Математика в нашей жизни

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математика в нашей жизни

Панин Г.А. 1
1ОСП "Такушевская СОШ" МБОУ "Теньгушевская СОШ"
Нестерова Р.С. 1
1ОСП "Такушевская СОШ" МБОУ "Теньгушевская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На самом первом уроке математики учитель спросила: «Зачем нам нужна математика?» Я начал отвечать: «Считать, сравнивать, решать задачи». И тогда Раиса Семеновна сказала, что всё, что мы будем делать на уроке математики, нам очень пригодится в жизни. Меня это заинтересовало, и я решил узнать, какую роль играет математика в нашей жизни.

Актуальность: В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. Необходимо рассмотреть все виды своей деятельности и доказать, что без математики в различных профессиях не обойтись.

Цель исследовательской работы: изучить, где математика встречается в жизни и доказать её необходимость.

Задачи:

Узнать из литературных источников, надо ли нам знать математику.

Выяснить с помощью опроса и наблюдения, нужна ли математика в повседневной жизни.

Изучить виды деятельности, где человеку не обойтись без математики.

Гипотеза: я предполагаю, что математика в нашей жизни необходима не только в повседневной жизни, но и в определенных профессиях.

I. Математика - царица наук

1.1 С чего начинается история математики

Математика – царица наук. Кто сказал эту фразу? Мы точно знаем, как называются числа, и в каком порядке они следуют друг за другом. Но часто ли мы задумываемся над тем, откуда взялись цифры, почему они выглядят так, а не иначе? История математики начинается с того момента, как наши предки осознали, что количество горшков и охотничьего инвентаря требуют учета. Так появились числа и самая первая математическая операция – сложение. Потребность в математических расчетах росла с каждым днем. Надо было уметь точно подсчитывать не только количество человек в своей общине, но и поголовье скота и площади пастбищ. С развитием торговли и строительства владение математикой стало и вовсе залогом благополучия. Чтобы выжить и прокормить семью, люди должны были уметь считать.

1.2. Какое значение имеет математика в нашей жизни?

Математика в жизни человека занимает особое место.С математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.

Малыш растет, не может выговорить слова "математика", а уже занимается ею, решает небольшие задачи по подсчету игрушек, кубиков. Да и родители о математике и задачах не забывают. Готовя ребенку пищу, взвешивая его, им приходится использовать математику. Ведь нужно решить элементарные задачи: сколько еды нужно приготовить для малыша, учитывая его вес.

Занятия математикой, решение математических задач развивает личность, делает её целеустремленнее, активнее, самостоятельнее. Вспомните хотя бы своего одноклассника, хорошо знавшего математику, быстро умевшего решать задачи. Его часто называли умником, математиком, "задачником". Он мог решить задачи, аргументировал свой выбор, мог критически оценить себя и своих одноклассников. Да и успеваемость по остальным предметам, кроме математики, оказывалась на порядок выше. Именно математическое мышление помогало ему в этом.

Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Но оказалось, что приходится использовать математику ещё чаще. Наши родители на работе и дома нужно постоянно решают задачи, и не только математические. Сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру? Сколько денег надо, чтобы сделать ремонт в квартире? Сколько нужно заплатить за коммунальные услуги? Мы хотим поехать на море? Тогда надо решить жизненную задачу с величинами: скорость, время, расстояние, затраты на отдых. И тут на помощь придёт математика. удобнее. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...

1.3.Сказочная история о том, почему математика – царица наук

В одном сказочном измерении существовало Царство. Главой в нем было Естествознание, Математика, его жена – царицей, а Литература, их дочь – царевной. Семейство жило в полной гармонии, и у них было много прислуги – вспомогательных наук. Но однажды Математика – царица наук, поругалась с мужем, и обидевшись, просто покинула Царство. Очень быстро в сказочном государстве началась настоящая неразбериха. Царевна-Литература не могла пронумеровать страницы в книгах и главы в романах. Естествознание никак не могло сосчитать ни планеты, ни звезды, ни дни недели, ни месяцы в году. История не могла определиться с точными датами событий, а география вычислить длину рек и расстояния между морями. Наступил хаос, потому что повар не мог взвесить продукты, а строители не могли построить башню. Ни один житель сказочной страны не мог обойтись без Математики. Тогда Царь дал распоряжение всем послам и гонцам отыскать царевну и вернуть обратно в царство. А когда Математика, царица наук, вернулась - снова наступил порядок и гармония в Царстве наук.

II. Мои исследования.

2.1. Результаты анкетирования

Свое исследование я начал с анкеты. В анкетировании приняли участие ученики 1-5 в классов.

На вопрос: «Нравится ли вам предмет математика?» - я получила такие ответы.

Да – 7 учащихся Нет – 5 учащихся

Как вы думаете, необходимо изучать математику?

Да –12 учащихся Нет –0 учащихся

Будете ли вы в своей жизни применять знания по математике?

Да – 12 учащихся Нет – 0 учащихся

Вывод:

Многим, но не всем нравится предмет математика.

Все учащиеся считают, что необходимо изучать математику.

Все определились, что будут применять знания по математике в своей жизни.

2.2. Поисковая работа

Чтобы узнать, в каких профессиях нужна математика, я сначала обратился к работникам нашей школы. Когда они мне рассказали о своей работе, я узнал много интересного и полезного. Оказывается, без знаний математики ни в одной из этих профессий не обойтись.

Повару нужно знать, сколько килограммов крупы необходимо, чтобы сварить кашу для всех детей, сколько килограммов сахара понадобится, чтобы чай был сладким. Следить за температурой и временем, чтобы не подгорели котлеты в духовке.

Библиотекарь ведёт учёт книгам. Каждая книга в библиотеке имеет свой номер. Я очень удивился, когда Лиля Анатольевна показала мне книгу под номером № 56154. Я не знал, что столько книг у нас в библиотеке.

Мне на каникулы задали почитать книгу Корнея Ивановича Чуковского «Сказки». В книге было 84 страницы. Каникулы с 18 февраля по 24 февраля, то есть 7 дней. Я решил читать равномерно каждый день. Для того чтобы успеть прочитать книгу, я должен узнать, сколько страниц в день мне необходимо читать.

84:7=12 страниц в день. Когда я просыпался, сразу брал книгу и читал по 12 страниц в день. К концу каникул книга была прочитана!

Я спросил у водителя школьного автобуса: «Нужно ли знать математику в вашей профессии?», и он мне объяснил, что водитель должен знать, сколько литров бензина необходимо, чтобы привезти детей в школу и отвезти их после уроков обратно домой. Так же водитель должен следить за температурой воды в радиаторе и многое другое.

С этим же вопросом я обратился к продавцам в магазине. Оказывается, профессия продавца тесно связана с математикой. Там кругом цифры, цифры и цифры. Я понял, что без знаний математики вообще невозможно работать в этой профессии.

Чтобы выяснить, нужна ли математика в профессии врача, я сходил в нашу больницу. Мне измерили давление, вес, рост. Нина Александровна объяснила, что врач очень хорошо должен знать математику. Если врач назначит неправильную дозу лекарства, то больной может умереть.

Мои исследования продолжились дома. За что бы мы с мамой ни брались, будь то приготовление еды, ремонт, - везде сталкивались с необходимостью что-то измерять, подсчитать, сравнивать. Вот вам и математика.

Заключение

После всех своих исследований я пришел к выводу, что математика является одной из важнейших наук в жизни человека

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо прежде всего

Математику знать.

И на свете нет профессии,

Вы заметьте-ка,

Где бы нам не пригодилась

Ма-те-ма-ти-ка!

В. Шефнер

Список литературы.

Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика.– М.; Просвещение, 2007г.

Депман И. Я. За страницами учебника математики. – М.; Просвещение, 2000г.

Математика: Школьная энциклопедия. – М.; «Большая Российская энциклопедия», 2002г.

Предметные недели в школе. Математика / Сост. Л.В.Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2004 г.

Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. – М.: Педагогика-Пресс,1997 г

Приложения

Анкета
Нравится ли вам предмет математика?

Да Нет

Как вы думаете, необходимо изучать математику?

Да Нет

Будете ли вы в своей жизни применять знания по математике?

Да Нет

Просмотров работы: 167