Защита прав ребёнка в общеобразовательном учреждении

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Защита прав ребёнка в общеобразовательном учреждении

Кутовая Д.П. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя образовательная школа №11"
Молодых Г.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя образовательная школа №11"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему. Особенно остро стоит вопрос в системе школьного правового образования в России. Мало помощи со стороны государства - считается, что предмет «Права человека» не относится к обязательной для преподавания в школе программе. Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трех лет попадают в спец-интернаты. Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения, как детьми, так и родителями знаний в области прав ребенка, а помимо них еще и преподавателями школ, детскими врачами и многими другими. Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве. Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними. В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившегося числа бедных семей в стране; постоянным увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; ростом числа детей, оставшихся без родителей; ростом числа несовершеннолетних убегающих из дома и др.

I. СТРУКТУРА РАБОТЫ.

1. Цель работы: изучение социальных прав детей в России.

2. Гипотеза:

Если социальные права детей в России будут чётко установлены, то общее положение детей улучшится, при условии, что эти права будут исполняться, и дети будут знакомы с этими правами.

3. Задача: изучение социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты детей в России.

4. Объект и предмет исследования: дети России; социальные права детей, то есть социальное обеспечение, социальная защита и страхование.

5. Актуальность. Дети – особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они – тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе. Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям – неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии. На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей. В социальные права детей входят права на социальное обеспечение, социальную защиту и страхование. Социальное обеспечение включает реализацию мер по осуществлению, в основном, материальной поддержки населения, в том числе и детей. Целью социальной защиты является предоставление различных услуг, способствующих нормальному развитию детей. Это могут быть услуги по психологической, педагогической и другой поддержке детей в школах, детских домах, приютах и других учреждениях. Социальное страхование предусматривает компенсацию в денежной или материальной форме, при наступлении определенных событий (страховых случаев) лицам заключившим страховой договор. Следовательно, проблема социальных прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать исполнение этих прав.

II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

ГЛАВА 1. Основные нормативно-правовые акты по правам ребёнка.

1.1.Российское законодательство. Основным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации. В главе «Права человека» Конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключённых Россией, в том числе Конвенции ООН о правах ребёнка. Однако практическая реализация этих конституционных норм связана с серьёзными трудностями, вызванными процессом реформирования общественного строя и особенно негативными тенденциями, затронувшими экономику и социальную сферу государства. В Конституции Российской Федерации ряд положений, относящихся к охране детства, содержится в главе 2 об основных правах и свободах человека и гражданина.

Статья 17 гласит: 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Кроме того, в статье 38 говорится о правовой защите, моральной и материальной поддержке материнства и детства. В статье 43 предусмотрены бесплатное образование, всеобщее обязательное среднее образование молодёжи (также различные формы самообразования). В статье 39 Конституции говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и социальную защиту детей. По статье 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Статья 60 указывает на то, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет.

Данный перечень статей говорит о том, что в России права ребёнка находятся на должном уровне, и они рассматриваются в различных аспектах жизнедеятельности детей.

Семейный Кодекс о правах ребёнка. Семейный Кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 декабря 1995 года и вступил в силу с 1 марта 1996 года. Здесь довольно широко рассматриваются не только права и обязанности семьи и отдельных её членов, но и права детей. Среди таких прав следует отметить: Право ребёнка жить и воспитываться в семье; Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками; Право ребёнка на защиту;

Право ребёнка выражать своё мнение; Право ребёнка на имя, отчество и фамилию; Имущественные права ребёнка.

Право ребёнка жить и воспитываться в семье подразумевает, что ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребёнок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребёнка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства (ст. 54). Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками. Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его не действительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребёнка. В случае раздельного проживания родителей ребёнок имеет право на общение с каждым из них. Ребёнок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Ребёнок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом (ст. 55) Право ребёнка на защиту. Семейный кодекс не только наделяет ребёнка соответствующими правами, но и устанавливает гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление права ребёнка на защиту своих прав и законных интересов. В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребёнка от следующих угроз и посягательств:

Произвольного или не законного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст. 16 Конвенции о правах ребёнка);

Всех форм физического или психического насилия, оскорбления ил злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребёнка);

Экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья служить препятствием в получении им образования, либо наносит ущерб его психическому и

физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32 Конвенции о правах ребенка);

Незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33 Конвенции о правах ребенка);

Всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34 Конвенции о правах ребенка);

Бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37 Конвенции о правах ребенка); Всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 36 Конвенции о правах ребенка). Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры (ст. 4,19 и 33 Конвенции о правах ребенка).

По Семейному кодексу РФ ребенок имеет право:

На защиту своих прав и законных интересов; На защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок в праве самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд. Должностные лица организаций и другие граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка (ст. 56). В качестве первоочередных мер по безусловной реализации ребенком права на защиту в ближайшей перспективе предусматривается введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье. В этих же целях планируется освещение в СМИ прецедентов процессов над гражданами, нарушающими права детей, как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях. Право ребенка выражать свое мнение. Ребенок в праве выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (ст. 57). В зависимости от возраста ребенка его мнению законом придается различное значение. Принятие во внимание или отклонение доводов детей, не достигших десяти лет, является исключительной прерогативой родителей. Ребенок в этом возрасте еще не обладает достаточной зрелостью и способностью осознавать свои интересы, хотя и бывает, способен сформулировать свое мнение. Учет мнения ребенка, не достигшего возраста 10 лет, при решении вопроса, затрагивающего его интересы, предполагает, что его мнение будет заслушано, а при несогласии родителей или других лиц с мнением ребенка им следует объяснить ему – по каким причинам его точка зрения не может быть принята во внимание. После же достижения ребенком возраста 10 лет учет его мнения родителями является обязательным. Исключение здесь могут составлять лишь те предложения ребенка, реализация которых прямо бы противоречила его интересам. Подобные случаи не представляется возможным перечислить, они смогут быть весьма разнообразны с учетом конкретных жизненных ситуаций. В некоторых случаях решение может быть принято компетентным органом (органом опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Речь идет о ситуациях, когда затрагиваются важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени или (и) фамилии ребенка, восстановление родителей в родительских правах, усыновление, изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления; передача на воспитание в приемную семью;

Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Право ребенка на имя, включающее собственно имя, фамилию, отчество появляется у ребенка с момента рождения одновременно с правом на приобретения гражданства. В некоторых случаях, прямо предусмотренных Семейным Кодексом, решение может быть принято компетентным органом (органом опеки и попечительства или суд) только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет. Речь идет о ситуациях, когда затрагиваются важнейшие интересы ребенка, а именно: изменение имени или (и) фамилии ребенка, восстановление родителей в родительских правах, усыновление, изменение имени, отчества или фамилии ребенка при отмене усыновления; передача на воспитание в приемную семью. В статье 58 говорится, что имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

В имущественные права ребенка входят права:

На получение содержания от своих родителей и других членов семьи; Право собственности на доходы, имущество, полученное им в дар, а так же другое имущество, приобретенное на средства ребенка;

Право на имущество родителей, при условии, что родители не имеют права на имущество ребенка;

Правом владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании.

1.2.Международные нормативно-правовые акты.

Конвенция ООН по правам детей.

Конвенция о правах ребенка была принята ООН сравнительно недавно. Она вступила в силу в 1990 году. Государства-участники взяли на себя обязательства обеспечить всем лицам не достигшим 18 лет, все права, указанные в Конвенции, без какой-либо дискриминации и принять в этих целях законодательные, административные и другие меры. В отличие от Конституции Российской Федерации, в которой, в основном, выделяются права «граждан» и Семейного кодекса, в котором права детей регулируются, в основном, в семейных отношениях (усыновление, изменение имени или (и) фамилии, алименты и др.), в Конвенцию ООН по правам ребенка включены все права и обязанности детей, в государствах, принявших Конвенцию. Так, например, статья 6 Конвенции предусматривает права ребенка на жизнь, а по статье 2 права ребенка обеспечиваются независимо от их расы, национальности, вероисповедания. Основные нормативно-правовые акты Российской Федерации «переплетаются» с Конвенцией. Например, Семейный Кодекс или Конституция РФ. Так, по Семейному кодексу ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13 Конвенции). В Конституции РФ, рассматривается право ребенка на образование, на основе равных возможностей (ст. 28 Конвенции). Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в данной Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества (ст. 4).Конвенция рассматривает так же и права детей на семью. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию. Государства-участники поддерживают желание семьи на воссоединение. Принимаются меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Ребенок, родители которого проживают в различных государствах, имеет право поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями. Государства-участники уважают право ребенка и его родителей покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (статьи 9-11). Кроме того, в Конвенции изложено право ребенка право свободно выражать свои собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью, ребенку предоставляется право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального

законодательства (ст. 12).

Конвенцией, так же предусмотрены права детей-инвалидов. Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (статья 23). Для детей, которые входят в группу национальных меньшинств, тоже предусмотрены права. В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком (статья 30). Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей. В данном документе, который был принят резолюцией генеральной ассамблеи ООН от 3.12.1986 года в основном рассматриваются «семейные» права ребенка. То есть это права, возникающие особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях. В первой части, об общем благополучии семьи и ребенка, записано, что каждое государство должно уделять первоочередное внимание благополучию семьи и ребенка (ст. 1), благополучие ребенка зависит от благополучия семьи (ст. 2), а также то, что забота о ребенке лежит прежде всего на его собственных родителях (ст. 3). Если родители не проявляют заботы о своем ребенке, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении о помещении ребенка в специальное учреждение (ст. 4). Лица, отвечающие за процедуры передачи детей на воспитание или усыновление, должны иметь профессиональную или иную соответствующую подготовку (ст. 6). Так же здесь указывается тот факт, что ребенок всегда должен иметь имя, гражданство и законного представителя (ст.8). В декларации предусмотрены права на защиту ребенка, при передаче его на воспитание в другую семью или усыновление. По статье 13 основная цель усыновления заключается в обеспечении постоянной семьи для ребенка, заботу о котором не могут проявлять его родители. Кроме того, установлены нормы усыновления детей зарубежными гражданами. Усыновление за границей должно производиться через компетентные органы или учреждения с применением гарантий и норм, аналогичных тем, которые действуют при усыновлении в стране происхождения. Ни в коем случае усыновление не должно приводить к получению сторонами, принимающими участие в усыновлении, неоправданных финансовых выгод (ст. 20). Вопрос об усыновлении за границей может рассматриваться лишь после того, как будет установлено, что не имеется юридических препятствий для усыновления. Необходимо установить, что ребенок сможет переехать в страну будущих приемных родителей и сможет получить их гражданство.

Так же следует учитывать культурное и религиозное воспитание и интересы ребенка (ст. 21-24)

Глава 2. Социальные права ребенка.

2.1.Социальное обеспечение детей.

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуется как социальное обеспечение. По статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый из этих случаев (социальных рисков) характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Закон устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы. Однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются с более раннего возраста. Как бы в развитие положений Конституции об охране материнства и детства предусматриваются основания социального обеспечения для воспитания детей:

пособие в связи с рождением ребенка;

пособие по беременности и родам;

единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности;

ежемесячное пособие на ребенка;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Рассмотрим их более подробно. Пособие в связи с рождением ребенка. Предназначено для компенсации разовых повышенных расходов семьи в связи с рождением ребенка. Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. В случае рождения 2 и более детей (усыновления), пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка. Если ребенок родился мертвым, пособие не выплачивается. Размер пособия составляет 15-кратный размер минимальной оплаты труда, установленный законом на день рождения ребенка. В районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер

пособия определяется с применением этих коэффициентов.

Пособие по беременности и родам. Российское законодательство содержит целый комплекс правовых норм, предусматривающих дополнительные права и льготы беременным женщинам, в том числе и право на предоставление пособия по беременности и родам. Целевое назначение данного пособия - возместить женщине утраченный заработок, способствовать охране здоровья в период беременности, восстановлению здоровья после родов, обеспечению материнского ухода за ребенком впервые месяцы его жизни. Размер пособия зависит от того, состояла ли женщина на момент ухода в отпуск в трудовых отношениях либо имела иной статус. Данное пособие выплачивается в размере:

среднего заработка по месту работы – женщинам, подлежащим социальному страхованию;

стипендии, установленной образовательным учреждением – женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях;

минимального размера оплаты труда–женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций;

денежного довольствия – женщинам, проходящим военную службу по контракту. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности. Предназначено для того, чтобы способствовать своевременной диспансеризации беременных женщин и профилактике осложнений при родах, и представляет собой денежную выплату единовременного характера, назначаемую дополнительно к пособию по беременности и родам. Размер данного пособия составляет 100% минимальной оплаты труда, установленной федеральным законом на момент предоставления отпуска по беременности и родам. Ежемесячное пособие на ребенка. Целевое назначение данного пособия на ребенка–оказание государственной помощи в содержании и воспитании детей, которые в силу возраста еще не могут в полной мере участвовать в общественном производстве. Размер ежемесячного пособия на ребенка устанавливается исходя из минимума оплаты труда, установленного федеральным законом, и составляет, по общему правилу, 70% этой суммы на каждого ребенка. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Право на данное пособие имеют, как правило, те же категории, женщин, которые получают пособие по беременности и родам. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет выплачивается в твердой сумме в размере двух размеров минимальной оплаты труда и не зависит от числа детей, за которыми осуществляется уход. В статье 39 Конституции говориться лишь о денежной форме социального обеспечения - о государственных пенсиях и социальных пособиях. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попе-

чения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

Следует так же отметить, что социальное обеспечение тесно связано с социальным страхованием. В социальное страхование так же входит отпуск по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, пособия для детей, проживающих в малоимущих семьях.

2.2. Социальная защита и социальная защищенность ребенка. Ведущим аспектом социальной защиты детства является всесторонний учет интересов детей в условиях социально-экономический трудностей, переживаемых Россией в течение более десяти лет. Особое значение приобретает помощь социально незащищенным детям и детям из группы риска. Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учреждения здравоохранения, образования и социального обеспечения. Вместе с тем учреждения социальной защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать средства для проведения мер по социальной защите детей. Социальная защита школьников и дошкольников.

В России существует исторически закрепленная система социальной защиты подрастающих поколений. В ее структуру входили церковные и монастырские приюты, ремесленные школы, общинные школы с интернатами при них. Социальной преемственностью отличаются детские сады, ясли. В современных условиях плата за содержание детей в детских садах и яслях дифференцирована в зависимости от благосостояния родителей, а социально не защищенные совсем освобождены от нее. Время пребывания детей в дошкольных учреждениях зависит от потребностей и возможностей семьи. Порой дети находятся в детском саду пять дней в неделю. Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам. Его необходимым элементом является обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу. Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях, на летних дачах. Широкий круг мероприятий предусмотрен для детей, имеющих проблемы со здоровьем и отклонения в развитии. Существуют специализированные детские сады, цель которых – подготовка к обучению в обычной школе. Однако некоторая часть дошкольников с серьезными проблемами со здоровьем получает подготовку для обучения в специальной школе. Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, а также эффективная социализация. Социальная защищенность школьников формируется, например, путем дифференциации индивидуальных планов развития личности, учебных заданий, образования. В результате дифференциации образования школьники приобретают знания, достаточные для реализации их профессиональных намерений, познавательных интересов. Профориентация школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений – один из важнейших путей решения задач социальной защиты. Однако эта работа затруднена отсутствием какой-либо кадровой политики, что обусловлено экономическим кризисом. Тем не менее, разработаны и проводятся перспективные социальные мероприятия. В большинстве училищ организованы учебные группы для детей и подростков, имеющих отклонение в физическом и психическом развитии. Социальная работа в школе проводится учителями, воспитателями, социальными педагогами, психологами, выступающими от органов социальной работы, предприятий и общественности. Вместе с тем надо отметить, что кадровая проблема в области социальной защиты дошкольников и школьников остается сложной в первую очередь по экономическим причинам. Именно они тормозят увеличение числа специалистов, непосредственно занятых социальной защитой подрастающего поколения. Особенности социальной защиты воспитанников детских домов. Стержнем социальной защиты воспитанников детских домов является воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы. Подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне. Жизнедеятельность воспитанников детских домов организованна так, что они постигают функции членов семьи. Формирование социальной защищенности выпускников детских домов имеет свои особенности. На первых этапах социальной самостоятельности дети нуждаются в социальной помощи. Обычно ее оказывает семья. Выпускникам же детского дома выдают такие незначительные пособия, что на них нельзя начать жить самостоятельно. Положение обострилось с сокращением числа профессиональных училищ и техникумов, способных принять детей, нуждающихся в социальной помощи. Основной задачей детского дома является социализация воспитанников. Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи: взрослые дети должны заботиться о младших, проявлять уважение к старшим. Социализация личности воспитанников будет проходить с большей эффективностью, если улучшится психологический климат в детском доме. Необходимо стремиться к повышению заботливости, доброжелательности в отношениях с детьми и друг с другом, избегать конфликтов, а при их возникновении гасить их с помощью переговоров и взаимной уступчивости. Особенности социальной защиты детей-инвалидов. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 18.) Первоочередное устройство детей-инвалидов в ДДУ. (Указ Президента РФ от 02.10.92 г.) Освобождение от платы за ДДУ родителей, имеющих детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом или психическом развитии. (Постановление Верховного Совета РФ от 6.03.92 г. № 2464-1.) Возможность воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели. (Утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.96 г. № 861.) Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. (Федеральный закон РФ “Об образовании” от 13.01.96, №12-ФЗ, ст. 10.) Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории учащихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством РФ. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные общеобразовательные учреждения только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

ВЫВОД.

Новые нормативно-правовые акты в области социального обеспечения и принимаемые решения должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам социального обеспечения. После принятия Конституции РФ в 1993 году спор о возможности прямого применения международных норм получил свое разрешение. Сегодня на конституционном уровне закрепились приоритеты международных норм над внутригосударственными Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора».

Следует подчеркнуть, что сущность международно-правового регулирования социального обеспечения и социальной защиты, составляют прежде всего идеи правовой защиты высших ценностей общества и государства, а именно прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере социального обеспечения и социальной защиты. В подтверждение моей гипотезы следует отметить, что действительно, при установлении прав человека на международном и федеральных уровнях, устанавливаются и права ребенка. Следовательно, развитие этих прав влияет на общее положение детей. Права детей изложены в множестве нормативно-правовых актов, как на российском, так и на международном уровнях. Таким образом, следует отметить что, социальные права детей в России находятся на достаточно высоком уровне. Создана правовая база для реализации этих прав. Развивается система социальной защиты различных групп населения, в частности детей. Также развивается система социального обеспечения. Определены различные формы помощи детям, попавшим в трудные жизненные ситуации, а также формы помощи матерям и беременным женщинам. Однако из-за финансовых трудностей социальные права детей не могут быть реализованы в полном объеме.

III. Результаты по определению потребности детей в правовом просвещении.

В течении трех лет на базе нашей школы инновационная площадка по теме: «Система работы образовательного учреждения по вопросам защиты прав ребёнка и формирования у него личной гражданской ответственности». В рамках реализации этой программы было организовано движение «Права ребенка - твои права». Это движение имеет несколько направлений.

 

Права ребенка – твои права

 

Служба

примирения

Клуб

«Правознайка»

При участии уполномоченного по правам ребёнка в школе начал свою работу клуб «Правознайка». Я являюсь руководителем клуба «Правознайка». Одной из главных задач клуба является правовое просвещение участников образовательного процесса. Важным направлением деятельности клуба является просветительская работа. В школе оформлен информационный стенд по правовому воспитанию, проведены классные часы («Все начинается с семьи», «Твои права и обязанности», «Лучшее слово о дружбе» и т.д.), диспуты, встречи с юристами, органами опеки, межведомственные мероприятия. Ежегодно с конца ноября по начало декабря (в дни правовых праздников: 20 ноября - Всемирный день ребенка; 10 декабря – День прав человека; 12 декабря – День Конституции РФ) уполномоченным проводится «Декада правовых знаний». Для распространения правовых знаний среди учащихся и родителей, «Правознайкой» проведён ряд мероприятий: -единый классный час «О правах для всей семьи»; -урок правовой грамотности;

-«Турнир знатоков права»

- правовые классные часы-диспуты;

-«Круглый стол» с учащимися 7 классов «Размышления о правах ребенка».

Анкетирование учащихся и родителей учащихся МБОУ «СОШ №11» п. Рыздвяного. О важности и необходимости правовых знаний говорят все. Но реальное положение дел говорит об их отсутствии. Как показывает практика, родители плохо знакомы с правами ребенка, часто не знают, куда обратиться по возникающим проблемным ситуациям. Вопрос о необходимости наличия правовых знаний у детей стоит остро. Уполномоченным по правам ребёнка МБОУ «СОШ №11» поселка Рыздвяного было решено провести опрос, целью которого должно было стать определение потребности детей в правовом просвещении. Результаты данного опроса были представлены на проходившем 20 октября 2021 года в школьной библиотеке круглом столе, где центральной темой обсуждения был вопрос «Права детей - миф или реальность?». В обсуждении приняли участие учителя, учащиеся и родители учащихся. Общая выборка респондентов, принимавших участие в опросе, составила 100 человек, из которых 50 человек - дети и 50 взрослых. Анкеты составлялись индивидуально для детской и взрослой аудитории, с учетом возрастных особенностей (приложение 2). Анкета для детской выборки состояла из пяти вопросов с возможными вариантами ответов. Были получены следующие результаты опроса детской аудитории: 90% ребят на вопрос «Считаете ли вы необходимым знать о своих правах?» ответили утвердительно. Только один человек ответил отрицательно, и четверо затруднились с ответом. На второй вопрос так же 90% ребят ответили, что им нужны не просто теоретические знания своих прав, но и отмечают их необходимость в плане практического применения. Как и на первый вопрос, один из ребят ответил отрицательно, и четверо усомнились в ответе. На вопрос «Знаете ли вы свои права?» процент утвердительных ответов уменьшился до 76%, при этом 18% ответили, что они не знают своих прав, и 6% отметили свою частичную, недостаточную осведомлённость в этих вопросах. В ситуациях нарушения прав, большинство ребят (50%) считают, что наиболее эффективно с этими проблемами могут справиться правоохранительные органы, поэтому в первую очередь обратились бы именно туда, 24% ребят с проблемой нарушения их прав и свобод обратились бы в центр по правам ребенка, и 16% - в службу социально-психологической помощи населению. 10% опрошенных детей, в первую очередь, позвонили бы на телефон доверия. Несколько ребят по этому вопросу ответили своим вариантом: 4 человека сразу обратились бы за советом и помощью к родителям, и 1 человек - к друзьям. По последнему вопросу, «Из каких источников вы хотели бы получать информацию о своих правах?» были получены следующие результаты. Наибольший процент получило пожелание ребят просвещаться по юридическим вопросам на специальных уроках в школе - 40%. Следующее место по количеству ответов получил такой источник, как центр по правам ребенка (28%). 20% респондентов ответили, что информацию о своих правах для них лучше всего получать на консультациях у юриста. 16 и 12% соответственно получили варианты СМИ и родители. Интересно, что 2% ребят обратились бы за информацией в библиотеку. Анкета для родителей состояла из 6 вопросов, так же с возможными вариантами ответов. Результаты опроса взрослой аудитории показали некоторые разногласия между ответами детей и взрослых, но в том, что знания своих прав и обязанностей необходимы детям разногласий не было. По итогам опроса 98% родителей считают необходимым знакомить ребенка с его правами. Только один человек решил, что эти знания его ребенку не нужны. По вопросу о возрасте, с которого пора начинать правовое информирование ребенка, выделилось 3 группы ответов. Самая многочисленная группа родителей - те, кто считает, что правовое просвещение нужно начинать со школьного возраста, т.е. с 6-7 лет - их 62%. 18% родителей за то, чтобы начинать знакомить ребенка с его правами в дошкольном возрасте (4-5 лет), и столько же (18%) считают более поздний возрастной период самым подходящим для знакомства ребенка с конституцией и Российским законодательством - это возраст 10-14 лет. Кроме этого, выделилась еще одна мини-группа, состоящая из двух человек, которые считают необходимым начинать знакомить ребенка с его правами и обязанностями сразу с рождения. Обрабатывая результаты ответов на третий вопрос «Знаете ли вы права своего ребенка?», выявилось явное противоречие: только 72% ответили утвердительно. Остальные 28% честно признались в своем незнании. При этом на вопрос «Знакомите ли вы своих детей с их правами?» 58% ответили «Да» и 42% ответили, что не дают своим детям правовые знания. Таким образом, утвердительный процент ответов на первые вопросы анкеты идет по ниспадающей: считают, что правовые знания нужны детям - 98% взрослых, знают права своих детей 72%, а знакомят детей с их правами уже только 58% родителей. При определении учреждения, в котором ребенку помогли бы отстаивать его права, наибольшее число голосов получили центры по правам ребенка (62%), 22%-правоохранительные органы, и 18%-социально-психологические службы помощи населению. Сравнивая результаты ответов на этот вопрос детей и взрослых, видны противоположные мнения по поводу эффективности работы правоохранительных органов - ребята считают их самыми действенными, а родители не очень доверяют им, видимо, в силу уже приобретенного опыта общения с данными структурами. Зато центры по правам ребенка и в той и в другой возрастной категории занимают почетные места и характеризуются как одни из наиболее эффективных по возможности получения помощи в отстаивании прав ребенка. Обозначая основные источники получения правовой информации, которые могли бы помочь их детям, родители выделяют важность и значимость специальной программы в школе по данной проблематике (52%). 40% родителей считают основным и наиболее компетентным источником правовой информации для ребенка самих себя. Специализированные центры помощи детям стоят на третьем месте (30%). 28% взрослых считают достаточно действенным средством получения правовой информации СМИ. И 14% родителей считают, что для знакомства ребенка со своими правами необходим юрист. В качестве собственного варианта на этот вопрос, был, также как и по результатам ответов ребят, небольшой процент (4%) родителей, которые считают одним из основных источников информирования детей по правовым вопросам библиотеку. Таким образом, необходимость правового просвещения очевидна. И это однозначно подтвердилось в нашем исследовании. Очень важно, что дети сами отмечают свою потребность в правовых знаниях. Тем более что в условиях современного общества они действительно необходимы. Что для нас стало очень значимым итогом анкетирования - это вывод о необходимости проведения мероприятий по правовому просвещению как для детей, так и для взрослых.

Для реализации программы клуба «Правознайка» под руководством уполномоченного по правам ребенка Молодых Галины Ивановны мною были разработаны брошюры и памятка по защите прав ребенка, которые вы можете увидеть перед собой. 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 26, 27). В последнее время, в связи с реализацией Конвенции в Российской Федерации был принят ряд мер по усилению адресной государственной поддержки детей и многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, предоставлению некоторых льгот, связанных с охраной здоровья, по поддержанию общеобразовательных учебных заведений, детских дошкольных учреждений в условиях развития рыночных отношений. К сожалению, в силу недостатка финансовых средств, многое из перечисленного пока осуществляется непоследовательно и крайне медленно. Тем не менее, за последние годы многое удалось сделать в сфере социальной защиты и социального обеспечения детей. Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды наркотиков, насилия, агрессивного поведения.

IV. Приложение.

Приложение 1

Права ребенка по возрастным категориям:

Возраст

Права и ответственности, соответствующие возрасту детей.

с момента рождения

Гражданская правоспособность – способность иметь гражданские права и обязанности (гражданство).

Имя, отчество и фамилия (с момента регистрации).

Пособие по случаю рождения, по многодетности, мало- обеспеченности.

Установление опеки (при отсутствии родителей).

до 1,5 лет

Оплачиваемый отпуск матери по уходу за ребенком.

до 3 – х лет

Отпуск матери по уходу за ребенком без сохранения содержания.

Право матери находиться с ребенком в больнице.

6 – 7 лет

Право на образование

10 лет

Усыновление, изменение фамилии, имени, только с согласия ребенка.

12 лет

Разрешается определение в спецшколу.

14 лет

Разрешается поступление в воспитательное учреждение (спец. ПТУ).

Изменение гражданства только с согласия ребенка.

наступает уголовная ответственность за убийство и др. тяжкие преступления.

Ответственность имущественная за причиненный вред.

установление попечительства над ребенком ( в случае отсутствия родителей).

Распоряжение собственным заработком.

Совершение сделок с согласия родителей.

Мелкие бытовые сделки.

Поступление на работу с определенными льготами.

Право вносить вклады в сбербанк.

Получение паспорта.

16 лет

Возможность вступления в брак по разрешению органов опеки и попечительства.

18 лет

Полная дееспособность.

Статья 1

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 6

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Фото 1 Фото 2

Статья 7

Ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Фото 3

Статья 13

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение... получать и передавать информацию и идеи... независимо от границ.

Фото 4 Фото 5

Статья 19

Предусматривает все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты включают разработку социальных программ с целью предупреждения жестокого обращения с ребенком.

Фото 6

Статья 24

Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государство принимает необходимые меры для снижения уровня смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи Государства-участники обязуются поощрять международное сотрудничество и стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

фото 6

Статья 31

Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и в культурной жизни и заниматься искусством.

Фото 7 Фото 8

Статья 40

Право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе. Каждый ребенок имеет право на основные гарантии и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты. Государство стремятся содействовать принятию мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства

Фото 9

Приложение 2

Анкета «Определение потребности детей в правовом просвещении»

Вопросы для детей:

1.Считаете ли Вы необходимым знать о своих правах?

2.Нужны ли Вам права?

3.Знаете ли Вы свои права?

4.Если нарушены ваши права, куда Вы обратитесь? правоохранительные органы центр правовой и психологической помощи телефон доверия Ваш вариант_____________________________

5.Из каких источников Вы хотели бы получать информацию о своих правах? специальные уроки в школе

консультации юриста центр по правам ребенка средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы) родители Ваш вариант______________________________

Вопросы для родителей: 1.Считаете ли Вы необходимым знакомить ребенка с его правами? 2.В каком возрасте ребенка следует знакомить с его правами?___________ 3.Знаете ли Вы права своего ребенка? 4.Знакомите ли вы своих детей с их правами? 5.Каким образом дети могут отстаивать свои права в повседневной жизни? через правоохранительные органы службы социальной защиты населения центры по правам ребенка Ваш вариант_________________________________ 6.Какие источники помогут Вашим детям узнать о своих правах? специальные программы в школе центры правовой и психологической помощи детям консультации юриста средства массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы) родители Ваш вариант______________________________

Приложение 2 Результаты по определению потребности детей в правовом просвещении.

Анкета для детей.

  

Анкета для родителей.

Список литературы

1.      Конвенция ООН о правах ребенка.

2.      Конституция РФ.

3.      Гражданский Кодекс РФ

4.      Семейный Кодекс РФ.

5.      Уголовный Кодекс РФ.

6.      УПК РФ.

7.      Трудовой Кодекс РФ.

8.    Защита прав ребенка в РФ (сборник нормативных документов). - С-Пб., 2012.

9.    Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями. - М., 2012.

10.    Проблемы безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних (справка Департамента по делам семьи, женщин и детей Минтруда России, 1998).

11.    Макеева А.Г. «Долго ли до беды?». М. - 2011.

12.    Колесов Д. «Предупреждение вредных привычек у школьников». - М., 2010.

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Антология социальной работы. В 5 т. Т. 3. Социальная политика и законодательство в социальной работе. / Сост. М.В. Фирсов. – М.: Сварогъ – НФВ СПТ, 1995. – 544с.

2. Газета Русский Инвалид. М. Июль 2003 №7(133). 3.Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации, 1993г.», - М.: Дом. 1994. – 120с.

4. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 272с.

5. Законодательство зарубежных стран по социальному обслуживанию населения / Сост. Галыгина Ю. Р. М. 1994.

6. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн. – М.: Юрайт-М, 2002. – 48с. 7. Лепихов М. И. Право и социальная защита населения в России. М «Былина», 2000. – 696с.

8. Международные акты о правах человека. Сборник документов – М.: Издательская группа НОМА-ИНФРА-М, 1998 –784с. 9. Менеджмент социальной работы: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Под. Ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 288с.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1988. – 750с.

11. Основы социальной работы: учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 395с.

12. Права, оплаченные страданием: Справочно-публицистическое издание для инвалидов и тех, кто рядом с ними / Ред.-сост. А. Г. Зебзеева. – Пермь: Здравствуй, 2001. – 320с. 13. Право социального обеспечения. Учебник / Под.ред. К. Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. – 328с. 14. . Государственный доклад «Положение детей в Российской Федерации, 1993г.», - М. с. 105

15. Пчелинцева Л. М. Комментарии к Семейному Кодексу Российской Федерации. – М.: Издательство НОРМА, - 696с. 16. Технология социальной работы. : Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.

17. www. seprava.

Просмотров работы: 140