Тема «Тайна школьного портфеля».
Актуальность: большинство учеников нашей школы носит тяжелые портфели и это вредит их здоровью
Цель работы :
выяснить, безопасен ли школьный портфель для нашего здоровья
Задачи, поставленные для реализации проекта:
изучить историю возникновения школьного портфеля;
выяснить, какие гигиенические требования предъявляются к
школьным портфелям;
провести взвешивание портфелей, выявить причины
несоответствия нормам;
предложить способы решения проблемы.
Предмет исследования:
школьный портфель.
Объект исследования: учащиеся 5 «В» класса МБОУ«СОШ № 48» г.Казани
Гипотеза:
если правильно выбрать школьный портфель (соответствующий
гигиеническим нормам), то его ношение не повредит нашей осанке и
нашему здоровью
Методы и приемы исследования:
Опрос, наблюдение, работа с информацией, с интернетом, эксперимент.
Введение
Актуальность
Проблема формирования и сохранения правильной осанки сегодня очень актуальна. Эту проблему поднимают не только врачи, но и учителя, она беспокоит самих детей и их родителей.
Большинство школьников носит тяжелые рюкзаки, грубо нарушая санитарные нормы. И за этим никто не следит.
С октября 2010 года вступили в силу новые санитарные нормы ( СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых»), которые ограничивают вес ранца ученика. По результатам наших исследований оказалось, что вес портфеля первоклашки как минимум в три раза превышает норму. Более того - он весит больше, чем ранец старшеклассника. Мы выяснили, что эти правила давно никто не соблюдает.
Современные школьники все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами, гаджетами.
Медики утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу 15-20 килограмм.
История портфеля
На самом деле портфель – достаточно «юный» предмет. Слово « портфель» пришло к нам из французского языка, и расшифровывается достаточно просто! Porter по-французски означает носить, "feuille" ",– "лист бумаги. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.
А вот брат-близнец портфеля – школьный ранец – имеет куда более древнюю истории. Мы привыкли считать его чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как заплечный походный мешок — «Ranzen» наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. . И только через 200 лет словом «ранец» стали называть ученическую сумку.
История слова «рюкзак» насчитывает около трех сотен лет- возникло в 17 веке. Название данного вида сумки немецкого происхождения– Rucksack – производная двух слов: Rücken - «спина» и Sack – «мешок» или «сумка». Дословный перевод слова – заплечевой мешок.
До 1917 года портфель носили только дети богатых родителей.
После октябрьской революции в стране был голод и разруха. Главным было накормить детей и обучить их грамоте. Поэтому школьной форме и портфелям не уделялось внимание.
После Великой Отечественной войны дети ходили в школу с полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. Полевые сумки можно было перекидывать через плечо.
В 6О-е годы портфели были из коричневого кожзаменителя.
А во второй половине 8О-х у старшеклассников были «дипломаты» - жесткие узкие чемоданчики черного или коричневого цвета.
На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах в моду вошли портфели необычной формы – вертикальные сумки с ремешком через плечо. Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак».
Глава 1.
ПРАВИЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ
1.2. Санитарные нормы и правила, регламентирующие вес школьного портфеля.
Тяжелые портфели портят осанку школьникам. Считается, для ребенка предпочтительнее ранец: нагрузка распределена равномерно, руки свободны, а вес его не должен превышать 10 % от веса школьника.
С 1998 года введены санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», где сказано, что вес ранца с учебным комплектом не должен превышать:
1-2 классы – не более 2 кг
3-4 классы-- не более 2,5 кг
5-6 классы - не более 3 кг
7-8 классы – не более 3,5 кг
9-11 классы – не более 3,5-4 кг
В Белгородской области установлен Памятник простому школьному портфелю. Идея создания этого памятника родилась после элементарного подсчёта. Выяснилось, что за одиннадцать лет учёбы, школьник переносит в портфеле до 30 тонн груза! Носить портфель труд, да ещё какой!
Это приводит к болям в спине, искривлению позвоночника, нарушается осанка и походка, может быть опущение внутренних органов. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования. Избыточный вес ранца увеличивает опасность заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.
1.3 Выбор правильного портфеля
Во-первых, это обязательно должен быть ранец. Правильно надетый ранец - на оба плеча - позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, благодаря чему он не искривляется, спина ровная, не устает.
Разница между ранцем и рюкзаком — в том что, у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий. На здоровье и безопасность детей влияет вес ранца, наличие ортопедической спинки и светоотражающих элементов.
ширина ранца должна быть примерно равна ширине плеч ребенка;
верхний край ранца и плечи ребенка должны быть на одной высоте;
нижний край ранца должен располагаться на уровне поясницы;
ранец должен плотно прилегать к спине ребенка весит менее 1 кг
с ортопедической спинкой и регулируемыми лямками
со светоотражателями спереди, на боках и лямках
из прочной водоотталкивающей ткани
с укрепленными углами и пластиковым дном
с удобной крепкой ручкой.
1.4. Опыт зарубежных стран в решении проблемы снижения веса портфеля.
Интересно, что школьные ранцы во многих штатах Америки запрещены. Калифорнийский закон предусматривает приличных размеров штрафы родителям и школам за ношение рюкзаков, которые могут спровоцировать искривление позвоночника. Школьники должны пользоваться исключительно сумками на колесиках.
Проблема веса школьного портфеля остро стоит во многих странах мира. В Европе облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию. В России также думают о том, чтобы заменить учебники техникой. А в Японии родители покупают своим детям портфели с GPS-навигацией, чтобы всегда быть в курсе их перемещений.
Глава 2. Исследование веса портфеля современного школьника
Время исследования: 1 неделя.
Возраст учеников 5 класса – 11-12 лет
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой стоит очень остро.
2.1 Исследование фактического веса портфелей учеников 5 класса
Во-первых, мы замерили вес портфеля каждого ученика 5 класса в каждый учебный день недели. Данные поместили в таблицу 1 (приложение).
По данным таблицы видно, что самые тяжелые портфели у 3 учеников. Их вес достиг 4 кг 400г, 4кг 200 и 4 кг. Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжёлым ранец бывает в понедельник. Самым лёгкий день-пятница.
После проведенного эксперимента мы подвели итоги, и оказалось, что «Самый правильный ранец» оказался у 3-х учеников. «Самый лёгкий ранец с принадлежностями» - у 5 учеников. «Самый тяжёлый учебный день» - это понедельник, «Самый лёгкий учебный день» - это четверг и пятница.
В качестве третьего этапа исследования был выбран метод наблюдения. В нем принимали участие учащиеся 1-4 класса, а также учащиеся 5класса. Результаты наблюдения заключены в таблицы 3.
Из таблицы 3 видно, что большинство учеников 1-4 класса предпочитают ранцы. 5 «В» отдал предпочтение рюкзаку.
2.2. Анализ веса учебных пособий
Таким образом, подводя итог Главы 2, следует отметить, что проблема с опорно-двигательной системой в 5 классе стоит остро.
Только у трех учеников класса правильные ранцы, у 6 вес портфеля превышает гигиеническую норму.
Рюкзак |
17 человек |
Ранец |
3 человека |
Самый тяжелый портфель с принадлежностями |
5,0 кг – 6 человек |
Самый легкий портфель с принадлежностями |
1,0 – 5 человек |
Самый «тяжелый» учебный день |
понедельник |
Самый «легкий» учебный день |
Четверг,пятница |
В ходе нашего исследования мы выяснили: как правильно подобрать школьный портфель.
Залог здоровья – лёгкий ранец с жёсткой ортопедической спинкой.
Ширина ранца- ширина плеч ребёнка, верхний край –не выше плеч, нижний – не ниже поясницы.
Материал- лёгкая водонепроницаемая ткань со светоотражающими полосками.
Регулируемые лямки шириной 8 см.
Отделения - кармашки
Выявилось, что в первом и во втором классе из 24 учеников 18 носят ранцы, которые соответствуют ГОСТУ по техническим характеристикам: форма ранца, спинка, подкладка, лямки, 2 ученика имеют ранцы, которые не соответствуют их росту. В 5 классе проблема выбора ранца по росту практически исчезает, появляется проблема с формой, так называемого рюкзака. У рюкзака, как правило, мягкая спинка, что также влияет на здоровье ученика – способствует искривлению позвоночника. Следовательно, чтобы сохранить здоровье, лучше носить школьные вещи в ранце.
Также мы нашли ответ на вопрос «Сколько должен весить портфель ученика». Вес школьных ранцев часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч. Год из года школьные ранцы становятся тяжелее. По действующему ГОСТу (СанПиН 2.4.2.2821-10) масса пустого ранца не должна превышать для младшего школьника 300 грамм и старшего школьника 500-600гр. При этом вес ранца со всем содержимым должен составлять не более 10% от веса ребенка. Важно не только выбрать легкий ранец, но и следить за его содержимым, когда ученик кладёт в ранец ненужные учебники, тетради и другие вещи. К тому же, в группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе. Есть физиологические нормы "грузоподъемности" для детей и подростков. По данным Института возрастной физиологии РАО максимальный вес груза, который может переносить без ущерба для здоровья ученик, представлен в таблице 2.3.2
Таблица 2.3.2. «физиологические нормы "грузоподъемности" для детей и подростков»
Возрастная категория |
Грузоподъёмность |
начальные классы |
2 – 2,5 кг |
4 – 5 классы |
2,5 – 3,2 кг |
6 – 7 классы |
3,5 – 4,2 кг |
8 – 11 классы |
4,5 – 5,2 кг |
Глава 3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ТЯЖЕСТИ ПОРТФЕЛЕЙ
Мы попросили наблюдаемых ребят дать свои рекомендации на то, каким образом можно снизить вес школьных портфелей.
Использовать меньше материала
Не носить лишний мусор
Не носить игрушки
Убрать некоторые рабочие тетради на печатной основе
Не носить ненужные вещи
Договориться с товарищем по парте носить учебник пополам, если разрешает учитель.
Подводя итог высказанным предложениям, а также выражая свое мнение, мы разработали следующие рекомендации
Для родителей:
- не покупайте тяжелые портфели;
-контролируйте содержимое ранца вашего ребёнка.
Для учителей:
-используйте только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
-при составлении школьного расписания учитывайте гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
- создавайте условия для хранения принадлежностей для уроков технологии, рисования и физической культуры в классе.
Для учеников:
не носите лишних предметов в ранцах;
проверяйте ранец ежедневно и не забывать убирать из него ненужные учебники и тетради.
Вывод
На основании проведенного исследования и полученных результатов были сделаны следующие выводы.
1. Мы выяснили, что правильный портфель – это ранец. Вес ранца с учебными принадлежностями не должен превышать 10% от веса тела ученика.
2. Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: между школьным ранцем и здоровьем существует прямая связь. Тяжелый портфель вредит здоровью ребенка.
3. Мы изучили возможность снижения веса портфеля школьника и разработали рекомендации по улучшению сложившейся ситуации. Обратили внимание учеников на необходимость выбора портфеля, контроля веса портфеля с целью охраны собственного здоровья.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей. Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.- М., 2002.
Гигиеническая оценка условий обучения школьников. Сост.: Н.В. Анисимов. Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
А. Бобырь. Берегите спину. Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете. – Выпуск №2, с. 17
А. Лопанин. Тяжелая ноша. Новости медицины – журнал. – Выпуск № 4 2009г.
С. Прокошева. Увесистые знания.Невское время № 11 2010г.
Приложения
Таблица 1
Замеры веса портфелей учащихся 2 класса
№ п.п. |
ФИО |
ВЕС УЧЕНИКА,КГ |
ВЕС ПП, КГ |
ВЕС ПОРТФЕЛЯ, КГ |
|||||
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пн |
Сб |
||||
1. |
25,5 |
0,5 |
2,5 |
4,0 |
4,3 |
4,0 |
4,0 |
2,0 |
|
2. |
27,0 |
- |
3,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
3. |
25,5 |
0,75 |
2,5 |
3,5 |
3,2 |
3,1 |
2,7 |
1,0 |
|
4. |
30,0 |
3,2 |
4.1 |
- |
3,5 |
4,0 |
2,0 |
||
5. |
33,0 |
1,0 |
4,0 |
4,5 |
3,7 |
4,0 |
4,0 |
2,0 |
|
6. |
36,0 |
- |
3,5 |
4,0 |
- |
4,0 |
3,8 |
2,5 |
|
7. |
29,5 |
1,0 |
- |
3,6 |
3,5 |
4,0 |
3.5 |
2,0 |
|
8. |
31,0 |
0,5 |
3,5 |
3,6 |
3,5 |
3,5 |
3,0 |
3,0 |
|
9. |
27,0 |
1,0 |
3,0 |
3,6 |
3,9 |
4,0 |
3,8 |
1,5 |
|
10. |
28,0 |
- |
3,0 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,4 |
2,0 |
|
11. |
33,5 |
1,0 |
3,5 |
- |
3,0 |
4,0 |
3,6 |
2,9 |
|
12. |
25.0 |
1,2 |
3.0 |
3,2 |
3,0 |
4,0 |
3,5 |
2,1 |
|
13. |
27,0 |
0,5 |
- |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,8 |
2,5 |
|
14. |
31,0 |
1,0 |
3,5 |
3,9 |
3,0 |
3,5 |
3,9 |
3,0 |
|
15. |
39,0 |
1,0 |
3,0 |
3,0 |
2,5 |
4,5 |
3,7 |
1,7 |
|
16. |
35,0 |
1,0 |
2,8 |
3,5 |
3,1 |
3,5 |
3,5 |
2,0 |
|
17. |
37,0 |
0,75 |
3,0 |
3,5 |
2,2 |
3,0 |
3,0 |
2,5 |
|
18. |
31,0 |
1,0 |
3,8 |
3,5 |
2,9 |
4,0 |
3,5 |
2,5 |
|
19. |
27,0 |
0,75 |
- |
4.5 |
4,0 |
4,9 |
4,3 |
3,5 |
|
20. |
25,0 |
0,75 |
3,0 |
3,6 |
3,0 |
3,5 |
3,3 |
2,0 |
|
21. |
22,5 |
1,0 |
3,7 |
4,0 |
4,0 |
3,9 |
4,3 |
2,7 |
|
22. |
26,0 |
1,0 |
3,5 |
3,5 |
3,0 |
3,9 |
3,6 |
3,0 |
|
23. |
38,0 |
1,0 |
3,2 |
3,9 |
3,3 |
4.0 |
3,5 |
2,6 |
|
24. |
30,0 |
1,0 |
5,0 |
3,6 |
3,1 |
3,7 |
3,5 |
3,8 |
|
25. |
28,5 |
1,5 |
4,0 |
4,0 |
3,5 |
4,0 |
3,7 |
2,4 |
ВЕС ПП – вес пустого портфеля
Таблица 2
Сравнение правильного веса портфеля со средним значением фактического веса портфеля учащихся 2 класса
№ |
Фамилия, имя ученика |
Вес ученика, кг |
Вес правильного портфеля, кг |
Максимальный фактический вес портфеля, кг |
Вывод |
25,5 |
2,6 |
4,3 |
Слишком тяжелый |
||
27,0 |
2,7 |
3,0 |
Тяжелый |
||
25,5 |
2,6 |
3,5 |
Слишком тяжелый |
||
30,0 |
3,0 |
4,0 |
Слишком тяжелый |
||
33,0 |
3,3 |
4,5 |
Слишком тяжелый |
||
36,0 |
3,6 |
4,0 |
Тяжелый |
||
29,5 |
3,0 |
4,0 |
Слишком тяжелый |
||
31,0 |
3,1 |
3,6 |
Тяжелый |
||
27,0 |
2,7 |
4,0 |
Слишком тяжелый |
||
28,0 |
2,8 |
3,5 |
Слишком тяжелый |
||
33,5 |
3,4 |
4,0 |
Тяжелый |
||
25.0 |
2,5 |
4,0 |
Слишком тяжелый |
||
27,0 |
2,7 |
4,0 |
Слишком тяжелый |
||
31,0 |
3,1 |
3,4 |
Тяжелый |
||
39,0 |
3,9 |
3,9 |
Норма |
||
35,0 |
3,5 |
4,5 |
Слишком тяжелый |
||
37,0 |
3,7 |
3,5 |
Норма |
||
31,0 |
3,1 |
3,5 |
Тяжелый |
||
27,0 |
2,7 |
4,0 |
Слишком тяжелый |
||
25,0 |
2,5 |
4,9 |
Слишком тяжелый |
||
22,5 |
2,3 |
3,6 |
Слишком тяжелый |
||
26,0 |
2,6 |
4,3 |
Слишком тяжелый |
||
38,0 |
3,8 |
3,9 |
Норма |
||
30,0 |
3,0 |
5,0 |
Слишком тяжелый |
Таблица 3
Тип школьного портфеля
№ПП |
ТИП ПОРТФЕЛЯ |
1-2 КЛАСС |
|||
чел. |
чел. |
||||
1. |
ПОРТФЕЛЬ |
0 |
0 |
||
2. |
РАНЕЦ |
18 |
2 |
||
3. |
РЮКЗАК |
6 |
22 |
||
4. |
СУМКА |
0 |
0 |