Введение
Сегодня актуальность изучения феномена вербальной агрессии определяется неблагополучным социокультурным положением в большинстве современных логосфер: ростом асоциальности, общим снижением уровня речевой культуры, инвективизацией и вульгаризацией речи, пропагандой насилия в средствах массовой информации, в интернете, существенным ослаблением коммуникативных механизмов, традиционно сдерживавших проявления агрессии слова.
Термины «речевая агрессия», «вербальная агрессия», «словесная агрессия» широко используются как в российской, так и в зарубежной научной литературе последних десяти лет, однако феномен агрессии как объект изучения современного речеведения до сих пор остается мало исследованным. Особую актуальность приобретает данная проблема подростковом возрасте. Подростки - зеркало перемен, происходящих в обществе и микросоциальной среде. Неудивительно, что в настоящее время возрастает количество подростков, склонных к агрессии, которая является фактором риска противоправного поведения. Опасность состоит в том, что агрессия подростков может перейти и во взрослую жизнь, превратиться из социальной патологии в социальную норму, из девиантной формы, в делинквентную, поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое изучение данной темы как на уровне социологической, психологической и педагогической наук, так и на уровне практической работы с подростками
Цели исследования:
изучение вербальной агрессии в среде подростков
изучение материала по теме
проведение анкетирования
анализ результатов
защита проэкта
Объект исследования: учащиеся подросткового возраста
Предмет исследования: проявление речевой агрессии у учащихся подросткового возраста
Задачи исследования:
анализ литературы по данной проблеме
исследование вербальной агрессии у современных подростков
анализ полученных данных
Методы исследования: социологический опрос, опросник Басса и Дарки, опросник В.В.Бойко (Определение деструктивных установок в межличностных отношениях ). Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 27
Гипотеза: влияет ли среда и подростковый возраст на вербальную агрессию
Практическая значимость: данное исследование позволит расширить представления о вербальной агрессии современных подростков, может быть использовано для разработки рекомендаций по её коррекции.
1. Что есть вербальная агрессия.
Слово является сильным раздражителем, который не имеет себе равных ни в количественном, ни в качественном отношении среди других средств вербального воздействия на индивида .
"Агрессия" – термин, который широко распространенный для обозначения насильственных действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. Чаще всего под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются разные понятия – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств..Вербальная агрессия - это слова, причиняющие боль и заставляющие человека поверить в то, что он не верно представляет мир , который его окружает и о самом человеке . Однако к выражениям сильной вербальной агрессии относят не только высказывания, сказанные на повышенных тонах и содержащие прямые оскорбления адресата, но и злые замечания, насмешки, угрозы. Существует несколько категорий вербальной агрессии, которые указанны ниже:.
1. Замкнутость. Человеческое поведение при котором , ко все мысли, чувства, мечты и надежды человек оставляет при себе.
2. Стремление возражать - часто используемая категория агрессии которую , используют агрессоры .
3. Стремление растоптать , уничтожить достижения и чувства другого.
4.Вербальная агрессия в форме шуток. Агрессия, замаскированная под шутку, - это еще одна форма агрессии.
5. Обличение и обвинение другого.
6. Отказ в эмоциональной поддержке - ведет к постепенному уничтожению доверия.
7. Угрозы. Форма агрессии при помощи , которой агрессор может манипулировать своим партнером.
8. Обзывание. Это самый откровенный из всех типов вербальной агрессии. Любые слова , который несут оскорбления являются вербальной агрессией.
9.Командный тон. Отрицает равноправие.
Характеристики вербальной агрессии:
1. Вербальная агрессия разрушает. Особенно разрушительна она тогда , когда агрессор делает вид, что ничего не происходит.
2. Вербальная агрессия сильно действует на самооценку и способности ,жертва начинает сама верить в то, что с ней что-то не так, что у неё нет способностей, что она воспринимает мир неверно.
3. Вербальная агрессия может быть открытой (гневные выпады и оскорбления) или скрытой (очень незаметной и постепенной,). Открытая агрессия –чаще всего это обвинения в чем-то .Скрытая агрессия - агрессия исподтишка, она ещё более разрушительна.
4. Вербальная агрессия имеет манипулятивную природу и направлена на контроль над другим5к
человеком. Обычно жертва не понимает, что ее контролируют и ею манипулируют.
5. Вербальная агрессия коварна. Тот, от кого исходит вербальная агрессия, постепенно уничтожает своего партнера, выказывает презрение и обесценивание его так что:
- самооценка резко ,значительно падает , при этом жертва этого не замечает.
- жертва теряет уверенность в себе, зачастую не понимая этого .
6 .Вербальная агрессия в основном непредсказуема. Непредсказуемость - главный признак основных характеристик вербальной агрессии.
2. Вербальная агрессия в подростковом возрасте
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека.
Несмотря на относительную кратковременность, он во многом определяет всю
дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в этом возрасте происходит формирование характера и других основ личности.
В Однако если раньше внимание исследователей привлекали, в большей степени физические проявления агрессии, сейчас особую тревогу вызывает именно выражение агрессии . Агрессия в подростковом возрасте (12-15 лет) проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома по отношению к людям , которые находятся рядом . Одной из форм скрытой агрессии является аутоагрессия – это агрессия против себя, она является самой опасной .
Изучению агрессии посвящено большое число зарубежных и отечественных исследований. Среди разных форм агрессивного поведения - вербальная агрессия занимает особое место.Это одна из актуальных проблем, с которой часто сталкиваются психологи. Недостаточно изучены проявления вербальной агрессии у подростков разного возраста и пола, очень мало исследований психологических особенностей вербальной агрессии у подростков, обучающихся в образовательных учреждениях различных типов. Вербальная агрессия часто выступает как неблагоприятный механизм адаптации при неудовлетворении значимых социальных потребностей. Основными причинами ее в подростковом возрасте: могут стать нарушения образа Я и самооценки, отгороженность от других людей, отрицательные переживания.
Причины возникновения вербальной агрессии у подростков.
1.Разделение общества по социальным позициям.
2.Родители становятся примером для агрессивного поведения подростков.
3.Агрессия в обществе. Ребенку среди своих сверстников, даже незнакомых
людей , подается пример вербальной агрессии.
4.Агрессия в средствах массовой информации.
5.Стиль семейного воспитания.
Степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства– всё это влияет на формирование агрессивного поведения ребёнка. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, в большей степени склонны к агрессивному поведению.
Профилактика агрессии в обществе подразумевает развитие у взрослого способности
ориентироваться на ребенка, на его интересы и переживания. Нужно формировать у детей
потребность в другом человеке, они должны усвоить такие нормы и правила взаимодействия в обществе, которые позволяют при любых обстоятельствах находить конструктивные формы взаимодействия с другим человеком.
Таким образом, вербальная агрессия подростков признана многими исследователями самым загадочным явлением XXI века.
3. Исследование вербальной агрессии
В исследовании принимали участие 44 учащихся (22 юношей и 22 девушки) МБОУ СОШ№27. В начале мной был проведен тест Басса-Дарки (приложение1). Согласно полученным результатам 20 человек имеют высокий уровень вербальной агрессии, что составляет 46% (диаграмма 1).
диаграмма 1
Также необходимо отметить, что нами были выявлены следующие результаты (таблица 1).
таблица 1
Виды агрессии |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||
К-во |
% |
К-во |
% |
К-во |
% |
|
Физическая агрессии |
22 |
50,0% |
14 |
31,8% |
8 |
36,4% |
Раздражительность |
20 |
45,5% |
12 |
27,3% |
12 |
54,5% |
Косвенная агрессия |
9 |
20,5% |
20 |
45,5% |
14 |
63,6% |
подозрительность |
16 |
36,4% |
16 |
36,4% |
12 |
54,5% |
Согласно полученным результатам половина опрошенных подростков имеют высокий уровень физической агрессии и раздражительности, что свидетельствует о подростковом кризисе. При этом косвенная агрессия, которая могла стать альтернативой физической агрессии на высоком уровне выявлено лишь у 21% учащихся. Интересным оказалось, что высокий уровень физической агрессии характерен и юношам, и девушкам. При этом больший процент девушек имеют высокий уровень раздражительности. Данное явление можно объяснить тем, что в современном мире поощряется агрессия в качестве «инструмента выживания», культивируется «мужское поведение», ведущее к успеху.
Диаграмма 2. Сравнительный анализ результатов по тесту Басса-Дарки
Затем нами был использован тест «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях В. В. Бойко» (приложение 2).
Нами были выявлены следующие результаты (таблица 2).
таблица 2
высокий |
средний |
низкий |
|||||
Кол- во |
% |
Кол- во |
% |
Кол- во |
% |
||
Завуалированная жестокость |
17 |
38,6% |
13 |
29,5% |
14 |
31,8% |
|
Открытая жестокость |
21 |
47,7% |
14 |
31,8% |
9 |
20,5% |
|
Негативизм в суждениях |
11 |
25,0% |
15 |
34,1% |
18 |
40,9% |
|
Брюзжание |
18 |
40,9% |
14 |
31,8% |
12 |
27,3% |
Диаграмма3. Обобщенные результаты теста В.В. Бойко
Согласно результатам, высокий уровень открытой жестокости испытывают 48% подростков и 39% - завуалированной жестокости. Подростки не скрывают и не смягчают свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих, что является тревожным фактором. У. 41% подростков наблюдается склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с людьми и в наблюдении за социальной действительностью. Данные результаты теста могут свидетельствовать о готовности подростков к агрессивному поведению.
Диаграмма 4. Сравнительный анализ результатов по тесту В.В.Бойко
При сравнительном анализе выяснилось, что девушки более агрессивны. Высокий уровень открытой жестокости характерен для 41% юношей и 55% девушек, Завуалированной жестокости – 32% юношей и 46% девушек.
Таким образом, проведенное исследование показало, что современные подростки испытывают агрессию. При этом у девушек наблюдается более высокие показатели. Вербальная агрессия наблюдаетсяу 20 человек. Данные результаты мы объясняем особенностями возраста, установками, культивируемыми интернетом и социальными сетями.
Заключение
Подобно слезам, брань как средство эмоциональной и психологической разрядки может быть полезна для душевного здоровья любого человека, тем более подростка. Иначе эту мысль можно выразить в виде простой формулы: грязное слово заменяет грязное, неблаговидное дело. В то же время бранные слова и выражения больно ранят психику других людей.
Бессмысленно учить подростков совершать правильные поступки и произносить правильные слова. Не лучше ли честно ввести их в суть проблемы, выпукло представленной в контексте культуры, показать возможные варианты поступков и слов и предложить сделать свой выбор.
В ходе экспериментального исследования нами было выявлено, что высокий уровень вербальной агрессии встречается у 46% учеников. современные подростки испытывают агрессию. При этом у девушек наблюдается более высокие показатели. На агрессию оказывает влияние множество факторов. Исследования агрессии подростков должны проводиться для своевременной коррекции, профилактики. Опасность бездействия заключается в возможности формирования у подростков устойчивого агрессивного поведенческого паттерна в будущем.
Литература
1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996. С. 375.
2. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.,1999
3.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов.
4. Иванова Л.Ю. «Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям»
5. Паренс Г. «Агрессия наших детей», Москва, 1997, стр.12
6. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996, стр.41-43
7. Сурков А.Семейные войны // Стрела, №14 (143), 1999 г., стр.6
8.Вишневецкий Кирилл Валерьевич Вербальная агрессия: определение понятия, видов и признаков.