Цели и задачи проекта
Цель: найти взаимосвязь и способы взаимодействия между математикой и английским языком для успешного изучения обоих предметов.
Гипотеза: параллельное изучение математики и английского языка приводит к успешному изучению и математики и языка.
Задачи:
Изучить математические труды Льюиса Кэрролла (писателя и математика).
Определить перечень авторских занимательных задач Л. Кэрролла для использования в проведении уроков на английском и русском языках
Создать сценарий фрагмента урока на английском и русском языках.
Создать информационный буклет о жизни, творчестве и достижениях Л. Кэрролла для использования на уроках английского языка и зарубежной литературы.
Введение
В наши дни математика и английский язык остаются первостепенными дисциплинами. Математика - основа всех наук. Английский язык - международный язык со впечатляющей историей. В своей исследовательской работе я рассмотрю достоинства одновременного изучения этих предметов и предоставлю результаты проделанной работы. Для обоснования своей точки зрения я использую материалы работ Льюиса Кэрролла. Он, будучи разносторонним деятелем, оставил большое число своих трудов. В последующем будут рассмотрены его биография для написания информационного буклета, а также предоставлены материалы его авторских задач для детей для составления плана урока.
Значение математики в наши дни
Сегодня большое количество людей не осознают важность математики и не понимают, для чего она вообще нужна. Числа преследуют человека повсюду на протяжении всей жизни. Эта наука стоит в основе всего, объясняет, как многое работает не только в повседневной жизни, но и во всех профессиональных областях: лингвистике, технических науках и др., служит языком, на котором мыслит наука. Математика показывает все скрытые закономерности, позволяет описать большинство явлений действительности, открывает возможность к анализу данных. Она требует точности, ясности понятий и обоснованного доказательства, и потому выводы, построенные на законах и расчетах, всегда правильны и истинны. Кроме того, наличие математических знаний, аналитическое мышление играет большую роль в становлении личности и формировании характера, развивает ум, позволяет совершать правильные решения, просчитывать наперед, решать проблемы. Без знания математики развитие человека бы не случалось, не были бы сделаны никакие открытия, отсутствовала бы возможность к освоению других дисциплин.
Вот, что говорили разные люди об этой науке:
«Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли». (А. Д. Александров)
«И сильно возлюбив искусство числительное, помыслил я, что без числа никакое рассуждение философское не слагается, всей мудрости матерью его почитая». (Анания из Ширака)
«Математика выявляет порядок, симметрию и определённость, а это – важнейшие виды прекрасного». (Аристотель)
«Математика – королева и служанка наук». (Эрик Темпл Белл)
«Математика – это больше чем наука, это язык науки». (Нильс Бор)
Значение английского языка
Английский язык, возникнув несколько столетий назад, остается важнейшим средством общения человечества и в наши дни. Это язык с огромной историей, ставший неотъемлемой частью мировой культуры. Английский язык является значительной составляющей в жизни людей, будучи инструментом общения подавляющей части мира, например, официальным языком ООН, олимпийских игр, а также международным языком науки, искусства, информации и технологии. Знание языка позволяет быть понятым практически в любой точке мира, работать и учиться во многих странах. Изучение английского, как языка со сложной структурой требует сосредоточенности и больших умственных трат, и таким образом, способствует духовному развитию человека. Также историческое значение состоит в том, что английский язык стал средством развития других языков, с помощью заимствований и воздействия на них.
Высказывания других людей:
«Немецкий и испанский языки вполне доступны иностранцам, но английский недоступен даже англичанам». (Джордж Бернард Шоу)
«Не понимать ни одного языка, кроме английского, — привилегия англичан. Даже если англичанин вас понимает, он не унизится до того, чтобы показать это». (Пьер Данинос)
«Границы моего языка — это границы моего мира». (Людвиг Витгенштейн)
«Английский — это не просто средство выражения наших мыслей; это сама сущность и основа мышления». (Автор неизвестен).
«Когда путешествуешь, не зная английского, начинаешь понимать, что значит родиться глухонемым и слабоумным». (Филипп Бувар).
Параллельное изучение математики и английского языка
Математика, будучи инструментом к изучению окружающего мира, имеет крепкую связь с языками, а особенно с английским, в частности из-за установленного порядка в структуре языка. Этот порядок подчиняется определенным правилам и законам, как и в математике. У этих двух дисциплин намного больше общего, чем кажется. Во-первых, математику тоже можно назвать языком, масштабы ее распространения далеки даже от английского, самого популярного языка в мире. Во-вторых, обе науки включают в себя множество исключений.
Более подробно эту связь рассмотрел Джордж Зипф, сформировав закон под своим именем. Законы Зипфа описывают закономерности частотного распределения слов в тексте на любом естественном языке, в частности на английском. Первый закон гласит: Вероятность обнаружения любого слова, умноженная на его ранг — постоянная величина. Второй - Разные слова в большом массиве текста могут иметь одинаковое количество вхождений. Если построить график, где ось X отображает частоту слова, а ось Y — количество слов, входящих в текст с такой частотой, то для любого массива текста этот график будет одинаковым. В логарифмическом масштабе этот график близок к прямой линии. В линейном масштабе график напоминает гиперболу, наклон кривой на начальном участке различается для разных языков, но для всех текстов на одном языке кривая распределения одинакова.
Практическая часть
Для того, чтобы рассмотреть проблему со стороны языка, я собираюсь составить информационный буклет на английском языке. Я рассмотрела биографию и работы Льюиса Кэрролла, так как эти материалы подходят под тему моего проекта. Он, будучи разносторонним человеком, является отличным примером сочетания разных умений и знаний в человеке. Буклет будет в себе содержать краткую биографию Льюиса Кэрролла.
Что касается математики, я представляю фрагмент урока для школьников на английском языке. Для этого я также использую материалы работ Льюиса Кэрролла - его задачи для детей.
Информационный буклет
Early years (Ранние годы)
Charles Lutwidge Dodgson was born January 27 in 1832 in Cheshire, England. He was the eldest child in a family of eleven. In his childhood he was home-schooled and was good at numbers. When he was twelve he entered Richmond Grammar School in Yorkshire. In 1850 Charles joined Christ Church College in Oxford, where he stayed till 1881. Although, he lost his concentration easily, he would do well, especially in Mathematics. Also Lewis has been interested in literature, since he was young.
(Чарльз Лютвидж Доджсон родился 27 января 1832 в Чешире, Англия. Он был старшим среди 11 детей. В детстве он обучался на дому и ему хорошо давались числа. Когда ему было 12, он попал в Ричмондскую среднюю школу в Йоркшире. В 1850 году Чарльз поступил в колледж Крайст-Черч в Оксфорде, где он остался до 1881 года. Хотя он быстро терял концентрацию у него были успехи в учебе, особенно в математике. А также Льюис заинтересовался литературой с юношества.)
Academic career (Академическая карьера)
Afterwards, Lewis has confirmed his success in studying and teaching Math by winning Christ Church Mathematical Lectureship. Apart from working on linear and matrix algebra, geometry and logic, he released several books with new ideas in these areas. Lewis Carroll has been working as a curator of the common room since 1882 till 1892.
(Позже Льюис подтвердил свои успехи в изучении и преподавании математики, выиграв в чтении математических лекций в Церкви Христа. Кроме работы над линейной и матричной алгеброй, геометрией и логикой, он выпустил несколько книг с новыми идеями в этих областях. Льюис Кэрролл работал куратором общей комнаты с 1882 по 1892 год.)
Writing career (Писательская карьера)
His early works which were mostly satirical, were published in small magazines. First time when he printed under his pen name, was in 1856, during releasing a romantic poem. In 1864 he presented a story about one of dean's children, a girl, named Alice. In the end, 'Alice's adventures in Wonderland' got extremely popular and started to bring in money, after being published in 1865. Charles printed a sequel called 'Through the looking-glass and what Alice found there'. Though his following writings, poems and stories remained source of earning money, it was not as bright as a story about Alice.
(Его ранние работы, которые в основном были сатирическими, публиковались в небольших журналах. Первый раз, когда он печатался под своим псевдонимом был в 1856 году, во время выпуска его романтических стихов. В 1864 году он представил историю о дочери декана - Алисе. В итоге “Приключения Алисы в стране чудес” стало невероятно популярны и начали приносить деньги, после публикации в 1865 году. Чарльз выпустил сиквел, названный “Алиса в Зазеркалье”. Хотя его следующие работы: стихи и рассказы - оставались источником заработка, они были не так успешны, как история об Алисе.)
Interesting facts (Интересныефакты)
1. In addition to being a writer and mathematician he tried photography and he even invented a thing called nyctograph. (Кроме того, что он был писателем и математиком, он пробовал себя в фотографии и даже изобрел вещь с именем никтограф.)
2. Lewis was left-handed and he was punished for writing with this hand and it became a reason of his stutter in the future. (Льюис был левшой, и его наказывали за то, что он писал этой рукой, и это стало причиной его заикания в будущем.
3. Communication with children went easier than with adults for Charles Dodgson. (Общение с детьми давалось Чарльзу Доджсону легче, чем со взрослыми.)
План урока занимательной математики для младших школьников
Начало– «Сегодня на нашем уроке мы рассмотрим задачи Льюиса Кэрролла, всем известного автора «Алисы в стране чудес», на самом деле еще и талантливого математика и логика.”
Задачи
«Ни одно ископаемое животное не может быть несчастно в любви.
Устрица может быть несчастна в любви».
Какое заключение из этого можно сделать? (Устрица - не ископаемое)
«Все канарейки, получающие достаточное количество корма, поют громко. Ни одна канарейка не настроена меланхолически, если она поет громко. « (Все канарейки, получающие достаточное количество корма, не настроены меланхолично)
«Ни один пирог со сливами не полезен.
Некоторые полезные вещи вкусны». (Некоторые вкусные вещи - не пироги со сливами)
Кошка съедает мышку за одну минуту. За сколько времени кошка съест 60 000 мышек? (60000 минут)
Два путешественника выходят их гостиницы в 3 часа дня и возвращаются в нее в 9 часов вечера. Маршрут их проходит то по ровному месту, то в гору, то под гору. По ровному месту путешественники идут со скоростью 4 мили в час, в гору – со скоростью 3 мили в час и под гору – со скоростью 6 миль в час. Найти расстояние, пройденное путешественниками с момента выхода из гостиницы до момента возвращения. (26)
Заключение
Я выполнила все поставленные задачи, доказав гипотезу и сделав вывод по поставленной цели. Выполняя эту работу, я узнала много нового о, казалось бы, повседневных вещах, о том, что постоянно учат школьники. А также смогла практиковаться в английском языке, создавая буклет, и математике, собирая материалы математических заданий. Надеюсь, что из моей работы, вы смогли открыть для себя что-то, чего не знали ранее.
Список используемой литературы
Закон Зипфа: как связаны математика и быстрое изучение иностранного языка | Мел (mel.fm)
Роль математики в жизни людей — Информио (informio.ru)
Коллекция задач из произведений Льюиса Кэрролла | Авторская платформа Pandia.ru
https://www.britannica.com/biography/Lewis-Carroll
https://www.lewiscarroll.org/
https://www.thefamouspeople.com/profiles/lewis-carroll-6.php