Введение. Все любят подарки! И, наверное, получив подарок, любой человек обрадуется, особенно если подарок неожиданный [1]. В нашей школе принято дарить небольшие подарки: дети дарят подарки друг другу на дни рождения, мы все поздравляем учителей и одноклассников с праздниками, мы всегда получаем подарки от родителей и от школы. Наша школа даже сделала маленькие подарки с названием школы, которые дарит нам за успехи в учебе или победы на школьных конкурсах: это крУжки, ручки, блокнотики. Конечно, мне получать подарки очень приятно. Но одним подаркам я радуюсь больше, другим – тоже радуюсь, но они повышают мне настроение не так сильно. Эту работу я задумала как собственный маленький проект, результаты которого позволят задуматься, что моим одноклассникам доставит больше радости и как выбирать для них подарки, которые сильно улучшат им настроение. Многие родители, например, считают, что «сладкий подарок» — это тот, что порадует ребенка больше всего и часто покупают всему классу сладости в качестве новогоднего подарка. Начиная эту работу, я думала, что и сладким и несладким подаркам дети радуются примерно одинаково. Я читала, что может помочь разобраться эксперимент.
Эксперимент я задумала и выполнила сама, сама собрала данные, занесла их в таблицу, посчитала разницу в данных по настроению участников эксперимента до и после получения подарка, сама собирала подарки (а купили мне их мои родители), упаковывала в мешочки, рисовала шкалы, считала линейкой их миллиметры, а с постановкой цели, чтением литературы, анализом результатов, которые были получены, выведением заключения и оформлением этой работы для конкурса мне помогли мои руководители.
Целями настоящей работы были разработка дизайна эксперимента по изучению психоэмоционального восприятия разных типов подарков младшими школьниками и выполнение пилотного проекта на малой выборке в одном учебном заведении.
Основная часть. Я попросила разрешение у моего учителя провести в классе эксперимент, который может помочь разобраться как влияют подарки на настроение моих одноклассников, и какие подарки - сладкие или несладкие подарки больше повышают настроение. Учитель разрешил. Мы с моими родителями дома заготовили, упаковали в одинаковые непрозрачные пакетики и положили в цветной пакет два вида подарков:
Фруктовая пастила без сахара в виде пластиночек, упакованная и похожая на конфеты. Я такую очень люблю!
Маленькие блокнотики. Просто чистые.
Чтобы сравнить есть ли различия по восприятию подарков и радости от их получения у детей и взрослых, мы пригласили к участию и учителей нашей школы – все они были молодыми и красивыми учительницами, которые согласились принять участие в эксперименте.
Еще я сама сделала такую линеечку, которую мы назвали «шкала настроения». Вот она – на рисунке 1. Я сделала ее как слай д в PowerPoint, как нас учили в школе, и распечатала на принтере дома.
Рисунок 1. Шкала настроения
Я вырезала каждую линеечку и измерила ее длину. Общая длина получилась 145 мм.
В нашем классе 14 человек, всем по 9-10 лет. В тот день, когда я делала эксперимент, в классе было 10 ребят, включая меня. Сразу после уроков и обеда, я спросила, кто хочет поучаствовать в эксперименте, и согласились 7 одноклассников – 3 мальчика и 4 девочки. Они пока не знали, в чем заключается эксперимент. Тогда я пригласила поучаствовать в моем эксперименте еще 6 учительниц и мужчину-повара, и они все согласились.
Сначала я спрашивала у каждого по отдельности о том, какое сейчас у него или у нее настроение и просила поставить черточку на «шкале настроения», которые я тоже распечатала в достаточном количестве, чтобы хватило каждому. Я объяснила каждому, что чем выше черточка-отметка, тем лучше настроение. Например, там, где нарисовано солнышко – это настроение – «лучше не бывает!», а там, где нарисовано унылое лицо– в самом низу – это «ужасное настроение, хуже быть не может». Если настроение плохое, то (в зависимости от того, насколько оно плохое) черточку ставили в зоне красного цвета, если нормальное – в оранжевой зоне, если хорошее – в желтой зоне, а если отличное – то в зеленой зоне моей шкалы. Взрослые мне сказали, что такой метод применяется в психологии и в медицине и называется «визуальная аналоговая шкала - ВАШ». Я измерила мои зоны линейкой, получилось, что границы красной и оранжевой зон – это расстояние от начала шкалы (от 0) до 28 мм, граница между оранжевой и желтой – 58 мм, граница между желтой и зеленой – 97 мм. Вся шкала до «солнышка» была 145 мм.
А потом я говорила участнику моего эксперимента, что хочу сделать ему маленький подарок. Просто так. Дальше, засунув руку в непрозрачный мешок, случайным образом, доставала пакетик (помните, там было 2 вида подарков – сладкий и несладкий?) и дарила однокласснику или учителю, попросив его раскрыть. После этого на той же линеечке – шкале просила этого человека поставить вторую черточку, которая обозначала, какое настроение стало у человека после того, как он получил тот или иной подарочек. И каждый участник эксперимента ставил вторую черточку. Около первой черточки я писала «до», около второй – «после». И еще я писала сладкий или несладкий подарок получил участник и обозначала его имя для себя.
Я принесла все заполненные шкалы домой и потом у каждого посчитала в миллиметрах какое настроение было до получения подарка и после. У меня получились вот такие таблицы (рисунок 2), где Р – это «ребенок», а В – «взрослый». Я их сфотографировала.
А потом мне мои руководители помогли составить эту же таблицу в программе Excel (мы только начинаем изучать, как ею пользоваться на уроках программирования в школе). Я посчитала на сколько миллиметров от исходного значения улучшилось настроение у каждого участника эксперимента устно в уме и записала значения в столбик F. А потом мы с руководителями посчитали еще на сколько процентов от исходного улучшилось настроение после получения подарка у каждого и записали разницу в столбик G. Посмотрите, пожалуйста, на рисунок 3.
Рисунок 2. Мои таблицы.
Р исунок 3. Таблица с первичными данными исследования
Оказалось, что из 7 детей только у 1 девочки (строка 7) настроение было изначально хорошим (в желтой зоне) и еще у одной (строка 1) – отличным (в зеленой зоне). У одного мальчика было плохое настроение, у остальных – нормальное.
У взрослых изначально показатели настроения были больше похожи друг на друга – у всех учительниц оно было хорошим (в желтой зоне с показателями от 64 до 90 мм по шкале), и только у мужчины-повара – отличным (116мм).
По результатам наших данных получилось, что у всех-всех-всех, кто принял участие в эксперименте, настроение после получения подарка (любого!) улучшалось. Но у кого-то оно улучшалось сильно, а у кого-то чуть-чуть.
Я обратила внимание, что больше всего настроение улучшалось у тех, у кого оно было не очень хорошим с самого начала – это все были мальчики. Например, прямо в 5 раз настроение поднялось у мальчика в строке 2, - единственного, у которого настроение было плохим – на 16 мм из 145 мм по моей шкале. После получения подарка он сделал отметку на 80 мм (что соответствует «хорошему»). На 220% и на 186% соответственно улучшилось настроение после подарка у мальчиков в строках 6 и 4 (у которых настроение было «нормальным», а стало «отличным»). У двух девочек с показателями «нормального» настроения (40 им 41 по моей шкале) настроение улучшилось на 88% и 80% (строки 8 и 5).
У 5 учительниц настроение было хорошим, а стало отличным, у одной учительницы (строка 13) настроение было и осталось хорошим (Но увеличилось число, обозначающее то, насколько оно хорошее!), а у повара было и осталось отличным, но число тоже увеличилось.
Еще я отметила, что у тех, у кого с самого начала показатели настроения были отличными, настроение, повышаясь, все равно оставалось отличным, потому что это уже «потолок», выше которого показателей не бывает. Я прочитала, что и в научных исследованиях взрослых есть понятие «эффект потолка».
А потом мы посчитали средние показатели (то есть сложили показатели и поделили на число участников) в разных подгруппах и в абсолютных значениях, и в процентах. Получилось, что сладким и несладким подаркам дети и взрослые радовались не совсем одинаково (таблица 1).
Получилось, что сладкие подарки повышали настроение больше, особенно у детей! Это видно как по абсолютным, так и по относительным показателям в таблице. У взрослых разница в улучшении настроения после получения сладкого и несладкого подарка в абсолютных значениях не обнаружена, но в относительных (%) показателях наблюдалась. Я знаю, что есть методы, которые помогают сказать более точно случайна эта разница или нет, насколько она значительна, но пока я их не знаю.
Таблица 1. Как радовались сладким и несладким подаркам (на сколько повышалось настроение у детей и взрослых после получения подарка – средние значения)
Сладкие подарки (1) - пастила |
Несладкие подарки (2) - блокнотик |
|||
Абс. значение (мм) |
% |
Абс. значение (мм) |
% |
|
Все(n=14) |
49 |
129 |
39 |
68 |
Дети (n=7) |
59 |
222 |
38 |
83 |
Взрослые(n=7) |
42 |
60 |
42 |
48 |
Заключение. В результате этого небольшого эксперимента я могу сделать предварительные выводы:
Подарки, даже небольшие, улучшают настроение всем – и детям, и взрослым. В моем маленьком эксперименте ни у одного человека настроение, которое они отметили на шкале, не стало хуже и не осталось на том же уровне. Все порадовались!
У моих одноклассников настроение в школе, когда я проводила эксперимент, было очень разное –от отличного до плохого. У сотрудников нашей школы настроение было более ровным и лучшим по количественным показателям изначально.
Сладкий подарок (фруктовая пастила) сразу после его получения воспринимался всеми с большей радостью, чем несладкий (блокнотик). В нашей работе у детей это было более выражено, чем у взрослых
Даже в будние учебные дни можно и нужно повышать друг другу настроение – делиться сладостями, поделками, школьными принадлежностями, игрушками. Если нет с собой подарков, думаю, можно просто сказать человеку хорошие слова, похвалить, улыбнуться – и тогда тоже у него улучшится настроение. Это моя новая гипотеза.
Мы обсудили с руководителями, учителями и родителями результаты данной работы и понимаем, что она проведена на очень маленьком числе участников эксперимента и не была проанализирована с использованием серьезных статистических инструментов, что работа проведена в одной (но очень хорошей частной) школе в одном городе (Уфа) и не может быть очень показательной, то есть отражающей ситуацию среди всех. Но мы провели это небольшое пилотное исследование, которое можно назвать одномоментным открытым слепым рандомизированным контролируемым, честно, и оно, наверное, может послужить моделью, если кто-то захочет поставить похожий эксперимент и пригласить к участию в нем большее количество людей, а также использовать более глубокие методы научного анализа полученных результатов.
Конечно, ценности в разных семьях разные, они могут отличаться у мальчиков и девочек, могут изменяться с возрастом и опытом, но я еще раз поняла, что даже очень маленький подарок (возможно, сладкий – особенно!) – это то, что повышает настроение школьникам и сотрудникам школы.
Наверное, поэтому мы часто в школе делаем подарки своими руками друг для друга, для учителей и для родителей – рисуем, лепим, делаем поделки, а еще угощаем всех тем, что сами делаем на кулинарных мастер-классах. Ведь радовать окружающих и близких – это приятно и приятно всем. Мне очень понравился сам процесс проведения этого эксперимента и, хотя я сама подарка не получила, а только дарила их, мое настроение тоже улучшилось.
Мы почитали несколько книг, статей и сайтов в Интернете на эту тему как до эксперимента, так и после того, как получили результаты. Именно такого эксперимента, описанного другими людьми, мы не нашли, но в целом наши предварительные выводы похожи на те, которые описывали педагоги и ученые, с работами которых мы познакомились и приводим в списке использованных источников литературы ниже [2, 3].
Удачи и здоровья всем, кто читает нашу работу! Дарите подарки, повышайте настроение друзей и близких, а также сами получайте много прекрасных подарков от жизни!
Это я – Элиза Ахмадуллина – и моя любимая учительница и руководитель этой работы Рима Хасановна Перескокова
Список использованных источников и литературы:
Ильенко, А.В. Значение подарка в социальной и межкультурной коммуникации / А.В. Ильенко // Молодежь Российских регионов в системе межрегиональных и межгосударственных социально-экономических и политических связей: I Молодежные социологические чтения. – Чита, 2014. – С. 139-144.
Калинина, Л.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников / Л.В. Калинина, М.И. Скоромохова. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2014. – 217с.
Пелих, И.Д. К вопросу изучения образа мира младшего школьника / И.Д. Пелих, Т.Г. Ветошкина // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. – 2015. - №1. – С. 263-267