ПУАНТЫ. ИСТОРИЯ БАЛЕТНОЙ ОБУВИ

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПУАНТЫ. ИСТОРИЯ БАЛЕТНОЙ ОБУВИ

Асеева Т.В. 1
1Школа № 1 им. В. И. Муравленко
Столярчук Ю.В. 1
1Учитель начальных классов
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. С детства я мечтала танцевать. Мне безумно нравилось смотреть на балерин, таких изящных, нежных и воздушных. В 6 лет мама записала меня в детскую школу искусств на отделение хореографии. Вот уже четвертый год я сама занимаюсь балетом. Меня безумно восхищает умение балерин танцевать на пуантах! И я решила узнать побольше об этой обуви.

Цель исследования: узнать историю пуант, правила их подбора и подготовки для работы балерины.

Задачи исследования:

Изучить историю возникновения пуант.

Выяснить, как правильно подобрать пуанты.

Провести опрос среди учеников 3 классов.

Подвести итог проделанной работы.

Объект исследования: пуанты.

Предмет исследования: танец на пуантах.

Методы исследования: интернет-источники и литература, наблюдение, эксперимент, анализ и обобщение результатов.

История балетных туфель

Пуанты – это профессиональная обувь балерины, без которой сложно представить классический балет. Они символизирует легкость образа.

Наверное, все знают историю первых танцовщиц, которые танцевали на пуантах (Фанни Биас, Женевьев Гослен (Приложение 1), и это были не совсем те туфли, которые мы привыкли видеть сейчас [5]. Пуанты сильно изменились за 150 лет, превратив неуклюжий подъем над сценой на больших пальцах ног в воздушный танец, который с годами стал практически безболезненным для стопы благодаря новым технологиям изготовления обуви. Первые упоминания об обуви, проложившей дорогу современным пуантам, относятся к XVIII веку, когда французская балерина Мари Камарго (Приложение 1) сняла каблуки, чтобы было легче танцевать. Туфли на плоской подошве расширили возможности для танцев и положили начало развитию балетной обуви, от которой теперь ожидалась большая свобода движений стопы [1].

С момента создания и вплоть до середины XIX века балетный танец исполнялся в обуви на каблуках и длинных юбках. В этом наряде было сложно выполнять некоторые элементы, учитывая, что балет не стоял на месте, и усложнялись его движения и позиции. Со временем балерины стали отказываться от традиционных для того времени костюмов: они укорачивали юбки, что стало придавать им свободу движения и отказываться от каблука, что давало им возможность выполнять более сложные элементы.

В это время и появились известные всему миру пуанты. Пуанты представляют собой обувь, которая закрепляется на ноге с помощью лент, а носок укрепляется жёсткой колодкой. Из сети Интернет мы узнали, что пуанты происходят от французского слова «pointe» означающего – острый, кончик. А танец на пуантах – это танец на кончиках пальцев. Французские балерины могли похвастаться тем, что умели становиться на кончики пальцев и выполнять при этом сложные элементы. Для облегчения такого танца и стали использоваться пуанты, которые закрепляли ногу и позволяли балерине сохранять равновесие. Однако для того, чтобы начать заниматься на пуантах, следовало долго тренироваться. Ведь эта балетная обувь, как облегчает труд профессиональной танцовщицы, так и может навредить неопытной исполнительнице.

Впервые на пуантах на сцену вышла Мария Тальони в Лондоне 3 июля 1830 года [3]. Первой же русской балериной, начавшей танцевать на пуантах, является Авдотья Истомина.

В балетных школах и сейчас девочек несколько лет обучают классическим элементам прежде, чем позволяют встать на пуанты. Перед выступлением на пуантах, балерине очень важно хорошо разогреть ноги и обувь, ведь пренебрегая этим правилом можно получить серьезную травму.

2. Изготовление балетных туфель

Изучая литературу, я узнала, что изготовление пуантов – долгий процесс. Они сделаны вручную. За один день опытный мастер может собрать около 12 пар пуантов.

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции процесс создания пуантов – это целое искусство. Балетная туфелька состоит из 54 деталей, которые нужно изготовить, собрать и подогнать по ноге (Приложение 2). Верх пуанта – атлас и бязь (изнанка), подошва – настоящая кожа, «коробочка» – жесткая часть над опорным пятачком – из 6 слоев мешковины и текстиля, наклеенных на вывернутый носок. Клей специальный из натуральных компонентов. Еще сырую заготовку надевают на колодку, придавая ей необходимую форму, а затем полируют специальным молотком. Верх и низ сшивают вручную особым однониточным швом. Нить обрабатывают пчелиным воском и канифолью. Сушат пуанты как фрукты в течение 12 часов при температуре 40–50 градусов по Цельсию. Помимо конвективной сушки (в специальных сушильных камерах) используются и инфракрасные излучатели.

Здесь все учитывается до последних мелочей и подбирается индивидуально (разная открытость, жесткость и полнота, низкий и высокий подъем).

В России пуанты делаются исключительно вручную. Процесс является самым сложным из процессов в технологии изготовления обуви. В Европе в большей степени их делают машины. Опытный мастер может за день собрать примерно 12 пар пуантов

Носок пуант заливают гипсом, и состоит из нескольких слоев, делают из 6 слоев обычной мешковины. После проклейки все слои прошиваются. Этот процесс занимает много времени. Далее, мастер полирует и выравнивает специальным молотком. Покрывается всё атласом, но атлас не обычный, а разработанный учеными, чтобы ткань не протиралась и блестела на сцене.

По мере интенсивности танца твердые носки туфель размягчаются. За один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов.

Чтобы «пятачок» пуантов не скользил по сцене, его и подошву натирают канифолью. Но прежде балерина должна разносить их, как обычную обувь, чтобы сели по ноге, и «разбить» под себя носок. А еще - приложить к пуантам руки: подбить кусочком ткани или обшить «пятачок» нитками, чтобы не лохматился, сделать петлю-перетяжку внутри туфли со стороны пятки (она прижмет обувь к ноге, чтобы не было «ушей») и, наконец, пришить ленты-тесемки.

Маленькие будущие балеринки с 10 лет учатся не только владеть иглой, но и молоточком.

Практическая часть исследования

  Псле изучения литературы пданнй теме, я првела прс среди шкльникв 3 классв мей шклы. Для прведения прса были разрабтаны впрсы (Прилжение 3). В прсе приняли участие 30 ученикв, из них 16 девчек и 14 мальчикв. Ученикам были заданы следующие впрсы:

Впрс 1. Занимаешься ли ты танцами? Если да, ткакими?

Плученный результат: 26 учащихся, не занимаются танцами, а 4 ученика занимаются, такими видами танца, как: хип-хп, балет, нардный танец.

Впрс 2. Любишь ли ты балет?

Плученный результат: 9 ученикв любят балет, а 21 ученик не любит балет.

Впрс 3. Хтел (-а) бы ты заниматься балетм?

Плученный результат: 4 ученика хтели бы заниматься балетм, а 26 ученикв тдали предпчтение спртивнй деятельнсти.

Впрс 4. Как ты считаешь, балет – этспрт или искусств?

Плученный результат: 18 ученикв считают, чтбалет – этискусств, а 12 ученикв считают, балет – спртм.

Впрс 5. Как думаешь, какими качествами длжна бладать балерина? Выбери и пдчеркни:

Вынсливсть, баяние, терпеливсть, сбраннсть, беззабтнсть, музыкальный слух, настйчивсть, упрств, мечтательнсть, рбсть, самкнтрль, хршая к᧐᧐рдинация.

Плученный результат: 28 ученикв считают, чтбалерина длжна бладать такими качествами, как: вынсливсть, терпеливсть, сбраннсть, музыкальный слух, настйчивсть, упрств, мечтательнсть, рбсть, самкнтрль, хршая к᧐᧐рдинация. А 2 ученика, вздержались т твета на впрс.

Впрс 6. Знаешь ли ты чттаке пуанты?

Плученный результат: 15 ученикв, знают, чттаке «пуанты», а 15 ученикв, не знают, чттаке «пуанты».

Впрс 7. Знаешь ли ты, как пдбирать пуанты?

Плученный результат: 24 ученика, не знают, как пдбирать пуанты, а 6 ученикв, знают.

Таким бразм, псле прведеннгпрса, я мгу сделать вывд, чтбльшинствученикв не знают, чттаке балет, чттаке балетная бувь «пуанты» и как их пдбирать. днакбльшинствученикв хтели бы ппдрбнее узнать, балете, тм, из чегсстит рабта балерины, сбеннсти пдбра балетнй буви – «пуант» и их испльзвания в рабте.

Заключение

В хде свей рабты над даннй исследвательскй, я пзнакмилась с истрией взникнвения пуантв, узнала из чегих делают и как правильнвыбрать и пдгтвить их к нске. Првела прс среди ученикв 3 классв мей шклы и выяснила, чтученики не знают, чттаке балет, балетная бувь «пуанты» и как их пдбирать. днакбльшинствученикв, хтели бы ппдрбнее узнать, балете, тм, из чегсстит рабта балерины, сбеннсти пдбра балетнй буви – «пуант» и их испльзвания в рабте.

Обучаясь в детскй шкле искусств на тделении хреграфии, мгу сказать, чтбалет – этдлгий, крптливый и тяжёлый труд, ктрый требует внимания, выдержки и силы вли, нприлжив все усилия мжндбиться задуманнгрезультата.

Балет всегда был и стается дним из самых красивых зрелищ. Всем нравится, как балерины танцуют на пуантах. Нбыть балеринй чень слжн. Прежде чем нсить пуанты, нужнмнги упрнтренирваться.

Надеюсь, чтчерез нескльклет, псле специальных упражнений и тренирвк, я смгу танцевать на пуантах, как настящая балерина, и буду выступать на кнцертах не тлькв детскй шкле искусств.

Выводы

Значимость исследвательскй рабты заключается в пзнании трудёмксти прцесса бучения рабты на пуантах.

Обучение балетучень интересный, тврческий, нслжный и трудёмкий прцесс.

Список использованной литературы

Ваганва А. Я. Оснвы классическгтанца / А. Я. Ваганва - Лань 2020. – 133 c.

Евментьева Л. В. Записки балерины / Л. В. Евментьева - СПб, 2021. – 82 c.

Красвская В. М. Русский балетный театр: т взникнвения дсередины XIX века / В. М. Красвская - М.-Л., 2018. – 217 c.

Ожегв С. И., Шведва Н. Ю. Тлквый слварь русскгязыка: 80 000 слв и фразелгических выражений / С. И. Ожегв– M., 2016. – 879 c.

Якунина О. Пуанты и пклнники /О. Якунина - М.:Кммерсант, 2017. – 363 c.

Приложения

Прилжение 1

Балерины

   

Фанни Биас

Женевьев Гслен

 

Мари Камарг

Прилжение 2

Строение пуантов

1. Крбчка

2. Крылышки

3. Складки

4. Пдшва

5. Задний шв

6. Средний шв

7. Пятка

8. Закрытсть

9. Нск

Прилжение 3

Анкета для проведения исследовательской работы «Пуанты. История балетной обуви»:

Занимаешься ли ты танцами? Если да, ткакими?

______________________________________________________________________

Любишь ли ты балет?

______________________________________________________________________

Хтел(-а) бы ты заниматься балетм?

______________________________________________________________________

Как ты считаешь, балет – этспрт или искусств?

______________________________________________________________________

Как думаешь, какими качествами длжна бладать балерина? Выбери и пдчеркни:

Вынсливсть, баяние, терпеливсть, сбраннсть, беззабтнсть, музыкальный слух, настйчивсть, упрств, мечтательнсть, рбсть, самкнтрль, хршая к᧐᧐рдинация.

Знаешь ли ты чттаке пуанты?

______________________________________________________________________

Знаешь ли ты, как пдбирать пуанты?

______________________________________________________________________

Просмотров работы: 402