Номофобия в МБОУ «Хоронхойская СОШ»

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Номофобия в МБОУ «Хоронхойская СОШ»

Гордеев Я.Н. 1
1МБОУ "Хоронхойская СОШ"
Жанаева Т.З. 1
1МБОУ "Хоронхойская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современная жизнь немыслима без выхода в Интернет, самое распространенное для этого устройство — смартфон. Теперь, посредством мобильного можно оплачивать покупки, проезд, проводить банковские операции, получить информацию любого рода — от юридической консультации до рекомендаций по лечению или тренировкам. Безусловно, это удобно, значительно упрощает жизнь. Но у части людей возникает нездоровая привязанность — смартфон заменил походы к друзьям, кинотеатр или библиотеку, занятия в школе, колледже, даже работу.

Согласно данным социологических исследований боязнь утратить возможность использования телефона присутствует более чем у 60% населения земного шара. При этом страх, соответствующий критериям фобии, определяется у 10% жителей планеты. Результаты социологического исследования, проведенного Британской компанией SecurEnvoy, показали, что 66 % жителей этой страны страдают от номофобии, панического страха остаться в одиночестве, из которых 70% — женщины и 61% — мужчины[1]. Таким образом, проблема сохранения психического здоровья населения стоит наиболее остро.

В своем исследовании мы рассмотрим проблему номофобии среди обучающихся, родителей и педагогов МБОУ «Хоронхойская СОШ».

Гипотеза: ученики, родители и педагоги школы подвержены номофобии.

Цель исследования - выявить уровень развития номофобии в МБОУ «Хоронхойская СОШ».

Задачи:

1. Рассмотреть понятие, симптомы и причины номофобии;

2. Провести опрос по проблеме номофобии среди участников образовательного процесса МБОУ «Хоронхойская СОШ»;

3. Выявить уровень номофобии в МБОУ «Хоронхойская СОШ».

Объект исследования – обучающиеся, родители, педагоги МБОУ «Хоронхойская СОШ»

Предмет исследования – уровень номофобии в МБОУ «Хоронхойская СОШ».

Методы исследования: изучение литературы и интернет-источников информации, анкетирование, сравнительный анализ.

Глава I. Номофобия - телефонная зависимость

Понятие зависимость, номофобия и её значение

Зависимость или аддикция (англ.addiction – зависимость, пагубная привычка, привыкание) – непреодолимое влечение к веществам или объектам, выражающееся в совершении определенных действий, при отсутствии которых человек испытывает психологический дискомфорт.

Отличие зависимости от увлечений и хобби – разрушительное воздействие на личность.

Индивид с аддиктивным поведением направляет всю свою активность на удовлетворение своей зависимости. При этом не развиваются другие стороны личности, имеющие потенциал, часто обрываются социальные связи. Формируется окружение таких же аддиктивных личностей, что вовлекает человека в замкнутый круг. Изучением зависимостей занимается сразу несколько наук, такие как психология, социология, медицина. В зависимости от того посредством чего осуществляется уход из реальности выделяются фармакологические или химические, субстанциональные и пищевые зависимости.

Телефонозависимость или «номофобия» — собирательный термин от английского словосочетания «No mobile phone phobia», то есть «страх остаться без мобильного телефона»[2]. Севшая батарея, нестабильный интернет, перебои покрытия сотового оператора вызывают приступы паники. Больной испытывает потребность постоянно держать телефон в руках, совершая какие-либо действия. Симптоматика схожа с проявлениями любой иной психологической зависимости — отсутствие объекта привязанности вызывает синдром отмены.

Впервые о «номофобии» заговорили в 2008 году. Термин был введен специалистами для описания состояния беспокойства и даже паники у человека, который по тем или иным причинам потерял возможность с помощью мобильного телефона поддерживать контакт с людьми.

Зависимость от мобильного телефона широко распространена во всей Европе, на основании проведенных исследований установлено, что практически, каждый седьмой житель любой экономически развитой страны страдает номофобией. По подсчетам агентства U.N. telecom мобильным телефоном в мире пользуются примерно 86 человек из 100.

1.2. Проявления и симптомы зависимости от телефона

Номофобия проявляется возникновением бессонницы, головокружениями и головными болями, резкими скачками сердечного ритма и дискомфортными ощущениями за грудиной, повышением потливости, тремором конечностей. Для номофобии характерны панические атаки, раздражительность, тошнота, стресс, головная боль, излишняя потливость, нарушенное сердцебиение, нехватка кислорода и боли в грудной клетке. Данные признаки обостряются, когда человек, страдающий номофобией, лишается своего мобильного телефона и не прекращаются до устранения проблемы. Людям, страдающим номофобией, свойственно наличие телефона в руках чуть ли не все 24 часа.

Свидетельствами номофобии выступают следующие явления:

больной никогда не выходит из дома без мобильного телефона;

постоянно проверяет работоспособность гаджета;

внимательно следит за уровнем заряда аккумулятора;

своевременно, а часто и наперед оплачивает услуги сотовой связи;

отказывается от пребывания в местах, где отсутствует сеть;

оставляет включенным телефон на время ночного сна;

во время важных встреч, учебного и рабочего процесса держит телефон в руках и смотрит на его экран;

игнорирует вероятную опасность, используя гаджет во время вождения автомобиля, при переходе дороги и в аналогичных ситуациях;

постоянно следит за новшествами в мире сотовых технологий;

регулярно меняет гаджет на более новые модели, нередко залезая в долги;

утрачивает интерес к иным сферам жизни;

отказывается от реального «живого» общения.

Но стоит различать зависимость и необходимость в мобильном телефоне. Если человек, чья деятельность связана непосредственно с использованием телефона, проявляет раздражительность или нервозность, пытается найти скорее свой телефон, но при этом испытывает не страх, а лишь сожаление о его отсутствии, то эти признаки не относятся к зависимости или проявлению номофобии.

1.3. Причины появления зависимости от телефона

Зависимость от телефона — новая болезнь, поставленная в один ряд наряду с игроманией, компьютерной, пищевой зависимостью. Возникает под воздействием следующих факторов:

Связь с внешним миром — появление телефонов вытеснило живые встречи с друзьями или родственниками, отправку писем или открыток по почте, телеграфу. Чаще данная причина возникает у людей пожилого возраста, а также у жителей сельской местности. Так как при отсутствии или поломке телефона они начинают испытывать страх оказаться беспомощными.

Появление новых профессий, связанных с IT-технологиями, удаленных рабочих мест и дистанционного обучения для школьников и студентов. Общение по интернету или мобильному телефону компенсирует недостаток нахождения в обществе.

Боязнь одиночества — активная интернет-жизнь создает видимость собственной нужности. Данная причина проявляется у людей с низкой самооценкой, испытывающих страх быть непонятым, незаметным; люди, у которых отсутствует навык коммуникабельности в реальной жизни. С помощью мобильного телефона они имеют доступ к социальным сетям, где могут свободно общаться, создавая себе образ и необходимую атмосферу[6].

Реклама появления новых мультизадачных моделей смартфонов, приложений для общения, социальных сетей навязывает идею о необходимости их использования. Зависимость от виртуальной жизни, то есть необходимость быть популярным, общедоступным для общения, вести личные блоги. Таким образом, отсутствие мобильного телефона лишает их популярности.

Наиболее распространенной причиной развития номофобии у молодежи является - подражание. Инстинкт следовать ногой с модой, быть не хуже других, не чувствовать себя белой вороной на фоне остальных. Такую жизненную позицию часто подкрепляют взрослые, ставящие материальные блага на первое место среди существующих ценностей.

Основная причина — желание спрятаться от дискомфорта, присутствующего в жизни.

1.4. Опасность номофобии

Психологи сравнивают номофобию с алкоголизмом или пищевой зависимостью, когда человек стремиться уйти от неудобной ситуации или «заесть» стресс, беспокойство. В данном случае пищей служит информация, а интернет выступает в роли комфортной среды обитания. Номофобия официально включена в список зависимостей, признана болезнью. К сожалению, аддикции более всего подвержены подростки и одинокие люди.

Как у всякой болезненной привязанности, при зависимости человека от телефона возникают риски развития негативных последствий для физического и психического здоровья.

Потеря коммуникативных навыков общения в обычной жизни. Зависимый перестает чувствовать себя комфортно при разговоре в реальности. Теряется с ответами на простые вопросы, уходит от сложностей в виртуальный мир, где все, по его мнению, упорядочено и разложено по папкам, группам. Рассеянность внимания, неспособность сосредоточиться на каком-либо деле. Чаще всего проявляется у детей и подростков потерей концентрации внимания, плохой обучаемостью.

Бессонница — экраны гаджетов, излучающие синий цвет, угнетают выработку гормона сна мелатонина, приводит к нарушению циркадных ритмов.

Риск ожирения возникает из-за нарушения выработки мелатонина.

Головные боли, ослабевание зрения из-за проявления компьютерного зрительного синдрома, который провоцирует HEV-излучение — видимый спектр высокочастотного высокоэнергетического света от экранов мобильных телефонов, планшетов и ноутбуков.

Последняя стадия номофобии — уход из реального в виртуальный мир, в котором, человек видит себя улучшенной версией — намного умнее, красивее и успешнее.

Глава 2. Номофобия в МБОУ «Хоронхойская СОШ»

2.1. Проведение исследования по выявлению номофобии среди обучающихся, родителей и педагогов.

Исследование проходило на базе МБОУ «Хоронхойская СОШ» в январе 2022 г. Контингент испытуемых – обучающиеся 1-11 классов от 7 до 17 лет, родители и педагоги школы от 25 лет и старше - всего 180 человек.

Для выявления телефонной зависимости в МБОУ «Хоронхойская СОШ» был использован метод анкетирования по поставленной проблеме. Используя возможности Google формы, мы разработали анкету. Далее через Viber (бесплатная программа для быстрого обмена сообщениями) распространили в группы школы среди обучающихся, родителей и педагогов ссылку для прохождения опроса. Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты (приложение 1). Опрос включал десять вопросов.

https://docs.google.com/forms/d/1u3kSeVa_SZVfhJyrg0AIoNcsk1FbiyGu8va8uM-RxUg/edit#responses

2.2. Результаты исследований по выявлению уровня развития номофобии среди обучающихся и учителей МБОУ «Хоронхойская СОШ»

В опросе по телефонной зависимости принимало участие 180 респондентов, из них детей – 64%, взрослых – 36%; распределение по полу: 65,6 % - женщин, 34,4 % мужчин (приложение 3). Респонденту необходимо было поставить каждому ответу оценку от 1 до 5 баллов, где 1 балл «совершенно мне не подходит», а 5 баллов «идеально меня описывает». Результаты представлены в таблице 1 (приложение 2).

Анализируя результаты, мы засчитывали ответы на 4 и 5 баллов соответствующие оценке «идеально меня описывает». Чувствуют себя некомфортно без постоянного доступа к информации с моего смартфона – 24,4% опрошенных. Нервничают, когда батарейка аппарата почти разряжена 21% (приложение 4). Будут злиться, если не смогу использовать возможности смартфона, когда это понадобится 33,9 % респондентов. Пытаются отказаться от частого использования мобильного телефон - 31% (приложение 5).

При моделировании ситуации «Если бы я забыл(а) телефон» меня бы тревожило то, что моя постоянная связь с миром нарушена – 18,9%, ощутил(а) дискомфорт, потому что не смог(ла) бы оставаться на связи в социальных сетях и пользоваться интернет-ресурсами – 18,9% (приложение 6). Самый модный дизайн и украшения телефона беспокоит -15 %, для большинства 54,4 % важны функции и технические возможности. Часто проверяют «мобильник» - 28,3 % (приложение 7). Немедленно отвечают на сообщение во время встречи или в классе – 13,3%. На утверждение «Вы не можете отключить мобильный даже во время урока или на важной встрече» 15,6% ответили положительно, для большинства опрошенных 69,4% данная ситуация совершенно не подходит, что говорит о высоком уровне воспитанности (приложение 8).

По итогам анкетирования среди взрослых из 65 респондентов (приложение 9):

- имеют телефонную зависимость (набрали 30 и более баллов) - 24 человека, среди них женщины 22 (36,6 %), мужчины- 2 (40 %);

- необходимо проявить осторожность (набрали от 20 до 29 баллов) – 26 респондентам, среди них женщины 24 (40%), мужчины 2 (40%).

- все в порядке (набрали менее 20 баллов) у 15 человек, среди них женщины 14 (23,4%), мужчина 1 (20 %).

По итогам анкетирования среди детей из 115 респондентов:

- имеют телефонную зависимость (набрали 30 и более баллов) - 21 человек, среди них девочек и девушек 16(26,6%), мальчиков и юношей 5 (9 %);

- необходимо проявить осторожность (набрали от 20 до 29 баллов) – 38 респондентам, среди них девочек и девушек 20 (33,4%), мальчиков и юношей- 18 (33%);

- все в порядке (набрали менее 20 баллов) у 56 человек, среди них девочек и девушек 24 (40%), мальчиков и юношей- 32 (58%);

На основе результатов анкетирования были сделаны выводы:

Страдает номофобией женский пол – 36,6 % женщин и 26,6% девочек, но при этом взрослых мужчин с телефонной зависимостью больше 40%, чем женщин. 40% мужчин и женщин, 33 % девушек и юношей находятся в группе, которой нужно проявить осторожность при использовании телефона. У 58 % юнощей и 40 % девушек отсутствует зависимость, также спокойно, без телефона могут обойтись 23,4% женщин и 20% мужчин.

Наибольший процент отсутствия зависимости 58% у юношей (приложение 9).

Таким образом, из 180 респондентов МБОУ «Хоронхойская СОШ» страдают номофобией 25%, нет телефонной зависимости у 39,4 %, проявлять осторожность необходимо 35,6% опрошенных (Приложение 9).

Заключение

Любая зависимость – нецелесообразное поведение, приводящее к саморазрушению личности. С ростом прогресса, появилась масса технологий, призванных упрощать жизнь, но одновременно мир получил массу людей, ни на секунду не выпускающих смартфоны из рук. Мобильные гаджеты из средства коммуникации превратились в хозяев жизни миллионов людей.

Проведенное исследование подтвердила нашу гипотезу - обучающиеся, родители и педагоги МБОУ «Хоронхойская СОШ» подвержены номофобии. Уровень телефонной зависимости среди участников образовательного процесса МБОУ «Хоронхойская СОШ» (25%) в настоящее время ниже среднеевропейских (на примере Великобритании 66%).

Результаты исследования могут послужить основой для проведения профилактической работы по преодолению и предупреждению телефонной зависимости среди участников образовательного процесса МБОУ «Хоронхойская СОШ». Данные можно использовать при организации родительских собраний по теме «Номофобия, что это и как с этим бороться?», классных часах «Номофобия – болезнь ХХI века» и других мероприятий. В МБОУ «Хоронхойская СОШ» необходимо продолжить следовать методическим рекомендациям 14.08.2019 г. по ограничению или запрету использования смартфонов обучающимися во время уроков.

Список использованных источников

Борбюков В. История одного зависимого от смартфона человека [перевод] — Текст: непосредственный //— URL:https://keddr.com/2013/05/istoriya-odnogo-zavisimogo-ot-smartfona-cheloveka-perevod/

Борисова О. Номофобия: что это такое и как проявляется, нужно ли лечение — Текст: непосредственный //— URL: http://depressio.ru/fobii/394-nomofobiya.html

Вопросы психологии. – 2006, №1. Статья О.П. Корягиной «Проблемы мобильной зависимости и причины их возникновения» – С.14-19

Гайсанов С., Зависимость: виды, причины возникновения, пути преодоления/ Гайсанов С.Текст: непосредственный // URL: https://www.malgcrb.com/post/зависимость-виды-причины-возникновения-пути-преодоления

Карта слов и выражений русского языка. Значение слова «номофобия» — Текст: непосредственный// URL: https://kartaslov.ru/значение-слова/номофобия

Морозова М.А. Номофобия – как не стать рабом телефона.. Текст: непосредственный//URL:http://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/fobiya/nomofobiya.html

Номофобия — Текст: непосредственный// URL: https://www.newsru.com/world/31Mar2008/monofob.html

Сколько мобильных телефонов в мире и сколько мобильных телефонов в России — Текст: непосредственный// URL:https://www.sipnet.ru/news/skolko-mobilnykh-telefonov-v-mire-i-skolko-mobilnykh-telefonov-v-rossii

Центр профессионального лечения и реабилитации “Здравница” — Текст: непосредственный// URL:https://narcorehab.com

Школьный психолог. – 2006, №5. Статья Е. Бережковской «Мобильная зависимость» – С. 2-7

Приложение 1

Анкета "Мобильная зависимость"

Нужно поставить каждому ответу оценку от 1 до 5 баллов, где 1 балл «совершенно мне не подходит», а 5 «идеально меня описывает».

Вопрос анкеты

Баллы

1

2

3

4

5

1

Я чувствую себя некомфортно без постоянного доступа к информации с моего смартфона

         

2

Вы нервничаете, когда батарейка аппарата почти разряжена

         

3

Я буду злиться, если не смогу использовать возможности смартфона, когда мне это понадобится

         

4

Вы пытались отказаться от частого использования «мобильника»

         

5

Вы не можете отключить мобильный даже во время урока или на важной встрече

         

6

Вы хотите, чтобы у вашего сотового телефона был самый модный дизайн и украшения

         

7

Если бы я забыл(а) телефон. Меня бы тревожило то, что моя постоянная связь с миром нарушена

         

8

Если бы я забыл(а) телефон. Я бы ощутил(а) дискомфорт, потому что не смог(ла) бы оставаться на связи в социальных сетях и пользоваться интернет-ресурсами

         

9

Вы часто проверяете «мобильник» - не пропустили ли вы звонок или SMS-3

         

10

Вы немедленно отвечаете на сообщение во время встречи или в классе

         

больше 30 баллов - зависимость,

20-29 баллов - проявите осторожность,

меньше 20 - все в порядке.

Приложение 2

Таблица 1. Результаты анкетирования «Мобильная зависимость»

Вопрос анкеты

Баллы (%)

1

2

3

4

5

1

Я чувствую себя некомфортно без постоянного доступа к информации с моего смартфона

29,4

21,7

24,4

10,6

13,9

2

Вы нервничаете, когда батарейка аппарата почти разряжена

43,3

18,9

16,7

9,4

11,7

3

Я буду злиться, если не смогу использовать возможности смартфона, когда мне это понадобится

31,1

12,8

22,2

12,2

21,7

4

Вы пытались отказаться от частого использования «мобильника»

21,1

13,9

21,7

12,2

31,1

5

Вы не можете отключить мобильный даже во время урока или на важной встрече

69,4

9,4

5,6

3,9

11,7

6

Вы хотите, чтобы у вашего сотового телефона был самый модный дизайн и украшения

54,4

19,4

11,1

2,2

12,8

7

Если бы я забыл(а) телефон. Меня бы тревожило то, что моя постоянная связь с миром нарушена

51,1

17,8

12,2

6,7

12,2

8

Если бы я забыл(а) телефон. Я бы ощутил(а) дискомфорт, потому что не смог(ла) бы оставаться на связи в социальных сетях и пользоваться интернет-ресурсами

48,3

20,6

12,2

7,8

11,1

9

Вы часто проверяете «мобильник» - не пропустили ли вы звонок или SMS-3

37,2

17,8

16,7

10

18,3

10

Вы немедленно отвечаете на сообщение во время встречи или в классе

54,4

16,7

15,6

3,3

10

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

РЕЦЕНЗИЯ

на работу Гордеева Ярослава, ученика 11 класса МБОУ «Хоронхойская СОШ»

«Номофобия в МБОУ «Хоронхойская СОШ»

Работа выполнена на 19 листах, включает в себя следующие разделы: введение, главы 1-2, включающие как теоретическую часть, так и описание методик исследования, представление результатов, выводы, заключение, список литературы и приложения.

Формулировка отвечает требованиям исследовательской работы. Цель, задачи, актуальность и новизна исследования: имеются, четко сформулированы, соответствуют наименованию работы. Проблема очень актуальна в современных условиях, ее рассмотрение имеет определенный научный интерес в исследовательских кругах. Автором изучены основные источники литературы по проблеме. Все теоретические положения и выводы автора обоснованы, логичны и соответствуют ходу теоретических размышлений в рамках изучаемой проблемы.

Экспериментальная часть имеет определенный интерес, т. к. подтверждает теоретические положения автора исследования, имеет неформальный характер, отображает результаты учебного эксперимента, проведенных автором.

Структура работы соответствует логике, максимально обеспечивает ее развитие, каждое последующее положение логично вытекает из предыдущего. Список литературы составлен согласно требованиям к написанию исследовательской работы.

Приложения, представленные автором, ярко иллюстрируют материалы исследования, логично отражают практическую работу автора по изученной проблеме.

Значимость данной работы состоит в том, что она примере п. Хоронхой рассматривает и исследует номофобию - телефонную зависимость.

Эта работа актуальна, она служит ярким примером проявления активной гражданской позиции.

Работа соответствует требованиям, предъявляемым к учебным исследованиям.

Руководитель РМО учителей истории и обществознания ____________ /Ванчикова Г.А./

Просмотров работы: 481