Введение
Почти 61 год тому назад, 12 апреля 1961 года, советский космонавт Юрий Гагарин впервые в мире совершил орбитальный полет вокруг планеты Земля, стартовав с космодрома «Байконур» на космическом корабле «Восток». Полет, длившийся всего 108 минут, стал первым мощным прорывом в освоении космоса.
День космонавтики и авиации был установлен в СССР Указом Президиума Верховного Совета в 1962 году, а в 1968 году получил международный статус. Великому событию XX века посвящены книги и песни, сняты документальные и художественные фильмы. Память о людях, которые внесли вклад в развитие космической отрасли, сохранена не только в книгах, песнях и фильмах. Имена героев, преодолевших земное притяжение, конструкторов, инженеров, техников носят города, улицы, дворцы детского творчества, школы.
В данной работе мы вкратце хотели вспомнить, что связывает Уфу с космосом и как сохраняется память о людях, проложивших дорогу к звездам.
Актуальность работы в том, что именно Космос – это то высшее достижение Советского Союза, что вызывает у россиян чувство наибольшей гордости. Наряду с победой в Великой Отечественной войне сегодня второе по значимости событие национальной гордости – это полет Гагарина.
Однако цель работы заключалась в том, чтобы поделиться об опыте проведения Республиканской Гагаринской олимпиады школьников, участником которой мне довелось быть в течение нескольких школьных лет.
Объект исследования: республиканская олимпиада школьников на Кубок Гагарина.
Предмет исследования: положение и примеры заданий олимпиады.
В соответствии с целью составлен план работы и определены задачи:
- изучение, подбор и систематизация материала для работы;
- оформление работы и презентации.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы будут полезны преподавателям, которые могут использовать материалы работы в своей образовательной деятельности. Хочется верить, что наша работа заинтересует обучающихся школ, колледжей из других регионов и поможет преподавателям в воспитании у ребят чувства патриотизма и гордости за отечественную науку. Представители министерств образования и администраций других регионов могут изучить опыт организации подобных олимпиад, последовать примеру и проводить аналогичные мероприятия.
Уфа и космос
В Республике Башкортостан в целом, и в частности в столице – городе Уфе, большое внимание уделяется космическим достижениям.
С вой достойный вклад в развитие отечественной космонавтики внес коллектив Уфимского приборостроительного производственного предприятия (УППО). В 1962 году первенец авиаприборостроения на башкирской земле стал участником программы освоения космоса и приступил к выпуску командно-вычислительных устройств и бортовой аппаратуры для спутников серии «Космос». Сами космонавты пользовались бритвами «Агидель», которые также выпускались в УППО.
В 1964 году при Уфимском ЦПКиО был открыт планетарий. В 1995 году была проведена техническая реконструкция, в ходе которой под 8-метровым куполом в звёздном зале планетария смонтированы современный планетарный проектор звёздного неба нового поколения и система управляемых компьютером видеопроекторов.
В Уфе есть улицы Космонавтов, Комарова, Королева и Гагарина, построенные с 50-х до 80-х годов прошлого столетия. Уфимский дворец пионеров носит имя Владимира Комарова, т.к. он очень часто встречался с пионерами во время приезда в Уфу к родственникам жены. В 2017 году на странице московского Музея космонавтики в Facebook появилось сообщение о том, что дочь космонавта Владимира Комарова передала в музей 18 открыток с фотографиями лётчика-космонавта и его автографом, которые предназначались уфимцам, но так и не были им переданы. На открытках была дата – 10 декабря 1 964 года. Совместными усилиями работников Московского музея космонавтики и журналистов Башкирского телевидения родственники некоторых адресатов были найдены и им торжественно были вручены открытки от космонавта.
В ноябре 2011 года Уфимскому государственному авиационному техническому университету учредителями благотворительного проекта «Аллея Российской Славы» был подарен памятник Юрию Гагарину. Цель проекта – возрождение патриотического духа подрастающего поколения. «Главная сила в человеке – это сила духа…» – с такими словами, начертанными на постаменте памятника, обращается Юрий Гагарин к молодежи, помогая ей преодолевать трудности. В 2013 году на фасаде одного дома по улице Гагарина появился портрет первого космонавта в стиле граффити размером 7 на 9 метров, выполненный молодыми уфимскими художниками.
В 2011 году, в год 50-летия полета Юрия Гагарина башкирская хоккейная команда «Салават Юлаев» выиграла хоккейный приз Кубок Гагарина, вручаемый победителю серии плей-офф Континентальной хоккейной лиги, начиная с сезона 2008/2009. По словам руководителя лиги, имя Гагарина было выбрано потому, что его имя ассоциируется у россиян с высшими достижениями, а сам Юрий Гагарин является символом нации. Кроме того, по мнению создателей КХЛ, прорыв, осуществленный Гагариным в космосе, должен ассоциироваться с прорывом в хоккее, хотя сам Юрий Гагарин любил популярный в СССР хоккей с мячом.
В разные годы в Уфе побывали многие космонавты. Андриян Николаев в составе правительственной делегации Чувашии приезжал в встречу с чувашами, проживающими на территории нашей республики. В 1980 году в одном из наших домов отдыха побывал космонавт Валерий Рождественский. На открытии в 1965 году Монумента Дружбы вместе с первыми лицами республики присутствовал и выступил с речью Владимир Комаров. Запечатлен приезд в наш город космонавтов В. Волкова, Е. Хрунова, В. Севостьянова.
В январе 2017 года в Уфу, в Мемориальный дом-музей С.Т.Аксакова приезжал член Попечительского совета Аксаковского фонда, президент Московского университета инженеров геодезии и картографии, дважды Герой Советского Союза лётчик-космонавт СССР Виктор Петрович Савиных, участник самого сложного в техническом отношении в истории мировой космонавтики полёта на «мертвую» станцию «Салют». После плодотворной работы Виктор Савиных отдохнул в знаменитом санатории «Янган-Тау», где пообщался в теплой обстановке с гостями и сотрудниками здравницы.
Е сть в Башкортостане и свой космонавт-исследователь Урал Назибович Султанов. Родился 18 ноября 1948 года в селе Никифаровка Альшеевского района Башкирской АССР (ныне Республика Башкортостан). Летчик-испытатель 1-го класса. Заслуженный летчик-испытатель России. Совершил более 12000 полетов, из которых 8000 испытательных. Установил 10 мировых авиационных рекордов. Испытатель 50 типов военных и гражданских самолетов. И хотя в космос полететь ему не довелось, его работа была так или иначе связана с космонавтикой. 16 ноября 1988 года, в газетах и по телевидению в связи с запуском космического корабля многоразового использования «Буран» были названы фамилии четырех космонавтов-испытателей, среди которых был и наш земляк Урал Султанов. В 1991-1992 годах участвовал в летной подготовке французских космонавтов и летчиков Жан-Лу Кретьена, Жан-Пьера Эньере и летчика Ги Мито по программе пилотирования воздушно-космических самолётов.
История Гагаринской олимпиады
Р еспубликанская олимпиада школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина проводится в память о знаменательном событии в истории нашей великой Родины и ее выдающемся сыне. Гагаринская олимпиада – единственный проект в республике, который ведет раннюю профориентационную работу и мотивирует талантливую молодежь к поступлению в вузы Республики Башкортостан с целью дальнейшего формирования кадрового резерва для высокотехнологичных отраслей промышленности. Данный образовательно-патриотический проект позволяет школьникам увидеть свою востребованность в профессиональном, интеллектуальном плане и ощутить поддержку со стороны общества.
Олимпиада школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина успешно проводится в нашей республике с 2011 года в целях патриотического воспитания молодежи, и с каждым годом количество ее участников увеличивается, что говорит о несомненном интересе как со стороны учащихся, так и учителей.
В первый год участниками Олимпиады стали 7500 школьников, к 2017/2018 учебному году количество участников выросло до 120 тысяч, в 2018/2019 учебном году Гагаринская олимпиада объединила более 134 тысяч школьников из 53 городов и районов Башкортостана, которые соревновались по таким общеобразовательным предметам, как полиолимпиада, математика, физика, информатика, русский язык, литература, окружающий мир, биология, история, обществознание, география, английский язык, физическая культура, музыка и башкирский язык.
Принимая участие в Олимпиаде на Кубок имени Ю.А. Гагарина, ребята получают возможность продемонстрировать полученные на уроках знания и расширить свой кругозор, лично познакомиться и получить заслуженные награды из рук Героев России, легендарных советских и российских космонавтов, спортсменов, ярких представителей науки, культуры и искусства, видных военачальников, конструкторов, общественных и политических деятелей России и Башкортостана.
Е жегодно Олимпиада завершается Торжественной церемонией награждения победителей и призеров, которая проходит в мае в Русском драматическом театре Республики Башкортостан. Все участники олимпиады получают Сертификаты, которые отправляются в школы в бумажном виде. Победители и призеры всех трех этапов награждаются соответствующими дипломами.
Благодаря Олимпиаде школьники республики успели встретиться с Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР, Заслуженным летчиком-испытателем СССР, полковником Игорем Петровичем Волком и дважды Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР, генерал-майором авиации Виктором Васильевичем Горбатко, которые стояли у истоков Гагаринской олимпиады. К большому сожалению, в 2017 году космонавты ушли из жизни. Но память о них жива. И тот вклад, который космонавты внесли в развитие Олимпиады, не забудется.
14 мая 2021 года в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан состоялась 10-я Торжественная церемония награждения победителей и призеров Республиканской олимпиады школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина. В этом учебном году только в Уфе в олимпиаде участвовали 45357 учащихся. Р ебят и педагогов награждали представители Правительства РБ, депутаты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, советские и российские космонавты, спортсмены, представители науки, культуры и искусства, руководители оборонно-промышленных предприятий, общественных организаций и фондов.
Примеры заданий олимпиады по математике
2015-2016 учебный год, школьный этап
5 класс: Солнце вращается вокруг своей оси столько суток, сколько будет четверть от сотни, а Юпитер – столько часов, сколько составляет самое маленькое двузначное число. Какую часть составляет время вращения Юпитера от времени вращения Солнца?
6 класс: 12 космонавтов обменялись рукопожатием. Сколько было рукопожатий?
2015-2016 учебный год, муниципальный этап
5 класс: Впервые выход в открытый космос был осуществлён космонавтом Алексеем Леоновым во время полета корабля «Восход-2» (18-19 марта 1965 года). Время выхода в открытый космос составило 12 минут. Светлана Савицкая – первая женщина космонавт, вышедшая в открытый космос (17-29 июля 1984 года). Время пребывания в открытом космосе составило 3 часа 20 минут. Сколько процентов составляет отношение времени пребывания Леонова ко времени Савицкой?
6 класс: Первая космическая скорость – это скорость, при которой орбитальная станция движется по круговой орбите. Вторая космическая скорость – это скорость, при которой спутник, покидает окрестности Земли и становится спутником Солнца. Она больше первой космической скорости. Среднее арифметическое первой и второй космических скоростей равно 9,35 км/с, причём одна из них составляет 0,7 от другой. Найди первую космическую скорость.
2015-2016 учебный год, республиканский этап
5 класс: После семи стирок остаток от «Космического порошка» поместился в коробочку длина, ширина и высота которой уменьшилась вдвое относительно исходных размеров «Космического порошка». На сколько стирок хватит оставшегося порошка?
6 класс: Найдите количество способов расставить отряд из 6 космонавтов в одну шеренгу?
2016-2017 учебный год, школьный этап
5 класс: В некоторой семье отцу 42 года, а сыну – 14 лет. Через сколько лет сын будет в два раза младше отца?
6 класс: Скорость искусственного спутника Земли 28800 км/ч, а скорость пули винтовки 800 м/с. Какое из этих тел движется быстрее и во сколько раз?
2016-2017 учебный год, муниципальный этап
5 класс: Транспортировка космического корабля для запуска от ангара к стартовой площадке происходит по рельсам (пара рельс). Специальные типы рельсов изготавливаются под заказ только с длинами 7 и 12 метров, и делить их на части нельзя. Сколько разных решений (комплектов рельс двух типов) имеется для задачи составления пути длиной в 100 метров?
6 класс: Лифт двенадцатиэтажного дома, двигаясь равномерно, поднимается на 6-ой этаж за 30 секунд. За какое время лифт поднимется на 12-ый этаж?
2016-2017 учебный год, республиканский этап
5 класс: Для вывода космического корабля на околоземную орбиту требуется достичь первой космической скорости (около 8 км/с). Планируется последовательное использование трех ступеней (систем двигателей) корабля: первая ступень работает 1 минуту и увеличивает скорость в среднем на 5 м за каждую секунду работы, вторая ступень работает 4 минуты и разгоняет на 10 м за секунду, третья ступень – 4 минуты и на 20 м в секунду. Достигнет ли корабль первой космической скорости за первые 10 минут полета?
6 класс: 24 сентября 1970 года автоматическая станция «Луна-16» доставила на Землю образцы лунного грунта (реголит). Анализ грунта выявил содержание различных веществ, в том числе, железо (Fe) в количестве 13,13 г и кремния (Si) в количестве 20,2 г, причем содержание кремния в грунте – 20%. Ответьте на два вопроса:
1) Какова масса лунного грунта, который доставила «Луна-16»?
2) Каков процент содержания железа в этом образце лунного грунта?
2020-2021 учебный год
5 класс: Предложил черт лодырю: «Всякий раз, как перейдешь этот волшебный мост, твои деньги удвоятся. За это ты, перейдя мост, должен будешь отдать мне 24 рубля». Трижды перешел лодырь мост – и остался совсем без денег. Сколько денег было у лодыря первоначально?
7 класс: Учитель математики написал на доске четырехзначное число, в котором все цифры различны и не равны нулю, и вызвал к доске учеников Петрова и Васечкина. Один из них отличник и всегда прав, а другой двоечник и всегда ошибается. Каждый сделал два утверждения. Петров сказал: «Одна из цифр этого числа равна сумме всех остальных. Вторая цифра самая большая». Васечкин сказал: «Вторая цифра не меньше трех. Первая цифра делится на все остальные». Какое число написал учитель? (Найдите все возможные варианты ответа).
8 класс: На столе лежат три кучки по 7, 10 и 10 спичек. Паша и Витя ходят по очереди, начинает Паша. За один ход можно взять любое число спичек из одной кучки. Проигрывает тот, кто заберет последнюю спичку из какой-нибудь кучки. Кто из игроков может выигрывать, как бы ни играл соперник?
9 класс: В записи точного квадрата миллион цифр. Может ли количество чётных и нечётных цифр быть одинаковым?
10 класс: В стране есть 20 прямых автотрасс. Любые две автотрассы пересекаются, и на их пересечении расположен город. Через город A проходит семь из этих автотрасс, через город B – четыре, через город C – три, а через каждый из оставшихся городов – по две. Сколько городов в этой стране?
Примеры заданий по другим предметам
(муниципальный этап, 2020-2021 учебный год)
Физика, 7 класс: По специальному заказу была изготовлена увеличенная копия оловянного солдатика. Для этого израсходовано столько же олова, сколько для изготовления 343 солдатиков обычного размера. Сколько обычных солдатиков можно было бы покрасить той краской, которой покрасили эту увеличенную копию?
Физика, 8 класс: Когда к пружине длиной 13 см подвесили груз массой 1 кг, длина пружины стала равной 15 см. Определите коэффициент жесткости пружины и на сколько она растянется под действием груза массой 3 кг.
Астрономия, 7 класс:Кто из нижеперечисленных не является космонавтом (не летал в космос)?
А) Григорий Нелюбов Б) Андриян Николаев
В) Владимир Комаров Г) Герман Титов.
Астрономия, 8 класс:Сила тяжести на Луне в 6 раз слабее, чем на Земле. Вычислите вес 70-килограммового космонавта на поверхности Луны. Ответ выразите в Ньютонах и округлите до целых.
Русский язык, 7 класс: Найдите в предложениях подлежащее и сказуемое. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите недостающие буквы. Свой ответ аргументируйте.
А) Три книги лежал… на столе.
Б) Двадцать один студент сдавал… экзамен.
В) Прошл… десять лет.
Г) Несколько человек шл… по улице.
Д) Сколько книг сто…т на полке.
Е) Много людей пришл… на концерт
Русский язык, 8 класс: Придумайте слова с такими сочетаниями согласных: тств, вств, дств, нтств, нтск, стл.
Литература, 7 класс: Восстановите из приведенных ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы (все слова даны в начальной форме, при необходимости меняйте их число, род). Укажите также авторов произведений.
➢ Белый, железный, неизвестный, антоновский, крестьянский, собачий, лошадиный, дурной, синий, алый.
➢ Дорога, птица, фамилия, парус, общество, пудель, цветок, сердце, яблоко, ребенок.
Литература, 8 класс: Назовите источники следующих «крылатых выражений» (названия произведений и их авторов).
1) Срывать цветы удовольствия.
2) Одна, но пламенная страсть.
3) Там русский дух, там Русью пахнет.
4) Есть еще порох в пороховницах.
5) Служенье муз не терпит суеты …
Заключение
В ходе выполнения данной работы мы еще раз ощутили важность первого полета человека в космос, гордость за осуществление идей инженеров- конструкторов нашей страны первым космонавтом Юрием Гагариным и объединение усилий представителей власти и гражданского общества по сохранению памяти о величайшем событии мирового масштаба.
Этому способствует и республиканская олимпиада школьников на Кубок Гагарина, которая организована автономной некоммерческой организацией «Общественный комитет по развитию и поддержке школьного олимпиадного движения в Республике Башкортостан «Виктори» и проводится под патронатом Федерации космонавтики России, Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан.
Гагаринская олимпиада способствует поиску талантливых детей, выявлению и развитию у самого широкого круга школьников творческих способностей и интереса к изучению ряда предметов и научно-исследовательской деятельности, распространению и популяризации научных знаний среди молодежи, ранней профессиональной ориентации, подготовке обучающихся к выступлениям на всероссийских и международных конкурсах.
Мы надеемся, что опыт проведения олимпиады школьников на Кубок Гагарина в Республике Башкортостан будет полезен представителям министерств образования и администраций других регионов нашей страны.
Библиографический список использованных источников
1.http://sch79.ucoz.net/olimp/gagarin/polozhenie_kubok_gagarina-2020-2021.pdf
2. https://kubok-gagarina.ru/view.php?page=hystory
3. https://ufa-edu.ru/press-center/news/sostoyalos_nagrazhdenie_pobediteley_i_prizerov_respublikanskoy_olimpiady_shkolnikov_na_kubok_im_yu_a/
4. https://vk.com/kubok_gagarina
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
о Республиканской олимпиаде школьников
на Кубок имени Ю.А. Гагарина 2020-2021 учебного года
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о Республиканской олимпиаде школьников на Кубок имени Ю.А. Гагарина (далее – Олимпиада) определяет порядок организации и проведения Олимпиады на территории Республики Башкортостан, ее организационное и методическое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде и определения победителей и призеров в 2020-2021 учебном году.
1.2. Олимпиада является образовательно-патриотическим проектом, реализуемым на принципах общественно-государственного и общественно-муниципального партнерства.
1.3. Олимпиада является неотъемлемой частью системы аэрокосмического и астрономического образования детей и молодежи, которая направлена на раннюю профориентацию обучающихся общеобразовательных организаций и их подготовку к поступлению в технические вузы страны.
1.4. Учредитель Олимпиады – Автономная некоммерческая организация «Общественный комитет по развитию и поддержке образовательных проектов в Республике Башкортостан «Виктори». Партнерами Олимпиады являются Государственная корпорация «Роскосмос», Государственное Собрание-Курултай Республики Башкортостан, Федерация космонавтики России, Клуб Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы города Москвы и Московской области, Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию», Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, ФГБУ «Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина», Башкортостанское региональное отделение Союза машиностроителей России, Республиканская организация Башкортостана «Роспрофавиа», Региональная общественная организация "Клуб ветеранов – генералов и адмиралов Республики Башкортостан", Региональное отделение «Офицеры России» в Республике Башкортостан, Региональное отделение ДОСААФ России Республики Башкортостан, ведущие вузы Российской Федерации и Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, муниципальные районы и городские округа Республики Башкортостан, предприятия оборонно-промышленного комплекса России, Общественная палата Республики Башкортостан, детско-юношеский телеканал «Тамыр», Центр поддержки технического образования школьников «Гагаринцентр», Союз директоров общеобразовательных организаций Республики Башкортостан, Государственный академический Русский драматический театр Республики Башкортостан, Башкирское региональное отделение ООГПО «Российское общество «Знание».
1.5. Олимпиада проводится под патронатом Федерации космонавтики России, Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан.
1.6. Организатор и оператор Олимпиады – Автономная некоммерческая организация «Общественный комитет по развитию и поддержке школьного олимпиадного движения в Республике Башкортостан «Виктори».
1.7. В Олимпиаде принимают участие на добровольной основе обучающиеся 1-8 классов государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы.
1.8. Олимпиада проводится по заданиям, составленным на основе основных и дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – олимпиадные задания).
1.9. Рабочим языком проведения Олимпиады является русский язык.
1.10. Организатор не несёт ответственность за получение некорректной информации об Олимпиаде, если участник получил такую информацию в неофициальном порядке.
1.11. Участие в Олимпиаде является открытым.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Объединение усилий представителей гражданского общества и власти по сохранению памяти о величайшем событии современности – первом полёте человека в космос.
2.2. Популяризация российской науки – её роли в развитии мировой цивилизации и в процессах модернизации России.
2.3. Поиск талантливых детей, выявление и развитие у обучающихся образовательных организаций, осваивающих общеобразовательные программы, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи, ранняя профессиональная ориентация.
2.4. Развитие у самого широкого круга школьников интереса к изучению ряда предметов.
2.5. Создание условий для более раннего развития способностей детей в решении задач, выходящих за рамки основной общеобразовательной программы, для ранней профессиональной ориентации.
2.6. Начало планомерной подготовки обучающихся к выступлениям на всероссийских и международных олимпиадах и конкурсах.
2.7. Привлечение общеобразовательных организаций республики к более эффективной работе по патриотическому воспитанию обучающихся преимущественно среди одаренных детей.
2.8. Практическое развитие концепции непрерывности образования посредством расширения взаимодействия между вузами, общеобразовательными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса.
2.9. Основная цель Олимпиады – мотивировать школьников 1-8 классов к осознанному желанию в старших классах готовиться к поступлению в технические или военные вузы страны.
3. СОДЕРЖАНИЕ ОЛИМПИАДЫ
3.1. Для обучающихся 1 классов Олимпиада проводится по направлениям:
− полиолимпиада, содержание которой составляют задания по математике, русскому языку, литературе и окружающему миру;
− физическая культура.
3.2. Для обучающихся 2-8 классов Олимпиада проводится по трем общеобразовательным предметам, добровольно выбранным участником Олимпиады из следующего перечня:
– 2-4 классы: 1) математика, 2) русский язык, 3) окружающий мир, 4) информатика (в том числе и для детей, изучающих предмет самостоятельно), 5) физическая культура, 6) литература, 7) музыка (только для обучающихся 4 классов).
– 5-8 классы: 1) математика, 2) физика (для обучающихся 7-8 классов), 3) русский язык, 4) биология, 5) информатика, 6) физическая культура, 7) иностранный язык (английский, немецкий), 8) история, 9) обществознание (для обучающихся 6-8 классов), 10) литература, 11) география, 12) музыка, 13) башкирский язык, 14) астрономия (для изучающих предмет самостоятельно). 3.3. Олимпиада проводится в три этапа: школьный (ШЭ), муниципальный (МЭ) и республиканский (РЭ). Форма проведения каждого этапа – очная.
3.4. Создание особых условий проведения Олимпиады для отдельных категорий участников не предусмотрены.
3.5. Дополнительно каждый участник Олимпиады может принять участие в Республиканском конкурсе детского рисунка «Я рисую. Мой космический мир» (см. Положение на официальном сайте Олимпиады www.kubok-gagarina.ru) и Республиканской олимпиаде школьников по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Я помню. Я горжусь» (см. Положение на официальном сайте Олимпиады www.kubok-gagarina.ru).
4. УЧАСТНИКИ ОЛИМПИАДЫ
4.1. К участию в Олимпиаде, без предварительного отбора, допускаются все обучающиеся 1-8 классов общеобразовательных организаций, участвующих в проекте, оплатившие организационный взнос. Размер организационного взноса в 2020-2021 учебном году составляет 190,00 рублей для каждого участника Олимпиады (сроки и порядок оплаты см. в разделе 6 настоящего Положения).
4.2. Оплачивая организационный взнос, родители (законные представители) участников Олимпиады соглашаются с порядком и условиями ее проведения, изложенными в настоящем Положении, дают согласие на использование и обработку, передачу и получение персональных данных своих подопечных организационными комитетами Олимпиады в целях накопления, систематизации, уточнения (обновления, изменения), хранения, а также на публичное оглашение, публикацию в средствах массовой информации и на размещение на официальном сайте Олимпиады в сети Интернет результатов участия своих подопечных в Олимпиаде и других общедоступных персональных данных, в том числе изображений своих подопечных.
4.3. Участники Олимпиады (1 классы), оплатившие организационный взнос, допускаются к участию в Полиолимпиаде и физической культуре (пункт 3.1), а также к участию в Республиканском конкурсе детского рисунка «Я рисую. Мой космический мир» (пункт 3.4).
4.4. Участники Олимпиады (2-8 классы), оплатившие организационный взнос, допускаются к участию в Олимпиадах по трем общеобразовательным предметам, добровольно выбранным из перечня, предложенного в пункте 3.2, а также получают возможность участвовать в Республиканском конкурсе детского рисунка «Я рисую. Мой космический мир» (пункт 3.4).
4.5. От уплаты организационного взноса освобождаются участники Олимпиады из детских домов и школ при лечебных учреждениях.
4.6. К участию в муниципальном этапе Олимпиады по всем предметам допускаются победители школьного этапа Олимпиады.
4.7. К участию в муниципальном этапе Олимпиады по всем предметам могут быть допущены призеры школьного этапа Олимпиады с наивысшим рейтингом.
4.8. Количество участников муниципального этапа Олимпиады по каждому предмету и в каждой параллели не должно превышать 10% от общего числа принявших участие на школьном этапе Олимпиады по этому предмету в данной параллели.
4.9. К участию в республиканском этапе Олимпиады по всем предметам допускаются победители муниципального этапа Олимпиады.
4.10. К участию в республиканском этапе Олимпиады по всем предметам могут быть допущены призеры муниципального этапа Олимпиады с наивысшим рейтингом.
4.11. Количество участников республиканского этапа Олимпиады по каждому предмету и в каждой параллели не должно превышать 10% от общего числа принявших участие на муниципальном этапе Олимпиады по этому предмету в данной параллели.
4.12. Количество участников муниципального и республиканского этапов Олимпиады по физической культуре определяется согласно пунктам 4.8 и 4.11 настоящего Положения отдельно для мальчиков и девочек.
4.13. Общеобразовательная организация, которая смогла обеспечить участие в Олимпиаде не менее 50% от общего количества обучающихся 1-8 классов, принимает участие в командном зачёте, который осуществляется на основе балльной системы. Баллы присуждаются за количество призовых мест, полученных обучающимися данной общеобразовательной организации на муниципальном и республиканском этапах Олимпиады и за процент участников.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
5.1. Общее руководство проведением Олимпиады и ее организационное обеспечение осуществляет Республиканский оргкомитет Олимпиады.
5.2. Состав Республиканского оргкомитета Олимпиады формируется Учредителем Олимпиады из представителей органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования, представителей образовательных, научных и общественных организаций.
5.3. На каждом этапе Олимпиады создается свой оргкомитет, одной из задач которого является реализация права обучающихся общеобразовательных организаций на участие в олимпиадном движении.
5.3.1. Организаторами школьного этапа Олимпиады являются государственные, муниципальные и негосударственные образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, принимающие участие в Олимпиаде. В каждой общеобразовательной организации создается свой оргкомитет, который берет на себя руководство по организации и проведению Олимпиады непосредственно в общеобразовательной организации. В состав оргкомитета Олимпиады включаются: председатель, куратор ШЭ и члены оргкомитета.
5.3.2. Организаторами муниципального этапа Олимпиады являются районные/городские отделы/управления образования Республики Башкортостан. В каждом районе/городе создается свой оргкомитет, который берет на себя руководство по организации и проведению Олимпиады в своем районе/городе. В состав оргкомитета Олимпиады включаются: председатель, куратор МЭ и члены оргкомитета.
5.3.3. Организатором республиканского этапа Олимпиады является Республиканский оргкомитет Олимпиады при содействии муниципальных оргкомитетов.
5.4. Оргкомитеты школьного и муниципального этапов Олимпиады:
– формируют списки участников школьного этапа Олимпиады, контролируют оплату организационного взноса родителями (законными представителями) обучающихся своей общеобразовательной организации на расчетный счет оператора Олимпиады;
– регистрируют свои общеобразовательные организации и участников школьного этапа Олимпиады в электронной информационной системе на сайте www.kubok-gagarina.ru в режиме on-line;
– доводят до сведения всех зарегистрированных участников их учетные данные (имя пользователя и пароль входа в личный кабинет участника на сайте Олимпиады), автоматически формируемые системой при регистрации каждого участника.
– самостоятельно определяют место и время проведения Олимпиады в соответствии с утвержденным графиком;
– проводят соответствующий этап Олимпиады по заданиям, разработанным Республиканской предметно-методической комиссией Олимпиады;
– формируют состав и организуют деятельность предметных жюри;
– заполняют итоговые протоколы соответствующих этапов Олимпиады на сайте www.kubok-gagarina.ru в режиме on-line для всех участников по всем предметам;
– доводят до сведения всех участников Олимпиады необходимую информацию, знакомят участников с результатами Олимпиады;
– самостоятельно рассматривают апелляции в случае, если во время проведения школьного и/или муниципального этапов Олимпиады оргкомитет, жюри и участник школьного и/или муниципального этапов Олимпиады не смогли прийти к единому мнению по оценке работы участника школьного и/или муниципального этапов Олимпиады;
– обмениваются необходимой информацией с Республиканским оргкомитетом Олимпиады;
– готовят материалы для освещения организации и проведения соответствующих этапов Олимпиады в средствах массовой информации;
– награждают победителей и призёров соответствующего этапа Олимпиады.
5.5. Республиканский оргкомитет Олимпиады:
– по согласованию с Учредителем Олимпиады, вносит в Положение об Олимпиаде необходимые изменения и дополнения;
– устанавливает сроки и графики проведения школьного, муниципального и заключительного этапов Олимпиады;
– утверждает Рекомендации (требования) по проведению школьного и муниципального этапов Олимпиады, Порядок проведения республиканского этапа Олимпиады;
– организует сопровождение и обслуживание официального сайта Олимпиады в сети Интернет, функционирование электронной информационной системы Олимпиады;
– формирует состав Республиканской предметно-методической комиссии Олимпиады и Жюри заключительного этапа Олимпиады;
– координирует деятельность оргкомитетов школьного и муниципального этапов Олимпиады и Республиканской предметно-методической комиссии;
– обеспечивает оргкомитеты Олимпиады необходимым количеством бланков заданий, а также всеми необходимыми методическими материалами для работы жюри на всех этапах проведения Олимпиады;
– определяет количественный состав участников заключительного этапа Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету из числа победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады;
– определяет места проведения республиканского (заключительного) этапа Олимпиады;
– направляет своих официальных представителей для осуществления контроля организации и проведения республиканского (заключительного) этапа Олимпиады;
– утверждает и объявляет результаты проведения республиканского (заключительного) этапа Олимпиады;
– рассматривает совместно с Республиканской предметно-методической комиссией Олимпиады заявления участников в случае, если во время проведения заключительного этапа Олимпиады оргкомитет, жюри и участник Олимпиады не смогли прийти к единому мнению по оценке выполненного олимпиадного задания участника заключительного этапа Олимпиады;
– принимает решение о дисквалификации участника или нескольких участников Олимпиады, за нарушение основных принципов школьного олимпиадного движения (участникам Олимпиады не разрешается: разговаривать, вставать с места, пересаживаться, пользоваться подсказками лиц, присутствующих на Олимпиаде, обмениваться любыми материалами и предметами, пользоваться мобильными телефонами, иными средствами связи, электронно-вычислительной техникой на протяжении всей Олимпиады). При нарушении вышеуказанных требований и отказе от их соблюдения организаторы обязаны на бланке участника Олимпиады сделать соответствующую запись и поставить подпись;
– в случае выявления нарушений процедуры проведения любого этапа Олимпиады участником, некорректного поведения участника / его законного представителя (родителя), наносящее имиджевый ущерб Олимпиаде, её рабочим органам (Оргкомитет, Предметно-методическая комиссия, Жюри), либо другим участникам, Республиканский оргкомитет вправе аннулировать работу конкретного участника, бессрочно отстранить его от участия в Олимпиаде;
– анализирует и обобщает итоги Олимпиады;
– рассматривает и вносит предложения Учредителям Олимпиады по совершенствованию и дальнейшему развитию Олимпиады;
– готовит материалы для освещения организации и проведения Олимпиады в средствах массовой информации;
– принимает решение о награждении по итогам проведения Олимпиады наиболее отличившихся представителей организационных комитетов всех уровней, членов муниципальных и республиканских экспертных групп, партнеров Олимпиады;
– организует подготовку и проведение Торжественной церемонии награждения победителей и призеров Олимпиады.
5.6. Методическое обеспечение проведения Олимпиады осуществляет Республиканская предметно-методическая комиссия Олимпиады.
5.7. Состав Республиканской предметно-методической комиссии Олимпиады формируется Оператором Олимпиады из числа научных и педагогических работников инновационных образовательных организаций общего образования и высшего профессионального образования, ведущих учителей-предметников и утверждается одним из Сопредседателей Республиканского оргкомитета Олимпиады.
5.8. Республиканская предметно-методическая комиссия Олимпиады:
– разрабатывает комплекты олимпиадных заданий для каждого этапа Олимпиады по каждому предмету и обеспечивает их конфиденциальность;
– разрабатывает регламент проведения Олимпиады по предметам каждого этапа Олимпиады,
– разрабатывает требования к техническому обеспечению каждого этапа и подведению итогов Олимпиады, а также процедуры проверки и оценивания выполненных олимпиадных заданий.
5.9. Состав Жюри каждого этапа Олимпиады формируется оргкомитетом соответствующего этапа Олимпиады.
5.10. Жюри каждого этапа Олимпиады:
– осуществляет проверку работ участников школьного, муниципального и заключительного этапов Олимпиады, оценивает их результаты;
– проводит анализ выполненных олимпиадных заданий;
– при обнаружении фактов несамостоятельного выполнения участником олимпиадных заданий принимает решение об аннулировании работы и вносит в Республиканский оргкомитет предложение о дисквалификации участника;
– представляет в оргкомитеты соответствующих этапов Олимпиады результаты всех участников Олимпиады по предметам;
– рассматривает совместно с оргкомитетом соответствующего этапа Олимпиады апелляции участников.
5.11. Порядок ознакомления с олимпиадными работами и проведения апелляций по результатам проверки заданий школьного и муниципального этапов Олимпиады определяются соответствующим оргкомитетом.
5.11.1. Апелляции возможны по общеобразовательным предметам из перечня (пункты 3.1 и 3.2 настоящего Положения), кроме предмета «физическая культура».
5.11.2. В случаях неудовлетворённости результатом проверки заданий членами Жюри школьного и муниципального этапов Олимпиады по предмету, местом в рейтинге или несогласием с выставленными баллами законные представители участника школьного и муниципального этапов Олимпиады имеют право подачи апелляции.
5.11.3. Письменное заявление на апелляцию (по результатам школьного и муниципального этапов Олимпиады) подаётся одним из родителей (законным представителем) участника на имя председателя Оргкомитета соответствующего этапа Олимпиады.
5.11.4. Для рассмотрения апелляции, оргкомитет соответствующего этапа Олимпиады определяет председателя и членов комиссии по каждому предмету (не менее 3, не более 7 человек). Комиссия рассматривает заявление на апелляцию. Порядок и сроки рассмотрения апелляции устанавливаются Оргкомитетом соответствующего этапа Олимпиады и размещаются им в личных кабинетах участников и кураторов Олимпиады.
5.11.5. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами Апелляционная комиссия принимает одно из решений:
– об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;
– об удовлетворении апелляции с повышением баллов; – об удовлетворении апелляции с понижением баллов.
5.11.6. Решение апелляционной комиссии является окончательным.
5.12. Порядок ознакомления с олимпиадными работами и проведения апелляций по результатам проверки заданий республиканского этапа Олимпиады:
5.12.1. Апелляции возможны по общеобразовательным предметам из перечня (пункты 3.1 и 3.2 настоящего Положения), кроме предмета «физическая культура».
5.12.2. Предварительные результаты республиканского этапа Олимпиады размещаются для ознакомления в личных кабинетах участников и кураторов Олимпиады после завершения процедуры проверки работ республиканским жюри и заполнения итоговых протоколов по всем предметам. Ознакомление с олимпиадными работами и апелляция по итогам республиканского этапа Олимпиады проводится в заочной форме в сроки, установленные республиканским оргкомитетом. Заявки на ознакомление с работами и заявления на апелляцию подаются через личный кабинет участника на сайте Олимпиады в течение пяти рабочих дней после официального оглашения предварительных результатов. Окончательные результаты Олимпиады размещаются в личных кабинетах участников и кураторов Олимпиады после завершения процедур ознакомления и апелляции. Даты размещения предварительных и окончательных результатов Олимпиады, срок подачи заявок на ознакомление с работами и заявлений на апелляцию устанавливаются «Порядком проведения РЭ-2021».
5.12.3. С целью рассмотрения апелляции, оргкомитет республиканского этапа Олимпиады создает Апелляционную комиссию. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами Апелляционная комиссия принимает одно из решений:
– об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;
– об удовлетворении апелляции с повышением баллов;
– об удовлетворении апелляции с понижением баллов.
5.12.4. Решения комиссии принимается простым большинством голосов. В случае равенства голосов, председатель комиссии имеет право решающего голоса. Решение комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.
5.12.5. Решение Апелляционной комиссии размещается в личном кабинете участников Олимпиады.
5.13. Республиканский оргкомитет Олимпиады принимает к рассмотрению комментарии по проведению этапов Олимпиады, отзывы и предложения только в письменной форме, направленные на официальный адрес электронной почты: kubokgagarina@list.ru
6. СРОКИ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
6.1. Олимпиада проводится с 27 ноября 2020 года по 9 апреля 2021 года, в три этапа: школьный, муниципальный и республиканский (заключительный).
6.2. Конкретные сроки и график проведения каждого этапа Олимпиады утверждаются Республиканским организационным комитетом Олимпиады.
6.3. Оплата организационных взносов осуществляется в период с 14 сентября по 31 октября 2020 года путем перечисления денежных средств на расчётный счёт оператора Олимпиады как индивидуально, так и коллективно (банковские реквизиты и образец квитанции для оплаты оргвзноса размещены на официальном сайте Олимпиады www.kubok-gagarina.ru).
6.4. Регистрация участников олимпиады проводится организационным комитетом школьного этапа Олимпиады с 14 сентября по 31 октября 2020 года в кабинетах школьных кураторов Олимпиады в электронной информационной системе на сайте Олимпиады www.kubok-gagarina.ru в режиме on-line.
6.5. Школьный и муниципальный этапы Олимпиады проводятся в соответствии с рекомендациями Республиканского оргкомитета Олимпиады, опубликованными в личных кабинетах кураторов.
6.6. Республиканский этап Олимпиады проводится в соответствии с «Порядком проведения РЭ-2021», опубликованным на сайте Олимпиады, а также в личных кабинетах участников, школьных и муниципальных кураторов Олимпиады.
6.7. К месту проведения олимпиады не допускаются сопровождающие лица (родители, учителя) – только участники. На республиканском этапе к месту проведения олимпиады по физической культуре могут быть допущены официальные представители муниципальных оргкомитетов.
7. ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ ОЛИМПИАДЫ
7.1. Победители и призеры каждого этапа Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету определяются автоматически электронной информационной системой Олимпиады на основании результатов участников соответствующих этапов Олимпиады, которые вносятся в итоговый протокол соответствующего этапа Олимпиады по предмету в кабинетах кураторов Олимпиады на сайте www.kubok-gagarina.ru в режиме on-line. Итоговый протокол представляет собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке.
7.2. Участники Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями соответствующего этапа Олимпиады, если количество набранных ими баллов не меньше значения среднего балла по республике на соответствующем этапе по данному предмету в данной параллели.
7.3. Участники Олимпиады, набравшие количество баллов не менее среднего балла по республике на соответствующем этапе Олимпиады по данному предмету в данной параллели, но не ставшие победителями, признаются призерами соответствующего этапа Олимпиады.
7.4. Участники Олимпиады, которые приняли участие в двух и более предметных Олимпиадах республиканского этапа Олимпиады и стали призерами (II или III место) по этим предметам, признаются Многократными призерами Олимпиады.
7.5. Абсолютными Победителями Олимпиады признаются участники, которые приняли участие в двух и более предметных Олимпиадах республиканского этапа Олимпиады и стали победителями по этим предметам, либо победителями в одном из предметов и призерами (II, III место) в других.
7.6. При наличии победителей и призеров Олимпиады как на муниципальном, так и на республиканском этапе, среди общеобразовательных организаций определяются Победитель (I место) и призеры (II и III места) командного зачёта Олимпиады, которые вошли в десятку лидеров по наибольшему количеству набранных баллов: за каждого победителя на муниципальном этапе Олимпиады в зачёт общеобразовательной организации начисляется по 3 балла, за каждого призера, прошедшего на республиканский этап, – по 2 балла, за каждого призера, не прошедшего на республиканский этап, – по 1 баллу. За каждого победителя (I место) республиканского этапа Олимпиады в зачёт общеобразовательной организации начисляется по 40 баллов, за каждого призера (II место) – по 30 баллов, (III место) – по 20 баллов, за каждого призера занявшего IV место и ниже – по 10 баллов. Окончательная сумма баллов складывается из общего количества набранных баллов за призовые места на муниципальном и республиканском этапах Олимпиады и процента участия в Олимпиаде обучающихся данной общеобразовательной организации.
7.7. По итогам участия общеобразовательных организаций во всех этапах Олимпиады, в каждом муниципалитете Республиканским Оргкомитетом Олимпиады определяется Лучшая школа муниципального района или городского округа.
8. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ, ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПРИЗЁРОВ ОЛИМПИАДЫ
8.1. Участникам школьного этапа Олимпиады, не ставшим призерами ни по одному предмету, вручается Сертификат участника Олимпиады с указанием предметов, в которых обучающийся принимал участие.
8.2. Победители школьного этапа Олимпиады награждаются Дипломом победителя школьного этапа Олимпиады с указанием предметов, в которых обучающийся стал победителем, и нагрудным знаком отличия «Победитель ШЭ». Каждому победителю вручается только один нагрудный знак, независимо от количества предметов, в которых участник стал победителем.
8.3. Призёры школьного этапа Олимпиады, прошедшие на муниципальный этап, награждаются Дипломом призёра школьного этапа Олимпиады с указанием предметов, в которых обучающийся стал призёром, и нагрудным знаком отличия «Призёр ШЭ». Каждому призёру вручается только один нагрудный знак, независимо от количества предметов, по которым призёр прошел на муниципальный этап.
8.4. Призёры школьного этапа Олимпиады, не прошедшие на муниципальный этап, награждаются Дипломом призёра школьного этапа Олимпиады с указанием предметов, в которых обучающийся стал призёром.
8.5. Победители муниципального этапа Олимпиады награждаются Дипломом победителя муниципального этапа Олимпиады с указанием предметов, в которых обучающийся стал победителем и нагрудным знаком отличия «Победитель». Каждому победителю вручается только один нагрудный знак, независимо от количества предметов, в которых участник стал победителем.
8.6. Призёры муниципального этапа Олимпиады, прошедшие на республиканский этап, награждаются Дипломом призёра муниципального этапа Олимпиады с указанием предметов, в которых обучающийся стал призёром, и нагрудным знаком отличия «Призёр». Каждому призёру вручается только один нагрудный знак, независимо от количества предметов, по которым призёр прошел на республиканский этап.
8.7. Призёры муниципального этапа Олимпиады, не прошедшие на республиканский этап, награждаются Дипломом призёра муниципального этапа Олимпиады с указанием предметов, в которых обучающийся стал призёром.
8.8. Учителя-наставники, подготовившие Победителей и Призёров муниципального этапа Олимпиады, награждаются Почётной грамотой Оргкомитета Олимпиады.
8.9. Призёры (IV место и ниже) республиканского этапа Олимпиады награждаются соответствующими Дипломами и памятными медалями (не более одной медали каждом призёру, независимо от количества предметов, по которым участник стал призёром).
8.10. Призёры (II и III места) республиканского этапа Олимпиады награждаются соответствующими Дипломами, памятными медалями и призами.
8.11. Победители республиканского этапа Олимпиады награждаются соответствующими Дипломами, с вручением Кубка имени Ю.А. Гагарина, памятными медалями и призами. По решению Оргкомитета Олимпиады победители так же могут быть отмечены высшей наградой школьника – медалью «Юрий Алексеевич Гагарин» Федерации космонавтики России.
8.12. Многократные призёры Олимпиады награждаются соответствующим Дипломом, с вручением Кубка имени Ю.А. Гагарина, памятными медалями и призами. По решению Оргкомитета Олимпиады многократные призёры так же могут быть отмечены высшей наградой школьника – медалью «Юрий Алексеевич Гагарин» Федерации космонавтики России.
8.13. Абсолютные победители Олимпиады становятся обладателями большого Кубка имени Ю.А. Гагарина, награждаются соответствующими Дипломами, памятными медалями и призами. По решению Оргкомитета Олимпиады абсолютные победители так же могут быть отмечены высшей наградой школьника – медалью «Юрий Алексеевич Гагарин» Федерации космонавтики России.
8.14. Учителя-наставники, подготовившие Победителей республиканского этапа Олимпиады, награждаются Почётной грамотой Оргкомитета Олимпиады и призом. По решению Оргкомитета Олимпиады учителя-наставники могут быть награждены специальной медалью Федерации космонавтики России.
8.15. Учителя-наставники, подготовившие Призёров (II и III место) республиканского этапа Олимпиады, награждаются Почётной грамотой Оргкомитета Олимпиады и призом.
8.16. Учителя-наставники, подготовившие Призёров (IV место и ниже) республиканского этапа Олимпиады, награждаются Почётной грамотой Оргкомитета Олимпиады.
8.17. Общеобразовательная организация – Победитель (I место) командного зачёта Олимпиады награждается Кубком имени Ю.А. Гагарина, Дипломом I степени и ценным подарком. Руководитель общеобразовательной организации может быть награжден специальной медалью Федерации космонавтики России.
8.18. Общеобразовательная организация – Призер (II, III место) командного зачета Олимпиады награждается Кубком имени Ю.А. Гагарина, соответствующим Дипломом II или III степени и призом.
8.19. Общеобразовательная организация, признанная лучшей школой муниципального района или городского округа, награждается Дипломом и памятным призом. Руководитель общеобразовательной организации может быть награжден специальной медалью Федерации космонавтики России.
8.20. Награждение победителей и призёров (II и III место) Олимпиады проводится врамках ежегодного Республиканского детско-юношеского фестиваля «Гагаринские дни в Уфе» (в конце учебного года) на специальной общественно-значимой церемонии «Мы гагаринцы», с участием легендарных советских и российских космонавтов, спортсменов, ярких представителей науки, культуры и искусства, видных военачальников, конструкторов,
Приложение 2
Гимн Олимпиады
Мы - гагаринцы (А. Пахмутова, Н. Добронравов)
Мы Отчизне своей просигналим,
Мы в свой первый уходим полёт,
Это Юрий Гагарин, это Юрий Гагарин
Нас вперёд за собою ведёт.
Над легендами, над поверьями,
Над Землёю к мечте мы летим.
Будем первыми, будем первыми,
Мы – гагаринцы, мы победим!
Будем первыми, будем первыми,
Мы – гагаринцы, мы победим!
Он Земле нашей крылья расправил,
Самым первым был в звёздном строю.
Он нам смелость оставил, он нам звёзды оставил,
И улыбку оставил свою.
Над легендами, над поверьями,
Над Землёю к мечте мы летим.
Будем первыми, будем первыми,
Мы – гагаринцы, мы победим!
Будем первыми, будем первыми,
Мы – гагаринцы, мы победим!
Мы – гагаринцы, мы не сдаёмся,
Наше имя теперь – легион.
Мы сквозь тучи прорвёмся, мы сквозь грозы прорвёмся,
И Земля улыбнётся, как он.
Над легендами, над поверьями,
Над Землёю к мечте мы летим.
Будем первыми, будем первыми,
Мы – гагаринцы, мы победим!
Будем первыми, будем первыми,
Мы – гагаринцы, мы победим!
Приложение 3
Бланк с заданием
Приложение 4
Мои грамоты и медаль
Приложение 5