Введение
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что мы, современные дети народа Саха, мало знаем о своём северном крае, о своих обычаях и традициях. В целях популяризации народного искусства хорошо было бы знакомиться с якутской культурой не только на уроках родного языка, но и на других уроках. Для этого были придуманы математические раскраски по мотивам якутских сказок.
Гипотеза: математические раскраски по мотивам якутских сказок могут сделать изучение математики более интересным и также побудить детей к чтению якутских сказок.
Целью данной работы является создание сборника раскрасок по мотивам якутских сказок для начального образования.
Главной задачей моего исследования является формирование вычислительных навыков у учеников начальных классов. С помощью эффективного и увлекательного метода - применения раскрасок по мотивам якутских народных сказок, достигается усвоение учебного материала.
Гипотеза: математические раскраски по мотивам якутских сказок могут сделать изучение математики интересным и помочь в повышении интереса к чтению якутских сказок.
Объект исследования: якутские сказки как способ изучения математики.
Предмет исследования: использование и роль якутских сказочных героев в процессе решения математических раскрасок.
Метод исследования: сбор информации, изучение литературы, анализ иллюстраций якутских сказок, сравнительный анализ.
Результат проекта: математическая раскраска, оформленная на листе формата А-4 в виде книжки.
Практическая значимость:математическую раскраску можно использовать на уроках математики и на занятиях «Национальная культура народов Якутии» для воспитания у учащихся чувства любви к родной культуре.
Глава 1. Математические раскраски как средство улучшения восприятия математических процессов.
Дети любят разные картинки раскрасить карандашами или фломастерами. Объединение математики и изобразительного искусства незаменимы в работе учителей начальных классов.
Раскраски по математике для детей 1 класса– это весёлые картинки с примерами на сложение и вычитание.
Математические раскраски помогут усвоить решение примеров в интересной игровой форме. Картинку нужно не только раскрасить, но и решить пример. Совмещение игры и математики всегда будет интересней, чем обычные математические выражения на бумаге.
Математически раскраски делают разные по сложности. В зависимости от познаний ребенка, мама или учитель должны подобрать ребенку уровень сложности и постепенно его повышать.
Первые 4 раскраски помогут первоклассникам получше узнать цифры и фигуры, а также названия цветов и их оттенков. (рис.1)
Для второй группы картинок дополнительно к знанию цифр необходимо умение выполнять простые арифметические действия (сложение и вычитание). (рис.2).
Вывод: Метод раскрасок позволяет успешно справляться с решением примеров, развивает логическое и пространственное мышление, расширяет математический кругозор. Я считаю, что наша работа поможет вызвать интерес к математической науке, покажет ее красоту и раздвинет рамки школьногоучебника.
Глава 2. Якутские сказки в математических раскрасках
Мы, сегодняшние дети, не знаем своих обычаев, традиций. Поэтому мы считаем, что народные сказки, русские и якутские, учат нас любить родителей, семью, родную Якутию. Народные сказки учат нас быть сострадательными, отзывчивыми, добрыми. Читая русские и якутские народные сказки, мы узнаем наши корни, нашу историю.
Человек — сначала маленький, потом большой — только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции и историю. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно с раннего детства через знакомство со сказкой.
Сказки, несомненно, нужны для развлечения и обучения ребенка. Поэтому мне захотелось, чтоб якутские сказки стали встречаться и на уроках математики. Одной из таких функций может стать, например, математическая раскраска по мотивам якутских сказок.
Перед тем как начать работу по созданию раскраски, мне хотелось узнать, как к ним относятся дети. Я провела опрос у первоклассников моей школы.
Я подготовила такие вопросы:
1.Любишь ли ты математику?
2. Знаком ли ты с якутскими сказками?
В опросе приняли участие 96 респондентов.
Ответы показали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например, с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей.
В нашей республике остро стоит вопрос о сохранении и изучении якутского фольклора, как сокровищницы вековой мудрости народа. В своем фольклоре, а главное – в исторических преданиях якутский народ сохранил всю свою предыдущую историю, с древних времён до наших дней.
Глава 3. Сборник раскрасок по мотивам якутских сказок
Подготовительный этап:
-поставили цель и наметили задачи;
-подобрали необходимые книги;
-создали математическую раскраску по мотивам якутских сказок.
Я старалась нарисовать картинки, в которых мало деталей, и чтобы они были крупными, так как раскрашивать будут юные школьники.
В нашем сборнике собраны задания, которые помогут первоклассникам в игровой, увлекательной форме проверить и закрепить свои знания - умения по решению математических примеров на сложение в пределах 20 и одновременно с этим создать красочную картинку.
Также в нашем сборнике раскрасок есть ответы – т.е. разукрашенные картинки, с которыми ребята могут ознакомиться, перевернув страничку.
В сборнике есть выдержки из якутских сказок на якутском и на русском языке.
Основной этап:
Работая над проектом, мы провели занятие в 1 классах, на котором мы представили свой сборник математических раскрасок, рассказали о пользе раскрасок и предложили решить примеры и раскрасить их. Яркая, красочная обложка вызвала интерес у первоклассников, и они с удовольствием решали вычисления, не забывая при этом раскрашивать занимательные картинки по мотивам якутских народных сказок. После разукрашивания нашего сборника ребятам прочла выдержки из сказок и тем самым проявилась у ребят интерес к якутским народным сказкам.
Учитель, используя полученные данные провела ее апробацию на уроках математики, опытным путем определив ее эффективность, тем самым наш сборник определив что подходит для детей, родителей и учителей начальной школы.
Заключение
Таким образом, применение якутских сказок на уроках математики позволяет наиболее полно реализовать возможности урока и способствует повышению заинтересованности учащихся:
формируют вычислительные навыки на уроке математики;
изучение якутских сказочных героев;
находим числа в выдержках из сказки.
Составленный нами сборник математических раскрасок по мотивам якутских сказок помогают узнать культуру, обычаи древнего народа Саха и повышают интерес к данному предмету, формируют вычислительные навыки на уроке математики. Могут стать существенными помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении детьми новых знаний, умений, навыков.
Список использованной литературы:
Михайлов, М. Г. Русские и якутские сказки / М. Г. Михайлов, Р. Л. Мыреева// Юный ученый. 2017. № 3.2
Борисова А.А. Саха остуоруйалара/Якутские сказки-Якутск, Бичик, 2002