Как сказка влияет на жизнь человека

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как сказка влияет на жизнь человека

Антонюк Я.Д. 1
1МБОУ СОШ №45 г.Белгорода
Шурыкина Т.С. 1
1МБОУ СОШ № 45 г.Белгорода
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Эх, жаль, что сказка так быстро закончилась!» – думаю я каждый раз, закрывая книгу. Во-первых, не хочется расставаться с любимыми героями. А, во-вторых, только в сказке бывают чудеса и волшебство. Но мои родители говорят, что чудес и в нашей жизни хватает, а волшебниками могут стать самые обычные люди. Чтобы узнать, так ли это на самом деле, я решил провести собственное исследование.

Актуальность. Современные дети не слушают взрослых, часто грубят, никого не жалеют, не умеют сопереживать. Может быть, в этом виноваты родители, у которых совсем нет времени на то, чтобы поиграть, почитать, просто поговорить с детьми? Вот и получается, что всё свободное время дети проводят с гаджетами, играют в жестокие виртуальные игры. А может быть, дети не любят сказки и поэтому не знают, что нужно быть послушным, вежливым, трудолюбивым и добрым? Мы считаем, что наш проект поможет родителям и детям стать ближе, ценить добро и совершать добрые поступки.

Начиная работу, мы выдвинули гипотезу: сказки учат не только верить в добро, но и совершать добрые поступки.

Цель нашего проекта – исследовать влияние сказок на жизнь человека.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- изучить литературу о роли сказки в жизни человека;

- провести наблюдение и анкетирование учащихся 2 «Б» класса и их родителей;

- разработать рекомендации для детей и родителей, которые помогут школьникам ценить добро и совершать хорошие поступки.

Для решения поставленных задач мы использовали методы исследования:

- теоретический – изучение литературы по выбранной теме;

- практический – наблюдение и анкетирование;

- обобщение результатов, выводы.

Объект исследования: сказки.

Предмет исследования: влияние сказки на жизнь человека.

Глава 1. Теоретическая часть

Сказка – выдумка или реальность?

Изучив литературу по выбранной теме, мы выяснили, что сказка сопровождает человека всю жизнь: малышам читают и рассказывают сказки родители, а когда дети вырастают, они снова отправляются в сказочный мир вместе со своими детьми.

Сказки бывают разные: народные, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколения, и авторские, их сочиняют писатели; бытовые – в них описываются реальные ситуации из жизни людей, про животных – в них героями становятся звери, которые действуют, как люди и волшебные сказки, в которых много приключений, тайн, чудес и волшебников.

Часто сказочные герои используют волшебные предметы, которые помогают им пройти все испытания. В наше время благодаря научным разработкам многие выдуманные волшебные предметы стали реальностью. Например, самоходная печь Емели – это автомобиль, гусли-самогуды – музыкальный центр, живая и мертвая вода – яды и лекарства, волшебное зеркальце – смартфон, серебряное блюдечко да наливное яблочко – телевидение и Интернет.

Мечты о волшебных предметах превратили в часть нашей жизни известные российские ученые. Например, Александр Попов (1859-1906) изобрел радиоприемник; Александр Можайский (1825-1890) первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека; Арсений Горохов (род. в 1935 г.) разработал первый российский персональный компьютер.

Мы пришли к выводу, что с помощью сказки люди пытались объяснить непонятные явления окружающего мира, найти выход из трудной ситуации, передать опыт младшим поколениям. Многие сказочные предметы стали реальностью, а современные волшебники – это люди, которые своим трудом и знаниями превращают сказку в быль.

В чем секрет волшебной сказки?

Волшебная сказка – наш друг, советчик и учитель.

Сказку можно считать настоящим другом, потому что она проверена годами, с ней всегда интересно проводить время, она всегда приходит на помощь, если нам нужно получить совет или ответ на какой-то вопрос.

Сказка – это хороший советчик. Волшебная сказка всегда даст дельный совет:

- слушать родителей, чтобы не случилась беда (русская народная сказка «Гуси-Лебеди»);

- быть вежливым и доброжелательным (русская народная сказка «Морозко»);

- любить труд (В. Одоевский «Мороз Иванович»);

- ценить дружбу (А. Волков «Волшебник Изумрудного Города»);

- сочувствовать и помогать людям (В. Катаев «Цветик-семицветик), и т.д.

Сказка – наш добрый учитель, потому что учит думать: «Почему случилась беда?», «Как найти выход из трудной ситуации?», «Кто поступил правильно, а кто – нет?»

Мы пришли к выводу, что главный секрет волшебной сказки в том, что она не дает прямых ответов на вопросы, а только незаметно намекает. Каждый из нас должен сам найти ответы и сделать свой выбор: совершать зло или добро.

Большая польза маленькой сказки

В нашей семье сказки любят, читают и сочиняют для других людей. Для тех, кому грустно, трудно и больно.

А присказкой к нашим семейным сказкам служат такие слова:

«Стать волшебником – не сложно.

Ты попробуй! Оглянись!

И поймешь: добавить можно

Лучик солнца в ЧЬЮ-ТО ЖИЗНЬ».

Моя сестра Ксения – волонтер. Она собирает и доставляет наборы для рисования детям, которые в больнице лечатся от страшной болезни. Занимаясь рисованием, дети ненадолго забывают о боли и становятся счастливее (приложение 1).

Моя сестра Валерия – хореограф. Она учит танцевать ребят-инвалидов, которые не могут даже ходить. Танцуя в инвалидном кресле, они радуются и начинают верить в то, что жизнь может быть яркой (приложение 2).

Продолжая эту семейную традицию, я тоже решил стать волшебником.

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…»

Сначала мы нашли тех, кто ждет чудо – детей из бедных семей. Для этого мы использовали не наливное яблочко с серебряным блюдечком, а Всемирную Сеть Интернет.

Далее мы нарисовали новогодние открытки и собрали сладкие подарки. Для этого использовали не скатерть-самобранку, а бумагу, цветные карандаши и сладости из ближайшего магазина.

Затем мы доставили подарки в Центр гуманитарной помощи для детей. Дорогу к нему нам указал не волшебный клубок, а современный GPS-навигатор (приложение 3).

Мы пришли к выводу, что сказка учит нас дружить, любить, различать добро и зло. Волшебство – это добро, которое мы делаем для других людей. А стать волшебником может любой человек. Для этого нужны не волшебная палочка или цветик-семицветик, а желание и доброе сердце.Глава 2. Результаты и обсуждение

Чтобы выяснить, какое влияние оказывает сказка на жизнь человека, мы решили провести наблюдение и анкетирование.

На первом этапе мы провели наблюдение и выяснили, что в классе дети забывают говорить друг другу и взрослым вежливые слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», могут обидеть одноклассника и не извиниться.

На втором этапе мы провели самонаблюдение. Для этого мы предложили детям самостоятельно себя оценивать: раздали одноклассникам бланк самонаблюдения «Свет мой зеркальце, скажи» и попросили в течение недели отмечать свои плохие и хорошие поступки.

В результате мы выяснили, что школьники знают о том, как нужно себя вести, но не всегда бывают внимательны к просьбам родных и близких (18 чел.), не жалеют их, ведут себя грубо (4 чел.), невежливо (7 чел.), ленятся (14 чел.).

Вывод: многие второклассники в общении с окружающими совершают плохие и хорошие поступки, но им нужно подумать о том, что только доброта украшает человека. А значит, нужно помогать другим, заботиться о них, сочувствовать.

На втором этапе мы провели анкетирование учеников 2 «Б» класса и их родителей. В анкетировании приняли участие 30 детей и 30 родителей.

Школьникам был задан вопрос «Какие сказки ты больше всего любишь читать?» (диаграмма 1). Как следует из данных диаграммы, большинство детей любит волшебные сказки – 14 чел. (47%), любят сказки про животных – 9 чел. (30%), про людей (бытовые) – 7 чел. (23%).

Диаграмма 1. Какие сказки ты больше всего любишь читать?

Далее респондентам был задан вопрос «Какие качества сказочных героев тебе больше всего неприятны?» (диаграмма 2). Как видно из данных диаграммы, больше всего неприятны такие качества, как злоба – 11 чел. чел. (37%) и хвастовство – 6 чел. (20%). Некоторые дети отметили также лень – 4 чел. (13%), хитрость – 3 чел. (10%) и грубость – 3 чел. (10%).

Диаграмма 2. Какие качества сказочных героев тебе больше всего неприятны?

Далее респондентам был задан вопрос «Почему добрые сказочные герои всегда побеждают?» (диаграмма 3). Как видно из данных диаграммы, 13 чел. (43%) выбрали ответ «потому что они добрые» и «трудолюбивые» – 8 чел. (27%). Только 1 чел. (3%) считает, что герои побеждают, потому что «красивые».

Диаграмма 3. Почему добрые сказочные герои всегда побеждают? Потому что они…

Отвечая на вопрос «Если бы у тебя была волшебная палочка, то какое одно желание ты хотел бы исполнить?» (диаграмма 4), респонденты указали следующие ответы: «чтобы родители разрешили завести домашнего питомца» - 1 чел. (3%), «чтобы задавали мало уроков» – 3 чел. (10%), «чтобы подарили телефон или игрушку» – 11 чел. (37%). Также были указаны такие ответы, как «чтобы родные и все хорошие люди не болели» - 6 чел. (20%) и «чтобы быстрее закончился коронавирус» - 9 чел. (30%).

Диаграмма 4. Если бы у тебя была волшебная палочка, то какое одно желание ты хотел бы исполнить? Хочу, чтобы…

Также респондентам был задан вопрос «Чему тебя научили сказки?» (диаграмма 5). Как видно из данных диаграммы, дети считают, что главное, чему научили сказки – «искать выход из трудной ситуации» – 8 чел. (27%), «дружить» - 7 чел. (24%) и «сочувствовать людям и животным» - 6 чел. (20%).

Диаграмма 5. Чему тебя научили сказки?

Вывод: второклассники любят сказки, различают такие понятия, как «добро» и «зло». Но многие дети не задумываются о том, что нужно не только читать сказки о добре, но и самим совершать добрые поступки, тогда и в жизни мы сможем победить зло.

Далее мы провели анкетирование родителей.

Респондентам был задан вопрос «Любит ли Ваш ребенок сказки?» (диаграмма 6). Как видно из данных диаграммы, по мнению родителей, большинство детей любит сказки: «да, и с удовольствием их читает, слушает, смотрит» – 18 чел. (60%), «скорее, да» – 5 чел. (17%). Только 7 чел. (23%) выбрали ответ «нет, считает, что сказки нужны только малышам» – 7 чел. (23%).

Диаграмма 6. Любит ли Ваш ребенок сказки?

Далее респондентам был задан вопрос «Какое определение сказки Вы считаете наиболее точным? Сказка – это…» (диаграмма 7). Как следует из данных диаграммы, более половины родителей выбрали ответ «одно из лучших средств воспитания» – 17 чел. (57%) и «хороший способ проведения досуга» – 8 чел. (27 %).

Диаграмма 7. Какое определение сказки Вы считаете наиболее точным? Сказка – это…

Также респондентам был задан вопрос «Часто ли Вы читаете ребенку (вместе с ребенком) и обсуждаете сказки?» (диаграмма 8). Как видно из данных диаграммы, ответ «да, достаточно часто» выбрали 9 чел. (30%). Однако большая часть родителей указала ответ «нет, к сожалению, на это совсем нет времени» – 17 чел. (57%).

Диаграмма 8. Часто ли Вы читаете ребенку (вместе с ним) и обсуждаете сказки?

Отвечая на вопрос «Как изменилось поведение Вашего ребенка под влиянием сказок?» (диаграмма 9), респонденты отметили, что дети стали «чаще проявлять заботу» – 9 чел. (30%), «больше слушать родителей» – 8 чел. (27%), «меньше капризничать» – 4 чел. (13%).

Диаграмма 9. Как изменилось поведение Вашего ребенка под влиянием сказок?

Вывод: Многие родители понимают, что сказки оказывают огромное влияние на их детей, помогают стать лучше, воспитывают доброту. Однако, родители редко читают детям сказки, поэтому не всегда могут объяснить ребенку, что большое добро начинается с маленького хорошего поступка.

Выводы

Таким образом, в ходе проведения исследования цель достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Мы пришли к выводу, что сказки оказывают огромное влияние на жизнь человека. Совершая добрые поступки, мы дарим волшебство тем, кто нас окружает, и меняемся сами: становимся человечнее и счастливее.

Результатом нашей работы стали разработанные рекомендации для одноклассников, с помощью которых они научатся честности, вежливости, трудолюбию, заботе и милосердию, а значит, будут чаще дарить добро окружающим (приложение 4). Также мы разработали рекомендации для родителей в виде памятки, которую раздали им на родительском собрании (приложение 5).

Список использованной литературы

Андрианов М.А. Беседы о нравственности в сказках и рассказах. Пособие по воспитанию детей в семье и школе. – М.: Книжный дом, 2018. – 256 с.

Гальчук А., Русинова Е. Русские изобретатели. Великие открытия. – СПб.: Питер, 2017 г. – 64 с.

Кузнецова Ю. Расчитайка. Как помочь ребенку полюбить чтение. – М.: МИФ, 2018. – 112 с.

Осипова М.Б. Книга – друг и учебник жизни // Книга в духовно-нравственном воспитании: функции, смыслы, значение: материалы семинара, посвященному Дню православной книги / отв. редактор М. В. Уманская. – Нижний Тагил: ЧОУ «Православная гимназия №11 во имя св. блгв. вел. кн. Александра Невского», 2017. – 86 с. – с. 29-33. https://гимназия-нт.рф

Приложение 1

Рис. 4. Добрые сказки нашей семьи: помощь больным детям

П риложение 2

Рис. 5. Добрые сказки нашей семьи: обучение ребят-инвалидов танцам

Приложение 3

 

Создание новогодних открыток

Сбор сладких подарков для детей из бедных семей

 
 

Доставка подарков в Центр гуманитарной помощи для детей

Рис. 6. Добрые сказки нашей семьи: как я стал волшебником

Приложение 4

Дорогой друг!

Советуем тебе прочитать замечательные сказки, которые подскажут тебе, как стать честным, смелым, дружелюбным, вежливым, заботливым и добрым

Аксаков С. Аленький цветочек.

Андерсен Г.-Х. Дикие лебеди. Оле-Лукойе. Снежная королева.

Бр. Гримм. Белоснежка и семь гномов. Гензель и Гретель.

Волков А. Волшебник Изумрудного Города. Тайна заброшенного замка.

Гофман Э. Щелкунчик.

Катаев В. Цветик-семицветик.

Маршак С.Я. Двенадцать месяцев.

Пушкин А.С. Сказка о золотом петушке. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке.

Русские народные сказки. Белая уточка. Волшебная дудочка. Волшебное кольцо. Иван-царевич и Серый волк. Морозко. Подземные царства. Царевна-лягушка.

Шведская сказка. Добром за добро.

Приложение 5

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДОБРУ

Уважаемые родители!

Вы, конечно, хотите, чтобы Ваш ребенок был счастливым. А по-настоящему счастлив только тот, кто дарит добро другим людям.

Учить добру можно по-разному: можно прочитать нотацию, а можно прочитать сказку.

Вспомните, как в детстве Вы любили сказки! Именно сказки учили Вас дружить, любить, верить в чудо, различать добро и зло. Не лишайте ребенка этой радости – читайте вместе сказки!

Нужно ли читать сказку ребенку, если он сам уже умеет читать? Нужно, потому что вместе любое дело интереснее. Попробуйте читать так: одну страницу читаете Вы, другую – ребенок. Так вы быстрее узнаете, чем закончилась сказка и как добрые герои победили злых.

Как правильно читать ребенку сказку? Не монотонно, а с выражением, играя голосом; не быстро, а размеренно. Читайте с удовольствием!

Когда и сколько читать сказки? Не менее 15 минут ежедневно, желательно в одно и тоже время, например, перед сном.

Подумайте, может быть, читая с ребенком сказку, вместе переживая за сказочных героев, вы станете еще ближе?

Прочитайте сказку о дружбе. Научите ребенка дружить, ценить друзей, поддерживать их в трудную минуту. И можете быть спокойны: Ваш ребенок никогда не будет одинок.

Прочитайте сказку о вежливости. Так Ваш ребенок научится правильно общаться с детьми и взрослыми, выходить из конфликтных ситуаций, будет приятным собеседником в любой компании.

Помогите ребенку стать волшебником – прочитайте волшебную сказку, а потом сделайте вместе какое-нибудь доброе дело: покормите бездомных животных, вырастите красивое растение, помогите родным, друзьям, соседям.

И чаще читайте сказки с детьми!

Просмотров работы: 959