Наука и жизнь

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наука и жизнь

Гулин Н.В. 1
1МБОУ "Сельцовская СОШ"
Гулина Л.Ю. 1
1МБОУ "Сельцовская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Научно-технический прогресс, набравший к концу ХХ века головокружительную скорость, послужил причиной появления такого чуда современности, как компьютер и компьютерные технологии. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в развитии многих отраслей промышленности, на порядок повысило мощь и эффективность военной техники, внесло множество прогрессивных изменений в работу средств массовой информации, систем связи, качественно изменило принцип работы банков и административных учреждений. 

Безусловно, Интернет – величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, при помощи которого человечество совершило огромный скачок в будущее, дало стимул к прогрессу. Первые впечатления об Интернете зачастую оказываются положительными, - конечно, ведь это знакомство с познавательными и образовательными сайтами, это огромное подспорье в учебе и работе, это доступ к рекламе и многим преимуществам, которые предоставляет всем это замечательное открытие.

Проблемное обоснование

В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных людей вообще не представляют себе жизни без компьютера. Хорошо это или плохо? Что именно привлекает человека в сети? Не является ли это интернет-зависимостью? Не оказывает ли интернет-зависимость влияние на здоровье?

Актуальность

Интернет, несмотря на все величие, несет обществу множество проблем, одной из которых является его влияние на психику человека. До сих пор ученые – психологи не могут до конца выяснить влияние виртуального мира на нашу психику. Поэтому, считаю эту тему актуальной и в свете современного времени она заслуживает особого внимания.

Методы исследования:

• Теоретический анализ научных источников.

• Метод анкетирования.

• Метод социологического опроса.

• Метод статистической обработки результатов.

Практическая направленность:

• Полученные результаты расширяют научное значение о тенденции влияния интернет – зависимости на психофизическое состояние организма ученика.

• Сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы в деятельности структур школы, на классных часах и родительских классных собраниях.

Этапы работы:

1. Подготовительный (поисковый).

2. Планирование работы.

3. Исследовательский (практический).

• Сбор информационных данных.

• Работа с учащимися, педагогами школы: анкетирование, соц.опрос.

4. Итоговый (отчетный).

• Составление отчета о проделанной работе.

• Анализ результатов работы.

• Составление практических рекомендаций.

5. Презентационный.

• Подготовка и проведение презентации исследовательской работы.

Работа состоит из двух глав:

1.Первая глава носит чисто теоретический характер: в ней даны определения таких понятий, как: компьютер, виды компьютера, Интернет. Представлены выводы по России: как влияет компьютер, компьютерные технологии и Интернет на человека.

2. Во второй главе представлены результаты проведенного анкетирования среди учеников 9-10 классов и соц. опроса среди педагогов. Так же представлены рекомендации использования сети Интернет для учеников, родителей и учителей.

Исходя из этого, нами выбран объект исследования: ученики и учителя Сельцовской школы.

Предмет исследования: влияние компьютера и Интернет ресурсов на человека.

Гипотеза исследования: если мы будем лучше знать о возможной Интернет-зависимости, то возможно изменим своё отношение к бесцельному времяпрепровождению в сети Интернет.

Цель исследования: рассмотреть влияние компьютера и Интернет ресурсов на психическое здоровье учеников МБОУ «Сельцовская СОШ»

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

Изучить понятия: Интернет, его составляющие, компьютер.

Рассмотреть влияние использования компьютера и Интернет-ресурсов в современном обществе.

Провести анкетирование среди учителей, учеников на предмет использования компьютера, Интернет ресурсов.

Сделать выводы по анкетированию, соц.опросу, составить рекомендации.

ГЛАВА 1. Влияние компьютера и Интернет ресурсов на человека в современном обществе

ЧЕМ ПРИВЛЕКАЕТ СОВРЕМЕННОЕ ПОКОЛЕНИЕ «ВСЕМОГУЩИЙ ИНТЕРНЕТ»

В современном обществе практически нет области человеческой деятельности, которая не была бы представлена в сети. Интернет сегодня не только источник информации, но и удобное, быстрое средство коммуникации, благоприятное пространство для бизнеса, источник общения и развлечений.

До середины 90-х годов Интернет использовался в основном для пересылки электронной почты. Затем ситуация в корне переменилась. Причиной этому стало появление и широкое внедрение в сети новой службы – WorldWideWeb, в буквальном переводе – «всемирной паутины».

В России количество россиян, имеющих доступ в Интернет, начало усиленно расти с 2010г и к 2016г стало повсеместным.

Чем же привлекает современное поколение «всемогущий Интернет»?

Факторы, определяющие уникальность Интернета:

• Отсутствие в сети единого центра управления и границ делает невозможным установление тоталитарного контроля над всей сетью.

• Свободный доступ к огромному количеству информации представленной в любой из технически существующих форм.

С другой стороны, актуальной является проблема достоверности информации и возможность оценки пользователем степени достоверности этой информации.

• Интернет является самым универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки любых видов информации в форме электронной почты, форумов, конференций, общения в реальном режиме и т.д.

При этом исчезает фактор расстояния и границ, что дает безграничное увеличение аудитории общения. Многие средства общения не требуют личного знакомства, что снимает целый ряд психологических барьеров и дает неограниченные возможности самовыражения в диалоге.

Поэтому становится неслучайным и объяснимым развитие такого рода зависимости, особенно у молодого поколения, от переизбытка информации, эмоций, стереотипов посредством Интернета.

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ

Зависимость в медицинском смысле, как пишет врач психотерапевт В.Д. Менделевия, определяется как ненавязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определенной деятельности.

Все виды деятельности, осуществляемые посредством Интернета, такие как общение, познание или игра, обладают свойством захватывать человека целиком; они не оставляют ему времени и сил на реальную жизнь. В связи с этим сегодня специалисты интенсивно обсуждают заболевание «Интернет-зависимости.

Выделяют три формы интернет – зависимости:

1) Зависимость отношений.

2) Зависимость от игр.

3) Зависимость от общения и поиска информационных ресурсов.

Истинные интернетоманы — люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам, наконец. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.

Интернет – зависимые пользователи с психологическими проблемами могут пойти по «простому» пути, избрав виртуальное общение как основное и усугубив таким образом свои проблемы. Типичная ситуация: подросток не умеет общаться, заводить друзей и испытывает непреодолимую робость в общении со сверстниками. И тут на помощь приходит всесильная Сеть. Всевозможные чаты и форумы – место, где нам всегда рады, где каждый с легкостью находит единомышленников. Из этого можно сделать вывод, что главной причиной, по которой человек начинает погружаться в виртуальный мир - это поиск общественной поддержки.

Еще одной причиной, по которой, по мнению психологов, люди впадают в зависимость от сети, является возможность свободно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, не боясь осуждения реального общества.

Сеть не вызывает физиологической зависимости, а только лишь психологическую.

Причины интернет – зависимости:

* доступность разнообразной информации

* широкая интерактивность, постоянное общение

* анонимность передаваемой информации

* проблема свободного времени

* невостребованность собственных возможностей в реальном мире.

* зависимость настроения и жизненных сил от нахождения в Интернете

* недостаток живого человеческого общения.

Симптомы Интернет – зависимости:

- навязчивое желание проверить электронную почту

- длительное просиживание в чатах

- неконтролируемое желание поиска и чтения информации различного рода в сети

- потеря ощущения времени online

- появление усталости, раздражительности, снижение настроения.

- Интернет, как способ уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, тревоги или подавленности.

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

- ощущение эмоционального подъема во время работы с Интернетом;

- ощущение состояния депрессии без компьютера.

Интернет-зависимые игнорирует повседневные жизненные заботы, так же как и интересы близких. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить его использование Интернета.

Интернет-зависимые начинают лгать о количестве времени, проведенного в Интернете. После частого пользования сети Интернет вероятность заболеваний резко повышается. Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма (высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной, на зрении и костно-мышечном аппарате человека)

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМПЬЮТЕРА И СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА ЧЕЛОВЕКА

Положительные черты влияния Интернета

Рассмотрим плюсы Интернета. Появились такие возможности, как заработок в сети, способ показать, проявить себя, разместив свою собственную страничку, написанные программы и прочее. Также через Интернет можно найти работу, друзей.

В Интернете каждый прокладывает свой   собственный путь. Возможности сети поистине безграничны. Ты сам   решаешь, какими услугами сети воспользоваться.

Потребности и запросы путешествующих по Интернету самые разные: одни хотят раздобыть новое программное обеспечение; другие ищут те или иные документы, необходимые им для профессиональной деятельности; третьи подключаются к сети, чтобы общаться.

Всемирная компьютерная сеть предоставляет множество разнообразных услуг.

В настоящее время через Интернет можно делать практически всё – делать покупки, заказывать авиабилеты и номера в отелях, рекламировать товары и фирмы, общаться самыми различными способами, найти там можно абсолютно всё, а если чего-то там нет, значит, этого нет вообще.

Миллионы инвалидов получили возможность реальной удаленной работы, возможность общаться, заводить друзей.

В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, в первую очередь ценна научная литература, т.к. обычные книги стоят больших денег.

Так же Интернет является воистину самым огромным сборником информации, Интернет дает возможность многому научиться, получить профессию, либо поднять свои навыки на иной уровень.

В Интернете можно всегда получить самые свежие новости разной тематики. 

Одним из наиболее важных аспектов Интернета являются форумы - лучшая разработка человечества. Форумы позволяют общаться тысячам, миллионам людей.

Отрицательные черты влияния Интернета

Длительная работа за компьютером разрушительно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной, на зрении и костно-мышечном аппарате человека...

Что это может означать для простого человека? Все что угодно: от испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Конечно, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д. 

Если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от интернета или от игр.

Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером.

Второе: мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в Интернете (сбором информации и т.п.) (по данным социологов, это 90% от всех "долгосидящих" в сети.

Людям, проживающим свою жизнь в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет! Таким образом, они усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст...

Психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет-зависимых людей: 

· хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; 

·невозможность остановиться; 

· увеличение количества времени, проводимого за компьютером; 

· пренебрежение семьей и друзьями; 

·ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; 

· ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; 

· проблемы с работой или учебой. 

Интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее, что в нас есть.

Исходя из всего вышесказанного, получаем следующие выводы:

В нашем современном обществе невозможно обойтись без таких новшеств, как компьютер, компьютерные технологии, Интернет и его ресурсы;

Как использовать все представленные ресурсы – это решение каждого человека в отдельности.

Влияние всех новшеств на современного человека может иметь как положительное, так и отрицательное влияние.

ГЛАВА 2. Влияние компьютера и Интернет ресурсов на учащихся и педагогов МБОУ «Сельцовская СОШ»

2.1. ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ НА УЧАЩИХСЯ МБОУ «СЕЛЬЦОВСКАЯ СОШ» (АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ 9-10 КЛАССОВ)

Результаты анкетирования учащихся:

Американским психологом Кимберли Янг для обучающихся и педагогов школы разработан краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от сети Интернет. Это тест мы предложили учащимся и педагогам нашей школы (опрошено 50 учеников, 20 педагогов).

1. Есть ли у вас непреодолимое желание через небольшие промежутки времени снова и снова проверять свой e-mail или заходить в социальную сеть?

Да – 36, нет – 4, не всегда – 10 человек.

2. Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в сети?

Да – 27, нет – 12, редко – 11человек.

Используете ли Вы Интернет только для учёбы (работы)

Да- 15 Нет-35

4. Как часто вы замечаете слова «еще пару минут…….», когда находитесь в сети\ за игрой?

Часто – 28, редко – 10, никогда не замечал – 2, всегда замечаю – 10 человек.

5. Как часто вы огрызаетесь, кричите или действуете раздраженно, когда кто-то беспокоит вас, когда вы в сети Интернет?

Часто – 20, редко – 20, никогда – 2, всегда – 8 человека.

6. Страдает ли ваша учеба в школе или личная жизнь из –за Интернета?

Да – 25, нет – 6, не очень – 19 человек.

7. Находитесь ли вы в онлайн больше, чем предполагали?

Да – 35, нет – 5, редко – 10человек.

8. Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или плохого настроения?

Да – 30, нет – 8, редко – 12 человек.

Вывод:

Таким образом, предложенные формы анкетирования позволили сделать вывод (см. диаграмму 1):

Диаграмма 1 - Результаты анкетирования учеников

Редко используют Интернет - 6 % опрошенных.

Обычные пользователи сети Интернет – 38 % опрошенных,

Чрезмерно используют сеть Интернет – 56 % опрошенных

Значительная часть опрошенных учащихся школы являются «скрытыми интернетоманами».

2.2. Влияние компьютера и Интернет ресурсов на педагогов МБОУ «Сельцовская СОШ» (20 педагогов)

Также мы провели анкетирование педагогов школы.

1. Есть ли у вас непреодолимое желание через небольшие промежутки времени снова и снова проверять свой e-mail или заходить в социальную сеть?

Да – 10, нет – 2, не всегда – 8 человек.

2. Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в сети?

Да – 3, нет – 16, редко – 1человек.

Используете ли Вы Интернет только для учёбы (работы)

Да- 12 Нет-8

4. Как часто вы замечаете слова «еще пару минут…….», когда находитесь в сети\ за игрой?

Часто – 10, редко – 3, никогда не замечал – 2, всегда замечаю – 5 человек.

5. Как часто вы огрызаетесь, кричите или действуете раздраженно, когда кто-то беспокоит вас, когда вы в сети Интернет?

Часто – 5, редко – 3, никогда – 10, всегда – 2 человека.

6. Страдает ли ваша учеба в школе или личная жизнь из –за Интернета?

Да – 2, нет – 17, не очень – 1 человек.

7. Находитесь ли вы в онлайн больше, чем предполагали?

Да – 10, нет – 4, редко – 6 человек.

8. Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или плохого настроения?

Да – 1, нет – 17, редко – 2 человек.

По результатам анкетирования также составлена диаграмма. (см.диаграмму 2)

Диаграмма 2 - Результаты анкетирования учителей

Вывод:

Таким образом, сделаем вывод:

Редко используют Интернет - 5 % опрошенных.

Обычные пользователи сети Интернет – 85 % опрошенных,

Чрезмерно используют сеть Интернет –10% опрошенных

Лишь 6 % педагогов можно назвать «скрытыми интернетоманами».

Вывод: Анализ результатов анкетирования учителей школы показал, что и среди учителей Интернет пользуется большой популярностью, но в отличие от учащихся школы, даже в свободное время Интернет необходим им преимущественно для работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, в век модернизации и компьютеризации просто необходимо каждому человеку быть знакомым с такими понятиями как «компьютер» и «Интернет». Сегодня жизнь без компьютера представить крайне трудно.

Интернет представляет собой «мир» параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного. Интернет может стать как помощником в повседневной жизни, так может и отрицательно влиять на сознание людей.

В процессе написания этой работы, была использована специальная литература, что и помогло раскрыть тему, осветить все проблемы и вопросы. Всё это оказалось довольно увлекательным и познавательным процессом.

Так же были проведены анкеты, среди учеников и учителей нашей школы. Результаты наглядно показывают, что проблема Интернет-зависимости есть и особенно она актуальна среди учеников.

Результаты исследования показали:

В зону риска среди учеников 15-16 лет нашей школы попадают 56% опрошенных.

Предполагаю, что гипотеза моей работы верна: если мы будем лучше знать о своей возможной Интернет-зависимости, то изменим своё отношение к бесцельному времяпрепровождению в сети Интернет.

Также я считаю, что говорить о синдроме Интернет – зависимости однозначно нельзя. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость.

На мой взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя, ведь многим он помогает реализовать себя. Также, как и большинство педагогов считаю, что Интернет-это и благо и зло. Давайте будем разумно его использовать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Браун С. “Мозаика” и “Всемирная паутина” , « Компьютер 21 века» для доступа к Internet: Пер. c англ. - М.: Мир: Малип: СК Пресс, 1996. - 167c.

2. Игер Б. Работа в Internet / Под ред. А. Тихонова; Пер. c англ. - М.: БИНОМ, 1996. - 313 c.

3. КентП. Internet / Пер. c англ. В.Л. Григорьева. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1996. - 267 c.

4. Колесников О.Э. Интернет для делового человека. - M.: МЦФ. Издат. фирма “Яуза”, 1996. - 281 c.

5. Крол Эд. Все об Internet: Руководство и каталог / Пер. c англ. С.М. Тимачева. - Киев: BNV, 1995. 591 c.

6. Левин В.К. Защита информации в информационно-вычислительных cистемах и сетях // Программирование. - 1994. - N5. - C. 5-16.

7. Фролов А.В., Фролов Г.В. Глобальные сети компьютеров. Практическое введение в Internet, E-mail, FTP, WWW, и HTML, программирование для Windiws Sockets. - Диалог - МИФИ, 1996. – 28

https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=417875&foldername=fulltexts&filename=417875.pdf

https://resources.mgpu.ru/showlibraryurl.php?docid=312236&foldername=fulltexts&filename=312236.pdf

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТИ

1. Установить предел времени, планируемое для Интернета

Стараться не проводить время в Интернете бесцельно.

Программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета.

Заставлять себя вместо времяпрепровождения в Интернете (исключение: работа и учёба) заниматься своим хобби.

Научиться контролировать время, проведённое за компьютером.

Читая посты в соц.сетях, иметь собственные чёткие взгляды, убеждения.

Избегайте лживости в виртуальной реальности (лживость порождает вседозволенность, вседозволеннность приводит к беде).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНКЕТА

11. Есть ли у вас непреодолимое желание через небольшие промежутки времени снова и снова проверять свой e-mail или заходить в социальную сеть?

Да – 36, нет – 4, не всегда – 10 человек.

2. Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в сети?

Да – 27, нет – 12, редко – 11человек.

3. Используете ли Вы Интернет только для учёбы (работы)

4. Как часто вы замечаете слова «еще пару минут…….», когда находитесь в сети\ за игрой?

Часто – 28, редко – 10, никогда не замечал – 2, всегда замечаю – 10 человек.

5. Как часто вы огрызаетесь, кричите или действуете раздраженно, когда кто-то беспокоит вас, когда вы в сети Интернет?

Часто – 20, редко – 20, никогда – 2, всегда – 8 человека.

6. Страдает ли ваша учеба в школе или личная жизнь из –за Интернета?

Да – 25, нет – 6, не очень – 19 человек.

7. Находитесь ли вы в онлайн больше, чем предполагали?

Да – 35, нет – 5, редко – 10человек.

8. Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или плохого настроения?

Да – 30, нет – 8, редко – 12 человек

Просмотров работы: 59