Введение
Актуальность исследования. На протяжении взросления люди сталкиваются с различными конфликтами в семье, школе или в социуме. Человек растет, «играют» гормоны, и порой контролировать свои эмоции куда тяжелее, чем кажется изначально. Никогда не угадаешь, во что может вылиться разногласие. Нужно знать определенную границу, которую нельзя пересекать, ведь это может отразиться на взаимоотношениях с человеком. Я считаю, что данная тема проекта актуальна для подростков, которые хотят разобраться в себе и научиться контролировать бушующие в них эмоции. Но также она подойдет и для родителей, которые хотят лучше понять своих детей, помочь им развиваться в этом направлении и по возможности создать наилучшую для подростка атмосферу дома.
База исследования. Исследование проводилось на базу МБОУ гимназии «Пущино». В исследовании приняли участие учащиеся 10-х классов, 6 человек.
Методы, используемые в проектной работе. В проекте использовались методы изучения и анализа теоретического материала, тестирования, изучение и анализ полученных данных.
Предмет исследования: эмоциональные состояния как психологический феномен.
Объект исследования: основные причины снижения эмоционального состояния у подростков.
Гипотеза: основными причинами снижения эмоционального состояния подростков являются негативное воздействие родителей, проблемы в школе или неблагоприятные ситуации, происходящие непосредственно с подростком.
Основная часть
Эмоциональные состояния
С детства меня интересовало поведение людей и их чувства, которые они испытывают, совершая что-либо. Знакомясь с новой темой, я наткнулась на таких людей, как Е. П. Ильин, который написал книгу “Психофизиология состояний человека”, Б. И. Додонов, предложивший классификацию эмоциональных процессов, П. В. Симонов, К. Э. Изард и многих других, что внесли большой вклад в изучении эмоций. Для начала нужно понять, что же такое эмоция? Эмоция – это психическое состояние, отражающее отношение человека к себе и к тому, что происходит вокруг него. Эмоции возникли в процессе эволюции. Они были нужны, чтобы животные могли оценить важность и состояние мира, как окружающего, так и внутреннего. Эмоции можно разделить на два вида: низшие эмоции и высшие. За низшими эмоциями подразумевают те, что напрямую связаны с физиологическими потребностями (голод, самосохранение, жажда и т.п.). Эмоции, что были сформированы в результате социокультурных влияний и могут в некоторой степени тормозить низшие эмоции, называются высшими (моральные, эстетические потребности и т. п.). Разобравшись немного с термином эмоция, можно сказать, что эмоциональное состояние - это понятие, объединяющее настроение, чувства, желания и эмоции. Чувства голода, упадок сил, желание попробовать что-то - все это эмоциональные состояния. Из них выделяют пять видов:
- настроение (влияет на поведение человека, его мышление и действия)
- аффект (это быстро возникающий и очень интенсивный эмоциональный взрыв, способный длиться короткое время)
- фрустрация (состояние напряжения, возникающее, когда человек из-за какого-либо внешнего препятствия, не может достигнуть цели)
- стресс (некая реакция, возникшая при ответе организма на окружающую среду)
- страсть (наиболее интенсивное и длительное эмоциональное состояние, концентрирующее людей на определенной цели). (4)
2.2 Наиболее частые причины снижения настроения
Я считаю, что любые непредвиденные ситуации, произошедшие в жизни человека, могут изменить эмоциональное состояние, как в лучшую, так и в худшую сторону. Иногда просто невозможно угадать, как изменится настроение у твоего собеседника после, скажем, очень неприятного разговора с родителями. Однако наиболее частыми причинами снижения настроения у подростков можно считать чрезмерные требования относительно учебы, конфликтные ситуации с друзьями или одноклассниками, сильное давление со стороны родителей или же учителей по какому-либо поводу, трудности в семье и многое другое, что способно ухудшить нам настроение и получить эмоциональное выгорание. (7)
Практическая часть
Программа исследования
В своем исследовании мы придерживались следующего плана: провели тестирование среди учащихся 10 класса для определения уровня психоэмоционального состояния и выявления основных причин снижения последнего. Каждому участнику было предложено пройти небольшой опрос, состоящий из 27 вопросов. Позже, подсчитав полученные баллы и проверив все по таблице, мы определили общее состояния подростка и то, что возможно стало причиной снижения эмоционального состояния. В своем исследовании мы использовали методику Марии Ковач.
Результаты исследования
По результатам диагностики мы получили информацию о том, что из шести учащихся 3 подростка находятся в спокойном, нормальном состоянии, 2 испытывают легкое снижение настроения, а 1 находится в состоянии субдепрессии.
Рисунок 1. Общие результаты тестирования
№ п/п |
Уровень психоэмоционального состояния |
Количество учащихся |
% количество |
1. |
Нормальное состояние |
3 человека |
50% |
2. |
Лёгкое снижение настроения |
2 человека |
33% |
3. |
Субдепрессия |
1 человек |
16% |
4. |
Депрессия |
0 человек |
0% |
Наиболее частой причиной снижения настроения является негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности (А), а также – негативная оценка собственной эффективности и наличие суицидальных мыслей (Е).
У одного учащегося стала причина идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание (B). А еще у одного оказался высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества (D).
Проанализировав каждого и получив подробную информацию, мы можем предположить, что чувствует тот или иной человек, согласившейся с нами работать, а также, в случае необходимости, предложить эмоциональную поддержку для более комфортного самочувствия собеседника.
Заключение
Итак, в своем исследовании мы изучили причины снижения эмоционального состояния у подростков. Далее мы попросили ответить их на несколько вопросов в тесте. По результатам работы у нас получилось, что причиной снижения эмоционального состояния чаще всего является общее снижения настроения, негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, а также повышенный уровень тревожности у людей. Эти причины говорят о возможных врожденных проблемах с психикой у подростков. Также, среди причин отмечается и неадекватная (низкая) самооценка. Для избежания проблем с психоэмоциональным состоянием родителям рекомендуется быть внимательнее к детям, уметь их выслушать и относиться более серьезно к их переживаниям и состоянию здоровья.
Список используемой литературы
http://rcpp.by/article/emocionalnoe-vigoranie-podrostkov/
https://www.promedicina.clinic/child/articles/emocionalnye-narusheniya-u-detej/
https://www.psychologos.ru/articles/view/emocionalnoe-sostoyanie
https://peaasi.ee/ru/%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D1%8F/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81#CITEREF%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%9F._%D0%92.1981
https://psychiatr.ru/education/slide/371
https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health
Приложение 1
Шкала М. Ковач
Данный опросник, разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.
Опросник представляет собой самооценочную шкалу для детей и подростков от 7 до 17 лет (дети 3-7 лет отвечали на соответствующие вопросы врача). Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.
Ключ:
№ выбор балл
1,3,4,6,9,12,14,17,19,20,22,23,26,27 1 0
2 1
3 2
2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25 1 2
2 1
3 0
Интерпретация:
0-10 – состояние без депрессии;
11-16 – легкое снижение настроения;
17-19 – субдепрессия, или маскированная депрессия;
20 – критическое число, рассматривается в качестве показателя для
углубленного изучения ребенка или подростка на предмет
идентификации депрессивного заболевания.
Предъявление
Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.
Шкала А (негативное настроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.
Шкала В (межличностные проблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание.
Шкала С (неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.
Шкала D (ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества.
Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25 ) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.
Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.
ШКАЛА КОВАЧ
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и отметьте соответствующий номер, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время».
Фамилия, имя ______________________________________________________
Возраст __________________________, дата ____________________________
1) У меня редко бывает грустное настроение. 2) У меня часто бывает грустное настроение. 3) У меня все время грустное настроение. |
15. |
1)Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание. 2) Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание. 3) У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания. |
|
1) У меня никогда ничего не получится. 2) Я не уверен, что у меня все получится. 3) У меня все получится. |
16. |
1) Я плохо сплю каждую ночь. 2) Я часто плохо сплю. 3) У меня нормальный сон. |
|
1) В основном я все делаю правильно. 2) Я многое делаю не так. 3) Я все делаю неправильно. |
17. |
1)Я редко чувствую себя усталым. 2) Я часто чувствую себя усталым. 3) Я все время чувствую себя усталым. |
|
1) Многое для меня является забавным. 2) Некоторые вещи меня забавляют. 3) Ничто меня не забавляет. |
18. |
1) У меня часто нет аппетита. 2) Иногда у меня нет аппетита. 3) Я всегда ем с удовольствием. |
|
1) Я все время себя плохо чувствую. 2) Я часто себя плохо чувствую. 3) Я редко себя плохо чувствую. |
19. |
1) Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание. 2) Меня часто беспокоят боль или недомогание. 3) Я все время испытываю боль или недомогание. |
|
1) Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от времени. 2) Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности. 3) Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное. |
20. |
1) Я не чувствую себя одиноким. 2) Я часто чувствую себя одиноким. 3) Я все время чувствую себя одиноким. |
|
1) Я себя ненавижу. 2) Я себе не нравлюсь. 3) Я доволен собой. |
21. |
1) В школе ничто не доставляет мне радости. 2) В школе мне бывает приятно только время от времени. 3) Мне часто радостно в школе. |
|
1) Все плохое происходит по моей вине. 2)Многие плохие вещи происходят из-за меня. 3) Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины. |
22. |
1) У меня много друзей. 2) У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше. 3) У меня совсем нет друзей. |
|
1) Я не думаю о самоубийстве. 2) Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу. 3) Я хочу покончить с собой. |
23. |
1) С учебой у меня все хорошо. 2) Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым. 3) Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались легко. |
|
1) Желание заплакать я испытываю каждый день. 2) Желание плакать появляется у меня довольно часто. 3) Желание заплакать я испытываю редко. |
24. |
1) Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как другие. 2) Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие. 3) Я такой же благополучный, как и остальные люди. |
|
1) Меня все время что-то беспокоит. 2) Меня часто что-то беспокоит. 3) Меня редко что-то беспокоит. |
25. |
1)Меня никто не любит. 2) Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит. 3) Я уверен, что меня кто-то любит. |
|
1) Я люблю находиться среди людей. 2) Я не люблю часто бывать с людьми. 3) Я вообще не хочу быть с людьми. |
26. |
1) Я часто делаю то, что мне говорят. 2) В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят. 3) Я никогда не делаю то, что мне говорят. |
|
1) Я не могу изменить свое мнение о чем-либо. 2) Мне сложно изменить свое мнение, о чем-либо. 3) Я легко изменяю свое мнение |
27. |
1) Я хорошо лажу с людьми. 2) Я часто ссорюсь. 3) Я постоянно ввязываюсь в ссоры. |
|
1) Я выгляжу хорошо. 2)В моей внешности есть недостатки. 3)Я выгляжу безобразно. |
Шкала А (негативное настроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.
Шкала В (межличностные проблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание.
Шкала С (неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.
Шкала D (ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 ) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества.
Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25 ) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.
Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.