Девиантное поведение подростков

XV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Девиантное поведение подростков

Запрягаева Д.Л. 1
1гимназия Пущино
Шестибратова О.В. 1
1гимназия Пущино
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В последние годы во всех сферах жизни общества (экономической, политической, духовной) и в образовательном процессе происходят глобальные изменения. Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Подростковый возраст (11 - 15 лет) - это время становления характера ребенка. Подростков все больше отличают отчужденность, тревожность, духовная опустошенность, которые приводят к различным отклонениям в поведении: агрессивности, жестокости, росту алкоголизма, токсикомании, наркомании, вандализма.

Именно в этот период влияние социальной среды и ближайшего окружения оказывается с огромной силой и разной социальной направленностью. С одной стороны, многие подростки занимаются в разных кружках, посвящают себя учёбе или спорту, находят для себя увлекательное хобби. В нашем городе действует Дворец спорта «Ока», Центр культурного развития Вертикаль, художественная, музыкальная и спортивные школы, детско-юношеский центр Радуга. Но с другой стороны значительная часть подростков демонстрирует негативные формы поведения. По данным официальной статистики, за последние 10 лет в нашей стране средний возраст приобщения к курению снизился на 4 года 4 месяца и составил 10 лет 1 месяц. Средний возраст приобщения к алкоголю составил 11 лет. Частота случаев выявляемого алкоголизма среди 15-17 летних увеличилась на 70%, количество официально зарегистрированных наркоманий увеличилось в 4 раза, токсикоманий – в 3 раза. Поэтому общество заинтересовано в воспитании полезных и активных членов общества и проведении профилактической работы с детьми девиантного поведения.

Чрезвычайно важным для своевременного начала профилактической работы является раннее выявление учащихся, склонных к девиантным формам поведения, которые удобнее всего проводить в школе, где в данный период дети проходят процесс обучения и социальной адаптации.  Поэтому проблема девиантного поведения подростков и молодых людей юношеского возраста – это одна из важнейших проблем современных образовательных учреждений.

Актуальность работы заключается в том, что и в нашей школе есть случаи, когда подростки проявляют агрессивное поведение по отношению друг к другу, к учителям, курят в туалетах и на территории школы, задействованы в драках. Поэтому проблема раннего выявления и профилактики различных форм девиантного поведения в нашем образовательном учреждении является актуальной.

Степень изученности

Научной и популярной литературы по теме девиантного поведения достаточно много. Сложнее оказалось найти конкретную информацию по интересующему меня вопросу и изложить ее четко и ясно. Но в книге Никитина В.А. «Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты» я нашла ответы на многие интересующие меня вопросы по данной теме, также использовала и некоторую другую литературу. Дополнительную информацию по теме я взяла из интернет-источников, в которых были статьи по теме девиантного поведения его видах, причинах и разных проявлениях.

Гипотеза: подростки большую часть времени суток проводят в школе вместе со сверстниками, поэтому наиболее эффективный результат профилактической работы по предупреждению девиантного поведения ожидаем в школе.

Цель работы: изучить склонности к различным формам девиантного поведения учащихся и разработать наиболее эффективные меры профилактики.

Задачи:

1. рассмотреть специфику девиантного поведения в подростковом возрасте;

2. изучить различные выявления девиантного поведения;

3. провести изучение и анализ литературы;

4. найти возможный вариант профилактики девиантного поведения детей в школе.

Предмет исследования: причины и формы дивиантного поведения.

Объект: подростки в возрасте 11-15 лет.

Описание опыта работы

Я учусь в гимназии «Пущино» с 1-ого класса. Еще в младших классах я наблюдала за поведением одноклассников и ребят старше. Становясь старше, я начала замечать, что и у моих сверстников, и у младших, и старших учеников нашей школы поведение и манера общения менялись, ярче это проявлялось у детей возрастом с 11 до 15 лет. Но особенно меня поразило, что у многих из них это поведение менялось в худшую сторону. А способствовало этому то, что некоторые мало контактировали со своими родителями, попадали под влияние дурной компании и хотели казаться старше своих лет, приобщаясь к дурным привычкам, по типу курения и употребления алкоголя.

У меня возник проблемный вопрос: что можно сделать, чтобы помочь подросткам найти правильный путь своей жизни, и как помочь учителям и родителям в воспитании детей с девиантным поведением? Родилась идея проекта «Девиантное поведение подростков».

Значимость представленной работы заключается в систематизации информационных сведений о понятии девиантного поведения, его видов и характеристик, условий и причин возникновения. И в поиске варианта решения на примере гимназии «Пущино».

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Девиантное поведение подростков – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил, принятых обществом.

Проявляется агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью, бродяжничеством, тревожностью, депрессией, целенаправленной изолированностью, попытками суицида, гиперобщительностью, фобиями, нарушениями пищевого поведения, зависимостями, навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как отдельные психические расстройства и как симптомы определенного синдрома, заболевания. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает применение медикаментов, психокоррекцию, психотерапию, социально-реабилитационные мероприятия.

1.2 Виды девиаций детей и подростков - клиническая психология выделяет такие формы детского девиантного поведения (виды, их характеристика):

 антисоциальные или агрессивные поступки внутри семьи, по отношению к близким людям;

 агрессивные или асоциальные поступки в отношении других детей;

 агрессивность внутри группы детей, где ребенок хорошо адаптировался;

Отклонения у подростков, детей (часто встречающиеся формы, виды):

 самоповреждение;

 саморазрушение;

 рискованность;

 сексуальная распущенность;

 бродяжничество;

 зависимость от социальных сетей;

 участие в деструктивных группах;

 наркомания;

 пьянство;

 нарушение школьной дисциплины;

 побеги из дома;

 суицидальные наклонности.

Из беседы со школьным социальным педагогом Пуховой Т.А., я выяснила, что в нашей школе есть следующие виды девиантного поведения:

1. Рискованность;

2. Нарушение школьной дисциплины;

3. Зависимость от социальных сетей;

4. Склонность к употреблению спиртных напитков.

1.3 Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы.

Первая – особенности социальной среды:

Неполные семьи. 

В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.

Конфликтные, асоциальные семьи.

Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.

Учебно-воспитательные ошибки.

Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

Отягощенная наследственность.

Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.

Патологии центральной нервной системы.

Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.

Особенности пубертатного периода.

Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

 

1.4 Патогенез девиантного поведения подростков

Патогенез - механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений. Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

1.5 Классификациядевиантного поведения подростков

Существует несколько вариантов классификаций девиантного поведения подростков. В рамках медицинского подхода распространена типология, предложенная В. Д. Менделевичем – российским психиатром, психотерапевтом, патопсихологом. Она основана на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

Делинквентный тип.

Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины чаще всего социальные - недостатки воспитания.

Аддиктивный тип.

Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс, мастурбация).

Патохарактерологический тип.

Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии

Психопатологический тип.

Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания. Пример: апатия – симптом депрессии, гипомания – проявление биполярного расстройства.

Гиперспособности.

Одаренность, талант, гениальность проявляются действиями, отклоняющимися от нормальных.

1.6 Симптомы девиантного поведения подростков.

Подростковые девиации не имеют четко выраженной стадийности. Развитие идет от единичных отклоняющихся поступков к регулярным повторяющимся действиям, организованной деятельности, образу жизни. Прогресс может занимать несколько недель, месяцев, лет.

Основное клиническое проявление девиантного поведения подростков – сложности социальной адаптации: частые конфликты с учителями, одноклассниками, смена друзей, приверженность «плохим компаниям». Общественная дезадаптация проявляется уходами из дома, отказом от школы, прогулами уроков, увлеченностью интернетом, компьютерными играми. Учебная деятельность дается тяжело, заинтересованность занятиями отсутствует, успеваемость низкая. Характерна рассеянность, низкая концентрация внимания, отсутствие волевых способностей. Увлечения часто меняются, дела остаются недоведенными до конца.

В эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

На физиологическом уровне отклоняющееся поведение сопровождается нарушениями сна, аппетита, дневной сонливостью, снижением функций иммунной системы, дисменореей, психосоматическими реакциями. Подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, подвержены инфекционным заболеваниям, функциональным расстройствам (головные боли, повышение температуры, перепады артериального давления, нарушения пищеварения).

Стоит отметить, что необычные способности также являются признаками девиации, но редко рассматриваются в качестве патологических симптомов. Одаренные гениальные подростки не вызывают беспокойства со стороны общества, не нуждаются во врачебной помощи. Специальные условия развития организуются учебно-воспитательными учреждениями.

1.7 Диагностикадевиантного поведения.

Диагностика девиантного поведения подростков выполняется психиатром и медицинским психологом. Процесс постановки диагноза основывается на ряде клинических и психологических методов:

Наблюдение, беседа.

Врач-психиатр опрашивает пациента: выясняет условия проживания, особенности семейных взаимоотношений, привычки, хобби. Оценивает общее состояние, особенности эмоциональной сферы, поведенческие ответы.

Опрос родителей, родственников.

Психиатр выслушивает жалобы людей, близко контактирующих с пациентом. Мнение других людей важно, так как критика к собственному состоянию у девиантных подростков часто снижена.

Психологическое тестирование.

Клинический психолог предлагает подростку ответить на вопросы тестов, личностных опросников. Часто используется Минесотский многофакторный опросник личности (MMPI), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Айзенка, шкала тревожности. Результат позволяет определить доминирующие особенности личности, характерологические черты.

Проективные методики.

Используются клиническим психологом для выявления вытесненных эмоций – агрессии, страха, тревоги. Представлены рисуночными тестами, тестом Сонди, тестом Розенцвейга.

Данные специальных диагностических методов дополняются документацией других специалистов, взаимодействующих с подростком. При постановке диагноза психиатр учитывает характеристики школьных учителей, участкового уполномоченного полиции, выписки из амбулаторной карты педиатра, детского невролога и врачей других специальностей. 

 

1.8 Лечение девиантного поведения подростков.

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

Психотерапию.

Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций, возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические встречи рекомендованы родителям для восстановления полноценных отношений.

Психокоррекцию.

Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления. Результат повышает эффективность психотерапевтической работы, уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе (предпосылка для социальной реабилитации).

Фармакотерапию.

Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии. Специфических препаратов для лечения асоциального поведения нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств, антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии. Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.

Параллельно с врачебной, психологической помощью выполняется социально-педагогическая реабилитация. Мероприятия организуются на базе образовательных учреждений социальными педагогами, педагогами-предметниками, школьными психологами. Перспективным способом лечения отклоняющихся форм поведения является групповая психотерапия. Встречи предполагают моделирование частых проблемных ситуаций. В ходе ролевых игр подростки обучаются методам разрешения конфликтов, наблюдают за собственными реакциями и их результатами, учатся выстраивать продуктивные отношения со сверстниками.

1.9 Прогноз и профилактика девиантного

поведения подростков

В большинстве случаев при комплексном лечении девиантное поведение подростков имеет благоприятный прогноз – молодые люди обладают гибкостью приспособительных механизмов, реабилитационные и психотерапевтические мероприятия дают положительный результат. Больших усилий требуют случаи, когда девиация развивается на фоне неврологического и/или психотического заболевания. Профилактика основывается на раннем выявлении патологических внутрисемейных отношений, проблем с обучением.

Профилактика – это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека. Рассмотрим несколько подходов в работе по профилактике девиантного поведения.

Информационный подход.

Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Социально-профилактический подход.

В качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным образовательным учреждением, социальным педагогом для устранения или снижения риска возникновения девиантного поведения.

Медико-биологический подход.

Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, то есть патологией на биологическом уровне.

Следующий подход – социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или исправлении качеств личности человека с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

Существует еще один подход, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение. «Чтоб другим неповадно было», – гласит народная мудрость. Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же – выявление и устранение причин социальных отклонений.

Но конечно в первую очередь вопросами профилактики девиантного поведения должна заниматься семья. Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно заранее предотвратить их. Однако родители (законные представители) должны помнить, что предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям. Если же время было упущено, то коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:

1. информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные и опыт других людей.

2. самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку;

3. занятия в различных секциях. Отдав ребенка в спорт или творческую группу, можно направить его интересы и энергию в положительное русло;

4. если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется возможным, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональная консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты;

5. кроме индивидуальной коррекционной работы с подростками, имеющими признаки патологического отклоняющегося поведения, необходимы и общемедицинские мероприятия с участием детских и подростковых врачей-психиатров.

 В число таких мероприятий можно включить следующие:

- консультативный осмотр специалиста из инспекции по делам несовершеннолетних с целью выделения групп подростков, нуждающихся в специализированной помощи;

- проведение медикаментозного и психотерапевтического лечения подростков с патологическим отклоняющимся поведением в поликлинических условиях, а при необходимости - и в больнице;

- проведение разъяснительно-пропагандистской работы среди подростков.

6. учитывая чрезмерный эгоцентризм и жажду признания у демонстративных подростков, им следует разъяснить, что удовлетворение этих желаний возможно, например, при занятиях творчеством.

Важно показать, что окружающие понимают внутренние причины отклоняющегося поведения (желание быть неординарным, необычным). В беседе целесообразно не оказывать «грубого» давления, а использовать живые, яркие примеры, образные сравнения.

В результате изучения вопроса я пришла к выводу, что девиантное поведение подростков - это опасное явление, которое лучше предотвратить, чем лечить. И комплексная профилактическая работа с подростками в школе, в семье необходима!

Глава 2. Практическая часть

2.1 Описание практической работы

Я учусь в гимназии «Пущино» с 1-ого класса. Еще в младших классах я наблюдала за поведением одноклассников и ребят старше. Становясь старше, я начала замечать, что и у моих сверстников, и у младших, и старших учеников нашей школы поведение и манера общения менялись, особенно это проявлялось у детей возрастом с 11 до 15 лет. Но особенно меня поразило, что у многих из них это поведение менялось в худшую сторону. А способствовало этому то, что некоторые мало контактировали со своими родителями, попадали под влияние дурной компании и хотели казаться старше своих лет, приобщаясь к дурным привычкам, по типу курения и употребления алкоголя.

Механизм зарождения и развития девиантного поведения подростков сложен. Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения. Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведения. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер

У меня возник проблемный вопрос: что можно сделать, чтобы помочь подросткам найти правильный путь своей жизни, и как помочь учителям и родителям в воспитании детей с девиантным поведением?

Родилась идея создания волонтерского движения (волонтерского клуба) в школе.

 

2.2 Создание проектного продукта

Итак, необходимая информация о девиантном поведении собрана. На её основе можно сделать вывод о том, что девиантное поведение должно быть рассмотрено и известно во всех его проявлениях как родителям, так и учителям, воспитателям, руководителям молодежи. Правильное поведение взрослых при появлении факторов, приводящих к девиантному поведению подростков, поможет разрешить создающуюся проблему уже на этапе ее раннего возникновения. Я предлагаю создать волонтерское движение (волонтерский клуб) в гимназии «Пущино» который должен объединить учителей и подростков, а возможно и родителей.

Волонтерская деятельность. как метод профилактики девиантного поведения старших подростков в образовательной организации.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требует появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию положительных установок подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer – доброволец) – это люди, делающие что либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение в школе имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

В словаре русского языка Ожегова С.И. слово «волонтер» синоним слова «доброволец», в социологическом словаре «волонтер – тот, кто добровольно взял на себя какую-либо работу». Волонтерство не знает национальности, возраста, статуса.

Сам же термин «волонтерство» пришел в Россию в начале 1990-х годов. Уже в 1995 году Государственной Думой был принят федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в котором под благотворительной деятельностью «понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставление услуг, оказанию иной поддержки».

Волонтерская деятельность – это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли.

Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) без принуждения со стороны.

Волонтерство объединяет и организует подростков вокруг решения важной задачи, направленной на формирование духовно-нравственных позиций современной молодежи. Волонтерское движение – новая философия, в основе которой лежит концепция уважения и безусловного принятия личности.

Волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером.

Волонтерство предполагает:

мотивацию, не связанную с извлечением прибыли;

отсутствие компенсации от государства;

мотивацию через личную вовлеченность.

Труд волонтеров обычно сводится к различным видам общественных работ (строительство дорог, уборка территорий), организации общественно полезных мероприятий (благотворительных концертов, сбора средств в поддержку нуждающихся), индивидуальной нематериальной помощи отдельным лицам или организациям (инвалидам, детям-сиротам, ветеранам войны, некоммерческим структурам).

Я обратилась к опыту европейских стран, в частности рассмотрела опыт работы с трудными подростками в Германии. Там специалисты, курирующие досуг трудных подростков, включены в штат школы, где они занимаются организацией свободного времени этих подростков, а так же консультируют их родителей в вопросах воспитания. Специалисты привлекают детей и подростков к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья, с пожилыми людьми, либо с детьми из детских домов. По сути, это и является включением трудных подростков в волонтерскую деятельность. После введения данной практики, преступность в Германии среди молодежи от 14 до 21 года сократилась на 46 процентов.

Думаю, создание волонтерского центра на базе гимназии «Пущино» и привлечение в него детей с признаками дивиантного поведения было бы целесообразным и полезным.

Основная задача подобного центра (клуба) – системное вовлечение подростков в многообразные социальные проекты и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности через организацию добровольческой деятельности. Популяризация социальной помощи, благотворительности как мировоззренческой ориентации личности и образа жизни, развитие у подрастающего поколения патриотического отношения к своей истории. Участие в волонтерском центре - становится для молодежи возможностью получения жизненного опыта, позволяет раскрыть их лучшие человеческие и гражданские качества, демонстрирует зрелость и приносит реальную пользу обществу.

Основная цель волонтерского центра - направлена на развитие лидерских качеств и повышение гражданской ответственности в молодежной среде; пропаганду здорового и спортивного образа жизни; поддержку молодежных инициатив, ее стимулирование, объединение и знакомство лидеров молодежи округа. Молодым перспективным лидерам дают возможность предметно обсудить наиболее острые и актуальные вопросы, волнующие современную молодежь, поделиться начинаниями и перспективными предложениями, которые особенно необходимы для эффективной реализации молодежной политики.

Важно отметить, что включение самих подростков в волонтерскую деятельность позволяет одновременно решить несколько задач:

1. охватить достаточно большую молодежную аудиторию, что важно при дефиците специально подготовленных психолого-педагогических кадров;

2. сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки как у самих волонтеров, так и у их собеседников, развить чувство самоуважения и ответственности;

3. через общественно полезное дело сформировать навыки, важные для взрослой жизни, в том числе для будущей профессиональной деятельности.

Подростки-волонтеры могут участвовать распространении просветительских материалов, в творческих массовых и досуговых мероприятиях, проводить профилактические занятия в виде бесед, деловых игр, тренинговых занятий и т.д.

Я думаю, участие в волонтерской деятельности поможет подросткам реализовать свое потенциальное стремление к лидерству, на какое-то время получить права и функции взрослого человека: самостоятельное планирование деятельности, ее реализация, несение ответственности за результаты своей работы, профилактика девиантного поведения. Все это формирует у волонтеров чувство ответственности за все происходящее вокруг, помогает им выработать гражданскую позицию в отношении к общественно значимым проблема.

Одним из приоритетных направлений волонтерских организаций по профилактике асоциального поведения среди молодежи является предупреждение наркомании и формирование здорового образа жизни среди молодежи.

Организаторами волонтерской деятельности в школе могут выступать структурные подразделения, общественные объединения и организации, органы ученического самоуправления, обучающиеся, преподаватели и сотрудники.

В своей деятельности организаторы опираются на международные, республиканские и локальные нормативные правовые акты, соответствующие выбранному профилю волонтерской деятельности.

Содержание волонтерской деятельности определяется социальным заказом или инициативой организаторов.

Волонтерская деятельность в школьном центре основывается на принципах:

- добровольности;

- законности;

- самоуправления;

- непрерывности и систематичности;

- свободы определения внутренней структуры форм и методов работы;

- осознания участниками волонтерского движения личностной и социальной значимости их деятельности;

- ответственного отношения к деятельности.

Волонтерская деятельность в школе может реализоваться в различных формах:

акции,

проекты,

программы и т.д., которые могут носить как краткосрочный, так и долгосрочный характер.

Для осуществления волонтерского движения в школе формируются волонтерские отряды (группы) и создаются органы самоуправления. Вся волонтерская деятельность в школе согласуется с администрацией.

В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Формирование у подрастающего поколения здорового жизненного стиля, активной гражданской позиции, успешной, конкурентоспособной личности человека, через привлечение к волонтерской работе самих подростков, что особенно ценно в условиях ограниченности времени школьной действительности. Формирует устойчивые конструктивные установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются. В процессе волонтерской работы происходит восполнение дефицита социальной востребованности и реализацию лидерского потенциала, профилактика девиантного поведения. Развиваются навыки и совершенствуются знания, которые пригодятся ребятам для взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности.

Волонтеры могут:

• выполнять задания, не относящиеся к постоянным оплачиваемым работам;

• добавить новое направление деятельности и новых людей к организации;

• принести новые идеи в организацию;

• создать общественное мнение об организации в обществе;

• распространять информацию об организации в личном общении с людьми;

• помочь в сборе средств;

• поощрять гражданскую активность.

В результате, в волонтерском центре гимназии «Пущино» будет происходить подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе. Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

Первым волонтерам тем, которые начнут все с нуля, необходимо пропустить идею волонтерства через себя и понять, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель – желание изменить этот мир к лучшему. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренингах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу «равный – равному» волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.

Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром. Во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой. Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение социальных опросов, анкетирования)). В-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу «равный – равному», проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в группы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для малышей, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Волонтерство позволяет показать детям границу между добром и злом, справедливостью и бессовестностью, милосердием и жестокостью.

Волонтер обязан знать и соблюдать моральные нормы и правила, не исключая и основополагающие религиозные заповеди. Право верить или не верить в Бога, не освобождает любого человека, а тем более волонтера, дать точный ответ на вопрос «что такое хорошо, а что такое плохо».

Отдельно рассмотренная мной волонтерская деятельность, как метод профилактики девиантного поведения старших подростков в гимназии «Пущино» перспективна в решении этой проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект «Девиантное поведение подростков» реализован, поставленная цель достигнута. В результате исследования я пришла к следующим выводам:

Подростковый возраст - самый опасный возраст для формирования девиантноого поведения.

Оно может проявляться в формах:

• антисоциальных или агрессивных поступков внутри семьи, по отношению к близким людям;

• агрессивных или асоциальных поступков в отношении других детей;

• агрессивности внутри группы детей, где ребенок хорошо адаптировался;

• самоповреждения;

• саморазрушения;

• рискованности;

• сексуальной распущенности;

• бродяжничества;

• зависимости от социальных сетей;

• участия в деструктивных группах;

• наркомании;

• пьянства;

• нарушение школьной дисциплины;

• побега из дома;

• суицидальных наклонностей.

Девиантное поведение опасно не только для общества, но и для самих подростков, так как именно у подростков легко выявить разные формы девиаций, но также и легко предотвратить их, потому что в подростковом возрасте мы ещё можем что-либо исправить, так как ребёнок ещё не сформирован. Поэтому легче всего проводить комплексную профилактическую работу в школе, когда подросток находится под контролем специалистов.

Результатом моей работы являются рекомендация по созданию волонтерского центра (клуба) в гимназии «Пущино».

Волонтерство – особый вид человеческой деятельности. Это не просто помощь родственнику или соседу. Работа волонтеров в своей сущности носит системный характер. Волонтеры могут помогать тем людям, которых они до этого никогда не видели.

Я считаю, что привлекать подростков для участия в качестве добровольцев волонтерского объединения – необходимо. Особо следует обратить внимание на подростков, подверженных негативным влияниям социальной реальности, склонных на асоциальное поведение. Организация волонтерских объединений, деятельность которых будет направлена на профилактику девиантного поведения, может иметь положительные результаты, если будут созданы благоприятные для этого условия, будут применены научно обоснованные методы и способы работы с девиантными подростками.

Таким образом, я могу сказать, что волонтерская деятельность может стать одним из методов профилактики девиантного поведения старших подростков в школе. Рост интереса к этой деятельности вырос, поэтому использование волонтерской деятельности будет актуально.

 

 

Список литературы и интернет - источников:

1. Обществознание. Учебник для общеобразовательных организаций подредакцией Л.Н.Боголюбова, - М.: «Просвещение», 2016

2. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы.

3. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.

4. НикитинВ.А. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты.

5. https://www.prlib.ru

6. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/09/24/issledovatelskiy-proekt-na-temu-prichiny-deviatnogo-povedeniya

7. https://www.studsell.com/view/37117/

Просмотров работы: 444