QR-код в математике

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

QR-код в математике

Епанчинцева А.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 2» г. Полярный
Чебыкина М.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 2» г. Полярный
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе день за днем стремительно увеличивается уровень развития информационных и коммуникационных технологий. За короткий период их частое использование и глобальное распространение, а также бесперебойный доступ общества к интернету привели к значительному увеличению объема информации. Таким образом появляется необходимость представления информации в компактном, комфортном и визуально приятном для пользователя виде.

Большинство современных школьников и мы в том числе используем в повседневной жизни различные устройства, такие как мобильный телефон, планшет, компьютер. Обучающиеся сегодня могут найти любую необходимую для нас информацию посредствам своих гаджетов.

Существует справедливое мнение, что мобильный телефон мешает и отвлекает обучающихся от учебного процесса. А учителям в свою очередь сложно «удивить», замотивировать и привлечь внимание нас —современных школьников к своему предмету. Поэтому необходимо совместить «приятное с полезным», а именно вовлечь и заинтересовать учащихся в учебную деятельность с помощью гаджетов.

В повседневной жизни всё чаще и чаще стали появляться нам на глаза странные черные квадратики с непонятным для нас кодом. Они встречаются на визитках, на квитанциях, на чеках, в рекламе и т.д. Эти квадратики - это QR- коды.

Актуальность нашей работы заключается в том, что использование QR- кодов в учебном процессе это современно и поспособствует усилению мотивации обучаемых к учебному процессу.

Цель работы: повысить интерес учеников к учебе, путем создания QR- задания, которые можно использовать на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Объект исследования: QR- коды.

Предмет исследования: применение QR- кодов на уроках математики и на внеурочных занятиях.

Гипотеза: применение QR- кодов на учебных и внеурочных занятиях по математике повышает мотивацию и интерес к учебному процессу.

Задачи исследования:

провести анкетирование учащихся с целью выявления уровня их знаний об QR- кодах;

изучить способы создания и сканирования QR- кодов;

разработать и использовать новые виды учебных QR-заданий, которые повысят интерес учащихся к учебной деятельности;

Методы исследования:сбор информации из различных источников, анкетирование, сравнение и обобщение, анализ, эксперимент.

Экспериментальная база исследования: учащиеся 5-9 классов МАОУ «ООШ № 2».

Практическая значимость:

развиваются практические навыки;

созданные нами QR-задания могут быть использованы на уроках математики в школе, на дополнительных занятиях и при подготовке к уроку в любом удобном месте.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР QR-КОДА

1.1. Содержание и предназначение QR-кодов

День за днем развиваются информационные и коммуникационные технологии. За последние годы из-за глобального распространения, регулярного использования и неограниченного доступа общества к интернету, привело к многократному увеличению объема информации. Поэтому возникла необходимость в новой форме представления информации, которая будет компактной и комфортной для восприятия пользователем. Так возник QR-код, который является частью современной жизни - необходимо уметь им пользоваться.

QR-код(Quick Response «быстрый отклик») – это матричный код, разработанный японской компанией «Denso-Wave» в 1994 году. QR-код является потомком популярный в своё время штриховой код, предназначенный для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. В отличие от обычного одномерного штрих-кода, QR-код может вмещать достаточно большой объем данных (до 7 089 цифр или 4 296 букв, цифр и специальных символов).

Основной задачей QR -кодов является хранение большого объема информации и размещении на небольшой площади.

Изначально эти коды использовались только в промышленности. Как только узнали о других вариантов их применения, QR-коды заняли определенную нишу в нашей повседневной жизни.

1.2. Сфера использования и преимущества QR-кода

Сегодня QR-коды окружают нас по всюду: на чеках, на квитанциях, на продуктах, на лекарствах, в телевизоре, в газетах, на стенах и много, где еще.

Закодировать можно почти всё:

● адрес сайта; ● SMS-сообщение;

● электронную визитку; ● вопросы;

● контактные данные; ● изображение;

● видео; ● координаты местоположения;

● страницу в социальных сетях; ● ссылку на сайт;

● задания и ответы на задания; ● даты и события.

Преимущества использования QR-кодирования:

Быстро: позволяет мгновенно получить доступ к закодированной информации;

Удобно: вмещает большие объёмы информации в небольшое изображение;

Просто: размещать код можно на любой ровной поверхности (лист бумаги, стена, пол и тд.).

1.3. Создание QR-кода

На сегодняшний день существует множество специальных генераторов, с помощью которых создаются подобные коды. Каждый желающий может создать с легкостью QR- код совершенно бесплатно и в неограниченном количестве. В любой поисковой системе необходимо написать «генератор QR –кода», появятся множество разных сайтов. Выбираете один из них, вводите слово, или текст, который бы вы хотели зашифровать и нажимаете на кнопку «создать код». Коды можно сохранять в виде графического изображения в форматах JPEG, PNG или TIFF, распечатать, непосредственно внедрить в публикуемый документ, послать по электронной почте, опубликовать в сети интернет. Код можно создать любого размера, а также цветной или черно-белый.

1.4. Сканирование QR-кода

Для того, чтобы отсканировать QR-код, вам нужно воспользоваться смартфонов или планшетом с камерой, также должна быть установлена программа-сканер QR-кода. Эти приложения вы сможете получить на интернет-порталах App Store и Android Market. Запустите программу QR-сканер и наведите камеру устройства на код. Программа распознает содержимое кода, а вы получите соответствующее содержимому предложение.

ГЛАВА 2. QR- КОДЫ В МАТИМАТИКЕ

Назначение и создание математических QR- заданий

В России QR-коды только начали набирать обороты, особенно стали популярны во время эпидемии COVID-19. Появилась необходимость показывать QR-код при входе в транспорт или учреждение, а также в общественные места (торговые центры, рынки, кафе, парки и пр.). Информация поступала в базу данных контролирующих органов, что позволяло узнать о личности человека и его вакцинации.

Также QR-коды используются в рекламе и в бизнесе, а вот в образовательных целях они почти не используются, хотя потенциал для развития огромен, ведь такие коды подталкивают к наиболее полному понимаю, какой либо учебной темы.

Таблица 1 "Использование QR-кодов в образовательном процессе"

Форма для работы с QR- кодами на уроках может быть любая: индивидуальная, парная, групповая.

Варианты использования QR-кода на уроках математики:

Цель/тема урока;

Правила;

QR-задания для самостоятельной или контрольной работы;

QR-кроссворд;

QR-рабочий лист;

QR-квест;

QR-физминутка.

Созданные нами QR-задания, были разработаны для урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». В первом блоке было 12 примеров на сложение и вычитание десятичных дробей. Ученики решали самостоятельно примеры, а затем сосед по парте с помощью приложения, сканировал QR-код и проверял правильность ответа. Затем ученики решали задачи, но у них была подсказка (закодированная QR-формула) (см. Приложение 1).

Для домашнего задания мы разработали QR-кроссворд по теме: «Дроби» (см. Приложение 2).

2.2. Результаты исследования

В качестве экспериментальных групп были взяты учащиеся 5Б, 6В и 9Б классов школы. Это классы разного уровня и мотивации к обучению.

В начале исследования им была выдана анкета 1 (см. Приложение 3). Результаты анкетирования представлены ниже.

После сбора и анализа данных мы поняли, что большинство обучающихся знают о существовании QR-кодов и даже некоторые знают, как его раскодировать, но как их создавать мало кто знает.

Так же можно сделать вывод, что на уроках заданий с использованием QR-кода не бывает, но всем школьникам очень интересно выполнить такого рода задания.

Созданные нами задания, а также презентацию о создании и сканировании QR-кода, мы апробировали на урок математики в этих классах.

В конце исследования мы выдали ребятам экспериментальных классов анкету 2 (см. Приложение 4). Результаты анкетирования представлены ниже.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках выполненного исследования по теме «QR-код в математике» была выяснена возможность широкого применения QR-кодов в учебно-воспитательном процессе школы. Анкетирование обучающихся показало недостаточную их осведомленность об этих кодах и малое применение QR-кодов в учебном процессе.

Наш эксперимент по внедрению QR-кодов в урок математики: для выдачи домашнего задания, для самостоятельной работы обучающихся в виде кодов, показали рост мотивации школьников к учебно-познавательной деятельности, что будет способствовать повышению качества образования в школе в целом. Мы будем разрабатывать новые задания с использованием QR- кода.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Мнемозина, 2014. – 280 с.

Мерзляк А.Г. Математика: 5 класс: учебник – М.: Вентана-Граф, 2019. – 304с.

ВикипедиЯ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/QR-код

QR Coder.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://qrcoder.ru/

Приложение 1

Сложение и вычитание десятичных дробей

Реши

Проверь

Правильно?

Реши

Проверь

Правильно?

1) 4,72 + 3,5

   

 7) 6,5133 + 91

   

2) 5,8 + 22,191

   

8) 65 - 42,759

   

3) 8,9021 + 0,68

   

9) 41,508 - 1,508

   

4) 9,4 - 7,3

   

10) 449,256 - 0

   

5) 36,749 - 29,61

   

11) 5,63 + 6, 17

   

6) 10,1 - 10,085

   

12) 1 - 0,999

   

Итого:

 

Решите задачи:

Подсказка:

1. Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.

Решение:

Ответ:

 

2. Найдите периметр треугольника АВС, если АВ = 2,8 см, ВС больше АВ на 0,8 см, но меньше АС на 1,1 см.

Решение:

Ответ:

 

Ф.И. _____________________________________________________________

Приложение 2

По горизонтали:

По вертикали:

6.

1.

7.

2.

8.

3.

 

4.

 

5.

«QR-кроссворд — дроби»

Приложение 3

Анкета 1

1. Знаете ли вы, что такое QR-код?

а) да б) нет

2. Знаете ли вы, кок создать QR-код?

а) да б) нет

3. Знаете ли вы, как раскодировать QR-код?

а) да б) нет

4. Встречались ли вам на уроках задания с QR-кодами?

а) да б) нет

5. Хотели бы вы больше узнать о QR-кодах и выполнять задания на уроках с помощью них?

а) да б) нет.

Приложение 4

Анкета 2

Понравились ли вам наш урок и QR-задания?

а) да; б) нет.

Повысился ли интерес к учебному процессу на уроке математики?

а) да; б) нет.

Хотелось бы вам использовать QR-задания в дальнейшем и на других уроках?

а) да; б) нет.

4. Если да, то на каких уроках?

_______________________________________________________________

Просмотров работы: 1099