Якутские сказки в математических раскрасках.

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Якутские сказки в математических раскрасках.

Карбаканова Л.Р. 1
1МОБУ «Национальной политехнической средней общеобразовательной школы №2»
Григорьева В.Я. 1
1МОБУ «Национальной политехнической средней общеобразовательной школы №2»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что мы, современные дети народа Саха, мало знаем о своём северном крае, о своих обычаях и традициях. В целях популяризации народного искусства хорошо было бы знакомиться с якутской культурой не только на уроках родного языка, но и на других уроках. Для этого были придуманы математические раскраски по мотивам якутских сказок.

Гипотеза: математические раскраски по мотивам якутских сказок могут сделать изучение математики более интересным и также побудить детей к чтению якутских сказок.

Целью данной работы является создание сборника раскрасок по мотивам якутских сказок для начального образования.

Главной задачей моего исследования является формирование вычислительных навыков у учеников начальных классов. С помощью эффективного и увлекательного метода - применения раскрасок по мотивам якутских народных сказок, достигается усвоение учебного материала.

Гипотеза: математические раскраски по мотивам якутских сказок могут сделать изучение математики интересным и помочь в повышении интереса к чтению якутских сказок.

Объект исследования: якутские сказки как способ изучения математики.

Предмет исследования: использование и роль якутских сказочных героев в процессе решения математических раскрасок.

Метод исследования: сбор информации, изучение литературы, анализ иллюстраций якутских сказок, сравнительный анализ.

Результат проекта: математическая раскраска, оформленная на листе формата А-4 в виде книжки.

Практическая значимость:математическую раскраску можно использовать на уроках математики и на занятиях «Национальная культура народов Якутии» для воспитания у учащихся чувства любви к родной культуре.

Глава 1. Математические раскраски как средство улучшения восприятия математических процессов.

Дети любят разные картинки раскрасить карандашами или фломастерами. Объединение математики и изобразительного искусства незаменимы в работе учителей начальных классов.

Раскраски по математике для детей 1 класса– это весёлые картинки с примерами на сложение и вычитание.

Математические раскраски помогут усвоить решение примеров в интересной игровой форме. Картинку нужно не только раскрасить, но и решить пример. Совмещение игры и математики всегда будет интересней, чем обычные математические выражения на бумаге.

Математически раскраски делают разные по сложности. В зависимости от познаний ребенка, мама или учитель должны подобрать ребенку уровень сложности и постепенно его повышать.

Первые 4 раскраски помогут первоклассникам получше узнать цифры и фигуры, а также названия цветов и их оттенков. (рис.1)

Для второй группы картинок дополнительно к знанию цифр необходимо умение выполнять простые арифметические действия (сложение и вычитание). (рис.2).

Вывод: Метод раскрасок позволяет успешно справляться с решением примеров, развивает логическое и пространственное мышление, расширяет математический кругозор. Я считаю, что наша работа поможет вызвать интерес к математической науке, покажет ее красоту и раздвинет рамки школьногоучебника.

Глава 2. Якутские сказки в математических раскрасках

Мы, сегодняшние дети, не знаем своих обычаев, традиций. Поэтому мы считаем, что народные сказки, русские и якутские, учат нас любить родителей, семью, родную Якутию. Народные сказки учат нас быть сострадательными, отзывчивыми, добрыми. Читая русские и якутские народные сказки, мы узнаем наши корни, нашу историю.

Человек — сначала маленький, потом большой — только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно с раннего детства через знакомство со сказкой.

Сказки, несомненно, нужны для развлечения и обучения ребенка. Поэтому мне захотелось, чтоб якутские сказки стали встречаться и на уроках математики. Одной из таких функций может стать, например, математическая раскраска по мотивам якутских сказок.

Перед тем как начать работу по созданию раскраски, мне хотелось узнать, как к ним относятся дети. Я провела опрос у первоклассников моей школы.

Я подготовила такие вопросы:

1.Любишь ли ты математику?

2. Знаком ли ты с якутскими сказками?

В опросе приняли участие 96 респондентов.

Ответы показали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например, с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей.

В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении якутского фольклора, как сокровищницы вековой мудрости народа. В своем фольклоре, а главное – в исторических преданиях якутский народ сохранил всю свою предыдущую историю, с древних времён до наших дней.

Глава 3. Сборник раскрасок по мотивам якутских сказок

Подготовительный этап:

-поставили цель и наметили задачи;

-подобрали необходимые книги;

-создали математическую раскраску по мотивам якутских сказок.

Я старалась нарисовать картинки, в которых мало деталей, и чтобы они были крупными, так как раскрашивать будут юные школьники.

В нашем сборнике собраны задания, которые помогут первоклассникам в игровой, увлекательной форме проверить и закрепить свои знания - умения по решению математических примеров на сложение в пределах 20 и одновременно с этим создать красочную картинку.

Также в нашем сборнике раскрасок есть ответы – т.е. разукрашенные картинки, с которыми ребята могут ознакомиться, перевернув страничку.

В сборнике есть выдержки из якутских сказок на якутском и на русском языке.

Основной этап:

Работая над проектом, мы провели занятие в 1 классах, на котором мы представили свой сборник математических раскрасок, рассказали о пользе раскрасок и предложили решить примеры и раскрасить их. Яркая, красочная обложка вызвала интерес у первоклассников, и они с удовольствием решали вычисления, не забывая при этом раскрашивать занимательные картинки по мотивам якутских народных сказок. После разукрашивания нашего сборника ребятам прочла выдержки из сказок и тем самым проявилась у ребят интерес к якутским народным сказкам.

Учитель, используя полученные данные провела ее апробацию на уроках математики, опытным путем определив ее эффективность, тем самым наш сборник определив что подходит для детей, родителей и учителей начальной школы.

Заключение

Таким образом, применение якутских сказок на уроках математики позволяет наиболее полно реализовать возможности урока и способствует повышению заинтересованности учащихся:

формируют вычислительные навыки на уроке математики;

изучение якутских сказочных героев;

находим числа в выдержках из сказки.

Составленный нами сборник математических раскрасок по мотивам якутских сказок помогают узнать культуру, обычаи древнего народа Саха и повышают интерес к данному предмету, формируют вычислительные навыки на уроке математики. Могут стать существенными помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении детьми новых знаний, умений, навыков.

Список использованной литературы:

Михайлов, М. Г. Русские и якутские сказки / М. Г. Михайлов, Р. Л. Мыреева// Юный ученый. 2017. № 3.2

Борисова А.А. Саха остуоруйалара/Якутские сказки-Якутск, Бичик, 2002

Просмотров работы: 161