ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе день за днем стремительно увеличивается уровень развития информационных и коммуникационных технологий. За короткий период их частое использование и глобальное распространение, а также бесперебойный доступ общества к интернету привели к значительному увеличению объема информации. Таким образом появляется необходимость представления информации в компактном, комфортном и визуально приятном для пользователя виде.
Большинство современных школьников и мы в том числе используем в повседневной жизни различные устройства, такие как мобильный телефон, планшет, компьютер. Обучающиеся сегодня могут найти любую необходимую для нас информацию посредствам своих гаджетов.
Существует справедливое мнение, что мобильный телефон мешает и отвлекает обучающихся от учебного процесса. А учителям в свою очередь сложно «удивить», замотивировать и привлечь внимание нас —современных школьников к своему предмету. Поэтому необходимо совместить «приятное с полезным», а именно вовлечь и заинтересовать учащихся в учебную деятельность с помощью гаджетов.
В повседневной жизни всё чаще и чаще стали появляться нам на глаза странные черные квадратики с непонятным для нас кодом. Они встречаются на визитках, на квитанциях, на чеках, в рекламе и т.д. Эти квадратики - это QR- коды.
Актуальность нашей работы заключается в том, что использование QR- кодов в учебном процессе это современно и поспособствует усилению мотивации обучаемых к учебному процессу.
Цель работы: повысить интерес учеников к учебе, путем создания QR- задания, которые можно использовать на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Объект исследования: QR- коды.
Предмет исследования: применение QR- кодов на уроках математики и на внеурочных занятиях.
Гипотеза: применение QR- кодов на учебных и внеурочных занятиях по математике повышает мотивацию и интерес к учебному процессу.
Задачи исследования:
провести анкетирование учащихся с целью выявления уровня их знаний об QR- кодах;
изучить способы создания и сканирования QR- кодов;
разработать и использовать новые виды учебных QR-заданий, которые повысят интерес учащихся к учебной деятельности;
Методы исследования:сбор информации из различных источников, анкетирование, сравнение и обобщение, анализ, эксперимент.
Экспериментальная база исследования: учащиеся 5-9 классов МАОУ «ООШ № 2».
Практическая значимость:
развиваются практические навыки;
созданные нами QR-задания могут быть использованы на уроках математики в школе, на дополнительных занятиях и при подготовке к уроку в любом удобном месте.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР QR-КОДА
1.1. Содержание и предназначение QR-кодов
День за днем развиваются информационные и коммуникационные технологии. За последние годы из-за глобального распространения, регулярного использования и неограниченного доступа общества к интернету, привело к многократному увеличению объема информации. Поэтому возникла необходимость в новой форме представления информации, которая будет компактной и комфортной для восприятия пользователем. Так возник QR-код, который является частью современной жизни - необходимо уметь им пользоваться.
QR-код(Quick Response «быстрый отклик») – это матричный код, разработанный японской компанией «Denso-Wave» в 1994 году. QR-код является потомком популярный в своё время штриховой код, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. В отличие от обычного одномерного штрих-кода, QR-код может вмещать достаточно большой объем данных (до 7 089 цифр или 4 296 букв, цифр и специальных символов).
Основной задачей QR -кодов является хранение большого объема информации и размещении на небольшой площади.
Изначально эти коды использовались только в промышленности. Как только узнали о других вариантов их применения, QR-коды заняли определенную нишу в нашей повседневной жизни.
1.2. Сфера использования и преимущества QR-кода
Сегодня QR-коды окружают нас по всюду: на чеках, на квитанциях, на продуктах, на лекарствах, в телевизоре, в газетах, на стенах и много, где еще.
Закодировать можно почти всё:
● адрес сайта; ● SMS-сообщение;
● электронную визитку; ● вопросы;
● контактные данные; ● изображение;
● видео; ● координаты местоположения;
● страницу в социальных сетях; ● ссылку на сайт;
● задания и ответы на задания; ● даты и события.
Преимущества использования QR-кодирования:
Быстро: позволяет мгновенно получить доступ к закодированной информации;
Удобно: вмещает большие объёмы информации в небольшое изображение;
Просто: размещать код можно на любой ровной поверхности (лист бумаги, стена, пол и тд.).
1.3. Создание QR-кода
На сегодняшний день существует множество специальных генераторов, с помощью которых создаются подобные коды. Каждый желающий может создать с легкостью QR- код совершенно бесплатно и в неограниченном количестве. В любой поисковой системе необходимо написать «генератор QR –кода», появятся множество разных сайтов. Выбираете один из них, вводите слово, или текст, который бы вы хотели зашифровать и нажимаете на кнопку «создать код». Коды можно сохранять в виде графического изображения в форматах JPEG, PNG или TIFF, распечатать, непосредственно внедрить в публикуемый документ, послать по электронной почте, опубликовать в сети интернет. Код можно создать любого размера, а также цветной или черно-белый.
1.4. Сканирование QR-кода
Для того, чтобы отсканировать QR-код, вам нужно воспользоваться смартфонов или планшетом с камерой, также должна быть установлена программа-сканер QR-кода. Эти приложения вы сможете получить на интернет-порталах App Store и Android Market. Запустите программу QR-сканер и наведите камеру устройства на код. Программа распознает содержимое кода, а вы получите соответствующее содержимому предложение.
ГЛАВА 2. QR- КОДЫ В МАТИМАТИКЕ
Назначение и создание математических QR- заданий
В России QR-коды только начали набирать обороты, особенно стали популярны во время эпидемии COVID-19. Появилась необходимость показывать QR-код при входе в транспорт или учреждение, а также в общественные места (торговые центры, рынки, кафе, парки и пр.). Информация поступала в базу данных контролирующих органов, что позволяло узнать о личности человека и его вакцинации.
Также QR-коды используются в рекламе и в бизнесе, а вот в образовательных целях они почти не используются, хотя потенциал для развития огромен, ведь такие коды подталкивают к наиболее полному понимаю, какой либо учебной темы.
Таблица 1 "Использование QR-кодов в образовательном процессе"
Форма для работы с QR- кодами на уроках может быть любая: индивидуальная, парная, групповая.
Варианты использования QR-кода на уроках математики:
Цель/тема урока;
Правила;
QR-задания для самостоятельной или контрольной работы;
QR-кроссворд;
QR-рабочий лист;
QR-квест;
QR-физминутка.
Созданные нами QR-задания, были разработаны для урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». В первом блоке было 12 примеров на сложение и вычитание десятичных дробей. Ученики решали самостоятельно примеры, а затем сосед по парте с помощью приложения, сканировал QR-код и проверял правильность ответа. Затем ученики решали задачи, но у них была подсказка (закодированная QR-формула) (см. Приложение 1).
Для домашнего задания мы разработали QR-кроссворд по теме: «Дроби» (см. Приложение 2).
2.2. Результаты исследования
В качестве экспериментальных групп были взяты учащиеся 5Б, 6В и 9Б классов школы. Это классы разного уровня и мотивации к обучению.
В начале исследования им была выдана анкета 1 (см. Приложение 3). Результаты анкетирования представлены ниже.
После сбора и анализа данных мы поняли, что большинство обучающихся знают о существовании QR-кодов и даже некоторые знают, как его раскодировать, но как их создавать мало кто знает.
Так же можно сделать вывод, что на уроках заданий с использованием QR-кода не бывает, но всем школьникам очень интересно выполнить такого рода задания.
Созданные нами задания, а также презентацию о создании и сканировании QR-кода, мы апробировали на урок математики в этих классах.
В конце исследования мы выдали ребятам экспериментальных классов анкету 2 (см. Приложение 4). Результаты анкетирования представлены ниже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках выполненного исследования по теме «QR-код в математике» была выяснена возможность широкого применения QR-кодов в учебно-воспитательном процессе школы. Анкетирование обучающихся показало недостаточную их осведомленность об этих кодах и малое применение QR-кодов в учебном процессе.
Наш эксперимент по внедрению QR-кодов в урок математики: для выдачи домашнего задания, для самостоятельной работы обучающихся в виде кодов, показали рост мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности, что будет способствовать повышению качества образования в школе в целом. Мы будем разрабатывать новые задания с использованием QR- кода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Мнемозина, 2014. – 280 с.
Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс: учебник – М.: Вентана-Граф, 2019. – 304с.
ВикипедиЯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/QR-код
QR Coder.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://qrcoder.ru/
Приложение 1
Сложение и вычитание десятичных дробей
Реши |
Проверь |
Правильно? |
Реши |
Проверь |
Правильно? |
1) 4,72 + 3,5 |
7) 6,5133 + 91 |
||||
2) 5,8 + 22,191 |
8) 65 - 42,759 |
||||
3) 8,9021 + 0,68 |
9) 41,508 - 1,508 |
||||
4) 9,4 - 7,3 |
10) 449,256 - 0 |
||||
5) 36,749 - 29,61 |
11) 5,63 + 6, 17 |
||||
6) 10,1 - 10,085 |
12) 1 - 0,999 |
||||
Итого: |
Решите задачи: |
Подсказка: |
1. Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения. Решение: Ответ: |
|
2. Найдите периметр треугольника АВС, если АВ = 2,8 см, ВС больше АВ на 0,8 см, но меньше АС на 1,1 см. Решение: Ответ: |
Ф.И. _____________________________________________________________
Приложение 2
По горизонтали: |
По вертикали: |
6. |
1. |
7. |
2. |
8. |
3. |
4. |
|
5. |
«QR-кроссворд — дроби»
Приложение 3
Анкета 1
1. Знаете ли вы, что такое QR-код?
а) да б) нет
2. Знаете ли вы, кок создать QR-код?
а) да б) нет
3. Знаете ли вы, как раскодировать QR-код?
а) да б) нет
4. Встречались ли вам на уроках задания с QR-кодами?
а) да б) нет
5. Хотели бы вы больше узнать о QR-кодах и выполнять задания на уроках с помощью них?
а) да б) нет.
Приложение 4
Анкета 2
Понравились ли вам наш урок и QR-задания?
а) да; б) нет.
Повысился ли интерес к учебному процессу на уроке математики?
а) да; б) нет.
Хотелось бы вам использовать QR-задания в дальнейшем и на других уроках?
а) да; б) нет.
4. Если да, то на каких уроках?
_______________________________________________________________