
Домножим обе части уравнения на x-2*, чтобы получить целое выражение.
*Так как мы обозначили в условии, что переменная x не должна равняться 2, то такое действие допускается.
2x2-3x-2=x3-2x2
Обе части уравнения можем разложить на множители:
(2x+1)(x-2)=x2(x-2)
Далее перенесём всё в левую часть и вынесем общий множитель x-2:
(x-2)(2x+1-x2)=0
Решим отдельно обе части уравнения, так как хотя бы один из множителей равен нулю:
x-2=0 2x+1-x2=0 |*(-1)
x1=2 x2-2x-1=0
x1=2 x2=
По условию, x не должен быть равен 2. Значит, у нас всего два корня: 1+ ; 1- .
Ответ: 1 .
Пример №9. Решим уравнение:
x3 + =3 (x + )
Так как знаменатель равен x, мы должны указать, что x не равняется 0.
x0
Для решения данного уравнения нам понадобится ввести дополнительную переменную y=x + , или, другими словами, прибегнуть к способу замены переменной (выражения с переменной).
Далее выразим x3 + через y.
x3 + =(x + )(x2 + - 1)
Из равенства y=x + находим, что y2=x2 + +2), значит x2 + =y2-2.
Получаем выражение:
y(y2-2-1)=3y
y(y2-3)=3y
Выносим общий множитель y за скобки:
y(y2 - 6 )=0
Получается, что
y=0 или y2=6
y=
Возвращаемся к замене:
Так как выражение x2+1 заведомо положительно (к выражению, вовзедённому в квадрат прибавляется положительное число), то первое уравнение корней не имеет. Остаётся:
Отсюда корни уравнения x= ; .
Ответ: -2; ; ; 2.
Пример №10. Решим уравнение:
+ = .
Как и всегда в случае с дробно-рациональными уравнениями, начинаем с ограничений на переменную x:
x2-4 0 x(x+2) 0 x2-2x0
(x-2)(x+2) 0 x-2; 0 x(x-2) 0
x2 x-2; 0 x0; 2
x0; 2.
Далее приступаем к решению самого уравнения. Нужно привести дробь к общему знаменателю, но до этого следует разложить знаменатели отдельных дробей уравнения на множители:
+ - =0
=0.
Знаменатель мы можем отбросить, так как указали все ограничения на уравнение и решать уравнение как квадратное:
2x+(x-4)(x-2)-x-2=0
2x+x2-6x+8-x-2=0
x2-5x+6=0
Находим корни через дискриминант:
D=25-24=1
x1= =3 x2= =2
Проверяем найденные корни на ограничения: исходя из того, что мы сделали в начале решения, подходит нам только один корень из пары (3).
Ответ: 3.
Пример №11. Решим уравнение:
x2 + = 3.
Находим ограничения:
x20
x0
Далее приводим всё к общему знаменателю:
=0.
Наше уравнение получилось биквадртаным (т.е. оно соответствует виду: ax4+bx2+c=0). Такие уравнения решаются методом замены, где заменяется x2:
Пусть x2=t, (*)t0 (так как мы заменяем квадрат переменной x)
t2-3t+2=0
Полученное уравнение можно решить по свойству коэффициентов:
1-3+2=0
t1=1 t2=2
Возвращаемся к замене:
x2=1 x2=2
x= 1 x=
По ограничениям нам подходят оба корня:
Ответ: ; 1.
Системы уравнений
Пример №12. Решим систему уравнений:
Чтобы избавиться от переменной y мы можем сложить эти два уравнения, так как тогда слагаемые, содержащие её, взаимоуничтожится:
3x2+y+4x2-y=6+1
Приводим подобные слагаемые:
7x2=7
Находим отсюда x:
x=1
Далее нам нужно найти значение переменной y, что мы можем сделать, выразив его через переменную x:
y1=6-3x12 y2=6-3x22
y1=6-3 y2=6-3
y1=3 y2=3
Запишем каждую пару значений отдельно друг от друга в круглых скобках:
Ответ: (1; 3); (-1; 3).
Пример №13. Решим систему уравнений:
.
Данную систему легче всего решать методом подстановки: выразить из наиболее простого уравнения одну из переменных и подставить в другое уравнение. Выразим из 2-ого уравнения переменную x:
x=
Подставим в 1-ое уравнение:
- y2 – –y=0.
Для удобства можем домножить всё выражение на 4:
(1-3y)2-4y2-2+6y-4y=0.
Далее раскрываем скобки и приводим подобные слагаемые:
1-6y+9y2-4y2+6y-2-4y=0
5y2-4y-1=0.
Применим свойство коэффициентов, чтобы найти корни уравнения:
y1=1 y2=-0,2
Найдём значения переменной x, подставив полученные корни в формулу, по которой мы выразили её:
x1= = =-1
x2= = =0,8
Ответ(-1; 1); (0,8; -0,2).
Пример №14. Решим систему уравнений:
.
Для начала, так как обе переменных системы находятся в знаменателях дробей 1-ого уравнения, поставим ограничения:
.
Далее приведём 1-ое уравнение к общему знаменателю:
=0.
Знаменатель мы можем отбросить, так как указали все ограничения, а число 8 априори больше нуля. Получаем такую систему:
.
Её также следует решать методом подстановки. Выразим переменную y из 2-ого уравнения:
y=12-x.
Подставим в 1-ое уравнение:
8x-3x(12-x)+8(12-x)=0
8x-36x+3x2+96-8x=0
3x2-36x+96=0 |: 3
x2-12x+32=0
Найдём корни полученного выражения через формулу дискриминанта, делённого на 4 (эта формула применяется как альтернативный вариант обычного дискриминанта только в том случае, если коэффициент b является чётным числом):
= -ac=36-32=4
x1= =6+2=8
x2= =6-2=4
Найдём значения переменной y, подставив полученные значения переменной x в формулу, через которые мы выражали y:
y1=12-x1=12-8=4
y2=12-x2=12-4=8.
Ответ: (8; 4); (4; 8).
Уравнения степени больше 2-х
Пример №15. Разложим выражение на множители
3x5-2x3-7x+6=0
Проверим, является ли одним из корней выражения число 1. Проверим это с помощью свойства коэффициентов для квадратного трёхчлена ax2+bx+c=0 (Если a+b+c=0, то x1=1, x2= ; если a - b+c=0, то x1=-1, x2= ).
3-2-7+6=0
Убедившись в истинности своего предположения, попробуем представить уравнение в соответствии с теоремой Безу. Для этого поделим 3x5-2x3-7x+6 на x-1:
3x5+0x4-2x3+0x2-7x+6|x-1
- 3x5-3x4 |3x4+3x3+x2+x-6
3x4-2x3
-3x4-3x3
x3+0x2
-x3-x2
-x2+7x
-x2-x
6x+6
-6x+6
0
Теперь наше первоначальное уравнение приняло вид (x-1)(3x4+3x3+x2+x-6). Нетрудно догадаться, что далее мы можем продолжить подобного рода разложение с частью 3x4+3x3+x2+x-6 и таким образом найти оставшиеся корни.
Также есть вторая часть Теоремы Безу, которая звучит так:
Если число α является корнем уравнения, содержащего многочлен, то α – делитель свободного члена.
Или:
Если дробь является корнем уравнения, содержащего многочлен, то p – делитель свободного члена, а q – делитель старшего коэффициента.
Пример №16. Разложим выражение на множители:
3x3-4x2-17x+6
По теореме Безу можно сделать вывод, что целые корни выражения находятся среди чисел -1;1;-2;2;-3;3;-6;6 (делители свободного члена). Числа 1 и (-1) можно проверить устно, подставив их в уравнение (по свойству коэффициентов):
3-4-17+6≠0 (подставили 1)
(-3)-4+17+6≠0 (подставили (-1))
Продолжаем проверять предполагаемые корни.
Этот вид решения уравнений и неравенств оформляется в виде таблицы, где в заглавиях столбцов находятся все коэффициенты выражения (вместе с их знаками!), а в заглавиях строк – предполагаемые корни:
3 |
-4 |
-17 |
6 |
|
-2 |
||||
Сделав все вышеобозначенные приготовления, можно начать проверку. Сначала во вторую строку второго столбца сносим старший коэффициент:
3 |
-4 |
-17 |
6 |
|
-2 |
3 |
|||
Далее мы перемножаем предполагаемый корень и старший коэффициент, а полученное число прибавляем к следующему в очереди коэффициенту выражения:
3 |
-4 |
-17 |
6 |
|
-2 |
3 |
(-2)*3-4=10 |
||
Проводим те же операции с получаемыми числами до конца строки. Если в конечной ячейке получился ноль – то проверяемое число является корнем уравнения. Вернёмся к нашей таблице:
3 |
-4 |
-17 |
6 |
|
-2 |
3 |
10 |
3 |
0 |
Как видите, число 2 – подходит нам. Можно продолжить проверять выведенные раньше числа (предполагаемые корни), а можно обратить внимание на другие числа, полученные в результате нашей проверки. Дело в том, что, если мы поделим уравнение 3x3-4x2-17x+6 на выражение x-2 (снова возвращаемся к теореме Безу), то получим такое выражение:
3x2+10x+3,
чьи коэффициенты соответствуют полученным в таблице числам. Исходя из этого, можно найти делители свободного члена нового выражения (1;-1;3;-3) и проверить их в качестве корней. Ранее мы выяснили, что числа 1 и (-1) не подходят, поэтому нам остаются только 3 и (-3). Проверим 3:
3 |
-4 |
-17 |
6 |
|
-2 |
3 |
10 |
3 |
0 |
3 |
3 |
-1 |
0 |
Число подошло, и мы получили выражение 3x-1, которое имеет первую степень, поэтому дальше разложения попросту не будет.
Ответ: 3x3-4x2-17x+6=(x+2)(x-3)(3x-1).
Пример №16. Решим уравнение:
10x4-45x=30x2-15x3
Перенесём все слагаемые из правой части в левую с соответствующим знаком:
10x4-45x-30x2+15x3=0
Воспользуемся методом группировки: сгруппируем 10x4 вместе с 15x3 и 45x вместе с 30x2:
(10x4+15x3)-(45x+30x2)=0
Далее вынесем из каждой скобки общий множитель (для 1-ой скобки это 5x3, а для 2-ой – 15x):
5x3(2x+3)-15x(3+2x)=0
Как мы видим, у обоих слагаемых появился общий множитель 2x+3. Поэтому его можно вынести за скобки:
(2x+3)(5x3-15x)=0
Вынесем для удобства из второй скобки x:
x(2x+3)(x2-3)=0
В третий множитель выражения представляет из себя разность квадратов, которую также можно разложить:
x(2x+3)(x- )(x+ )=0
Отсюда корни уравнения равны: 0; -1,5; .
Ответ: ; -1,5; 0.
Линейные неравенства
Пример №17. Решим неравенство первой степени:
3-x4x+1
Перенесём слагаемые с переменной в левую часть, а всё остальное – в правую:
-5x-2
Чтобы избавиться от минуса, домножим обе части неравенства на (-1):
5x2
Далее найдём граничную точку:
x
Ответ: ( ; ].
Пример №18. Решим неравенство:
9x-5(x-2) -7
Для этого раскроем скобки и перенесём все слагаемые в левую часть и приведём подобные слагаемые:
9x-5x+10+7 0
4x+17 0
Далее нам остаётся только перенести слагаемое 17 в правую часть, чтобы найти нужный интервал:
4x-17
x-4,25
Ответ: (- ; -4,25].
Пример №19. Решим уравнение:
2(0,2x+2)<9+0,5x
Сначала, как и в предыдущем примере, раскроем скобки и приведём подобные слагаемые:
0,4x+4-9-0,5x<0
-0,1x-5<0
Можно для удобства домножить всё выражение на 10:
-x-50<0
-x<50
x>-50
Ответ: (-50; + ).
Квадратные уравнения
Пример №20. Решим неравенство:
x2-15x+56 0
Для решения неравенства применим метод интервалов.
Разложим выражение на множители. Для этого приравняем его к нулю и найдём корни.
x2-15x+56=0
x1=7 x2=8
Затем разложим его в соответствии с формулой разложения на множители квадратного трёхчлена:
(x-7)(x-8) 0
Далее начертим числовую прямую и отметим на ней граничные токи. В данном случае, у нас всего 3 интервала: (- ; 7], [7; 8] и [7; + ). Чтобы понять, какой(ие) из них нам подходят надо узнать на каком промежутке, какой знак будет принимать переменная x. Для этого можно воспользоваться правилом:
Если в разложенном на множители выражении переменная стоит на 1-ом месте с положительным коэффициентом (знаком), то крайний правый интервал имеет значение «+».
Если выражение в разложении на множители не имеет чётных показателей степени, то знак в интервалах чередуется.
В соответствии с этим расставляем знаки в интервалах:
+ _ +
7 8
Далее смотрим на знак самого неравенства и выбираем промежутки, соответствующие ему по знаку.
Ответ: (- ; 7]; [8; + ).
Пример №21. Решите неравенство:
(2x-3)2(3x-2)2
Перенесём второе слагаемое из правой части в левую:
(2x-3)2 - (3x-2)20
Разложим выражение по формуле разности квадратов:
(2x-3-3x+2)(2x-3+3x-2) 0
Приведём подобные слагаемые и раскроем скобки:
-5x2+5 0
У обоих слагаемых полученного неравенства есть общий множитель 5. К тому же коэффициент у переменной отрицательный, что нам не совсем удобно. Поэтому разделим выражение на -1:
x2-1 0
Теперь нам нужно разложить выражение на множители. Нетрудно заметить, что на данный момент левая часть неравенства представляет из себя разность квадратов, что помогает нам разложить выражение на 2 множителя:
(x-1)(x+1) 0
Приступаем к методу интервалов. Для этого нам надо приравнять неравенство к нулю и найти корни полученного уравнения:
(x-1)(x+1)=0
x-1=0 или x+1=0
x= 1
Затем чертим числовую прямую и отмечаем на ней корни, нужный интервал:
+ - +
-1 1
Ответ: [-1;1].
Пример №22. Решим уравнение:
(x+11)2< (x+11)
Данное неравенство удобнее всего решить методом замены переменной.
Пусть x+11=t
t2<t
t2-t<0
После проделанных преобразований можно легко разложить полученное выражение на множители:
t(t- )<0
Приравняем выражение к нулю и найдём корни:
t(t- )=0
t=0 или t=
Воспользуемся методом интервалов, чтобы найти нужное решение:
+ - +
0
Получается, что t принадлежит промежутку (0; ). Отсюда находим x с помощью системы неравенств:
Вернёмся к замене:
Снова начертим числовую прямую, чтобы понять, какой интервал является решением неравенства (им будет пересечение решений обоих неравенств системы):
-11 -11+
Ответ: (-11; -11+ ).
Дробно-рациональные неравенства
Пример №23. Решим неравенство:
0.
Далее нам нужно отдельно поработать с числителем и отдельно со знаменателем. Для этого приравняем оба выражения к нулю и решим полученные уравнения:
-12+x=0 (x-1)2-2=0
x=12 (x-1- )(x-1+ )=0
x=1
Затем нам нужно отметить корни на числовой прямой и обозначить знак интервалов и отобрать среди них, нужные нам:
- + - +
1- 1+ 12
Ответ: (1- ; 1+ ); [12;+ ).
Пример №24. Решим уравнение:
+ .
Чтобы решить данное уравнение нам надо привести всё к общему знаменателю. В данном случае, он виден сразу: (x+1)(x-3)2:
0
Далее поработаем с ограничениями, т.е. со знаменателем:
(x+1)(x-3)20
x-1; 3
Эти точки, когда мы будем чертить числовую прямую, изобразим выколотыми. Для удобства приравняем неравенство к нулю:
0
Отбросим на время знаменатель и перейдём к числителю: раскроем скобки и приведём подобные слагаемые:
x(x-3)+4(x+1)+3x=0
x2-3x+4x+4+3x=0
x2+4x+4=0
Полученное выражение можно свернуть по формуле квадрата суммы и таким образом быстрее получить x:
(x+2)2=0
(точка x=-2 будет невыколотой)
В итоге мы получаем такое неравенство:
Чертим числовую прямую и отмечаем на ней найденные точки, чтобы узнать решение. Не забываем про то, что два множителя находятся во второй степени– это означает, что знаки в интервалах при переходе через корни этих выражений не меняются:
- - + +
-2 -1 3
Также в ответ войдёт точка 2, так как она «закрашена» и подходит по условию – если подставить это число в неравенство, то его значение получится равным нулю.
Ответ: (-1; 3); (3; + ); {-2}.
Пример №25. Решим уравнение:
- >1
Начнём с точек в знаменателе:
x2-x+2 0
D 1-8, <0
Так как дискриминант получился меньше нуля, а коэффициент при x2 неотрицательный, то это выражение является положительным
x2-x-6 0
Далее рассмотрим интересную особенность этого неравенства: в каждом слагаемом с переменной и в числителе, и в знаменателе повторяется одно и то же выражение (x2-x). Поэтому нетрудно догадаться, что далее мы будем работать с заменой:
Пусть x2-x=t
- <1
Также надо высчитать точки знаменателя для t: они будут равны -2 и 6. Теперь приводим всё к общему знаменателю и приравняем выражение к нулю:
=0
Отбросим знаменатель и найдём точки числителя:
t(t-6)-(t+6)(t+2)-(t-6)(t+2)=0
t2-6t-t2-8t-12-t2+4t+12=0
-t2-10t=0
t2+10t=0
t(t+10)=0
Мы получили такое неравенство:
<0
Д алее чертим числовую прямую и отмечаем на ней все найденные для t точки:
+ - + - +
-10 -2 0 6
Таким образом, получаем совокупность 2-х систем неравенств:
Или возвращаясь к замене:
Первые два неравенства системы имеют отрицательный дискриминант, причём решением 1-ого является вся числовая прямая, а у 2-ого решения нет (так как у 1-ого парабола находится над осью OX и знак неравенства положительный, а у 2-ого парабола также выше OX, но знак неравенства отрицательный).
Остаётся:
Точки второго неравенства системы совпадают с точками знаменателя изначального неравенства, к тому же, у системы строгий знак, поэтому мы просто отмечаем решение системы на числовой прямой:
-2 0 1 3
Ответ: (-2; 0); (1; 3).
Системы неравенств с одной переменной
Пример №26. Решим систему неравенств:
Перенесём слагаемые без переменных в обоих неравенствах в правую часть, а с переменными – в левую и приведём подобные слагаемые:
Далее домножим второе неравенство на -1 и найдём граничные точки у обоих выражений:
Начертим числовую прямую, на которой укажем решения для обоих неравенств. Тот интервал, в котором будет пересечение – нужный нам интервал.
3 7
Ответ: (3;7).
Пример №28. Решим систему неравенств:
В данной системе два неравенств: одно - дробно-рациональное, другое - линейное. Решим каждое по отдельности и затем на общей числовой прямой найдём ответ.
Рассмотрим первое неравенство:
0
Так как знаменатель является заведомо положительным (выражение 3-x, так как возведено во вторую степень всегда больше нуля, также к нему прибавляется положительное число), то рассмотрим числитель. Обратим внимание на то, что знак останется меньше либо равно нуля:
x-9 0
Отсюда следует, что решением первого неравенства системы будет промежуток: (- ; 9].
Рассмотрим второе неравенство системы:
Оно линейное, поэтому всё, что требуется – это перенести всё в левую часть и привести подобные слагаемые:
-10x-30 0
-10x30
x-3
Таким образом, решением этого уравнения будет интервал (- ; -3].
Чертим числовую прямую, на которой отмечаем решения обоих неравенств и ищем пересечения:
-3 9
Ответ: (- ; -3].
Пример №29. Решим систему неравенств:
Для начала по отдельности решим отдельно каждое неравенство:
Для удобства домножим на общий знаменатель 42:
54x+48-98x-42-42<0
Приведём общие слагаемые:
-44x-36<0
44x>-36
x>
Таким образом, решение данного неравенства принадлежит промежутку ( ; + ).
Домножим неравенство на 2:
6-20x+4>0
-20x>-10 |*(-1)
2x<1
x<0,5
Из 2-х полученных интервалов (( ; + ) и (- ; 0,5)) можно сразу понять, что пересечений у неравенств данной системы нет, а значит, и у самой системы нет решений.
Ответ: нет решений.
Думаю, я достигла поставленной цели и полностью решила выделенные мною задачи.
Мне удалось:
- пополнить свои знания в области решения уравнений и неравенств;
- научиться нестандартным способам решения уравнений и неравенств;
- подобрать уравнения и неравенства, встречающиеся в ОГЭ и решить их;
- смоделировать структуру сборника по решению уравнений и неравенств;
- собрать уравнения, неравенства и их решения в удобный и практичный сборник.
Практическим результатом данной работы стало создание Пособия по решению уравнений и неравенств для подготовки к ОГЭ.
С точки зрения технической реализации, сборник удобен в использовании, так как имеет чёткую структуру и оглавление, причём к каждой теме подобраны примеры заданий и их решения и уравнения или неравенства для самостоятельного разбора.
В настоящий момент, доработка пособия продолжается, поскольку ОГЭ меняется каждый год, в результате чего, следует добавлять новые виды уравнений и неравенств и их решения.
Перспективы проекта:
Добавить новый материал для ОГЭ будущих лет
Доработать дизайн сборника
Сборник «Математика. Подготовка к ОГЭ-2020» под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.О. Иванова;
Учебник «Алгебра 9 класс для школ с углублённым изучением математики» под авторством Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюка, К.И. Нешкова;
http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/qsearch.php?theme_guid=0A2243D019E2A3F84407BD957179EC00&proj_guid=DE0E276E497AB3784C3FC4CC20248DC0 – открытый банк заданий ОГЭ на ФИПИ
https://doc.fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory/2022/ma_9_2022.zip - демоверсия ОГЭ 2022 на ФИПИ
https://oge.sdamgia.ru/prob_catalog - каталог заданий сайта Решу ОГЭ
Автор: [email protected] / ID: 2663520
Проверяющий: ([email protected] / ID: 2663520)
Отчет предоставлен сервисом «Антиплагиат» - users.antiplagiat.ru
№ документа: 56
Начало загрузки: 08.03.2022 12:53:45
Длительность загрузки: 00:00:01
Имя исходного файла: 04_11_3850_Акишина Светлана.pdf
Название документа: 04_11_3850_Акишина Светлана
Размер текста: 54 кБ
Cимволов в тексте: 55412
Слов в тексте: 7390
Число предложений: 222
Начало проверки: 08.03.2022 12:53:47
Длительность проверки: 00:00:02
Комментарии: не указано
Модули поиска: Интернет Free
1,7%
0%
0%
98,3%
№ |
Доля |
Доля |
Источник |
Актуален на |
Модуль поиска |
Блоков |
Блоков |
Комментарии |
||||||||
[01] |
0,79% |
0,79% |
Конкурсная работа Номинация «Одинцово город равных возможностей» «Проект памятника детям-узникам фашистских концлагерей» http://davaiknam.ru |
24 Мая 2016 |
Интернет Free |
9 |
9 |
|||||||||
[02] |
0,41% |
0,41% |
1954.pdf http://elibrary.sgu.ru |
10 Фев 2020 |
Интернет Free |
5 |
5 |
|||||||||
[03] |
0,23% |
0,37% |
Летняя математическая школа, программа сетевого проекта | Социальная сеть Pandia.ru http://pandia.ru |
04 Июл 2016 |
Интернет Free |
2 |
3 |