Наиболее частые причины снижения эмоционального состояния подростков

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наиболее частые причины снижения эмоционального состояния подростков

Корнюшина А.А. 1
1МБОУ Гимназия "Пущино" городского округа Пущино Московской области
Панькова Е.А. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность исследования. На протяжении взросления люди сталкиваются с различными конфликтами в семье, школе или в социуме. Человек растет, «играют» гормоны, и порой контролировать свои эмоции куда тяжелее, чем кажется изначально. Никогда не угадаешь, во что может вылиться разногласие. Нужно знать определенную границу, которую нельзя пересекать, ведь это может отразиться на взаимоотношениях с человеком. Я считаю, что данная тема проекта актуальна для подростков, которые хотят разобраться в себе и научиться контролировать бушующие в них эмоции. Но также она подойдет и для родителей, которые хотят лучше понять своих детей, помочь им развиваться в этом направлении и по возможности создать наилучшую для подростка атмосферу дома.

База исследования. Исследование проводилось на базу МБОУ гимназии «Пущино». В исследовании приняли участие учащиеся 10-х классов, 6 человек.

Методы, используемые в проектной работе. В проекте использовались методы изучения и анализа теоретического материала, тестирования, изучение и анализ полученных данных.

Предмет исследования: эмоциональные состояния как психологический феномен.

Объект исследования: основные причины снижения эмоционального состояния у подростков.

Гипотеза: основными причинами снижения эмоционального состояния подростков являются негативное воздействие родителей, проблемы в школе или неблагоприятные ситуации, происходящие непосредственно с подростком.

Основная часть

Эмоциональные состояния

С детства меня интересовало поведение людей и их чувства, которые они испытывают, совершая что-либо. Знакомясь с новой темой, я наткнулась на таких людей, как Е. П. Ильин, который написал книгу “Психофизиология состояний человека”, Б. И. Додонов, предложивший классификацию эмоциональных процессов, П. В. Симонов, К. Э. Изард и многих других, что внесли большой вклад в изучении эмоций. Для начала нужно понять, что же такое эмоция? Эмоция – это психическое состояние, отражающее отношение человека к себе и к тому, что происходит вокруг него. Эмоции возникли в процессе эволюции. Они были нужны, чтобы животные могли оценить важность и состояние мира, как окружающего, так и внутреннего. Эмоции можно разделить на два вида: низшие эмоции и высшие. За низшими эмоциями подразумевают те, что напрямую связаны с физиологическими потребностями (голод, самосохранение, жажда и т.п.). Эмоции, что были сформированы в результате социокультурных влияний и могут в некоторой степени тормозить низшие эмоции, называются высшими (моральные, эстетические потребности и т. п.). Разобравшись немного с термином эмоция, можно сказать, что эмоциональное состояние - это понятие, объединяющее настроение, чувства, желания и эмоции. Чувства голода, упадок сил, желание попробовать что-то - все это эмоциональные состояния. Из них выделяют пять видов:

- настроение (влияет на поведение человека, его мышление и действия)

- аффект (это быстро возникающий и очень интенсивный эмоциональный взрыв, способный длиться короткое время)

- фрустрация (состояние напряжения, возникающее, когда человек из-за какого-либо внешнего препятствия, не может достигнуть цели)

- стресс (некая реакция, возникшая при ответе организма на окружающую среду)

- страсть (наиболее интенсивное и длительное эмоциональное состояние, концентрирующее людей на определенной цели). (4)

2.2 Наиболее частые причины снижения настроения

Я считаю, что любые непредвиденные ситуации, произошедшие в жизни человека, могут изменить эмоциональное состояние, как в лучшую, так и в худшую сторону. Иногда просто невозможно угадать, как изменится настроение у твоего собеседника после, скажем, очень неприятного разговора с родителями. Однако наиболее частыми причинами снижения настроения у подростков можно считать чрезмерные требования относительно учебы, конфликтные ситуации с друзьями или одноклассниками, сильное давление со стороны родителей или же учителей по какому-либо поводу, трудности в семье и многое другое, что способно ухудшить нам настроение и получить эмоциональное выгорание. (7)

Практическая часть

Программа исследования

В своем исследовании мы придерживались следующего плана: провели тестирование среди учащихся 10 класса для определения уровня психоэмоционального состояния и выявления основных причин снижения последнего. Каждому участнику было предложено пройти небольшой опрос, состоящий из 27 вопросов. Позже, подсчитав полученные баллы и проверив все по таблице, мы определили общее состояния подростка и то, что возможно стало причиной снижения эмоционального состояния. В своем исследовании мы использовали методику Марии Ковач.

Результаты исследования

По результатам диагностики мы получили информацию о том, что из шести учащихся 3 подростка находятся в спокойном, нормальном состоянии, 2 испытывают легкое снижение настроения, а 1 находится в состоянии субдепрессии.

Рисунок 1. Общие результаты тестирования

п/п

Уровень психоэмоционального состояния

Количество учащихся

% количество

1.

Нормальное состояние

3 человека

50%

2.

Лёгкое снижение настроения

2 человека

33%

3.

Субдепрессия

1 человек

16%

4.

Депрессия

0 человек

0%

Наиболее частой причиной снижения настроения является негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности (А), а также – негативная оценка собственной эффективности и наличие суицидальных мыслей (Е).

У одного учащегося стала причина идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание (B). А еще у одного оказался высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества (D).

Проанализировав каждого и получив подробную информацию, мы можем предположить, что чувствует тот или иной человек, согласившейся с нами работать, а также, в случае необходимости, предложить эмоциональную поддержку для более комфортного самочувствия собеседника.

Заключение

Итак, в своем исследовании мы изучили причины снижения эмоционального состояния у подростков. Далее мы попросили ответить их на несколько вопросов в тесте. По результатам работы у нас получилось, что причиной снижения эмоционального состояния чаще всего является общее снижения настроения, негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, а также повышенный уровень тревожности у людей. Эти причины говорят о возможных врожденных проблемах с психикой у подростков. Также, среди причин отмечается и неадекватная (низкая) самооценка. Для избежания проблем с психоэмоциональным состоянием родителям рекомендуется быть внимательнее к детям, уметь их выслушать и относиться более серьезно к их переживаниям и состоянию здоровья.

Список используемой литературы

http://rcpp.by/article/emocionalnoe-vigoranie-podrostkov/

https://www.promedicina.clinic/child/articles/emocionalnye-narusheniya-u-detej/

https://www.psychologos.ru/articles/view/emocionalnoe-sostoyanie

https://peaasi.ee/ru/%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81#CITEREF%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%9F._%D0%92.1981

https://psychiatr.ru/education/slide/371

https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health

Приложение 1

  Шкала М. Ковач

Данный опросник, разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения.  Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Опросник представляет собой самооценочную шкалу для детей и подростков от 7 до 17 лет (дети 3-7 лет отвечали на соответствующие вопросы врача). Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

Ключ:

№                                                        выбор        балл

1,3,4,6,9,12,14,17,19,20,22,23,26,27         1        0

                                                                    2        1

                                                                    3        2

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25         1        2

                                                                 2        1

                                                                 3        0

Интерпретация:

0-10 – состояние без депрессии;

11-16 – легкое снижение настроения;

17-19 – субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 – критическое число, рассматривается в качестве показателя для

углубленного изучения ребенка или подростка на предмет  

 идентификации депрессивного заболевания.

Предъявление

Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.

Шкала А (негативное настроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В (межличностные проблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание.

Шкала С (неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала D (ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества.

Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25 ) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.

Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

ШКАЛА КОВАЧ

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и отметьте соответствующий номер, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время».

Фамилия, имя ______________________________________________________

Возраст __________________________, дата ____________________________

 

1) У меня редко бывает грустное настроение.

 2) У меня часто бывает грустное настроение.

3) У меня все время грустное настроение.

15.

1)Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.

2) Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.

3) У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.

 

1) У меня никогда ничего не получится.

2) Я не уверен, что у меня все получится.

3) У меня все получится.

16.

1) Я плохо сплю каждую ночь.

2) Я часто плохо сплю.

3) У меня нормальный сон.

 

1) В основном я все делаю правильно.

2) Я многое делаю не так.

3) Я все делаю неправильно.

17.

1)Я редко чувствую себя усталым.

2) Я часто чувствую себя усталым.

3) Я все время чувствую себя усталым.

 

1) Многое для меня является забавным.

2) Некоторые вещи меня забавляют.

3) Ничто меня не забавляет.

18.

1) У меня часто нет аппетита.

2) Иногда у меня нет аппетита.

3) Я всегда ем с удовольствием.

 

1) Я все время себя плохо чувствую.

2) Я часто себя плохо чувствую.

3) Я редко себя плохо чувствую.

19.

1) Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.

2) Меня часто беспокоят боль или недомогание.

3) Я все время испытываю боль или недомогание.

 

1) Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от времени.          

2) Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.

3) Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.

20.

1) Я не чувствую себя одиноким.

2) Я часто чувствую себя одиноким.

3) Я все время чувствую себя одиноким.

 

1) Я себя ненавижу.

2) Я себе не нравлюсь.

3) Я доволен собой.

21.

1) В школе ничто не доставляет мне радости.

2) В школе мне бывает приятно только время от времени.

3) Мне часто радостно в школе.

 

1) Все плохое происходит по моей вине.

2)Многие плохие вещи происходят из-за меня.

3) Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.

22.

1) У меня много друзей.

2) У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.

3) У меня совсем нет друзей.

 

1) Я не думаю о самоубийстве.

2) Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.

3) Я хочу покончить с собой.

23.

1) С учебой у меня все хорошо.

2) Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.

3) Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались легко.

 

1)  Желание заплакать я испытываю каждый день.

2) Желание плакать появляется у меня довольно часто.

3) Желание заплакать я испытываю редко.

24.

1) Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как другие.

2) Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие.

3) Я такой же благополучный, как и остальные люди.

 

1) Меня все время что-то беспокоит.

2) Меня часто что-то беспокоит.

3) Меня редко что-то беспокоит.

25.

1)Меня никто не любит.

2) Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.

3) Я уверен, что меня кто-то любит.

 

1) Я люблю находиться среди людей.

2) Я не люблю часто бывать с людьми.

3) Я вообще не хочу быть с людьми.

26.

1) Я часто делаю то, что мне говорят.

2) В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.

3) Я никогда не делаю то, что мне говорят.

 

1)  Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.

2) Мне сложно изменить свое мнение, о чем-либо.

3) Я легко изменяю свое мнение

27.

1) Я хорошо лажу с людьми.

2) Я часто ссорюсь.

3) Я постоянно ввязываюсь в ссоры.

 

1) Я выгляжу хорошо.

2)В моей внешности есть недостатки.

3)Я выгляжу безобразно.

   

Шкала А (негативное настроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В (межличностные проблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание.

Шкала С (неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала D (ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества.

Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25 ) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.

Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

Просмотров работы: 70