Изучение явления психоэмоционального выгорания в период подготовки и сдачи государственных экзаменов у школьников

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение явления психоэмоционального выгорания в период подготовки и сдачи государственных экзаменов у школьников

Белозерова А.Н. 1
1МБОУСОШ№24 города Белово
Белозерова Е.Н. 1Перемота Л.М. 1
1МБОУ СОШ №24 города Белово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

С латинского слово «экзамен» [examen] переводится как «испытание», во французском языке немного другой смысл этого слова – «проверка». И именно проверкой на психологическую устойчивость становятся школьные экзамены для учащихся.

Стресс на экзамене связан, в первую очередь, с тем, что эта процедура напрямую связана с самооценкой подростка: насколько он действительно умён, насколько может справиться с предложенными заданиями, насколько может оправдать ожидания взрослых; родителей и учителей.

Повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Чем больше человек тревожится, тем меньше сил у него остаётся на учебную деятельность. Дефицит времени значительно повышает тревогу ученика, у него появляется страх «не успеть», который тормозит сознание, мешает сосредоточиться и найти верное решение.

Исследование психологического здоровья обучающихся является актуальной проблемой современной психологии, потому что сдача ОГЭ и ЕГЭ является одними из наиболее стрессовых ситуаций в жизни современного школьника. Этот стресс, который длится годами, создает в школе агрессивную среду, вызванную страхом обучающихся, а это пагубно влияет на психологическое здоровье, и может вызвать у выпускников 9 и 11 классов синдром эмоционального выгорания.

Если во время подготовки к экзаменам выпускники получат необходимую психологическую поддержку, то смогут избежать разрушительного влияния эмоционального выгорания. В связи с этим изучение методов коррекции эмоционального состояния в период подготовки к экзаменам представляется актуальной и практически значимой проблемой.

Вышеперечисленные обстоятельства позволяют отнести изучение влияния сдачи ОГЭ на психологическое здоровье обучающихся к актуальной проблеме.

Цель: Определить качественно и количественно уровень психоэмоционального выгорания у школьников на момент сдачи государственных экзаменов.

Задачи:

Раскрыть понятие психоэмоционального выгорания старших школьников как одного из проявлений экзаменационного стресса.

Определить признаки психоэмоционального выгорания у подростков.

Определить факторы, способствующие психоэмоциональному выгоранию у школьников.

Определить уровень психоэмоционального выгорания у школьников – выпускников.

Проанализировать полученные данные и подготовить рекомендации для выпускников школы.

Объект исследования: обучающиеся 9, 10 классов.

Предмет исследования: психоэмоциональное выгорание у школьников в период подготовки и сдачи экзаменов.

Методы исследования: анализ, обобщение, тестирование, математическая обработка, графическое представление, изучение и анализ литературы.

Гипотеза: значительная часть школьников обладает признаками психоэмоционального выгорания в период сдачи государственных экзаменов.

Факторы психоэмоционального выгорания во время подготовки

к экзаменам

Психоэмоциональное выгорание (ПЭВ) как проявление

эмоционального стресса

Сегодня, как и сто лет назад выпускники учебных заведений: школ, техникумов, институтов сдают выпускные экзамены в той или иной форме. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год. Для большинства выпускников экзамены становятся не только проверкой знаний, но и показателем стойкости, умения справится с экзаменационным стрессом. На фоне длительного и сильного стресса может возникнуть эмоциональное выгорание, которое нельзя игнорировать. От него страдает не только психика, но и физическое здоровье.

Возросшая степень ответственности ОГЭ и ЕГЭ в современной системе образования приводит к снижению стрессоустойчивости и появлению негативных психоэмоциональных состояний у старшеклассников, что выражается в нарушении эмоциональной и поведенческой сферах деятельности и вызывает ухудшение состояния здоровья.

По­чти каж­дый из ребят стал­ки­вает­ся с уста­ло­стью и утом­ле­ни­ем, из-за ко­то­ро­го они не мо­гут полноценно учиться, про­кра­сти­ни­ру­ют и тра­тят вре­мя непро­дук­тив­но. В та­кие мо­мен­ты важ­но по­нять, с чем выпускники име­ют дело – со стрес­сом или вы­го­ра­ни­ем. Ча­сто эти тер­ми­ны ис­поль­зу­ют как си­но­ни­мы, од­на­ко меж­ду ними есть прин­ци­пи­аль­ная раз­ни­ца.

Стресс — это вре­мен­ная ре­ак­ция, чаще все­го свя­зан­ная с кон­крет­ным со­бы­ти­ем в на­шей жиз­ни. Мы неиз­беж­но стал­ки­ва­ем­ся с ним, и это не вре­дит на­ше­му здо­ро­вью. Кли­ни­че­ский пси­хо­лог Рай­ан Хоуз от­ме­ча­ет: «Мы ис­пы­ты­ва­ем стресс, ко­гда наши мен­таль­ные, фи­зи­че­ские или эмо­ци­о­наль­ные ре­зер­вы вы­хо­дят за уро­вень на­ше­го ком­фор­та. Важ­но, что стресс мо­жет быть нега­тив­ным и по­зи­тив­ным. Раз­ные со­бы­тия вы­во­дят нас из зоны ком­фор­та, но нам про­сто нуж­но по­тра­тить вре­мя и со­вер­шить уси­лие, в бу­ду­щем все это по­тен­ци­аль­но поз­во­лит нам вы­рас­ти и до­стичь же­ла­е­мой цели».

Симптомы выгорания легко спутать с признаками затяжного стресса, но между ними есть прин­ци­пи­аль­ная раз­ни­ца, есть два ха­рак­тер­ных раз­ли­чия:

стресс со­про­вож­да­ет­ся чрез­мер­ной во­вле­чен­но­стью в дела, а вы­го­ра­ние — от­стра­нен­но­стью от них;

вы­го­ра­ние ча­сто рас­про­стра­ня­ет­ся на все сфе­ры жиз­ни — на­при­мер, ис­пы­ты­вая по­сто­ян­ный стресс в школе, ребенок может срываться на родителей, сверстников; стресс дает реакцию только на неблагоприятный фактор.

Выгорание — это состояние эмоционального и умственного истощения, вызванное длительным стрессом. Такое случается, когда человек так интенсивно работает, что мозг не справляется с нагрузкой, и нарастает тревога. И когда тревожность достигает пика, запускается защитный механизм, который выключает работоспособность. Внимание рассеивается, ухудшается память, снижается способность к восприятию информации. А поскольку ресурсы на исходе, физическое здоровье тоже оказывается под угрозой. На фоне эмоционального выгорания могут возникнуть проблемы со здоровьем.

Американские психологи К. Маслач (K. Maslach) и С. Джексон (S. Jackson) выделяют четыре стадии эмоционального выгорания:

Психическое истощение (постоянное ощущение усталости).

Сомнения в своих силах и стыд за проявленную слабость.

Грубость и цинизм, как попытка защититься от стресса.

Ощущение беспомощности перед лицом неразрешимой проблемы.

Накопившиеся нерешённые задачи, невозможность сконцентрировать внимание, страх перед новым, контрольными — это только лишь малая часть того, к чему можно прийти от усталости. Всё это формирует не только неуверенность в себе, но и ощущение невозможности изменить ситуацию. Человек может заболеть как физически, так и ментально, находясь в постоянной тревоге и бессилии.

1.2 Внешние и внутренние факторы личности обучающегося, способствующие развитию эмоционального выгорания

Характер реакции организма на экзаменационный стресс зависит как от самого стрессового фактора: борьба за хорошую успеваемость, необходимость выполнять значительный объем самостоятельной работы, ситуации экзаменов, так и от эмоционально-личностных особенностей (стрессоустойчивость, тревожность, самооценка), учебной мотивации, социального статуса учащихся, что позволяет говорить о внешних и внутренних факторах.

К внешним причинам эмоционального выгорания можно отнести следующие:

Большая учебная нагрузка. Эта проблема чаще возникает в старших классах школы, когда к обычной учёбе прибавляются дополнительные занятия, олимпиады, подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и экзаменам в вуз.

Нереалистичные сроки и жёсткие дедлайны. Необходимость заниматься и усваивать большие объёмы информации в сжатые сроки порождает состояние постоянного напряжения. Негативное влияние оказывает постоянный страх не успеть, не подготовиться, не сдать вовремя.

Неумение организовать своё время. Ощущение, возникает не из-за реальной нехватки времени, а из-за неумения эффективно выстроить учебный процесс при большом количестве задач или из-за наличия отвлекающих факторов.

Постоянная необходимость осваивать новое. Необходимость ежедневно получать новые знания в большом объёме ускоряет истощение психики. Мозгу нужно много энергии на создание новых нейронных связей, поэтому обучение новому требует в разы больше сил, чем использование уже освоенных навыков.

Отсутствие мотивации. Мотивация страдает, если приходится постоянно делать то, что не хочется, потому что так сказали учителя и родители или потому что «так положено». Если мы что-то делаем с интересом и увлечением, то расходуем меньше энергии, чем когда интереса нет.

Избыток вынужденных социальных контактов. Ученикам постоянно приходится общаться со всеми, кто их окружает— это требует дополнительных затрат ресурса. Перегружать может не только офлайн-, но и онлайн-общение в соцсетях, чтение новостей или других «быстрых текстов».

Отсутствие поддержки. Возможныссоры и отсутствие взаимопонимания с друзьями или родителями, конфликты с одноклассниками или учителями.

Культ успешности. Экзамены на 100 баллов - это то, к чему принято стремиться, ведь быть успешным «нужно».

Эмоциональное давление. Взрослые заставляют подростка предъявлять к себе нереалистичные требования, а перфекционизм порождает страх и нервозность.

Ощущение необъятности. Если задач слишком много, и школьник не понимает, за что браться и как всё успеть, — он может начать прокрастинировать. Внешне это выглядит как лень, но на самом деле тревога не даёт ему взяться за дело.

К внутренним причинам эмоционального выгорания относятся:

Гиперответственность.

Страх кого-то подвести. Ты боишься подвести себя, родителей, учителей, преподавателей, и этот страх движет тобой, одновременно разрушая.

Личные принципы. Есть много принципов, которые могут приводить к выгоранию. «Мне нужно много учиться», «Я не имею права сейчас отдыхать», «Нужно сделать всё возможное», «От меня зависит моё будущее» и т. д.

Переоценка роли учёбы/экзаменов. Учиться и спать 4 часа в ущерб своему здоровью. Готовиться к экзамену вместо того, чтобы пойти на день рождения близкого человека. Такие перекосы случаются, когда учёба воспринимается как нечто сверхценное, что всегда на первом месте.

Признаки психоэмоционального выгорания у старших

школьников в экзаменационный период

Синдром эмоционального вы­го­ра­ния дает следующие симптомы:

Ребёнок по­сто­ян­но чув­ству­е­т фи­зи­че­скую, эмо­ци­о­наль­ную и мен­таль­ную уста­лость, при этом сон не по­мо­га­ет вос­ста­но­вить силы. Сон слиш­ком дол­гий или бес­сон­ни­ца на фоне по­сто­ян­ных мыс­лей об экзамене и про­бле­мах.

Резкое снижение учебных способностей. Подростку становится сложно концентрироваться на чтении учебника, отвечать на занятиях и даже просто поддерживать диалог — он как будто всё время витает в облаках.

Мысль об учебных  за­да­чах вы­зы­ва­ет тре­во­гу.

Ученик чаще обыч­но­го болеет и доль­ше вос­ста­нав­ли­ва­ется.

Дети с тру­дом за­кан­чи­ва­ют за­да­чи, по­то­му что учеба ка­жет­ся бес­по­лез­ной и ненуж­ной, ча­сто могут ис­пы­ты­вать пес­си­ми­стич­ное на­стро­е­ние, часто изо­ли­ру­ются

Кон­цен­тра­ция и кре­а­тив­ность на нуле.

Нервозность и раздражительность, внезапные вспышки гнева, а также частые смены угнетённого и гиперактивного состояний: самобичевание: «ненавижу себя», «я тупица», «у меня никогда ничего не получится» или склонность жалеть себя: «всем от меня что-то нужно», «все ко мне несправедливы».

Апатия — постоянный спутник выгорания. Любая активная деятельность начинает казаться подростку бессмысленной: «мне всё надоело», «я ничего не хочу», «это всё бесполезно».

Выгорание часто сопровождается неприятными ощущениями в мышцах, частыми головными болями, проблемами с пищеварением, болезнями кожи, ногтей и выпадением волос.

Среди школьников выгоранию часто подвержены старшеклассники в период экзаменов. Подготовка в сжатые сроки, давление со стороны окружающих и высокая учебная нагрузка могут привести к истощению. Чтобы этого не произошло, необходимо как можно раньше выявить у подростка симптомы эмоционального выгорания, потому что эмоционально выгоревший ученик не способен полноценно обучаться и в будущем быть профессионалом в своем деле. Необходимо научиться выявлять, предотвращать и нивелировать синдрома эмоционального выгорания еще в школьном возрасте, что позволит подготовить школьников к будущим трудностям в учебе в ВУЗе и профессиональной деятельности и даст возможность вовремя предпринять меры для предотвращения развития данного синдрома.

В 2019 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально признала синдром эмоционального выгорания болезнью.

Определение степени психоэмоционального выгорания через анкетирование учащихся 9,10 классов МБОУ СОШ№24 города Белово

На сегодняшний день проводятся многочисленные исследования влияния объективных и субъективных факторов на психологическую готовность личности к сдаче единого государственного экзамена, разрабатываются диагностические материалы для измерения ее компонентов. М. Ю. Чибисова определяет психологическую готовность к единому государственному экзамену как сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ОГЭ.

Психологическая готовность к основному государственному экзамену включает три компонента: процессуальный, познавательный и личностный. Процессуальный компонент рассматриваем с точки зрения знаний старшеклассника о процедуре предстоящего экзамена. Незнание процедуры может повышать тревожность выпускника в несколько раз. Познавательный компонент мы рассматриваем с точки зрения умения старшеклассника работать с различного рода информацией. Личностный компонент включает в себя эмоционально-личностные особенности старшеклассников: уровень тревожности, стрессоустойчивость, уровень самооценки, уровень учебной мотивации, преобладание мотивации достижения и др. А все вместе помогает оценить возможную степень выгорания при сдаче экзаменов.

Анализируя теоретические данные ученых, педагогов и психологов, было проведено исследование психологического стресса у обучающихся 9-10 классов школы на основе следующих методик:

1. Анкета «Определение стратегии подготовки к экзаменам», 9 класс (Приложение 1).

2. Тест О.В. Ерёминой «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?» 10 класс (Приложение 2).

3. Анкета «Психологическая готовность учащихся к ОГЭ и ЕГЭ» (М.Ю. Чибисова, переработанная) (Приложение 3)имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к экзаменам выпускниками 9 классов.

4. Анкета «Экзаменационная тревожность», 9 класс (фрагмент модифицированного варианта методики изучения эмоциональной напряженности Д.А.Шумилова)

Исследование проводилось в 2021 году в общеобразовательной школе №24 города Белово для ребят пришедших в 10 класс выпускников 9 классов (ОГЭ) и в начале последнего школьного учебного года (период подготовки к сдаче ОГЭ)(октябрь – ноябрь) для выпускников 9 классов.

В исследовании приняли участие школьники 9, 10 классов в количестве 50 человек (27 – 9 классы, 23 – 10 классы).

В среднем и старшем школьном возрасте у учеников, по наблюдениям психологов, обычно самоконтроль ослаблен, а контроля над собой взрослых они уже не воспринимают.

2.1 Анализ анкет полученных в результате анкетирования

учащихся 9,10 классов

Как показывает анкета «Определение стратегии подготовки к экзаменам» девятиклассники верно понимают стратегию подготовки к экзаменам: практически все говорят о долгосрочной перспективе (89%). Четверть опрошенных (25%) составляет максимальный план подготовки наперед, но ему следовать могут только 17%. Невозможность следовать намеченному может стать стрессовой ситуацией. Еще 28% респондентов не составляют плана подготовки вообще, остальные 47% имеют план только на ближайшую неделю, но они признаются, что его придерживаться не всегда получается.

Как показывают ответы на 4 вопрос, половина учеников не умеет распределить нагрузку при подготовке к экзаменам, и здесь есть противоречие с ответами на вопрос №5, когда 70% утверждают, что они любят делать все неспешно и готовятся методично, таким образом, выдавая желаемое за действительное.

Гораздо более правдоподобным мне кажется ответ на 10 вопрос, где только 38% подтверждают, что они привыкли готовиться основательно к экзаменам, остальные 62% рассчитывают на везение и достаточность занятий.

После анализа ответов выделяется группа учеников (10 – 15%), которая показывает отсутствие мотивации при подготовке к сдаче ОГЭ. Они выполняют только те задания, которые позволят пройти порог, многое откладывают на потом и работают только по настроению. В этом случае ребята готовятся сдавать экзамены, так как это им сказали делать, у них нет личного повода, мотива успешно сдать этот экзамен. Это проблемная группа "троечников", которые выбирают позицию "у меня ничего не получится, я хуже всех, я не справлюсь" и ребят, которые претендуют на хорошие оценки, но у которых нет стимула для обучения, кроме давления родителей и учителей. Данный настрой создает психологический барьер для успешной подготовки и в некоторых случаях может стать причиной психологического выгорания, потому что стресс со­про­вож­да­ет­ся чрез­мер­ной во­вле­чен­но­стью в дела, а вы­го­ра­ние — от­стра­нен­но­стью от них, которое эти ребята и демонстрируют.

Психологи утверждают, что высокая и низкая тревожность выпускника зачастую приводит к снижению экзаменационной оценки по отношению к среднему результату школьников с таким же уровнем знаний, отсюда можно сделать вывод о том, что чем выше уровень тревожности, тем негативнее он влияет на конечный результат и на общее состояние во время экзамена

Высокая тревожность оказывает негативное влияние на сознание, подросток не может сосредоточиться из-за навязчивых тревожных мыслей, что затрудняет восприятие информации, при этом низкий уровень тревожности приводит к равнодушию со стороны ученика, что также негативно сказывается на подготовке к экзамену по причине низкой заинтересованности в его эффективной сдаче. Таким образом, можно сделать вывод о том, что высокая и низкая тревожность – это негативные психологические факторы, влияющие на появление психоэмоционального выгорания.

Результаты теста «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?» для определения основных ситуаций, вызывающих тревожность в предэкзаменационный период зафиксированы в Приложении 2 и на Гистограмме 1. Ученикам 10 класса, сдавшим несколько месяцев назад было предложено вспомнить свое состояние в ходе подготовки к ОГЭ.

Гистограмма 1. Выявление стрессовых ситуаций, вызывающих тревожность в предэкзаменационный период у учеников 9 (10) классов.

В ходе обработки результатов анкеты «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?» для учеников 10 классов, было выявлено, что у половины ответивших были признаки эмоционального стресса, который может перейти в выгорание, т.к. в 8 из 12 вопросов половина и более респондентов показали признаки стресса. У 79 % бывает ощущение, что они при ответе все забыли. Нервное напряжение у 50% дает злость на окружающих при разговорах и смехе вокруг, когда ребята готовы отвечать. Боязнь плохих оценок (46%) и желание любой ценой получить отличную отметку (42%), стараясь при этом как можно больше заниматься дополнительно (75%). Но главное, что практически всем была необходима поддержка близкого или хотя бы знакомого человека.

Таким образом, средний процент обучающихся, испытавших экзаменационный стресс, близок к 50% , т.е. 11 человек из 23 респондентов, из которых 7 девушек и 4 юношей. Это соотношение подтверждает исследования ученых о несколько большей подверженности истощению как компоненту выгорания у девушек. Это влияние объяснено большей чувствительностью самооценки у них к внешним мотивационным стимулам и оценке со стороны других.

Результаты анкеты «Психологическая готовность учащихся к ОГЭ»

(М.Ю. Чибисова, переработанная)

Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1, 4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой.

Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги.

Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2, 3, 9,10 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.

Таблица 1. Психологическая готовность обучающихся к ОГЭ.

№ вопроса

Знакомство с процедурой

Уровень тревоги

Владение навыками

самоконтроля,

самоорганизации

 

В.у

С.у

Н.у

В.у

С.у

Н.у

В.у

С.у

Н.у

1

13

13

1

           

4

22

2

3

           

6

16

10

1

           

7

11

7

9

           

12

15

7

5

           

5

     

12

10

5

     

8

     

13

11

3

     

11

     

15

7

5

     

13

     

17

8

2

     

2

           

14

10

3

3

           

22

4

1

9

           

15

6

6

10

           

19

7

1

В.у. – высокий уровень

С,у – средний уровень

Н. у. – низкий уровень

После анализа таблицы становится четко видно, что самым непроработанным у ребят становится уровень тревоги, где максимальное волнение возникает уже тогда, когда 44,5% учеников только думают об экзамене, еще 35% ребят испытывают волнение, и только 18,5% спокойно воспринимают будущие испытания.

Навыки самоконтроля и самоорганизации высокие, как видно из ответов, у 63% отвечавших, у 11% низкий уровень самоконтроля, при этом большая часть учеников хорошо знакомы с процедурой проведения ОГЭ. Здесь возникает противоречие. Недостаток опыта и юношеская самоуверенность при ответе на вопросы анкеты, возможно, не позволили адекватно оценить свои возможности самоорганизаций и самоконтроля, и большинству ребят необходима помощь психолога, учителей и родителей, чтобы в дальнейшем не развилось выгорание на фоне подготовки к ОГЭ.

Анкета «Экзаменационная тревожность», 9 класс (фрагмент модифицированного варианта методики изучения эмоциональной напряженности Д.А. Шумилова) предлагает оценку общего уровня готовности к экзаменам.

Ввиду предлагаемой методики мы можем оценить только общее среднее психологическое состояние выпускников 9 классов при подготовке к экзаменам и дать общие рекомендации.

Обработка результатов:

1. Подсчитайте количество ответов «неверно» в утверждениях с 1-го по 5-е.

2. Подсчитайте количество ответов «верно» в утверждениях с 6-го по 10-е.

3. Ответ «сомневаюсь» во всех вопросах оценивается в 0,5 балла.

Сложите сумму ответов «верно» и сумму ответов «неверно», добавьте баллы ответа «сомневаюсь». Полученный результат оцените по предлагаемой шкале – так вы выявите общий средний уровень эмоциональной напряженности:

0–1 баллов – очень высокий;

2–4 баллов –высокий;

5–7 баллов– средний;

8–10 баллов - низкий.

Таким образом, только 2 вопроса №5 о сне и №8 об усвоении учебного материала показали средний уровень тревожности, остальные восемь вопросов отразили высокий уровень эмоционального напряжения, но симптомов эмоционального выгорания (меньше 1 балла) не показано, что не противоречит выводам предыдущей анкеты. Это значит, что во время прохождения анкеты 45% учащиеся психологически были не готовы к сдаче экзаменов. Ситуация экзамена вызывает у них сильное беспокойство, тревогу, напряжение. Таких учащихся постоянно тревожат мысли о предстоящих экзаменах, они не знают, как успокоить себя во время экзамена. У них не сформированы навыки управления и контроля своей деятельности, им тяжело переключаться или переходить от одного типа заданий к другому. При этом их знания по предметам могут быть удовлетворительными. Им характерны неверное предвидение и оценка своих возможностей, состояние тревожного ожидания без имеющихся на то причин.

Вопрос

Верно

Неверно

Сомневаюсь

Баллы

1

Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа

50%-14

36%-10

14%-3

2,7

2

Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня

28%-7

43%-12

29%-8

1,75

3

Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед экзаменом, даже если не уверен в своих силах

50%-14

36%-10

14%-3

2,35

4

Я захожу в класс, где идет экзамен в числе первых, и не задумываюсь над тем, какие задания мне предстоит выполнить

29%-8

50%-14

21%-5

1,5

5

Во время подготовки к экзаменам я сплю спокойно, во сне меня не преследуют экзаменационные мотивы

72%-21

14%-3

14%-3

6

6

Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем экзамене

43%-12

57%-15

-

2,25

7

Порой мне кажется, что мои знания потому или иному предмету недостаточны для успешной сдачи экзамена

50%-14

29%-8

21%-5

1,63

8

Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувства неуверенности в себе

14%-3

72%-21

14%-3

6

9

Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом или экзаменом

43%-12

43%-12

14%-3

2

10

Во время устного или письменного ответа от волнения я могу забыть то, что знаю

43%-12

43%-12

14%-3

3

Заключение

Иногда кажется, что весь мир – это только проблемы, из которых невозможно выбраться. Чувствуется постоянное напряжение, усталость и раздражение, всё валится из рук. Причиной такого состояния может быть эмоциональное выгорание. Регулярные информационные нагрузки, перенасыщение, бытовые стрессы, конфликты с родителями, учителями или сверстниками, интенсивное физиологическое и личностное развитие в подростковом возрасте, высокий темп современной жизни – всё это становится источником напряжения. Если такое напряжение становится хроническим, а стрессовые ситуации не разрешаются и только накапливаются, высока вероятность развития эмоционального выгорания.

Чтобы предупредить это состояние у обучающихся, которым предстоит сдавать экзамены после окончания основной школы, были проведены исследования определение стратегии подготовки к экзаменам, проанализированы склонность экзаменационному стрессу и психологическая готовность учащихся к ОГЭ, выявлен уровень экзаменационной тревожности исследуемой группы.

В результате изучения литературы по теме, проведенных исследований, пришли к выводу, что у большинства (до 80%) учащихся 9 классов испытывают состояние экзаменационного стресса, которое характеризуется отрицательными изменениями как в физическом, так и психоэмоциональном плане, что подтверждает нашу гипотезу. Поэтому для персонализации необходимы дополнительные исследования особенностей личности учеников.

Для создания оптимального режима подготовки к экзаменам необходима подготовка выпускников не только по предмету, но и по овладению способами нейтрализации стрессового состояния.

Литература

Кузнецова, Л. Э. Теоретический анализ проблемы психологической го-товности старшеклассников к единому государственному экзамену как стрессовой жизненной ситуации / Л. Э. Кузнецова, Д. С. Косинова. — Текст: непосредственный // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 42-49. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12958/ (дата обращения: 02.02.2022).

Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ: работа с учащимися, педагогами, родителями / М. Ю. Чибисова. - Москва: Генезис, 2009. - С. 7 - 8. - (Психолог в школе). - Текст: непосредственный.

Щербатых, Ю. В. Психология страха : популярная энциклопедия: Чего боятся люди? Как победить страх. Страх как средство манипулирования другими людьми / Ю. Щербатых. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. -. С. 50-53.- (Психология общения). - Текст: непосредственный.

Зотов, М. В. Механизмы регуляции познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса [Текст] / М. В. Зотов. - Санкт-Петербург: Речь, 2012. - 303 с., табл. - Текст: непосредственный.

Яковлев, Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания // Психология: учебник под ред. А.А. Крылова. - М.: Проспект,1999. - С. 442-453. - Текст: непосредственный.

Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Спб.: - Питер, 2008. - 336 с. - Текст: непосредственный.

Попова, М. А. Здоровьесберегающие технологии в условиях модернизации образования: учебное пособие / М. А. Попова, А. А. Говорухина ; Сургутский государственный педагогический ун-т. - Тюмень: Аксиома, 2013. - 287 с. - Текст: непосредственный.

Полякова, О. Н. Стресс: причины, последствия, преодоления / О. Н. Полякова ; под редакцтей А. С. Батуева. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 140с. : ил., табл. - (Все будет хорошо!). - Текст: непосредственный.

Золотова, Т. Н. Психология стресса: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т. Н. Золотова. - Москва: Книголюб, 2008. - 189 с. - (ВУЗ: Учебно-методические материалы). - Текст: непосредственный.

Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - М.: ПИТЕР, 2005 (АООТ Тип. Правда 1906). - 411 с. - Текст: непосредственный.

Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб. [и др.] : Питер, 2001. - 749 с. - (Мастера психологии). - Текст: непосредственный.

Сидоров, П. Синдром эмоционального выгорания / П. Сидоров. - Текст: электронный // Русский медицинский сервер. - Медицинская газета. - 2005. – 8 июня (№ 43). - URL: http://www.rusmedserv.com/medgazeta/2005g/43/article_3322.html (дата обращения: 09.01.2022).

Экзамены: установка на успех! - Текст: электронный // Ваш психолог. Работа психолога в школе: [сайт]. - 2009 – 2022. - URL:

http://www.vashpsixolog.ru/educating-students/65-exam-preparation/161-exams-focusing-on-success (дата обращения: 09.01.2022).

Экзаменационный стресс и пути его преодоления. - Текст: электронный // Ваш психолог. Работа психолога в школе: [сайт]. - 2009 – 2022. - URL: http://www.vashpsixolog.ru/educating-students/65-exam-preparation/442-examination-stress-and-ways-to-overcome-it - (дата обращения: 09.01.2022).

Приложение 1

Анкета «Определение стратегии подготовки к экзаменам»,

автор Дарья Соловьёва, 9 класс

Приложение 2

Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?»

( О.В. Ерёмина) 9 класс

Приложение 3

Анкета «Психологическая готовность учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»

(М.Ю. Чибисова, переработанная)

Приложение 4

Анкета «Экзаменационная тревожность», 9 класс

(фрагмент модифицированного варианта методики изучения

эмоциональной напряженности Д.А.Шумилова)

Приложение 5

Рекомендации по преодолению физических проявлений при нарушении психоэмоциональной сферы

Общее утомление: соблюдение режима сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе не менее 30 минут в день, витамины, сосредоточенность при подготовке.

Нервозность, переживания: аутотренинг, самовнушение, распределение времени, планирование деятельности, прогулки, витамины, «несильные» лекарства.

Утомление глаз: перерывы в чтении, не читать лежа, умывание холодной водой, гимнастика для глаз, не спать лицом в подушку, не приучать глаза к стимулирующим витаминным каплям, полноценный сон, питание, богатое витамином А, после утомления глаз не поднимать тяжести.

Вегетативные проявления: привычный режим дня, травяные чаи, правильное питание, прогулки, аутотренинг, медитация, спокойная музыка, любимая музыка.

Нагрузка на сердце, сосуды: самоуспокоение на случай неудачи: «И Энштейн был двоечником!», самовнушение: «Все сдают — и я сдам», гимнастика во время утомительных занятий, прогулки на свежем воздухе, полноценный отдых и сон, правильная поза за столом (не сдавливать грудную клетку, крупные сосуды, выпрямлять ноги).

Мышечное утомление: чередование труда и отдыха, наклоны, элементарные физические упражнения, питание с высоким содержанием белка и низким — жира, массаж, самомассаж.

Нагрузка на позвоночник: вращение головой, наклоны, подбор правильной позы, осанки, смена позы, пища, богатая кальцием, спать на плоской подушке, в перерывах между занятиями полежать на полу.

Снижение иммунитета: соблюдение режима дня, полноценный сон и питание, физические упражнения на свежем воздухе, прием иммуностимуляторов (по рекомендациям врача).

Приложение 6

Что делать, чтобы преодолеть симптомы психоэмоционального

выгорания

1. Поделиться своим эмоциональным состоянием с близкими людьми (в таком состоянии важно не прятать свои эмоции, а поделиться ими с тем, кто готов тебя выслушать).

2. Дать себе время на отдых, снизить нагрузку (тебе необходимо хорошо отдохнуть и восстановить силы, а для этого на время отказаться от части обязанностей).

3.Обратиться за помощью к родственникам или друзьям (поддержка со стороны семьи и друзей поможет тебе намного быстрее почувствовать себя полным энергии).

4. Остаться наедине с собой (выдели время, которое будет принадлежать только тебе, займись чем-то приятным, позволь себе расслабиться и ненадолго забыть о десятках незаконченных дел).

5. Отрегулировать свой график (расставь дела по их приоритету; установи, какое время дня для тебя наиболее продуктивно и используй его для наиболее важных дел; сформируй оптимальный для тебя график труда и отдыха);

6. Делать паузы (регулярно прерывайся на отдых, давай себя время отвлечься, забыть о насущных проблемах).

7. Найти занятие по душе (выбери занятие, которое будет подпитывать и поднимать настроение даже в самые рутинные дни).

8. Обратиться к специалисту (помни, что ты всегда можешь обратиться за помощью и поддержкой к школьному психологу или другому специалисту).

9. Принимать неудачи (анализируй ошибки и извлекай из них уроки, но не зацикливайся на них).

Что поможет тебе избежать развития эмоционального выгорания?

1. Регулярный отдых. Соблюдай оптимальный режим труда и отдыха, никогда не забывай, что твоё личное время не менее важно, чем учёба или дополнительные занятия.

2. Внимание к себе и своему телу. Обязательно высыпайся, отрегулируй режим питания, попробуй найти подходящий для тебя вид физической активности, следи за своим здоровьем. Хорошее физическое состояние поможет легче справляться с ежедневными трудностями.

3. Организованность. Планируй свой день, не пытайся выполнить одновременно все задачи, распредели нагрузку и не откладывай сложные дела на последний момент. Не забывай отвлекаться и делать регулярные перерывы.

4. Эмоциональное общение. Анализируй свои чувства, делись ими с близкими, будь открытым и не стесняйся негативных эмоций.

5. Хобби и интересы. Всегда оставляй время для занятия тем, что приносит тебе удовольствие, развивай свои интересы и самосовершенствуйся.

6. Навыки саморегуляции. Справиться с напряжением и стрессом помогут техники релаксации и медитации, постановка целей и развитие уверенности в себе.

7. Промежуточные цели. Выделяй в долговременных задачах промежуточные цели, оценивай результат на каждом из этапов работы, следи за тем, как ты постепенно приближаешься к цели.

Просмотров работы: 3877